Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Леонтьева Оксана Валентиновна

Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета)
<
Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Леонтьева Оксана Валентиновна. Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Чита, 2003 228 c. РГБ ОД, 61:04-13/1113

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки

1.1. Эстетическая культура личности как философско-психолого-педагогическая проблема 14

1.2. Педагогические условия приобщения будущего учителя к эстетической культуре в образовательном процессе вуза 39

1.3. Возможности дисциплин предметной подготовки (на примере тех-нолого-экономического факультета) в приобщении будущего учителя к эстетической культуре 74

ГЛАВА 2. Пути приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки

2.1. Состояние уровня эстетической культуры будущих учителей на технолого-экономическом факультете 101

2.2. Формирующий этап эксперимента приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки 128

2.3. Характеристика модели приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки 150

Заключение 158

Библиография 162

Приложения 181

Введение к работе

Глубокие изменения в России, которыми отмечены 90-е годы, не могли не сказаться на такой сфере общественной жизни, как высшая школа. Сверхактуально звучат сегодня слова талантливого педагога и психолога М.М. Рубинштейна, сказанные им еще в 1915 г.: « ... для нас, балансирующих в потоке современного культурного роста без груза установившихся культурных традиций особенно велика опасность потерять равновесие и потонуть в ложной культуре; для нас стремление к углублению нашей внутренней жизни приобретает огромное жизненное значение» [184, с. 10].

Ориентация образования на общечеловеческие ценности, национальную духовную культуру; гуманитаризация содержания образования и освоение гуманистических технологий обучения и воспитания; создание в образовательных учреждениях среды, развивающей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации, предполагает внесение изменений в профессиональную подготовку всех специальностей.

Проблему формирования культуры будущего специалиста наиболее полно исследовала в 90-е годы Н.Б. Крылова [111]. Под культурой будущего специалиста автор понимает выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Культура будущего специалиста - итог качественного развития личности, ее знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств. «Содержание образования должно обеспечивать ... адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [188, с. 533]. Ядром культуры являются ценности, к которым нужно приобщать общество. Эстетическая культура есть совокупность таких приобщенных ценностей человеку. «Эстетическая культура человека, - утверждает М.А. Верб, - является стержневым, базис-

4 ным свойством личности, позволяющей ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании» [44, с. 19].

Проблема воспитания эстетической культуры обостряется в связи с той социальной ситуацией переходного периода развития общества, в котором мы живем: изменение в менталитете граждан общества, отсутствие устоявшихся моральных и эстетических критериев поведения, резкое падение уровня общей культуры. О снижении качества ценностных ориентации свидетельствуют социологические исследования (Н.Д. Никандров).

Для того, чтобы будущий специалист обладал высокой базовой, профессиональной и духовной культурой, в вузах страны идет процесс обновления содержания образовательной работы, отказ от стихийности и субъективизма, выход на систематизацию всех видов образовательного процесса и управления им. М.С. Каган утверждает, что учебные заведения не являются учреждением системы образования, а есть институты культуры, где обучение не цель, а средство приобщения к культуре. Следовательно, основной задачей всякого образования является приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности. Эти ценности должны прослеживаться в содержании образования и образовательных технологиях.

Указанные задачи профессионального образования касаются и приобщения будущих учителей к эстетической культуре, поскольку педагогическое образование выступает опережающей по отношению к другим сферам.

Эстетическая культура будущего учителя как сложный духовно-нравственный феномен представляет собой интегральное качество личности, выражающееся в активном внутреннем стремлении к прекрасному в искусстве и действительности, к творчеству и потребности приобщения к ним своих учеников; проявляющееся в творческом стиле деятельности.

В настоящее время имеет место качественное обновление самой теории эстетического воспитания в связи с изменением методологических оснований педагогики. Данное состояние общества и педагогической теории обуславли-

5 вают поиск оптимальных путей воспитания эстетической культуры будущего учителя.

К настоящему моменту исследованы различные сферы культуры личности будущего учителя: методологическая (Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин и др.), коммуникативная (B.C. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, О.В. Шайлова и др.), нравственная (A.M. Багаут-динов, В.И. Тихонова, Н.С. Шуркова и др.), педагогическая (А.В. Барабанщиков, В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.В. Седова, А.В. Сухо-млинский и др.) и др.

Задача приобщения к эстетической культуре многоаспектна и рассматривается в следующих работах: философов — М.М. Бахтина, Г.П. Выжлецова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, А.Ф. Лосева, А.В. Пирадова, В.А. Разумного, У.Ф. Суны и др.; культурологов и искусствоведов — А.И. Арнольдова, Ю.Б. Борева, О.В. Лармина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.И. Некрасовой, А.Б. Самохина, Э.В. Соколова и др.; педагогов - М.А. Верба, Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Л.П. Печко, В.А. Су-хомлинского, СТ. Шацкого, В.Н. Шацкой и др.; психологов - Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, СМ. Рубиншнейна, Б.М. Теплова и др., что и обуславливает подход к нашему исследованию на междисциплинарной основе.

В философско-психолого-педагогических исследованиях раскрыты разные аспекты эстетического воспитания: общие вопросы художественного и эстетического воспитания освещены М.А. Вербом, Д.Б. Кабалевским, И.И. Киященко, Б.Т. Лихачевым, Б.М. Неменским, Г.А. Петровой, С.Н. Савиной, Б.П. Юсовым и др.; вопросы развития эстетических эмоций, чувств, воображения - в работах Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, К.Д. Радиной, П.М. Якобсона и др.; развитие эстетических ориентации, потребностей - у М.А. Верба, Н.З. Короткова, Ю.В. Шарова и др.; эстетического интереса - Е.В. Квятков-ского, И.А. Ланиной, В.А. Филипповой, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Г.И. Щукиной и др.; эстетические взгляды и оценки рассматривают Л.М. Баженова,

У.Ф. Суна, Г.Ф. Сунягин, Л.Г. Коваль, Н.Н. Яковлева и др.; эстетический вкус - А.П. Велик, Л.Н. Коган, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др.; эстетическое отношение - Т.А. Ерахтина, Н.И. Ильгенская, А.Ж. Овчинникова и др.; эстетический идеал - М.С. Каган, О.В. Лармин, Л.Н. Столович и др.; эстетическое сознание - М.П. Гальперин, И.Ф. Гончаров, О.В. Лармин и др.

Теоретическим основам, организации, определению содержания, форм и методов развития эстетической культуры будущих учителей в образовательном процессе вуза посвящены исследования: Л.А. Бордонской, М.А. Верба, М.В. Евдокимовой, И.П. Ильинской, Т.М. Кауда, Г.Т. Казилова, О.А. Кравченко, А.А. Куриленко, И.Ю. Павловой, М.А. Петровой, Н.А. Шмырёвой и

Раскрыты различные стороны методической подготовки учителя технологии и предпринимательства: развитие его творческих способностей, графической компетентности; формирование проектировочных и конструкторских знаний и умений; общие вопросы профессионального становления (П.Р. Атутов, В.М. Баженов, В.М. Быстрое, Р.А. Галусов, И.А. Жарикова, Е.В. Крыжанстовская, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, Р.В. Чур-баев, И.П. Шутова и др.).

Анализ научных трудов, появившихся в последнее время, позволяет заключить, что вопросы эстетического воспитания и образования рассматривались с разных точек зрения, но аспект приобщения будущих учителей технологии и предпринимательства к эстетической культуре является малоизученным и не был предметом самостоятельного исследования. Вместе с тем, в практической деятельности ощущается необходимость проведения такого исследования, поскольку этот вид предметной подготовки имеет ярко выраженные специфические особенности.

Приобщение к эстетической культуре будущих учителей технологии и предпринимательства осуществляется в большей степени через организацию деятельности. На важность именно деятельностного характера приобщения к культуре обращают внимание известные философы, психологи и культуро-

7 логи М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, В.М. Межуев, Э.В. Соколов и др., они подчеркивают, что культура воспитывается через деятельность.

Содержание подготовки будущих учителей на технолого-экономическом факультета непосредственно связано с разными видами деятельности, что открывает большие возможности для их приобщения к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки.

Студенты технолого-экономического факультета готовятся к инженерной и педагогической деятельности, поэтому их эстетическое образование должно быть подчинено, с одной стороны, задаче формирования систем функциональной, конструктивной и творческой ориентации их вкуса. С другой стороны, важен аспект воспитывающих отношений, которые возникают в деятельности, организаторами которой они выступают. В то же время по-прежнему сохраняется диспропорция в профессиональной и культурной подготовке студентов вуза, которая выражается в направленности его образовательного процесса на подготовку только учителя-предметника.

Как правило, преподаватели технолого-экономического факультета в большей степени сориентированы на реализацию учебных задач в процессе обучения, а проблема приобщения будущего учителя к эстетической культуре уходит на второй план или рассматривается как сопутствующая, но не главная.

Дисциплины предметной подготовки (черчение, начертательная геометрия, техническая эстетика и дизайн, техническое и декоративно-прикладное творчество, элективные курсы и др.), изучаемые на технолого-экономическом факультете, непосредственно связаны с эстетикой, содержат в себе значительный потенциал воспитания эстетической культуры будущих учителей. Однако без специального выявления возможностей данных предметов в эстетическом развитии будущих учителей они остаются не реализованными.

8 Итак, возникает целый ряд факторов, сдерживающих приобщение будущего учителя к эстетической культуре. Среди них: недостаточно развитая мотивация преподавателей вуза на решение задач приобщения к эстетической культуре; отсутствие у преподавателей необходимых знаний в области эстетического воспитания средствами предметов; недостаточная ориентация методического аппарата учебников и учебных пособий предметной подготовки на выявление её эстетического потенциала; -отсутствие специальной диагностико-методической литературы, которая бы позволяла преподавателям овладеть диагностическими умениями в области изучения уровня развитости эстетической культуры личности и создания условий для ее целенаправленного развития.

Таким образом, актуальность темы нашего исследования обусловлена потребностью разрешения противоречий между необходимостью повышения роли культуры в развитии граждан нашего общества и неиспользуемыми возможностями образовательного процесса вуза к ее приобщению; между накопленным уровнем знаний об эстетической культуре и отсутствием у преподавателей технолого-экономического факультета системных знаний о путях и условиях приобщения к ней будущих учителей; между насущной потребностью в приобщении будущего учителя технологии и предпринимательства к эстетической культуре и недостаточной теоретико-технологической разработанностью этой проблемы. Проблема исследования заключается, таким образом, в неразработанности теоретических и практических вопросов приобщения будущего учителя технологии и предпринимательства к эстетической культуре.

На основе выше сказанного, можно сформулировать проблему исследования: каковы пути и условия приобщения будущего учителя технологии и предпринимательства к эстетической культуре.

С учетом актуальности и научно-практической значимости проблемы нами был сделан выбор темы диссертационного исследования, которая сформулирована следующим образом: «Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (на примере техно лого-экономического факультета)».

ЦЕЛЬ исследования - теоретически обосновать и разработать пути и условия приобщения будущего учителя к эстетической культуре.

ОБЪЕКТ исследования - преподавание дисциплин предметной подготовки (на примере технолого-экономического факультета).

ПРЕДМЕТ исследования - процесс приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (на примере технолого-экономического факультета).

Нами была выдвинута ГИПОТЕЗА исследования, согласно которой приобщение будущего учителя к эстетической культуре будет протекать более успешно, если: -развитие эстетической культуры будет рассматриваться преподавателями вуза как важная задача предметной подготовки будущего учителя; будут целостно актуализированы все источники эстетической культуры и учтены её сущностные характеристики в процессе приобщения будущего учителя к ней; эстетический потенциал дисциплин предметной подготовки будет реализован с помощью адекватных технологий в единстве с другими блоками образовательного процесса технолого-экономического факультета; процесс приобщения будущих учителей к эстетической культуре будет осуществляться системно на основе разработанной модели.

Цель, объект и предмет исследования определили его ЗАДА ЧИ:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы воспитания эстетической культуры личности и определить ее место в системе общей культуры человека.

Изучить возможности дисциплин предметной подготовки (на примере технолого-экономического факультета) в приобщении будущих учителей к эстетической культуре.

Определить оптимальные пути и условия приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (на примере технолого-экономического факультета).

Разработать модель приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (на примере технолого-экономического факультета).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования являются: ведущие положения теории эстетического воспитания; идеи системного, культурологического, личностно-деятельностного подходов; положения психологии и педагогики о личности как субъекте деятельности и отношений; исследования современной дидактики о целостности учебного процесса и воспитании личности в нем; исследования, посвященные проблеме интеграции в процессе обучения; комплексный подход, предполагающий сочетание теории и практики в воспитании эстетической культуры личности, опору на знания разных наук (философии, эстетики, культурологии, искусствоведения, психологии, педагогики и др.); социально-педагогические положения об особенностях старшего юношеского возраста; концепции педагогической культуры и др.

Исходя из поставленных задач, исследование предполагает разработку проблемы на теоретико-методологическом и практическом уровнях. Методами исследования являются: теоретическое изучение и анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической и др. литературы; обобщение философских, культурологических и психолого-педагогических идей и взглядов; эмпирические методы: опрос, анкетирование, групповые и индивидуальные беседы, использование диагностических заданий; включенное наблюдение, изучение продуктов творчества будущих учителей (сочинения, опорные конспекты, творческие проекты); моделирование процесса приобщения к эстетической культуре и ситуаций эстетиче- ского продвижения; обобщение и анализ эстетического опыта будущих учителей и его источников; констатирующий и формирующий эксперимент; качественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения.

Новизна исследования определяется тем, что: обогащено понятие «эстетическая культура будущего учителя»; уточнены компоненты, уровни и критерии эстетической культуры будущего учителя; систематизированы научные знания об эстетическом потенциале дисциплин предметной подготовки на технолого-экономическом факультете; - выявлены эстетические возможности разных видов учебно- познавательной и учебно-профессиональной подготовки будущих учителей на технолого-экономическом факультете; установлены связи и зависимости между возможностями приобщения будущих учителей к эстетической культуре посредством потенциала дисциплин предметной подготовки, а также логикой и структурой всего учебного процесса на факультете; определена специфика приобщения к эстетической культуре старшего юношеского возраста; разработана модель учебного процесса, раскрывающая условия и пути этого процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно выполнено в русле культурологического подхода, выдвигающего другую, отличную от традиционной, логику процесса развития личности, основанную на актуализации её внутренних механизмов и ценностей. Данный подход определил выбор ведущих, раскрывающих тему исследования понятий «приобщение», «эстетическая культура» и явился основой для выявления новых аспектов в теории эстетического развития личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель приобщения будущих учителей к эстетической культуре откры-

12 вает возможность её использования в практике высшего педагогического образования, а также на всех ступенях непрерывного педагогического образования, в том числе и в системе повышения квалификации работников образования. Материалы исследования могут быть полезны студентам в процессе их самообразования и самовоспитания.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в реальных условиях учебного процесса на 1-5 курсах технолого-экономического факультета Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГПУ) г. Читы и института повышения квалификации учителей АБАО. Эксперимент продолжался с 1997 по 2003 г. включительно. На различных этапах исследования в экспериментальной работе по приобщению будущего учителя к эстетической культуре участвовало 215 студентов и 15 преподавателей и сотрудников университета.

Основные этапы исследования: / этап. Этот период (1997-2000 гг.) можно считать прогностическим, потому что он способствовал накоплению эмпирического материала и определению проблемы исследования.

2 этап (2000-2001 гг.). Изучение и анализ философско-психолого- педагогической и культурологической литературы по проблеме научного ис следования. Диагностика уровня развития эстетической культуры будущих учителей на технолого-экономическом факультете ЗабГПУ и осуществление констатирующего этапа эксперимента, обобщение его результатов.

3 этап (2001-2003 гг.). Проведение формирующего эксперимента, раз работка и апробация экспериментальной программы элективного курса «Эс тетическая культура учителя». Внедрение результатов исследования в прак тику вузовского обучения, оформление итогов диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетическая культура будущего учителя как сложный духовно-нравственный феномен представляет собой интегральное качество личности, выражающееся в активном внутреннем стремлении к прекрасному в искусст-

13 ве и реальной действительности, к творчеству и потребности приобщения к ним своих учеников; проявляющееся в творческом стиле педагогической деятельности.

Приобщение к эстетической культуре будущего учителя как к элементу его профессиональной культуры должно основываться на знании источников, сущностных характеристик эстетической культуры и путей её актуализации в образовательном процессе.

В ходе приобщения к эстетической культуре воспитывается, расширяется и углубляется личностная культура, которая проявляется в творческом стиле педагогической деятельности, реализующем эстетический потенциал будущего учителя.

Достоверность проведенного исследования, его итогов и выводов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических подходов, опорой на важнейшие положения отечественной философии, культурологии, психологии и педагогики; адекватностью методик исследования его задачам, этапам и анализу результатов экспериментальной работы; глубоким и длительным изучением процесса приобщения будущего учителя к эстетической культуре; сопоставимостью результатов с выводами других исследований.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты опытно-экспериментальной работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, научно-методических семинарах технолого-экономического факультета, научных региональных, межрегиональных, всероссийских, международных конференциях, межрегиональных школах Молодых Ученых в период с 1997, 1998, 2000-2003гг. в г.г. Бийске, Казани, Новокузнецке, Новосибирске, Улан-Удэ, Ульяновске, Чите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Эстетическая культура личности как философско-психолого-педагогическая проблема

В сознании общественности «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий нравственность, искусство, религию, науку и т.д. Человек культуры универсально относится к миру, через него он создает мир и самого себя. Культура в этом случае выступает как способ творческой самореализации человека.

Культура - многогранное и сложное понятие. В наиболее общем виде оно определяется как исторически достигнутый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах деятельности людей, а также в совокупности создаваемых ими материальных и духовных ценностей. В фундаментальных науках, исследующих человека, попытки определить само понятие «культура» привели к тому, что к настоящему времени имеется достаточно много определений, вместе с тем, среди них универсального пока нет.

По данным отечественных и зарубежных специалистов, насчитывается до 500 определений этого понятия, причем в самых различных сферах и при многообразии мотивационных предпосылок, что само по себе свидетельствует о сложности этого явления, обусловившего многообразие подходов к его анализу и интерпретации.

Сегодня понятие культура охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают общую, духовную, материальную, политическую, экономическую, правовую, нравственную, эстетическую, художественную, экологическую, профессиональную и другие виды культуры. Эта многозначность понятия термина культура объясняется многообразием разных форм ее существования.

Сам термин культура восходит к латинскому cultura, в первоначальном значении - возделывание, опека, забота. Сначала он употреблялся для выражения отношения к земле, предметам, а затем - к людям. Со временем этим понятием стали обозначать и совокупность умений и навыков, сформировавшихся в обществе для избранной цели; наконец, позднее оно обретает значение высшего результата деятельности людей.

Исследователи считают, что культура, или цивилизация в широком этнографическом смысле, слагается из сущности знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и др.

Проблемами культуры занимались ученые, принадлежащие к самым разным научным направлениям и школам (И. Хейзинга, А. Швейцер, Тейяр де Шарден, X. Ортега-и-Гассет, Э.Б. Тайлор, М. Мид, А. Моль и др.) [223, 145,146,231].

Представим наглядно ряд определений культуры, предложенных наиболее видными зарубежными учеными Таким образом, на наш взгляд, в понимании ученых культура - это социальное явление, закрепляющее посредством традиций - «социальной памяти», системы символов определенный образ, стиль жизни, базирующихся на совокупности духовных ценностей, идеалах совершенного человека; процесс прогрессивного продвижения человечества вперед, к свободе; способ мышления, чувствований и поведения, опосредованный социальными формами бытия человека, его духовной сущности.

Понятие «культура» рассматривается не просто как совокупность человеческих достижений в различных областях жизнедеятельности и даже не как процесс индивидуального или коллективного творчества, а как внутри себя организованное динамическое единство (общность) культурных феноменов, с присущими этому целостному образованию, как и всякому саморазвивающемуся деятельному созданию, особенностями. Известный культуролог А.И. Арнольдов [11] говорит о культуре как об умении не только смотреть, но и видеть, не только воспринимать, но и творить. Поэтому культуру понимают как выражение форм духовной жизни человека - мыслительной, религиозной, этической.

В настоящее время в науке сложилось несколько подходов к трактовке понятия культура: аксиологический, деятельностный, личностный, антропологический, естественно-антропологический, социологический, личностно-деятельностный, интегральный.

Культурологический подход мы рассматриваем как широкую методологическую основу, на базе которой может быть выстроено содержание современного образования, в том числе и высшего.

С точки зрения известного специалиста в области эстетического воспитания М.А. Верба [44], на общие позиции которого мы опираемся, полноценное воспитание личности возможно лишь в русле культурологической концепции.

В своих размышлениях ученый отдает предпочтение ценностному и личностно-деятельностному подходам, которые, по его мнению, «в наиболь 18 шей мере отражают характер взаимоотношений человека с эстетикой, искусством» [42, с. 6-7].

В свете культурологического подхода центром образования и воспитания выступает человек как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самореализации в общении и сотрудничестве с другими людьми и культурой (СВ. Кульневич) [30,116].

Состояние уровня эстетической культуры будущих учителей на технолого-экономическом факультете

В ходе исследования мы попытались определить общий уровень развитости эстетической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства у студентов 1-5 курсов Забайкальского государственного педагогического университета (ЗабГПУ) им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) при помощи анкеты открытого типа. При обработке полученных данных учитывались возрастные особенности обучаемых и специфика познавательной деятельности будущих учителей.

Формулируя вопросы анкеты, мы не стремились получить от испытуемых сумму формальных знаний. Нас интересовало другое: уровень эстетических представлений, отношение будущих учителей к искусству, к прекрасному в окружающей действительности, их эстетические интересы.

Будущим учителям были предложены семь вопросов, которые можно разделить на четыре группы. Первая группа вопросов (1) имела целью уста 102 новить уровень развитости эмоционального восприятия студентов 1-5 курсов.

Вторая группа вопросов (2-4) должна была выявить уровень теоретических знаний студентов в области эстетики и наличия у них художественных представлений, умений различать прекрасное в жизни и в искусстве, потребности в общении с разными видами искусства.

В третью группу (5-6) вошли вопросы, целью которых было выяснить степень эстетической образованности студентов перед изучением базовых дисциплин для приобщения к эстетической культуре курсов технолого-экономического факультета таких, как: «Техническая эстетика и дизайн», «Техническое и декоративно-прикладное творчество» и т.д. (1,2 курсы) и после их освоения (3-5 курсы), а также уровень сформированности эстетического вкуса будущего педагога, понимание им критериев красоты быта.

Последний вопрос (7) имел своей целью выяснить у студентов, каковы в их представлении главные критерии эстетической культуры человека.

Вопросы студентам заранее не оглашались, работа проводилась письменно в аудитории в течение двух часов (одной пары). Испытуемые должны были либо дать краткие ответы на все семь предложенных вопросов, либо обстоятельно ответить на некоторые их них (табл. 5).

Студентам были предложены следующие вопросы: 1. Выберите из двух описаний картины то, что, на Ваш взгляд, характеризует эстетическое восприятие ее. Опишите, какие чувства это описание у Вас вызвало. Обоснуйте свой выбор.

1) Описание картины И. Левитана «Март» (1895г.): «Картина солнечна, звонка. В тени лежит глубокий снег, а на солнце обнажились дорожные ко леи, с крыши капает капель. Солнце золотит стену дома, четко рисует зелень сосен и прозрачное розовое кружево голых веток берез на ярко-синем небе. От деревьев на снег ложатся темно-синие тени. Соседство теплых (золоти стых) и холодных (белых, голубых) тонов усиливает их звучание и вместе с контрастами света и тени наполняет пейзаж ослепительным солнцем и све жим воздухом. Даже если бы мы не знали название пейзажа, мы безошибочно определили бы не только время года, но и месяц - настолько точно переданы характерные именно для марта нюансы цвета и света в природе. Такая яркая синева в небе и в тенях бывает только в марте.

В картине нет людей, но открытая в доме дверь и стоящая у крыльца запряженная в сани лошадь говорят о незримом присутствии человека. Эти детали рождают чувство домашнего тепла и какого-то радостного ожидания, которое так естественно впервые ясно весенние для человека, стосковавшегося за зиму по теплу и солнцу.

Художник не только воспроизвел цветовое и свето-воздушное состояние мартовской природы, но и выразил настроение, которое оно вызывает у человека.

Чувство природы в пейзаже Левитана, ее лирика интимно-намеренны. Небольшое пространство, ограниченное слева деревьями, справа стеной дома, выхватывает из мира природы ее маленький уголок, обжитый человеком. Человек и природа здесь соразмерны, они наедине друг с другом, ничего не нарушает их гармоничного единения: просыпается, насыщается светом и теплом природа, светло и тепло становится на душе у человека» [165, с. 69].

2) Описание картины И. Левитана «Март» (1895г.): «Передо мной картина И. Левитана «Март». На ней, в центре, изображена дорога, на которой стоит лошадь, запряженная в сани. Слева лес, березы вперемешку с еловыми де ревьями, справа от нее стоит дом, на крыше крыльца дома тает снег. Дорога к дому тоже кое-где подтаяла, но снег еще лежит в тени деревьев. На заднем плане картины изображены березы, на самом верху одного из деревьев висит скворечник. Картина очень солнечная. Небо голубое чувствуется приход весны».

2. Раскройте суть понятий «красивое», «прекрасное», «возвышенное». В чем, на Ваш взгляд, различие этих категорий.

3. Чем отличается, на Ваш взгляд, фотография картины природы и художественная картина с изображением природы? Обоснуйте свой ответ.

4. Представьте невероятную картину: Вам почему-либо приходится отказаться от общения с какими-либо видами искусств: кино, театр, посещение художественных музеев и выставок, серьезная музыка, эстрадная музыка, чтение художественной литературы. Оставьте только одно. Обоснуйте свой выбор.

5. Опишите оформление своей новой квартиры.

6. Представьте себе картину квартиры: массивный стол, буфет и шкаф, занимающие полкомнаты и делающие ее полутемной. В одном их углов — комод, приспособленный под телевизор. Телевизор красивый, но его красота поблекла под вышитой накидкой, на которой расположились безделушки: кошечки, слоники или лампа в виде грибка, домика и т.д. Стены оклеены обоями с грубым аляповатым рисунком, на одной из стен вывешен ковер, не сочетающийся по цвету ни с мебелью, ни с обоями, а на другой - случайно попавшая сюда репродукция «Девятого вала» Айвазовского. Что Вы можете сказать о вкусе хозяина квартиры? Что нужно изменить в квартире? Обоснуйте свой ответ.

7. Какого человека Вы считаете культурным человеком? Проранжируйте предложенные пять вариантов ответов по степени значимости: 1) прежде всего; 2) в определенной степени; 3) не имеет значения: А) это высоконравственная личность; Б) должен быть хорошо воспитан, модно и со вкусом обет, обладать хорошими манерами; В) должен быть в курсе новинок в области литературы и искусства; Г) должен овладевать художественным насле 105 дием прошлого; Д) должен по мере возможности заниматься художественным творчеством.

Формирующий этап эксперимента приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки

На этом этапе эксперимента необходимо было проверить гипотезу, выявить условия и реализовать пути приобщения будущего учителя к эстетической культуре.

На основе теоретико-методологического анализа, определения критериев эстетической культуры с учетом возможностей студенческого возраста и констатации уровня приобщенности к эстетической культуре выпускников факультета была разработана программа формирующего эксперимента, проведенного в ЗабГПУ на технолого-экономическом факультете в 2000-2003гг. Эксперимент охватывал углубленным изучением 42 студента 3-5 курса. Приобщение будущих учителей к эстетической культуре в ходе эксперимента, воспитание эстетического опыта дали возможность исследовать процесс приобщения к эстетической культуре, изучить его этапы, использовав методы творческого освоения источников эстетической культуры и создав условия для оптимального осуществления этого процесса.

Изучение традиционных форм приобщения к эстетической культуре студентов в высшей школе дало богатый материал для обобщения и сделало закономерным обращение к поиску новых путей приобщения к эстетической культуре. Констатирующий эксперимент показал, что разные сферы, в которых будущий учитель самореализуется, - проективно-исследовательская работа способствует эстетическому развитию будущих учителей. Необходима целенаправленная работа, гармонично открывающая важнейшие источники эстетической культуры и ориентирующая будущих учителей на личностно-профессиональное становление. Мы считаем, что процесс приобщения будущих учителей к эстетической культуре замедляется, если не стимулируется на технолого-экономическом факультете эстетическое развитие. Открыть возможность для выбора источников эстетической культуры нужно в новой форме, специфичной для высшей школы и доступной в современных условиях факультета. Поэтому стержневым средством приобщения к эстетической культуре выступали экспериментальный элективный курс «Эстетическая культура учителя» и изучение дисциплин предметной подготовки. Занятия восполняли недостающие и усиливали имеющиеся эстетические влияния, фокусируя внимание на них будущего учителя, помогали ему освоить интегративное знание, дающее возможность решать задачи эстетического воспитания и профессионального творчества. Работа осуществлялась по авторской программе и методике, в ходе занятий проводилась диагностика эстетического роста, приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания специальных дисциплин.

Цель эксперимента - активизация потенциальных эстетических сил будущих учителей, открытие и творческое освоение ими важнейших источников эстетической культуры, создание оптимальных условий для приобщения к эстетической культуре.

Изучение критериев эстетической культуры осуществлялось путем индивидуального исследования эстетической культуры каждого будущего учителя, сопоставления его реального «Я» с потенциальным в индивидуально-поисковом режиме, в процессе освоения студентом элективного курса и дисциплин предметной подготовки.

В ходе анализа фиксировались проявления эстетической культуры, степень освоения личностью эстетических данностей, изменения в потребностях, качественные преобразования эстетической жизни будущих учителей. А также общие условия приобщения будущего учителя к эстетической культуре.

Мы применили комплекс методик, позволяющих использовать результаты совместной творческой деятельности преподавателя и будущих учителей не только в диагностических, но и в формирующих целях. Эстетическая культура исследуется как процесс развития, состоящий из качественных и структурных изменений.

Эксперимент включал в себя четыре этапа, каждый из которых актуализировал одно из западающих звеньев эстетической культуры, выявленных в ходе констатирующего эксперимента и зафиксированных в его выводах. Этапы эксперимента, цели каждого из них, соотнесенность с процессом приобщения к эстетической культуре представлены в модели эксперимента, где графически показано, что каждый последующий этап включает в себя ре 131 зультаты предыдущих (по принципу матрешек, каждая является внутренним содержание последующей), являясь новым уровнем эстетического продвижения, увеличения эстетической образованности и эмоциональности будущих учителей

На этом этапе ставились задачи: вызвать устойчивый и осознанный интерес к проблеме приобщения к эстетической культуре, пробудить познавательную активность и теоретически подготовить студентов экспериментального 3 курса для перехода на второй этап эксперимента. Решению этих задач должны были служить лекционно-практические занятия элективного курса «Эстетическая культура учителя» и комплекс заданий, которые выполняли будущие учителя. Темы лекционно-практических занятий («Культура и личность. Взаимодействие педагогики и эстетики в культурном пространстве», «Эстетика природы, труда, общения и поведения», «Эстетическая культура человека», «Эстетическое и художественное воспитание», «Интенсивная и экстенсивная модель эстетического воспитания», «Эстетическая направленность учебно-познавательной деятельности», «Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры учителя», «Изучение уровней эстетической культуры школьников») систематизировали знания будущих учителей по проблеме, актуализировали их жизненный и педагогический опыт, а также стимулировали активную самообразовательную работу

Похожие диссертации на Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (На примере технолого-экономического факультета)