Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности Коробко Глеб Юрьевич

Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности
<
Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коробко Глеб Юрьевич. Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Краснодар, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:06-13/2556

Содержание к диссертации

Введение

1. Изобразительная система художественных материалов и технологий: исторический опыт формирования и использования в творческой и педагогической практике 14

2. Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности 39

2.1. Теоретическое обоснование методологической общности разнородных форм изобразительной деятельности 39

2.1.1. Аконстантность восприятия 45

2.1.2. Целостность визуальных образов 53

2.1.3. Метод пропорциональных отношений 62

2.1.4. Стилистическое единство и взаимосвязь 68

2.2. Освоение методов изобразительной деятельности в живописи акварелью 78

2.3. Освоение и совершенствование методов изобразительной деятельности в живописи гуашью 86

2.4. Компьютерная графика: реализация и совершенствование основополагающих методов изобразительной деятельности

I студентов ХГФ 92

3. Опытно-экспериментальное исследование системы подготовки художников-

педагогов к работе в условиях многообразия форм и средств профессиональной

деятельности 109

3.1. Система практических заданий ПО

3.2. Педагогический эксперимент 129

3.2.1. Констатирующий эксперимент 133

3.2.2. Формирующий (обучающий) эксперимент 142

3.2.3. Сравнительный (контрольный) эксперимент 153

Заключение 161

Список литературы 164

Приложение 176

Введение к работе

Подготовка учителя изобразительного искусства требует овладения профессиональной базой различных видов художественной практики. Он должен сочетать в себе художника и педагога, владеющего широким арсеналом изобразительных средств.

Работа с материалом, эстетическое упорядочение разных его сторон в процессе создания художественного образа обычно связаны с формой как понятием, которое относится к творческой деятельности во всем многообразии ее проявлений (живописи, графике, литературе, музыке и т.д.). В современной живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве стала достаточно очевидной тенденция динамичного роста многообразия художественных материалов и технологий, расширения диапазона их возможностей, что влечет за собой и отрицательные и положительные последствия, влияющие на овладение навыками изобразительного искусства. Научно-методическое обеспечение формирования и совершенствования профессиональных качеств художника-педагога должно учитывать эту тенденцию и создавать предпосылки для выявления и реализации возникающего при этом потенциала благоприятных факторов.

Обучение изобразительному искусству может быть эффективным, если педагогическая работа учителя постоянно подкрепляется его личным опытом в практике живописи, графики и т.д., его способностью показать ученикам процесс воплощения художественного образа в том или ином материале, используя традиционные и современные технологии изобразительного искусства. Техника, в широком понимании ее функций в разных видах искусства, служит "материальной организации произведения" [13, с. 55]. Практический опыт, приобретенный в разнородных формах учебной и творческой практики, приводит студентов к умениям рационального

использования возможностей художественных материалов в различных условиях разрешения изобразительных задач.

Кроме освоения ремесленной базы работы художника, овладение
изобразительным языком художественных материалов и технологий развивает
образное мышление, воспитывает эмоционально-чувственное восприятие
окружающей действительности и изобразительную культуру. Без этих качеств
профессиональной и специальной подготовки выпускников системы высшего
художественно-педагогического образования невозможно выполнение

квалификационных требований, предусмотренных ГОС специальности 030800 Изобразительное искусство.

Значимость профессионально организованной деятельности в формировании личности прочно утвердилась в психолого-педагогической науке как один из основополагающих факторов. Разностороннему исследованию возникающих в этой области вопросов посвящены труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Н.Д. Гордеевой, В.В. Давыдова, В.М. Девишвили, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе и многих других психологов и педагогов.

При освоении учебных программ студентам художественно-графических факультетов приходится решать задачи построения изображения на плоскости, используя разнообразные графические и живописные материалы, а также материалы декоративно-прикладного искусства. Овладение навыками этой работы, ее технологией опирается на опыт и советы мастеров изобразительного искусства, а также на теоретическое и методическое обеспечение решения возникающих в этой сфере проблем. Среди авторов исследований в этой области, ставших основой системы художественно-графического образования, Г.В. Беда, Р.Ч. Барциц, А.А. Васильев, А.В. Виннер, Ю.И. Гренберг, А.К. Кальнинг, Д.И. Киплик, В.К. Лебедко, В.А. Лепикаш, Р.Г. Ломоносов, A.M. Михайлов, Н.В. Одноралов, П.Я. Павлинов, А.С. Пучков, П.П. Ревякин,

Н.Н. Ростовцев, А.В. Триселев, А.А. Унковский, В.А. Фаворский, А.С. Хворостов, А.П. Яшухин и др.

Оптимизация методов изобразительной деятельности в условиях расширения вариативности ее форм и средств, равно как и совершенствование практических навыков владения ими, составляет важную проблему профессиональной подготовки современного учителя изобразительного искусства. Решение ее необходимо, поскольку, как справедливо отмечал выдающийся художник-педагог Н.П. Крымов, смысл обучения состоит в том, чтобы в возможно более короткие сроки овладеть мастерством на основе профессионального опыта предшествующих поколений.

В числе современных форм и средств изобразительного искусства все более значительное место занимают компьютерные технологии, активно внедряемые в процесс подготовки художников-педагогов. Очевидно, что без владения навыками использования изобразительных возможностей компьютерной графики невозможна подготовка современного учителя изобразительного искусства. Научно-методическому обеспечению обучения компьютерной графике посвящены труды С.Г. Ажгихина, А.В. Апарина, Г.П. Блуднова, В.Ф. Бурмакина, A.M. Герасько, О.О. Гридасовой, И.Ю. Демьяненко, Д.Р. Изашвили, Ю.Ф. Катхановой, К.А. Кутумовой, С.К. Крылова, М.Н. Марченко, И.В. Соловьева, Р.В. Суховерова и др.

Использование компьютерных технологий при обучении изобразительному искусству в дисциплинах предметной подготовки, которые непосредственно не связаны со специализированными его видами (в частности, с компьютерной графикой), всегда вызывает неоднозначное отношение художников-педагогов, поскольку потенциально содержит возможность перехода использования графических программ за грань изобразительных средств. Несомненно, здесь существует опасность подмены живого зрительного опыта изучения натуры опытом изучения ее виртуальных образов, изначально заданных форм отражения.

В равной степени это может быть отнесено и к формированию умений доводить обобщения закономерностей в гармонизации цветов и форм реальной действительности, открываемых в личном, деятельном взаимодействии с нею, до состояния алгоритмов построения профессионально-организованной изобразительной деятельности. Эти, выражаясь современной терминологией, "криативные" алгоритмы все чаще вытесняются готовыми решениями компьютерных программ.

Между тем, данное обстоятельство не должно обесценивать само значение алгоритмизации профессиональной, в том числе, педагогической деятельности, как рациональной формы обеспечения ее состоятельности в современных условиях. Перспективность этого направления в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов неоднократно отмечалась и подчеркивалась многими учеными и методистами (Г.Н. Александровым, В.В. Давыдовым, Г.А. Засобиной, Н.В. Кузьминой, Л.Н. Ландой, Л.Г. Соколовой и др.). Об этом же свидетельствует и исторический опыт формирования ремесленной базы мастерства художника, в котором наиболее прочно закреплялись типичные способы разрешения часто встречаемых технических и изобразительных задач.

С точки зрения репрезентативного представления широкого круга традиционных и современных форм изобразительной деятельности художника-педагога живопись (акварель, гуашь) и компьютерная графика могут рассматриваться в числе основных, поскольку именно с ними он имеет дело в своей педагогической практике. В этой работе реализуется широкий комплекс компонентов изобразительной грамоты, совершенствует навыки в композиции и рисунке. Не случайно Е.Л. Плотникова отмечала, что акварель является той отраслью художественной практики, где графическое и живописное начало сосуществуют и находятся в равновесии [72, с. 32]. В данном случае вопросы рисунка рассматриваются опосредованно и выведены за рамки специального

изучения с тем, чтобы обеспечить оптимальность границ научно-методических изысканий.

Смена диапазонов изобразительных возможностей художественных материалов и технологий, их вариативность в различных сочетаниях и соотношениях изначально заложены в подготовку учителей изобразительного искусства и сопутствуют им на протяжении всех лет обучения и самостоятельной педагогической практики.

Очевидно, что в процессе обучения невозможно предусмотреть овладение всем многообразием художественных материалов, с которыми доведется столкнуться студентам и выпускникам художественно-графических факультетов. Тем не менее нельзя не считаться с тем, что профессиональная подготовка современных учителей изобразительного искусства осуществляется в условиях динамично расширяющегося многообразия форм и средств их изобразительной деятельности, расширения диапазона возможностей новых художественных материалов и технологий.

Перспективы сохранения данной тенденции в развитии изобразительного искусства, ее превращения в реальный фактор, требующий освоения новых форм и средств изобразительной деятельности, определили актуальность проблемы исследования: содержательное и методическое обеспечение эффективности профессиональной подготовки художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств их изобразительной деятельности. Без решения обозначенной проблемы возрастающая вариативность художественных материалов и технологий закладывает условия для размывания прямой взаимосвязи способов реализации их возможностей с основополагающими принципами и методами изобразительного искусства. Очевидно, что таким образом создаются предпосылки для утраты изобразительной грамоты, ее востребованности участниками образовательного процесса.

Объект исследования - подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности.

Предмет исследования - содержание, формы и методы подготовки художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств профессиональной деятельности.

Цель исследования - разработка эффективной системы подготовки художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств профессиональной деятельности.

Изучение педагогического опыта в освоении традиционных и современных форм изобразителыюй деятельности, ее материалов и технологий позволило сделать ряд предположений, обобщение и систематизация которых составили основу гипотез о путях разрешения проблемы исследования.

Гипотезы исследования:

1. Подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и
средств их профессиональной деятельности будет эффективна, если:

построение учебного процесса работы с разнородными художественными материалами и технологиями обеспечит востребованность основополагающих принципов и методов изобразительного искусства;

используемые методы будут опираться на теоретическое обоснование, раскрывающее их структуру и состоятельность в условиях вариативных диапазонов изобразительных возможностей;

будут выявлены педагогические условия для освоения и совершенствования навыков использования основополагающих методов изобразительного искусства посредством их включения в вариативные формы специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов.

2. Вариативные формы и средства учебной изобразительной деятельности
могут использоваться как взаимодополняющие условия, благоприятные для
разносторонней и эффективной профессиональной подготовки художников-
педагогов.

Задачи исследования:

анализ и обобщение исторического опыта в формировании изобразительной системы художественных материалов и технологий, а также опыта и методов ее использования в творческой и педагогической практике;

выявление методологической общности, лежащей в основе осуществления многообразных форм практической деятельности художников, реализации различных диапазонов ее изобразительных средств и возможностей;

теоретическое обоснование выделяемой структуры основополагающих методов изобразительной деятельности и педагогических условий их освоения и эффективного использования в работе с разными художественными материалами и технологиями;

разработка целостной системы практических заданий, обеспечивающих востребованность и освоение данных методов в области наиболее распространенных в педагогической практике учителей изобразительного искусства художественных материалов и технологий (в акварели, гуаши, компьютерной графике);

подготовка методических рекомендаций к выполнению предлагаемых практических заданий, комплекта наглядных учебных пособий и видеоматериала для технических средств обучения;

экспериментальная проверка эффективности предлагаемой системы в учебной работе со студентами художественно-графического факультета.

Методы исследования:

анализ и синтез фактического материала из педагогического и творческого опыта художников-педагогов;

анализ специальной, психолого-педагогической литературы и нормативных документов высшей школы;

наблюдение и анкетирование;

педагогический эксперимент;

статистическая обработка экспериментальных данных и др.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: система научных взглядов на методы научно-исследовательской и педагогической деятельности таких ученых как И.Д. Андреев, Г.М. Доброе, Г.И. Рузавин, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, B.C. Швыряев и др.; методология классической школы изобразительного искусства, современные концепции теории и методики обучения изобразительному искусству Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, Ю.Ф. Катхановой, B.C. Кузина, В.П. Кузьменко, В.К. Лебедко, СП. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.А. Унковского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина; психолого-педагогические исследования в области воспитания, обучения и развития личности А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

исследовано расширяющееся многообразие форм и средств современной изобразительной деятельности как специфические условия осуществления художественно-педагогической практики;

выделен комплекс форм, методов и средств профессиональной деятельности, используемых для построения системы подготовки художников-педагогов в данных условиях;

разработана система подготовки художников-педагогов к работе в условиях вариативных форм и средств профессиональной деятельности;

конкретизированы условия использования средств компьютерной графики для подготовки художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

- созданы предпосылки для дальнейшей конкретизации теории подбора
средств подготовки художников-педагогов к работе в условиях вариативных
форм и средств профессиональной деятельности;

обоснованы направления совершенствования подготовки художников-педагогов на основе учета закономерностей изобразительной деятельности, осуществляемой в условиях расширения диапазона ее форм и средств;

выявлены педагогические предпосылки для организации эффективных связей между появляющимися современными способами изобразительной деятельности и традиционными способами ее осуществления.

Практическая значимость:

разработана и описана готовая к использованию система подготовки художников-педагогов к работе в условиях вариативных форм и средств профессиональной деятельности;

предложены эффективные способы использования средств компьютерной графики в процессе подготовки художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств профессиональной деятельности;

раскрыты новые возможности совершенствования учебных программ по специальности 030800 - Изобразительное искусство и дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)».

На защиту выносятся следующие положения: 1. Система подготовки художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств профессиональной деятельности должна отвечать следующим критериям:

приоритетное отражение в учебных действиях общей сущности появляющихся в современной практике новых форм и средств изобразительного искусства;

ограничение используемых изобразительных средств и диапазона их возможностей минимальным количеством, необходимым и достаточным для решения поставленных задач;

- опора на основополагающие компоненты изобразительной грамоты в
построении практических работ студентов, выполняемых в традиционных и
современных художественных материалах и технологиях.

2. В оценке учебных практических работ, обусловленных вариативными
формами и средствами изобразительной деятельности, необходимо учитывать:

содержательную основу сопоставления проявлений изобразительной грамоты со спецификой выполнения работ посредством различных художественных материалов и технологий;

востребованность основополагающих компонентов изобразительной грамоты и уровень их реализации в различных видах художественной практики;

адекватность аргументированности выставляемой оценки вариативным условиям работы.

3. Организованность и качественные характеристики компонентов
изображения значительно повышаются при использовании компьютерных
технологий, дающих возможность формализации и установления
количественного выражения данных компонентов в условиях вариативного
диапазона средств изобразительной деятельности.

4. Взаимопроникновение методологических основ разнородной изобразительной деятельности является действенным фактором совершенствования профессиональной подготовки художников-педагогов.

Базой исследования послужили художественно-графический факультет Кубанского государственного университета, его филиалы в гг. Новороссийск, Ставрополь.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2002-2003 гг.) проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также передового педагогического опыта в данной области. Изучены актуальность и степень разработанности

поставленной проблемы, выдвинута гипотеза, поставлена цель, намечены задачи и методы исследования.

На втором этапе (2003-2004 гг.) разработаны научно-методические основы педагогических условий решения проблемы исследования, проведено опытно-экспериментальное исследование предлагаемой для этого учебно-методической системы.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) по результатам экспериментальных данных проведена корректировка научно-методических разработок исследования и проверена их эффективности в контрольном педагогическом эксперименте. Проведен анализ и обобщение итоговых данных, сделаны выводы по результатам диссертационного исследования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается: соответствием основным положениям теории и методики обучения изобразительному искусству, научными данными педагогики и психологии, опытом мастеров искусств и практикой современных художников-педагогов.

Научно-методические разработки исследования выполнены в соответствии с требованиями ГОС и рекомендаций УМО по педагогическому образованию, прошли экспериментальную проверку в педагогической практике.

Творческие разработки автора в области компьютерной графики, выполненные как наглядные пособия и примеры практической реализации предлагаемых методик, были представлены на международных и всероссийских выставках.

Материалы диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры живописи ХГФ Кубанского государственного университета и Всероссийской научно-методической конференции по проблемам и перспективам художественного и художественно-педагогического образования. Основные результаты опубликованы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

в практике обучения студентов художественно-графического факультета Кубанского государственного университета по специальности 030800 Изобразительное искусство, а также в процессе их обучения для получения дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)»;

в обсуждении материалов проведенного исследования на Всероссийской научно-методической конференции по проблемам и перспективам художественного и художественно-педагогического образования (Краснодар, 2004 г.);

в практической реализации проектов, выполненных и используемых в качестве наглядного и методического обеспечения разделов компьютерной графики, включенных в предлагаемую систему практических заданий (внесение логотипа технопарка КубГУ в государственный реестр товарных знаков РФ и

ДР-)-

Объем и структура диссертации: диссертационная работа состоит из

введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и

приложения, содержащего схемы, графики, таблицы и репродукции работ

студентов, выполненных по предлагаемой системе практических заданий.

Изобразительная система художественных материалов и технологий: исторический опыт формирования и использования в творческой и педагогической практике

Изобразительные возможности художественных материалов и технологий изменялись, проходя исторический путь своего развития и совершенствования. На определенных этапах эти изменения носили динамичный характер, как это было во времена появления масляной живописи, но чаще многими десятилетиями оставались в русле сложившихся традиций. Тем не менее, освоение традиционных и новых материалов всегда опиралось на школу изобразительного искусства, развивало и совершенствовало ее методологическую базу.

Формирование изобразительной системы живописи, графики и других видов творческой практики художников начиналось в условиях, когда их краски были достаточно ограничены по количественному и качественному составу, обусловливая таким образом и существенную ограниченность изобразительных возможностей. Потребность в решении проблемы оптимального их использования предопределила разработку и совершенствование основополагающих методов изобразительной деятельности, эффективность которых проверялась в процессе художественной и художественно-педагогической практики. Анализ исторического опыта решения данной проблемы позволяет выделить основные его направления, в том числе:

- поиск методов адекватного отражения многообразия цветов и форм природы (натуры) посредством того диапазона изобразительных средств, которым располагает художник;

- отбор целесообразного (необходимого и достаточного) их состава;

- расширение диапазона возможностей выбранных изобразительных средств за счет внимания к решению вопросов технологии, эффективно реализующих их потенциал.

Изыскания, предпринятые в первом направлении, привели к формированию метода пропорциональных отношений как непреложного правила построения изображения и главного способа достижения им адекватности изображаемому. Первые теоретические положения и практические рекомендации, относящиеся к методу пропорционального соотношения цветов и форм, были сформулированы в трактатах художников эпохи Возрождения - Леона Батиста Альберта, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера и др. С этого же времени они прочно утверждаются в обучении начинающих художников, став основой реалистической школы изобразительного искусства и связанных с ней прикладных областей учебной и творческой практики.

Составной частью данного метода стала целостность восприятия и отображения реальной действительности. При этом выделялись наиболее существенные черты внешнего ее проявления, приводящего все детали визуального образа в соответствие с целым.

Профессиональный взгляд художников на эстетические качества натуры расширяет круг ценностных ориентиров, выходящих за границы стереотипных, константных форм визуальных образов.

Анализ практического опыта мастеров изобразительного искусства, проведенный с точки зрения второго из выделенных направлений, позволяет определить согласованное с достижением цели ограничение используемых изобразительных средств, как наиболее рациональный способ организации профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует практика выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Тициана, Рембрандта, Репина И.Е., ИогансонаБ., Волкова Н.Н. и др.), такой же подход отличает и выдающиеся работы в области современных направлений творческой практики (компьютерной графики, дизайна и др.). Эти принципы были положены в основу выдающихся школ изобразительного искусства (А. Ашбе, П.П. Чистякова, Н.П. Крымова и др.).

Теоретическое обоснование методологической общности разнородных форм изобразительной деятельности

В современной художественной и художественно-педагогической практике стала очевидной возрастающая вариативность форм и средств изобразительной деятельности. Очевидна и перспектива сохранения данной тенденции. Определение в этих условиях состояния и перспектив развития изобразительного искусства, как учебной специальности, является важной задачей профессиональной подготовки художников-педагогов. В этой связи, вслед за оценкой Н.Н. Китаевым перспектив и направлений развития педагогической науки последних десятилетий, можно сказать: "...важно не просто указать свершение будущего события, а более важно иметь регулярную систему приемов и процедур, позволяющих корректировать ранее сформулированные прогнозы по мере поступления новой информации и своевременно приготовиться к свершению этих событий" [цит. ПО 118, С.118].

Основы необходимой в этой связи системы педагогических решений могут быть почерпнуты в историческом опыте формирования школы реалистического искусства. Выбранное мастерами живописи и графики направление, в котором системоопределяющим началом была приверженность к постижению гармонии цветов и форм природы (натуры), концентрировало в течение веков наиболее рациональные и универсальные принципы и методы организации различных видов изобразительной деятельности. Время и практика оставили в широком употреблении те из них, которые оказались применимы в разных стилях и жанрах, в меняющемся диапазоне изобразительных возможностей новых материалов и технологий.

В те годы, когда в трактатах старых мастеров формулировались первые постулаты изобразительной грамоты, от художников требовалась универсальность их мастерства. Это обеспечивало их профессиональную состоятельность и творческую свободу в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, а также в той области художественной практики, которая в современной терминологии определяется как дизайн. Такими мастерами-универсалами были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер и другие художники, методы практической работы которых и поныне не утратили своей актуальности, как не утратили высокой художественной ценности созданные ими произведения.

Современные условия развития художественно-педагогической практики сжимают временные параметры происходящих в данной области процессов. Изменения форм и средств профессиональной деятельности художника происходят стремительно, однако от этого не меняется суть представлений об истоках гармонии, основополагающих принципах и методах ее достижения в изобразительном искусстве.

Более узкая специализация современного художника стала нормой, тем не менее, учителю изобразительного искусства по-прежнему необходимо быть универсалом-практиком, способным к осуществлению различных, в том числе и самых современных форм изобразительной деятельности. В этой связи понимание их методологической общности и практическое владение основополагающими методами разнородных видов художественной практики становится важным компонентом состоятельности художника-педагога.

В то же время, такие требования к подготовке специалиста потенциально содержат условия, способствующие достижению высокого уровня в творческой практике, поскольку профессиональные методы ее осуществления оттачиваются в разнообразии условий и форм применения. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры творческих произведений художников-педагогов, которые успешно представляют передовые достижения современного изобразительного искусства России в собраниях крупнейших музеев и художественных галерей мира.

Более полному раскрытию такого рода потенциала, на наш взгляд, препятствует тот факт, взаимопроникновения общих принципов и методов осуществления различных видов художественной практики студентов происходит на императивной основе. Недостаточность теоретической и методической обеспеченности данных аспектов педагогической работы становится тормозом ее развития. В частности, такие сравнительно новые учебные разделы специальности 030800 Изобразительное искусство как "Компьютерная графика", еще не нашли своего органичного включения в методологический контекст основополагающих дисциплин изобразительной грамоты - живописи, графики, композиции.

class2 Опытно-экспериментальное исследование системы подготовки художников-

педагогов к работе в условиях многообразия форм и средств профессиональной

деятельности class2

Система практических заданий

Разработка системы практических заданий и проверка ее эффективности в экспериментальной педагогической практике исходили из необходимости обеспечить востребованность основополагающих методов изобразительной деятельности, а также стремления раскрыть их практическую значимость для построения художественного образа в различных диапазонах изобразительных возможностей разнородных художественных материалов и технологий.

Раскрывая суть данных методов в вариативных формах изобразительной практики, учебные задания должны обеспечить формирование и совершенствование навыков студентов в рациональной организации своей работы, а также их умение применять базовые методы изобразительного искусства в различных условиях осуществления учебной и творческой деятельности.

На различных этапах реализации учебных заданий в качестве основной задачи может выделяться один или отдельная группа методов, применение остальных входит в число задач промежуточных (закрепление ранее изученных, либо общее знакомство, предваряющее детальное изучение).

Так, в заданиях, предполагающих выполнение акварельных этюдов по сырому, в качестве основных методов построения изображения, на которыхсосредотачивается внимание студентов, выделяется метод передачи больших цветовых отношений натуры и ее целостное восприятие. Общепринятая логика построения учебного процесса предполагает, что на данном этапе первое знакомство с особенностями аконстантного восприятия формы и цвета уже состоялось в их учебной практике, поэтому в данном случае оно закрепляется и находит свое развитие в контексте новых изобразительных задач.

В тоже время, углубленное освоение принципов стилистической организацией живописного изображения относится к специализированным задачам более отдаленного периода обучения. Для того чтобы потребность студентов в данном виде изобразительных навыков была сформирована, у них должен быть накоплен личный опыт оперирования различными средствами и техническими приемами построения изображения. В практической работе должно возникнуть ощущение своего рода хаоса изобразительных элементов, требующего систематизированной организации, владения принципами соединения разнородных компонентов изображения в целостный и гармоничный художественный образ.

Технологические и технические проблемы овладения различными художественными материалами в настоящем исследовании рассматриваются в прямой взаимосвязи с их изобразительными возможностями и основополагающими методами их реализации. Очевидно, что освоение всякого нового материала требует времени и специальных заданий, направленных на изучение его свойств и технических приемов работы с ними на изобразительной плоскости. Инструментарий изобразительной деятельности специфичен для "обработки" каждого материала, но основополагающие методы построения с его помощью художественно значимого образа едины.

Последовательная реализация этих принципов обучения изобразительному искусству открывает путь к непрерывному совершенствованию владения методами, лежащими в основе различных его видов. Решение этой задачи призвана обеспечить обоснованность последовательности выполнения предлагаемых учебных заданий.

Так в компьютерной графике разработка логотипа предшествует художественному проектированию интерьера. Очевидно, что таким образом реализуется один из важнейших дидактических принципов «от простого - к сложному». Однако Относительная простота разработки логотипа может быть оспорена, поскольку эта работа в профессиональной среде дизайнеров относится к категории высшей сложности. Тем не менее, логотип предполагает небольшое количество составляющих его элементов, а интерьер всегда связан со значительно более широким их рядом. Если связывать выполнение отмеченных заданий с реализацией основополагающих принципов и методов изобразительной деятельности (целостность образа, пропорциональность его компонентов, их стилистическая согласованность), то становится очевидным, что чем больше число элементов, тем сложнее соблюсти их взаимосвязь. Неслучайно мастера изобразительного искусства советуют начинающим художникам постепенно расширять количество предметов натурной постановки, последовательно приучая себя воспринимать и изображать их целостно.

Похожие диссертации на Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности