Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования в процессе осовения духовных традиций музыки Коврикова, Екатерина Вячеславовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коврикова, Екатерина Вячеславовна. Развитие межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования в процессе осовения духовных традиций музыки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Коврикова Екатерина Вячеславовна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Казань, 2013.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/27

Введение к работе

Актуальность исследования. Глобализация как объективный процесс активного взаимодействия народов и конфессий вызывает к жизни как позитивные, так и негативные явления, нередко принимающие характер интолерантности, этноэгоизма и религиозного экстремизма. Для их корректировки возникает необходимость в эмоционально-позитивном пространстве межкультурного взаимодействия, направленном на поиск контактных зон культуры, что особенно важно в современный период возрождения в России духовных ценностей и традиций.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года указывают на гуманистический характер единого образовательного пространства, сохранение исторических ценностей многонационального государства, развитие культуры межэтнических отношений и воспитание личности, уважающей традиции разных народов и конфессий.

Важной частью этих процессов является усиление гуманитарной составляющей образования и его гуманистической сущности (В.Г. Белинский, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), когда формирование личности происходит на основе приобщения к культурно-историческим традициям своего и других народов в форме диалога как духовного взаимообогащения субъектов образовательного пространства (B.C. Библер, В.В. Горшкова, Д.С. Лихачёв).

Современный этап образования характеризуется компетентностным подходом (Л.А. Аухадеева, Ж. Делор, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской), на основе которого возможно преодоление разобщённости между когнитивным, деятельно стным и личностным уровнями культуры индивида, при этом межкультурная компетентность исследуется как способность личности к трансляции духовных ценностей мировой культуры (А.П. Садохин).

Музыкальное искусство как один из самых эмоциональных и универсальных видов художественной культуры помогает человеку почувствовать и понять духовное единство и самобытность представителей разных национальностей и вероисповеданий, всесторонне развивая гуманистический личностно-социальный потенциал участников музыкально-образовательного процесса (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Е.Н. Борисова, О.В. Бочкарёва, Р.А. Тельчарова, Г.М. Цыпин и др.).

В контексте вышеизложенного возрастает значимость развития межкультурной компетентности у будущих педагогов музыкального образования в педагогическом вузе. Однако в процессе их профессиональной подготовки традиционно осуществляется ориентация на, безусловно, важные вопросы изучения специфики музыкального искусства, теории и методики музыкального образования и недостаточно внимания уделяется развитию способности и готовности к позитивному межкультурному взаимодействию в учебно-воспитательном процессе обучающихся (М.М. Геворкян, Л.М. Кашапова, Л.В. Кузнецова, Л.С. Майковская, И.В. Москвина, Т.П. Политаева).

Это обусловливает необходимость разработки содержания, форм и методов, направленных на гармонизацию общения и сотворчества участников поликультурного музыкально-образовательного процесса. В результате пилотного и диагностического срезов, проведённых на констатирующем этапе исследования среди 276 студентов отделения искусств Института филологии и искусств Казанского федерального университета, было установлено, что 46,7% будущих педагогов-музыкантов не считают себя готовыми к позитивной профессиональной деятельности в условиях межкультурного взаимодействия и только 23,9% в полной мере осознают потенциал музыки в его оптимизации.

В этой связи насущной проблемой становится развитие способности будущего педагога-музыканта к эффективной профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде на основе реализации актуального потенциала музыкального искусства, в особенности тех его традиций, которые транслируют религиозные ценности разных народов.

Изучение научной разработанности проблемы исследования показало, что инструментом позитивного взаимодействия субъектов современного образовательного пространства является межкультурный диалог. В трудах Г.Н. Волкова, Л.Ф. Гайсиной, А.А. Гусейнова, А.Н. Джуринского, И.И. Зарецкой, Р.А. Зобова, А. Маслоу, М.Б. Насыровой, З.Г. Нигматова, А.В. Тряпицина, СИ. Фараха, Л.А. Харисовой, Ю.В. Яковца и других учёных отмечается, что в его основе лежат этнические и религиозные особенности каждого народа, общечеловеческие духовные ценности, способность личности к сопереживанию и творческому освоению традиций своей и другой культуры.

Раскрытию воспитательного потенциала христианской духовной музыки в процессе профессиональной подготовки будущего педагога музыкального образования посвящены работы А.А. Столицы, Г.Г. Тенюковой, Л.А. Чугуновой, И.П. Шаклеиной, O.K. Щёткиной, Д.В. Щирина и др. Исламские музыкально-культурные традиции в качестве компонента становления музыкально-педагогической культуры татарского народа исследует Ф.Ш. Салитова.

Принимая во внимание безусловную значимость перечисленных работ, необходимо отметить, что проблема развития межкультурной компетентности у будущих педагогов музыкального образования в процессе профессиональной подготовки в вузе не получила систематичного освещения, не в полной мере реализуется педагогический потенциал духовных традиций музыки, транслирующих религиозные ценности разных народов.

Таким образом, анализ теории и практики профессиональной подготовки педагога музыкального образования выявил ряд объективных противоречий:

между потребностью общества и государства в педагоге, компетентном в вопросах межкультурного взаимодействия, и неготовностью системы музыкально-педагогического образования обеспечивать подготовку такого педагога;

между потенциалом духовных традиций музыки в развитии у будущего педагога музыкального образования межкультурной компетентности и неразработанностью педагогических условий реализации данного потенциала в образовательном процессе педагогического вуза.

На основе выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия развития межкультурной компетентности у будущих педагогов музыкального образования в процессе освоения духовных традиций музыки?

Цель исследования: научное обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий развития межкультурной компетентности у будущих педагогов музыкального образования в процессе освоения духовных традиций музыки.

Объект исследования: развитие межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования в педагогическом вузе.

Предмет исследования: педагогические условия развития межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования в процессе освоения духовных традиций музыки.

Гипотеза исследования. Развитие межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования в процессе освоения духовных традиций музыки в вузе будет эффективным, если:

1) раскрыта сущность и определено содержание межкультурной
компетентности педагога музыкального образования;

  1. выявлен педагогический потенциал духовных традиций музыки как основы развития межкультурной компетентности у будущих педагогов музыкального образования;

  2. разработаны и внедрены в образовательный процесс вуза следующие педагогические условия:

построение образовательного пространства в соответствии с моделью развития межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования в процессе освоения духовных традиций музыки;

обогащение содержания практических (исполнительских) дисциплин музыкальными произведениями, транслирующими духовные традиции разных народов и конфессий, общекультурными знаниями и ситуациями межкультурного сотворчества;

освоение духовных традиций музыки в межкультурном взаимодействии в триаде «преподаватель - музыкальное произведение - студент»;

стимулирование музыкально-образовательной деятельности студентов по созданию позитивного пространства межкультурного взаимодействия.

Гипотеза исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Раскрыть сущность и определить содержание межкультурной
компетентности педагога музыкального образования.

2. Выявить педагогический потенциал духовных традиций музыки как
основы развития межкультурной компетентности у будущих педагогов
музыкального образования в процессе профессиональной подготовки в вузе.

3. Теоретически обосновать педагогические условия развития
межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования
в процессе освоения духовных традиций музыки.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования в процессе освоения духовных традиций музыки.

Методологической основой исследования стали концептуальные
положения философско-педагогической концепции диалога культур
(B.C. Библер) и диалогической концепции культуры (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачёв);
системного, интегративного, культурологического, компетентностного,
аксиологического, синергетического, личностно ориентированного,

деятельностного подходов к развитию социопрофессиональных качеств личности будущего педагога; концептуальные идеи гуманизации и гуманитаризации профессионального образования (Е.В. Бондаревская, З.Г. Нигматов, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин).

Теоретическая основа исследования: теории поликультурного обучения и воспитания (А.Н. Джуринский, И.И. Зарецкая, М.Б. Насырова); теории проблемного (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов) и контекстного обучения (А.А. Вербицкий); теория творческого саморазвития личности (В.И. Андреев); основы педагогического моделирования (Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский); исследования, обосновывающие компетенции в сфере межкультурного взаимодействия (Е.Н. Борисова, И.А. Зимняя, А.В. Кириллова, И.В. Москвина, А.П. Садохин); теория восприятия музыки как основы музыкальной деятельности (Р.А. Тельчарова, А.В. Торопова); идеи о потенциале музыкального искусства (У.С. Вильданов, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, А.Н. Сохор) и развитии личности в условиях музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин); научные труды, обосновывающие музыкально-педагогическое взаимодействие в поликультурной социосреде (О.В. Бочкарёва, Л.В. Кузнецова, Л.С. Майковская, Т.Н. Политаева); идея культурологической интерпретации произведений искусства (Т.В. У колова).

В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы научного исследования: теоретические (изучение научной, учебно-методической и специальной литературы; терминологический, логический анализ, синтез, обобщение, систематизация и абстрагирование); эмпирические (изучение практического педагогического опыта и продуктов учебной деятельности студентов, анкетирование и тестирование, наблюдение, устный опрос и беседа, педагогический эксперимент, статистическая обработка и интерпретация экспериментальных данных).

Экспериментальная база исследования: отделение искусств Института филологии и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Всего на разных этапах эксперимента участвовало 375 студентов.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2003 по 2013 год:

- на первом, поисково-теоретическом этапе (2003-2007) осуществлялись изучение и анализ научной и специальной литературы, определялись объект, предмет, рабочая гипотеза, экспериментальная база исследования, содержание, формы и методы экспериментальной работы;

- на втором, опытно-практическом этапе (2007-2012) проводились пилотные
срезы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы экспериментальной
работы, обобщался, апробировался, внедрялся и корректировался научно-
теоретический и практический материал исследования;

- на третьем, заключительном этапе (2012-2013) осуществлялась
математическая обработка и педагогическая интерпретация полученных данных,
оформлялись результаты исследования, формулировались выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыта сущность межкультурной компетентности педагога
музыкального образования как интегративного социопрофессионального качества
личности, проявляющегося в способности и готовности к созданию позитивного
пространства музыкально-образовательного взаимодействия обучающихся -
представителей разных национальностей и конфессий с учётом их культурно-
исторических особенностей, духовно-ценностных ориентации. Определено
содержание данной компетентности, структурированное на основе четырёх
компонентов: мотивационно-ценностного, интеллектуально-когнитивного,
деятельностно-творческого, рефлексивного. В соответствии с данными
компонентами определены критерии и показатели уровня межкультурной
компетентности у будущего педагога музыкального образования.

  1. Выявлен педагогический потенциал духовных традиций музыкального искусства как основы развития межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования: культуросозидающий, духовно-ценностный, коммуникативно-познавательный, диалогически-творческий, проблемно-рефлексивный.

  2. Научно обоснованы педагогические условия развития межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования в процессе освоения духовных традиций музыки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определённый вклад в теорию и методику профессионального образования. В работе уточнена сущность и раскрыто содержание межкультурной компетентности педагога музыкального образования, что расширяет научные представления о феномене межкультурной компетентности личности. Автором определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни межкультурной компетентности педагога музыкального образования; выявлен и обоснован педагогический потенциал духовных традиций музыки, актуальный для развития межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования. Полученные результаты могут служить основой для исследований в области высшего музыкально-педагогического образования в современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что были разработаны и внедрены в учебный процесс отделения искусств Института филологии и искусств Казанского федерального университета научно-методические материалы (спецкурс «Духовные истоки музыкального искусства», учебное пособие по дисциплине «Основной музыкальный инструмент», примерный перечень музыкальных произведений (фортепиано), сценарии концертов-лекций, авторская методика «Определение уровня межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования»), которые

способствовали повышению эффективности развития межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования в процессе профессиональной подготовки в вузе. Результаты исследования могут использоваться при организации учебной и самостоятельной деятельности студентов, разработке учебно-методических пособий и содержания курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов музыкальных и общеобразовательных школ, профильных ссузов и вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием методов, адекватных его цели и задачам; проведением работы в единстве с педагогической деятельностью автора, позволяющей в ходе реального музыкально-образовательного процесса корректировать его теоретические и практические результаты; положительной динамикой и достоверностью различия полученных экспериментальных данных, проверенных методами математической статистики (t-критерий Стьюдента).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические результаты исследования были апробированы на 34 научно-практических конференциях и семинарах в России и за рубежом (2008-2013 гг.): 21 международных (Ливан, 2009-2011; Москва, 2009-2011; СПб, 2010-2011; Екатеринбург, 2009, 2010; Казань, 2009-2013; Красноярск, 2010-2013, Нижний Новгород, 2008; Тамбов, 2010; Тольятти, 2010; Чебоксары, 2013); 3 всероссийских (Казань, 2009-2012; Нижний Новгород, 2009); 4 межрегиональных (Нижнекамск, 2012; Чебоксары, 2008, 2012) и 6 внутри-вузовских (Казань, 2008-2013).

По результатам исследования опубликовано 32 работы: 3 статьи в ведущих российских изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, статья и главы в 3 коллективных монографиях, 4 учебно-методические работы, 22 публикации в сборниках научных статей и материалов научно-практических конференций в России и за рубежом. Апробация результатов исследования осуществлялась участием в конкурсах научных работ аспирантов (2009 г., 1-е место) и печатных изданий профессорско-преподавательского состава Казанского федерального университета (2010 г., 3-е место).

Внедрение результатов исследования проводилось в рамках педагогической, творческой и учебно-методической деятельности автора, о чём свидетельствует акт их внедрения в учебный процесс ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Оно осуществлялось также в рамках тематических концертов-лекций на площадках университетов NDU, USEK и Ливано-американского университета (Ливан), Арабского культурного центра (Сирия), серии культурных мероприятий на территории Татарстана, России и зарубежья (Почётная грамота Министерства культуры Республики Татарстан).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Межкультурная компетентность педагога музыкального образования определяется как способность и готовность к созданию позитивного пространства музыкально-образовательного взаимодействия обучающихся - представителей разных национальностей и конфессий с учётом их культурно-исторических особенностей и духовно-ценностных ориентации. Содержание межкультурной компетентности педагога музыкального образования представлено четырьмя

компонентами: мотивационно-ценностным, интеллектуально-когнитивным, деятельностно-творческим, рефлексивным. На основе данных компонентов определены критерии и показатели межкультурной компетентности у студента вуза - будущего педагога музыкального образования:

мотивационно-ценностный критерий (наличие мотивации к позитивному межкультурному взаимодействию в музыкально-образовательной среде на основе понимания культуросозидающей значимости профессии, эмоциональной открытости традициям и ценностям разных культур, оптимальной культурной идентичности и духовно-ценностных ориентации личности, толерантности, эмпатии);

интеллектуально-когнитивный критерий (наличие знаний музыкально-культурных традиций разных народов и конфессий и актуального потенциала музыкального искусства в оптимизации межкультурного взаимодействия, а также способов его реализации на основе междисциплинарной интеграции);

- деятельностно-творческий критерий (наличие навыков и опыта
позитивного межкультурного диалога, сотворчества и сотрудничества
в музыкально-образовательном пространстве);

- рефлексивный критерий (наличие рефлексии и потребности в саморазвитии
как основы коррекции опыта межкультурного взаимодействия).

2. Педагогический потенциал духовных традиций музыки как основы
развития межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального
образования заключается в культуросозидающей, духовно-ценностной,
коммуникативно-познавательной, диалогически-творческой и проблемно-
рефлексивной функциях, которые реализуются в межкультурном диалоге на
микро- (личностном) и макроуровне (культурные блоки), в общении разных типов
(вербальном, невербальном и паравербальном) между преподавателем,
студентами и музыкальным произведением.

3. Педагогические условия развития межкультурной компетентности
у будущего педагога музыкального образования в процессе освоения духовных
традиций музыки включают:

построение образовательного пространства в соответствии с моделью развития межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования в процессе освоения духовных традиций музыки;

обогащение содержания практических (исполнительских) дисциплин музыкальными произведениями, транслирующими духовные традиции разных народов и конфессий, общекультурными знаниями и ситуациями межкультурного сотворчества;

освоение духовных традиций музыки в межкультурном взаимодействии в триаде «преподаватель - музыкальное произведение - студент»;

стимулирование музыкально-образовательной деятельности студентов по созданию позитивного пространства межкультурного взаимодействия.

Работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, библиографического списка (242 источника) и 8 приложений. Общий объём диссертации - 212 страниц.

Похожие диссертации на Развитие межкультурной компетентности у будущего педагога музыкального образования в процессе осовения духовных традиций музыки