Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области "Искусство" : В системе педагогического образования Шамрина Елена Александровна

Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области
<
Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шамрина Елена Александровна. Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области "Искусство" : В системе педагогического образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08.- Москва, 2006.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2337

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты развития творческого потенциала будущих учителей образовательной области «Искусство» 13

1.1. Творческий потенциал учителя искусства как философско-эстетический и психолого-педагогический феномен 13

1.2. Современные подходы в педагогике к изучению творческого потенциала будущих учителей искусства 40

1.3. Теоретическая модель творческого потенциала будущего учителя искусства 59

Выводы по первой главе 78

Глава II. Педагогические условия и технология развития творческого потенциала студентов — будущих учителей образовательной области «Искусство» 81

2.1. Критерии, показатели и уровни развития творческого потенциала будущих учителей искусства 81

2.2. Систематизация эстетико-художественного опыта студентов в процессе изучения классического искусства (на материале музыкального искусства) 110

2.3. Творческое переосмысление студентами содержания современного искусства 127

2.4. Преобразование будущими учителями искусства эстетико-художественного опыта в процессе подготовки к педагогической практике 148

Заключение 165

Список литературы 173

Приложения 187

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что сегодня перед отечественной педагогикой встал ряд серьезных задач, одной из главных среди которых является развитие творческих качеств, творческого ^потенциала человека, способного реализовать себя в нестабильных условиях российской действительности. Обеспечить развитие продуктивных возможностей школьника в процессе обучения может только творческий учитель, реализовавший в профессиональной деятельности свой творческий потенциал человек и специалист. Необходимое, как никогда ранее, активное, творчески инициативное отношение будущего учителя к явлениям окружающей действительности формируется в разных условиях и под влиянием различных обстоятельств. Принципиально важную роль в этом играет процесс профессиональной подготовки, который, действуя всесторонне и разнопланово, способен существенно интенсифицировать развитие и обогащение творческого потенциала личности. Первостепенная роль в решении этой актуальной задачи принадлежит дисциплинам художественно-эстетического цикла.

Наблюдения за процессом обучения показывают, что в последние годы все заметнее проявляется противоречие между необходимостью активизировать процесс развития творческого потенциала у студентов различных факультетов вуза - и недостаточной теоретической и методологической разработкой этой проблемы в ее педагогическом ракурсе. Существующая в системе высшего образования острая потребность в подготовке инициативных специалистов с развитым творческим мышлением сопровождается растущей неудовлетворенностью образовательным процессом, не уделяющим должного внимания самостоятельной активности студентов в развитии профессионально-значимых качеств и способностей.

Проблема развития творческого потенциала интересовала мыслителей с древних времен. Актуализация творческих возможностей личности была в различные исторические периоды объектом рассмотрения философии, эстетики, педагогики, физиологии, социологии.

С позиции античной философии природу и закономерности творчества рассматривали Аристотель и Платон. Аристотель первым раскрыл связь категорий потенциального и актуального с понятиями движения, становления и развития. Позднее свой вклад в развитие данной проблематики внесли Ф. Бэкон, Г. Гегель, Т. Гоббс, Р. Декарт, И. Кант, Д. Локк. Также существенный вклад в концепцию формирования творческих потенций личности как средства ее духовно-нравственного развития был сделан русскими философами -В.Ф. Бердяевым, И.А. Ильиным, А.Ф. Лосевым, П.А. Флоренским.

Эстетические аспекты проблемы творческой деятельности представлены в работах М.М. Бахтина, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Е.В. Назайкинского, Л.П. Печко, С.Х. Раппопорта. В плане психологии творчества следует выделить труды Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, В.Г. Ражникова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина и др.

Проблемам креативности и самоактуализации посвящены исследования зарубежных психологов - Д. Гилфорда, Ф. Баррона, А. Маслоу, К. Роджерса, Н. Роджерс, Е. Торранса и др. Ими разработаны критерии и показатели развития творческих возможностей личности, выявлены уровни их развития.

В педагогической науке общепризнанна необходимость использования произведений искусства как средства развития творческого потенциала учащихся. Изучены некоторые вопросы влияния на творческие возможности школьников их эстетического и художественного опыта, воздействие художественного образа произведения музыкального, изобразительного и литературного искусства (Д.Б. Кабалевский, Е.Д. Критская, А.Н. Малюков, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов и др.).

Развитие творческого потенциала учащихся тесно связано с ростом и развитием творческих возможностей самого учителя. Со стороны теории и методики преподавания художественных дисциплин проблема творческого потенциала учителя искусства получила освещение в исследованиях

Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Е.И. Максимова, О.П. Радыновой, О.В. Ощепковой, Л.В. Школяр и др.

Базовыми для разработки данной проблемы являются работы об общих закономерностях педагогического процесса в высшей школе, моделях личности будущего специалиста, соответствующих технологиях обучения и воспитания СИ. Архангельского, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, В.А. Кан-Калика, Г.М. Коджаспировой, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова и др.

Весьма конструктивными для нас являются акмеологические исследования, направленные на выявление условий и факторов раскрытия и реализации творческого потенциала личности в процессе профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития. В своих трудах уче-ные-акмеологи К. А. Абульханова, А. А. Бодал ев, А. А. Деркач, В.Г. Зазы-кин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан, И.Н. Семенов и др. рассматривают потенциал не только как природно-обусловленные, а, прежде всего, как восполняемые ресурсы, направляемые самой личностью в соответствии с поставленными целями, в том числе и ориентированными на прогрессивное личностное развитие.

Вопросы развития творческого потенциала субъекта в процессе образования, в том числе и в ходе профессиональной подготовки в вузе, рассматривались П.Ф. Кравчук, М.В. Корепановой, Г.М. Гладышевым, М.Г. Мерзляковой, О.Г. Степановой, М.В. Колосовой, Т.А. Саламатовой, Л.В. Мещеряковой, В.В. Коробковой, О.В. Голубовым и другими исследователями. Они анализировали роль и возможности различных компонентов системы образования в процессе развития творческого потенциала личности. Однако возможности вузовской учебной деятельности и эстетико-художественного опыта личности в процессе развития и реализации творческого потенциала будущих учителей образовательной области «Искусство» специально никем не рассматривался.

Таким образом, педагогическая ситуация наглядно высветила противоречия между: привычным, обиходным использованием понятия «творче-

ский потенциал личности» и недостаточной разработанностью понятия «творческий потенциал будущего учителя образовательной области «Искусство»» в педагогической теории; ориентацией высшего образования на необходимость творческого развития студентов вуза и неразработанностью в теории и практике педагогики условий, обеспечивающих этот процесс в вузовской учебной деятельности; стремлением студента к самореализации в различных формах учебной творческой деятельности и отсутствием научно-методических разработок в этом направлении.

Исходя из актуальности и указанных противоречий, сформулирована тема исследования, проблема которого определена следующим образом: каковы содержание, педагогические условия и технология развития творческого потенциала студентов - будущих учителей искусства.

Объект исследования - профессиональная подготовка учителя художественных дисциплин в высшей школе.

Предмет исследования - педагогические условия и технология развития творческого потенциала будущих учителей искусства в процессе вузовского обучения.

Цель исследования: определить педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала будущих учителей искусства, и экспериментально апробировать технологию их реализации в системе педагогического образования.

Задачи исследования:

выявить совокупность теоретико-методологических положений, определяющих сущность и структуру творческого потенциала учителя искусства;

разработать теоретическую модель творческого потенциала будущих учителей искусства; - определить критерии, показатели и уровни развития творческого потенциала студентов - будущих учителей искусства;

выявить и обосновать педагогические условия развития творческого потенциала будущих учителей музыки и экспериментально апробировать технологию их реализации.

Гипотеза исследования: Развитие творческого потенциала студентов -будущих учителей искусства будет эффективным, если:

теоретическая модель творческого потенциала включает личностный, гностический, операционально-деятельностный компоненты и эстетико-художественный опыт студентов;

реализованы следующие педагогические условия:

систематизация эстетико-художественного опыта будущих учителей художественных дисциплин в процессе изучения классического искусства;

творческое переосмысление студентами содержания современного искусства;

преобразование студентами - будущими учителями искусства эстетико-художественного опыта в процессе подготовки к педагогической практике;

- развитие творческого потенциала студентов осуществляется ком
плексно в условиях различных вузовских дисциплин и направлено в итоге
на развитие творческого потенциала школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философская диалектическая концепция детерминизма, раскрывающая содержание и смысл категорий: «возможность» и «действительность», «свобода» и «необходимость» (П.В. Алексеев, Аристотель, Г. Гегель, Б.М. Кедров, М.К. Мамардашвили, В.П. Огородников, А.В. Панин, А.П. Шептулин и др.); философские, педагогические, психологические концепции, обосновывающие сущность категорий «творческий потенциал личности», «эстетико-художественный опыт» (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, В.Ф. Бердяев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Л.П. Печко, Б.М. Теплов и др.); концепции творческого развития личности с опорой на современные подходы в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Г. Ражников, А.А. Реан, И.Н. Семенов и др.); общетеоретические положения о соотношении категорий рационального и чувственного в эстетическом познании (Д.Б. Кабалевский, Е.Д. Критская, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, Б.М. Немен-ский, А.Ж. Овчинникова, Е.М. Торшилова, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов и др.);

психологические теории об активности субъекта при его взаимодействии с действительностью и ведущей роли эмоционально-познавательной деятельности в художественно-творческом процессе (К.А. Абульханова, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Малюков, A.M. Матюшкин, С.Х. Раппопорт, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Цыпин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих друг друга методов исследования:

теоретические: изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования; педагогическое моделирование;

эмпирические: наблюдение; изучение опыта работы преподавателей и студентов в условиях педагогической практики; беседа; анкетирование; тестирование; проведение диагностирующих контрольных заданий; изучение продуктов творческой деятельности студентов; проведение констатирующего и формирующего экспериментов;

- методы математической статистики при обработке результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:

- уточнено понятие «творческий потенциал будущего учителя искус
ства» с позиций интегративного подхода как интегративная целостность,
включающая направленность студентов на самореализацию творческого
потенциала в учебно-профессиональной деятельности, единство эмоцио
нального, рационального и интуитивного начала в постижении художест
венного образа, а также, позиций, отношений и знаний, умений, позволяю
щих учителю свободно менять приемы действий в соответствии с новыми
условиями профессиональной деятельности;

- разработана теоретическая модель творческого потенциала будущих
учителей искусства, включающая личностный, гностический, операциональ-
но-деятельностный компоненты и эстетико-художественный опыт студентов;

- дана критериальная характеристика уровней развития творческого
потенциала будущих учителей искусства, адекватных требованиям профес-

сиональной деятельности (профессиональная направленность, эмоциональность, прогностичность, информированность, осмысленность, оригинальность, коммуникативность, организованность);

выявлены и научно обоснованы педагогические условия развития твор-ческого потенциала будущих учителей искусства: систематизация эстетико-художественного опыта студентов в процессе изучения классического искусства (на материале музыкального искусства); творческое переосмысление ими содержания современного искусства; а также, преобразование эстетико-художественного опыта в процессе подготовки к педагогической практике;

экспериментально проверена технология реализации педагогических условий, представляющая собой единство целевого, содержательного, процессуального и аналитико-результативного этапов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- конкретизированы категориальные понятия «творческий потенциал
личности», «творческий потенциал будущего учителя искусства» с позиций
современных подходов в педагогике;

- разработан критериально-диагностический аппарат определения
уровня творческого потенциала будущих учителей искусства и оценки эф
фективности его развития в системе профессиональной подготовки;

- выявлены этапы и разработана технология реализации педагогических ус
ловий развития творческого потенциала студентов - будущих учителей музыки.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащегося в нем теоретического, методического материала и выводов для повышения качества профессионально-личностной подготовки будущих учителей художественных дисциплин в системе среднего и высшего образования, в частности, для более полного и эффективного использования потенциала вузовской учебной деятельности. Полученные результаты и разработанные на их основе практические рекомендации для преподавателей по развитию творческого потенциала студентов -

будущих учителей музыки могут быть использованы как при обучении истории и теории музыки, так и в содержании вузовских спецкурсов.

Объективность и достоверность результатов исследования обеспечиваются совокупностью взаимосвязанных методов научно-педагогического исследования, их адекватностью целям, задачам, объекту и предмету; всесторонним анализом современных достижений психолого-педагогической науки по проблеме профессиональной подготовки; методологической обоснованностью теоретических положений и аргументированностью выводов; репрезентативностью выборки и длительным характером опытно-экспериментальной работы, позволяющими провести тщательный количественный и качественный анализ результатов с привлечением методов математической статистики.

Поставленные задачи определили логику и обозначили этапы проведения исследования.

Первый этап (1997-2001 гг.) - поисково-теоретический: посвящен анализу философской, эстетической, психолого-педагогической, дидактической, методической литературы, разработке аппарата исследования, изучению состояния проблемы в теории и практике вузовской подготовки, составлению плана экспериментальной работы.

Второй этап (2001-2004 гг.) - опытно-экспериментальный', уточнена общая гипотеза исследования, разработаны теоретические положения исследования, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

Третий этап (2004-2005 гг.) - обобщающе-аналитический: проведен качественный и количественный анализ полученных результатов, сформулированы основные выводы, апробированы результаты исследования через выступления на конференциях и публикации, осуществлено оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в авторских публикациях: научных статьях и тезисах, опубликованных в гг. Москве, Липецке, Ельце, Тамбове. Основные результаты исследования апробировались на межрегиональной научно-практической конференции «Становление музыкально-эстетической культуры специалиста в условиях педагогического образо-

вания» (Липецк - 2003 г); на межвузовской научно-практической конференции «Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики» (Тамбов - 2004 г); на международной конференции «Проблемы начального образования и подготовки специалиста» (Елец- 2005 г); на всероссийской конференции «Художественная культура и образование. Юсовские чтения» (ИХО РАО Москва - 2005 г).

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Липецкий государственный педагогический университет, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Воронежский государственный педагогический университет. Исследование проходило с 1997 по 2005 год включительно. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 320 человек.

Результаты исследования обсуждались на кафедре теории, методики музыкального воспитания и исполнительства ЕГУ им. И.А. Бунина, на кафедре музыкального образования ЛГПУ. Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их непосредственного использования в процессе обучения студентов музыкально-педагогического факультета и факультета искусств в рамках дисциплин «История зарубежной музыки», «История современной музыки», «Сольфеджио и теория музыки», а также курсов по выбору, типа «Технология организации беседы о музыке».

Основные положения, выносимые на защиту:

— Рассмотрение творческого потенциала с позиций современных под
ходов в педагогике позволяет определять личность как целостность в един
стве потенциального и актуального, когнитивного и аффективного, интел
лектуального и эмоционального, мотивационно-целевого и интуитивного,
личностного и профессионального аспектов.

- Творческий потенциал будущего учителя образовательной области
«Искусство» —
это интегративная целостность, включающая, во-первых,
направленность студентов на самореализацию творческого потенциала в
учебно-профессиональной деятельности; во вторых, единство эмоциональ
ного, рационального и интуитивного начала в постижении художественно
го образа произведения искусства; а также позиций, отношений и знаний,

умений, позволяющих учителю оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями профессиональной деятельности.

- Теоретическая модель творческого потенциала будущего учителя
искусства включает личностный, гностический, операционально-
деятельностный компоненты и эстетико-художественный опыт.

Операционально-деятельностный компонент представлен интегратив-ной целостностью потенциалов на уровне общего (прогностический, проектировочный, коммуникативный, организационный, рефлексивный, психомоторный) и на уровне особенного (эмоционально-образный, слуховой, двигательный, координационный, сценический, компенсационный).

Система критериев - профессиональная направленность, эмоциональность, прогностичность, информированность, осмысленность, оригинальность и ассоциативность, коммуникативность, организованность - характеризует уровни (профессионально неадекватный, низкий, средний, высокий) творческого потенциала студентов.

Система педагогических условий включает: систематизацию эстетико-художественного опыта студентов - будущих учителей в процессе изучения классического искусства (на материале музыкального искусства); творческое переосмысление ими содержания современного искусства; а также, преобразование эсте-тико-художественного опыта в процессе подготовки к педагогической практике.

Технология реализации педагогических условий развития творческого потенциала студентов - будущих учителей искусства, построенная на вышеизложенных основаниях, представляет собой единство целевого, содержательного, процессуального и аналитико-результативнЪго этапов.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (203 источника), приложения.

Творческий потенциал учителя искусства как философско-эстетический и психолого-педагогический феномен

Пристальное внимание отечественной практики к скрытым возможностям, ресурсам и резервам современного человека обусловило теоретическое осмысление феномена «творческий потенциал». Тем не менее, до сих пор нет единой и до конца разработанной позиции по вопросам его природы, условий и стимулов, хотя общая тенденция в подходах может быть обозначена. Многие исследователи данной проблемы убеждены, что творческий потенциал составляет сущность деятельности человека [53, 77, 89, 90, 93, 123, 127, 155]. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности к многостороннему, вариантному видению мира. В нем человек предстает как саморазвивающееся существо, как субъект и одновременно результат своей деятельности.

Проблема творческого потенциала нашла отражение в исследованиях Г. М. Гладышева, Т.Ф. Зобниной, В. В. Коробковой, П. Ф. Кравчук, М.Г.Мерзляковой, Л. В. Мещеряковой, Г. Л. Пихтомникова, В.Г. Рындак, О.Г. Степановой, O.K. Черепановой др. В то же время обилие публикаций по этой проблеме не демонстрирует научной разработанности понятия «творческий потенциал» применительно к учителю художественных дисциплин и наличия общепринятых позиций в его толковании.

В энциклопедических изданиях понятие «потенциал» определяется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и способные к мобилизации, приведению в действие, использованию для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи, а также как возможности отдельного лица, общества или государства в определенной области. Таким образом, понятие творческого потенциала тесно коррелирует с понятиями возможности, ресурса, резерва.

Так, говоря о сущности потенциала, М.Г. Мерзлякова отмечает три уровня связей и отношений, среди которых: 1) отражающие прошлое, 2)представляющие настоящее и 3) ориентирующие на будущее. В первом случае значение потенциала близко к значению ресурса и представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обеспечивающих ее развитие. Во втором - подчеркивается близость потенциала к резерву, и это позволяет задействовать неиспользованный «запас прочности», актуализировать и практически применить наличные способности. В третьем случае потенциал выступает как основа для будущего развития, когда в процессе деятельности не только используются наличные способности, но и рождаются новые [123].

Философский аспект понятия «творческий потенциал» раскрывается в категориях возможности и действительности, которые выступают, с одной стороны, как категории диалектической концепции развития, а, с другой, как категории детерминизма (Аристотель, Г. Гегель, Б.М. Кедров, В.П.Огородников, А.П. Шептулин и др.). На понимание природы и закономерностей творческого потенциала оказал влияние Платон, а в последствии Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, И. Кант, Д. Локк а также русские философы -В.Ф. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский.

Каждая материальная система, природная или социальная, вначале существует потенциально, а затем может стать действительностью и с этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и появления новых возможностей.

Под действительностью в широком смысле понимается объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, «ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего» (Г. Гегель). При сопоставлении с категорией возможности, в узком своем значении, под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенных условиях и в определенное время, его собственно актуальное бытие. Возможность - это «та-кое состояние или такая ситуация, когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление» [4, с. 510 -511]. Под возможностью понимается также и то, тенденции возникновения чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием, возможность - будущее, содержащееся в настоящем, его потенциальное бытие, однако такое, которое отражает предпосылки возникновения новой действительности. Поэтому антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности.

Представляется важным, что в категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения, развития. Категории предполагают друг друга, и в этом проявляется их диалектическая взаимосвязь. Признавая ее, в философии подчеркивается в то же время примат в этой паре категории действительности, так как действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности, а выступает, по выражению Г. Гегеля, «абстрактным моментом действительности».

Современные подходы в педагогике к изучению творческого потенциала будущих учителей искусства

Изучение творческого потенциала студентов - будущих учителей искусства - требует анализа современных подходов в теории и практике обучения в русле личностно ориентированной парадигмы образования, на становление которой оказали влияние исследования о зоне ближайшего развития и роли совместной деятельности в развитии человека (Л.С. Выготский), о смысловой сфере и рефлексивных возможностях человека, о закономерностях психического развития в процессе учебной деятельности (Л.И. Анциферова, ПЛ. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский). В фундаментальных науках также жестко детерминированная картина мира сменилась представлением о мире как о взаимодействии сложных саморазвивающихся систем, объединенных рядом нелинейных связей (И. Пригожий). Идеи самоорганизации, саморазвития, самореализации и определили востребованность новой научной парадигмы образования.

Реализацию личностно ориентированной парадигмы образования сегодня обеспечивают различные подходы в теории и практике обучения. Для исследования творческого потенциала студентов - будущих учителей художественных дисциплин особый интерес, на наш взгляд, представляют следующие подходы: личностный, субъектный, индивидуальный, рефлексивный, культурологический, аксиологический, деятельностный, контекстный, интегративный, акмеоло-гический. Рассмотрим более подробно каждый из обозначенных подходов.

Личностный подход к развитию творческого потенциала студентов переакцентирует внимание профессионального образования с овладения специальностью как усвоения профессиональных знаний, умений и навыков на личностное развитие специалиста. К. Роджерс связывает его реализацию со значимым учением, обеспечивающим потребность человека разобраться в своих проблемах и мобилизовать творческий потенциал.

И.С. Якиманская видит сущность личностного подхода в реализации субъектной позиции обучающегося, но полагает, что студент не становится субъектом в процессе обучения, а изначально является им как носитель субъектного опыта. В процессе обучения происходит выявление, обогащение и преобразование данного опыта. Учение, по мнению исследователя, не есть беспристрастное познание. Это субъектно-значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отноше-ниями, зафиксированными в его субъектном опыте.

В.В. Сериков рассматривает смысл личностного подхода в создании условий для проявлений личностных функций студента, его мотивации, выбора, смысла, творчества, самореализации, рефлексии, а реализацию данной идеи автор видит в создании личностно ориентированной ситуации, в которой востребовано проявление личностных функций и осуществляется поиск новых смыслов, выбор творческих вариантов решения проблемы, в процессе чего и происходит формирование субъективного опыта студента.

Сегодня наряду с изучением педагогических и специальных умений, все более пристальное внимание привлекают к себе личностные качества будущего учителя искусства (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, В.В. Бога-тов, Э.Э. Карпова, А.А. Скрипин).

Таким образом, личностный подход к подготовке учителя художественных дисциплин реализуется при следующих условиях:

- обеспечение субъектной позиции студента в образовательном процессе, создающем условия для самостоятельного определения и осознания мотивов, целей выбора средств и условий своей деятельности, рефлексии ее результатов;

- перевод учебных и профессиональных проблем в жизненно важные проблемы студентов, требующие преобразования их целостного субъектного опыта;

- построение системы отношений преподавателя со студентами на основе открытости, доверия и диалога, создающих условия для самореализации творческого потенциала студентов.

Критерии, показатели и уровни развития творческого потенциала будущих учителей искусства

Обосновав исходные теоретические позиции исследования, мы обратились к экспериментальной работе по проверке выдвинутой рабочей гипотезы.

Цель опытно-экспериментальной работы настоящего исследования состояла в том, чтобы: 1) определив сущность и структуру творческого потенциала студентов - будущих учителей художественных дисциплин, разработать критерии, показатели и уровни его развития; 2) обосновать педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала студентов вуза - будущих учителей художественных дисциплин - в рамках музыкально-теоретического блока дисциплин.

Для реализации этих целей был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 320 человек, среди них преподаватели и студенты музыкально-педагогического, художественно-графического факультетов, факультета искусств университетов Ельца, Липецка, Воронежа, Москвы, среди которых 80 студентов ЭГ и КГ.

Для определения уровней развития творческого потенциала студентов-музыкантов применялись следующие методы исследования: письменные и устные вопросы, наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, диагностические методы, контент-анализ, анализ продуктов творческой деятельности студентов, количественная обработка данных. Использовались методики: изучения творческого потенциала личности Г.М.Коджаспировой, изучения мотивов учебной деятельности А.А. Реана, В.А. Якунина, диагностики уровня самооценки личности Г.Н. Казанцевой, изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова в модификации Н.В. Кузьминой, А.А. Реана, изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А.А. Реана, завершения предложения Д. Сакса и С. Леви, свободного самоописания «Кто Я?» М. Куна, изучения уровня самопонимания А.А. Брудного [79,149].

На констатирующем этапе исследования решались следующие задачи:

- выявить отношение преподавателей, учителей музыки, студентов разных курсов к профессиональной значимости творческого потенциала в деятельности педагога-музыканта, установить наличие нерешенных проблем в процессе выявления и реализации творческого потенциала будущего учителя художественных дисциплин;

- разработать диагностику развития творческого потенциала студентов - будущих учителей художественных дисциплин;

- определить критерии, показатели и уровни развития творческого потенциала студентов - будущих учителей художественных дисциплин;

- разработать педагогические условия развития творческого потенциала студентов музыкально-педагогического факультета вуза.

С целью выяснения мнения педагогов художественных факультетов пед-колледжей и вузов об уровне творческого потенциала студентов проводилась беседа. Испытуемым (60 человек) были заданы следующие вопросы:

1. Обладают ли учащиеся (студенты) вашего факультета высоким уровнем творческого потенциала?

2. Удается ли Вашим воспитанникам реализовать свой творческий по тенциал в процессе обучения в колледже (вузе)? Что, на Ваш взгляд, мешает им реализовать свой творческий потенциал в процессе учебной деятельно сти? Обоснуйте свой ответ.

Похожие диссертации на Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области "Искусство" : В системе педагогического образования