Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Светухина Людмила Викторовна

Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации
<
Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Светухина Людмила Викторовна. Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Светухина Людмила Викторовна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2008.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1197

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ 18

1.1. Категории "творчество" и "творческая активность": общенаучные основы и психолого-педагогические концепции 19

1.2. Современное состояние проблемы развития творческой активности студентов-филологов в системе высшего профессионального образования .. 45

1.3. Музыкальная и речевая интонация как средство развития творческой активности студентов-филологов 67

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ВУЗА 97

2.1. Структура и содержание и принципы учебно-педагогического процесса формирования творческой активности студентов-филологов 97

2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности студентов-филологов средствами музыкальной и речевой интонации 120

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности студентов-филологов средствами музыкальной и речевой интонации 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181

ЛИТЕРАТУРА 185

ПРИЛОЖЕНИЕ 202

Введение к работе

В современном обществе в связи с ускорением темпов социально-экономического развития, когда возникла проблема сохранения человека как вида, целостности и защищенности его психики и духовного мира, значительно возросла потребность в личности, способной быстро реагировать на меняющиеся условия жизни, мыслить нестандартно, оригинально. Умение находить новые пути для достижения поставленной цели, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность в сложной ситуации, делать выбор — необходимое условие адаптации современного человека к меняющемуся миру. Для гармоничного существования человеку, прежде всего, необходимо ощущение своей востребованности, признания, реализованное творческого потенциала в активной деятельности. Успешность и продуктивность этой деятельности во многом зависит от направленности творческой активности человека.

Радикальные перемены, произошедшие в России в 90-х гг. XX века и связанные с зарождением и развитием новой рыночной экономики и демократии, породили ряд противоречий, вызванных, с одной стороны, современными требованиями профессии и рынка труда к специалисту, а с другой - запросами самой личности к повышению своего профессионального уровня для успешной реализации в трудовой деятельности.

Изменившиеся общественно-экономические условия потребовали создания новой системы образования и воспитания личности. Это обусловило переориентацию профессионального образования на новые социальные отношения. Назрела необходимость решить проблему совершенствования подготовки специалистов, а именно: выработать научно обоснованные требования к современному образовательному процессу с целью координации содержания вузовского образования с запросами общества и самой личности. Поэтому перед современной личностно-ориентированной педагогикой сегодня стоит важная задача — найти такие пути формирования качеств личности, которые позволили бы раскрыть ее творческий потенциал, развить творческую активность как необходимое условие самоактуализации и жизненной адаптации.

Важным этапом в становлении профессиональных и личностных качеств специалиста является вузовское образование. Между тем следует отметить, что на сегодняшний день не существует целостной методики и технологии развития творческой активности личности, которая удовлетворяла бы новым требованиям времени. И если общенаучная подготовка в вузе стоит на достаточно высоком уровне, то психолого-педагогическая и особенно художественно-эстетическая оставляет желать лучшего. Как кризисное — и не только в России - характеризуется нынешнее состояние образования [186]. Один из аспектов кризиса образования связан с «дефицитом культуры в образовании» [81], с технократической перегрузкой образования, его «гуманитарным голоданием» [67]. И, вероятно, единственного, универсального решения проблемы преодоления кризиса образования не существует. Однако один из путей видится в том, что для формирования личности, обладающей новым типом мышления, необходимо создать определенные педагогические условия, способствующие раскрытию творческого потенциала личности студентов, выработке навыков самостоятельного творческого мышления в активных формах деятельности.

Под творческой активностью студентов подразумевается, прежде всего, высший уровень их познавательной активности, которая проявляется в стремлении к самосовершенствованию в процессе преодоления привычных норм и способов действий, к саморазвитию в процессе сознательного усвоения знаний, способствующих жизненной и профессиональной самореализации.

Разработка современных технологий подготовки специалистов нового поколения, выявление и использование различных механизмов в формировании их профессионализма, в развитии творческого потенциала требуют глубокого осмысления. Анализ ситуации, связанной с подготовкой специалиста в условиях высшего образования, показывает, что сама по себе куль турно-образовательная среда вуза не гарантирует гармоничного развития личности студента и, в частности, его творческой активности.

Для осуществления успешной творчески ориентированной профессиональной деятельности специалист любого профиля должен иметь всестороннюю подготовку и высокий уровень самосознания. Поэтому гуманистический, личностно-ориентированный подход к образованию, нацеленный на развитие творческого потенциала будущего специалиста, является сегодня приоритетным направлением в педагогике высшей школы, что обусловливает актуальность темы данного исследования, предлагающего научное осмысление проблемы профессионального творческого развития личности в гуманитарном вузовском образовании и методическую разработку одного из способов ее решения.

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о сущности творчества и способах его активизации являлся во все времена волнующей человечество проблемой, попытка осмысления которой предпринималась мыслителями и учеными с древнейших времен.

С философской точки зрения любая деятельность человека представляет собой творческий акт. Творчество является необходимым компонентом существования человеческой цивилизации, начиная с самых ранних этапов ее становления и вплоть до наших дней. В психологии творчество изучается как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. В педагогике под творчеством подразумевается процесс познания. Имеется более шестидесяти определений этого явления, что подчеркивает сложность, многогранность, изменчивость и парадоксальность объекта исследования.

Важнейшим условием проявления творчества является творческая активность личности. Проблемой развития творческой активности личности занимались Г. С. Альтшуллер, Б. Г. Ананьев, В. И. Андреев, В. П. Беспалько, П. Вайнцвайг, А. А. Вербицкий, Н. Е. Воробьев, Л. Г. Вяткин, С. Н. Дорофе ев, Г. И. Иванов, И. П. Калошина, А. И. Крупнов, В. В. Меерович, Н. Ю. По- сталюк, В. А. Сластенин, В. П. Хайкин и др.

Специфика процесса развития творческой активности будущего специалиста в условиях высшего профессионального образования в научной литературе отражена достаточно широко (К. Л. Абульханова-Славская, В. И. Андреев, Е. П. Белозерцев, Д. Б. Богоявленская, А. А. Вербицкий, Л. Г. Вят- кин, А. Е. Дмитриев, И. Н. Дубина, И. Ф. Исаев, Р. С. Пионова, В. А. Сластенин, С.Д. Смирнов и др.).

Эта педагогическая проблема является частью более общей психологической проблемы развития творческой активности личности, которой занимались Г. С. Альтшуллер, Б. Г. Ананьев, В. И. Андреев, В. П. Беспалько, П. Вайнцвайг, А. А. Вербицкий, Н. Е. Воробьев, Л. Г. Вяткин, С. Н. Дорофеев, Г. И. Иванов, И. П. Калошина, А. И. Крупнов, В. В. Меерович, Н. Ю. Поста- люк, В. А. Сластенин, В. П. Хайкин и др.

Работы этих и других исследователей опираются на глубокий и всесторонний теоретический анализ понятия творчества, данный в ряде философских трудов (Н. А. Бердяев, М. Бубер, Э. В. Ильенков, А. Кестлер, А. Ф. Лосев, М. Хайдеггер и др.), которые подтверждают, что творчество является неотъемлемой частью жизни всего общества и важной формой деятельности каждого индивида, поскольку сама жизнь есть процесс и результат творчества.

Более частной проблемой педагогического творчества занимались многие ученые, решающие задачу формирования творческой личности педагога и его готовности к профессиональной деятельности (Ф. Н. Гоноболин, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, И. Д. Никандров и др.).

Специальному вопросу - исследованию становления и развития важнейших личностных качеств обучающихся в музыкально-педагогической деятельности - посвящены труды Б. В. Асафьева, О. А. Апраксиной, Н. Л. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, Г. М. Цыпина, В. А. Шацкой, а также дис- сертационные исследования О. Н. Зотовой (2003), Г. А. Федотовой (2004), Д. Ю. Мирошниченко (2005) и др.

Теоретическое осмысление педагогической проблемы, связанной с подготовкой специалиста в высшей школе, позволяет предположить, что искусство и, в частности, музыка, может являться действенным средством в процессе формирования его личности. Введение музыки в качестве учебного предмета в образовательный процесс подготовки будущего специалиста-гуманитария должно способствовать эффективному развитию творческих качеств студентов. 1 Необходимыми условиями развития творческой активности студента в учебном процессе являются: а) мотивация и личное стремление к активному познанию, б) творческий характер самого учебного процесса. Эти условия могут реализоваться только в совместной субъект-субъектной деятельности преподавателя и студентов, направленной на активизацию инициативы, стимуляцию желания выйти за рамки заданного, нацеленностью учебного процесса на творчество.

Однако следует отметить, что технология процесса формирования качеств творчески активной личности средствами музыки нуждается в дополнительной разработке и уточнении с точки зрения содержания учебно-педагогического процесса, средств и методов формирования творческих навыков.

Один из путей решения проблемы вузовской подготовки будущего специалиста-филолога как личности с развитым творческим началом видится в вовлечении студента в активные формы изучения музыки через освоение взаимодействия в вокальном произведении музыкальной и речевой интонации. Важность целенаправленного использования речевой и музыкальной интонации в комплексе с другими выразительными средствами музыки для осознанного восприятия музыкального произведения и развития личности будущего специалиста теоретически и практически обосновывается в трудах В. А. Васиной-Гроссман, Л. А. Джалагония, Л. Б. Дмитриева, Ю. А. Ивановского, Д. Б. Кабалевского, Ю. Г. Кона, Г. М. Цыпина, Н. В. Черемисиной, Б.

М. Ярустовского и др. Роль эмоционально-образного содержания музыкальных произведений в развитии качеств творческой личности раскрыта в работах ряда известных музыковедов (Б. В. Асафьев, М. Ш. Бонфельд, О. Л. Головина, Я. Иранек, Д. К. Кирнарская, Ю. А. Кремлев, Л. А. Мазель, В. В. Ме- душевский, Е. В. Назайкинский, Е. А. Ручьевская, В. Н. Холопова и др).

В языкознании исследованием интонационных особенностей речи и языка занимались известные ученые-лингвисты Е. А. Брызгунова, Е. Н. Ви- нарская, В. В. Жирмунский, Ю. М. Лотман, Е. А. Ручьевская, Ф. де Соссюр, Н. В. Черемисина, Н. Ю. Шведова, Б. М. Эйхенбаум и др.

Взаимодействие музыкальной и речевой интонаций наиболее ярко проявляется в вокальных формах музыки, где, взаимно обогащая друг друга, они выступают в неразрывном единстве. Музыкальность поэтического слова и семантика мелодической линии находятся в центре внимания как музыкознания (М. Г. Арановский, В. А. Васина-Гроссман, Л. Б. Дмитриев, В. П. Морозов, Е. Н. Ручьевская, Б. А. Кац и др.), так и литературоведения (А. А. Ар- тюшков, Е. Н. Винарская, В. В. Жирмунский, Ю. М. Лотман, Э. А. Нушикян, А. А. Реформатский, Б. М. Эйхенбаум и др.).

Теоретическому рассмотрению проблем развития творчества и творческой активности студентов средствами музыки посвящен ряд диссертационных исследований последних лет (А. П. Черватюк, 2000; А. В. Никитина, 2001; Е. Н. Михеева, 2002; Л. П. Шопина, 2002; М. И. Лучинина, 2003; Е. А. Каминская, 2004; В. В. Михалева, 2004; Н. А. Антонова, 2005 и др.). Использованию интонационных особенностей речи и музыки в процессе развития профессиональных качеств специалиста посвящены диссертационные исследования Т. В. Хусаиновой, 2000; Г. К. Тарасовой, 2002; И. Б. Эдуардовой, 2002; Т. Ю. Усачевой, 2003; Н. Ю. Милютинской, 2004; Т. В. Рыбкиной, 2004 и др.

В данной диссертационной работе, посвященной развитию творческой активности студентов-филологов средствами музыкальной и речевой интонации, учитываются следующие важнейшие положения предшествующих исследований.

Во-первых, музыкальное (и в особенности вокальное) произведение рассматривается, прежде всего, как сложный интонационный процесс, в котором музыкальная интонация тесно взаимодействует с речевой [19]. В ходе освоения учащимся музыкальной и речевой интонации происходит: а) развитие его эмоциональной сферы (а именно способности к эмоционально- образному переживанию художественного произведения); б) интеллектуальный рост (в частности, увеличение объема знаний в области интонационных средств выразительности); в) формирование нравственно-волевых качеств (таких, как готовность к творческой деятельности); г) воспитание эстетической сферы личности (способности постигать прекрасное). Следовательно, изучая со студентами-филологами музыкальное произведение с точки зрения взаимодействия в нем речевой и музыкальной интонации [202], преподаватель тем самым формирует у них качества творчески активной личности будущего специалиста.

Во-вторых, освоение музыкальной и речевой интонации происходит в учебно-образовательной деятельности будущих филологов на основе интеграции музыковедческих и лингвистических курсов. Междисциплинарный подход позволяет полнее и глубже использовать знания, полученные студентами при изучении смежных дисциплин, а также избегать их дублирования. Аргументом в пользу интегрированного подхода к изучению музыкальной и речевой интонации является их общность, родство, уходящее корнями в глубокую древность [44; 210; 228].

В-третьих, развитие творческой активности обучаемых осуществляется с опорой на их способность к эмоциональному переживанию музыкального произведения, связанную с психофизиологическими особенностями восприятия музыки, которые были раскрыты в учении о функциональной асимметрии головного мозга [123; 196; 199].

Обзор научной литературы, посвященной изучению особенностей и возможностей речевой и музыкальной интонации, позволяет сделать вывод, что интонация активна, динамична и изменчива, находится в постоянном развитии, обновлении и становлении. Активность и изменчивость интонации требует активных (двигательных) форм ее осмысления, так как через ассоциации звука с движением и жестом происходят непроизвольные сокращения мускульного аппарата человека. Особенность восприятия музыки связана с внутренним интонированием, «проговариванием» вокально-песенного текста, в результате чего сокращаются голосовые связки, имитируя «усилие голосового аппарата, которое необходимо, чтобы взять звук определенной высоты» [118, С. 8]. Внутреннее интонирование способствует более глубокому восприятию, творческому осмыслению музыкального произведения и обогащению слуховых впечатлений, когда «размыкается слуховое поле музыки, открывая для человека зримый и осязаемый мир» [102, С. 77].

Следует подчеркнуть, что, несмотря на многообразие аспектов изучения интонационной выразительности в речи и музыке, специальные исследования, посвященные проблеме развития творческой активности студентов- филологов средствами музыкальной и речевой интонации в системе классического университетского образования, на сегодняшний день отсутствуют. В то же время противоречия в указанной сфере, препятствующие осуществлению данной учебно-воспитательной задачи, существуют. Основными среди них являются следующие: противоречие между заинтересованностью общества в творчески развитой личности и низким уровнем креативности выпускников вузов; противоречие между ориентацией высшей школы на личностно- деятельностный подход и недостаточной методической обеспеченностью такого подхода; противоречие между возможностью музыкального искусства влиять на процесс развития личности обучающихся и недооценкой этого резерва при составлении типовых учебных планов и программ классического университетского образования.

Исходя из указанных противоречий, основная проблема исследования заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих успешность развития творческой активности студентов-филологов.

Объектом исследования является учебно-образовательный процесс развития творческой активности студентов-филологов в вузе.

Предмет исследования - педагогические условия развития творческой активности студентов-филологов, основанные на изучении особенностей взаимодействия музыкальной и речевой интонации.

Цель исследования заключается в разработке и внедрении в учебно- образовательный процесс эффективных форм и методов развития творческой активности студентов-филологов, основанных на изучении особенностей взаимодействия музыкальной и речевой интонации.

Реализация этой цели предполагает решение ряда задач: уточнить сущностные характеристики категорий «творчество» и «творческая активность» применительно к данному исследованию; исследовать современное состояние проблемы развития творческой активности студентов в вузе; раскрыть с общенаучных и частнонаучных позиций особенности и возможности влияния музыкальной и речевой интонации на развитие творческой активности студентов-филологов в процессе ее изучения в синтетических речемузыкальных жанрах; разработать педагогические условия развития творческой активности студентов-филологов в процессе опытно-экспериментальной работы; проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы, разработать на этой основе рекомендации по развитию творческой активности будущего специалиста-филолога.

Теоретическое и практическое исследование проблемы развития творческой активности будущего специалиста-филолога позволило выдвинуть научную гипотезу о том, что уровень творческой активности студентов значительно повысится при создании определенных педагогических условий, основными из которых являются следующие: формирование готовности к самостоятельной творческой деятельности будет основано на активных формах освоения музыкальной и речевой интонаций; использование особенностей музыкальной и речевой интонации как средства постижения музыкального произведения будет направлено на развитие творческой активности личности; изучение определенных лингвистических дисциплин будет проходить на основе интеграции с музыкально-эстетическими курсами.

Методологическую основу исследования составляют: современные философские концепции творчества и творческой активности (Н. А. Бердяев, А. А. Брудный, А. В. Брушлинский, М. Бубер, П. П. Буева, Л. Витгенштейн, В. П. Конецкая, А. Ф. Лосев и др.); субъектно-деятельностный подход к развитию личности студента (К. Л. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. И. Андреев, А. А. Вербицкий, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, Т. И. Шамова и др.); гуманистическая направленность творчески-ориентированного учебно-образовательного процесса (Г. С. Альтшуллер, В. П. Беспалько, И. Я. Лер- нер, В. В. Меерович, Н. Ю. Посталюк, В. М. Скаткин, В. П. Хайкин и др.); положения об общей интонационной природе музыки и речи (М. Г. Арановский, Б. В. Асафьев, Е.А. Брызгунова, В. А. Васина-Гроссман, В. В. Медушевский, Т.М. Николаева, Е. А. Ручьевская, В. Н. Холопова, Н.В. Чере- мисина и др.).

В качестве теоретической основы исследования выступили основополагающие идеи отечественных ученых-педагогов и психологов о природе творчества и структуре творческого процесса (В. И. Андреев, Л. С. Выготский, И. Н. Дубина, Г. И. Иванов, Ю. Н. Кулюткин, И. Я. Лернер, С.Д. Смирнов С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов др.).

Исследование опиралось на концептуальные положения и эмпирические данные, представленные в работах по теории и практике развития творческой активности личности студентов в учебно-образовательном процессе (Б. Г. Ананьев, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, С. П. Баранов, Н. Е. Воробьев, С. Н. Дорофеев, И. Р. Страхов, Г. С. Сухобская, П. М. Якобсон и ДР-)-

В работе нашли отражение труды, посвященные проблемам интонационной природы музыки, методике анализа музыкального произведения М. Г. Арановского, Б. В. Асафьева, В. А. Васиной-Гроссман, Е. А. Ручьевской, В. Н. Холоповой и др.

Значимыми для решения задач исследования оказались работы в об- ласти лингвистики и филологии, посвященные исследованию речевой интонации Е. А. Брызгуновой, В. В. Жирмунского, Ю. М. Лотмана, Т. М. Николаевой, Н. В. Черемисиной, Б. М. Эйхенбаума и др.

Методы, используемые в ходе исследования: теоретические (сравнительно-сопоставительного, историко-типологического, интонационного анализа); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение имеющихся и составление оригинальных учебных планов и программ, авторских учебно- методических пособий, педагогический эксперимент); психодиагностические (анкетирование, тестирование, контент-анализ); математические (статистическая обработка данных, анализ средних значений).

База исследования: Кубанский государственный университет, филологический факультет, отделение «История культуры: Россия - Северная Америка», студенты 1-2 курсов.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2004 - 2007 годов и состояло из трех основных этапов.

На первом этапе (2004 - 2005 гг.) анализировалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике профессионального образования. Были определены методологические основы исследования, сформулирована рабочая гипотеза, намечены общие цели и задачи исследования. Проведена диагностика среди студентов группы «А» набора 2004-2005 учебного года, позволившая выявить уровень их готовности к изучению предметов музыкально-эстетического цикла.

На втором этапе (2005 — 2006 гг.) был проведен формирующий эксперимент в группе «А», опирающийся на традиционные формы и методы обучения студентов, связанные с освоением ими музыкальной и речевой интонации, завершившийся контрольным срезом. Определены компоненты творческой активности личности, разработаны критерии их оценки. Произведен анализ результатов формирующего эксперимента в группе «А», проведена корректировка педагогических условий для дальнейшего их внедрения в группе «Б».

На третьем, завершающем этапе (2006 - 2007 гг.) был проведен формирующий эксперимент в группе «Б», основанный на внедрении новых педагогических условий и завершившийся контрольным срезом, осуществлен сбор эмпирических данных, проведена их обработка, сделан анализ, обобщены результаты исследования, сформулированы выводы, систематизированы и оформлены материалы диссертационной работы.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается методологической базой, включающей научные разработки и достижения в области философии, психологии, педагогики, музыкознания и лингвистики; комплексным подходом к изучению проблемы творческого развития личности; органической связью теоретических положений с реальными результатами проведенного педагогического эксперимента; фактологическими данными, подтверждающими основные концептуальные положения и выводы диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается: - в научном обосновании развития творческой активности как необходимого компонента учебной деятельности в процессе подготовки специалиста-филолога в вузе; в доказательстве возможности развития творческой активности студентов-филологов в процессе освоения ими взаимодействия музыкальной и речевой интонации; в подтверждении целесообразности включения в учебный план подготовки специалистов-филологов музыкально-эстетических курсов на основе принципа интегративности с лингвистическими дисциплинами; в предложенных педагогических условиях, основанных на междисциплинарном подходе к изучению особенностей музыкальной и речевой интонации и способствующих формированию готовности к самостоятельной творческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: обоснована концептуальная, методологическая, содержательная, организационная и методическая сферы педагогического процесса развития творческой активности студентов-филологов; уточнены характеристики понятий «творчество» и «творческая активность» в контексте данного исследования; определены компоненты (мотивационный, содержательно- операциональный, эмоционально-волевой) творческой активности и предложены критерии (музыкальные потребности и интересы, знания в области музыкальной и речевой интонации, музыкальные способности, эмоциональная отзывчивость на музыку, творческое мышление, мотивация к творческой деятельности) для оценки развития качеств творческой личности; разработаны методы развития творческих качеств студентов- филологов: сравнительно-сопоставительный анализ музыкальной и речевой интонации вокально-песенного текста, историко-типологический анализ музыкального произведения (песни или романса); — предложены новые формы индивидуальных (интонационный анализ вокально-песенного текста, сольное исполнение) и групповых (урок- концерт, воспроизведение элементов народного обряда) занятий, способствующих развитию творческой активности студентов-филологов.

Практическая значимость исследования заключается: во внедрении в педагогический процесс подготовки специалистов- филологов новых музыкально-теоретических и практических курсов: «Русский музыкальный фольклор», «Музыкальная культура Петровской эпохи», «Основы интонирования», «Сольное пение»; - в методическом и программном обеспечении учебных курсов «Русский музыкальный фольклор», «Музыкальная культура Петровской эпохи», «Основы интонирования», «Сольное пение», содержащих методические материалы и рекомендации; в подтверждении эффективности предложенных форм и методов развития творческой активности студентов-филологов в ходе комплексной опытно-экспериментальной работы с помощью разработанных методов диагностики (анкет, тестовых заданий).

Основные положения, выносимые на защиту:

Развитие творческой активности будущих специалистов-филологов может осуществляться в результате целенаправленной образовательной деятельности, связанной с изучением особенностей музыкальной и речевой интонации на основе интеграции лингвистических и музыкальных курсов. Изучение особенностей взаимодействия данных типов интонации в комплексных речемузыкальных жанрах искусства - вокальных произведениях - повышает качество профессиональной подготовки специалистов-филологов.

Содержание и структуру творческой активности студентов- филологов следует рассматривать как взаимосвязь трех основных компонентов: мотиваг{ионного, предполагающего наличие мотивов, потребностей, интереса; содержателъно-оперсирюналъного, включающего овладение специальными знаниями, в том числе и в области музыкальной и речевой интонации, и способность реализовать их в практических видах деятельности; эмоционально-волевого, предполагающего эмоционально-волевую направленность на учебно-творческую деятельность и связанного с развитием коммуникативных навыков, эмоций, воли, воображения.

При определении уровней (низкого, среднего, высокого) творческой активности студентов-филологов в оценке качеств творческой личности необходимо опираться на следующие критерии: наличие у студентов музыкальных потребностей и интересов, уровень знаний в области музыкальной и речевой интонации, степень развития музыкальных способностей, интенсивность эмоциональной отзывчивости на музыку, степень развития творческого воображения, наличие мотивации к творчеству.

Эффективность развития творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации определяется соблюдением ряда педагогических условий, важнейшими из которых являются: а) изучение музыки на основе интеграции с лингвистическими дисциплинами, в частности с интонологией как разделом фонетики; б) использование особенностей музыкальной и речевой интонации как средства развития творческой активности личности; в) формирование готовности студентов-филологов к самостоятельной творческой деятельности в процессе освоения музыкальной и речевой интонаций.

Включение студентов в индивидуальные и групповые формы творческой деятельности (воспроизведение песенно-речевых элементов народных обрядов, сольное исполнение вокальных произведений и др.) посредством использования новых методов, связанных с музыкально-теоретическим анализом вокально-песенного текста с точки зрения взаимодействия в нем музыкальной и речевой интонации, развивает их творческий потенциал.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством публикаций в сборниках научных трудов, в виде докладов и выступлений на региональных и межвузовских научно-практических конференциях, при обсуждении хода и результатов исследования на заседаниях кафедры педагогики и психологии и кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного университета культуры и искусств, а также на заседаниях кафедры русистики и сравнительного культуроведения в Кубанском государственном университете. Основные научно-методические идеи диссертации легли в основу учебно- методических рекомендаций к музыкальным курсам «Русский музыкальный фольклор», «Основы интонирования», «Музыкальная культура Петровской эпохи», «Сольное пение».

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (232 источника), приложения.

Категории "творчество" и "творческая активность": общенаучные основы и психолого-педагогические концепции

Творчество является неотъемлемой частью жизни общества, поскольку сама жизнь есть процесс и результат творчества. Человек способен преодолевать любые жизненные кризисы при помощи творческого решения проблемы, отказавшись от устаревших способов действия.

Вопрос об отношении субъекта творчества с обществом не всегда прост и однозначен, так как нередко эти отношения носят конфликтный характер. Многие мыслители прошлого отмечали, что власть в подавляющем большинстве случаев предпочитает тех, кто ей слепо верит и повинуется, и часто не соглашается с выдвижением людей, обладающих интеллектуальной смелостью, способных бросить вызов авторитету. Эту же мысль высказали братья Эдмон и Жюль Гонкуры: «Общество карает за всякое превосходство... Самобытный характер, цельная личность, не идущая на компромиссы, повсюду наталкивается на препятствия, со всех сторон встречает неприязнь. Натуры бесцветные и пошлые пользуются особой симпатией...» [Цит. по: 70, С. 134-135]. К. С. Пигров приводит результаты социлогических исследований, подтверждающие наблюдения Гонкуров: чем больше внедренных предложений у сотрудников научной лаборатории, тем медленнее идет их продвижение по службе, чем более преподаватель или ученый обнаруживают креативные способности при тестировании или обучении, тем хуже его служебная характеристика, а «...если человеку придет в голову творческая идея, она, скорее всего, принесет ему неприятности» [152, С. 125]. В связи с приведенными высказываниями возникают вопросы: что же тогда заставляет личность быть активной и вопреки всему проявлять свои творческие способности? Что такое творчество и каковы его слагаемые, оказывающие стимулирующее действие на проявление креативности личности?

Суть творчества — в поиске истины, в открытии и отборе лучших вариантов решения какой-либо проблемы. Этот поиск заставляет человека использовать весь свой интеллектуальный опыт, все свои способности, волю, чтобы вырваться из привычного и стандартного образа мыслей, суметь найти принципиально новый путь, отказавшись от известных ранее способов решения той или иной задачи. Мы будем исходить из того, что творчество может проявляться у человека в любом виде деятельности, когда, «не имея точной инструкции, он сам должен решать, как ему поступать» [99, С. 60-68]. Следовательно, творчество является важной формой жизнедеятельности человека. В процессе творчества находят свою реализацию его желания, способности и возможности. Это тот потенциал активности, который присутствует в каждом человеке от природы, и надо лишь захотеть и суметь этим даром воспользоваться.

Для понимания исследуемого феномена уточним термин «творчество». Повсеместно употребляемое слово «творчество» используется для обозначения самых различных процессов и явлений. Вследствие того, что в разных дисциплинах этим именем обозначаются различные аспекты и явления, оно стало семантически крайне неустойчивым. С помощью этого термина характеризуются как деятельность человека (детское творчество, деятельность ученых, художников и т.д.), так и поведение животных (птица выражает себя в гнезде, которое строит, паук - в натягивании паутины, пчелиный улей - это целая пирамида творческих усилий особей, объединенных общей задачей).

В русском языке слово «творчество» образовано от глагола «творить», то есть — создавать, созидать в процессе творческой деятельности материальные или духовные ценности [36, С. 1309]. Но творчество - это не только создание новых вещей, материальных и художественных ценностей, идей и открытий, но и создание человеком в себе личности, осмысление собственной уникальности, потенциальной возможности созидательного труда. Л. С. Выготский писал, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и «все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творчеству человека» [53, С. 80].

Изучение творчества на современном этапе характеризуется множеством научных подходов. Знание о творчестве является составной частью глобальных знаний о человеке. Поэтому сущность творчества невозможно раскрыть, исходя из анализа какого-то отдельного вида или отдельного аспекта творческой деятельности. Невозможно разобраться в структуре этого сложного явления средствами какой-либо одной части науки. Требуются полидисциплинарные исследования. Разработка проблем творчества ведется одновременно не только с позиций разных школ, но и разных научных дисциплин: философии, психологии, искусствоведения, нейрофизиологии и др., обнаруживших в термине «творчество» различные значения и аспекты. Каждая наука разрабатывает свои аспекты и применительно к ним - свои теории творчества. Так, например, сущность, природу, возможность творчества, отношение последнего к предметному, социальному и культурному мирам изучает философия. Творческий процесс, его структуру и динамику рассматривает психология, нейропсихология, кибернетика. Приемы и способы активизации творческой деятельности - психология и педагогика. По мнению И. Н. Дубины, можно выделить следующие подходы к изучению творчества: философский, психологический естественнонаучный и гуманитарный [71, С. 62]. В данном разделе мы остановимся на рассмотрении указанных подходов.

Значительный вклад в изучение различных аспектов проблемы творчества внесли зарубежные и отечественные ученые: философы (Б. Биттельгейм, М. Бубер, П. Бурдье, Л. Витгейнштейн, Ж. Лакан, Ж. Ф. Лиотар, К. Маркс, Р. Рорти, Ж. П. Сартр, М. Фуко, М. Хайдеггер, К. Ясперс,) социологи (А. А. Брудный, А. В. Брушлинский, П. П. Буева, В. П. Конецкая, Б. Ф. Ломов), психологи (Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов), педагоги (А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий), культурологи (М. С. Каган, Т. Кун, Ю. М. Лотман, П. Фейра- бенд,) нейрофизиологи (И. П. Павлов, И. М. Сеченов), деятели литературы и искусства (С. В. Образцов, К. С. Станиславский, Л. Н. Толстой, и др.), а также представители других наук.

Современное состояние проблемы развития творческой активности студентов-филологов в системе высшего профессионального образования

Система профессионального образования служит не только для передачи специальных знаний, но и для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является сам специалист. Специалиста как представителя и носителя определенной культуры характеризует специфический набор знаний, умений, а также определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения. Образование призвано формировать те качества личности специалиста, которые пригодятся ему в любой сфере трудовой деятельности. Исходя из этого, современное профессиональное образование имеет гуманистическую направленность [62].

Проблема гуманитаризации, то есть приоритетного развития общекультурных компонентов образовательного процесса на основе междисциплинарных научных знаний, в центре которого находится личность обучаемого, стоит сегодня как перед образованием, так перед и обществом в целом. По мысли П. А. Флоренского, «культура есть среда, растящая и питающая личность» [Цит. по: 151, С. 59].

Потребность общества в квалифицированных специалистах, обладающих-способностью быстро реагировать на стремительно меняющиеся условия жизни, с необходимостью ставит задачу повышения качества профессионального образования. Одним из путей решения этой проблемы является осознание значимости культурного и духовного начала как стержня педагогического процесса, все компоненты которого нацелены на гармоничное развитие будущего специалиста, поскольку «именно культура, а не общество и коллектив, определяют формирование личности» [Там же].

В условиях демократизации общества, когда изменились ценностные и критериальные подходы к системе образования как к сфере духовного формирования человека, преподаватель должен создавать условия для развития творческих способностей обучаемых, поощрять их самостоятельность и инициативу. Такой подход требует от преподавателя высочайшей квалификации, профессионализма, владения передовым педагогическим опытом. В законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п. 20.4), в частности, записано, что научно-педагогические работники обязаны развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности [78].

Стратегия высшего профессионального образования является сферой интересов и постоянного внимания со стороны государства и правительства Российской Федерации. Государственная политика в области современного высшего образования была отражена в Законе «Об образовании», принятом Верховным Советом Российской Федерации и Указом №1 Президента России от 13.01.1996г. В Закон «Об образовании» включены прогрессивные положения, в которых интересы личности в системе образования ставятся на первое место. В Статье второй, формулирующей принципы государственной политики в области образования, провозглашается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, а также свобода и плюрализм в образовании, демократичный характер управления и автономность образовательных учреждений [77, Гл. 1, Ст. 2].

Основными юридическими документами, регламентирующими работу высшего учебного заведения, являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации. Согласно этим документам, высшим учебным заведением является образовательное учреждение, организованное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Среди задач, содержащихся в Типовом положении о государственном учреждении высшего профессионального образования, наиболее соответствующими процессу гаманизации можно назвать следующие:

- удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского образования;

- развивать науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в образовательном процессе;

- содействовать подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

Структура и содержание и принципы учебно-педагогического процесса формирования творческой активности студентов-филологов

Педагогический процесс как образовательно-воспитательная система представляет собой множество слитых воедино процессов формирования, развития, воспитания, обучения в неразрывном единстве со всеми условиями, формами и методами их протекания и носит целенаправленный характер, ориентированный на конечный результат, с реальными целями, различными по параметрам, значимости, содержанию, временным рамкам. Слово «процесс» имеет латинский корень и означает «движение вперед», «изменение». Следовательно, под педагогическим процессом понимается «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс — это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности» [159, С. 162].

Организационной формой, ориентирующей систему педагогического процесса на основную цель образования - конечный результат, являются учебные программы. Возрастающая сложность учебных программ, необходимость прогнозирования конечного результата подготовки специалистов предопределяют и обосновывают значимость организации педагогического процесса.

Применительно к данному исследованию понятие «педагогический процесс» осмысливается как комплекс целенаправленных действий, направленных на творческое развитие личности будущего специалиста, характеризующихся структурой, содержанием, организацией и управлением учебной деятельностью, целями и задачами, направленными на усвоение знаний, выработку умений, развитие способностей. Педагогический процесс развития творческой активности проявляется в концептуальной, содержательной, методологической, организационной и методической сферах.

Концептуальная область развития творческой активности базируется на личностно-деятельностном подходе, что составляет одно из условий саморазвития личности. Выбор такого подхода в предлагаемой концепции учитывает специфичность студенческого возраста, связанного с мотивами, потребностями и интересами, социально-коммуникативными установками на активность.

Методологическая сфера предлагаемой концепции обучения опирается на базовые понятия творчества, творческой активности, психолого- педагогические условия их развития, предполагающие использование различных форм обучения, комплексных по содержанию, методам и видам выполняемой работы и основанных на взаимодействии видов репродуктивной, поисково-исполнительской и творческой деятельности.

Содержательная сфера данной концепции творческого обучения включает программный материал, отражающий интонационные и стилистические особенности художественных произведений, и построена на междисциплинарных связях музыкального искусства с лингвистикой, литературоведением, историей, страноведением, философией и т.д.

В качестве ключевых идей исследования выступают:

- гуманизация высшего профессионального образования;

— личностно-деятельностный подход в развитии творческих качеств;

- нацеленность учебно-образовательного процесса на творческое овладение знаниями, умениями и навыками;

— использование взаимодействия музыкальной и речевой интонации в качестве средства развития творческой активности студентов.

Организационная сфера педагогического процесса, предваряя конструирование того или иного этапа обучения, ориентирует его на заведомо планируемый результат, в качестве которого в данном случае выступает развитие способности будущего специалиста к активным формам профессиональной деятельности.

Методическая сфера базируется на использовании различных форм обучения, комплексных по содержанию, методам и видам выполняемой работы и основывается на взаимодействии видов репродуктивной, поисково- исполнительской и творческой деятельности.

Важными являются следующие установки, характеризующие педагогический процесс: проектирование заведомо положительного результата обучения, определение учебных целей и задач, рациональное использование системы психолого-педагогических принципов, методов, приемов и способов обучения.

Прежде чем перейти к анализу структуры и содержания исследуемого учебно-педагогического процесса, проследим традиции, сложившиеся в отечественной музыкальной педагогике, связанные с пониманием музыки как эффективного средства воздействия на воспитание и развитие личности.

Еще в XVII веке эти традиции были тесно связаны с хоровым пением а сареПа и деятельностью хоровых капелл и церковных хоров. Это значит, что формирование музыкальных способностей, а, следовательно, и духовных ценностей гармонично развитой личности изначально шло в России в едином процессе через освоение интонационных особенностей различных жанров церковного и народного пения.

Значительный вклад в развитие теории гармоничного воспитания личности средствами искусства внесли русские мыслители XVIII века - Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, провозглашавшие идею просвещенности, образованности и культуры в России. Эту идею продолжили русские революционеры-демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, которые рассматривали искусство как средство воспитания личности, формирования ее мировоззрения, нравственного облика и оказали большое влияние на развитие музыкально-просветительской мысли.

Похожие диссертации на Развитие творческой активности студентов-филологов в процессе освоения музыкальной и речевой интонации