Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения Галышева Светлана Михайловна

Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения
<
Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Галышева Светлана Михайловна. Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2002 135 c. РГБ ОД, 61:03-13/975-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Анализ современных подходов к изучению проблемы развития творческой активности личности 13

1.2. Влияние возрастных особенностей студентов на развитие творческой активности 32

1.3. Психолого-педагогические аспекты обеспечения учебного процесса направленного на развитие творческой активности студентов

50 Выводы по главе 1 62

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 67

2.1. Содержание обучения студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения 67

2.2. Формы и методы обучения студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения 78

2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы

Выводы по главе 2 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123

БИБЛИОГРАФИЯ 125

Введение к работе

'J

Актуальность исследования. Широкое применение современной эстетической среды, новых информационных технологий, необходимость поиска нестандартных решений, оказывает серьезное влияние на все сферы человеческой деятельности.

Наблюдается серьезное увеличение спроса на качество выпускаемого продукта в туристкой сфере, все это приводит к устойчивому спросу на творческую личность, способную генерировать новые творческие идеи, оперативно осваивать новые коммуникационные технологии, обладающую художественным вкусом, эстетической культурой, способную продуктивно реализовывать задуманные проекты в туристкой сфере.

Широкое распространение нестандартных требований клиентов к организации туристских программ привели к тому, что труд менеджера сферы туризма без использования креативных способностей в настоящее время немыслим. При этом обучение в туристских вузах происходит большей частью без учёта творческой составляющей деятельности человека, приводит к репродуктивному использованию приёмов, создаёт определенный стереотип в поведении, а зачастую и в образе мышления.

Это явление противоречит необходимости подготовки творчески мыслящих менеджеров туристской сферы на основе развития всей совокупности компонентов творческого потенциала личности студентов.

Тем самым проявляется противоречие между необходимостью развития творческого потенциала личности студента в профессиональной деятельности и недостаточным теоретическим осмыслением и методическим обеспечением практики профессионального туристского образования с использованием модульных технологий обучения.

Данное противоречие определяет проблему исследования: с помощью каких педагогических средств и методов возможно обеспечить

4
развитие творческбй активности студентов туристского вуза в процессе
обучения. ' .^

Проблема определила тему нашего исследования «Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения»

Цель исследования. разработать содержание и методы, обеспечивающие условия развития творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения.

Объект исследования: развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности студентов туристского вуза в профессиональной деятельности на основе технологии модульного обучения будет эффективным, если:

выявлены ключевые компетенции, которыми должен обладать

выпускник туристского вуза в современном информационном обществе;

обоснованы цель и задачи преподавания в туристском вузе, на" основе формирования творческого мышления студентов туристского вуза;

определены организационно-педагогические принципы разработки

интефированного модульного курса;

выявлены педагогические условия и определена структура содержания интефированного модульного курса, обеспечивающего развитие творческой активности студентов в туристском вузе;

разработаны методы учебной деятельности, обеспечивающие развитие творческой активности студентов.

5 Задачи исследования:

  1. На'основе анализа требований к современному специалисту сферы туризма обосновать ключевые компетенции, которыми должен обладать выпускник туристского вуза в современном информационном обществе.

  2. Определить организационно-педагогические принципы разработки интегрированного модульного курса.

  3. Выявить педагогические условия и разработать структуру содержания интегрированного модульного курса, обеспечивающего развитие творческой активности студентов в туристском вузе.

4. Разработать методы учебной деятельности, обеспечивающие
развитие творческой активности студентов туристских вузов.

5.

Методологическую основу исследования составили философская теория познания, современные концепции о непрерывности и многоуровневости профессионального туристского образования, теория интеграции и дифференциации, теория развития личности на основе единства компонентов общего, профессионального и социокультурного образования (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, С.Г.Вершловский, В.А. Квартальное, Н.А.Хроменков); системный, комплексный, личностно-деятельностный и интегративно-модульные подходы.

Методологической основой исследования также являются труды, посвященные общепсихологическим основам творчества, развития и ценностной ориентации (С.А. Анисимов, И.С. Кон, А.В. Матюшкин), теории межличностного и межтруппового восприятия (А.А. Бодалев, А.Г. Агеев, Г.М. Андреева), проблемам формирования содержания профессионального туристского образования (И.В.Зорин, А.М.Новиков, В.Д. Чепик, В.И. Жолдак и др.).

В своем исследовании мы опирались на научные труды С.Я Батышева, А.П.Беляевой, В.П.Беспалько, Н.И.Думченко, М.И.Махмутова,

Г. В. Мухаметзяновой, А.М.Новикова. Вопросы мониторинга качества образования .рассмотрены в работах М.П. Афанасьевой, В.А. Кальней, С.А. Козловой, С.Е. Шишова.

В исследовании реализован личностно-деятельностный подход,
использовались методы: анализ философской, социологической,

психолого-педагогической литературы, синтез эмпирического и теоретического материала, моделирование и обобщение, наблюдение, изучение педагогической деятельности, различные виды опроса, констатирующий и формирующий эксперименты, а также математическая обработка материала, графическое представление полученных данных.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автора; использованием системного подхода; опорой на данные современной педагогической и психологической науки; разнообразными источниками педагогической, психологической, туристской информации; сравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического исследования, адекватных его предмету; целенаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта; комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента; подтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующих задачам и специфике этапа исследовательской работы; подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе дается теоретическое обоснование основных педагогических условий эффективной организации развития творческой активности студентов

7 туристского вуза йа основе технологии модульного обучения с учетом

непрерывности и преемственности туристского образования.

X. ' v

Выявлены ключевые компетенции, которыми должен обладать выпускник туристского вуза, а именно: гибко адаптироваться в меняющихся ситуациях туристского рынка, самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем для того, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней достойное место; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; фамотно работать с информацией; уметь самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, культурного уровня; быть коммуникабельными и контактными, уметь работать сообща в различных областях, различных ситуациях и в различных социальных ролях сферы туризма.

Разработаны организационно-педагогические принципы создания интефированного модульного курса, способствующего развитию творческой активности: принцип интефации курса в контекст учебных предметов научно-профессионального цикла; принцип постепенности усложнения учебного материала; принцип самостоятельного планирования студентом своей образовательной деятельности в изучении каждого модуля курса; принцип использования проектного метода обучения, коллективных и индивидуальных форм проектной деятельности.

Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческой активности у студентов туристский вузов (ориентация модульного курса на вариативность выбора техник исполнения; стимулирование инновационной деятельности; использование современных информационных технологий; достаточный уровень программно-аппаратного обеспечения).

Разработаны методы творческой деятельности на основе модульной технологии, обеспечивающие развитие творческой активности студентов: перенос «внутреннего образа» во внешний план и соотнесение полученной модели с действительностью; специальные упражнения на постижение социальных закономерностей; практическое применение новых

информационных технологий; индивидуальная и коллективная работа над
проектами. r .

Выявлены критерии оценки развития творческой активности

студентов в учебной деятельности: способность генерировать новые идеи,

способность осваивать новые технологии, обладание организационной

культурой, художественным вкусом, умение оперативно самоопределиться

и организоваться для коллективной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс методов и организационных форм развития творческой активности студентов туристского вуза на основе модульного обучения с учетом непрерывности и преемственности туристского образования может быть включен в учебный процесс; разработаны и внедрены в практику методические рекомендации, программа интегрированного модульного курса обучения, практические и контрольные задания по программе курса.

Исследование проводилось с 1999г. по 2002г. и включало три этапа. Первый этап (1999г.-2000г.) включал в себя анализ существующей

системы подготовки студентов туристского вуза, осмысление

противоречий и проблем, выявление социально—педагогических резервов

повышения эффективности учебного процесса. На этом этапе

использовались такие методы педагогического исследования как

выявление условий, изучение теоретических источников и анализ

реального процесса, анкетирование, беседы.

Второй этап (2000-2001) проводился формирующий эксперимент, в

ходе которого в педагогический процесс обучения студентов туристского

вуза вводились изменения в соответствии с задачами исследования. На

основании отработанной функциональной модели интегрированного курса

обучения студентов туристского вуза апробировались выявленные

существенные условия адаптивности учебного процесса туристского вуза к

9
потребностям обучаемых, отслеживались результаты, подтверждающие
или опровергающие гипотезу исследования. Ы

Третий этап (2001г.-2002г.) обобщение итогов экспериментальной работы, определение окончательных результатов, формирование выводов, внедрение результатов исследования в педагогический процесс.

На защиту выносятся:

  1. Организационно-педагогические принципы создания интегрированного модульного курса, способствующего развитию творческой активности у студентов туристских вузов.

  2. Комплекс педагогических условий, ориентированных на вариативность выбора техник исполнения проекта, использующих современные педагогические технологии и достаточный уровень программно-аппаратного обеспечения для эффективного развития творческой активности у студентов туристский вузов.

  3. Методы творческой деятельности на основе модульной технологии, обеспечивающие развитие творческой активности студентов: перенос «внутреннего образа» во внешний план и соотнесение полученной модели с действительностью; специальные упражнения на постижение социальных закономерностей; практическое применение новых информационных технологий; индивидуальная и коллективная работа над проектами.

Апробация и внедрение результатов исследования. Опыт работы по развитию творческой активности студентов туристского вуза в процессе обучения получил одобрение и использовался на педагогических конференциях и собраниях актива работников профессионального образования Свердловской области (1999 - 2002 гг.), на научно-практических конференциях, проводимых Российской международной академией туризма (1999-2002 гг.), на заседаниях педагогических советов, методических комиссий экспериментальных образовательных учреждений. Основные идеи и материалы диссертации заслушивались на заседаниях кафедры технологий и предпринимательства Института повышения

10 квалификации и переподготовки работников народного образования Московской ; области (2001, 2002 гг.), "А,кафедры педагогики профессионального туристского образования Российской международной академии туризма (2002 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза, задачи; указаны методологические и теоретические основы исследования, методы исследования.

Раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выявленных педагогических условий развития творческой активности студентов туристского вуза; определены положения, выносимые на защиту, выделены этапы исследования.

В первой главе "Развитие творческой активности студентов туристского вуза в условиях глобализации современного общества" проводится анализ современных подходов к изучению проблемы развития творческой активности личности, рассматривается влияние возрастных особенностей студентов на развитие творческой активности, анализируется педагогическое обеспечение учебного процесса направленного на развитие творческой активности студентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования раскрыты сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях.

Выявлены особенности творческой активности студентов туристского вуза, рассматривающейся как средство развития творческого потенциала личности.

Раскрыты способы развития творческого потенциала личности обучающегося как субъекта данного вида деятельности.

V 'г-

#.

Во второй главе "Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения" на основе раскрытых сущности и содержании понятия творчество как деятельность, как психический процесс, выявленной сущности понятия творческая активность и определения его специфики применительно к данному исследованию, обосновываются формы и методы обучения студентов основам творческого проектирования, разработаны критерии оценки эффективности развития творческой активности студентов, подводятся итоги опытно-экспериментальной работы.

Проводится анализ теоретико-педагогических концепций творчества, рассматривается концепция учебной деятельности, на которой построена программа модульного курса в туристском вузе.

Определяются основания предмета, в которые, согласно концепции учебной деятельности, должны быть положены исходные отношения, порождающие влияние на развитие творческой активности студентов туристского вуза.

Анализ современных подходов к изучению проблемы развития творческой активности личности

С целью поиска механизмов формирования и развития творческой активности личности был проведен анализ различных подходов к изучению творческой деятельности личности, изучались понятия творчество и креативность (способность к творчеству). Этому посвящены тысячи страниц научных монографий и популярных работ, поэтому, не претендуя на исчерпывающую характеристику существующих в настоящее время взглядов на сущность творчества, его результативных и процессуальных аспектов, а также опыта построения развивающих творческую активность программ, мы остановимся на некоторых моментах, которые дадут возможность составить систематизированные представления об основных понятиях, отражающих различные грани феномена творчества и творческого процесса.

С. А. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, созидающую «...нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но в историю развития науки, искусства и т. д.»[120,С482].

A.M. Матюшкин и К.К. Урбан, определяющие творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ [81,160].

М. Г. Ярошевский определяет, что «...творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании иповедении субъекта,' так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты» [146, С.20]. Ч

Сущность творчества проявляет себя в творческих продуктах: идеях, поведении, материальных объектах. В то же время описания результатов творчества, продвигая нас к познанию его сущности, не дают полного представления об этом феномене. С нашей точки зрения, более продуктивны определения творчества, акцентирующие внимание на его процессуальном аспекте.

В книге «Общие основы рефлексологии человека» В.М. Бехтерев определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой — обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни [116, С.411]. Ackoff L. и Vergara Е. [149] выделяют две группы подходов к определению сущности творчества: подходы, ориентированные на поиск источников; подходы, ориентированные на процесс.

Среди подходов, ориентированных на поиск источников:

психоаналитический подход утверждает, что творчество является результатом внутриличностных конфликтов. Творческий процесс по сути своей экстернализация продуктов воображения посредством взаимодействия;

гуманистическая психология считает, что творчество возникает, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс является реализацией естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий;

психометристы, такие как Дж. Гилфорд, считают, что природный творческий потенциал индивида определен генетически и может быть измерен стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного.

В группу подходов, ориентированных на процесс, можно отнести позицию ассоцианистов, которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдалённые ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Гештальт-психология исходит из того, что творческое мышление — это и не логические, пошаговое действия и не разрозненные ассоциации, а более определённое реструктурирование целостной ситуации.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека-субъекта. Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания; источник активности, направленной на объект. Под креативностью в данном исследовании понимается способность человека отказаться от стереотипных способов мышления [152, С.281—287] или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения

Смит и Карлссон рассматривают креативность с психоаналитической точки зрения, определяя её как способность принимать материал из подсознания в сознание [150, С. 130]. Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность его неотъемлемым атрибутом, мы согласны с определением Н.Ю. Хрящевой и СИ. Макшанова, что «Креативность — способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта» [111, С. 175]. Креативность проявляет себя многообразно. Категории, относящиеся к определению креативности: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы.

Содержание обучения студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения

Общество информационных технологий или как его называют «постиндустриальное общество» в отличие от индустриального общества конца XIX -середины XX века в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Таким образом, современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем для того, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней достойное место; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в ре-альнои действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; быть способными генерировать новые идеи, уметь творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать и анализировать необходимые для решения проблемы факты, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения и сопоставления с вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); уметь самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, культурного уровня; быть коммуникабельными и контактными, уметь работать сообща в различных областях, различных ситуациях и в различных социальных ролях.

Таким образом, нужна новая парадигма образования: студент — предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) — преподаватель [44].

Какие же условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причём не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого студента, применения им на практике этих знаний и чёткого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Это возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определённые коммуникативные умения, возможность свободного доступа к необходимой информации не только в своем вузе, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования. Решение этих задач требует комплексных усилий не только вуза, но и всего общества. Процесс обучения современного человека не заканчивается в вузе, колледже и ВУЗе, он становится непрерывным.

Система непрерывного образования — веление времени. Управление учебной деятельностью в системе студент — предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) — преподаватель должно строиться на принципах развития личностного потенциала субъектов учебной деятельности: студента и преподавателя. .

Изучая в первой главе нашего исследования особенности художественного развития обучающихся, мы опирались на современные концептуальные труды по теме художественного образования, в которых отражены ведущие психолого-педагогические принципы обучения предметам искусства (Р.Арнхейм, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Б.М. Неменский) на основе учёта познавательных и художественных способностей, интересов психофизиологических особенностей (Е.С. Волохова, СП. Ломов, А.А.Мелик-Пашаев, Н.Ф. Талызина и др.) [6,49, 50;73,84,85,90].

Формы и методы обучения студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения

Переходя к вопросу экспериментального апробирования результатов исследования, обозначим ещё раз противоречие: между необходимостью включения в содержание художественного образования нового прикладного технологического компонента с использованием новых информационных технологий и недостаточной педагогической разработанностью теории и методики этого аспекта художественного образования. Есть основания предположить, что изобразительная деятельность удовлетворяет и формирует в человеке какую-то основополагающую человеческую потребность и развивает необходимые всем людям способности, возможности развития которых другими занятиями ограничены.

В художественной педагогике и психологии до сего времени противоборствуют главным образом три направления, во многом сохранившиеся и в нашей стране и отчасти в других странах. Согласно первому положению, человека с первых дней занятий надо учить изобразительной грамоте — умению правильно изображать зрительно воспринимаемые предметы и явления окружающей действительности (их внешний вид), знание которой человек может применять в тематических рисунках. Содержание и методика обучения в этом случае логично взаимосвязаны между собой, потому что строятся по образцу начальных этапов упрощённого традиционного профессионального обучения, где критерии оценки знаний нормативны, т. е. всегда позволяют отличить «правильное» изображение от «неправильного» [62]. Казалось бы, это направление вполне отвечает специфике концепции учебной деятельности, поскольку именно в обучении нормативным (научным) знаниям она обнаруживает наибольшие успехи. Однако уже школьное образование по этому направлению явно и повсеместно показывает ряд отрицательных последствий. Прежде всего, происходит коренная ломка опыта дошкольного рисования, которая приводит к потере у большинства интереса к этому занятию в школе и тем более в вузе — резкому снижению той внутренней мотивации, которая у всех студентов с очевидностью проявлялась в предыдущем возрасте. В процессе обучения сколько-нибудь заметные художественные достижения (за исключением отдельных студентов) почти полностью исчезают, некоторые элементы графической грамоты осваивают лишь отдельные студенты. По теории второго направления занятия изобразительным искусством следует строить в основном на заданиях, побуждающих студентов к творче-скому самовыражению, что обеспечивает частые всплески фантазии и в результате — рисунки высокого художественного достоинства. Исследователи и, в особенности, талантливые педагоги этого направления значительно обога тили художественную педагогику очень ценным методическим опытом

[84,89]. Однако это направление почти полностью разрабатывается в условиях кружков и студий изобразительного искусства, где занимаются специально отобранные молодые люди. В вузовской практике эти методы использовались редко и чаще всего «консервировали» изобразительную деятельность студен тов на уровне, характерном для довузовского периода. Творческие достижения студентов от года к году или не изменялись, или даже заметно снижались, а ко времени перехода на старшие курсы как будто «уходили в песок», почти ничего не оставляя у большинства студентов. Концепция учебной деятельности к этому направлению неприминима ещё и потому, что оно почти или совсем не оставляет места учению студентов.

Третье направление во главе занятий ставит разъяснение произведений искусства, т.е. знания искусствоведческого характера, которые дополняются значительным числом творческих заданий. Достоинство этого направления определяется, прежде всего, системностью искусствоведческих знаний, осно ванной, главным образом, на методе классификации. Для широкого просвеще ния студентов в области изобразительного искусства программы и методики этого направления чрезвычайно полезны. Однако для развития активности студентов младшего и среднего возраста они недостаточны, потому что не вполне соответствуют психологии обучения этого возраста: превышают нор мы нагрузки на запоминание терминов, названий и другой информации, смысл которой не все студенты ещё могут понять, приучают только к толкованию произведений художников — к рассудочному отношению к искусству.

Наряду с ними в кружках и студиях изобразительного искусства практикуются программы, соединяющие различные стороны всех этих направлений. Многие из них достигли высоких художественных результатов и накопили ценнейший педагогический опыт методов и приёмов занятий с молодыми людьми, которым, безусловно, следовало бы воспользоваться. Но для целей и условий туристского вуза их достижения требуют значительной переработки, поскольку рассчитаны не на всех, а на специально отобранных, наиболее способных. Анализ оснований всех этих программ показывает что в них изобразительная деятельность, так или иначе, отождествляется с деятельностью взрослых: художников-профессионалов, стихийных творцов или зрителей — потребителей искусства.

Основываясь только на специфике изобразительного искусства, эти программы не учитывают ни общность этих занятий с другими видами художественной деятельности, ни их включённость в жизнедеятельность человека в целом, ни те данные исследований возрастной психологии, которые показывают, что занятие студентов изобразительной деятельностью более эффективно влияет на их общее развитие, чем на специальные способности [29].

Кратко основная суть интегрированного курса художественного творчества может быть отражена в нижеследующих принципах:

Принцип постоянной смены учебно-творческой деятельности через стимулирование интереса к занятиям, как общеобразовательного, так и художественного циклов, чередования характера работы (индивидуальная или коллективная); смены обстановки, применение разнообразных материалов для творчества, как традиционных, так и неожиданных, необычных; изменение масштаба работы от маленьких эскизов до огромных работ.

Принцип интеграции уроков творчества — обеспечение целостности восприятия всего учебного материала вуза с помощью интеграции предметов художественного и естественно-научного циклов.

Принцип от знаний к творчеству, обеспечивающий последовательность творческого процесса (подготовка исходных данных, выбор оптимального эскиза, подбор соответствующих художественных материалов и, наконец, выполнение замысла в натуре на плоскости, либо в объёме).

Похожие диссертации на Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения