Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки Калантарян, Любовь Алексеевна

Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки
<
Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калантарян, Любовь Алексеевна Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Краснодар, 2006

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ 15

1.1. Регионализация как приоритетное направление модернизации современного высшего образования 15

1.2. Региональная музыкальная культура: сущность, виды, функции и формирование 34

1.3 Специфика эстетического развития будущего учителя музыки в условиях региональной музыкальной культуры 52

ВЫВОДЫ 69

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ РЕГИОНАЛЬ НОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 72

2.1. Модель и программа эстетического развития будущего учителя музыки на основе региональной музыкальной культуры 72

2.2. Психолого-педагогические условия реализации системы эстетического развития будущего учителя музыки 100

2.3. Динамика эстетического развития будущего учителя музыки в процессе опытно-экспериментальной работы 117

ВЫВОДЫ 140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ 166

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования обусловлена ре
альными потребностями современного российского общества в сохранении и
развитии национально-культурных традиций, сложившихся в тех или иных
регионах страны и являющихся одним из факторов преодоления острых ду
ховно-нравственных и межэтнических проблем социального развития. Рїдея
^ регионализации как принципа модернизации современного образования на-

шла своё отражение в федеральных законах Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В соответствии с данными законами государственные образовательные
k^ стандарты включают федеральный и национально-региональный компонен-

(*

ты. Согласно данному принципу развития отечественного образования необходимо оптимальное соотношение как федерального, так и регионального компонентов его содержания. Федеральный компонент современной стратегии образования направлен на обеспечение единства образовательного пространства России, интеграцию личности в систему мировой культуры, национально-региональный компонент ориентирован на удовлетворение потребностей в познании культуры региона.

Под регионализацией образования понимается как отказ от унитарного образовательного пространства, скрепленного цепью единых учебных программ, учебников и учебных пособий, инструкций и циркуляров, так и наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.

Наряду с этим, регионализация образования ориентированна на интеграцию в мировое образовательное пространство с сохранением самобытно-

сти региональных социально-культурных составляющих образовательного

ч процесса.

Ф Проблема сохранения и развития единого образовательного простран-

ства на Северном Кавказе особенно актуальна в силу социальной и национальной неоднородности региона, деструктивных этнополитических процессов. Приоритетные направления научного обеспечения развития образования

|| в Южном федеральном округе, разработанные Южным отделением РАО,

включают в себя обоснование путей укрепления единого образовательного пространства Северного Кавказа, исследование интеграционных процессов в образовании; разработку теории личностью ориентированного образования и путей перехода учебных заведений к личностно ориентированному образо-

^Р ванию поликультурного типа и т. д.

Регионализация, рассматриваемая как одно из стратегических направлений реформирования образования в целом и музыкально педагогического в частности, предполагает научное обеспечение данного процесса, включающее изучение региональной музыкальной культуры. Это способствует подготовке, будущего учителя музыки, отвечающего образовательным потребностям жителей региона. В сложных условиях социально культурной дезинтеграции современного российского общества, сохранение национально культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной культуры осуществляется в контексте лучших общероссийских традиций как части культуры России.

В системе подготовки учителя музыки в высшей школе особое значение приобретает региональная музыкальная культура, учитывающая особенности исторического развития региона, его этнический состав, конфессиональные особенности, традиции художественного образования, этнопедаго-гики, формы традиционного уклада, быта.

В основе любой этнической культуры лежат две творческие сферы:
традиционная и профессиональная. В результате взаимодействия этих двух
сфер сформировался специфический тип музыкальной культуры на Ставро
полье, являющейся составной частью региональной музыкальной культуры.
В таком широком понимании региональная музыкальная культура предстаёт
как сложное социально культурное явление, взаимосвязанное со многими ис-
т торическими пластами и современными сферами жизни общества, а регио-

нальное музыкальное образование как один из факторов социально культурного, эстетического развития личности.

Внедрение музыкальной культуры основанной на социально культур
ных традициях региона в процесс профессионального образования учителя
^ музыки необходимо, но имеет ряд проблем. Прежде всего, это недостаточная

разработанность содержания регионального музыкального образования, отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием музыкального образования в высшей школе и музыкальной культурой региона. Отстраненность традиционной музыкально теоретической подготовки от региональной музыкальной культуры препятствует развитию полноценной, самобытной, эстетически развитой личности.

Особенно следует выделить проблему, связанную с односторонним пониманием региональной музыкальной культуры как традиционной, народной, не связанной с профессиональной музыкальной культурой.

Для решения обозначенных проблем в данном исследовании предпринята попытка построения образовательной модели основанной на региональной музыкальной культуре и обоснования психолого-педагогических условий реализации системы эстетического развития будущего учителя музыки.

Анализ научной литературы и диссертационных исследований показал, что специального исследования проблемы эстетического развития будущего учителя музыки на основе региональной музыкальной культуры до настоя-

щего времени проведено не было. Однако частично эта проблема затрагивалась в работах многих авторов.

Проблемы регионоведения подверглись многоаспектному анализу в трудах Э.Б. Алаева, Ю.Н. Гладкого. Я.Г. Машбица, А.И. Чистобаева. Этническому фактору как одному из важных факторов регионализма посвящены исследования Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, К. Изарда, С. Хантингтона, В.М. Козлова. Проблемы формирования этнического сознания рассматриваются в работах С.А. Арутюнова, Р.Ф. Итса, Г.У. Кцоевой, В.П. Левковича, Р.С. Оганджанян, Н.Г. Панковой, К.В. Чистова. Истории возникновения и развития казачества на северном Кавказе, его этническому и культурному своеобразию посвящены диссертационные исследования А.А. Аникеева, Л.Б. Заседателевой, А.Г. Масалова. Целостный анализ этнической конфликтологии, этносоциальной, этнокультурной среды представлен в работах В.А. Арсентьева, А.А. Аникеева, С. Ауского, B.C. Белозерова, Н.И. Бондарь, А.В. Лубского, А.Н. Месячко, В.А. Потто, О.А. Романько, Т.В. Тоболиной, А.С. Твалчрелидзе. Разработке и реализации концепции регионального образования посвящены работы В.К. Бацына, В.М. Петровичева, В.К. Шаповалова. Основные составляющие региональной образовательной системы, её проектирование и моделирование рассматриваются в публикациях М.М. Кузьмина, С.Д. Намсараева, А.А. Сусоколова, В.Д. Шадрикова. Особенности развития этнохудожественного образования на основе региональных социально культурных традиций освещены в диссертационных исследованиях М.И. Долженковой, Л.Б. Заседателевой. Всестороннему анализу понятия «культура», её основных функций и элементов, проблемам социализации посредством культуры посвящены труды B.C. Библера, Б.Х. Бчажнокова, П.С. Гуревича, Л.Г. Ионина, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, В.М. Межуева, X. Ортега-и-Гассета, А.А. Радугина, П.А. Сорокина.

Типология культуры, национальная, этническая культура, вопросы этнического самосознания, формирование этнического стереотипа рассматри-

ваются в работах Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, В.М. Козлова,
. В.П. Левковича, Н.Г. Панковой. Проблемам традиционной народной культу-

ры, её социализирующей функции посвящены исследования С.А. Арутюнова,

Н.Н. Гаврюшенко, М.А. Караулова, М.А. Некрасовой.

Некоторые вопросы формирования и становления традиционной на
родной культуры терского казачества рассмотрены в работах
Ъ Л.Б. Заседателевой, А.Г. Масалова, В.А. Потто. Специфике эстетического

развития личности, путям творческой самореализации посвящены труды Б.В. Асафьева, А.Я. Зись, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева.

Проблема поиска оптимальных психолого-педагогический условий,
обеспечивающих реализацию в музыкальном образовании личностно-
jjjb развивающего подхода, отражена в исследованиях Л.Г. Арчажниковой,

Э.Б. Абдуллина, Г.М. Цыпина.

«

Рассмотренный комплекс исследований, лишь косвенно отражая отдельные содержательные аспекты нашего исследования, обнаруживает отсутствие в них концептуальных подходов к моделированию преемственной системы регионального музыкально-педагогического образования. На основании выше изложенного и выявленного противоречия между общекультурной и профессиональной направленностью в становлении будущего учителя музыки проблема исследования заключается в разработке образовательной модели и программы, обосновании оптимальных психолого-педагогических условий эстетического развития будущего учителя музыки на основе региональной музыкальной культуры (РМК) как одного из действенных средств творческого развития личности в целостном процессе профессионального становления.

В соответствии с проблемой тема исследования сформулирована следующим образом: «Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки».

Целью исследования является разработка образовательной модели и обоснование психолого-педагогических условий ее внедрения в многоуровневую систему педагогического образования.

Объектом исследования является процесс эстетического развития будущего учителя музыки в высшей школе.

В качестве предмета исследования избрана система эстетического развития будущего учителя музыки в контексте идеи регионализации.

В основу исследования положена гипотеза о том что, эстетическое развитие будущего учителя музыки на основе региональной музыкальной культуры, будет эффективным в том случае, если оно органично включено в целостный процесс его общекультурного и профессионального становления. Частные гипотезы включают следующие положения:

сущность целостного процесса эстетического развития будущего учителя музыки определяется единством музыкально-педагогической и музыкально-художественной деятельности;

поэтапная реализация процесса эстетического развития будет возможна при условии разработки и внедрения педагогической модели, на основе региональной музыкальной культуры в процесс профессионального становления будущего учителя музыки;

эффективность процесса эстетического развития обусловлена внедрением оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих устранению противоречия музыкально-педагогического образования между предметной направленностью музыкально-теоретической подготовки и эстетическим развитием будущего учителя музыки как субъекта культуры;

осуществление эстетического развития будущего учителя музыки в целостном процессе профессионального становления обеспечивается инте-гративностью содержания региональной музыкальной культуры, её многофункциональностью.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, а так же для проверки истинности выдвинутой гипотезы нами решались следующие задачи исследования:

- выявить социокультурные детерминанты регионализации образова
ния в целом и музыкально-педагогического, в частности, обеспечивающие
эстетическое развитие личности будущего учителя музыки, в процессе его
профессионального становления;

выявить специфику эстетического развития будущего учителя музыки в условиях образовательной модели на основе региональной музыкальной культуры;

разработать и апробировать модель и экспериментальную программу дисциплины «Региональная музыкальная культура», в условиях экспериментального обучения, определить степень их эффективности;

обосновать психолого-педагогические условия реализации эстетического развития будущего учителя музыки посредством региональной музыкальной культуры.

Методологическую основу исследования составили положения философской (А. Гелена, П.С. Гуревича, X. Ортега-и-Гассета, X. Плеснера, Э. Финка, Э. Фромма, М. Хайдеггера и др.) и педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бада, В.В. Зеньковского, К.Д. Ушинского и др.) о том, что целостный философский образ человека как идеал образовательной системы конкретизируется относительно её главного субъекта - развивающейся личности; психологические идеи (Л.И. Анциферовой, К.А. Абульхановой-Славской, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева) о структуре личности, её социальной природе, феномене творчества, специфике творческой деятельности; идеи интонационной природы музыкального искусства (Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Ю.Н. Тюлина, Б.Л. Яворского и др.); положения об этногенезе, эволюции культуры, эстетическом и художественном сознании (С.А. Арутюнова, Л.Н. Гумилева, Е.В. Гиппиус,

В.П. Левковича, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева и др.); концепции феноменологии традиционной народной культуры (Д.К. Зеленина, М.С. Кагана, В.Я. Проппа, Н.И. Толстого, К.В. Чистова и др.); идеи целостности музыкально-педагогического процесса в высшей школе (Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллина, Г.М. Цыпина и др.).

Теоретическую основу исследования составили положения в области философии культуры (Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова и др.); музыкально эстетические идеи (И. Гербарта, Ф. Грильпарцера, Э. Ганслика, М.С. Кагана, А.Б. Маркса и др.) позволившие раскрыть проблему эстетического развития будущего учителя музыки в контексте всеобщей связи и взаимообусловленности её компонентов; а так же идеи в области семиотики культуры (Ю.М. Лотмана, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского и др.); идеи гуманизации педагогического образования, личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др.); идеи регионализации как принципа модернизации современного образования (В.М. Козлова, М.Н. Кузьменко, А.А. Сусоколова, В.Д. Шадрикова и др.).

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретические - анализ литературных источников по проблемам региональной культуры, социологии, психологии, этнопедагогики, вопросам воспитания и образования в сфере культуры и искусства; анализ архивных материалов и документов, связанных с социально-культурными процессами в регионе в исторической ретроспективе и на современном этапе; анализ результатов историко-культурных, искусствоведческих, социологических, этнографических, музыковедческих исследований в регионе в XIX-XX веках; сравнительный педагогический анализ учебной документации и учебных материалов; эмпирические - метод педагогического наблюдения; анкетирование студентов; интервьюирование преподавателей; экспертный опрос методистов системы профессионального среднего и

высшего образования; педагогический эксперимент с использованием методов контролируемого наблюдения и тестирования.

Опытно-экспериментальной базой исследования стал Ставропольский государственный педагогический институт, реализующий концепцию многоуровневого педагогического образования и Ставропольский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Исследованием были охвачены студенты всех уровней обучения факультета искусств.

В период с 2000-2005 годы, исследованием были охвачены учащиеся школ, воспитанники детских дошкольных учреждений, преподаватели института повышения квалификации и переподготовки работников образования - 250 человек.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 1997 по 2005 гг.

Первый этап исследования [1997-1999 гг.] - сбор и анализ информации о состоянии и функционировании музыкального образования на региональном уровне, об основных этапах формирования и развития региональной музыкальной культуры, её роли в образовании будущего учителя музыки в высшей школе; обоснование целей, задач, разработка форм, методов и содержания регионального музыкального образования.

На первом этапе исследования были изучены государственные образовательные стандарты, учебные планы, программы, учебно-методическая литература, специальные исследования, архивные материалы и документы, публикации в периодической печати, касающиеся социо-культурной ситуации в регионе. Был осуществлен анализ диссертационных исследований затрагивающих проблемы регионализации образования, некоторые аспекты эт-нохудожественного, музыкального образования, эстетического развития личности, моделирования образовательного пространства и т д. Данный этап был завершен разработкой концептуальных основ исследования.

Второй этап исследования (1999-2001 гг.) - корректировка концептуальных основ исследования, проведение социолого-педагогического мониторинга с использованием методов анализа и обобщения полученных эмпирических данных, разработка образовательной модели эстетического развития будущего учителя музыки на основе региональной музыкальной культуры, программы курса «Региональная музыкальная культура».

Третий этап исследования (2001-2005 гг.) - организация и проведение образовательного процесса с целью эстетического развития будущего учителя музыки в контексте региональной музыкальной культуры, на основе разработанных модели и программы, проведение формирующего эксперимента; выявление эффективности образовательной модели методами наблюдения, тестирования, экспертного анализа. Обработка и систематизация результатов формирующего эксперимента, подготовка выводов, научно-методических рекомендаций и рукописи диссертации.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем уточнена сущность регионализации музыкально-педагогического образования, показана её роль в социально-культурном пространстве в контексте новых направлений государственной образовательной и культурной политики России; обоснованна необходимость отбора содержания регионального музыкально-педагогического образования с учетом образовательных, культурно-просветительных, этнокультурных и социально-культурных традиций региона; разработаны базисные компоненты образовательной модели в контексте региональной музыкальной культуры направленные на эстетическое развитие будущего учителя музыки, определены её цели, задачи, структура, содержание и формы; выявлены психолого-педагогические условия эстетического развития будущего учителя музыки на основе региональной музыкальной культуры в целостном процессе профессионального становления в высшей школе.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в уточнении сущности и специфики эстетического развития будущего учителя музыки в условиях регионализации музыкально-педагогического образования; обосновании психолого-педагогических условий эстетического развития будущего учителя музыки в процессе его профессиональной подготовки посредством региональной музыкальной культуры; разработке содержания региональной музыкальной культуры, форм и методов творческого развития личности будущего учителя музыки; определении основных этапов реализации образовательной модели на основе региональной музыкальной культуры.

Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого использования его результатов с целью расширения и углубления содержания регионального музыкально-педагогического образования. Результаты исследования могут быть использованы как в подготовке специалистов среднего и высшего уровней по специальностям 0310 и 030700 «Музыкальное образование», так и в определении содержания учебного процесса профессионального среднего и высшего образования в сфере культуры и искусства в регионе. Кроме того, материалы исследования могут быть применены в разработке содержания таких общих гуманитарных дисциплин, как педагогика, культурология, регионоведение, социология культуры, этнопсихология и других; учебных пособий, методических рекомендаций, практических курсов, направленных на эстетическое развитие будущих учителей музыки.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; сочетанием разносторонних целенаправленных методов качественного и количественного анализа педагогической практики; опорой на данные разных отраслей современной науки: педагогики, психологии, социологии, культурологии, музыковедения, этнологии, фольклористики; устойчивой повторяемо-

стью результатов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Основные положения, выносимые на защиту:

регионализация образования в целом и музыкально-педагогического в частности, выступает одним из важных факторов эстетического развития будущего учителя музыки в целостном процессе его общекультурного и профессионального становления;

специфика эстетического развития будущего учителя музыки определяется поэтапной (начальное, среднее специальное, высшее образование) реализацией образовательной модели на основе региональной музыкальной культуры, предполагающей системность, последовательность, и преемственность в содержании и педагогических технологиях;

реализация образовательной модели и программы на основе региональной музыкальной культуры, представляющих собой единство целепола-гания, диагностики, дозирования, логической структуры обеспечивает эффективность процесса эстетического развития будущего учителя музыки;

условиями эстетического развития будущего учителя музыки являются внедрение в образовательный процесс принципов аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, полисубъектного, индивидуально-творческого подходов, применение проблемных форм обучения, межпредметная интеграция

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах проведения научной работы по нескольким направлениям: непосредственная педагогическая деятельность диссертанта (преподавание музыкально-теоретических дисциплин на музыкальном отделении факультета искусств Ставропольского государственного педагогического института), связанная с частичным изменением содержания курсов «История русской музыки», «Анализ формы музыкальных произведений», «Сольфеджио», «Гармония»; реализация разработанных материалов через систему повыше-

ния квалификации и переподготовки учителей музыки; публикация результатов исследовательской работы; выступления с докладами и сообщениями на научных и научно-практических конференциях разного уровня (Ставрополь, 2001-2005 гг.), разработка авторской программы «Региональная музыкальная культура», которая была внедрена в образовательный процесс Ставропольского государственного педагогического института. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ и 1 учебное пособие.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Основное содержание диссертации изложено на 165 страницах, список литературы содержит 187 наименований. Текст диссертации сопровождается одиннадцатью таблицами и 1 рисунком.

Регионализация как приоритетное направление модернизации современного высшего образования

Упадок общей гуманитарной культуры последних десятилетий привел к обнищанию личности и общества в целом. Выход российского общества из затянувшегося кризиса видится в возрождении духовности, формировании высокой нравственности. Происходящие сегодня социально-экономические, социально-политические процессы, развитие этнокультурных традиций в образовании требуют выявления основных приоритетов, которыми будут определяться характер и содержание современного образования. Образование является сферой, в которой происходит передача не только систематизированных знаний и связанных с ними навыков и умений, но и самого типа мышления и миропонимания, культурных ценностей, доминирующих в данном обществе. Не случайно под образованием понимается «духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга» [173, с. 112]. В.Д. Шадриков [173] считает, что к приоритетным проблемам современного образования следует отнести: необходимость сохранения исторической преемственности поколений, развитие национальных культур в их единстве и взаимопроникновении. Результатом реализации данного приоритетного направления должно стать формирование культуры межнационального общения, которое включает в себя целые пласты духовной жизни общества, являясь сложным динамическим образованием. В формировании культуры межнационального общения подрастающих поколений, особые усилия следует направить на преодоление негативных проявлений национального снобизма, ведущих к межнациональным конфликтам. Постоянно обновляющаяся сие- тема современного образования, является своего рода творческой лабораторией, где происходит формирование гуманной, духовно богатой и творческой личности, свободной в выборе способов своей деятельности, общения, жизненных перспектив. Обращенная в будущее система образования утверждает ценностное отношение к человеку, содействует укреплению духовно-нравственных основ воспитания, способствует культурной идентификации каждой развивающейся личности в процессе образования [174]. Таким образом, возникают возможности использования богатств региональных культур.

Существующий с 1992 года закон РФ «Об образовании» учредил государственный образовательный стандарт, включающий федеральный и национально-региональный компоненты [163]. В документе Министерства образования России «Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования» 1992 года, дано толкование понятия «регионализация образования»: - «Регионализация образования - это отказ от унитарного образовательного пространства, скрепленного цепью единых учебных программ, учебников и учебных пособий, инструкций и циркуляров. Это наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональным социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями» [163, с. 53].

По мнению З.Я. Багишаева [15] на современном этапе развития системы отечественного образования, акцент делается на оптимальном соотношении двух компонентов содержания образования: федерального и регионального. В системе регионального образования выделяется подсистема муниципального образования - являющаяся органичной частью общей государственной системы. Её назначение заключается в сохранении и передаче будущим поколениям национально-культурных традиций народов, населяющих тот или иной регион. Система регионального образования и муниципальная её подсистема имеют общие и особенные закономерности развития. Они вытекают из специфики регионов и диктуются стремлением сохранить единое российское образовательное пространство. Необходима комплексность в решении проблем регионального и муниципального образования и прежде всего обновление его содержания на принципах «гуманитаризации, интеграции, модульности и деятельностного подхода» [15, с. 10]. Муниципальные образовательные системы служат непосредственным транслятором образовательной политики государства в регионах, оперативно реагирующим на образовательные потребности населения. В последние годы в русле регионализации, проблема муниципального образования становится все более актуальной, но, к сожалению, остается достаточно слабым звеном в общей структуре управления образованием.

Модель и программа эстетического развития будущего учителя музыки на основе региональной музыкальной культуры

Перейдем к рассмотрению методологических подходов к моделированию образовательной системы основанной на региональной музыкальной культуре, способствующей эстетическому развитию будущего учителя музыки. Проблемы методологии проектирования педагогических технологий освящены в трудах отечественных ученых В.М. Монахова, 3.3. Кириковой, А.И. Нижникова, Н.П. Пищулина, Г.Е. Муравьевой.

Сам термин «модель» означает - способ познания действительности, который состоит в отображении и воспроизведении изучаемого предмета, явления, процесса, события при помощи какой-либо системы. Модель должна быть аналогична оригиналу, и являться объектом исследования, средством для получения новой информации, новых знаний, которые в последствии могут быть перенесены на оригинал. Педагогическое моделирование тесно смыкается с понятием - педагогическое проектирование, трактуемое как создание новых педагогических систем, адекватных для решения современных проблем образования в конкретных условиях [122; 118].

Задачами педагогического проектирования являются обоснование конкретных направлений поиска в создании оптимальных условий для развития и воспитания, прогнозирование путей развития педагогических процессов и систем, организация и обеспечение процессов педагогической деятельности, мониторинг, педагогический анализ, корректирование педагогических процессов. Педагогическое проектирование, как специфический вид социального проектирования должно обладать рядом характеристик: целенаправленностью, системностью, непрерывностью организации. Педагогический проект всегда обосновывает результаты, этапы и средства реализации.

Педагогический проект данного исследования включает в себя несколько этапов: первый этап связан с изучением социальных, культурных, педагогических условий для реализации проекта, это этап социокультурной проблематизации региона.

Второй этап - разработка образовательной модели на основе региональной музыкальной культуры.

Третий этап связан с апробацией модели, её внедрением в педагогический процесс. Проектирование педагогических моделей усложняется невозможностью целостного описания объекта изучения в силу сложности психолого-педагогических взаимоотношений людей. Различная степень изученности социальных систем, многообразие исследовательских задач решаемых с помощью моделирования вызвали к жизни разнообразие социальных моделей. Наибольшее распространение получили три вида социальных моделей: идеальная, нормативная и имитационная [122]. Идеальная педагогическая модель должна отражать все признаки и функции объекта, в ней присутствуют такие компоненты как идеальный учитель, идеальный ученик, идеальная технология образования, но такую модель трудно воплотить в педагогическую практику, её задача выявление системообразующих связей и признаков изучаемого объекта. Наиболее применима нормативная модель, включающая в себя параметры необходимые для определения меры осуществления педагогической системой своих функций, при которых должны быть достигнуты цели моделирования образовательной системы. Имитационная модель обычно строится в виде алгоритмов - комплекса взаимосвязанных частичных описаний. В имитационных моделях широко используются контролируемые имитационные эксперименты, дающие возможность оценивать изменения в изучаемой социально-педагогической системе. К распространенным социальным моделям относятся так же: описательные модели, дающие представления о структуре и основных элементах образовательной системы, функциональные, отражающие её внутренние и внешние связи, прогностические, дающие теоретическое обоснование будущей образовательной практики [122; 118]. Основой градаций педагогических моделей выступает характер учебной деятельности. Особенность педагогической модели в том, что она основывается на целостной характеристике деятельности учащихся, с учетом, как содержательной стороны обучения, так и диалектики развертывания её во времени. Описательные модели информируют о структуре и основных элементах образовательной системы. Функциональные модели отображают внутренние и внешние связи образовательной системы. Прогностические модели - дают возможность аргументировано прогнозировать будущее образовательных систем. Основой для различия выше перечисленных педагогических моделей, являются характерные особенности учебной деятельности, так как педагогическая модель базируется на целостной характеристике деятельности учащихся, учитывая и содержательную сторону обучения, и диалектику развертывания её во времени. Моделирование направлено на изучение объектов на их моделях, и служит для определения и улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления и прогнозирования.

Психолого-педагогические условия реализации системы эстетического развития будущего учителя музыки

Специфику эстетического развития будущего учителя музыки выявляют психолого-педагогические условия, обеспечивающие включение эстетического развития в логику профессионального становления будущего учителя в высшей школе. В качестве психолого-педагогических условий нами избраны следующие:

- внедрение в образовательный процесс культурологического, личност-но-деятельностного, полисубъектного, индивидуально-творческого подходов;

- внедрение аксиологического подхода, оптимизация ценностных ориентации;

- преобладание проблемного типа обучения, осуществление межпредметной интеграции.

Обратимся к рассмотрению данных подходов. Идеи гуманизации образования направлены на достижение конкретных целей, это создание условий для развития личности, запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования, превращения образования в действенный фактор развития личности [177; 178]. Реализация идеи гуманизации образования включает в себя ряд стратегических подходов. Культурологический, личностно-деятельностный, полисубъектный, индивидуально-творческий подходы. Их практическая реализация связана с гуманитаризацией содержания образования и поисками форм, методов и приемов гуманистически ориентированной технологии образования [177].

Внедрение культурологического подхода в образовательный процесс является необходимым условием для успешного эстетического развития, сущность данного подхода проявляется, прежде всего, в отборе содержания профессиональной подготовки будущего учителя. Отбор содержания определяется рядом условий. Это - содержание, обеспечивающее развитие духовных, индивидуально-творческих, социально-нравственных качеств личности, а так же содержание социального опыта, которое в дальнейшем станет содержанием будущей педагогической деятельности обучаемого. Его ценностные смыслы могут возникнуть только в познающем сознании в условиях работы преподавателя с содержанием, а не только со студентами. Е.В. Бондаревская подчеркивает в этой связи: «Содержание это то, что находится внутри знаний, определяет их возможность развивать или тормозить сознание, и только через его нравственно наполненные содержанием знаний личностные структуры регулировать процессы мышления и деятельности. Работа с содержанием требует новых исследовательских умений. А чтобы они появились, необходима еще и культура души, которая предполагает наличие такого умения, как самоорганизация личной рефлексии. Рефлексивный слой есть содержание сознания, требующее к себе педагогического отношения на уровне смысловых ценностей, а не только на привычном операцион-но-техническом уровне. Взаимодействие этих слоев обеспечивает целостное развитие личности» [31, с. 28-29]. Культурологический подход оказывает большое влияние на эстетическое развитие, формирование гуманитарной культуры будущего учителя. Понятие «гуманитарная культура» - в своей сущности выражает гуманистические, ценностные ориентации личности, её духовное богатство, уровень эстетического развития, творческих способностей, стремление к созидательной практической деятельности [177]. Наличие гуманитарной культуры дает возможность учителю формировать высокую духовность, социально-ценностные ориентации учащихся. Проникновение гуманитарной культуры в сущность подготовки будущего учителя не должно носить поверхностный характер, а должно затрагивать глубинную суть, методологию изучаемых дисциплин.

По мнению Е.Н. Шиянова [177] под гуманитаризацией содержания образования следует понимать изменение принципов взаимодействия гуманитарных и естественных, технических дисциплин. Это изменение вызвано современной социокультурной ситуацией, которая обусловливает приоритет тех или иных направлений гуманитарной культуры: культура жизненного самоопределения, политическая, правовая, интеллектуальная, нравственная, эстетическая, экологическая, художественная, физическая культура; культура общения и труда. Выделенные направления гуманитарной культуры и составляют основные задачи гуманитаризации содержания профессиональной подготовки учителя.

Похожие диссертации на Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки