Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни Пономаренко, Елена Анатольевна

Развитие профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни
<
Развитие профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни Развитие профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни Развитие профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни Развитие профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни Развитие профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пономаренко, Елена Анатольевна. Развитие профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Пономаренко Елена Анатольевна; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина].- Елец, 2011.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/586

Введение к работе

Актуальность исследования. Среди приоритетных направлений развития психолого-педагогических исследований Д. И. Фельдштейн называет изучение специфики современного человека как носителя развития, условий сохранения устойчивости человека в неустойчивом обществе и самого процесса развития как сложного и постоянно актуального. Неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки в России, дискредитация многих нравственных ориентиров, навязывание чуждых нашей культуре образцов поведения и ценностей должны напомнить специалистам о приоритете искусства как средства раскрытия духовно-нравственного потенциала человека и сохранения нравственных основ общества.

Б связи с этим, особое значение в современных условиях приобретает профессия учителя музыки. Однако престиж этой профессии крайне низок, все меньшее количество выпускников школ проявляет к ней интерес, а среди обучающихся на музыкально-педагогических факультетах вузов студентов не редки случаи разочарования и снижения желания учиться.

Как показывают исследования, успешность освоения профессиональной деятельности во многом зависит от профессионального интереса как сложного личностного феномена, определяющего стратегии профессионализации деятельности и личности (3. А. Абдрахманова, С. П. Крягжде, А. С. Петелин, О. В. Черникова и др.).

Профессиональный интерес начинается с положительного отношения субъекта к профессии (Г. Д. Бабушкин), но этим не исчерпывается. Сущность этого явления и механизм его развития исследуются в работах Г. Д. Бабушкина, В. И. Карташова, Г. Н. Пашкевича, Н. Д. Сорокиной, С. А. Ярушевой и др., однако специфика профессионального интереса будущего учителя музыки изучена не в полной мере.

Специалисты отмечают, что интерес к профессии учителя музыки у современного школьника может возникнуть только в случае соприкосновения с яркой личностью учителя, обладающей не только художественно-творческими, но и духовно-нравственными качествами и способностями. Для нее необходимы универсальные качества личности (ответственность, самооценка, самоконтроль, гибкость и др.) и специфические, характерные для учителя музыки (музыкальность, артистизм, аттракция, эмпатийность и др.). По выражению Г. М. Цыпина, учитель должен быть «если не божеством, то абсолютно идеальным человеком...».

Многомерность личности учителя музыки, интегрирующей личностные и профессионально-личностные качества, диктует особые требования к его профессиональному развитию. Развитие профессионального интереса будущих учителей музыки и его сохранение на дальнейших этапах деятельности, невозможны без опоры на морально-нравственные ценности студентов и специфические профессионально значимые и личностные качества.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные теоретические позиции, которые легли в основу нашей работы:

достижения и противоречия профессионального музыкального образования, представленные в работах А. С. Базикова, В. И. Горлинского, Г. В. Маяровской, Е. В. Николаевой, Б. Д. Критского, Г. М. Цыпина и др.;

специфика, базовые компоненты, структура профессиональной деятельности учителя, рассмотренные в работах С. Г. Асмолова, А. Н. Бакшаевой, А. А. Бодалева, Н. В. Бордовской, А. А. Вербицкого, Н. Ф. Ильиной, В. И. Журавлева, Н. В. Кузьминой, Н. А. Моревой, И. В. Борисова, Л. С. Подымовой, А. А. Реана, В. А. Сластенина, Т. П. Чепель и др.;

интегративная сущность музыкального образования в триединстве музыкального воспитания, обучения и развития, раскрытые Э. Б. Аб-дуллиным, Ю. Б. Алиевым, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, А. Н. Малюковым, Е. В. Николаевой, Л. А. Рапацкой, В. Н. Холоповой, А. И. Щербаковой и др.;

- содержание и технологии профессиональной подготовки буду
щих учителей музыки, описанные Э. Б. Абдуллиным, Л. Г. Арчажнико
вой, Л. В. Горюновой, Е. Д. Критской, Т. А. Качарминой, А. С. Петели
ным, Б. С. Рачиной, Г. П. Стуловой, Н. А. Терентьевой, К. А. Цатуря-
ном, В, А. Школяр, Л. В. Школяр и др.

Работы В. П. Анисимова, А. Л. Готсдинера, В. В. Медушевского, Е. Б. Назайкинского, В. И. Петрушина, В. М. Подуровского, Н. В. Сусловой, Б, М. Теплова, А. В. Тороповой, Г. М. Цыпина, Д. В. Ширина и др. обеспечили прочную психологическую основу для исследования развития профессионального интереса будущего учителя музыки в педагогическом процессе вуза.

Становление профессионального интереса будущего учителя музыки - процесс сложный, средства для его развития должны быть разнообразными и полифункциональными. Эффективным средством, актуальным для педагогики высшего музыкального образования, по нашему глубокому убеждению, может стать современная духовная православная песня.

Духовная музыка долгое время была практически невостребованной в сфере музыкального образования. Являясь частью богатейшего наследия русского музыкального искусства, духовная музыка заключает в себе уникальные психолого-педагогические возможности и способствует общему музыкальному развитию личности.

Анализ сложившейся практики показывает, что в настоящее время при подготовке специалиста в системе высшего профессионального музыкально-педагогического образования не используется современная духовная православная песня, значение ее недооценивается. В теории и методике подготовки учителя музыки отсутствуют исследования, раскры-

вающие технологию использования современной духовной православной песни в образовательном процессе.

Очевидно, что в современных социальных условиях заметно обострились противоречия между:

острой потребностью сохранения национальной музыкальной культуры и низким социальным статусом профессии «учитель музыки»;

необходимостью развития глубокого и устойчивого профессионального интереса у будущих учителей музыки и отсутствием соответствующих образовательных технологий в педагогике музыкального образования;

значением русской духовной музыки и ее недостаточным использованием в системе профессиональной подготовки будущего учителя музыки в высшей школе; педагогическими возможностями современной православной духовной песни и ее невосфебованностью как средства развития профессионального интереса будущего учителя.

Выявленные противоречия позволили сформулировать основную проблему исследования: каковы педагогические условия успешного развития профессионального интереса у будущих учителей музыки средствами современной духовной православной песни?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект: процесс подготовки будущего учителя музыки в вузе.

Предмет: педагогические условия развития профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни.

Гипотеза исследования.

Исходя из понимания сущности профессионального интереса как сложного личностного образования, которое развивается в личностно-ориентированной творческой деятельности и обеспечивает самореализацию личности в профессии, мы предположили, что развитие профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни будет успешным, если:

  1. выявлены и обоснованы психолого-педагогические возможности современной духовной православной песни;

  2. реализованы следующие педагогические условия в образовательном процессе музыкально-педагогического факультета:

- обогащение содержания подготовки учителя музыки и усиление
межпредметных связей между дисциплинами культурологического, му
зыкального и педагогического блоков;

- усиление мотивационной составляющей образовательного про
цесса при обязательном учете современного социокультурного контек
ста;

использование в процессе подготовки индивидуально-дифференцированного подхода;

- вовлечение будущего учителя музыки в поддерживание информационно-музыкального пространства на факультете и в вузе с использованием современных жанров духовной музыки.

Задачи исследования:

изучить и проанализировать психолого-педагогические возможности современной духовной православной песни как средства развития профессионального интереса;

определить критерии, показатели, уровни развития профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни;

уточнить сущность и особенности развития профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни;

- выявить и экспериментально апробировать педагогические усло
вия использования современной духовной православной песни в процес
се развития профессионального интереса будущего учителя музыки.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции профессионального становления личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, С. К. Бондарева, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев,

A. К. Маркова, Н. С. Пряжников, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков и

др-);

- теория профессиональной деятельности учителя (Н. В.Кузьмина,
Н. А. Морева, М. М. Кашапов, Н. А. Подымов, Л. С. Подымова, А. А. Ре-
ан, В. А. Сластенин и др.);

общая теория интереса (В. П. Грибанов, Б. И.Додонов, А. Мас-лоу, И. М. Сеченов, Г. И. Щукина и др.) и профессионального интереса (Е. П. Ильин, Е. Н. Климов, С. П. Крягжде, Н. Н. Костюшина, В. В. Мат-кин, И. Ф. Плетенева и др.);

общепсихологические основы развития художественного творчества (В. М Аллахвердов, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.);

теория музыкально-педагогической деятельности (Э. Б. Абдул-лин, Л. Г. Арчажникова, А. С. Базиков, А. Н. Малюков, А. С. Петелин, Г. Д. Стулова, Г. М. Цыпин, В. А. Школяр и др.);

психологические теории музыкальной деятельности (Л. Л. Бочка-рев, А. А. Деркач, Д. К. Кирнарская, М. С. Старчеус, Е. В. Назайкинский,

B. П. Петрушин, Г. М. Цыпин, Д. В. Щирин и др.).

- теория синергийной и христианской антропологии, психологии
религии (М. Я. Дворецкая, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Ю. М. Зенько,
В. В. Зеньковский, С. С. Хоружий и др.);

- концепции воспитания духовной культуры личности (Е. И. Ар
тамонова, Л. И. Божович, С. К. Бондырева, В. А. Верещак, 3. В. Видяко-

ва, Н. В. Маслов, В. П. Кузовлев, В. В. Медушевский, И. В. Сушкова, Е. В. Шестун, В.. Д. Шадриков и др.).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, теоло-го-литургической, музыковедческой литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент, включающий опрос, анкетирование, беседы, интервьюирование; апробация авторских программ но истории русской музыки, авторских курсов по выбору; методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования: музыкально-педагогический факультет Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, гимназия № 11 г. Ельца, православная гимназия им. Святителя Тихона (Задонского) г. Ельца. На различных этапах исследования было охвачено 152 студента и 35 преподавателей вуза и гимназий.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1998 - 2005 гг.) - поисково-теоретический: посвящен анализу психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкальной, теолого-литургической литературы, разработаны теоретические положения и аппарат исследования.

Второй этап (2006 - 2008 гг.) - опытно-экспериментальный: составлен плана экспериментальной работы, проведен эксперимент.

Третий этап (2008 - 2010 гг.) - обобщающе-аналитический: проведены анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, сформулированы основные выводы исследования, осуществлено оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

уточнено понятие «профессиональный интерес учителя музыки»;

определены критерии, показатели, уровни развития профессионального интереса будущего учителя музыки;

- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечиваю
щие развитие профессионального интереса будущего учителя музыки
средствами современной духовной православной песни;

- определена роль современной духовной православной песни в
развитии профессионального интереса будущего учителя музыки, опи
саны ее педагогические возможности.

Теоретическая значимость исследования состоит:

в уточнении понятий «профессиональный интерес», «профессионализация личности», «профессионализация деятельности» и определении их сущностных характеристик применительно к профессии учителя музыки;

в обогащении содержания образовательного процесса будущего учителя музыки, авторской жанровой классификации духовной музыки и современной духовной православной песни и описании ее педагогического потенциала.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его материалы могут быть использованы в практической деятельности при обучении и воспитании студентов, учащихся педагогических колледжей, общеобразовательных, музыкальных школ и гимназий.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечены многосторонним анализом исследуемой проблемы, исходными методологическими и теоретическими положениями, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, комплексным характером опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборки, качественным и количественным анализами полученного фактического материала.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Профессиональный интерес будущего учителя музыки рассматривается нами как сложное личностное образование, опирающееся на универсальные и специфические качества личности, опосредованные художественными, специальными, творческими (с преобладанием музыкальных), духовными способностями. Профессиональный интерес проявляется в стратегии профессионализации личности, развивается в лично-стно-ориентированной творческой деятельности и характеризуется степенью самоактуализации личности будущего учителя музыки в профессиональном развитии.

  2. В качестве критериев оценки хода развития профессионального интереса будущего учителя музыки (определяемого критическим, допустимым и оптимальным уровнями) могут выступить: когнитивный (знания о музыке, детях, профессии и др.), процессуально-операционный (умение диагностировать склонности и способности ребенка, анализировать музыкальное произведение и др.), мотивационно-ценностный (содержание мотивов, ценностей, осознание личностной значимости профессии и др.), рефлексивный (способность к самооценке, самоактуализации в профессии и др.).

  3. Развитие профессионального интереса будущего учителя музыки осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям:

а) психологическое (развитие личностных и профессионально
личностных качеств, мотивации, духовной культуры, духовных способ
ностей и педагогической духовности, самооценки, конгруэнтной рефлек
сии, личностный рост) и т.д.;

б) педагогическое (овладение комплексом психолого-
педагогических и специальных знаний, приобретение навыков практи
ческой деятельности (педагогической и художественной), расширение
спектра художественно-творческой деятельности, сочетание «профес
сионализации деятельности» и «профессионализации личности»;

в) культурологическое (развитие представлений о классификаци
онных категориях искусства и музыки, овладение приемами анализа про
изведений искусства и музыки, представлениями о художественных ме-

тодах мышления и творческих методах как методах познания сущности искусств);

г) музыковедческое (развитие представлений о компонентах музы
кального языка: формы, жанра, стиля как основных аналитических се
миотических объектах музыкального произведения);

д) теолого-литургическое (освоений знаний онтологии русской ду
ховной музыки, онтологии духовности, литургических и паралитургиче-
ских жанров, церковных служб, мистико-обрядового значения песнопе
ний, входящих в службы, сакрального значения их текстово-
интонационных формул).

  1. Осмысление и анализ духовной вокальной музыки позволили выявить уникальные психолого-педагогические возможности современной духовной православной песни. Являясь продуктом нового времени, она продолжает традиции русского музыкального духовного искусства. Ее жанровые разновидности (песня-исповедь, песня-проповедь, песня-призыв, вокальная проповедь, романс-молитва, романс - житие, романс-заповедь, романс - биография души и др.) раскрывают духовную жизнь создающего их человека, обращают слушателя к общечеловеческим ценностям, дают ощущение присутствия Бога. Современная духовная православная песня характеризуется острой социальной тематикой. В ней отражены забытые, «неудобные» моменты русской истории, наболевшие проблемы общества (бездуховность, поклонение «золотому тельцу» и т.д.), «вечные проблемы» (отцов и детей, любви и смерти, долга и чести и т.д.). Современная духовная православная песня включает материальные (текстовые, интонационные, стилевые) и духовные (молитва, мистический смысл песнопений, таинство Евхаристии) компоненты. Возвышенность в сочетании с доступностью восприятия формы и содержания, сила эмоционального воздействия современной духовной православной песни обеспечивают ее развивающий потенциал, который определяется: богатым познавательным ресурсом для изучения семантики музыкального языка, системы представлений о музыке; способностью интенсификации процесса внутреннего развития студента; возможностью участвовать в воспроизведении музыкального материала, выраженностью интимно-личностного и надличностного, философо-мировозренческого смысла произведения, развивающего нормативно-ценностные Категории духовного и профессионального становления будущего учителя музыки.

  2. Педагогические условия развития профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни включают:

- обогащение содержания подготовки учителя музыки, введение широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера, обогащение сознания студента развернутыми системами представлений и понятий о духовной музыке, современной духовной православной песне) и расширение межпредметных связей ме-

жду дисциплинами музыкального, культурологического и педагогического блоков;

.- усиление мотивационной составляющей образовательного процесса при обязательном учете современного социокультурного контекста (непосредственная направленность на осознание социального престижа и избранности профессии, личностной значимости для каждого студента выбранной профессии, уверенности в важности участия каждого из них в деле созидания и возрождения исконно русской музыкальной культуры, Отечества, ответственности за его будущее);

- использование в процессе подготовки индивидуально-
дифференцированного подхода, базирующегося на принципах педагоги
ки музыкального образования (субъектности, диадичности, «идентифи
кации» человека музыке, взаиморазвития личности педагога и студента);

- вовлечение будущего учителя музыки в поддерживание информа
ционно-музыкального пространства на факультете и в вузе (концерты,
конкурсы, фестивали, научно-практические конференции, студенческая
филармония и т.д.) с использованием современных жанров духовной му
зыки.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории, методики музыкального воспитания и исполнительства Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Материалы исследования докладывались на Международных практических конференциях и конгрессах (Москва, 2008, 2009 гг.; Санкт-Петербург, 2008, 2009, 2010 гг.; Благоевград, 2008 г.; Липецк 2008, 2009 гг.; Ярославль,

2009 г.), Всероссийских, Межрегиональных и Региональных научно-
практических конференциях (2006-2010 гг.), на ежегодных научно-
практических конференциях преподавателей, и студентов Елецкого госу
дарственного университета им. И. А. Бунина (Елец, 1998-2010 гг.), Рож
дественских чтениях (Елец, 2005,2007 гг.).

Научная и музыкальная общественность имела возможность ознакомиться с азторским сборником современных православных духовных песен, которые были представлены на Международных, Всероссийских и Региональных конкурсах (Санкт-Петербург, 2006, 2007 гг.; Воронеж, 2006, 2008 гг.; Белгород, 2008 г.; Елец, 2009 г.; Тула, 2009 г.; Липецк,

2010 г.). Основные идеи исследования прошли апробацию в практике ра
боты на музыкально-педагогическом факультете Елецкого государствен
ного университета им. И. А. Бунина, внедрены в базовый курс дисциплин
«История русской музыки», «Гармония», «Анализ музыкальных произве
дений». Материалы исследования использованы для написания студенче
ских курсовых и дипломных работ. Авторские курсы по выбору по исто
рии русской музыки были подготовлены для студентов филологического,
юридического факультетов, а также факультетов педагогики и методики

начального обучения, сервиса и туризма, курсов повышения квалификации для учителей музыки школ Липецкой и Белгородской областей.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (271 источник) и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, гипотеза, излагаются его цели и задачи, формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации «Теоретические аспекты развития профессионального интереса будущих учителей музыки в условиях высшей школы» рассматриваются характеристики интереса и профессионального интереса и средства его развития; прослеживаются психолого-педагогические аспекты развития профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни; проводится анализ педагогических возможностей современной вокальной духовной музыки в развитии профессионального интереса будущих учителей музыки.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию профессионального интереса будущих учителей музыки в вузе средствами современной православной духовной песни» освещаются сущность и специфика развития профессионального интереса у студентов музыкально-педагогического факультета средствами современной православной духовной песни; анализируются педагогические условия, реализованные в ходе формирующего эксперимента.

В заключении представлены выводы исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

Похожие диссертации на Развитие профессионального интереса будущего учителя музыки средствами современной духовной православной песни