Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса Шакмаева Адиля Рафиковна

Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса
<
Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шакмаева Адиля Рафиковна. Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2003 119 c. РГБ ОД, 61:03-13/1511-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы современного художественного образования младших школьников

1. Особенности современного понимания педагогики искусства в общеобразовательной школе

2. Некоторые аспекты современных концепций комплексного художественного образования учащихся

3. Возрастная динамика художественно-эстетического развития личности младшего школьника в процессе его общения с искусством

ГЛАВА II. Педагогические пути и условия совершенствования комплексного художественного образования учащихся начальной школы средствами интегрированного художественно-эстетического курса 55

1. Оптимизация художественного обучения воспитанников начальной школы - актуальное психолого-педагогическое условие совершенствования образования 55

2. Экспериментальная программа интегрированного художественно-эстетического курса - модель целостного художественно-эстетического процесса образования 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Введение к работе

ГЛАВА I. Теоретические основы современного художественного
образования младших школьников

1. Особенности современного понимания педагогики искусства

в общеобразовательной школе ,

2. Некоторые аспекты современных концепций комплексного

художественного образования учащихся

3. Возрастная динамика художественно-эстетического развития личности младшего школьника в процессе его общения с

искусством

Особенности современного понимания педагогики искусства в общеобразовательной школе

В конце 20 века в развитых странах произошел переход к новым принципам организации производства: непрерывному инновационному процессу, гибкой автоматизации, интеграционным процессам, индивидуализации спроса, новым видам общественного потребления и образа жизни. Движущей силой всеобъемлющей конкуренции стал творческий и интеллектуализированный труд. Появились новые информационные технологии, призванные коренным образом изменить темпы развития общества в третьем тысячелетии и подходы к решению новейших образовательных проектов, а также показать преимущества организации единого информационного пространства образовательной среды. Качественное образование становится необходимым фактором полноценной жизни и работы в 21 веке.

В современном понимании, «образование есть форма или способ вхождения, вживания индивида в целостное бытие, в мир, в природную, духовно-культурную и социальную сферы, осуществления индивидом родовых смыслов жизни, развития своей человеческой сущности в соответствии с современным историческим уровнем. Формирование цельного человека-личности становится первостепенной задачей образования. Приобретение знаний, умений, навыков является средством такого формирования и уходит на второй план ».(82, 187) Образование 21 века потребует приобретения человеком новой образовательной культуры, возникновение которой необходимо в связи с качественными изменениями, происходящими в мировой цивилизации. Для решения глобальных и актуальных задач человечества и современной цивилизации необходим человек, обладающий новым мышлением - пластическим, адаптивным, виртуозным, нестандартным и парадоксальным, с одновременным развитием духовности и нравственности, без которых нет не только полноценного творчества, но и ответственности за создание и использование мощных технологий 21 века.

Поэтому в образовании ведущей является подготовка индивида к реализации всей целостности /полноты/ его природных возможностей и индивидуальных особенностей с целью содержательной удовлетворенности чело века /индивида/ своей жизнедеятельностью.

Образование исходит из принципа опережения современной социально-экономической ситуации на основе главных тенденций развития человечества, выявленных учеными 21 века. Образование, наряду с культурой, перемещается в центр общественных интересов и приоритетов. Все общество превращается в образовательное пространство, потому что именно развитый человек решает все.

Новое понимание места и роли искусства в содержании образования убедительно обосновывается в ряде различных концепций образования в доктрине образования в России, в решениях коллегии Министерства образования России, Министерства культуры и творческих союзов, в практике художественных педагогов.

Так, одним из важных документов является Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе (75, 150), в которой была реализована идея художественного развития как пути к гуманизации школы. Мы разделяем мнение авторов о том, что искусства способны вводить ребенка в мир природы, в мир характеров, окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности, в мир ощущений людей разных эпох и народов. Главной целью художественного развития должно стать пробуждение у детей «неотчужденного» и ответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства, художественно-эстетического освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе образования. В свое время академик Д.С.Лихачев один из первых в нашей стране так заявил об экологии культуры: «...Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности.»(61, 82-85) По нашему мнению, с детства человек усваивает, что жизнедеятельность прочно связана и с экосистемой и с ноосферой. Искусство включается в ноосферу как особая система, отражающая духовную жизнь человечества, и которая, как показывают современные философские исследования, влияет и на развитие ноосферы. При этом ноосфера — постоянно развивающийся продукт разума, сознания, духа человечества в целом, а экосистема — это движение внутреннего духовного мира, духовной энергии личности человека, в основе которого лежит развитие его воображения и фантазии до высоких регистров полихудожественного уровня через художественное творчество ( экосистему ) на материале комплексного воздействия, интеграции различных видов искусства.

Таким образом, целью художественного образования в школе не может быть развитие частные способностей, связанных лишь со спецификой искусства как вида деятельности. Цель не может также реализовываться и в некоем решении воспитательных задач с привлечением материала искусства как средства, как наглядного пособия, как иллюстрация.

Некоторые аспекты современных концепций комплексного художественного образования учащихся

Сегодня в каждом предлагаемом современной школе нормативном документе, в вариантах учебных планов отражается новое понимание роли и места искусства в содержании образования. Отечественные ученые - дидакты М.И.Скаткин, ИЛ.Лернер, В.В.Краевский и другие .определили элементы содержания образования в такой структуре:

знания /о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т.д./;

способы деятельности /умения, навыки/;

опыт творческой деятельности /решение творческих задач/;

опыт эмоционально-ценностных отношений /опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей, социально-нравственных, духовных отношений и д.р./.

Это элементы / компоненты/ общего содержания образования, которое И.Я.Лернер определяет так: «Содержание образования в общеобразовательной школе - это педагогически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, усвоение которых обеспечивает способность молодого поколения сохранить и развивать социальную культуру»(82, 157). В связи с эти начал реализовываться принцип гуманитаризации образования — « это процесс приведения образования, его содержания и форм к соответствию с природой человека, его возвращение к истинно человеческому образованию». По мнению исследователей параметров философии современного образования, «весь смысл гуманитарных наук заключается в активизации всей целостности внутреннего мира человека... Роль педагога в преподавании гуманитарных дисциплин особенно велика и сложна. Педагог сам должен жить красотой, духом русской и мировой культуры, передавая заключенные в них великие ценности, непосредственно «погружать» учащихся в духовные образы прошлой и настоящей культуры»( 38 ). В связи с задачами гуманизации и гуманитаризации образования, мы попытались проанализировать некоторые современные концепции художественного образования и эстетического развития современных школьников.

Изучение проблемы помогло выявить, что к настоящему времени сложились и действуют на практике несколько направлений широкого художественно-эстетического образования школьников. Три направления связаны с обучением детей изобразительному искусству на основе, в одном случае, межпредметных связей, в другом — на основе синтеза искусств, в третьем- на интеграции искусств. Каждое направление имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

Первую концепцию всеобщей графической грамоты представляет традиционная, наиболее массовая программа, действующая в большинстве школ страны. Авторы программы «Рисование» доктор педагогических наук Кузин B.C. и доктор педагогических наук Ростовцев Н.Н. разработали психолого-педагогические основы детского изобразительного творчества: развитие зрительного восприятия, мышления, памяти, представлений, воображения, внимания, чувств у детей, а самое главное, развитие у них непосредственно художественных, изобразительных способностей. Основой такого развития детей считалось организованное систематическое обучение школьников законам искусства и закономерностям реальной действительности. В 70-х годах название программы «Рисование» изменилось на « Изобразительное искусство».

Для нашего исследования важно, что программа разносторонне представляет один из учебных предметов общеобразовательной школы, акцентируя внимание педагогов на «овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению. Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, а также на «развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.».

Ценно то, что для наилучшей реализации задач в программе предлагаются как система межпредметных связей: чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, так и система учебно-творческих заданий, что позволяет учителю строить достаточно гибкую систему творческого взаимодействия с воспитанником.

Вторая концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ», разработана в конце 60-х-начале 70-х г.г. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б.П.Юсовым.

Ее основная идея- «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися» (38, 1). Впервые во главу угла обучения школьная программа поставила художественный образ как главный метод и как результат процесса создания и восприятия произведения искусства. Изобразительная грамота, наполненная новым содержанием, идущим от специфики языка, от способов создания художественного образа, в данном случае выступила как средство создания художественного образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Учащимся предлагалась целая «палитра» разнообразных видов изобразительной деятельности: на плоскости, в объеме /лепке/, в процессе работы с натуры, по памяти, представлению, на основе фантазии и воображения. Был введен совершенно новый и важный раздел эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. Эта концепция в свое время прозвучала настоящим открытием, поскольку, наконец, назвала вещи своими именами — «искусство должно преподаваться как искусство». Впервые за много лет искусство в школе было определено как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий.

Идея программы- понимание, переживание и посильное создание художественного образа, была достаточно глубоко разработана в концепции. По мнению исследователей художественной педагогики, это уже был путь к формированию целостного подхода к художественному воспитанию.

Оптимизация художественного обучения воспитанников начальной школы - актуальное психолого-педагогическое условие совершенствования образования

Моделирование образовательных процессов является ведущим методом нашего исследования возможностей искусства в развитии личности младшего школьника.

Рассматривая метод моделирования лишь как средство изучения конкретного педагогического явления, мы сознательно сужаем рамки изучения проблемы моделирования в педагогике. Это обстоятельство продиктовано необходимостью сконцентрировать внимание на рассмотрении ряда актуальных задач методологии педагогики и методики педагогических исследований, к числу которых относятся следующие: создание качественной модели программы заданного курса; построение соответствующих качественных шкал измерений; построение стандартной методики обработки первичных и промежуточных результатов; разработка методики измерений качественных признаков; реализация разработанных методик при проведении эксперимента и управления им.

Стараясь не завышать степень идеализации модели, мы видели ее практическую и познавательную ценность в психолого-педагогическом исследовании в ее адекватности изучаемым сторонам объекта, в учете на всех этапах построения модели основных принципов моделирования /наглядность, определенность, объективность/, определяющих возможности, тип модели, ее функции в исследовании.

Исходя из этого положения, мы посчитали своевременным обратиться к вопросам программирования художественно-эстетического образования для учащихся начальной школы.

Образовательная программа интегрированного художественно эстетического курса «Это удивительное искусство детства!» разработана для учащихся 1-3 классов на многомерном «поле» искусства, представляющем ребенку уникальный способ познания, выражения, творчества и преображения себя и мира. Программа состоит из компонентов, обусловленных:

существующим законодательством в области образования и культуры, а также традициями регионального и общегосударственного стандарта образования и воспитания;

внешней и внутренней средой школы;

сотрудничеством педагога и родителей, педагога и мастеров искусства и культуры;

оснащенностью пособиями, оборудованием, материалами, современными техническими средствами, наличием возможностей поддерживать контакты с музеями, театрами, выставочным и концертным залами;

личным опытом, интересами, профессиональной подготовкой взрослых, ответственных за образование и культуру детей;

необходимостью удовлетворять культурообразовательные запросы современных детей и их родителей.

Отличительными особенностями программы являются: 1 .Стратегическая линия в работе определена как всестороннее творчество детей и педагогов;

2.Необходимость интегрирования различных видов художественно-творческой деятельности в жизни детей;

3.Переосмысление роли педагога в условиях художественно-творческого взаимодействия;

4.Вариативность тактики с учетом повседневных реальных условий образовательно-развиваюшего процесса школы.

Все положения программы сообразуются с природой ребенка и его возрастными и индивидуальными особенностями.

Детство - особая страна, живущая по своим, только ей присущим законам, и искусство, и игра здесь занимают привилегированное положение. Дети не создают искусство, они живут в нем. Возрастные особенности младших школьников определяются чрезвычайной эмоциональностью, интенсивностью общения и восприятия, повышенной активностью, наличием способности к сопереживанию, потребности в сиюминутном отклике и активной деятельности. Поэтому художественно-эстетический курс был задействован на обеспечение реализации многообразных возможностей художественной эмоционально-образной педагогики и психологии.

В связи с эти определилось ведущее направление в экспериментальной работе: апробирование, закрепление и развитие системы методов комплексного воздействия на чувственный мир ребенка в течение трех важных для него лет развития в условиях интенсивного плодотворного общения с окружающим миром, с природой, искусством, сказкой, игрой.

Программа строится на ведущей идее эффективного влияния на ребенка развивающего художественно-эстетического обучения с целью формирования у него начального эстетического миропознания и миропонимания, развития эстетических чувств, разнообразных художественных интересов, культуры художественного восприятия , воспитания эмоциональной культуры. Она ориентирована на учащихся начальной школы как самых активных участников учебно-познавательной творческой деятельности, что позволило обеспечить процесс радостного активного познавательного творческого взаимодействия учителя и учащегося.

В программе мы учитывали, что доступный и понятный мир детей младшего школьного возраста связан с определенной системой деятельности: сказкой, игрой, игровым общением, искусством, учебой и познанием, природой, художественным творчеством

В представленной ниже схематической модели художественно-эстетического образования младших школьников показаны направления художественно-эстетического курса во взаимосвязи, ведущие виды деятельности по годам обучения, итоговый выход на результат.

Похожие диссертации на Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса