Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Дунаева, Наталия Юрьевна

Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства
<
Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дунаева, Наталия Юрьевна. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Дунаева Наталия Юрьевна; [Место защиты: Высш. шк. нар. искусств (ин-т)].- Санкт-Петербург, 2013.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/477

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. История и теория обучения рисунку в профессиональной художественной школе 15

1.1. Рисунок как вид искусства. Средства художественной выразительности рисунка 15

1.2. Рисунок в академической системе образования 36

1.3. Теория и история обучения рисунку будущих художников декоративно-прикладного искусства 52

Выводы по главе 1 63

ГЛАВА II. Содержание и методы обучения рисунку в традиционном прикладном искусстве 64

2.1. Современное состояние высшего художественного образования в традиционном прикладном искусстве 64

2.2. Обновление содержания и методов обучения рисунку 84

2.3. Экспериментальная проверка педагогической концепции обновления содержания и методов обучения рисунку в традиционном прикладном искусстве 110

Выводы по главе II 120

Заключение 123

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. История возникновения народного декоративно-прикладного искусства в России уходит в глубину веков. Лучшие традиции народного творчества никогда не умирали, а сохранялись и передавались из поколения в поколение как образцы эстетических предпочтений, национальных особенностей, как часть культуры народа. Сегодня как никогда традиционное прикладное искусство играет важную роль в формировании художественного вкуса человека, воспитании его уважения к культурным традициям, формированию способности апеллировать к исторической памяти. Сохранение и приумножение духовного потенциала нации, к которому по праву относится и традиционное прикладное искусство, является одной из приоритетных государственных задач развития общества. В настоящее время в связи с открытием в 2003 г. первого высшего учебного заведения в России в области традиционного прикладного искусства — Высшей школы народных искусств в Санкт-Петербурге — и созданием на ее базе филиалов в Москве и большинстве центров народных художественных промыслов в России, целью которых стало не только сохранение, но и изучение и дальнейшее развитие этого искусства, требуется теоретическое и практическое обоснование необходимости высшего профессионального образования в этой сфере, переосмысление ранее накопленного опыта обучения, его модернизация в соответствии с современными требованиями. В обновлении нуждается и такой базовый в художественной педагогике предмет обучения, как рисунок.

Традиционно рисунок является важнейшей дисциплиной в обучении художников разного профиля. Главные выразительные средства рисунка (точка, линия, контур, силуэт, плоскость и т.д.) составляют основу любого изображения, это его первоэлементы. Профессор Российской академии художеств П.П. Чистяков — учитель целой плеяды знаменитых художников, среди которых были И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов и М.А. Врубель — часто повторял своим ученикам: «Всё мужественное, твердое, благородное в искусстве выражается рисунком… Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке».

Сегодня существует объективная потребность в научной разработке и внедрении в учебный процесс инновационных программ по рисунку, учитывающих специфику конкретных видов традиционного прикладного искусства. Учитывая низкий уровень художественной подготовки абитуриентов, поступающих учиться традиционному прикладному искусству, обучение приходится начинать практически с нуля, при этом в итоговых заданиях необходимо достичь уровня, сопоставимого с требуемыми компетенциями выпускника вуза. Всё это требует высокой профессиональной подготовки преподавателя. Будущие художники должны пройти полный курс обучения академическому рисунку, а также изучить и освоить широкий спектр графических техник и материалов, свободно владеть приемами художественной стилизации и графической организации изображения на плоскости, необходимой им в будущей художественной деятельности, а это сфера декоративного рисунка. Применяемые до недавнего времени учебные программы обучения рисунку в сфере традиционного прикладного искусства имели существенные недостатки, основной из которых – недостаточно четко выстроенная система академических и прикладных заданий, несоответствие сложности задания выделенным на него учебным часам. В подавляющем большинстве учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 070802 («Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»), преподается только академический рисунок, дающий сумму знаний и умений лишь реалистического изображения натуры, не учитывается прикладной характер деятельности будущих художников данного направления искусства, при этом отсутствует связь с такими важнейшими предметами подготовки художника в высшем учебном заведении, как композиция и проектирование.

Актуальная задача высшего профессионального образования в этой области – формирование у студентов визуального мышления, пространственного видения, навыков аналитического восприятия натуры, ее художественно-творческого преобразования. Более того, при подготовке бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» сокращены учебные часы по рисунку.

Таким образом, существующие противоречия между возросшими требованиями к уровню подготовки по рисунку художников традиционного прикладного искусства и современным состоянием обучения по этому предмету (устаревшие программы и методики обучения рисунку, отсутствие необходимого в данной области специального курса — «Декоративный рисунок») обусловливают необходимость создания эффективной современной концепции обучения рисунку, учитывающей специфику различных видов традиционного прикладного искусства.

Степень разработанности научной проблемы. Анализ научных трудов и практики — профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (В.Ф. Максимович, С.П. Ломов, О.В. Федотова, М.Р. Белоусов, Е.И. Васильева, Л.П. Калинина, Н.Р. Казанская, Ю.С. Салтанова, Н.В. Севрюкова, Н.Ф. Каратайева, Т.Е. Лончинская, Д.С. Дронов, Е.А. Лапшина, П.Е. Серов); различных аспектов обучения академическому рисунку (В.Н. Яковлев, А.О. Барщ, А.М. Соловьёв, М.Н. Алексич, И.М. Лейзеров, Г.Б. Смирнов, Н.Н. Ростовцев, Н.В. Селивёрстова, В.В. Перцов, В.А. Могилевцев и др.) послужили теоретическим основанием для нашего исследования. Однако ни в одном из исследований проблема обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства в высшем профессиональном образовании не рассматривалась, что определило научную проблему нашего исследования. Актуальность и недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы обусловили выбор темы данного исследования: «Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства».

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать, экспериментально проверить педагогическую концепцию обновления содержания и методов обучения рисунку художников традиционного прикладного искусства.

Объект исследования — профессиональная подготовка художников в сфере традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования — обучение рисунку как основа профессионального образования будущего художника традиционного прикладного искусства.

Гипотеза исследования. Преподавание рисунка в учебных заведениях традиционного прикладного искусства приобретет высокий качественный уровень и будет эффективным, если:

- историческая сущность рисунка будет соотнесена с особенностями профессионального образования в традиционном прикладном искусстве и необходимостью обучения будущих художников в этой области как академическому, так и декоративному рисунку;

- будет разработана педагогическая концепция обновления содержания и методов обучения рисунку, учитывающая лучшие традиции отечественной художественной школы и современные подходы поисково-исследовательского характера, рассчитанные на инициативу и творческую интуицию обучающихся;

- методика обучения рисунку будет направлена на обучение как академическому рисунку, так и декоративной графике (декоративному рисунку);

- обучение рисунку отражает специфику и сущность будущей художественно-творческой деятельности студентов;

- стимулировать осознанное использование средств художественной выразительности рисунка для раскрепощения творческих способностей и развития собственного визуального мышления будущих художников в конкретном виде традиционного прикладного искусства.

Задачи исследования.

1. Изучить историю и теорию рисунка как самостоятельного вида изобразительного искусства. Раскрыть главные средства художественной выразительности, разнообразие техник и материалов, находящихся в распоряжении рисунка, которые необходимо учитывать при обучении художников.

2. Рассмотреть генезис обучения академическому рисунку. Проанализировать теоретические и практические основы современного содержания обучения рисунку в высших учебных заведениях декоративно-прикладного искусства.

3. Разработать и теоретически обосновать педагогическую концепцию обновления содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства в соответствии с требованиями и условиями конкретных специализаций.

4. Экспериментально проверить на основе разработанной педагогической концепции содержание и методические рекомендации к авторским учебным программам по академическому и декоративному рисунку в условиях конкретных видов традиционного прикладного искусства.

Методологическая основа исследования — системный подход (М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др.), деятельностный подход к обучению (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), общенаучные принципы исследования педагогических объектов (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько).

Теоретическая основа исследования:

- концепция развития народного искусства и сохранения общенациональной культурной традиции (А.В. Бакушинский, В.М. Василенко, В.С. Воронов, Д.С. Лихачёв, И.Я. Богуславская, М.А. Некрасова);

- культурно-историческое истолкование художественной формы, положения эстетических теорий нового визуального мышления (К. Фидлер, Г. Вёльфлин, А. Гильдебранд, В.В. Кандинский, А.Г. Габричевский, Р. Арнхейм, Н.Н. Волков);

- исследования по теории и истории изобразительного искусства, по теории и практике обучения рисунку (Н.М. Молева, Э.М. Белютин, Н.Н. Ростовцев, Б.Р. Виппер, В.Н. Гращенков, В.Д. Дажина, О.Б. Дубова, Н.И. Дружкова, И.А. Пронина, Е.Н. Шульгина, Ф.И. Чувашев, В.В. Перцов);

- традиции отечественной школы художественного образования (П.П. Чистяков, М.А. Врубель, Н.П. Кардовский, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, А.Д. Гончаров, А.Е. Хитров, А.О. Барщ, А.М. Соловьёв, Н.Э. Радлов, А.Л. Королёв, В.Л. Боровик, Ф.Ф. Волошко, Ю.А. Атавин, В.Ф. Зива, В.В. Пугин, В.А. Леднев, Н.П.Бесчастнов);

- исследования по теории и методике профессионального образования художников традиционного прикладного искусства (В.Ф. Максимович, Н.Н. Шамрай, О.В. Федотова, М.Р. Белоусов, Е.И. Васильева, Л.П. Калинина, Н.Р. Казанская, Ю.С. Салтанова, Н.В. Севрюкова, Н.Ф. Каратайева, Т.Е. Лончинская, Д.С. Дронов, Е.А. Лапшина, П.Е. Серов);

- положения современной педагогической науки, ориентирующие преподавателя на воспитание студента в духе идей гуманизма и толерантности, раскрытия индивидуальных творческих задатков через активный деятельный подход в обучении искусству (В.В. Давыдов, А.А. Мелик-Пашаев, Д.Б. Эльконин, Н.Д. Никандров, В.П. Зинченко, В.Ф. Максимович, С.П. Ломов, Л.В. Школяр и др.).

Методы исследования включают: комплексный анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; исторический анализ обучения рисунку в системе профессионального художественного образования; сравнительный анализ педагогической деятельности художников-педагогов в области отечественного и зарубежного профессионального образования; сравнительно-исторический метод исследования; метод теоретического моделирования; метод педагогического наблюдения за творческим развитием и профессиональным ростом студентов; беседы с преподавателями и студентами; анализ учебной, художественно-творческой деятельности обучающихся до и после введения экспериментальной программы; сопоставление полученных в результате исследования данных; обработку результатов художественно-творческой учебной и выставочной деятельности студентов разных специализаций.

В качестве экспериментальной базы исследования выступили Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» и её филиалы.

Этапы исследования. Первый этап (2000–2003) — анализ педагогической, искусствоведческой литературы по проблемам художественного образования в России и за рубежом, методологическое обоснование исследования, определение состояния исследуемой проблемы, выбор темы исследования.

На втором этапе (2003–2009) определялись исходные позиции исследования, проводился анализ состояния обучения рисунку в высших художественных учебных заведениях, анализировался педагогический опыт, методики обучения рисунку, разрабатывались учебные программы по предметам «Рисунок», «Академический рисунок», «Декоративный рисунок», публиковались статьи по теме исследования.

На третьем этапе (2009–2012) разрабатывалась концепция обновления содержания и методов обучения рисунку в сфере традиционного прикладного искусства, разрабатывались учебные программы по предметам «Академический рисунок», «Декоративный рисунок» для бакалавров традиционного прикладного искусства и осуществлялась их экспериментальная проверка. Подведение итогов исследования, оформление выводов, текста и приложений диссертации.

Научная новизна исследования. Систематизирован и теоретически обобщен исторический опыт обучения рисунку в области художественного образования, и в частности в сфере традиционного прикладного искусства. Теоретически обоснована необходимость преподавания в высшем учебном заведении данного направления искусства, помимо академического рисунка, рисунка специального — декоративного (декоративной графики). Доказано, что знание первоэлементов изображения и умение пользоваться закономерностями его построения важно для художников прикладного искусства и положительным образом влияет на их проектную деятельность, так как графическое изображение является одним из главных средств художественного проектирования. Впервые разработана педагогическая концепция обучения рисунку, учитывающая специфику выразительных средств и способов формообразования в различных видах традиционного прикладного искусства, направленная на развитие визуального мышления и проектного видения.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании педагогической концепции освоения рисунка будущими художниками традиционного прикладного искусства, основанной на системном подходе к обучению; аргументации современного подхода к преподавании рисунка как мощного фактора развития художественного сознания и основы изобразительной грамоты.

В исследовании представлен обширный научно-понятийный аппарат, применяемый в области художественной педагогики и конкретно в сфере обучения рисунку. Определяются и уточняются основные средства художественной выразительности рисунка, его основные элементы (точка, пятно, линия, штрих, контур, силуэт, основная плоскость), их взаимодействие с учетом соотношения плоскости и объема, светлого и темного, ритма и движения, симметрии и асимметрии, статики и динамики, масштаба и пропорций, равновесия масс. Даются определения таких понятий, как «академический рисунок», «учебный рисунок», «декоративный рисунок», «стилизация форм» и т.д.

Практическая значимость исследования. В процессе исследования определен комплекс учебных заданий курсов «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы», учитывающий специфику обучения художников традиционного прикладного искусства, а также различия в программах подготовки студентов отдельных направлений этого вида искусства по предметам «Проектирование», «Композиция», «Мастерство». Результаты исследования и разработанные программы курсов «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок» направлены на улучшение качества преподавания рисунка и могут быть применены в практике обучения в Высшей школе народных искусств и других высших учебных заведениях в этой области. Сформулированные в диссертации критерии оценки учебных работ по рисунку могут быть использованы для развития визуальной культуры, художественного вкуса и образного мышления студентов.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)» — результаты научного исследования соответствуют таким пунктам паспорта специальности, как генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов; непрерывное профессиональное образование; подготовка специалистов в системе многоуровневого образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.

Достоверность исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, теоретическим обоснованием исходных позиций в методике обучения рисунку, одобрением материалов ученым советом и кафедрой рисунка Московского филиала Высшей школы народных искусств, многолетней практикой педагогической работы диссертанта, проведением педагогических исследований и эксперимента в условиях реального педагогического процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследовательской работы освещались на I Международной научной сессии в Институте художественного образования РАО (2007), на IV Международной научно-практической конференции «Народная художественная культура в контексте современного освоения культурного пространства Русского Севера» (2007), на научно-практических международных, всероссийских конференциях, проводимых Высшей школой народных искусств (Санкт-Петербург, 2005; Москва, 2008; Санкт-Петербург, 2011; Санкт-Петербург, 2012).

Работы учащихся, выполненные в ходе апробации учебных программ по рисунку, экспонировались в выставочных залах г. Москвы, в частности в Государственном выставочном зале «Галерея “Беляево”», Государственном выставочном зале «Тушино», в выставочном комплексе «Экспоцентр», а также в выставочном центре Санкт-Петербургского отделения Союза художников России.

Внедрение результатов исследования осуществлено в ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», в Московском филиале и Федоскинском филиале лаковой миниатюрной живописи данного вуза, в Суздальском филиале ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Рисунок, как мощный развивающий фактор художественного сознания, способ передачи на бумаге наблюдений, мыслей и чувств художника, располагает собственными средствами художественной выразительности (точка, линия, плоскость, основные формы, контур, силуэт, пятно, ритм, масштаб, пропорции и т.д.), составляет основу любого изображения и является базовой художественной дисциплиной в подготовке будущих художников традиционного прикладного искусства, способствуя формированию осознанного использования выразительных средств рисунка, композиционного визуального мышления и пространственного видения студентов как способа их творческой самореализации в каждом конкретном виде данного искусства.

2. Традиционное прикладное искусство, основой которого исторически являются стилизация изображаемых элементов (деревьев, животных, птиц, людей, горок, одежды, складок и т.д.), декоративно-орнаментальный характер изображения и линейно-плоскостное начало, требует подготовки художников в этой области, способных творчески использовать средства художественной выразительности декоративной графики при создании произведений декоративно-прикладного искусства, что подтверждает необходимость обучения студентов этого профиля не только академическому, но и специальному декоративному рисунку.

3. Разработанная педагогическая концепция обновления содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства учитывает специфику обучения в соответствии с требованиями и условиями конкретных специализаций как условие ее успешной реализации и включает:

-исходную теоретико-методологическую базу как основу обновления обучения рисунку;

-дифференцированные и интегрированные цели, задачи обучения академическому и декоративному рисунку на основе их взаимодействия через общность и различия;

-содержание и методы обучения академическому рисунку как достоверному изображению натуры и декоративному рисунку как творческому преобразованию натуры через обобщение, художественную стилизацию форм, декоративную переработку и закономерности построения графического изображения на плоскости;

-пути формирования и реализации художественно-творческой совместной деятельности преподавателя и студента через междисциплинарную интеграцию декоративного рисунка с такими дисциплинами, как технический рисунок, исполнительское мастерство, пластическая анатомия, живопись, декоративная живопись, моделирование, история искусств, композиция, проектирование.

4. Методика освоения средств художественной выразительности декоративного рисунка – первоэлементов изображения и их взаимодействия, фактуры и текстуры поверхности, композиции, владения широким спектром графических средств и материалов рисунка реализуется через:

-изучение и копирование лучших образцов русского искусства, проведение пленэрных практик в исторических центрах народных художественных промыслов и музеях декоративно-прикладного искусства с обязательными зарисовками и декоративными переработками предметов, соотнесенных с сущностью конкретных видов традиционного прикладного искусства;

-выполнение выпускной квалификационной работы, включающей предварительно выполненные форэскизы, зарисовки, отрисовку в формате и окончательный графический проект с последующей его материализацией, что способствует формированию социально активной творческой личности, способной осознанным выбором средств художественной выразительности рисунка преобразовывать свои ощущения и впечатления от реальной действительности и, таким образом, решать художественные задачи освоения окружающего мира через глубинное проникновение в природу традиционного прикладного искусства.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Список используемой литературы включает 180 наименований. Объем диссертации 140 страниц, 4 рисунка, 2 таблицы.

Рисунок в академической системе образования

Леонардо да Винчи утверждал: «Юношам, которые хотят совершенствоваться в науках и искусствах, прежде всего надо учиться рисовать» [88]. Микеланджело писал: «...рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки. Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем, потому что он может создавать образы более высокие, чем любая башня, равно как кистью, так и разумом, и не встретит стены, которая не была бы слишком узка и мала для безграничности его фантазии» [108, с. 197]. Блестящий рисовальщик Ж.О. Энгр отмечал, что «рисунок — это высшая честность искусства и три четверти с половиной того, что составляет живопись» [149, с.26]. О рисунке много раз высказывался П.П. Чистяков: «Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке, остальное всё наносное и только помогает»; «Рисунок есть основа всякого искусства»; «Рисунок — основа всего, фундамент, — кто не понимает его или не признает, тот без почвы» [149, с.24].

Таким образом, исторически рисунок воспринимался как основа изобразительной грамоты, основа изображения, мощный фактор развития художественного сознания. В связи с этим следует выделить те средства художественной выразительности, которые изначально находятся в распоряжении рисунка.

Графические средства рисунка — точка, линия, штрих, тональное пятно. Несмотря на кажущуюся ограниченность этих средств, возможности их удивительно многообразны, более того — практически неисчерпаемы.

Богатейшие возможности рисунка связаны с линией, являющейся сущностью рисунка, итогом сложной работы над формой, позволяющей художнику с предельным лаконизмом решать пластические и пространственные задачи. Линия — движущаяся точка, след протяженного движения руки рисующего, использующего для ее изображения какой-либо рисовальный материал.

Линия — древнейшее средство изображения, известное еще со времен палеолита. К.Ф. Юон отмечал, что «линии и линейные элементы руководят взглядом зрителя больше, чем что-либо в рисунке» [99, с. 121].

Рисунок неразрывно связан с линией, которой не существует в природе, но которая сообщает рисунку безграничные возможности выражения. Б.Р. Виппер писал: «Можно было бы сказать, что линия в рисунке выполняет три основные функции: во-первых, всякая линия изображает, создает иллюзию пластической формы. Энгр любил говорить: "Всякой линии присуща тенденция быть не плоской, а выпуклой". Во-вторых, всякая линия обладает своим декоративным ритмом и своей мелодией. В-третьих, наконец, всякой линии присуща своеобразная экспрессия, она выражает то или иное переживание или настроение» [30, с.32].

Линия — всего лишь абстракция, условное средство для передачи границ формы предметов. Ж.О. Энгр говорил ученикам, что даже у дыма есть форма, есть линейный рисунок. Линия в зависимости от назначения может иметь различный характер: быть плоской, однообразной, ничего не выражающей или иметь вспомогательный характер, например в наброске общего абриса фигуры или предметов, при обозначении пропорций в начале работы над длительным рисунком. Плоская линия может быть контуром, очертанием предмета или может ограничивать его силуэт.

У плоской линии в искусстве есть свое назначение. Она применяется в декоративно-живописных работах, стенных росписях, витражах, станковой и книжной графике, плакате, в произведениях, которые должны носить плоскостной характер, поскольку в этих работах изображение должно увязываться с определенной плоскостью стены, потолка, бумаги и т.д. Плоская линия в данном случае дает возможность обобщенно передать изображение [168, с.10].

В академическом образовании применяется пространственная линия, у которой совсем другой характер. Эта линия позволяет лаконично, выразительно решать пространственные и пластические задачи в рисунке. В учебном пособии «Школа изобразительного искусства» (1986) о пространственной линии говорится следующее: «Сущность и значение пространственной линии легче всего понять, наблюдая за карандашом мастера в процессе его работы: линия то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, сливаясь с окружающей средой; потом она вновь появляется и звучит во всю силу карандаша» [168, с.8].

Будущий художник должен понимать глубокое различие между плоскостной и пространственной линиями, чтобы умело применять эти различные элементы рисунка в зависимости от решаемых задач в своих произведениях.

Штрих — это короткая линия, черточка, один из основных технических приемов рисования. Сам по себе штрих как самостоятельная независимая техническая единица рисунка функциональной нагрузки не несет (ничего не значит), но комплекс (множественность, или система, штрихов) дает колоссальные возможности в достижении выразительности рисунка, придавая тон изображаемым предметам, моделируя признаки форм, их объемы, подчеркивая объемные признаки форм и фигур. В формировании представления о развитии рисунка это явилось главным фактором, подтверждающим или доказывающим право рассматривать рисунок как самостоятельный вид изобразительного искусства. Штрихи в рисунке могут идти в различных направлениях: параллельно друг другу, горизонтально, вертикально, косо, по кругу, перекрестно (сетка); длина их может меняться. Все эти варианты позволяют передавать неровности поверхностей изображаемых предметов и фигур (углубления, выпуклости и т.д.), что делает возможным точное отображение их объемных особенностей. Таким образом, именно штрихи создают в рисунке объемные признаки формы. Кроме того, сочетание штрихов позволяет передать игру светотени, создать фон рисунка, придать рефлексы, т.е. такие качества, которые невозможно получить с помощью линии.

Штрихование — совокупность коротких и быстрых движений кисти руки. Штрих, как уже отмечалось, может передавать объем, светотеневые градации на предметах, фактуру, но основная его задача — передача тона и цвета, создание цветового пятна.

Опытный рисовальщик еще до нанесения первых штрихов обдумывает заранее, где и какие штрихи наносить на рисунке, чтобы достичь максимальной выразительности формы изображаемых предметов. П.П. Чистяков отмечал: «Всякий, кто не видит формы и линии, верно не нарисует» [162, с.60].

Еще одно из выразительных средств рисунка — тональное пятно. Оно помогает выявить объемную форму, передать цвет, фактурность натуры. Так же как линия и штрих, тональное пятно связано с передачей глубины пространства, пластики, освещения.

Как мы уже говорили, обучение художников всех видов изобразительного искусства начинается с рисунка. В учебном понимании рисунок — это изображение карандашом или другим инструментом трехмерных объемных фигур и предметов окружающего мира на двухмерной плоскости листа бумаги. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом; возможно также использование разных цветов, но в достаточно ограниченном количестве.

Рисунок как важнейший учебный предмет приобретает самостоятельное значение в XVII в. с появлением специальных учебных художественных заведений — академий художеств. В течение последующих трех веков (до конца XIX столетия) совершенствуются система и методика преподавания рисунка. Профессор Н.Н. Ростовцев в учебнике «Академический рисунок» (1995) пишет: «Благодаря методической стройности и научной обоснованности преподавания рисунка он как учебный предмет получает специальное название— "академический рисунок"» [137, с.5]. Академический рисунок — длительная учебная работа с натуры с подробной передачей конструкции и светотеневых отношений предметов и фигур.

Цели и задачи рисования как учебного предмета отличаются от целей и задач рисования творческого. Учебное рисование преподается на основе изучения натуры для приобретения необходимых знаний и навыков. На первом месте здесь стоят учебно-аналитические задачи, такие как изучение строения формы, пластики, движения, применение в рисунке знания пластической анатомии, законов перспективного построения изображения на плоскости, закономерностей распределения света на предметах и целого ряда других важнейших положений.

Теория и история обучения рисунку будущих художников декоративно-прикладного искусства

Анализ учебной программы, разработанной под руководством В.В. Пугина, выявил высокий уровень подготовки будущих художников декоративно-прикладного искусства. Программа предусматривает достаточно много заданий в мягкой графике, т.е. изучается широкий спектр графических материалов при большом диапазоне объектов рисования, при этом мало представлено такое задание, как «Натюрморт», нет заданий по рисованию цветов, насекомых, животных и птиц, предметов декоративно-прикладного искусства, украшенных орнаментом. В обучении рисунку сразу ставятся сложные задачи. Много рисуется человек — высшая по сложности предметная форма. Однако, на наш взгляд, в программе недостаточно заданий, развивающих у студентов чувство декоративности.

Учебная программа по специальному рисунку профессора Н.П. Бесчастного была разработана им в 1980-е годы и с небольшими изменениями используется в практике обучения студентов и в настоящее время [4].

Обучение по программе специального рисунка — черно-белой графики — начинается с V семестра обучения после изучения студентами в течение четырех семестров академического рисунка. В программу включены такие важные для художника декоративно-прикладного искусства темы, как зарисовки растений и цветов, рисунки гладкоокрашенных и орнаментированных драпировок, рисунок фигуры (женская модель) в народном костюме, наброски и зарисовки фигуры, обнаженная модель (силуэтно-пятновое и черно-белое двухтоновое решение), зарисовки животных и птиц с дальнейшей трансформацией в орнаментальный мотив, декоративный натюрморт с цветами, рисунок костюма из орнаментированных тканей с манекена. Рисунок фигуры (стоящей) в костюме из орнаментированной ткани в двухтоновом и трехтоновом решении, графические копии — фрагменты произведений художников с изображением орнаментированных предметов, рисунка различных интерьеров и мебели с декоративными тканями и др.

Программа специального рисунка Н.П. Бесчастного, полностью учитывающая специфику обучения художников, создающих рисунки для тканей, несомненно подходит также и художникам различных направлений декоративно-прикладного искусства, поскольку учитывает его специфику.

Анализ современного состояния в традиционном декоративно прикладном, декоративно-прикладном и художественно-промышленном образовании выявил, что: 1) в настоящее время академический рисунок и декоративный рисунок для всех специализаций декоративно-прикладного искусства, по которым проходит обучение, преподаются только в Высшей школе народных искусств и ее филиалах; 2) В Московском государственном университете дизайна и технологий (ранее Московский текстильный институт) специальный рисунок в настоящее время преподается только для двух профилей направления «Искусство костюма и текстиля»: «Художественное проектирование текстильных изделий» и «Реклама изделий текстильной и лёгкой промышленности» 3) в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица в настоящее время нет отдельного курса специального рисунка, однако в программе много внимания отводится изучению приемов и техник широкого спектра графических материалов, учитывается необходимость стыковки программы рисунка с различными методическими концепциями выпускающих кафедр; 4) в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова преподается только академический рисунок, при этом основное внимание уделяется конструктивному анализу, обобщенности и пластической строгости форм.

Нами были рассмотрена специфика народного искусства, в частности, мы упоминали о неразрывной связи орнамента с формой вещи. Художник традиционного прикладного искусства создает новые формы предметов (керамист, ювелир) или учитывает уже имеющуюся форму предмета при создании на ней росписей, орнаментов (художник, расписывающий изделия из глины, из металла или папье-маше; художник косторезного искусства), либо работает на плоской поверхности, например, создает роспись или вышивку на ткани. Однако и в этом случае художник текстиля или художник в области художественной вышивки при создании рисунков и орнаментов на одежде должен учитывать то, как созданное им изображение будет располагаться в дальнейшем на объемной форме. В этом и заключается принципиальное отличие задач, стоящих перед художником традиционного прикладного искусства и художником станкового искусства.

В преподавании академического рисунка в данном случае на первое место выходят конструктивно-аналитические задачи. На основе логических размышлений и конкретных знаний в рисунке нужно выявить сущность формы предмета, понять его конструкцию и положение в пространстве. Решить эти задачи позволяет аналитический линейно-конструктивный рисунок, которому должно быть отведено достаточное количество времени в программах обучения академическому рисунку в вузе традиционного прикладного искусства.

В главе I мы дали определения таким понятиям, как «трехмерность», «объем», «форма», «конструкция», «сущность формы». Понятие формы было рассмотрено с точки зрения учебных задач. Был сделан вывод о том, что под объемом предмета следует понимать трехмерную величину, ограниченную поверхностями, а под формой — наружный вид, внешние очертания предмета. Подчеркнуто, что в учебном рисовании особое значение приобретает понимание конструкции формы с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры, внешнего пластического строения, что у каждого предмета, кроме видимой (кажущейся), есть еще и своя неизменная (подлинная) форма, определяемая внутренним содержанием, что в рисовании особенно важно исходить из неизменной подлинной объемной формы, чувствовать ее и подчинять ей все способы исполнения рисунка, что форма неотделима от пространства, в котором находится. Как для формы необходимо изображение пространственной среды, в которой она могла бы свободно размещаться, так и пространство является равноценным объектом в изображении.

Обновление содержания и методов обучения рисунку

Над учебным заданием «Рисование интерьера» студенты работают в залах музеев, например в Палатах бояр Романовых, Историческом музее и др. На занятиях по академическому рисунку интерьера учащиеся должны изучить основные закономерности перспективного построения глубины пространства, выработать целостное видение этого пространства, научиться верно передавать размеры главных архитектурных объемов, находить соотношения основных и подчиненных элементов интерьера, в частности предметов обстановки. В декоративном рисунке интерьер должен быть передан линейно-плоскостно, с достаточно тонкой проработкой деталей. Задание может выполняться на цветной и тонированной бумаге.

В итоговом академическом задании «Рисунок фигуры в предметной среде» рассматривается взаимосвязь человека и окружающей среды, ограниченной интерьером. Важно, чтобы предметы интерьера не отвлекали на себя внимание, а помогали выявить главное — позирующую модель. В дополнение к фигуре натурщика в постановку могут быть включены натюрморт, скульптура, драпировки, мольберт, подиумы, окно и другие детали интерьера. Важно грамотно построить пространство интерьера, найти верные пропорции фигуры по отношению к окружающим предметам, построить отдельные предметы и фигуру, передать связь фигуры натурщика с окружающей средой, выдержать верные тональные отношения.

Заключительное задание по декоративному рисунку — «Декоративное изображение фигуры в предметной среде» — выполняется на основе ранее исполненного с натуры академического рисунка. Работа начинается с эскизов — поисков вариантов выполнения: черно-белых двухтоновых, черно-белых многотоновых и черно-белых с включением одного-двух цветовых тонов. Затем наиболее удачный вариант графического решения, в котором найдено наиболее выразительное образное решение сложной композиции, а центральное место отведено изображению фигуры человека, выполняется в заданном масштабе.

Таким образом, четкая отработанность технических навыков рисования, умение использовать различные материалы и инструменты, творческое переосмысление реальной действительности, умение художественно стилизовать ее в декоративно-условную форму, методическая последовательность выполнения учебного задания по рисунку независимо от его вида (пленэрная или аудиторная работа) под руководством преподавателя как профессионала не только в области искусства рисунка, но и в сфере традиционного прикладного искусства, способствуют формированию у студентов теоретического (творческого) мышления, графической профессиональной культуры, соотнесенной с конкретным видом традиционного прикладного искусства, и успешной реализации художественно-творческой идеи дипломной работы через ее графическое изображение (см. рис. 4).

Разработанная методика освоения средств художественной выразительности послужила основой для выполнения выпускных квалификационных работ на отделениях: Художественного кружевоплетения (приложение Е), Художественной вышивки (приложение Ж), отделении росписи по металлу и папье-маше (приложение 3), отделении Художественной росписи ткани (приложение И), включающих предварительно выполненные форэскизы, зарисовки, отрисовку в формате и окончательный графический проект с последующей его материализацией, что способствует формированию социально активной творческой личности

Экспериментальное исследование проводилось с целью определения эффективности выдвинутых теоретических и методологических положений, которые направлены на обучение рисунку будущих художников в процессе профессионального обучения в традиционно-прикладном искусстве. В ходе решения четвертой задачи исследования была разработана программа экспериментального исследования по решению выявленных проблем в процессе профессионального обучения будущих художников.

Педагогический эксперимент по проверке истинности и ложности вышесказанного в методологической части диссертационного исследования предположения (гипотезы) позволил сделать вывод о том, что преподавание рисунка в учебных заведениях традиционно-прикладного искусства приобретает высокий качественный уровень и будет эффективным, если историческая сущность рисунка будет соотнесена с особенностями профессионального образования в этой области и необходимостью обучения будущих художников как академическому, так и декоративному рисунку. Тогда методика обучения должна отражать специфику и сущность будущей художественно-творческой деятельности и стимулировать осознанное ими использование средств художественной выразительности рисунка для раскрепощения творческих способностей и развития собственного визуального мышления в конкретном виде традиционного прикладного искусства в рамках педагогической концепции обновления содержания и методов обучения рисунку.

В диссертации приводятся ход и результаты экспериментальной работы и описывается педагогический эксперимент, анализируются результаты экспериментального обучения по предметам «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок», которые подтверждают эффективность разработанной педагогической концепции обучения рисунку, учитывающей специфику используемых выразительных средств и способов формообразования в различных видах традиционного декоративно-прикладного искусства: художественной вышивке, художественном кружевоплетении, художественной росписи по металлу и папье-маше, художественной резьбе по кости, ювелирном искусстве и др.

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях обучения и воспитания на базе Высшей школы народных искусств и шести ее филиалов в центрах народных художественных промыслов. В связи с уникальностью специализаций, малочисленностью учебных групп и индивидуальным подходом к каждому студенту в эксперименте приняли участие 108 студентов следующих специализаций: «Художественная вышивка», «Художественная роспись тканей», «Ювелирное искусство», а также 12 преподавателей.

Экспериментальная проверка педагогической концепции обновления содержания и методов обучения рисунку в традиционном прикладном искусстве

В заключении на основании обобщения результатов, полученных на различных этапах исследования, сформулированы основные выводы исследования.

Определено, что рисунок как мощный развивающий фактор художественного сознания, способ передачи на бумаге наблюдений, мыслей и чувств художника, располагая собственными средствами художественной выразительности (точка, линия, плоскость, основные формы, контур, силуэт, пятно, ритм, масштаб, пропорции и т.д.), составляет основу изображения и является базовой художественной дисциплиной в подготовке будущих художников традиционного прикладного искусства, способствуя формированию осознанного использования выразительных средств и закономерностей их взаимодействия, композиционного мышления у студентов как способа творческой самореализации в каждом конкретном виде данного искусства.

Выявлено, что традиционное прикладное искусство, основу которого исторически составляют стилизация изображаемых элементов (деревьев, животных, птиц, людей, горок, складок одежды и т.д.), декоративно-орнаментальный характер изображения и линейно-плоскостное начало, требует подготовки художников в этой области, способных творчески использовать средства художественной выразительности декоративной графики при создании произведений декоративно-прикладного искусства, что подтверждает необходимость обучения студентов не только академическому, но и специальному, декоративному рисунку.

Доказано, что разработанная педагогическая концепция обновления содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства, учитывающая специфику обучения в соответствии с требованиями и условиями конкретных специализаций как основное условие ее успешной реализации, способствовала преодолению выявленных противоречий между: - современными требованиями, предъявляемыми к преподаванию рисунка, и существующей системой образования в области традиционного прикладного искусства; - современным содержанием обучения рисунку и целями профессионального образования художников конкретных видов этого искусства; - отсутствием базовой художественной подготовки у студентов и необходимостью уже на начальном этапе обучения использовать средства художественной выразительности рисунка. Предлагаемая концепция включает: - исходную теоретико-методологическую базу как основу обновления обучения рисунку и дифференцированные и интегрированные цели, задачи обучения академическому и декоративному рисунку на основе их взаимодействия через общность и различия; - содержание и методы обучения академическому рисунку как достоверному изображению натуры и декоративному рисунку как творческому преобразованию натуры через обобщение, художественную стилизацию форм, декоративную переработку и закономерности построения графического изображения на плоскости; - пути формирования и реализации художественно-творческой совместной деятельности преподавателя и студента через междисциплинарную интеграцию декоративного рисунка с такими дисциплинами, как технический рисунок, исполнительское мастерство, пластическая анатомия, живопись, декоративная живопись, моделирование, история искусств, композиция, проектирование. Методика освоения средств художественной выразительности декоративного рисунка: первоэлементов изображения и их взаимосвязи, фактуры и текстуры поверхности, композиции, владения широким спектром графических средств и материалов рисунка — реализована через: - изучение и копирование лучших образцов русского искусства, проведение пленэрных практик в исторических центрах и музеях народных художественных промыслов с обязательными зарисовками и декоративной переработкой предметов, соотнесенных с сущностью конкретных видов традиционного прикладного искусства; - выполнение выпускной квалификационной работы, включающей предварительно выполненные форэскизы, зарисовки, отрисовку в формате и окончательный графический проект с последующей его материализацией, что способствует формированию социально активной творческой личности, способной осознанным выбором средств художественной выразительности рисунка преобразовывать свои ощущения и впечатления от реальной действительности и, таким образом, решать художественные задачи освоения окружающего мира через глубинное проникновение в природу традиционного прикладного искусства.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило эффективность педагогической концепции обновления содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства, способных на создание высокохудожественных произведений в этой области искусства.

Похожие диссертации на Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства