Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Каратайева Нина Федоровна

Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства
<
Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каратайева Нина Федоровна. Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Каратайева Нина Федоровна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2010.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1073

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Искусство скульптуры в системе профессионального художественного образования 17

1.1 Исторические особенности развития искусства скульптуры 17

1.2 Генезис обучения искусству скульптуры 34

Выводы по первой главе 58

Глава 2. Содержание и методы обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства 60

2.1 Педагогическая модель обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства 60

2.2. Опытно - экспериментальная проверка эффективности обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства с учетом инновационной программы и методов обучения 103

Выводы по второй главе 123

Заключение 125

Список литературы 128

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования.

Рубеж XX-XXI вв. вошел в историю как эпоха глобализации с присущей ей стандартизацией и навязыванием «массовой культуры». Вместе с тем, можно уверенно говорить о ренессансе национального традиционного искусства. В настоящее время в России традиционное декоративно-прикладное искусство развивается в таких всемирно известных центрах, как Палех, Мстера, Холуй, Нижний Тагил, Каргополь, Красное Село, и другие. Высшее образование будущие художники традиционного прикладного искусства получают в Высшей школе народных искусств (институте), профессиональная подготовка в которой основана на классической форме обучения. Образовательная программа включает такие дисциплины, как рисунок, живопись, композиция, история искусств и скульптура, которые имеют свою специфику в зависимости от специализации промысла.

Дисциплина «Скульптура» для художников традиционного прикладного искусства не является чужеродной, поскольку именно она позволяет формировать у будущего художника-прикладника «архитектоническое начало в строительстве формы», «пластическое толкование модели» (А.Т. Матвеев). Работа над скульптурой учит художника не только владеть поверхностью, но и массой, весом, тяжестью, формой, пропорциями, соотношением объемов, ритмическим построением отдельных частей скульптуры, а также переработке реальных форм в стилизованные декоративные, приемам стилизации, что особенно важно в традиционном прикладном искусстве. Кроме этого преподавание скульптуры в художественных учреждениях традиционного прикладного искусства должно учитывать специализацию его конкретных видов, таких как: косторезного, ювелирного искусства, художественной вышивки, художественного кружевоплетения, лаковой миниатюры, росписи ткани.

Изучение и анализ теории и практики преподавания скульптуры в разных типах образовательных учреждений позволяет констатировать, что программы обучения ориентированы преимущественно на освоение приемов и форм профессиональной академической лепки. Они разработаны для подготовки профессиональных скульпторов и не адаптированы к практике подготовки художников традиционного прикладного искусства, не раскрывают всей полноты средств и приемов, свойственных данному виду творчества.

Существовавший в России многовековой опыт подготовки художников-скульпторов в академиях, вузах, художественных училищах, создавался известными мастерами (М. К. Аникушин, А.С.Голубкина, М. А. Керзин, И. В. Крестовский, А.Т. Матвеев, В. Мухина, В.Б. Пинчук, и др.) и свидетельствует о достаточно разработанной методике обучения художников - скульпторов. Несмотря на это, на сегодняшний день практически единственным учебником по преподаванию академической скульптуры является учебное пособие «Лепка» Э. Лантери, написанное еще в XIX веке. В его основе лежит академическая программа подготовки художников - скульпторов. В существующих учебных программах по академической скульптуре художественных вузов России не достаточно внимания уделяется таким темам, как изображение животных, птиц, цветов, насекомых, мифологических персонажей, которые и составляют содержательную и сюжетную основу творчества художников-прикладников.

До настоящего времени не определены место и роль скульптуры в системе профессиональной подготовки художников традиционного прикладного искусства, не разработана модель обучения, нет специальных программ по курсу скульптуры, учитывающих данный профиль подготовки художников. Остается не актуализированным богатый опыт преподавания скульптуры в подготовке будущих художников традиционного прикладного искусства. Существующие программы по скульптуре не согласованны с учебными программами по рисунку, композиции, моделированию, проектированию, мастерству.

В связи с этим появилась объективная потребность в теоретическом осмыслении специфики обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства, в разработке специальных методик и базовых учебных программ по скульптуре, в которых была бы учтена специфика подготовки данных специалистов. Что и определило проблему исследования: поиск эффективных форм и методов обучения скульптуре, основанных на взаимодействии историко-педагогических традиций и современных направлений работы, необходимых в подготовке профессионально грамотного и художественно образованного специалиста художника традиционного прикладного искусства.

Объект исследования: особенности преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования.

Предмет исследования: содержание и методы освоения курса скульптуры в системе подготовки художников традиционного прикладного искусства.

Цель исследования: научно-педагогическое обоснование продуктивной модели обучения искусству скульптуры с учетом специфики учреждения

традиционного прикладного искусства; разработка и экспериментальное подтверждение интегрированной учебной программы курса, построенной на принципах художественной педагогики, взаимодействия историко-педагогических традиций и современных направлений работы

Задачи исследования:

изучить и обобщить исторический опыт преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования;

определить и обосновать специфику преподавания скульптуры в системе подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства;

разработать продуктивную педагогическую модель обучения скульптуре будущих художников прикладного искусства в процессе освоения конкретных видов традиционных народных промыслов;

создать интегрированную учебную программу по скульптуре для подготовки художников традиционного прикладного искусства с учетом историко-педагогических традиций и современных форм и направлений работы;

- экспериментально проверить эффективность интегрированной учебной
программы по скульптуре в реальной практике высшего образовательного
учреждения.

Гипотеза исследования:

Обучение скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства будет эффективно, если в основе продуктивной педагогической модели отражены следующие позиции:

профессиональная подготовка художника-прикладника осуществляется в условиях взаимодействия историко-традиционных методов и современных форм и направлений обучения;

разработка и внедрение в реальную практику учебной интегрированной программы курса скульптуры, учитывающей специфику и особенности профессиональной деятельности будущих художников традиционного прикладного искусства;

- в содержании интегрированной программы по скульптуре отражена специфика
конкретных видов традиционного прикладного искусства, построенная на сочетании
основ реалистического изображения и особенностей декоративной стилизации;

- критериями эффективности продуктивной педагогической модели обучения
скульптуре в подготовке художников прикладного искусства являются: высокий
уровень осмысления художественных традиций декоративно-прикладного
искусства; мотивация к самостоятельной творческой деятельности; взаимосвязь с

другими специальными предметами (рисунок, композиция, моделирование, проектирование, история искусства, пластическая анатомия); профессионально грамотные учебные работы студентов.

Методологическую основу исследования составили: труды А.И.Бурова, Н.А.Бердяева, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, раскрывающие философскую сущность культуры и человека в условиях его художественной деятельности; теоретические работы по развитию художественного мышления и восприятия Р. Арнхейма, Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, А.А.Мелик-Пашаева; теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина; педагогическая теория интегрированного обучения Б.П. Юсова, концепции воспитания искусством Д.Б. Кабалевского и Б.М. Неменского; вопросы преподавания изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры (В.В.Алексеева, А.О.Барщ, B.C. Щербаков, А.С.Голубкина, Э.Лантери, С.П.Ломов, В.Г.Исаченко, А.В.Берташ, В.А.Ватагин, В.А.Евсеев, А.Т.Матвеев, А.Г.Раскин, И.Е.Светлов, М.Г.Талалай, Ф.П.Толстой, Л.В.Фадеева, А.В.Флеров, Е.С.Щукина); исследования по теории и методике преподавания декоративно-прикладного искусства (И.Э.Агапова, А.В.Бакушинский, Н.С.Боголюбов, И.Я.Богуславская, В.М.Василенко, Н.В.Воронов, Л.Д.Любимов, В.Ф.Максимович, М.А. Некрасова, Б. А. Рыбаков, И.Н. Уханова, А.К.Чекалов и др.).

Методы исследования:

теоретические: анализ психолого-педагогической, философской,

искусствоведческой литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация теоретического и практического опыта подготовки художников традиционного декоративно-прикладного искусства средних и высших учебных заведений художественного профиля;

эмпирические: педагогическое наблюдение, беседы, интервьюирование и анкетирование педагогов и студентов, обучающихся в вузе;

статистические: проведение экспериментального исследования, обработка и анализ результатов эксперимента метод независимой внешней экспертизы, составление сравнительных таблиц и графиков успеваемости студентов и анализ за период 2004-2009 уч. год.

Научная новизна исследования:

- систематизирован и теоретически обобщен исторический опыт преподавания
скульптуры в системе профессионального художественного образования в области
традиционного прикладного искусства, который лег в основу разработки новой
интегрированной программы и методики преподавания скульптуры;

- разработана продуктивная педагогическая модель обучения скульптуре
будущих художников прикладного искусства, в основе которой лежат следующие
педагогические условия: ценностное отношение к традиционному прикладному
искусству; погружение в атмосферу национальной культуры; взаимодействие
традиционных и современных форм обучения; поддержка самостоятельной
творческой деятельности студентов в области скульптуры; эстетическая среда
образовательного процесса, стимулирующая мотивацию обучающихся к
профессиональному совершенствованию; системное освоение научных знаний и
практических умений, необходимых для занятий скульптурой.

определена система последовательных творческих композиционных заданий, связывающих скульптуру со специализацией художников традиционного прикладного искусства, базирующихся на историческом опыте обучения скульптуре: развитие чувства формы, пропорций, пластики, гармонии; формирование пространственного мышления; освоение технических навыков работы с пластическим материалом; развитие художественного вкуса, способности и умения мастера в стилизации (трансформировании трехмерных, объемных форм в стилизованные декоративно-плоскостные); формирование умения создавать декоративные объемно-пространственные композиции.

Теоретическая значимость:

- определены и научно обоснованы особенности преподавания скульптуры в системе подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства, опирающиеся на принцип объемного, физически трехмерного изображения и общие принципы декоративного формообразования геометрических тел: симметрии и асимметрии, равновесия и динамики, пластики и статики, сходство и различие художественных и природных форм;

- разработаны пути обновления содержания и методов профессионального образования в области скульптуры для будущих художников традиционного прикладного искусства в процессе взаимодействия традиционных форм обучения, направленных на работу с массой, весом, тяжестью, формой, пропорциями, соотношением объемов, ритмическим построением отдельных частей скульптуры; переработкой объемных форм в стилизованные декоративно-плоскостные,

использованием приемов стилизации современными информационно-коммуникативными технологиями.

- раскрыты критерии эффективности реализации педагогической модели, профессионального образования по скульптуре: высокий уровень осмысления и применения достижений художественных традиций декоративно-прикладного искусства; мотивация к самостоятельной творческой деятельности; межпредметная взаимосвязь с рисунком, композицией, моделированием, проектированием, историей искусства, пластической анатомией, и, как результат, создание высокохудожественных учебных работ студентов по косторезному, ювелирному искусству и др.

Практическая значимость исследования:

Разработаны основы современных программ, форм и методов преподавания скульптуры во взаимосвязи со всеми специальными дисциплинами, которые могут быть использованы на разных уровнях профессионального образования (среднем и высшем), а также в системе общего, дополнительного и художественно-педагогического образования:

теоретическая база создания интегрированных программ по скульптуре для художников традиционного прикладного искусства создана на основе взаимосвязи с другими дисциплинами: пластической анатомией, рисунком, проектированием, композицией, художественным моделированием, историей искусств;

- авторские учебные интегрированные программы по скульптуре для конкретных
видов традиционного прикладного искусства: «Резьба по кости», «Ювелирное
искусство», «Вышивка», «Кружево», «Лаковая живопись», «Роспись ткани»;

учебно-методические комплексы, включающие наглядные пособия, учебные таблицы и альбомы по темам программ;

- технология создания методического фонда лучших студенческих работ;

обоснованы подходы к созданию интегрированной учебной программы по скульптуре для подготовки художников традиционного прикладного искусства с учетом историко-педагогических традиций и современных форм и направлений работы.

Результаты исследования могут быть использованы в системе курсов повышения квалификации мастеров традиционного декоративно-прикладного искусства и в подготовке кадров в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства.

Достоверность и обоснованность исследования обусловлена методологическим подходом к изучению проблемы, большим опытом педагогической работы автора в художественных учебных заведениях Санкт-Петербурга, широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, философии, искусствоведения. Обоснованность результатов исследования обеспечивалась применением методов, адекватных целям и задачам исследования, изучением научной, педагогической, искусствоведческой литературы, участием в международных конференциях, статьями в научных журналах, руководством научными докладами студентов. Эксперимент проводился в процессе педагогической работы в ряде высших учебных заведений.

Этапы исследования:

На первом этапе (с 2004 по 2006 гг.) изучались теоретические искусствоведческие и педагогические материалы. Обобщался и систематизировался собранный материал по обучению скульптуре в разных типах образовательных учреждений художественного профилях (колледжах, институтах - Высшей школе народных искусств (институте) и в Институте традиционного прикладного искусства.

На втором этапе (2006-2007 гг.) анализировался образовательный процесс и содержание программ по скульптуре в художественных учебных заведениях (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, Московская академия художеств им. В. М. Васнецова, Санкт-Петербургская Художественно-промышленная академия им. барона А. Л. Штиглица, Московская государственная художественно-промышленной академия им. С. Г. Строганова); изучался опыт работы в данном направлении художественно-графических факультетов в педагогических вузах (Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Иркутский государственный педагогический университет, Тюменский государственный университет), рассматривалась специфика преподавания скульптуры в художественных училищах. Определено направление преподавания скульптуры с учетом специализации художественного учреждения и особенности учебных программ, разработаны программы, учебные материалы, учитывающие специфику преподавания скульптуры художникам традиционного прикладного искусства.

На третьем этапе (2007-2009 гг.) - проводился педагогический эксперимент по внедрению новой учебной программы по скульптуре для специализаций: «художественная резьба по кости», «художественный металл» (ювелиры),

«художественная роспись по металлу и папье-маше», «художественное кружевоплетение», «художественная вышивка», «художественная роспись ткани», «лаковая миниатюра». Анализировались результаты успеваемости с 2004 по 2009 уч. год, статистически выверенные в виде таблиц и графиков. На основании вышеперечисленных результатов, сделаны выводы о том, что интегрированная программа обучения скульптуре студентов разных специализаций традиционного прикладного искусства учитывает их специфику и активно формирует творческий потенциал будущих художников.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Осуществлялась в выступлениях на заседаниях Ученого совета и на научно-практических семинарах и конференция, проводимых в Высшей школе народных искусств (институте) (2006, 2008, 2009 гг.), и в Учреждении РАО «Институт художественного образования» (2007, 2009 гг.), методических выставках, учебно-методических работах и статьях, в студенческих докладах на научной конференции «Прошлое в настоящем, настоящее в будущем», на Международной выставке-конкурсе, проходившей в выставочном зале Санкт-Петербургской консерватории (работы были отмечены двумя призовыми местами и 50 поощрительными дипломами), а также на 37 международных, зональных, региональных, республиканских, персональных выставках, в том числе с участием студентов в Международной выставке-конкурсе по скульптуре.

Внедрение результатов работы проводилось на уровне внедрения интегрированной программы по скульптуре в процесс подготовки художников-прикладников разных специальностей (ювелирное искусство, резьба по кости, лаковая живопись, роспись тканей, вышивка и кружевоплетение) в Высшей школе народных искусств (колледже и институте), в Институте традиционного прикладного искусства (колледже и институте), в Российском колледже традиционной культуры Санкт-Петербурга.

Опытно-экспериментальная база исследования включала в себя Высшую школу народных искусств (колледж и институт) г. Санкт-Петербурга, филиал ВШНИ - Институт традиционно-прикладного искусства (колледж и институт) г. Москвы, Российский колледж традиционной культуры (СПб).

Экспериментальным исследованием было охвачено 380 человек.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональная подготовка будущих художников традиционного прикладного искусства по предмету «Скульптура» преследует ряд задач,

базирующихся на историческом опыте обучения скульптуре как искусству, которое с одной стороны, формирует умение чувствовать форму и пропорции, формирует пространственное мышление, развивает чувство пластики, гармонии, совершенствует технические навыки работы с пластическим материалом; с другой стороны, развивает художественный вкус, творческое восприятие натуры, формирует способность к созданию декоративных композиций.

  1. Разработанная продуктивная модель обучения искусству скульптуры учитывает и отражает специфику образования будущих художников традиционного прикладного искусства, конкретных его видов. Эффективность данной модели обеспечивается реализацией через искусство скульптуры следующих педагогических условий: актуализация ценностного отношения к традиционному прикладному искусству; погружение в атмосферу национальной культуры, ее эстетических ценностей; приобщение к историческим художественным традициям и особенностям современных форм художественного образования; педагогическая поддержка самостоятельной творческой деятельности студентов в области проектирования; эстетическая среда образовательного процесса, стимулирующая мотивацию обучающихся к профессиональному совершенствованию; системное освоение научных знаний и практических умений, необходимых для занятий скульптурой.

  1. Интегрированная учебная программа по скульптуре для будущих художников традиционного прикладного искусства отражает исторические и педагогические традиции обучения скульптуре и современные формы и направления работы с учетом специфики традиционного прикладного искусства (приемы стилизации, специфика декоративного решения композиции, декоративного художественно-образного языка в выполнении объемных моделей, преобладание скульптуры малых форм, поэтапного формирования профессиональных знаний, умений и навыков).

4. Критериями эффективности реализации педагогической модели
профессионального образования по скульптуре, в основу которой положена
разработанная и экспериментально подтвержденная инновационная программа
диссертанта, являются: высокий уровень осмысления и применения достижений
художественных традиций декоративно-прикладного искусства; мотивация к
самостоятельной творческой деятельности; межпредметная взаимосвязь с рисунком,
композицией, моделированием, проектированием, историей искусства, пластической
анатомией, и, как результат, создание высокохудожественных учебных работ
студентов по косторезному, ювелирному искусству и др.

Исторические особенности развития искусства скульптуры

Скульптура (от латинского sculpo - высекаю, вырезаю) - ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животное (анималистический жанр), еще реже - природа (пейзаж) или отдельные изделия.

Скульптура является одним из самых древнейших видов изобразительного искусства. Принято считать, что искусство скульптуры ведет свое начало от палеолитических «венер», найденных на стоянках первобытных людей (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии и др.) изображений животных и женщин - прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщенности и грубоватости форм. Скульптуру в современном значении слова мы видим в антропоморфных и зооморфных статуях богов Древнего Востока.

Первые скульптурные произведения датируются приблизительно VI — IV тысячелетиями до н. э., а самые ранние изображения, где преобладают изображения зверей, относятся к верхнему палеолиту, т. е. были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад [62. С 9].

Примерами памятников палеолитического искусства являются пещеры Альтамиры на территории современной Испании, которые один исследователь шутя назвал «первобытной Сикстинской капеллой», во Франции пещеры Фон де Гом, Монтеспан, в Сибири, на Дону (Костенки), в Италии, Англии, Германии, Алжире, гигантские многоцветные росписи горного плато Тассили в Сахаре. [62.С 9]

В эпоху неолита человек осознает общие принципы формообразования треугольника, шара, симметрии, и сходство этих форм с природными. В Костенках на Дону найдены древние (созданные более 9 тысяч лет тому назад) ковши с головой лебедя. Эти зародившиеся еще в каменном веке мотивы до сих пор используются народными мастерами. [62.С 9]. Можно сказать, что традиционное прикладное искусство родилось вместе с пластическими искусствами.

Первые гигантские скульптуры Египта относятся к первой половине III тысячелетия до н. э. Тогда уже сложился монументальный стиль египетского искусства. [62. С. 22] В Древнем Египте скульптура изображала не только людей, животных и мифологических персонажей, как, например, сфинксов, но даже и такие нематериальные явления, как солнечный луч. Солярная религия египтян оказала прямое влияние на пластические искусства страны. Например, обелиск - архитектурная форма впервые созданная в Египте, являлся символом солнечного луча. [62. С. 22].

В Древнем Египте существовали каноны (правила), которым должны были подчинятся скульпторы. В частности, профильное, слегка углубленное в камне изображение человеческих фигур, фронтальное изображение глаз, в сидящих или стоячих фигурах; сохранение силуэта очертаний каменного блока — все это является характерными чертами египетской скульптуры. Скульптура отличалась монументальностью, в них должны были отражаться величие фараона.

В древнеегипетском искусстве были также и традиции реалистического изображения фигур и портретов. В эпоху фараона Эхнатона (XIV в.до н.э.) в египетском искусстве, под влиянием религиозных реформ фараона, на какое-то время старые художественные каноны оказались ослаблены. Это дало толчок кратковременному взлету нового египетского искусства. На место величественной неподвижности монументальных скульптур пришли живые реалистические изображения людей. До нас дошло -имя первого известного египетского скульптура той эпохи, написанное на костяной пластине -«Начальник скульпторов Тутмос». Тутмос выполнил портреты Эхнатона, в которых фараон предстает простым человеком, портрет царицы Нефертити (начало XIV века до н. э. и многие другие работы). Тутмоса можно считать представителем оригинальной художественной школы. Правда, после Эхнатона его религиозные реформы были отменены, Египет вернулся к прежней религии и старым канонам в искусстве.

Многие характерные черты древнеегипетского пластического искусства стали частью христианского искусства, которое, в свою очередь, оказало влияние на русское традиционное прикладное искусство.

Античная эпоха оказала огромное влияние на развитие искусства скульптуры и была величайшей школой для художников. Античные произведения искусства, в том числе и скульптура, стали эталоном для многих поколений скульпторов мира. Античным искусством в данном исследовании понимается искусство Древней Греции и Рима

Античная культура называется «классической» (от лат. classicus — первоклассный, образцовый). От этого слова образовано название европейского стиля - «Классицизм». На образцах античной скульптуры (пергамской, александрийской, и других школ) проходило обучение в художественных академиях Европы, в том числе и в Российской Академии художеств.

Характерные черты греческой скульптуры: уравновешенность и однозначность в трактовке характера героя — воина, атлета, идеально сложенного человека, внутренний мир которого лишен борьбы чувств и мыслей. [43., С.74]. Греки стремились к изображению не могущественных богов и царей, подавляющих человека своим величием, как это было свойственно древневосточной скульптуре, а совершенных людей, даже при изображении богов. Неслучайно Г. В. Ф. Гегель в своей «Философии истории» писал, что «греческий дух в общем свободен от суеверия, так как он преобразовывает чувственное в осмысленное». [ 52, С. 265]

Стремление древнегреческого художника показать совершенного человека способствовал точному расчету пропорций. В Древней Греции зародились первые в истории философские школы. Основателем одной из самых первых философских школ, члены которой первыми стали называть себя философами, был Пифагор из Самоса. Пифагорейцы считали число основой мира. Именно пифагорейцы дали знаменитый афоризм - «красота -это пропорции». Пифагорейская школа задала направленность греческой мысли в сторону поисков красоты, гармонии, точной соразмерности.

В силу стремления греческих художников к соблюдению правильных пропорций античная скульптура геометрична. Историк искусства В. В. Фармаковский отмечал, что «греческое искусство всегда до известной степени — искусство геометрическое... античная классическая скульптура — это высшая стадия развития геометрического стиля, присущего грекам с архаических времен». [49, С. 401]

Геометризм скульптуры, основанный на точном расчете и модульности пропорций, получил нормативное выражение в знаменитом «Каноне» Поликлета из Аргоса (432 год до н. э.), ставшему первым в учебником по скульптуре у древних греков. Согласно правилу Поликлета, у идеально сложенной фигура человека делится во всех своих отношениях на три, пять, восемь и т. д. частей согласно принципу, «золотого сечения». Особенно заметна геометрия в трактовке деталей: голов, рук и ног античных статуй. Их лица всегда абсолютно симметричны. Симметрична и геометризирована форма волос, лицевая часть независимо от характера и типа изображаемого человека делится на три равных части по высоте.

Генезис обучения искусству скульптуры

Цель обучения скульптуре - не только подготовка нового скульптора, но и развитие художественного вкуса, понимание скульптурной пластики в рельефных и объемных формах, понимание гармоничной связи скульптуры и декоративно-прикладного искусства при использовании ее для украшения бытовых изделий. В силу этого изучение искусства скульптуры должно стать неотъемлемой частью художественного образования.

В Концепции художественного образования в Российской Федерации сказано: «Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства» [93, с.37].

Обучение скульптуре также есть составная часть художественного профессионального образования. Подготовка профессионального скульптора принципиально не отличается от обучения скульптуре художников традиционного прикладного искусства.

Профессиональные скульпторы появляются еще в древнейших цивилизациях Востока. В Древней Греции скульптор стал достаточно массовой профессией. Так, скульптором был отец философа Сократа Софрониск, живший в бедности. Часто профессия скульптора была наследственной. Так, египетский скульптор Тутмос именовался «младшим Тутмосом». Великий древнегреческий скульптор Пракситель был сыном афинского ваятеля Кефисодота.

Биографии большинства древних скульпторов неизвестны. По отрывистым сообщениям древних авторов, античные скульпторы получали навыки мастерства, будучи отданными в учение скульпторам. Так, учителями Фидия были Гегий из Афин и Агелад из Аргоса. Сам Агелад, в свою очередь, был учеником Мирона. Знаменитый скульптор Тавриск был учеником Менекрата. В целом, в античном мире, где высшее образование давалось в риторических школах, общество относилось к скульптуре, несмотря на преклонение перед многими выдающимися скульпторами, как разновидности ремесленного дела, не нуждающегося в специальных учебных заведениях. В Средневековье ученики обучались в мастерских известных скульпторов.

Только в эпоху Ренессанса появляется профессиональное обучение скульптуре в специальных учебных заведениях. В 1542 году открывается Витрувианская Академия в Риме, в 1560 году Джорджо Вазари организовал «Академию рисунка» во Флоренции, в 1577 году - такая же академия создается в Риме. В 1585 году в городе Болонья начала свою деятельность «Академия, вступивших на правильный путь», организованная живописцами, братьями Каррачи (Болонская школа). В 1593 году живописец-маньерист Ф. Цуккаро основал в Риме академию святого Луки.

В 1603 году в Риме была основана «Академия рысьеглазых», а полвека спустя — «Флорентийская академия опыта» (1657 год). Слово «академия» было выбрано для названия учебных заведений неслучайно. Оно подчеркивало преемственность, связь современного искусства с античной классикой, прямо используя название философской школы Платона.

В XVI веке в одной только Италии было 500 академий. Большинство из них представляли собой небольшие кружки художников и просуществовали лишь по несколько лет. Однако академии как учебные заведения в области искусства берут свое начало именно в ренессансной Италии.

Пример Италии оказался заразительным. Академии художеств, государственные или частные, стали возникать во всех странах Европы. В 1648 году в Париже открыта Королевская Академия живописи и скульптуры (l Academie de peinture et de sculpture»), а в 1671 году - Академия архитектуры. В том же 1671 году была создана Высшая Школа изящных искусств (ecole nationale superieure des Beaux-Arts) в Париже напротив Лувра. Французская Королевская Академия поставило обучение скульптуре на серьезную педагогическую основу.

По образцу парижской стали устраиваться академии художеств в столицах и больших городах Европы. В 1699 г. устроилась академия художеств в Берлине, в 1704 г. в Вене. В 1768 году Дж. Рейнольде основал в Лондоне Королевскую академию искусств. Таким образом, возникшая в 1757 году российская Академия художеств относится к числу старейших академий в Европе.

В основу деятельности первых академий был положен элективный метод, строящийся на сознательном отборе наилучших качеств классического искусства. Бернини говорил, что академии нужно иметь гипсовые слепки со всех прекрасных античных статуй, барельефов, бюстов, для образования молодых людей, заставляя их рисовать по этим античным образцам, чтобы воспитать в них идею прекрасного: «Будет погибельно, если давать им сначала рисовать с натуры, которая почти всегда слаба и незначительна, так как если их воображение будет наполнено только этим, они никогда не смогут создать ничего прекрасного и -возвышенного, чего нет в естественном». [95, - т. 3, с. 48-49].

В целом Академическая скульптура ориентирована на античность. Здесь имеет место общее стремление эпохи к обновлению искусства через следование идеалу, обретенному в античных образцах. Правда, культ античности приводил к недооценке собственного творчества. «Мы пигмеи на плечах гигантов» - говорил И. Ньютон, не считая собственные научные достижения чем-то принципиально новым в сравнении с открытиями древних ученых.

Педагогическая модель обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства

В России начала XXI века насчитывается более восьмидесяти видов народного прикладного искусства, возрождённых и традиционно обоснованных.

Сохранению и необходимости развития . художественных ремесел способствовали многие учёные, в том числе А.В.Бакушинский, В.М.Василенко, А.Бартрам, А.И.Чекалов, В.М. Вишневская, Л. Н. Гончарова, Лешков В. Н. , А. И. Некрасов, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, Б. А. Рыбаков, А. Б. Салтыков.

При этом большинство из них поддерживали мысль В.М.Вишневской о том, что, «...народное искусство меньше всего можно отнести к элементарному плоскостному выражению мысли - основой большинства видов народного искусства, будь то деревянная игрушка или шкатулка с лаковой миниатюрой, является объём, объёмная форма» [45, с. 19], что подтверждает нашу мысль о необходимости обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства.

Художественным ремёслам посвящен ряд теоретических трудов западноевропейских и российских учёных.

Так, ещё в середине восемнадцатого века И. И. Винкельман, развивая немецкую философскую эстетику из памятников древней пластики, ювелирных украшений, резных камней выводил философские понятия о прекрасном именно через скульптуру как малых, так и больших форм.

Готфрид Земпер (1803-1879 гг.), видный немецкий архитектор и теоретик искусства, в своей работе «Наука, промышленность и искусство», подводя итоги Первой всемирной промышленной выставки в 1851 году в Лондоне и давая всесторонний художественный анализ всей современной ему культуры, акцентировал внимание на влияние искусства скульптуры на художественную промышленность.

Это особенно принципиально, поскольку Г. Земпер впервые определил понятие «художественного ремесла», которое отражало вмешательство художника в производство материальных вещей для достижения потерянного соответствия между эстетическими и чисто физическими качествами форм предметного мира.

Важными для разработки педагогической модели обучения академической скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства явились научные исследования в области современного профессионального образования в этой области искусства.

К числу таких авторов относятся Агапова И.Э., Белоусов М.Р., Борисова В.Ю., Васильева Е.И., Дронов Д.С., Калинина Л.П., Казанская Н.Р., Лапшина Е.А., Максимович В.Ф., Питерская М.С., Севрюкова Н.В., Федотова О.В., в научных трудах которых отмечаются такие проблемы как недостаточная взаимосвязь предметов общепрофессионального и специального циклов, и даже специальных предметов между собой [154. с. 79], необходимость формирования теоретического мышления обучающихся традиционному прикладному искусству в процессе изучения рисунка, живописи, скульптуры.

Преподавание предмета «Академическая скульптура» важно не только для развития моторики рук, зрения, зрительной памяти, развития воображения, восприятия трехмерного объема, но и как воспитание мировоззрения, культуры, духовности, через образование и развитие творческих способностей.

В педагогических произведениях В. А. Сухомлинский высказывал мысль о важности развивать чувство цвета, тона, объема, контура, перспективы и всего природного, раскрывать через природу единство гармонии хмурого неба, воды, земли и притихшего леса, каждого листа цветка, но не все это видят. Помощь педагога необходима, чтобы открыть глаза на этот мир, пробудить способность чувствовать природу и отражать ее в своих произведениях с помощью образного мышления, развивающегося с накапливаемым опытом [144. с. 272]. Даже, на последней стадии своего образования ученик нуждается в наставнике.

Великий педагог К. Д. Ушинский высказывал мнение по поводу учебы и лекций, что это единственная дверь души нашей, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит [151. с. 148] .Человек гораздо быстрее усваивает науки и искусства, если рядом знающий и умеющий творить педагог.

Преподаватель должен управлять аудиторией, важным оказывается выбор соответствующих средств наглядности, учет психофизиологических возможностей студентов, уровень их образованности и профессиональной направленности при изучении художественного предмета «Академическая скульптура».

В связи с демократизацией общества активизировалось национальное самосознание этносов, происходит активная интеграция культуры народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. В мире идет процесс глобализации, сближение культур.

Похожие диссертации на Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства