Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Кравцова Татьяна Александровна

Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования
<
Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кравцова Татьяна Александровна. Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кравцова Татьяна Александровна; [Место защиты: Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Владивосток, 2009.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/683

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА КОСТЮМА 15

1.1 Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма как педагогическая проблема 15

1.2 Будущий дизайнер костюма как субъект профессионального образования 3 9

1.3 Разработка педагогических условий становления гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма 61

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 94

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА КОСТЮМА 97

2.1 Последовательная актуализация рефлексивных способностей будущего дизайнера костюм 97

2.2 Формирование ценностного отношения к процессу дизайн-проектирования 118

2.3 Творческая реализация ценностно-смыслового опыта в проектировании костюма 138

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165

БИБЛИОГРАФИЯ 170

ПРИЛОЖЕНИЕ 191

Введение к работе

Актуальность исследования. Продуктом системы высшего профессионального образования в контексте реализации идей Болонского процесса является личность, обладающая индивидуальностью, способная к совершенствованию своей профессиональной и социальной деятельности. В качестве результата образования выступает компетентность как личностное качество, включающее мотивационныи, когнитивный, операционно-деятельностныи, этический и социальный компоненты. В современном подходе к построению образовательных программ ВПО, компетентность оценивается как совокупность профессиональных и общих компетенций, реализуемых в разнообразных жизненных ситуациях. И.А. Зимняя определяет понятие компетенции как внутренние, потенциальные психологические новообразования: знания, представления, программы действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека. Значительный вклад в развитие компетентности как научной категории применительно к образованию внесли отечественные ученые А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской.

Компетентность будущего дизайнера, как результат образования, должна рассматриваться с учетом особенностей дизайна, как деятельности, активно использующей не только свои профессиональные методы и средства, но и социальный и культурный опыт, представленный в гуманитарных науках. Представление о деятельности человека и развитии культуры мотивирует личностную потребность дизайнера в соединении узкого профессионализма и универсализма.

В настоящее время в сфере средового дизайна, основы которого были заложены в теории архитектурного проектирования, создана общая теория дизайна, которая развивается на основе интеграции инженерных, гуманитарных, естественнонаучных знаний в условиях нового информационного общества, предъявляющего дизайнеру высокие требования в умении генерировать оригинальные творческие идеи, отвечающие культурным запросам общества. В отличие от сре-

дового дизайна, в отечественной практике дизайн-проектирования (далее-проектирования) костюма исторически сложилось разделение художественной и конструкторско-технологической деятельности, что препятствует функционированию единого профессионального языка в сфере дизайнерского образования.

Анализ работ по развитию теоретико-методологической базы проектирования костюма показывает, что наметилась тенденция освоения научных методов, развивающихся на стыке фундаментальной и прикладной науки, естествознания, математики и искусства, что соответствует принципам гуманитаризации образования. Предложенная Г.И. Петушковой теория проектирования построена на эволюционном подходе, представляющем костюм как систему, развивающуюся во времени и пространстве, аналогичную природным объектам. На базе заложенного Т.В. Козловой подхода к костюму с позиции семиотики, Р.А. Степучевым разработаны основы костюмографического языка с использованием структурной лингвистики и семиотики. Системный подход к проектированию массовой продукции, теория формообразования в костюме, эстетические проблемы проектирования костюма были исследованы в работах Т.В. Козловой, Г.И. Петушковой, Е.А. Рыбкиной, Л.Б. Рытвинской, Н.Б. Яковлевой, психологические проблемы мотивации выбора одежды рассмотрены P.M. Гимаевой и B.C. Чернявской. Таким образом, в современной теории проектирования костюма на основе междисциплинарных прикладных исследований развиваются перспективные направления, требующие новых стратегий в образовании, соотнесения познавательных процессов с гуманитарными ценностями. Анализ теоретических исследований и реальной образовательной практики позволил выделить следующие противоречия в структуре проблемы исследования:

- между многоуровневым представлением о сущности костюма в эстетическом, научном, экономическом, социальном плане и отсутствием интеграции гуманитарных, естественнонаучных и специальных дисциплин в содержании профессионального образования дизайнера костюма;

между творческим процессом создания костюма, имеющим стилистическую, семиотическую, эмоционально-экспрессивную специфику и узкодисциплинарным, функционалистским подходом к освоению проектирования костюма в процессе профессионального образования дизайнера костюма;

между современными требованиями к оценке результатов образования с позиции готовности специалиста к профессиональной деятельности и недостаточным научно-педагогическим обеспечением формирования ключевых профессиональных компетентностей будущего дизайнера костюма.

В результате анализа исследований по теории и практике дизайна (В.Ф. Сидоренко, О.И. Генисаретский, Н.Н. Нечаев, И.А. Розенсон, Г.И. Петушкова), выявилась проблема, которая заключается в том, что подготовка дизайнера костюма осложняется сложившимися противоречиями между потребностью современного общества в специалистах по дизайну костюма, способных принимать проектные решения и эстетические концепции, адекватные развивающимся культурным, социально-экономическим, научным процессам, и недостаточно целесообразным научно-педагогическим обеспечением становления профессиональной компетентности, в содержании которой не в полной мере представлена гуманитарная и ценностно-смысловая направленность образования. Существующая проблема обусловила тему исследования: «Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования».

Цель исследования: выявление условий становления гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования и проверка их эффективности.

Объект исследования: процесс высшего профессионального образования дизайнера костюма.

Предмет исследования: становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма.

Гипотеза исследования выражается в предположении о том, что становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера кос-

тюма, как способности к рефлексивной творческой реализации ценностно-смыслового опыта личности в проектной деятельности в сфере дизайна костюма будет эффективным, если:

на основе исследования профессиональной дизайн-деятельности будут определены основные критерии и показатели исследуемой компетентности: когнитивно-рефлексивный, эмотивно-аксиологический и продуктивно-деятельностный;

будет спроектирована модель становления гуманитарно-художественной компетентности, которая, являясь инструментом профессионального образования, раскрывает взаимодействие информационного и инструментального компонентов, представляющих универсальный общекультурный контекст и индивидуальный художественный опыт, интеграция которых обеспечивает профессионализацию будущего дизайнера;

будут разработаны следующие педагогические условия:

1) последовательная актуализация рефлексивных способностей в работе
над проектным образом;

2) формирование ценностного отношения к процессу дизайн-
проектирования;

3) творческая реализация ценностно-смыслового опыта в проектировании
костюма.

Актуальность проблемы, формирование цели и гипотезы определили необходимость постановки следующих задач исследования:

  1. Теоретически обосновать становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма как педагогическую проблему в контексте компетентностного подхода и проблемы гуманитаризации образования.

  2. Охарактеризовать будущего дизайнера костюма как субъекта профессионального образования с целью выявления профессионально-важных личностных качеств, обусловливающих состав содержательных компонентов исследуемой компетентности, ее критериев и показателей.

  1. Разработать модель становления гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма.

  2. Определить содержание педагогических условий становления гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма. Организовать опытно-экспериментальную работу по созданию и реализации педагогических условий становления исследуемой компетентности.

Методологическую основу исследования составили:

культурно-исторический подход к развитию и становлению личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко);

представления об источниках развития творческого потенциала личности: Л.С. Выготский, О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий, Я.А. Пономарев, А. Маслоу, Л.Б. Ермолаева-Томина, Д.Б. Богоявленская);

компетентностный подход к оценке результатов образования, включающий профессиональную и социальную готовность к практической деятельности (Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В.Хуторской, Э.Ф Зеер, И.А. Зимняя);

методологические подходы к рефлексии, как специфически-человеческому механизму саморазвития, акту превращения в осмысленное содержание значений обретаемого знания (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко И.Н. Семенов, Г.П. Щедровицкий, А.В. Карпов);

- подходы к гуманитаризации образования в форме приобщения к культу
ре как воплощению мира человеческих ценностей и смыслов (М.М. Бахтин,
А.Ф. Лосев, А. Маслоу, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, В.В. Краевский, B.C. Сте-
пин, В.А. Сластенин, Ю.В. Сенько).

Теоретическую основу составили:

- исследования по формированию профессионально-значимых личност
ных качеств (Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузь
мина, B.C. Чернявская, Л.А. Сафина); позволившие выделить основные компо
ненты профессиональной компетентности дизайнера;

- педагогические теории учебной деятельности (Н.В. Кузьмина,
В.А.Якунин И.С. Якиманская, Д.В. Чернилевский); личностно-деятельностный

подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, И.А. Зимняя), как основа организации образовательного процесса;

теоретические положения о рефлексии, как источнике профессионального становления личности (С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, Г.П. Щедровиц-кий, В.Л. Глазычев, А.В. Карпов);

теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина);

- теория художественного восприятия и воображения (Р. Арнхейм,
А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко); исследования по формированию логических и
эвристических методов решения творческих задач в дизайне (П. Хилл,
С.К. Саркисов), метод проблемного обучения, направленный на активизацию
творческого мышления и познавательных способностей (A.M. Матюшкин,
Т.В. Кудрявцев, А.А. Вербицкий, Б.Г. Бархин); послужившие обоснованием для
разработки средств педагогического обеспечения становления гуманитарно-
художественной компетентности;

исследования, посвященные теории и практике дизайна и дизайнерского образования (О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий, В.Ф. Сидоренко,. В.Л. Глазычев, Н.Н. Нечаев, В.Т. Шимко, И.А. Розенсон, Г.И. Петушкова, Т.В. Козлова, О.В. Чернышев, М.О. Сурина, А.А. Сурин), позволившие обнаружить противоречия между организационными формами учебной деятельности и средствами реализации профессиональной практики, разобщенностью междисциплинарных связей и целостностью профессиональной деятельности, способствовавшие структурированию содержания дизайнерской деятельности;

теории, раскрывающие системный подход к проектированию костюма и использование методов семиотики в дизайне костюма (Т.В. Козлова, Г.И. Петушкова, Р.А. Степучев), формирующие характер профессионального языка дизайнера;

теоретические положения по формированию ценностно-смыслового от-но-шения к деятельности (А.Н. Леонтьев, О.И. Генисаретский, В.А. Сластенин), теории креативности в психологии и педагогике (Дж. Гилфорд, Д.Б. Богояв-

ленская, Л.Б. Ермолаева-Томина, Я.А. Пономарев), позволившие выявить особенности развития профессионального мышления в процессе учебной деятельности.

Методы исследования:

теоретические: .теоретический и сравнительный анализ литературы по проблематике исследования из области философии, педагогики, общей психологии, психологии профессий, психологии творчества, сравнительный анализ и обобщение документации, моделирование;

эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, письменные опросы, в рамках обучающего эксперимента, экспертное оценивание и анализ продуктов творческой деятельности;

метод статистической обработки эмпирических данных исследования.

Организация, база и этапы исследования. Базой исследования выступили кафедра дизайна и кафедра сервиса и моды Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Первый этап (2001-2003гг.) - теоретический анализ, разработка методологической, теоретической и методической базы исследования, анализ методологических проблем дизайна, проблем профессиональной подготовки дизайнеров, разработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2004-2007гг.) - организация опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условий становления гуманитарно-художественной компетентности будущих дизайнеров костюма, разработка учебных программ и методических пособий.

Третий этап (2007-2008гг.) - проведение заключительного этапа опытно-экспериментальной работы, качественного и количественного анализа результатов, обобщение полученных данных и реализация их в научных публикациях.

Научная новизна исследования:

- с позиций современного компетентностного подхода и гуманитаризации
образования конкретизировано понятие «гуманитарно-художественная компе-

тентность» как профессионально значимое личностное качество будущих дизайнеров костюма;

- разработана и апробирована модель становления гуманитарно-
художественной компетентности как интеграция двух компонентов: информа
ционной компетенции, формируемой содержанием гуманитарных дисциплин и
инструментальной - специальными компетенциями, определяемыми художест
венно-композиционными умениями и знаниями, которые в совокупности ак
туализируют рефлексивную способность превращать знания в осмысленное со
держание, раскрывающее ценностно-смысловое значение основного объекта
деятельности дизайнера - проектного образа;

определены критерии (когнитивно-рефлексивный, эмотивно-аксиологический и продуктивно-деятельностный) и уровневые показатели эффективного становления гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма;

выявлены и реализованы условия становления гуманитарно-художественной компетентности дизайнера костюма, обеспечивающие формирование личностного ценностно-смыслового опыта, необходимого на этапах художественного и конструктивно-технологического проектирования костюма: последовательная актуализация рефлексивных способностей субъекта дизайн-образования осуществляется в процессе реализации дидактических условий формирования продуктивного профессионального мышления; формирование ценностного отношения к дизайн-проектированию реализуется с учетом категории «меры человека», как смысловой оценки проектно-композиционного решения костюма с позиции восприятия и потребности человека; творческая реализация ценностно-смыслового опыта в проектировании костюма на основе проблемного подхода в обучении.

Теоретическая значимость исследования определяется:

- обоснованием научных предпосылок и разработкой модели становления
гуманитарно-художественной компетентности, как части ключевой характери
стики профессиональной компетентности, отражающей способность индиви-

дуума к деятельности по принятию нестандартных решений в условиях проблемной ситуации на основе ценностного отношения к действительности;

определением функций и содержательных составляющих гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма: когнитивно-рефлексивной, эмотивно-аксиологической, продукти вно-деятельностной;

теоретическим обоснованием критериально-оценочного аппарата для определения эффективности становления гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма: когнитивно-рефлексивный - способность интерпретации знаний в контексте личностной рефлексии; эмотивно-аксгюдогический - способность реализации смыслового содержания в проектно-композиционном решении в соответствии с уровнем организации формообразования костюма: художественно-композиционным, материально-эстетическим, социально-культурным; продуктивно-деятелъностный — креативность, как способность нестандартного решения проблем и задач проектирования костюма;

обоснованием педагогического обеспечения становления гуманитарно-художественной компетентности: последовательная актуализация рефлексивных способностей в работе над проектным образом, формирование ценностного отношения к процессу дизайн-проектирования, творческая реализация ценностно-смыслового опыта в проектировании костюма, и обогащением на этой основе теории профессионального образования дизайнеров костюма.

Практическая значимость исследования заключается в реализации Разработанной модели становления гуманитарно-художественной компетентности в образовательном процессе вуза, в разработке и адаптировании критериальной базы диагностики компонентов профессиональной компетентности будущих дизайнеров костюма; во внедрении учебно-методического комплекса учебных программ, методических пособий, электронных презентаций, практических заданий по основам композиции и теории дизайн-проектирования для специальности дизайн костюма, в содержании которых отражается междисциплинарный подход, определяющий гуманитарные основания для развития проектных спо-

собностей студентов; в усовершенствовании методики организации учебного и дипломного проектирования, представляющего собой синтез творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается научными представлениями о гуманитаризации образования, идеями компетентностного подхода к содержанию образования, принципами смысловой ориентации обучения, положениями о развитии и становлении личности; применением теоретических и научно-эмпирических методов исследования, адекватных объекту, предмету и задачам исследования; опытно-экспериментальной проверкой теоретических выводов и результатов, подтвержденных методами статистической обработки; профессионально-практическим и педагогическим опытом работы автора по данному направлению в высшем учебном заведении.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях научно-методических и аспирантских семинаров, проводимых на кафедре дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса; в процессе научных сообщений на IV, V, VI международных научно-практических конференциях (Владивосток, 2006, 2007, 2008 гг.); на научно-практических конференциях Приморского отделения Союза дизайнеров России (Владивосток 2007, 2008 гг.); на V международной научно-практической конференции (Омск, 2007); в публикациях научных изданий: «Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена»: Аспирантские тетради - СПб., 2007г.; «Гуманитарные проблемы современности: человек и общество» - Новосибирск, 2008г.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гуманитарно-художественная компетентность будущего дизайнера костюма представляет собой способность к рефлексивной творческой реализации ценностно-смыслового опыта личности в проектной деятельности в сфере дизайна костюма. Становление исследуемой компетентности - это незавершенный процесс профессионализации будущего дизайнера костюма, отражающий развитие

способности воплощать культурные и духовные общечеловеческие ценности в результатах художественно-композиционной и проектной деятельности.

  1. Модель становления гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера определяется представленными в пространстве универсально-всеобщего культурного контекста и индивидуально-неповторимого художественного опыта, двумя взаимодействующими компонентами: информационным, характеризующимся содержанием гуманитарных знаний и инструментальным - художественно-композиционными знаниями и умениями. В процессе взаимодействия данных компонентов, посредством актуализации рефлексивных способностей субъекта, осуществляется постижение гуманитарного знания и ценностей культуры. Внеличностные значения преобразуются во внутриличностные смыслы, которые выступают активным элементом деятельности субъекта, направленным на реализацию проектного образа.

  2. В основе оценки становления гуманитарно-художественной компетентности лежат следующие критерии: когнитивно-рефлексивный — способность интерпретации знаний в контексте личностной рефлексии; эмотивно-аксиологический - способность реализации смыслового содержания в проект-но-композиционном решении в соответствии с уровнем организации формообразования: художественно-композиционным, материально-эстетическим, социально-культурным; продуктивно-деятельностный - креативность, как способность нестандартного решения проблем и задач проектирования костюма.

  3. Условиями становления гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма являются: последовательная актуализация рефлексивных способностей в работе над проектным образом посредством формирования образно-концептуальных компонентов профессионального мышления; формирование ценностного отношения к процессу дизайн-проектирования костюма посредством развития способности выявления смыслового содержания проектно-композиционного решения; творческая реализация ценностно-смыслового опыта в проектировании костюма в процессе обучения, способами которого являются проблемный метод, включающий метод сценарного моделирования, эвристиче-

ские методы, способствующие формированию компонентов творческих способностей.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 218 источников и приложений. Основное содержание диссертации отражено на 190 страницах.

Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма как педагогическая проблема

Важным инструментом современного образования являются результаты обучения, для описания которых используется компетентностный подход. Особенность компетентностного подхода в том, что он отвечает требованиям «плавающих» профессиональных границ, динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональной замкнутости, при сохранении требования высокого профессионализма в конкретных предметных областях [8]. Компетентностный подход не может быть осуществлен без учета результатов конкретной деятельности, содержательной характеристики ее средств и способов, без учета динамики трансформации профессиональной деятельности в ходе ее становления [99].

Целью исследования является обоснование гуманитарно-художественной компетентности дизайнера костюма как необходимой составляющей профессиональной компетентности дизайнера, которая формирует профессиональное сознание будущего специалиста. Для определения структуры, содержания и процесса становления исследуемой составляющей профессиональной компетентности дизайнера необходимо провести построение модели деятельности и личности специалиста.

В соответствии с рекомендациями А.Я. Савельева в «Модели формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе», анализ профессиональной деятельности с целью формирования модели деятельности и личности специалиста осуществляется с учетом следующих этапов: определение широты профиля деятельности специалиста; выявление обобщенных трудовых функций; анализ структуры труда; анализ профессиональных функций; анализ наиболее часто встречающихся у специалистов затруднений и ошибок; анализ прогноза сферы труда [127].

Теоретические и методологические исследования в области дизайна опираются на работы по содержательно-генетической логике и теории деятельности Г.П. Щедровицкого, О.И. Генисаретского [180, 34]. Структурирование проблем дизайна осуществлено в работах теоретиков и историков дизайна К.М. Кантора, Н.В. Воронова, В.Л. Глазычева, М.В. Федорова, В.Ф. Сидоренко, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковского [62, 27, 37, 167, 135, 126].

В энциклопедических словарях выделяют два аспекта значения слова «дизайн»: дизайн как вид творческой профессиональной деятельности, и дизайн как проектная характеристика продукта деятельности [21, 145]. В данном исследовании термин дизайн употребляется для обозначения понятия дизайнерская деятельность или дизайн-деятельность.

В.Л. Глазычев дает следующее определение дизайна: «Дизайн - форма организованности (служба) художественно-проектной деятельности, производящая потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления». В новом издании (2006 г.) знаменитой книги «Дизайн как он есть» автор добавляет: «увеличивающая капитализацию компании за счет создания дополнительной потребительской ценности» [37. С. 184].

И.А. Розенсон [118. С. 15] определяет составляющие дизайнерской деятельности следующим образом. Объектом дизайна может оказаться любая вещь, совокупность вещей, предметно-пространственная среда, информационное сообщение, если они непосредственно соприкасаются с жизнью человека. Целью дизайна исходно выступала гуманизация материального окружения человека, выражающаяся в его упорядочивании соответственно этическим и эстетическим нормам данной эпохи и данного культурного региона. Методы дизайна наиболее близки к композиционным методам, выработанным в архитектуре, но включают в себя и эвристические приемы изобретательства, приемы и методы художественного и научного творчества. Адресатом дизайна может стать каждый, поэтому в методологии дизайн-проектирования повышенное внимание уделяется не только эргономическим, но и социально-культурным, психологическим характеристикам потребителя конкретного дизайн-продукта, что способствует решению, как прагматических задач, так и гуманитарных задач профессии. Профессиональное мышление дизайнера определяется через сочетание свойств, присущих творческому типу сознания: образность, системность, инновационность. Конечным продуктом деятельности дизайнера выступает не совокупность созданных им продуктов, а преобразованный (через их посредство) характер самой действительности в ее восприятии адресатами проектирования. Эта способность к инновации в совокупности с органичным симбиозом полярных типов мышления: образного, направленного на принятие эмоциональных, спонтанных решений, и системного, реализующего рациональный подход, - составляет предмет деятельности дизайнера.

На основании этих положений И.А. Розенсон дает следующее определение дизайна: «Дизайн — проектная практика, требующая от профессионального мышления органичного совмещения образного и системного начал, вносящая в реальность новые социокультурные смыслы» [118, С. 17]. Представленное определение дизайна отражает определяющую сторону дизайн-деятельности -создание проектного образа материального предмета, что является проявлением специфического свойства человеческой сущности - проектного сознания. Врожденная проектность, формирующая проектную культуру - одна из ценностей человеческого сообщества, которая реализуется в современной деятельности людей как особый тип мышления и практической направленности работы по жизнеустройству [165, 166, 173, 194].

Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма как педагогическая проблема

Будущий дизайнер, как субъект образования, раскрывается в контексте модели профессиональной деятельности, определяющей свойства и качества личности, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей в реальных условиях. Исследование профессионального развития личности будущего дизайнера опирается на содержание обучения, включающего требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям будущего специалиста [127]. Определение психических свойств и качеств субъекта образования осуществлено на основе принципов творческой самореализации личности А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, О.С. Газмана, А.А. Мелик-Пашаева, Л.С. Выготского, Б.Д. Эльконина [84, 12, 31, 201, 29, 183] в контексте концепции культурологического подхода к содержанию образования В.В. Краевского [70] и гуманистического личностно-ориентированного подхода А. Маслоу, К. Роджерса, В.В.Серикова, Л.И. Анциферовой, Ю.В. Сенько [89, 116, 133, 5, 132], с опорой на современную теорию психологической системы учебной деятельности В.Д. Шадрикова, Э.Ф. Зеера, В.А. Якунина [178, 49, 188], с учетом социально-культурной ситуации, влияющей на формирование творческой личности субъекта обучения (А. Моль, Г.Л. Ильин, М.В. Левит) [96, 59, 77].

Для построения модели деятельности специалиста необходима конкретизация знаний и умений по специальности, которые являются основной составляющей профессиональной компетентности специалиста и определяются требованиями ГОСТ к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 07060165 «Дизайн» квалификации Дизайнер (дизайн костюма) (Приложение 1). Анализ квалификационной характеристики выпускника и требований, предъявляемых к специалисту[130, 107], позволили нам разработать об щую характеристику знаний и умений дизайнера костюма, представленную в таблице 3.

В исследование профессиональной деятельности в целях формирования модели специалиста необходимо включить анализ наиболее часто встречающихся у специалистов проблем и анализ прогнозов сферы труда дизайнера костюма [127]. Сфера дизайна костюма претерпевает значительные изменения в связи с возросшей ролью знаковых, информационных, культурно-символических различий в качествах потребляемых продуктов материального и духовного производства. Каждая новая концепция коллекции одежды представляет собой некий прогноз эмоций и чувств целевой аудитории. Расширяется востребованность дизайнерской деятельности в целом, т.к. ее результаты способствуют ускорению продажи товара, тем самым, стимулируя производство и потребление [121, 205]. Возрастает потребность участия дизайнеров в продвижении и сбыте товаров в розничной торговле, в создании фирменного стиля торговой марки, бренда [16,17]. В конкуренции товаров на рынке больший приоритет получают эстетические параметры изделий, а технические параметры рассматриваются потребителем как сами собой разумеющиеся, следовательно, даже техническая сторона производства должна обеспечиваться специалистами, обладающими художественно-композиционной компетенцией [69]. Перечисленные факторы показывают, что деятельность дизайнера имеет синтетический характер и реализуется на этапе маркетинговой разработки идеи; в процессе принятия художественного, конструкторского, технологического решения; в разработке фирменного стиля компании производителя; в реализации организации службы мерчандайзинга. В условиях жесткой конкуренции возрастают материальные затраты на проектирование и ответственность дизайнера за принимаемые решения. Соответственно, дизайнер костюма должен обладать особой стратегией решения проектных задач, которая должна сформироваться в процессе обучения. По нашему мнению гуманитарно-художественная компетентность является той частью общей профессиональной компетентности дизайнера, становление которой обеспечивает готовность специалиста к многогранным функциям дизайнера костюма. Обобщение выделенных характеристик позволяет обратиться к разработке модели деятельности дизайнера костюма, в качестве которой выступает профессиограмма, отражающая профессиональные функции и психологические характеристики специалиста. Сущность профес-сиограммы отражается в нормативной модели профессии, заложенной в ее квалификационной характеристике. [Приложение 1; 49, С. 146; 176, С. 88-91]. В соответствии с рекомендуемыми Э.Ф. Зеером [49] методами профессиографи-ческого исследования, нами разработаны необходимые составляющие профес-сиограммы: характеристика профессиональной деятельности и психограмма -характеристика профессионально важных качеств специалиста (Табл. 4).

Последовательная актуализация рефлексивных способностей будущего дизайнера костюм

Экспериментальная проверка разработанной модели и реализация становления гуманитарно-художественной компетентности, как профессионально значимого качества личности, проводилась на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса с 2001 по 2008 год. Связь между разрабатываемой теоретической базой и практической частью работы обеспечивалась поэтапным ходом исследования. Констатирующий этап (2001-2005 г.г.) характеризуется разработкой учебных программ и методических пособий «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма» и «Пропедевтика (основы композиции в дизайне одежды)» для вновь открываемой специальности дизайн костюма.

В 2004-2008 г.г. проводилось исследование уровня профессиональных способностей будущих дизайнеров, обуславливающего становление профессиональной компетентности в проектной деятельности, подтверждались педагогические условия, влияющие на успешность образовательного процесса будущих дизайнеров костюма. В качестве экспериментальной базы эмпирического исследования была задействована группа с 1-го по 4-й курс специальности 07060165 «Дизайн» квалификации дизайнер (дизайн костюма). Проводилась апробация в учебном процессе методических рекомендаций и учебных программ по изучению теории и методологии дизайн-проектирования костюма; учебных программ, предусмотренных учебным планом; формы организации самостоятельной дизайн-деятельности студентов; использование творческих проектных заданий в практике воспитательной и образовательной работы кафедры Сервиса и моды и кафедры Дизайна; определение влияния совокупности педагогических условий на эффективность становления гуманитарно-художественной компетентности студента.

Проверка эффективности обозначенных в первой главе педагогических условий осуществлена в результате постановки и решения следующих задач:

- выявить исходный уровень становления гуманитарно-художественной компе

тентности будущих дизайнеров костюма;

- реализовать комплекс педагогических условий становления гуманитарно-художественной компетентности в процессе дизайн-обучения;

- раскрыть уровень личностного развития студентов в результате предложенных педагогических условий.

Экспериментальные исследования осуществлялись в течение 2004 - 2008 года в три этапа: констатирующий, формирующий (обучающий) и завершающий (сравнительный). В ходе исследования применялись следующие методы: педагогический эксперимент, экспертные оценки, наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности студентов.

На констатирующем этапе с помощью тестов и диагностических методов проведен анализ исходного состояния гуманитарно-художественной компетентности будущих дизайнеров костюма.

Для оценки когнитивно-рефлексивной составляющей исследуемой компетентности - способности осознавать средства и основания деятельности, была использована методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности А.В. Карпова. Критериальная оценка содержательного уровня эмотивно-аксиологической составляющей исследуемой компетентности осуществлена посредством диагностики значимых личностных качеств, которые студенты считают важными для будущей профессиональной деятельности, а также с помощью контент-анализа выполняемых студентами в соответствии с учебным заданием описаний композиционных свойств, проектируемой формы. Оценка продуктивно-деятельностной составляющей — способности будущих дизайнеров к продуктивной творческой деятельности была проведена в виде опроса, определяющего, какие профессионально важные качества, по мнению студентов, влияют на эффективность деятельности дизайнера и успешность ее усвоения; посредством анализа активности участия в выставочных и фестивальных мероприятиях; посредством факторного анализа креативности личности с использованием набора креативных тестов Ф. Вильямса (Creativity Assessment Packet - CAP).

Похожие диссертации на Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования