Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа Веселова Юлия Валериевна

Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа
<
Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веселова Юлия Валериевна. Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Новосибирск, 2007 231 с. РГБ ОД, 61:07-13/1015

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Процесс становления проектной культуры студентов как проблема педагогической теории и практики

1.1. Сущность понятия «проектная культура» в контексте общей культуры личности студента 19

1.2. Структурно-функциональная модель процесса становления проектной культуры студента среднего профессионального учебного заведения педагогического профиля 50

1.3. Технология становления проектной культуры студентов педагогического колледжа и условия эффективности её реализации 79

Выводы по первой главе 98

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса становления проектной культуры студентов педагогического колледжа

2.1. Диагностика уровня развития проектной культуры студентов 102

2.2. Реализация модели становления проектной культуры студентов среднего профессионального учебного заведения педагогического профиля 117

2.3. Критериальная оценка эффективности технологии становления проектной культуры в педагогическом колледже 136

Выводы по второй главе 160

Заключение 164

Библиографический указатель 172

Приложение 194

Введение к работе

В настоящее время в мире происходят процессы глобализации
культурного и образовательного пространства, частью которых являются
интегративные процессы, несущие в себе большой потенциал для развития
гуманитарного образования в нашей стране. Реализация интегративной
функции педагогики, связанной с использованием знаний, заимствованных из
других научных дисциплин, выступает как одно из методологических условий
моделирования в образовании. Перспективы его обновления делают
настоятельной задачу подготовки профессионала, способного к

проектированию собственной деятельности в различных социокультурных ситуациях, готового находить пути решения возникающих проблем независимо от частных обстоятельств, вырабатывать особенную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. Успешность качественной подготовки будущих специалистов может зависеть от становления проектной культуры личности в процессе образования как важной части общей и профессиональной культуры.

Понятие «проектная кулыура» становится всё более актуальным в педагогической науке и практике. Педагогическое проектирование является важной составляющей педагогического труда. Неизмеримо возрастает значение проектной культуры учителя, проявляющейся в умении решать проблемы В условиях неопределенности задач и вариативности возможных результатов. Анализ психолого-педагогических источников позволяет выделить несколько групп научных работ, посвященных данной проблеме.

Различным аспектам педагогического проектирования посвящены труды B.C. Безруковой, В.П, Беспалько, Е.С.Заир-Бек, В.Е Радионова, И.А. Колесниковой, С-АЛисаревой, Н.А.Дука, В.А. Ченобытова и др.

Проблемы социокультурного проектирования, которое можно
рассматривать как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда
профессий социально-культурной, социально-педагогической и

культурологической направленности исследуются в трудах Э.А. Орловой, В.Л Глазычева,, Т.М, Дридзе, АЛ.Маркова, Л.Н.Когана, И.В. Котлярова, СШ. Яницкого и др.

Теория проектной культуры, методология дизайна и проектной деятельности исследовались теоретиками Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ГЛ.Щедровицким, О.ИТенисаретским, В.Л.Глазычевым, А.А.Дороговым, Л.Б.Переверзевым5 В.И Пузановым, В.Ф. Сидоренко и др.).

Проблемы истории, теории и практики материальной -і культуры, прикладного искусства, дизайна разрабатывались в трудах А.Е, Торненко, К.М Кантора, С.МЛемерина, Е.Н.Лазарева, ЮЛ.Герчука, В.ИЛасалова, Х.ТЛхагопсоева,

Дидактическое обоснование введения в учебный процесс средней школы элементов художественного конструирования и технической' эстетики, проектирования» то есть основ дизайна, дано в работах Ю.И, Иванова, Ю.Ф. Катхановой, Б.М. Йеменского, Б.В. Нешумова, Н,Н, Ростовцева, В.Д. Симоненко, А.С. Хворостова, Б.П. Юсова и др.

Данные проблемы нашли отражение в диссертационных исследованиях последних лет (Ю.А.Фильчаковой, Е.В. Кручай Н.И. Торлоповой, Н.И, Прокопьевой и др.).

Имея давнюю историю, культура проектирования сегодня входит во многие области общеобразовательной практики в виде проектных методик обучения. Вопросы организации обучения по методу проектов рассматривались в работах отечественных и зарубежных учёных (Дж.Дьюи, Y.X Килпатрик, Э. Коллингс, Л.Э. Левин, ИЛ. Блонский, С,Т, Шацкий), В

настоящее время варианты использования метода проектов в образовательном процессе рассматривается в трудах В.В. Гузеева, Е.С. Полат, ПК. Селевко и др. Как самостоятельная система обучения и способ познания учащимися социума этот метод представлен в трудах ILC Лернера, Дж. Пита, МБ. Павловой, М.И. Гуревич, В,Д. Симоненко, И.А. Сасовой, МБ. Романовской, Е.А. Фураевой, И. Д. Чечельидр,

Становление проектной культуры студентов может происходить в процессе проективного обучения, основанного на проектной активности учащихся, применения и развитости их способности к совместной преобразовательной деятельности. Целостность процесса проектирования должна обеспечиваться его освоением на разных уровнях - методологическом, теоретическом, эмпирическом. Способами проективного обучения студентов являются метод проектов, научно-исследовательская деятельность, социокультурное проектирование в рамках воспитательного процесса образовательного учреждения. Проектной деятельности объективно присущ педагогический потенциал, так как, являясь комплексной деятельностью, параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) она обеспечивает усвоение личностью новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей. Это позволяет нам рассматривать дизайнерскую деятельность, способствующую практическому овладению технологией проектирования, в качестве одного из эффективных средств проективного обучения.

Дизайн можно рассматривать как специфическую сферу деятельности по проектированию предметно-пространственной среды (в целом и отдельных сё компонентов), а так же жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом. Проектная деятельность в дизайне имеет широкую область применения, так как владение логикой и приёмами

художественного проектирования позволяет специалистам любого профиля более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. Являясь по своему характеру профессиональной организацией деятельности, по методу - художественным проектированием, по цели - эстетической организацией среды, дизайн относится к проектной, интеллектуально-эстетической деятельности. Как часть проектной культуры, дизайн в перспективе может оказывать большое воздействие на область управления и организацию процессов социального масштаба.

В то же время суть, предназначение и возможности дизайна, его место в культурной, и тем более, педагогической сфере не до конца исследованы. Искусствоведы, дизайнеры всех направлений, педагоги и философы расходятся в оценках целей, задач и перспектив этого феномена нашего времени, в котором сфокусировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, культурой и искусством, экологией и многих других областях. Необходимо отметить, что дизайн во всём его многообразии пока не получил должного распространения и применения ни в школах, ни других образовательных учреждениях. Становление проектной культуры личности, по нашему мнению, предполагает реализацию дизайна как проектировочной дисциплины во всей системе образования, а не только в системе подготовки профессиональных дизайнеров. В образовательном учреждении дизайн может выступать не только как специфически самостоятельная деятельность, связанная с оформлением и преобразованием окружающей среды, но и как направление воспитательной работы, являющейся неотъемлемой частью единого учебно-воспитательного процесса- В этом смысле тезис о том, что человек, преобразуя действительность, преобразует самого себя, приобретает принципиальное значение.

Формирование социально-активной позиции, творческое отношение к жизни учащихся происходит только в деятельности, поскольку она связана со всей системой отношений, в которую включается человек. Поскольку дизайн по природе своей есть новаторская деятельность, занятие им помогают эффективно формировать творческие способности студентов.

Различные аспекты проблемы развития творческих способностей
учащихся рассмотрены известными психологами Б.Г. Ананьевым,

Л.СВыготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Т.В. Кудрявцевым, В.Н. Кабановой-Мелер и другими,

В педагогике актуальными в настоящее время являются поиски форм совмещения аналитической мыслительной деятельности учащихся с деятельностью, требующей включения образного мышления. Данные экспериментальных исследований (Г.С. Альтшуллер, ЮЛ- Дмитриев, СЛ. Новосёлов, В Л. Пархоменко и др.) подтверждают это.

В рамках этой проблемы трудно переоценить возможности методов дизайна применительно к педагогике в целом. В частности, метод проблематизации является, пожалуй, неотъемлемой частью дизайна. Существует известный афоризм, выражающий методологическое кредо профессии: «Если на пути встречается река, заказывай не мост, а переправу». Это означает, что дизайнер должен решать проблему целостно, рассматривая все возможные варианты её решения- В противном случае можно получить не инновацию, а прототип, неизбежный при однозначной постановке задачи перед дизайнером, в то время как проблема имеет десятки других, может быть, более целесообразных решений. Таким образом, проектная парадигма, характерная для дизайна, существенно отличается от проектной парадигмы в современном образовательном пространстве, где при помощи метода проектов проектируется вполне определённый объект, или мероприятие.

В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности. Вещи и среда, создаваемая дизайном служат не только целям удобства и пользы, но и эстетического воздействия, связанного с образом жизни общества, его культурой, типом мышления и деятельности.

Сущность понятия проектной деятельности основана па общепсихологическом понимании деятельности, которое сложилось в отечественной психологии в школе Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, АЛ. Леонтьева, В.Д, Шадрикова.

Становление личности студента ссуза рассматривается в исследованиях О.А. Винокуровой, Н.Г, Григорьевой, Н.В. Матолыгиной и др.

Противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования культурной индивидуальности показывается в исследованиях, посвященных личности студента (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, ВХ Лисовский, З.Ф. Есарева).

Основой становления проектной культуры личности является её самоопределение. Понимание личностного самоопределения как "самоопределения личности в культуре" предлагается М.М.Шибаевой, в возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.ИБожович, представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения мы находим в трудах М.Р.Гинзбурга.

Проблемы образования всегда лежат в плоскости проблемы отношений
духовно-интеллектуального и профессионально-практического

(материального). Духовный пласт формирует гуманные качества личности профессионала, его ответственность перед обществом и культурой.

Теория гуманистической педагогики и психологии представлена в работах К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Роджерса, В.А.Сухомлинского, Л.Н. Толстого и др. Значительный вклад в исследование культурных основ педагогики внесли

отечественные философы и психологи - М.М.Бахтин (его идея диалога

культур), В.С.Библер (культура как диалог; трактовка тенденции развития и перспективы образования как переход «от наукоучения к логике культуры»), Л.С.Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), а также Э.СМаркарян, Г.СБатищев и ММ.Мамардашвили (представление о культурном поле самой личности и круге ее общения). Их работы укрепили практическую ориентацию отечественной школы культурной антропологии, обусловили ее связь с современной педагогикой. Появились и новые культурологические проблемы в образовании.

Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что, хотя в педагогической теории рассматриваются различные аспекты проектной деятельности, тем не менее, недостаточно исследована сущность проектной культуры личности, а также система работы по её формированию в средних специальных учебных заведениях. Несмотря на достаточно широкое исследование в литературе проблем подготовки будущих учителей, остаётся актуальной и недостаточно исследованной сфера среднего профессионально-педагогического образования, возможности педагогических колледжей и училищ в обеспечении условий для становления проектной культуры личности современного педагога. Всё это свидетельствует о том, что налицо противоречия между:

J потребностью общества в специалистах с высокой проектной

культурой и реальным уровнем её развития у выпускников ссуза;

J необходимостью подготовки будущих специалистов к проектной

деятельности и недостаточной разработанностью этого процесса через

проективное обучение;

S между потребностью становления проектной культуры студентов и

методической необеспеченностью данного процесса в условиях среднего

профессионального учебного заведения педагогического профиля.

Существующие в настоящее время противоречия между социальным заказом общества и организацией учебно-воспитательного процесса, проявляющиеся в системе профессионального образования определили выбор данной темы исследования «Становление проектной культуры студентов в образовательном процессе педагогического колледжа»

Данные противоречия свидетельствуют об актуальности проблемы исследования, связанной с необходимостью разработки модели становления проектной культуры студентов среднего профессионального учебного заведения педагогического профиля и конструировании технологии её реализации.

Объектом исследования является образовательный процесс в среднем профессиональном учебном заведении педагогического профиля.

Предмет исследования - становление проектной культуры в образовательном пространстве педагогического колледжа.

Цель исследования заключается в разработке модели становления проектной культуры студентов и конструировании технологии её реализации в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования. Процесс становления проектной культуры личности будет успешным, если:

определены содержательные компоненты проектной культуры личности и способы её реализации в образовательном процессе педагогического колледжа;

разработана и реализована при помощи адекватной технологии модель становления проектной культуры студентов;

проективное обучение, способами которого являются метод проектов, научно-исследовательское, педагогическое, социокультурное и дизайн-проектирование, является обязательным условием реализации модели;

- определены критерии и показатели результативности технологии
становления проектной культуры студентов в образовательном процессе
педагогического колледжа;

Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность проектной культуры в контексте общей культуры личности, её компонентный состав и содержательную составляющую; выявить педагогические возможности дизайна как социокультурного феномена в становлении проектной культуры студента,

  2. Уточнить и соотнести понятия «проектная культура», «моделирование», «конструирование», «проектирование», «проект», в плане применения их в социальной практике, а также в теории педагогики и дизайна;

  3. Разработать модель становления проектной культуры студента, выявить и обосновать педагогические условия и способы её становления, апробировать её реализацию;

  4. Сконструировать технологию становления проектной культуры студентов педагогического колледжа, включающую критерии оценки эффективности её становления.

Методологической основой исследования явились: В качестве основополагающего методологического ориентира исследования были приняты

- культурологический подход, позволяющий рассмотрение проектной
деятельности как неотъемлемой части общечеловеческой культуры (АЛ
Арнольдов, Е.В, Бондаревская, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Л.СВыготский, И.Е.
Видт, О.С Газман, Н.Б, Крылова, А.Г, Раппопорт, В,Ф. В.М. Розин, JLA.
Шипилина, ГЛ. Щедровицкий и др.),

личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С JL Рубинштейн и др.);

средовый подход (ВА..Бордовский, Г.А Ковалёв, Ю.С. Мануйлов, СТ. Шацкий, В.А. Ясвин), согласно которому на развитие и становление проектной культуры учащихся значительное влияние оказывает природные, социальные, экономические факторы.

Теоретической основой исследования являются:

теории, раскрывающие особенности демократизации и гуманизации образования, стратегии её развития (Б.С.Гершунский, В .И. Загвязинский, И.А.Зимняя, В.А. Сластенинидр.);

педагогические теории о сущности и механизме самоопределения в контексте социализации личности (К.А. Абульханова-Славская, О.С, Анисимов, Р, Берне, Л.И. Божович, М.Р, Гинзбург, А.В. Мудрик, Р.С. Немов, В.А. Петровский, С.Л, Рубинштейн, М.С.Шибаева);

современные теории о целостном педагогическом процессе (Ю-К-Бабанский, В-В. Краевский, БЛ\ Лихачёв, АЛ. Мищенко, МЛ, Скаткин, В.А, Сластёнин и др);

- теоретические исследования образовательных технологий (В.П.
Беспалько, ВЛЗХузеев, С.А. Маврин, В.М. Монахов, ГХСелевко, И.С
Якиманская и др);

- теории по проблемам и методологии дизайна ( Б, Арватов, Б. Арчер,
О.И, Геписаретский, ВЛ.Глазычев, ДжХ Джонс, А.А.Дорогов, Т. Мальдонадо,
Г.Б. Минервин, В.И. Пузанов, В.М. Розин, К.М. Кантор, В.Ф. Сидоренко, С.
Хан-Магомедов, ГЛ. Щедровицкий и др.).

В ходе исследования использовались методы:

- теоретические, включающие анализ философской, психолого-
педагогической, научно-методической литературы по проблеме; изучение и
обобщение опыта воспитательной работы в средне-специальном учебном

заведении; изучение научных исследований, сравнение анализ и обобщение документации, моделирование;

- эмпирические: опытно-экспериментальная работа, тестирование, беседа, педагогическое наблюдение, проективные методики, экспертное оценивание, изучение продуктов деятельности.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования явился Новосибирский педагогический колледж №3. Идеи исследования нашли отражение в Новосибирском государственном техническом университете, Новосибирском государственном педагогическом университете.

Диссертационное исследование проводилось в период с 2001 по 2006 г.г. и включало в себя три этапа.

На первом - аналитико-поисковом этапе (2001-2002гг) - осуществлялся анализ методической документации, научно-практических источников по проблемам дизайна и культурологии, современным проблемам образования в целом. В этот период были сформирована общая идея предстоящего исследования, изучено реальное состояние проблемы становления проектной культуры студента средствами дизайна.

На втором этапе (2002-2004) - аналитическая часть завершилась обобщением полученных данных, разработкой и уточнением гипотезы исследования, понятийного аппарата исследования, организацией и проведением формирующего эксперимента, проверкой и уточнением теоретических положений исследования.

Третий этап (2004-2006) - завершающий. Основным направлением работы на данном этапе был анализ полученных данных экспериментальной работы, формулировка выводов и оформление материалов диссертации. Научная новизна исследования заключается в следующем:

> Конкретизировано содержание структурных компонентов проектной культуры студентов педагогического колледжа, способов и

этапов её становления (установочный, проектировочный, продуктивный), уровней сформированное (фрагментарный, конструктивный, автономный);

Выявлены и обоснованы педагогические возможности дизайна, как одного из средств, обеспечивающих процесс становления проектной культуры студентов среднего профессионального учебного заведения педагогического профиля;

Выявлена особенность процесса становления проектной культуры студента педагогического колледжа в контексте идеи дизайнерского подхода - её интегративный характер, который проявляется в умении комплексно решать проектные задачи, визуализируя процесс и результаты решения;

В контексте исследования определены критерии (социально-целевой, интеллектуальный, действенно-волевой, нравственно-оценочный) и показатели сформированное проектной культуры студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

уточнена сущность проектной культуры, студента, содержательными компонентами которой являются: проектная компетентность; развитие творческих качеств и способностей; ценностно-эстетическое отношение к среде жизнедеятельности;

конкретизированы понятия «проектная культура», «проект», «проектирование», «моделирование», «конструирование» с позиций применения их в социальной практике и теории педагогики и дизайна;

>, определены этапы становления проектной культуры студентов (установочный, проектировочный, продуктивный) способами проективного обучения, с учётом развивающих факторов социокультурной среды,

> обоснованы педагогические условия становления проектной
культуры студентов педагогического колледжа: активизация проектной

(учебной, научно-исследовательской, социокультурной и дизайнерской) деятельности студентов, в которой рефлексивные процессы являются системообразующими факторами; обучение основам теории и практики дизайна в образовательном процессе ссуза; организация оптимальной среды жизнедеятельности студентов.

> разработан критериально-оценочный аппарат для определения сформированности уровня проектной культуры студентов педагогического колледжа. Практическая значимость исследования заключается в возможности

использования результатов исследования для решения проблемы становления

проектной культуры студента:

- в разработке технологии поэтапного становления проектной культуры
студента педагогического колледжа;

определении методик диагностики сформированности уровней проектной культуры студентов;

в создании методического обеспечения реализации технологии становления проектной культуры студентов среднего профессионального учебного заведения педагогического профиля. Оно включает в себя: а) методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в области дизайн-проектирования; б) программу элективного курса «Основы декоративной композиции в дизайне»; в) преподавание учебных дисциплин с учётом дизайнерского подхода.

Достоверность основных положений и выводов, изложенных в исследовании, обеспечена её теоретико-методологическими основаниями; охватом философских, психолого-педагогических» культурологических, методологических источников как отечественных, так и зарубежных авторов; опорой на целостную систему теоретических и эмпирических методов исследования; репрезентативностью выборки обследования студентов;

необходимой и достаточной характеристикой изучаемых процессов; реализацией комплекса методик, соответствующих цели, задачам, объекту и предмету исследования, систематическим анализом полученных результатов, нашедших своё выражение в развитости проектной культуры студентов, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в условиях различных образовательных учреждений.

На защиту выносится:

1.Становление проектной культуры студентов - это целенаправленный процесс реализации собственных потенциальных возможностей в эстетическом освоении и преобразовании окружающего мира, протекающий в специфических условиях образовательной среды. Использование возможностей дизайна в образовательном процессе педагогического колледжа одно из условий становления проектной культуры студента, содержательными компонентами которой являются: проектная компетентность; развитие творческих качеств и способностей; ценностно-эстетическое отношение к среде жизнедеятельности.

2.Модель становления проектной культуры студента, с опорой на принципы комплексности, культуросообразности, социальности, с учётом дизайнерского подхода в обучении, интегрирующего данные принципы, представлена системой взаимодействующих структурных элементов, где рефлексивные процессы являются системообразующими факторами, определяющими личностно-ориентированиый характер профессиональной подготовки будущего учителя,

ЗЛехнология становления проектной культуры студентов реализуется поэтапное (установочный, проектировочный, продуктивный этапы) через проективное обучение, содержанием которого является опыт саморазвития и самообразования, получаемый совместной проектной деятельностью.

4, Динамика развития всех компонентов проектной культуры студента в процессе её становления проявляется в выделенных критериях и показателях (социально-целевом, интеллектуальном, действенно-волевом, нравственно-оценочном).

Апробация и внедрение осуществлялось

через совместное участие в разработках научных, социокультурных и дизайнерских проектов с учащимися лицея и студентами различных образовательных направлений и специальностей;

через работу с учителями школ, преподавательским составом средне-специальных и высших учебных заведений по организации социо-культурных и дизайн-проектов;

Результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики Новосибирского государственного педагогического университета, кафедры художественно-эстетического воспитания и общественных наук в педагогическом колледже №3 города Новосибирска, кафедры «Материаловедение в машиностроении» Механико-технологического факультета Новосибирского государственного технического университета; использовались в преподавании учебных предметов и спецкурсов в Новосибирском педагогическом колледже №3, Новосибирском государственном техническом университете, Новосибирском государственном педагогическом университете.

Основные идеи диссертанта нашли отражение в его публикациях: научно - методическое пособие «Организация самостоятельной работы студентов по разработке дизайн-проектов» Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006; «Обучение основам дизайна как условие профессиональной подготовки будущих педагогов». Человек: социальный, культурологический и духовно-нравственный аспекты: Сб. научных трудов // Приложение к журналу «Философия образования».- Новосибирск: «Архивариус -Н»,2006.- С. 118-124;

«Роль дизайн-проектирования в развитии мышления студентов» // Философия образования. - Спецвыпуск IL- Новосибирск, 2006, - С.316-321

В докладах и выступлениях на конференциях по проблемам

образования:

международных - «Проблемы управления качеством образования в современном образовательном учреждении» (Новосибирск 2005), «Национальные и этнические приоритеты в решении социально-экономических проблем мировой культуры и цивилизации» (Новосибирск 2006), «Социокультурные проблемы современной молодёжи» (Новосибирск 2006), «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога» (Новосибирск 2006); всероссийских - «Совершенствование качества образования: методология, теория, практика» (Новосибирск 2003), «Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем» (Новосибирск 2006); межвузовских - «Шаровские чтения (К 90-летию со дня рождения Ю.В. Шарова)» (Новосибирск 2004), «Научный круглый стол, посвященный 100-летию со дня рождения Д.С, Лихачёва» (Новосибирск 2006);

Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность понятия «проектная культура» в контексте общей культуры личности студента

Самоопределение личности и ее развитие происходит через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования. Назовем эти процессы аккультурацией. Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования. Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М.Шибаевой пониманием "самоопределения личности в культуре". Она отмечает «.„важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации» [210]. В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Ценности тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основанием развития личности, и его результатом. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей [197]Ло определению Н.Б.Крыловой, ценности - это регулятивные компоненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне- Они находят выражение в нормах, значениях и наиболее типичных для данных культур артефактах (материальных и идеальных продуктах). Культурная норма - общепризнанное требование и соответствующее правило, регулирующее поведение людей, всегда соотносится с определёнными ценностями. Культура же трактуется как процесс и механизм как сохранения и трансляции ценностей, так и их постоянного порождения, пересмотра в сфере познания, общения и творчества [93?с.38-39]. Система ценностных ориентации выступает "свернутой" программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. По словам Иконниковой С.Н, конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентации, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности [69].

На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. Трактовка культуры основывается на многочисленных подходах к её определению как многоаспектного явления, в котором подчёркиваются разные стороны этого понятия. Проведённый анализ различных подходов к определению понятия «культура», её видов, особенностей показал, что наиболее распространёнными являются подходы к её интерпретации с позиций рассмотрения определённых сторон духовности личности (И-А.Бирич, И.Е.Видт, К.М. Кантор, М.С.Каган, ДМ. Коган, Н,Б,Крылова, С.Х.Раппопорт и др.); отраслей научного знания, освоение которых определяет культурную зрелость человека (О.И Генисаретский, В.М Розин, ВЛПузанов, Г.П. Щедровицкий и др.), сфер человеческого бытия (И.А.Зимняя, КБ. Крылова и др) 21

С позиции первого подхода выделяется этическая, эстетическая, нравственная, духовная культура и др. С позиции второго подхода выделяется, например, политическая, экономическая, экологическая культура. С третьей позиции - культура поведения, быта, общение и т.д.

При определении понятия «культура» могут быть выделены контекстуальные отношения культуры и природы, культуры и религии, культуры и культа, культуры и традиции, культуры и цивилизации. Если обратиться к изначальному смыслу этого слова, то оно определяет собой способ, процесс «возделывания», «развития», «образования» человеческой природы и одновременно результат этого процесса, овеществленный в продуктах материального и духовного производства, в системе норм, ценностей, отношений человека к себе, другому человеку, природе, обществу, человечеству, в уровне личностного совершенства, развития творческих сил и способностей человека. Иными словами, культура есть сотворенная человеком материальная и духовная среда его обитания, способ преобразования его природных задатков и возможностей, условие развития творческих способностей личности и гуманизации общества. Именно культура отличает человека от всех остальных существ. Когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру. Понятие культуры, по определению AJL Маркова, обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура, таким образом, есть способ творческой самореализации человека[110, с,21].

Согласно трактовке В.П.Зинчепко, культура как понятие многомерное и многоуровневое включает в себя следующие компоненты: сознание человека, эстетику и технологию различных видов деятельности; овладение опытом предыдущих поколений. Культура является показателем единства «Я» личности и её сознательной деятельности. В психологии чаще всего под культурой понимается связь между прошлым и будущим, она рассматривается как культ разумения, язык, объединяющий людей, и среда, растящая и питающая личность. Культура аккумулирует духовную энергию человека, даёт импульс для самопознания, самореализации, определяет границы поведения, отмечает BIL Зинченко. Основная функция культуры - сохранение предшествующего опыта поколений[65].

Структурно-функциональная модель процесса становления проектной культуры студента среднего профессионального учебного заведения педагогического профиля

Поскольку одной из задач нашего исследования является определение содержательных компонентов проектной культуры студента, целесообразно рассмотреть особенности развития его личности.

В исследованиях, посвященных личности студента (Б.Г, Ананьев, A3. Дмитриев, И.С, Кон, ВХ Лисовский, 3,Ф. Есарева и др.), рассматривается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования культурной индивидуальности. Самореализация личности, перевод общественных ценностей в личные невозможен без самодеятельности человека, его встречной активности по усвоению общественных норм и идеалов. Мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие - каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности для себя в процессе духовного самостроительства, надо осуществлять эти ценности в условиях повседневности.

Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную определенность (субъектную позицию), и программу действий для ее воплощения. Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой является наличие сфер самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения. Таких сфер четыре - человек, общество, природа, интегрированные продукты человеческой деятельности. Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии - такова веками вырабатываемая суть психического, нравственного здоровья человека.

В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.ИЛЇожович [24, 25]. Работы Л.И, Божович многое дают для понимания психологической природы самоопределения. Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования. В-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее; и, наконец, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему {"связано" с выбором профессии),

И.В,Дубровина[192] вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте- Результаты проведенных исследований позволяют утверждать, что основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире -жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов.

Вместе с тем, психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у студента сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

Студенчество характеризуется не только психовозрастными особенностями, но и специфическим социальным положением и выполнением определённых функций в жизни общества. В студенчестве как объекте воспитания сочетаются возрастные (второй период юности, 18-25 лет), социальные и социально-психологические черты, характерные для этой социальной группы (В.Г. Лисовский, А.В.Дмитриев, А.Н. Семашко). На этапе вступления в самостоятельную жизнь, в период освоения профессии, в психологии человека происходят существенные изменения. Они затрагивают основные формы и направления психического развития индивида: его сознание, деятельность, личность. Наиболее выраженная динамика изменений в период поздней юности или ранней молодости отмечается в социальной группе студенчества. Психологи считают, что каждый возраст имеет следующие доминирующие характеристики: социальная ситуация развития человека; ведущий вид деятельности; важнейшие психические новообразования. Рассмотрим, как они выражены із студенческом возрасте.

Социальная ситуация развития студентов определяется возрастными особенностями и спецификой их профессиональных намерений, изменением статуса личности. Новая социальная роль предоставляет им некоторую свободу как в определении характера учебной деятельности и досуга, так и в выборе сфер и объектов общения. Определяющее влияние на то, как молодой человек распорядится полученной свободой, оказывает новая среда его обитания, особенно если он меняет место жительства. Новый статус по-другому ставит перед юношами и девушками вопросы организации быта и материального обеспечения своей жизни. Иная среда обитания актуализирует проблему референтности личности.

Возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения простым комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой - выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта [177,с.639-656].

Диагностика уровня развития проектной культуры студентов

Эти задачи определили совокупность основных методов сбора и обработки эмпирических данных. Опытно- экспериментальная работа проводилась нами с целью подтверждения исходной гипотезы - активизация проектной (учебной, научно-исследовательской, социокультурной и дизайнерской) деятельности студентов, в которой рефлексивные процессы являются системообразующими факторами; актуализация ценностно мотивационных установок на социальную значимость дизайна как феномена культуры, раскрытие его проектной сущности, целей и задач, содержания и методов; обучение основам теории и практики дизайна в образовательном процессе среднего специального учебного заведения; организация оптимальной среды жизнедеятельности студентов - способствуют эффективному становлению проектной культуры студентов.

Экспериментальной базой диссертационного исследования явились: группы 1го, 2 го и Зго курса педагогического колледжа №3 города Новосибирска. Ежегодно в эксперименте участвовало около 60 студентов (2 группы). Исследование осуществлялось с 2001 по 2005гг. среди учащихся трех курсов специальности «Учитель начальных классов».

Опираясь на работы О.А. Абдуллиной, мы считаем, что уровень становления проектной культуры студента может быть проанализирован как во всей совокупности составляющих его показателей, так и по наиболее существенным из них.

Констатирующий этап работы предполагал, во-первых, определение уровня теоретических знаний и практических умений по предметам «Изобразительное искусство», «Черчение», «Технология», как базовых основ дизайна. Исходя из того, что обучение основам дизайна происходит в общеобразовательной школе на занятиях по изобразительному искусству, черчению, технологии, задачей входного контроля являлось определение уровня остаточных знаний и умений школьного курса данных дисциплин, необходимых для дизайнерской деятельности;

- во-вторых определение уровня личностного развития студентов, включающего сформированное силы воли, уровень ценностных ориентации степень активности и самостоятельности студента в познавательной и практической деятельности, умение анализировать свою деятельность;

- в-третьих, некоторые отношенческие позиции студентов: отношение к предметам «Изобразительное искусство», «Черчение», «Технология», как основам дизайна, значимость данных предметов для дальнейшей профессиональной деятельности; отношение к дизайнерской деятельности, направленной на оптимизацию среды жизнедеятельности.

Кроме этого на данном этапе была проведена диагностика уровня сформированное проектной культуры личности, параметрами которой являлись:

уровень проектной компетентности, которая подразумевает знание технологии проектной деятельности и умение вести работу в соответствии с ней, знания и умения по основам дизайна

развитие творческих качеств и способностей студента.

ценностно-эстетическое отношение к среде жизнедеятельности

Также отслеживалось сформированное компонентов субъектной позиции студентов, развитие их коммуникативных и организаторских способностей, как необходимых факторов для становления проектной культуры.

Эти критерии отражают характеристику компонентов проектной культуры студента (социально-целевого, интеллектуального, действенно-волевого, нравственно-оценочного).

На формирующем этапе осуществлялась проверка предложенной технологии применения интерактивных форм обучения в вузе, корректировка этапов, проведение контрольных срезов.

Обобщающий этап объединил обработку полученных данных, сопоставление установленных результатов с поставленной целью, их качественный и количественный анализ, описание хода и результатов эксперимента»

Для диагностики степени (или уровня) сформированное проектной культуры студента была предпринята попытка разработать соответствующую диагностическую методику. Сложность заключалась в том, что, как отмечается во многих исследованиях, пока не существует достоверных методик «измерения» какой - бы то ни было культуры, В практике опытно экспериментальной работы также наблюдается явный дефицит диагностических методик, адекватных природе эстетической, творческой деятельности.

Главными критериями выбора используемых методик были объективность, валидность, надёжность и целесообразность.

Данное исследование предусматривало: изучение и анализ проектной научно-исследовательской, учебной, социокультурной и дизайнерской деятельности студентов; разработку и внедрение в учебный процесс методических пособий по изучению основ дизайна; разработку элективного курса «Основы дизайна»; организацию социокультурной и дизайн-деятельности студентов, использование творческих проектных заданий в практике воспитательной и образовательной работы педагогического колледжа; преподавание дисциплин «Изобразительное искусство с методикой» и «Технология с методикой» с позиций дизайна, определение влияния совокупности вышеперечисленных условий на эффективность становления проектной культуры студента,

Похожие диссертации на Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа