Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Мышинская Марина Сергеевна

Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования
<
Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мышинская Марина Сергеевна. Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Мышинская Марина Сергеевна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Магнитогорск, 2010.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1098

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ 17

1.1. Состояние проблемы творческого развития студентов в теории и практике дизайн-образования 17

1.2. Индивидуально-дифференцированный подход к творческому развитию личности студентов в процессе дизайнерской деятельности 56

1.3. Дидактические условия творческого развития личности студентов вузов в процессе дизайн-образования 81

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 101

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ 104

2.1. Разработка методики реализации дидактических условий творческого развития личности студентов 104

2.2. Цель и этапы экспериментального внедрения методики творческого развития личности студентов 124

2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы 138

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 154

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях становления новой системы образования, наряду с усилением статуса знаний и интеллекта, не менее значимым фактором актуализации профессиональной подготовки выступает формирование творческих качеств личности как сущностной характеристики любой деятельности. Поэтому развитие творческого потенциала личности во всем богатстве и многообразии, создание условий для наиболее полной и успешной самореализации студентов является первоочередной задачей вуза. В связи с этим возрастает потребность в разработке методик творческого развития личности студентов, служащих реальной основой потенциального творчества в их последующей самостоятельной профессиональной деятельности.

В соответствии с изменением социального заказа к системе образования изменяется его цель, которая в настоящее время определяется как непрерывное развитие личности, способной к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности.

Все более актуальным на этом фоне становится дизайн-образование. Социальный заказ на специалистов этой области возрос многократно в последнее время. Однако специфичность дизайн-образования уже предусматривает наличие нестандартных методов обучения. Разнообразие точек зрения на то, как должен выглядеть мир вещей, придает некую условность всем законам и правилам дизайна как процесса художественно-технического проектирования и творческого преобразования окружающего мира.

Неотъемлемыми атрибутами дизайн-образования являются комплекс педагогических приемов воздействия на обучающихся и дидактический принцип, предусматривающий специальную организацию образовательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности студентов, их учебный опыт, уровень интеллектуального и творческого развития и другие факторы. Индивидуализация дизайн-образования непременно является основой для творческого развития личности студента.

Проведенный нами теоретический анализ показал, что влияние индивидуализации процесса обучения на развитие личности широко представлены в трудах таких ученых, как В. С. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, В.С. Мухина, И.П. Волков, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов. В педагогике и психологии накоплен значительный научный фонд исследований по теории творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Сущность творчества исследователи рассматривают как через личность, ее характеристики (В.И Андреев, В.С. Библер, Д.Б. Богоявленская, Я.И. Пономарев и др.), так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др). Вопросами активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая бы способствовала оптимальному развитию их творческих способностей, занимались психологи Г.С. Альтшуллер, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и педагоги Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, М.М. Левина, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина, В.С. Юркевич и др.

В то же время анализ теории и практики показывает, что дидактические условия индивидуализации дизайн-образования студентов в процессе профессиональной подготовки недостаточно изучены, отмечается разобщенность подходов к индивидуализации дизайн-образования в различных учебных дисциплинах.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью разрешения противоречий между:

- потребностью общества в высококвалифицированных специалистах-дизайнерах и существующим недостаточным теоретическим и методическим обеспечением процесса профессиональной подготовки этих специалистов;

- традиционной методикой обучения дизайну студентов вуза, ориентированной на накопление обучаемыми теоретических знаний, и потребностями обучаемых в овладении творческими умениями в процессе дизайнерского образования.

Выделенные противоречия социально-экономического и научно-методического уровня обозначили проблему нашего исследования, которая заключается в объективной необходимости научного обоснования и проверки на практике ведущих дидактических компонентов индивидуализации дизайн-образования, способствующих повышению эффективности творческого развития студентов.

Актуальность проблемы исследования и недостаточная ее дидактическая разработанность определили выбор темы исследования: «Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования».

Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и апробировать комплекс дидактических условий творческого развития личности студентов на основе индивидуализации дизайн-образования в процессе их профессиональной подготовки.

Объект исследования – дизайн-образование студентов вуза в процессе профессиональной подготовки.

Предмет исследования – индивидуализация дизайн-образования студентов технологического факультета университета как дидактическая основа их творческого развития в процессе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования заключается в том, что индивидуализация дизайн-образования студентов в процессе профессиональной подготовки будет выступать эффективным средством их творческого развития, если:

- выявлен и обоснован комплекс дидактических условий, предусматривающий, что цели, задачи и содержание дизайн-образования скорректированы в соответствии с индивидуальными особенностями процесса восприятия студентами учебной информации; в практику дизайн-образования внедрен учебно-дидактический комплекс, включающий содержание, методы, индивидуальные формы и средства, направленные на творческое развитие личности студентов; технологические действия и операции дизайн-образования представлены в совокупности, которая обеспечивает овладение студентами умениями самостоятельной графической деятельности;

- разработана и внедрена в образовательный процесс методика творческого развития студентов в процессе дизайн-образования, имеющая матричную структуру (подходы, методы, средства, формы – этапы учебно-проектной деятельности).

Задачи исследования.

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, методических материалов, опыта дизайн-образования оценить состояние и определить теоретико-методическое обоснование решения проблемы исследования.

  2. Выявить и теоретически обосновать комплекс дидактических условий творческого развития личности студентов на основе индивидуализации дизайн-образования в процессе их профессиональной подготовки.

  3. Разработать матрицу методики внедрения дидактических условий творческого развития личности студента в процесс дизайн-образования и апробировать основные ее положения в педагогическом эксперименте.

Теоретико-методологической основой исследования явились: системно-целостный подход (А.В. Аверьянов, П.К. Анохин, В.П. Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, Б.Ф. Ломов, Г.Н.Сериков, П.И Третьяков и др.); положения личностно-ориентированного подхода (Н.А. Алексеев, В.А. Беликов, В.В. Давыдов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); синергетический подход (Е.Н. Князева, И. Пригожин, С.С. Шевелева и др.); компетентностный подход (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хуторской); теория и методика профессионального образования (В.М. Вергасов, А.Я. Найн, Р.А. Низамов, Е.В. Романов, В.А. Сластенин и др.); психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория проблемно-развивающего обучения (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.); теория индивидуализации и дифференциации обучения (О.С. Гребенюк, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт и др.); технология индивидуализации самостоятельной деятельности (Ю.З. Гильбух, Л.Ф. Желякова, П.И. Пидкасистый, Н.И. Юдашкина, И.С. Якиманская и др.); теория проектной деятельности в образовании (В.С. Безрукова, В.Н. Бурков, Е. Коллингс, Д.А. Новиков и др.).

Экспериментальной базой научного исследования является технологический факультет ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», технологический факультет Сибайского института (филиал) Башкирского государственного университета.

Исследования выполнялись в три этапа с 2005 по 2010 гг. На каждом этапе в зависимости от решаемых задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2005-2006 гг.) была определена проблема исследования, уточнялись цель, объект, предмет, задачи, понятийный аппарат изыскания. Изучалась философская, психологическая, педагогическая и специальная литература, определялись теоретико-методологические предпосылки и подходы к решению заявленной проблемы, проводился анализ образовательных стандартов учебных планов, образовательных программ профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в вузе по исследуемой проблеме. В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала. На данном этапе основными методами исследования были: анализ научной литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; изучение продуктов деятельности и учебной документации вузов; наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2006-2008 гг.) были выявлены и сформулированы дидактические условия творческого развития личности студентов на основе индивидуального и индивидуально-дифференцированного подходов к обучению; разработана матрица методики творческого развития личности студентов на основе индивидуализации самостоятельной графической деятельности в процессе дизайн-образования. Основными методами научного исследования на данном этапе были: моделирование, системный анализ, обобщение, интерпретация, наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, статистические методы первичной обработки результатов, формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2008-2010 гг.) осуществлялась обработка, анализ и интерпретация результатов проведенной опытно-экспериментальной работы, уточнялись основные выводы, систематизировались методические материалы и рекомендации для преподавателей и студентов, был обобщен, систематизирован и оформлен материал диссертации. Основные методы научного исследования на данном этапе: качественный и количественный анализ результатов; математические и статистические методы обработки результатов; методы наглядного представления результатов.

Научная новизна исследования состоит:

  1. в разработке и теоретико-методологическом обосновании комплекса дидактических условий творческого развития студентов вуза на основе индивидуализации их самостоятельной графической деятельности: цели, задачи, содержание дизайн-образования скорректированы в соответствии с индивидуальными особенностями процесса восприятия студентами учебной информации; в практику дизайн-образования внедрен учебно-дидактический комплекс, включающий содержание, методы, индивидуальные формы и средства, направленные на творческое развитие личности студентов; технологические действия и операции представлены в совокупности, которая обеспечивает овладение студентами умениями самостоятельной графической деятельности.

  2. в разработке методики творческого развития студентов в процессе дизайн-образования, имеющей матричную структуру (подходы, методы, средства, формы - этапы учебно-проектной деятельности), обеспечивающей реализацию в процессе дизайн-образования дидактических условий творческого развития личности студента.

Представленная совокупность положений научной новизны позволяет повысить эффективность творческого развития личности студентов вуза в самостоятельной графической деятельности на основе индивидуализации дизайн-образования.

Теоретическая значимость исследования определяется следующими положениями:

- уточнено содержание понятия «дизайн-образование» студентов технологического факультета в процессе их профессиональной подготовки;

- определена шкала оценок выполнения специальных заданий, тестов, позволяющая осуществлять объективную диагностику уровней творческого развития студентов технологического факультета университета.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программно-методических материалов, а именно: учебные программы курсов «Дизайн», «Компьютерная графика», «Художественное проектирование», «Макетирование» для студентов специальностей «Технология художественной обработки материалов», «Реклама», «Конструирование швейных изделий» с 1-го по 4-й год обучения, использование которых в практике дизайн-образования позволяет осуществить подготовку студентов к графической деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, касающейся положений творческого развития личности и профессиональной подготовки студентов; использованием совокупности взаимосвязанных научных методов, соответствующей поставленным целям и задачам; экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях процесса дизайн-образования и подтверждением результатов исследования в ходе педагогического эксперимента; обработкой результатов исследования на основе математических и статистических методов.

На защиту выносятся следующие положения:

    1. Индивидуализация дизайн-образования основывается на ведущих положениях и требованиях индивидуально-дифференцированного подхода и направлена на решение дидактических задач дизайн-образования, сформулированных с учетом личностных отношений, личностных структур сознания и личностного потенциала студентов, целенаправленно вовлекаемых в самостоятельную графическую деятельность.

    2. Эффективное решение современных дидактических задач дизайн-образования осуществляется в рамках комплекса дидактических условий:

    - цели, задачи и содержание дизайн-образования скорректированы в соответствии с индивидуальными особенностями процесса восприятия студентами учебной информации;

    - в практику дизайн-образования внедрен учебно-дидактический комплекс, включающий содержание, методы, индивидуальные формы и средства, направленные на творческое развитие личности студента;

    - технологические действия и операции дизайн-образования представлены в совокупности, которая обеспечивает овладение студентами умениями самостоятельной графической деятельности.

      1. Методика творческого развития студентов в процессе дизайн-образования, имеющая матричную структуру (подходы, методы, средства, формы – этапы проектной деятельности), обеспечивает реализацию в процессе дизайн-образования дидактических условий творческого развития личности студента.

      Апробация и внедрение результатов.

      Основные результаты исследований и положения диссертации представлялись в виде докладов и сообщений на следующих конференциях:

      - Региональная научная интерактивная конференция «Гуманизация образования в России». Магнитогорск, 2008;

      - XLIV внутривузовская научная конференция преподавателей МаГУ «Современные проблемы науки и образования». Магнитогорск, 2006

      - XLV внутривузовская научная конференция преподавателей МаГУ «Современные проблемы науки и образования». Магнитогорск, 2007;

      - V Всероссийская научная конференция, посвященная 30-летнему юбилею технологического факультета МаГУ. Магнитогорск, 2009;

      - III Всероссийская научная конференция. Нальчик, 2009;

      - Международная научно-практическая конференция «Современные направления теоретических и прикладных исследований – 2010». Одесса, 2010.

      Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

      Состояние проблемы творческого развития студентов в теории и практике дизайн-образования

      Целью данного параграфа мы ставим определение теоретико-методологической основы решения проблемы, эффективности творческого развития «личности студента. Достижение поставленной цели осуществляется на основе анализа методологических и теоретических требований к творческому развитию студентовів процессе дизайн-образования.

      В теории профессиональной педагогики пока не разработана концепция целостного дизайнерского образования, в которой были бы раскрыты механизмы проектной, творчески преобразующей деятельности и обоснованы условия для творческой самореализации личности.

      Поэтому объектом анализа становится дизайн-образование, поскольку творческие способности сегодня переходят на качественно новый уровень учебно-познавательной-деятельности. В соответствии с корректировкой социального заказа к системе образования изменяется его цель, которая в настоящее время определяется как непрерывное развитие личности, способной к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности. Важной составляющей формирования личности должен быть процесс становления дизайнера, компетентного в своей области и, вместе с тем, обладающего высокой профессиональной мобильностью, что становится возможным лишь с учетом его индивидуальных особенностей.

      Одним из недостатков существующей системы профессионального образования является ее недостаточная ориентация на формирование и развитие индивидуальности студента, учет его разнообразных способностей, дарований и интересов. В современной отечественной образовательной практике художественное проектирование, как метод обучения творческой деятельности, не включено в учебные планы и программы педагогических вузов, за исключением художественно-графических и технологических факультетов. Тогда как за рубежом (Западная Европа, США) дизайн рассматривается как необходимая составная часть системы общего образования, поскольку он заключает в себе фундаментальные методы познания, необходимые во всякой деятельности [11].

      Диагностируя состояние отечественного дизайн-образования, искусствовед Ю:Н. Галкин [52] отмечает, что время дизайна придет с развитием рыночных отношений, когда будет расти спрос не только на дизайнерские разработки, но и на дизайн-прогнозы. Сегодня необходимо предоставить возможность становлению самых различных форм дизайнерского образования.

      Дизайн - один из самых «молодых» видов проектно-художественной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триумфального шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития, новой сферы, художественного формообразования массовых индустриальных изделий. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, не остановившиеся перед новым и незнакомым для себя делом, еще не сформировавшимся, но привлекательным своей необычностью и новизной. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер: Дизайн создает привлекательную и комфортную длячеловека среду, облегчая работу и быт, воспитывая его эстетический вкус.

      Дизайн в XX веке стал глобальным феноменом, охватывающим самые разные сферы: от архитектуры и мебельного производства до графики. Язык дизайна стал универсальным коммуникативным и экспрессивным средством, позволяющим сделать выбор в мире неограниченных возможностей. Отвечая на изменчивые нужды современного общества, дизайнеры обращаются к историческим стилям в поисках вдохновения. Мотивы прошлого, возрождае мые дизайнерами, создают новые формы окружающего нас мира. Однако очень сложно рассматривать «дизайн» как научную дисциплину, так как сам феномен дизайна является практически нашим современником, а для нара-ботки-учебно-практического опыта необходимо время и осмысление.

      Факты и исторический анализ становления и развития дизайна в России как образовательного направления показали, что первые концептуальные подходы к профессиональному образованию в дизайне были определены в начале XX века. В конце 80-х годов это слово робко, а затем все громче входило в наш лексикон, а затем и в образовательный процесс. В этот период в нашей стране теоретиками и практиками дизайна предпринимались попытки выстроить систему дизайн-образования через образы и принципы проектной культуры. Был накоплен некоторый положительный опыт внедрения дизайна в. программу средней общеобразовательной школы, отдельных профессиональных образовательных учреждений, но до конца не сформировалась государственная-программа реформации среднего, а затем и всех уровней профессионального образования. Возникли трудности организационного и методического порядка; а самое главное, в связи с отсутствием специальной подготовки квалифицированных работников для системной организации дизайн-образования встали проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров, определения вектора подготовки, создания концепции, стандартов, учебно-программной документации, методических пособий.

      И. только в конце 90-х годов (уже в Российской Федерации) данное направление начинает складываться в образовательную систему в рамках специальности 070601 - «Дизайн».

      Необходимо отметить, что всякая сфера профессиональной деятельности обоснованна, прежде всего, пользой, приносимой обществу, и дизайнер-специалист, создавая вещи и среду по законам красоты, где его вкус реализован в композиции объекта, по-своему участвует в эстетическом воспитании.

      Индивидуально-дифференцированный подход к творческому развитию личности студентов в процессе дизайнерской деятельности

      Целью данного параграфа является определение особенностей применения индивидуально-дифференцированного подхода к формированию творческой личности студентов. При этом мы исходим из того, что индивидуализация - основа дифференциации обучения самостоятельной графической деятельности в процессе дизайн-образования. Применение индивидуально-дифференцированного подхода в процессе дизайн-образования обусловлено специфичностью собственного образовательного процесса. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» являются основополагающими в процессе развития личности студента-дизайнера. Постановка личности студента в центр учебно-образовательного процесса приводит к усилению роли психофизиологических особенностей человека, что провоцирует повышение уровня развития творческих способностей личности студента-дизайнера.

      Принцип индивидуального подхода - это система воззрений, «признающих безграничные возможности человека и его способности к совершенствованию...» [200]. Данный принцип применяется, прежде всего, в процессе взаимодействия педагога и студента-дизайнера, основанного на взаимном уважении, диалоге, внимательном отношении к личности и мнению каждого студента.

      Принцип дифференцированного подхода обусловлен необходимостью подбора индивидуальных заданий, ролей, упражнений и т.д., направленных на повышение уровня творческого развития личности для каждого студента, в зависимости от его индивидуальных характеристик.

      Применение в нашем случае индивидуально-дифференцированного подхода является комплексным решением задачи эффективности процесса дизайн-образования в контексте повышения уровня творческого развития личности студента.

      Обобщая определения понятий индивидуального и дифференцированного подходов, мы приходим к следующим выводам.

      Понятия индивидуального и дифференцированного подходов подразумевают, что индивидуальный подход означает действительное внимание к личности каждого, а дифференцированный подход можно понять как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода. Индивидуальный подход представляет собой учет в процессе обучения индивидуальных особенностей студентов во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

      Принцип индивидуального подхода — это система воззрений, «признающих безграничные возможности человека и его способности к совершенствованию...» [200]. Данный принцип применяется, прежде всего, в процессе взаимодействия педагога и студента-дизайнера, основанного на взаимном уважении, диалоге, внимательном отношении к личности и мнению каждого студента.

      Дифференцированный подход — учет индивидуальных особенностей студентов в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

      Принцип дифференцированного подхода обусловлен необходимостью подбора индивидуальных заданий, ролей, упражнений и т.д., направленных на повышение уровня творческого развития личности для каждого студента, в зависимости от его индивидуальных характеристик.

      Тогда индивидуально-дифференцированный подход есть способ комплексного решения задачи эффективности процесса дизайн-образования, в контексте повышения уровня творческого развития личности студента.

      Под индивидуально-дифференцированным подходом подразумевается система диагностических процедур по изучению личности студента и связанная с ней система дидактических способов развития этой личности с учетом существенных для учения индивидуально-психологических особенностей.

      Таким образом, к основным положениям индивидуально-дифференцированного подхода относятся:

      1. Внимание к личности, индивидуальности обучающегося отражает принцип индивидуализации и дифференциации обучения, имеющий своим методологическим основанием индивидуально-дифференцированный подход. 2. Необходимым условием успешной реализации подхода является действительное внимание к личности каждого.

      3. Двусторонний характер подхода, который состоит из двух неразрывно связанных частей: диагностики индивидуально-психологических особенностей каждого обучаемого и способов и форм реализации дифференцированной работы как с типологическими группами в целом, так и с отдельными обучающимися.

      4. Сущность подхода выступает как единство его психологических основ и средство практической реализации.

      5. Дидактические способы и формы индивидуально-дифференцированного подхода направлены на учет и развитие определенных индивидуально-психологических особенностей, уровень которых устанавливается при помощи диагностики.

      Недостаточная разработанность принципов построения дифференцированного обучения и конкретное воплощение их в учебный процесс, а также недостаточная разработанность стандартов различных форм дифференциации привели к тому, что у педагогов-предметников представления о способах организации, возможностях такого обучения, его задачах не имеют целостного характера.

      Индивидуально-дифференцированный подход наиболее применим в личностно-ориентированном образовании.

      Личностно-ориентированным образование становится только тогда, когда ведется специальная психолого-педагогическая работа над развитием тех функций человека, которые связаны с его личностным образом бытия (В.В.Сериков [274]) на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности (И.С. Якиманская [242-244]). Содержание личностно-ориентированных систем составляет воспитание культуры жизнедеятельности, необходимой для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, цивилизацией (Е.В. Бондаревская [252]). Широкое освещение проблема индивидуализации и дифференциации обучения получила в диссертационных исследованиях Т.Е.Васильевой [43], А.А.Кирсанова [91], Е.А.Климова [93], М.Д.Мироновой [137], Е.С. Рабунско-го [185], И.Э.Унт [212], Ю.П. Чернышева [227] и др. В них предпринимались попытки изучения индивидуальных психологических особенностей обучаемых, их учебных возможностей и определения на этой основе типологических групп обучаемых; разработки для каждой из выделенных групп дифференцированных заданий, учебных пособий разного уровня, альтернативных учебных модулей, многоуровневых учебных планов; применения указанных и других средств индивидуализации учебного процесса при оптимальном сочетании фронтальной, групповой и индивидуальной учебной работы и последовательном повышении эффективности и значимости самостоятельной работы. В психологии и педагогике разработаны также различные аспекты проблемы взаимодействия в обучении и воспитании (Н.В.Кузьмина [ПО], Б.Ф.Ломов [121], Я.А.Пономарев [173, 174], и др.). Однако явление и процесс взаимодействия не рассматривались с позиции получения, переработки и передачи информации от преподавателя к студенту, хотя уже существует новая психологическая теория - соционика, которая исследует человека с точки зрения анализа информационных процессов, постулируя, что информация не обязательно выражается в отвлеченных символах, — информационный характер носят чувства, настроения, эстетические впечатления, предчувствия и само взаимодействие между людьми.

      class2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ

      ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ class2

      Разработка методики реализации дидактических условий творческого развития личности студентов

      Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активностью и самостоятельностью студентов. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

      В теории и практике обучения вопросу творческого развития студентов пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что творческое развитие студентов не может происходить без постановки и решения творческих задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в практике университетского обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие студента на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительную деятельность.

      По данным некоторых исследователей лишь 10 % задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность студентов, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня. Из университетской практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят студентов в тупик. Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны. Разумеется, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, — очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей личности студентов системой познавательных задач, при решении которых у студентов появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных студентов и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всей группе. Такой способ индивидуализации ставит студентов в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всей группе. При их выполнении оценивается только успех. В каждом студенте педагог должен видеть индивидуальность.

      Существует мнение, что ситуация, когда педагог ожидает выдающихся успехов от студентов, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень творческого развития личности студента зависит от содержания и методов обучения в вузе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у студентов подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей имеет уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей студентов и повышают творческо-поисковую активность.

      Разные виды заданий по-разному влияют на творческое развитие мышления личности студента. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Для формирования гибкости мышления в процессе дизайн-образования необходимо решать задачи различных типов, причем, обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимо сравнивать ее со старыми задачами, выделять в ней новые элементы, которых не было в задачах, решенных ранее. Все это благоприятно сказывается на изменении приемов при решении новых задач. С целью развития творческого мышления преподаватель должен побуждать студента и к самостоятельной проверке результатов работы. Важную роль играют вопросы преподавателя. Включение в образовательный процесс подобных элементов создает возможность вовлечь студентов в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств их мышления.

      У каждого студента есть способности и таланты. Человек от природы любознателен и полон желания учиться. Для того чтобы студенты могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.

      Умение студентов оперировать имеющимися знаниями в новых условиях является составной частью творческого потенциала личности. Значит, сложившаяся ситуация после поискового эксперимента свидетельствует также о необходимости более активно использовать творческий потенциал студентов в дальнейшей экспериментальной работе.

      В процессе подготовки обучающего эксперимента использовались различные пути:

      — осуществлялось моделирование дидактических условий индивидуализации трех учебных дисциплин, содержащих графическую деятельность студентов, на основе поискового эксперимента;

      — осуществлялось теоретическое изучение возможностей диагностики уровня графического мышления посредством изобразительных или графических тестов;

      — осуществлялась подготовка педагогических кадров, вооружение их необходимыми знаниями и умениями по реализации внутригрупповой индивидуализации самостоятельной графической деятельности.

      Похожие диссертации на Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования