Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка Наследова Ангелика Олеговна

Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка
<
Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наследова Ангелика Олеговна. Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : М., 2005 125 c. РГБ ОД, 61:05-13/1363

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Цивилизация как единство и многообразие культур в системе современного образования

1.1. Гуманистические, общечеловеческие ценности в современной системе образования . 15-33

1.2. Культура в социализации и воспитании подрастающего поколения в теории и практике современного образования. 34-43

1.3 .Социокультурные традиции в современной системе образования. 44-54

Глава 2 Формы освоения социокультурных традиций студентами в учебной деятельности.

2.1 . Роль социокультурных знаний учителя для повышения эффективности формирования планетарного, толерантного сознания. 55-75

2.2. Лингвострановедческий компонент неотъемлемая часть профессиональной

компетентности преподавателя иностранного языка. 76-88

2.3 .Социкультурный компонент содержания образования как основа

формирования планетарного, толерантного сознания. 89-105

2.4. Результаты экспериментальной работы 106-112

Заключение 113-115

Библиография

Введение к работе

Необходимость в дальнейшей разработке теории и практики толерантного сознания и культуры межэтнических отношений, критического анализа накопленного ранее опыта и новых подходов к его практике, с учетом сложившейся ситуации, вызвана рядом обстоятельств. Многие формы, методы и средства воспитания нравственной культуры этнических отношений подрастающего поколения, которые в свое время считались эффективными, на современном этапе не оправдывают себя: идет интенсивный процесс перестройки планетарного сознания людей всех культур, что еще в большей степени ставит вопрос совершенствования личности на принципах гуманизма каждого этноса.

В недалеком прошлом теория шла за практическим решением во всех сферах общественной жизни, в том числе и этнической. Поэтому теоретические ошибки в области нравственного интернационального воспитания фактически следует рассматривать как нарушение принципов гуманизации. В период перестройки процесса образования практика интернационального воспитания культуры межэтнических отношений не испытывала особой потребности в теории и методологии.

Практика воспитания культуры межэтнических отношений студентов часто встречается с раздвоенной моралью: одна для общения с представителями только своего этноса, другая в общении с людьми другой культуры. Формированию личности с двойной моралью способствовало то обстоятельство, что этнические знания и навыки их использования в сфере межнациональных и межличностных отношений оказались по разным сторонам.

Мы исходим из того, что культура поведения людей всех национальностей включает не только непосредственно в материальное производство, но и во всю систему социального бытия. Она-способ

жизнедеятельности и показатель уровня развития культуры полиэтнического общества и коллектива, их экономического и социального здоровья, а не столько сферы бытовых межнациональных отношений.

В условиях многонационального коллектива задачу формирования у студентов культуры межличностных отношений можно решать только в тесной связи с накоплением знаний о культуре, традиции и обычаев людей различных этнических групп.

Нормы поведения у людей формируются в процессе коммуникации с окружающей действительностью. Она включает на современном этапе такие . особенности как: стремление к возрождению этнической культуры, воспитание планетарного, толерантного самосознания людей всех этнических групп. Все это требует сегодня творческого подхода к организации образовательного процесса студентов.

Каков же путь воспитания у студентов культуры нравственных отношений, норм социально-этнического поведения, способствующие совершенствованию межнациональных, межличностных отношений. Ориентируясь лишь на прошлое или необдуманно судить о состоянии национального вопроса по устоявшимся стереотипам, решать эту проблему невозможно. Жизнь многонационального общества беспрерывно создает более сложные ситуации, выдвигает оригинальные, ранее нерешившиеся задачи, возникают новые механизмы функционирования этнических отношений.

Для того чтобы объективно разобраться в актуальности проблемы нравственных отношений студентов полиэтнического коллектива, необходимо охватить все связи и взаимодействия личности, этнической группы, нации и человечества в целом. Корректно этнопсихологический подход-это составная часть научной методологии анализа состояний межэтнических отношений на современном этапе, в том числе и воспитания планетарного и толерантного сознания в целом.

Годы перестройки, демократизации общества способствовали развитию объективных процессов пробуждения самосознания отдельных этносов.

Это следствие того, что в последние годы имела место колоссальная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающиеся веками народное миропонимание. Результатом осуществления изначально порочной идеи в возможности существования национальной культуры, лишь по форме, но унифицированной и идеологизированной по содержанию, привело к разрушению вековых традиций, отношений с природой, а также трудовых, бытовых, нравственно культурных связей. Следует заметить, что деградация национального самосознания во многом связана с разрушением среды обитания, упадком -традиционных видов труда, разрушением и запретом традиционной религиозной культуры, с духонравственным отстранением в отношении людей к природе, к обществу, к самому себе.

На современном этапе развития общества, когда в сферу межэтнических конфликтов оказываются втянутыми и дети и подростки, очень важно соединить в народном образовании высоко гуманистические принципы, духовной культуры (добротворчество, созидание, веротерпимость, толерантность и т.п.), национальные и общечеловеческие ценности, не растерять гуманистическую направленность воспитания растущей личности, максимально учесть этнопсихологические характеристики в обучении и воспитании.

Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всем этапе развития многонационального общества проблема воспитания . культуры межнациональных отношений подрастающего поколения занимала значительное место в трудах видных педагогов: Ю.К . Бабанского, А.А.Бодалева, Г.Н.Волкова, З.Т.Гасанова, Б.СГершунского, Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, А.В.Мудрика, В.А.Сухомлинского, М.Г. Тайчинова, СТ. Шацкого и др. Они отмечают

исключительную важность этой проблемы. Их труды служат теоретической основой для дальнейшего исследования данной проблемы учеными, педагогами, психологами,. социологами, этнографами и представителями других научных направлений.

В исследовании ученых педагогов 90-х годов, когда наиболее интенсивно разрабатывалась теория воспитания планетарного, толерантного сознания, этот процесс рассматривается как управление межличностных отношений студентов (Богданова О.С., Бодалев А.А., Лихачев Б.Т., Тишков В.А. и др.); процесс планетарного и толерантного сознания в связи с развитием морального сознания личности студента (Волков Г.Н. , Петрова В.И., Уманов Г.А. и др.); воспитание анализируется через совершенствование межличностных отношений учащихся (Болдырев Н.И., Вульфов Б.З. Гордин Л.Ю., Монахов Н.И. , Мячченков СВ., Сокольников Ю.П. и др.); формирование этнически активной личности представляется как развитие эмоционально- рациональных отношений к окружающей действительности (Зосимовский А.В., Рувинский Л.И., Тайчинов М.Г., Филонов Г.Н. и др.).

Современная социально-психологическая наука рассматривает студенческий коллектив как . непосредственное взаимодействие между индивидами (эмоциональные контакты, податливость или сопротивляемость -групповому давлению, психофизиологическая совместимость и т.п.). Она выявила преобладание в коллективе проявлений коллективистического. -. самоопределения и резкое снижение конформных реакций в значимых для членов коллектива ситуациях (Петровский А.В., Туровская А.А., Глазова Л.А., Ким В.А. и др.); наличие сплоченности как ценностно-ориентированного . единства (Давыдов В.В.., Донцов А.И.); действительная групповая эмоциональная идентификация (Абраменкова В.В., Асмолов В.М., Папкин А.И.); содержательность мотивационного ядра в системе межличностных отношений (Солдатенков А.Д., Спиркин А.Г., Швалева Н.М)

Труды современных ученых по социальной этике направлены на выявление сущности, роли нравственности, ее устойчивого и ценностного ядра в бесконечном многообразии моральных явлений, свойственных всем историческим типам человечества (Анисимов С.Ф.,Архангельский А.Л.,Афанасьев В.Г., А.В. Мудрик, Бакштановский В.И. Зенченко В.Р., Ильинков Т., Титаренко А.И., Уледов А.К., Харламов И.Ф. и др.).

Обобщение трудов, исследующих проблему морали и нравственности, позволяют выделить ряд концептуальных, направлений в этой области. Сущность морали как объективного явления заключается в том, что она представляет собой средство регулирования коллективной жизни людей общества (Анисимов С.Ф., Коротов Г.Г.); мораль возникает и развивается в ответ на социальную необходимость управлять взаимоотношениями людей в обществе, сочетая так или иначе индивидуальные интересы с интересами целого (Азаров Ю.П., Архангельский Л.М.); мораль в своей сущности отражает и осуществляет объективную необходимость сочетания интересов, личности с интересами общества (Гумницкий, Г.Н., Филонов Г.Н.); особенностью морали является подчинение интереса личности - общественно значимым ценностям.

В качестве критериев нравственного прогресса выдвигается уровень гуманизации взаимодействия, столкновения противоположностей добра и зла, взаимоотношения индивида и общества, степень расширения объективных возможностей для выбора социально-этических норм поведения, рост морально-этического самосознания и эмоционально-нравственного богатства личности, действенность нравственной культуры поведения и добротворчество, следования им, оценка морально-общественного бытия (Моносзон Э.И., Титаренко А.И.);мораль есть качество индивида, взятого в аспекте его индивидуального бытия, она ' есть качество общественных отношений, составляющих сущность человека (Васильева З.В., Лихачев Б.Т., Сластенин В.А.). '

Краткий анализ наиболее распространенных концепций сущности человека в классической и современной идеалистической философской антропологии показывает, что в одном случае механизм воспитательного прогресса она сводит к чисто духовным, религиозным, культурно-идеалогическим средствам, в другом - к нормативно поведенческим правилам, в третьем-принципиально отвергает возможность и позитивную необходимость общественного влияния на формирование морально-психологического облика.

Мы исходим из положения материалистической философии, позволяющего рассматривать личность как результат общественной деятельности и межличностных отношений, способствующих активно влиять на весь ее моральный облик.

Нынешнее состояние межнациональных отношений выдвигает задачи
совершенствования воспитания планетарного толерантного сознания

подрастающего поколения. . Ряд исследователей (Абдуталипов Р.Г.,Барабанщиков А.В., Джунусов М.С., Магамедов A.M., А.Ф.Дашдамиров, К.А.Абдульханова-Славская, Л.Н. Дробижева, В.А. Тишков, В.К.Шкенендорф) в своих трудах раскрыли отдельные стороны поликультурного образования студентов.

Однако педагогические механизмы управления этим процессом исследованы недостаточно. Так, например, недостаточно подвергались теоретическому анализу психолого-педагогические проблемы, связанные с формированием планетарного толерантного сознания студентов, навыков и умений соблюдения межличностного общения. Поэтому проблемой нашего исследования является поиск путей воспитания планетарного и толерантного сознания подрастающего поколения и совершенствования форм и методов, способствующих освоению социокультурных традиций студентов в процессе изучения иностранного языка.

Таковы в своей совокупности позиции, которые послужили обоснованием выбора темы исследования. Исходя из недостаточной разработанности

теоретической концепции в этом направлении, стали основанием для определения темы исследования «Воспитание толерантного сознания у студентов в процессе изучения иностранного языка».

Объект исследования процесс по формированию культуры межнациональных отношений студентов, процесс воспитания планетарного, толерантного сознания студентов.

' Предметом исследования является формирование социально-этических норм поведения студентов. Формы и методы освоения социокультурных традиций в процессе изучения иностранного языка.

Цель исследования определение форм и методов освоения социокультурных традиций в процессе изучения иностранного языка.

Гипотеза исследования: воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка может быть реализовано, если

-учитываются принципы социокультурного компонента в воспитании толерантного сознания;

- разработаны принципы построения модели воспитания толерантного
сознания построенной, на основе этносоциокультурных традиций изучаемого
языка и формы их освоения.

-созданы организационно-педагогические условия, предполагающие включение в образовательный процесс у студентов при изучении иностранного языка воспитание толерантного сознания;

- в рамках разработанной модели осуществляется организация не только
учебной, но и внеучебнои деятельности со студентами, направленной на
воспитание толерантного сознания.

Выдвигая гипотезу, мы отчетливо осознавали, что достижение ожидаемых результатов в воспитании толерантного сознания зависит от ряда обстоятельств, в том числе связанных с деятельностью педагога. Так, на социально-этническое становление личности студентов оказывают огромное воздействие не только семья, окружающая среда, но и сферы

межнационального общения, в т.ч. деятельность по интересам (спорт, музыка, игровая, трудовая деятельность и т.п.). Поэтому мы предполагали, что формы и методы, способствующие освоению социокультурных традиций в процессе изучения иностранного языка, будут оказывать существенное влияние на воспитание планетарного и толерантного сознания студентов.

В соответствии с намеченной целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы задачи исследования:

-определить сущность и раскрыть содержание воспитания толерантного сознания в процессе изучения иностранного языка;

-выявить принципы построения модели воспитания толерантного сознания, основанной на этносоциокультурных традициях;

- определить влияние социокультурного компонента на социализацию и
воспитание студентов;

разработать педагогические технологии, способствующие формированию толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка;

обосновать результативность использования педагогических технологий ; в воспитании толерантного сознания у студентов;

разработать методические рекомендации по воспитанию толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка.

Методологической основой исследования является учение о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, которая позволяет наиболее полно рассмотреть системное взаимодействие и взаимовлияние социальных, экономических, этнокультурных условий жизни и деятельности различных этнических и возрастных групп; о необходимости определения оптимального соотношения национального и интернационального, формах и методах укрепления культуры межэтнических отношений, снятия социально-психологической напряженности в условиях межличностных отношений; о

важности воспитания культуры межэтнических отношений для совершенствования всех сторон многонационального общества.

В современных условиях напряженность межнациональных отношений, возникающая в различных странах и регионах, влияющая на планетарное сознание личности студента, требует от педагогов и родителей обдуманного подхода к этой проблеме; творческого использования опыта воспитания толерантного сознания в условиях полиэтнического общества, его дифференцированности с учетом различных этнических групп, уровня сформированности культуры межэтнических и межличностных отношений; активного использования уроков иностранного. языка в решении задач совершенствования культуры межэтнических отношений на основе социокультурных традиций.

В исследовании нами использовался комплекс психолого-педагогических методов, адекватных целям и задачам исследования.

Методы исследования:

-теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и специальной методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;

- эмпирические (диагностика, педагогический эксперимент, наблюдение,
анкетирование, беседы, тестирование, изучение продуктивной деятельности
студентов);

- математические (статистическая обработка данных и графического
представления материалов, ранжирование).

Правильно осмыслить влияние социальных, демографических и этнических факторов на воспитание у студентов планетарного и толерантного сознания в сфере межличностных отношений помогли теоретические исследования педагогов-социологов Р.Г.Гуровой, В.М.Соколова и этнопедагогов Г.Н.Волкова, Е.И. Буторина, А.Г Гашимова, М.Г.Тайчинова,

М.И.Стельмаховича, Е.И. Христова, З.И. Тюменцевой, А.В. Мудрик, З.Т.Гасанова, А.Г. Асмолова.

Базой исследования выступили Орский гуманитарно-технологический институт, Орский педагогический колледж, а также педагогический колледж №617, гимназия №513. г. Санкт-Петербурга.

Научная новизна исследования:

-определена сущность и раскрыто содержание воспитания толерантного сознания;

- определены принципы построения модели использования иностранного
языка, в процессе воспитания толерантного сознания, на основе
этносоциокультурных традиций;

-научно обоснована эффективность использования разработанной педагогической технологии, способствующей воспитанию толерантного сознания.

Теоретическая значимость исследования состоит в

- уточнении принципов построения модели изучения иностранного языка
на основе этносоциокультурных традиций;

- определении учебно-методических подходов к созданию модели
изучения иностранного языка на основе этносоциокультурных традиций;

- обосновании эффективности использования педагогической технологии,
направленной на воспитание толерантного сознания студентов в процессе
изучения иностранного языка. Теоретически обоснованы формы и методы
использования педагогической технологии, направленной на воспитание
толерантного сознания студентов как средство активизации обучения
иностранному языку.

Практическая значимость. Представленная педагогическая технология может быть использована при построении учебной программы по иностранному языку в средних, высших профессиональных учебных

заведениях и послевузовском образовании, на факультативных занятиях со студентами. Разработаны и научно обоснованы методические рекомендации по воспитанию толерантного сознания у студентов в процессе изучения иностранного языка, направленные на усвоение социокультурных традиций народа носителя языка.

Этапы исследования:

Первый этап (2000-2001) был посвящен выявлению состояния проблемы в теории и практике, путем изучения и анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, что позволило сформулировать исходные положения исследования. Были определены проблема, цель и задачи исследования.

Второй этап (2002-2003) был посвящен опытно-экспериментальной работе в Орском гуманитарно-технологическом институте, Орском педагогическом колледже, гимназии №513, колледже №617 г. Санкт-Петербурга, в ходе, которой уточнялась и обогащалась гипотеза, характеристика педагогических технологий, способствующих воспитанию толерантного сознания.

Третий этап(2003-2004) был посвящен систематизации результатов опытно-экспериментальной работы; обобщению полученных результатов; их апробации и внедрению в практику; корректировке практических результатов и оформлению материалов диссертации и автореферата.

Достоверность результатов исследования определяется

методологической обоснованностью исходных положений; использованием оптимального набора методов, адекватных предмету, целям, задачам исследования; завершенностью опытно-экспериментальной работы, подтвердившей первоначально выдвинутую гипотезу; статистической обработкой экспериментального материала; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предлагаемых диссертантом технологий.

'.-': ::" 13

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством 9 публикаций, участия в 6 международных, всероссийских и региональных конференциях (1999-2004), докладов и выступлений на научно-практических семинарах(2000-2004). Апробация основных положений, выводов и результатов данного исследования проводилась в Орском педагогическом колледже. '

Важное место в нашем исследовании занимают методы и формы освоения социокультурных традиций в процессе изучения иностранного языка.

На защиту выносятся следующие положения; -организационно-педагогические условия воспитания толерантного сознания при подготовке преподавателей иностранного языка;

-особенности использования социокультурных традиций в содержании обучения иностранным языкам, как инновационный метод единой образовательной системы по воспитанию толерантного сознания у студентов;

-формы реализации модели воспитания толерантного сознания у студентов, построенной на основе этносоциокультурных традиций.

Гуманистические, общечеловеческие ценности в современной системе образования

Происходящие перемены в обществе, вызванные необходимостью его демократизации, потребовали переоценки и преобразования важнейших областей общественной жизни. Этот процесс сопровождается не только прогрессивными изменениями, но и негативными проявлениями: разрушаются традиционные дружеские связи между народами, происходит размежевание этносов по национально-территориальному признаку, выражение национального самосознания иногда принимает негативные формы й приводит к межэтническим конфликтам, войнам.

Система образования в настоящее время также переживает социально-политические, материальные трудности. Отражением всеобщей нестабильности российского общества являются отрицательные тенденции в этой области: кризис ценностей и мотивации учения, тревожность детей и учителей из-за нестабильности и расслоения общества, рост детской преступности и т.п. Социальный нигилизм, национальный эгоцентризм, межнациональные конфликты привели к резкой деформации ценностной ориентации подрастающего поколения, резкому падению духовно-нравственной сферы, безразличию к судьбе Родины.

Российские общеобразовательные школы и профессиональные учебные заведения как основные институты" социализации подрастающего поколения в современных условиях развития общества, взяли на себя функцию духовно-нравственного воспитания учащихся с устойчивой социально-гуманистической ориентацией. Ситуация, сложившаяся сегодня в современном обществе, а также назревшая необходимость кардинальных перемен в системе образования, предполагают новые подходы к, воспитанию. Усиливается значение духовно-нравственного воспитания учащихся. На наш взгляд, в процессе духовно-нравственного воспитания определяющим становится принцип: через национальное к мировым достижениям культуры и научно-технического прогресса и, наоборот, от общечеловеческих ценностей к своеобразию и неповторимости национальных культур.

Общечеловеческие ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Общечеловеческие ценности представляют собой нормы поведения, регламентирующие его деятельность и выступающие как познавательно действующая система, которая. служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением и деятельностью человека. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение общечеловеческими ценностями происходит в процессе осуществления деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Именно уровень субъективации общечеловеческих ценностей служит показателем личностного развития.

Культура в социализации и воспитании подрастающего поколения в теории и практике современного образования.

Не одно столетие исследуется феномен культуры. В научной литературе дано множество определений понятия «культура», схожих и различных друг от друга. Разноплановые понятии связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями. Первым определению дал понятие Э.Тайлор. Он рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев. В культурологии конкурировали еще два подхода к определению понятия культура. Первый принадлежит А. Креберу и К. Клакхону, определяющих культуру как норму, поведение, осваиваемое при помощи символов, культура возникает в результате деятельности людей». В данном определении культура выступает как результат деятельности людей.

Л.Уайт считал, что культура представляет класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации. Для него культура представляет форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса людей.

Р. Линтон и Дж. Хонигман дают структурное определение понятию культура- это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов; «социально стандартизированное поведение действие, мышление, чувства некоторой группы» и « материальные продукты» поведения некоторой группы.

Одно из последних по времени определений этого понятия дано B.C. Степиным: « Культура- система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях». Ученые рассматривают культуру как систему кодов информации, которые закрепляют накапливаемый социальный опыт и выступают по отношению к различным видам деятельности, поведения и общения как их надбиологические программы. В человеческом обществе эти коды имеют статус социокодов, посредством которых от одного поколения к другому передается социальный опыт. Язык является видом социокода, регулирующего жизнедеятельность, он позволяет описывать человеческий опыт, порождает новый опыт в процессе коммуникации. Язык выражает ценностно-эмоциональное отношение человека к миру. Языки искусства и науки играют значительную роль в социальной жизни, выступая как средство генерации и передачи социального опыта, а также являются одним из средств воспитания подрастающего поколения. Таким образом, культура не только синтезирует огромный социальный опыт предшествующих поколений, но и вырабатывает новые смыслы и значения, регулирующие деятельность, поведение и общение людей.

Культура- исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей конкретной общественной системы. Она является объективным фактором по отношению к различным социальным системам и личностям. Люди сами порождают, поддерживают и изменяют те или иные части своего социального и культурного окружения, культуры данной социальной системы.

Человеческая деятельность непосредственно связана с культурой. Анализ культуры в связи с человеческой деятельностью получил огромное распространение в философско-социологической литературе. Ряд авторов считает, что культура включает в себя не только результаты деятельности , но и саму деятельность. Другие же полагают, что культура - это система средств и механизмов, помогающая человеческой деятельности. Одни авторы относят к культуре лишь только творческую деятельность, но все они признают тесную взаимосвязь деятельности и культуры.

М.С. Каган показал, что личность может сформироваться на соединении трех основных детерминант: природной, социальной и культурной. Культура формирует такие качества у человека, как способность к деятельности, владение речью, нравственное и эстетическое сознание, которые делают человека представителем всего человечества.

В.С.Степин, как и М.С. Каган считает, что человек это творец культуры. «Человек становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в культуре социального опыта, а такое усвоение осуществляется только в процессе социализации, обучения и воспитания. В этом процессе происходит сложная состыковка биологических программ, характеризующих его индивидуальную наследственность, и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих своего рода « социальную наследственность».

Исходя из этого определения культура неразделима с таким понятием как «развитие». По своей природе человек существо разумное, но чтобы ужиться с другими людьми, его разум должен претерпеть определенное развитие. Мы согласны с точкой зрения В.М. Межуева, который говорил, что «суть культуры состоит в совершенствовании, улучшении и воспитании того, что существует первоначально лишь в качестве природного задатка, прирожденной способности, еще не ставшей актуальной способностью самого человека. В культуре представлена самая важная способность человека-это способность к саморазвитию.»

Известный ученый философ Ю.А. Жданов определяет роль культуры в становлении личности индивида. «Вступающий в мир индивид должен пройти тернистый путь приобщения к родовой сущности человека, что возможно лишь через культуру в ее универсальном значении как единства трудовой художественно-эстетической, ценностно-ориентированной деятельности в сфере общения.

Роль социокультурных знаний учителя для повышения эффективности формирования планетарного, толерантного сознания.

Педагогическая деятельность, имеющая своей целью воспроизводство человека как субъекта культуры и субъекта общества, невозможна без включения социокультурного компонента, включающего традиции народа, язык которого мы изучаем.

Современные общеобразовательные учреждения ставят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального, культурного духовно-нравственного развития подростка с целью воспитания интеллигентного человека.

Статус дисциплины «Иностранный язык» в общеобразовательной системе претерпевает изменения: иностранный язык выходит сегодня за рамки учебного предмета и становится инструментом формирования специалиста новой формации, готового к самообразованию, творчеству и способного постичь культурное наследие страны изучаемого языка, соотнести его с отечественной культурой и ее местом в мировом историческом контексте.

Содержание и структурная. организация обучения иностранному языку определяются Государственным образовательным стандартом, системой профессионального образования на федеральном и региональном уровнях, спецификой профессиональной подготовки специалистов и сферой их использования после окончания образования. Таким образом, языковое образование студентов направлено на то, чтобы обеспечить: дальнейшее развитие; коммуникативной компетенции выпускников школ в основных видах речевой деятельности; формирование умений иноязычного общения в профессиональной сфере; формирование уважения и толерантности по отношению к культуре других народов, готовности к сотрудничеству в сфере делового общения и взаимодействию в решении общечеловеческих проблем.

Процесс обучения иностранным языкам построен на коммуникативной основе, сориентированной на личности студента и способной формировать у школьников широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях, толерантном отношении к другой культуре и новом мышлении.

С развитием и распространением коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам значительно большее внимание стало уделяться использованию языка в определенных социальных и культурных ситуациях, т.к. в реальной жизни существуют социальные и культурные правила, без владения которыми полученные знания будут бессмысленны.

Социокультурная сущность иностранному языку заключается в передаче подросткам опыта отношения человека к окружающему миру.

Овладев речью и чтением на иностранном языке, студент приобретает дополнительные возможности для- приема и передачи информации, таким образом, развивая еще и общий и лингвистический кругозор.

Исходя из основных целей обучения иностранного языка, а именно социокультурного развития подрастающего поколения, развитие умений представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного общения; формирование уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению проблем, развитие самообразовательного потенциала молодежи в изучении других иностранных языков и многообразия современного многоязычного и поликультурного мира, мы считаем, что социокультурный компонент обучения иностранным языкам сможет обеспечить достижение поставленных целей решить многоаспектные задачи формирования устноречевых умений, коммуникативной культуры в целом. В настоящий момент зарубежные и отечественные методисты определяют задачу обучения . иностранным языкам как средство межкультурного - общения, как инструмент взаимопонимания народа, общечеловеческой культуре, способу осмысления себя как полноправного члена всего мирового сообщества.

Социокультурный компонент представляет собой один из культуроведческих подходов в обучении иностранному языку, ориентированный на обучение межкультурному иноязычному общению в контексте идей мира и согласия, гуманизации, культуроведческой социологизации целей и содержания обучения иностранным языкам.

Теоретическим и практическим предпосылками социокультурного компонента в обучении иностранным языкам служат идеи У.Ф.Макки, построившей модель изучения иностранного языка в социокультурном контексте.

В ряде работ нашли свое отражение исследования по межкультурному и кросс культурному образованию. Учеными делались попытки изучения эффективности учебного иноязычного общения как средство развития межкультурных и кросс - культурных умений (Fersh S.,Bochner S.)

Похожие диссертации на Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка