Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач Ильин Олег Игоревич

Взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач
<
Взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач Взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач Взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач Взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач Взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильин Олег Игоревич. Взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Ильин Олег Игоревич; [Место защиты: Рос. междунар. акад. туризма].- Москва, 2009.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1732

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач как профессионально-педагогическая проблема

1.1. Типология учебно-творческих задач в образовательном процессе вуза 37

1.2. Критерии и показатели эффективности взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач 49

1.3. Педагогические условия взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач 68

2.1. Анализ эффективности взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач в туристском ВУЗе 68

2.2. Модель взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач 77

2.3.Сравнительная характеристика результатов опытно-экспериментальной работы 94

Заключение 107

Библиография 121

Приложения 137

Введение к работе

Актуальность исследования определяется потребностью на современном рынке труда в специалистах, обладающих профессионально-творческими качествами, проявляющимися в умениях ставить и решать различные проблемные задачи, нестандартно мыслить, создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.

На этапе профессионального образования, как указывается в ряде научных исследований Г.С. Альтшуллера, Н.М. Зверевой, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова и др., наиболее активно эти качества формируются и развиваются в процессе решения учебно-творческих задач, влияя на профессиональное и личностное становление будущего специалиста. Учебная деятельность по своей природе имеет творческий характер, поэтому особое значение приобретает разработка основ педагогики сотрудничества, базирующейся на принципе совместной творческой деятельности преподавателя и студента, их активном взаимодействии в процессе решения-учебно-творческих задач.

Проблема организации взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач рассматривается с разных сторон. Изучение общих вопросов содержания, средств, методов взаимодействия преподавателя и обучающихся отражено в исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева и др. Взаимодействие как средство профессионального развития личности обучающегося рассматривается в работах В.А. Петровского, В.К Калиненко, В.Д. Шадрикова и др. Сущность процесса творчества и проблема развития творческих способностей отражена в работах Г.С. Батищева, А. И. Башмакова, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, А. В. Морозова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, O.K. Тихомирова и др. Область применения учебно-творческих задач в профессиональном образовании изучается в научных трудах Г.С. Альтшуллера, Н.М. Зверевой, A.M. Матюшкина, М.И.

Махмутова, и др. Работы этих ученых создали психолого-педагогическую основу для теоретического и практического изучения проблемы использования учебно-творческих задач в профессиональном образовании.

Вместе с этим, анализ специальной литературы свидетельствует, что в профессиональном образовании недостаточное внимание уделено содержанию, формам и условиям организации взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач. По нашим данным, полученным в ходе констатирующего эксперимента в 2007-2008 гг., только 15% преподавателей со стажем работы до 3-х лет и 25% преподавателей со стажем работы свыше 5-ти лет, используют в своей практике различные типы учебно-творческих задач. В то же время 70% студентов 1-3 курсов и 85% студентов 4-5 курсов выражают готовность к участию в активных формах обучения, в частности, к решению учебно-творческих задач.

Настоящее исследование выполнено в рамках комплексной программы научных исследований НИЦ РАО-РМАТ "Научное и методическое обеспечение педагогических, организационных и социальных инноваций в целях модернизации профессионального образования" (тема исследования II 2.1. Развитие образовательных программ в системе профессионального туристского образования).

На основании вышеизложенного было выявлено объективно существующее противоречие, сложившееся между, с одной сторонь: потребностью в профессионально-подготовленных специалистах обладающих умениями нестандартно мыслить, способностью ставить у решать различные проблемные и творческие задачи, чему способствуе-использование в процессе профессионального образования решение учебно творческих задач и с другой стороны, недостаточным рассмотрением і теории и методике профессионального образования вопросов организаци взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно творческих задач, обеспечивающего профессионально-творческое развита

обучаемого.

С учетом данного противоречия была сформулирована проблема исследования - каково содержание и методика взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач?

Решение этой проблемы составляет цель исследования: разработка содержания и методики взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач.

Объект исследования — взаимодействие преподавателя и студента в процессе профессионального образования.

Предмет исследования - взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач будет эффективным, если:

типология учебно-творческих задач будет детерминирована спецификой учебных дисциплин (естественнонаучного, гуманитарного и профессионального характера);

во взаимодействии преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач будут реализованы педагогические условия, обеспечивающие успешное межличностное общение преподавателя со студентами, эффективную совместную научно-поисковую деятельность, освоение творческого опыта учебной и профессиональной деятельности;

взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач будет осуществляться на основе модели, определяющей содержание, формы, функции, результаты эффективности данного взаимодействия, с целью профессионально-творческого развития студентов;

методическое обеспечение взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач будет включать в себя

сборники специальных заданий и диагностирующие материалы, позволяющие отслеживать динамику развития полученных знаний и умений студента на различных этапах обучения.

В соответствии с проблемой, предметом, целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа специальной литературы выявить типологию учебно-творческих задач в образовательном процессе вуза.

  2. Выявить педагогические условия взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач.

  3. Разработать модель взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач и осуществить её опытно-экспериментальную проверку.

  4. Разработать методическое обеспечение взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач в образовательном процессе вуза.

Методологической базой исследования является философские положения о деятельности как пути развития личности; о ведущей роли творчества, деятельности и общения в развитии личности; труды по методологии профессионального образования (A.M. Новиков, B.C. Леднев, В.А. Сластенин и др.); исследования в области педагогических технологий и педагогического общения (Г.Н. Алова, Л.С. Выготский, В.В. Гузеев, И.А. Зимняя, В.Ю. Питюков, В.П. Чихарев. и др.); теоретические основы формирования творческой деятельности обучающихся (Г.С. Батищев, Д.Б. Богоявленская А. И. Башмаков, В.Н. Дружинин, А. В. Морозов, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн O.K. Тихомиров и др.); научные труды по проблеме использования активных форм обучения в профессиональном образовании (Г.С. Альтшуллер Н.М. Зверева, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, и др.); исследования в области профессионального туристского образования (И.В. Зорин, А.И. Зорин, В.А. Кальней, В.А. Квартальнов, А.И. Сеселкин, СЕ. Шишов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов: анализ специальной литературы, диссертационных исследований, учебных программ профессионального образования, констатирующий и формирующий эксперименты, а также тестирование, опрос и анкетирование.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили: Российская международная академия туризма (студенты 2-5 курсов факультета менеджмента и экономики туристского бизнеса). Всего в эксперименте приняло участие 282 человека.

Общий замысел и логика исследования определили следующие его этапы:

Первой этап (2006-2007 гг.) - поисково-аналитический. На данном этапе анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; определялись гипотеза, понятийный аппарат и программа исследования. Изучалось состояние проблемы в современных условиях.

Второй этап (2007-2008 гг.) - опытно-экспериментальный. На данном этапе разрабатывалась и экспериментально апробировалась модель взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач в условиях туристского вуза; осуществлялась разработка методических рекомендаций.

Третий этап (2008-2009 гг.) - завершающий. Велась обработка экспериментальных данных; систематизировались полученные результаты; осуществлялась корректировка основных положений и выводов исследования; разрабатывались практические рекомендации по реализации предложенной модели; осуществлялось литературное оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что: 1. Выявлена типология учебно-творческих задач, детерминированная спецификой учебных дисциплин (естественнонаучного, гуманитарного и профессионального характера):

1) Учебно-творческие задачи, направленные ' на развитие
естественнонаучных знаний и умений - определение общих и частных
случаев применения закона, исключение из правил; перевод явления или
закона в визуальную, графическую или схематическую формы;
выдвижение гипотез, обоснование и аргументация выдвигаемых
положений; выделение общего и единичного, проведение сравнений и
аналогий, типизация и классификация, построение систем и моделей.

  1. Учебно-творческие задачи, направленные на развитие гуманитарных знаний и умений - выявление связей между событиями, их причинами и последствиями; определение тенденций развития, факторов и условий, определяющих динамику изменения тех или иных явлений; определение закономерностей развития, прогнозирование, проявления частных и общих закономерностей.

  2. Учебно-творческие задачи, направленные на развитие профессиональных знаний и умений - определение проблем и противоречий в профессиональной деятельности; перенос принципов и методов научного познания в новые профессиональные ситуации; поиск новых способов, идей, методов решения проблемных ситуаций Е профессиональной деятельности; выработка целей, стратегий деятельности, планирование деятельности, оценка результате! деятельности; нахождение необходимой информации для применения і условиях профессиональной деятельности.

2. Выявлены педагогические условия взаимодействия преподавателя і студента в процессе решения учебно-творческих задач:

1) педагогическое общение преподавателя со студентами в процесс взаимодействия, предполагающее сочетание индивидуальных

коллективных форм работы на всех этапах учебного процесса, обеспечивающее за счет функций "открытия", "соучастия" и "возвышения" гибкий подход в развитии индивидуальных особенностей студентов и высокую продуктивность их творческой деятельности;

2) применение разнообразных организационных форм занятий
(индивидуальных - самостоятельная работа, проведение исследований и т.д.;
коллективных - имитационные игры, ролевые, деловые и практические
занятия и т.д.), оказывающих положительное влияние на процесс развития
креативного мышления студентов и применение студентами активных
методов организации самостоятельной творческой деятельности;

3) моделирование профессиональной деятельности, направленной на
формирование у студентов определенной познавательной потребности,
обеспечивающей профессиональное развитие в будущей профессии;

  1. демонстрация преподавателем заинтересованности в творческих проявлениях студентов, приобщение их к совместной поисковой деятельности;

  2. создание творческой атмосферы для организации совместной с преподавателем деятельности студентов и коллективного поиска решений учебно-творческих задач.

3. Разработана модель взаимодействия преподавателя и студента в
процессе решения учебно-творческих задач, включающая в себя:
преподавателя и студента как субъектов взаимодействия; содержание
взаимодействия, представленное учебно-творческими задачами

естественнонаучной, гуманитарной и профессиональной направленности; формы организации занятий (совместное решение проблемных и творческих заданий, имитационные занятия, ролевые и деловые игры и т.д.); функциями преподавателя (открытие студента на общение, создание творческой атмосферы, демонстрация заинтересованности в творческих проявлениях студентов, включение в практическое решение учебно-творческих задач) и студента (активное участие студента в межличностном общении с

.,:.,:.,. ...... _ .. ..-.. ... -..,.1..^-1 :[-:<.. '. ^ wi і є г.инос і и поиска решении

учебно-творческих задач, взаимный интерес к творчеству и активное участие
в творческой деятельности, практическое осуществление решения учебно-
творческих задач); этапы взаимодействия (введение в деятельность,
совместно-разделенная деятельность, партнерство); результаты

взаимодействия преподавателя и студента в ходе решения учебно-творческих задач, представленные естественнонаучными, ^гуманитарными и профессиональными знаниями и умениями; критерии оценки эффективности взаимодействия преподавателя и студента в ходе решения учебно-творческих задач: знаниевый, включающий в себя знание методов и средств развития себя в будущей профессиональной деятельности, осведомленность в области основных понятий и особенностей творческой деятельности, знание способов и методов решения учебно-творческих задач, владение основами межличностного общения; деятельностный, включающий в себя оценку таких показателей, как способность выдвигать гипотезы и аргументировать их, способность к структурированию информации в различных её формах и представлениях, умение отстаивать свою точку зрения, способность улучшать, совершенствовать, дополнять решения учебно-творческих задач, способность к импровизации; мотивационный, включающий в себя показатель уверенности в своих силах и возможностях, стремление к познанию и реализации своих способностей и возможностей через результаты творческой деятельности, проявление интереса к творческому процессу и профессиональному росту.

4. Разработано методическое обеспечение взаимодействия преподавателя и студента, включающее в себя описание диагностирующих материалов (анкет, опросных листов, тестов и др.), примеры учебно-творческих задач, моделирующие профессиональную деятельность.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория и методика профессионального образования дополнена моделью взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-

творческих задач, раскрывающей содержание, функции, этапы и результаты данного взаимодействия преподавателя и студента.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны диагностические методики для определения развития знаниевых, деятельностных и мотивационных показателей студентов (анкеты, тесты, опросные листы), практические учебпо-творческие задания, применяемые на аудиторных занятиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Типология учебно-творческих задач, детерминированная спецификой изучаемых дисциплин, характеризующаяся как: учебно-творческие задачи, направленные на развитие естественнонаучных, гуманитарных и профессиональных знаний и умений. В процессе решения учебно-творческих задач реализуется совместная поисковая деятельность, в основе которой лежит межличностное общение, направленная на активизацию мышления студентов, стимулирование их самостоятельной работы, формирование потребности и навыка профессионально-творческого саморазвития. Взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач, несёт в себе творческий характер, тем самым активно влияя на развитие профессионально-творческих знаний и умений.

2. Педагогическими условиями взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач выступают: педагогическое общение преподавателя со студентами; использование разнообразных форм организации занятий; моделирование профессиональной деятельности; демонстрация преподавателем заинтересованности в творческих проявлениях студентов; создание на занятиях творческой атмосферы.

3. Модель взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач включает в себя: субъектов взаимодействии, содержание взаимодействия, формы организации занятий, функции преподавателя и студента, этапы взаимодействия, результаты

взаимодействия, критерии оценки эффективности взаимодействия преподавателя и студента.

4. Методическое обеспечение должно включать в себя описание диагностирующих материалов (анкеты, опросные листы, тесты и др.), примеры учебно-творческих задач, смоделированных из будущей профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на научных конференциях форума «Реализация национальных проектов в регионах: Теория и Практика» (г. Саранск, 2007г.), «Туризм: интеграция в социально-экономическое и культурное развитие региона» (г. Сергиев-Посад, 2007г.). Промежуточные результаты обсуждались на кафедре педагогики и психологии Российской Международной академии туризма и постоянно действующем семинаре аспирантов и соискателей РМАТ (г. Сходня Московской области, 2006 - 2009 гг.)

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (206 источников), 5 приложений, б таблиц, 1 рисунок, 3 диаграммы.

Критерии и показатели эффективности взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач

На основе адаптации опросника Джонсона [201], Е.Туник [158] определяет контрольный список показателей творческой личности, опираясь на следующие способности студента: 1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей). 2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость). 3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость). 4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения проблемных задач (находчивость, изобретательность). 5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию). 6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность и продуктивность). 7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность) 8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение). Согласно предложенной A.M. Матюшкиным [100] концепции творческой одаренности, креативность - это универсальный механизм развития, определяющий его темпы и направление, который формируется путем проработки содержания проблемных ситуаций. Он настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Вследствие чего A.M. Матюшкин выявил перечень показателей профессионально-творческого развития личности, основанных на креативных и творческих проявлениях: - доминирование познавательной мотивации; - исследовательская творческая активность, направленная на постановку проблем и обнаружение нового; - быстрый темп психического развития с самых разных возрастных этапов; - высокая сензитивность к новой информации; - большой потенциал непроизвольных когнитивных процессов; - возможность достижения оригинальных решений; - способность к прогнозированию; Смысловой подход оценки креативности и творческих способностей личности был предложен Дружининым [51,53] и Хазратовой [52]. Смысловой подход позволяет разграничить продуктивные творческие и непродуктивные решения. С точки зрения смыслового критерия оценки все проявления активности студентов можно разделить на: репродуктивные (воспроизводящие), оригинальные (творческие), неосмысленные (девиантные). Главной операцией в ходе творческого процесса является операция сравнения, установления смысловых связей между элементами, а эта связь может быть установлена на основе: 1) репродукции, 2) смыслового синтеза, 3) случайного соединения без нахождения семантических связей.

С этой точки зрения оригинальное решение - это не нестандартное решение («не так как все»). Оригинальное решение получается при абстрагировании (выделении) одних аспектов предмета и отвлечении от других аспектов. Согласно подходу к оценке креативности Дружинина и Хазратовой, креатив - это не тот, кто первый породил идею, а тот, кто провел смысловые связи, совершил работу по осмыслению ее функций по отношению к другим элементам семантического пространства знаний, существующих в данной культуре.

Творческие способности являются сложным синтетическим понятием, которые относятся к группе, разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.

Уровень развития креативных умений необходимо определять общими критериями направленности на творчество, чувством новизны, критичности и гибкости мышления, способность преобразовать структуру объекта, способность к преодолению функциональной фиксированности [88].

М.А. Холодная [177,178,179] рассматривает такой показатель креативности как "метафоричность". В структуре креативных способностей способность к созданию метафор выделяется как самостоятельный компонент. Данный показатель определяется как комплекс интеллектуальных свойств, проявляющихся в готовности работать в фантастическом, "невозможном" контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, умение в простом видеть сложное, в сложном - простое.

Экспериментальные исследования показали, что такой показатель, как метафорическая способность, то есть способность субъекта конструировать и использовать метафоры различного уровня "образности" в процессе своей деятельности, позволяет выявить, когда же эти индивидуальные различия переходят на тот новый качественный уровень, который и оценивается как креативность. Необходимость наличия комплекса перечисленных качеств дает основание рассматривать метафоричность как интегративный показатель креативности. И если метафора является средством создания образа, то можно сказать, что именно в метафоре при ее создании в сконцентрированном виде реализуются логические, ассоциативные и образные параметры, отражающие общий уровень развития личности.

На основе анализа специальной литературы [44,200,204] часть проявлений креативных и творческих качеств личности связывают с гибкостью, беглостью, оригинальностью мышления. Данные показатели, фиксируя только деятельностные грани процесса и результата творчества, не отражают в полной мере все важные характеристики креативного и творческого аспекта личности. Необходимо при определении основных критериев и показателей эффективности взаимодействия преподавателя и студента в ходе решения учебно-творческих задач, также включать знаниевый и мотивационный критерий, что позволит оценивать динамику развития теоретических навыков у обучаемых, а также стремление развивать себя как творческую личность и применить свои умения в будущей профессиональной деятельности.

Педагогические условия взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач

Эффективность взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач во многом определяется характером взаимоотношений, как между самими студентами, так и между студентами и преподавателям. Одним из педагогических условий является личностно-деятельностное взаимодействие студента и преподавателя в процессе выполнения учебно-творческих заданий. Его суть в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества [51]. При таком подходе организаторская функция преподавателя предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция студента заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения учебно-творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе [51].

Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием преподавателя и студента понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности обучающихся и преподавателя. Накопление каждым студентом опыта самостоятельной креативной деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы [51].

И. А. Зимняя [62,63,64] в своих исследованиях отмечает что, взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Любое явление, объект, состояние может быть понято только в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Взаимодействие, предполагая действие друг на друга как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими.

Активность есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. Чем сложнее ее организация, тем разнообразнее формы этой активности. У человека активность проявляется на всех уровнях его организации. Это, во-первых, интеллектуальная активность. Во-вторых, это моторно-эффекторная активность человека, проявляющаяся в процессе восприятия при построении модели воздействующего на него объекта. Во взаимодействии людей выявляются такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность. Обе эти формы связанны между собой, проявляются в образовательном процессе.

Учебное взаимодействие преподавателя и студентов, общающихся между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие подсистемы, как управление, педсовет, кафедры, преподавательские коллективы, группы и т.д. Каждая из них характеризуется структурой взаимодействия, определяющей его ситуацию, стиль и эффективность. Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении [64].

Педагогическое общение характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон -студентов - преподавателя, выступающих в позиции субъектов, где согласованное действие результируется и предпосылается психическим состоянием контакта. Творческая деятельность, осуществляемая в сотрудничестве студентов друг с другом и с преподавателя по схеме субъектно-субъективного взаимодействия, имеет результативные преимущества перед индивидуальной деятельностью, которые зависят от формы организации сотрудничества, количества сотрудничающих людей, их отношения к совместной деятельности [62,64].

Общение представляет многостороннее и многофункциональное явление, характер которого определяет и само взаимодействие. На основе анализа различных подходов к рассмотрению общения наиболее адекватным оказывается деятельностный демократический, дружеский стиль общения [64].

По мнению В.Б. Питюкова [128] педагогическое общение выполняет три функции: 1) функция "открытия" студента на общение; 2) функция "соучастие" студенту; 3) функция "возвышения" студента. Функция открытия студента на общение практически воплощается с помощью разнообразных операций, таких как: 1) Выбор пластической позы. Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки. Установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55 до 80% информации, в то время как вербальными средствами — от 20 до 40%, причем большая часть здесь принадлежит тону, интонации, экспрессии. Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение и самочувствие, поэтому поза преподавателя на занятиях создает для студентов либо комфорт, либо дискомфорт и тем самым способствует или препятствует их "открытию" на общение.

Анализ эффективности взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач в туристском ВУЗе

Первым этапом проведенного нами в 2007-2008 гг. констатирующего эксперимента на базе РМАТ, среди студентов 2-5 курсов в количестве 150 человек, являлось определение того, насколько эффективно взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач на данный момент. Работа велась по следующим направлениям: 1) определение по трем уровням (I - низкий, II - средний, III - высокий) эффективности взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач контрольной и экспериментальной группах: Низкий уровень характеризуется слабой креативностью мышления, предпочтением репродуктивной деятельности; преобладанием низкого уровня самооценки, высокого уровня тревожности, коммуникативные способности проявляются слабо. Средний уровень характеризуется предпочтением продуктивной умственной деятельности, неадекватной самооценкой; наблюдается тенденции к снижению уровня тревожности до среднего, ситуативно проявляются коммуникативные способности. Высокий уровень характеризуется достаточной обобщенностью ее профессионально-творческих признаков, четкой направленностью на познание и исследование окружающей действительности, укреплением тенденции к адекватной самооценке и низком уровню тревожности. При организации работы по диагностике умений и способностей, приобретенных студентом в процессе взаимодействия с преподавателем очень важно понимать, по каким критериям и показателям следует оценивать студентов. Как показывает анализ специальной литературы по данному направлению в параграфе 1.2., наиболее оптимальными критериями и показателями выступают: 1. Знаниевый критерий - включает в себя знание методов и средств развития себя в будущей профессиональной деятельности, осведомленность в области основных понятий и особенностей творческой деятельности, знание способов и методов решения учебно-творческих задач, владение теорией межличностного общения; 2. Деятельностный критерий - включает в себя оценку таких показателей, как способность выдвигать гипотезы и аргументировать их, способность к структурированию информации в различных её формах и представлениях, умение отстаивать свою точку зрения, способность улучшать, совершенствовать, дополнять решения проблемных ситуаций и творческих задач, способность к импровизации; 3. Мотивационный критерий - определяется как показатель уверенности в своих силах и возможностях, стремление к познанию и реализации своих способностей и возможностей через результаты учебно-творческой деятельности (направленность на творчество), проявление интереса к творческому процессу и профессиональному росту. Разделение критериев на знаниевый, деятельностный и мотивационный качественным образом характеризует ту или иную сторону творческой индивидуальности студентов в образовательном процессе туристского ВУЗа. Названные критерии представлены в таблице 3: На первом этапе констатирующего эксперимента, для определения уровня эффективности взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-товрческих задач в туристском ВУЗе по деятельностному критерию, в экспериментальной группе студентов был использован специально адаптированный тест-опрос с распределением баллов. Каждое утверждение респондент оценивает по шкале, содержащей пять градаций. Общая оценка является суммой баллов по восьми пунктам. Минимальная оценка - 8 баллов, максимальная - 40 баллов. 1. Выдвигать и выражать большое количество гипотез при решении проблемных ситуаций и творческих задач, аргументируя их. 2. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии в процессе решения учебно-творческих задач (улучшать, совершенствовать). 3. Провести грамотный анализ полученной информации, обращая внимание к деталям, существенным с точки зрения принятия решения (способность к структурированию). 4. Сталкиваясь с новой для вас нестандартной проблемной задачей, импровизировать, воздерживаясь от принятия общепринятой позиции и выдвигая различные идеи. 5. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (отстаивать свою точку зрения).

Вначале было предложено пройти тест студентам экспериментальной группы, проходящим подготовку в туристском вузе. Обработав тест-опросный лист, были получены следующие результаты: 45% студентов отметили то, что по первому утверждению они находится на низком уровне, 43% на среднем уровне и соответственно 12% указали на высокий уровень; 15% респондентов признают, что качества, обозначенные во втором утверждении, развиты у них на высоком уровне, у 44% на среднем уровне, а 41% отмечают низкий уровень; третье утверждение опросного листа выявило 46% испытуемых находящихся на низком уровне, 36% на среднем и 18% на высоком уровне; способность, указанную в четвертом утверждении респонденты расценили как высокоразвитую на 13%, далее 33% на среднем уровне и соответственно 54% на низком уровне; в последнем пятом утверждении 10% опрошенные стоят на высоком уровне, 25% имеют средний уровень, остальные 65% оставляют за собой низкий уровень.

Таким образом, в экспериментальной группе большинство участников тестирования 50,2% отмечают, что уровень развития их креативных и творческих качеств находится на низком уровне, 36,2% респондентов определили свой уровень развития как средний и 13,6% соответственно остаются на высоком уровне.

Модель взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач

Как показал представленный нами в I главе анализ специальной литературы по проблеме исследования, педагогическое взаимодействие преподавателей со студентами и общение данных субъектов образования становятся сегодня одними из важнейших факторов профессионального воспитания будущего специалиста, в значительной степени определяя эффективность процесса обучения. Поэтому среди вопросов, встающих перед педагогической наукой, особое значение приобретает разработка основ педагогики сотрудничества, базирующаяся на совместном решении учебно-творческих задач, активном взаимодействии преподавателя и студента. Отсюда вытекает необходимость построения творческой структуры взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач, в основе которой лежит межличностное общение, направленное на активизацию креативного мышления студентов, стимулирование их самостоятельной работы по разрешению учебно-творческих задач, формирование потребности и навыка профессионально-творческого саморазвития.

Благодаря совместной деятельности и межличностным отношениям, раскрывается творческий потенциал личности студента, обеспечивается его продуктивное участие в совместной деятельности по решению учебно-творческих задач. Педагогика сотрудничества, основанная на принципе партнерства в совместной деятельности, становится педагогикой, направленной на обучение творчеству, стимулирующей самостоятельную познавательную активность студентов, развивая его личную креативность.

В рамках данного исследования особый интерес представляют работы, связанные с проблемами организации педагогического взаимодействия в профессиональном туристском образовании. В исследованиях И.В. Зорина [58,59,60,61], А.И. Зорина [57], В.А. Кальней [186], В.А. Квартальнова [76,77,78,79], А.И. Сеселкина [149], СЕ. Шишова [186] и др заложены основы современного профессионального туристского образования, рассматриваются специфические особенности организации деятельности преподавателя и студентов в высшем туристском учебном заведении.

В своих научных работах И.В. Зорин дает анализ профессионального туристского образования, располагающегося в трехмерном пространстве: образовательном, туристском и профессиональном. По словам этого автора, педагогика воспринимает пространство как социальную среду, которая формирует личность специалиста. Образовательное пространство обеспечивает реализацию функций образования и воспитания; туристское пространство способствует развитию личности путем использования специфических туристских методов; профессиональное пространство отражает потребности субъектов туристской деятельности в кадровых ресурсах. Профессиональное туристское пространство, где профессиональное туристское образование является его составной частью, есть результат взаимодействия образовательного, туристского и профессионального пространств. Позитивные тенденции диверсификации способов взаимодействия преподавателя и студента на учебных занятиях сдерживаются неразрешенностью ряда противоречий, среди которых наиболее значимыми, являются следующие: 1) между избираемыми преподавателем педагогическими средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и неумением студентов переносить эти формы взаимодействия в русло своей профессиональной деятельности в сфере «человек - человек»; 2) между ориентацией содержания профессионального туристского образования на вооружение студентов знаниями по специальным дисциплинам и недостаточной подготовленностью студентов в коммуникативном плане; 3) между структурами общения, используемыми в учебном процессе в вузе и структурами общения между людьми вне учебного процесса, в жизни.

Необходимость разработки и внедрения модели взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач, обоснована результатами проведенного анализа на этапе констатирующего эксперимента, описанного в параграфе 2.1. первой главы данного исследования.

Изучение научной литературы [36,37,48,49,99,100,101,102,128,190,191] позволило провести теоретическую характеристику модели взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач.

Эффективная реализация этого взаимодействия в практической деятельности происходит с переменным успехом. Это зачастую связано с недостаточным знанием преподавателем механизмов взаимодействия со студентами на основе межличностного общения. Углубление содержания совместной деятельности, качество и эффективность образования достигаются не интенсификацией проводимых мероприятий, а прежде всего развитием творческого характера общения. Развитие творческих взаимоотношений в педагогическом процессе связано с добровольным принятием студентами стимулирующей роли преподавателя, которое проявляется в стремлении учиться у него, общаться с ним, подражать ему. Такие взаимоотношения требуют определенных личностных параметров самого преподавателя. К их числу относятся профессиональная компетентность, демонстрация заинтересованности в творческих проявлениях студентов, умение приобщить студентов к научно-поисковой деятельности, творческое отношение к делу и т.д. Именно в этом случае происходит освоение творческого опыта учебной и профессиональной деятельности, реализуется успешное взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач. [90,91,92,126]

Осуществление взаимодействия преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач приводит к повышению мотивации в обучении, активизации усвоения и закрепления полученных знаний, приобретению умений и навыков их профессионального практического применения. Творческая составляющая этого взаимодействия включает в себя различные формы и методы научно-поисковой деятельности, начиная с совместного решения различных типов учебно-творческих задач, изучения курсов по выбору, выполнения расширенных практических заданий, курсовых проектов и других видов работ, и заканчивая специализированными разделами обучения, подготовкой выпускной квалификационной работы, освоением дополнительных профилей и специальностей. Учебные и научные исследования, основанные на индивидуальных творческих особенностях и интересах, оказывают целенаправленное развивающее влияние и способствуют формированию профессионально-творческого самосознания студентов.

Похожие диссертации на Взаимодействие преподавателя и студента в процессе решения учебно-творческих задач