Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личность родителей и нравственная сфера детей Шатров Дмитрий Вячеславович

Личность родителей и нравственная сфера детей
<
Личность родителей и нравственная сфера детей Личность родителей и нравственная сфера детей Личность родителей и нравственная сфера детей Личность родителей и нравственная сфера детей Личность родителей и нравственная сфера детей Личность родителей и нравственная сфера детей Личность родителей и нравственная сфера детей Личность родителей и нравственная сфера детей Личность родителей и нравственная сфера детей Личность родителей и нравственная сфера детей Личность родителей и нравственная сфера детей Личность родителей и нравственная сфера детей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шатров Дмитрий Вячеславович. Личность родителей и нравственная сфера детей : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 СПб., 2006 209 с. РГБ ОД, 61:07-19/155

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Роль личности родителей в формировании нравственности ребёнка 12

1.1. Нравственная сфера ребёнка 12

1.1.1. Понимание нравственности в психологии 12

1.1.2. Нравственные компоненты психической организации ребёнка 13

1.2. Значение семьи для формирования нравственной направленности ребёнка 18

1.3. Личность родителей 25

1.3.1. Основные критерии зрелости личности 26

Как видно из представленных психологических подходов, нравственная зрелость является важным компонентом личностной зрелости 40

1.3.2. Нравственная зрелость 40

1.3.3. Зрелость мировоззренческих позиций 59

1.3.4. Зрелость межличностных отношений 64

Выводы к главе 1 80

ГЛАВА 2 Организация и методы эмпирического исследования 83

2.1. Программа, этапы и модель эмпирического исследования 83

2.2. Характеристика объекта исследования 87

2.3. Методики исследования нравственной сферы ребёнка 98

2.3. Методы и методики исследования эмоционального состояния ребёнка 108

2.4. Анкета для родителей 110

2.5. Методики исследования нравственной направленности и мировоззренческих характеристик родителей 111

2.6. Методики исследования детско-родительских взаимоотношений 116

2.7. Математические методы обработки результатов 118

ГЛАВА 3 Результаты эмпирического исследования влияния родителей на нравственную сферу ребенка 119

3.1. Результаты изучения нравственной сферы детей 119

3.2. Нравственные характеристики, мировоззренческие позиции родителей и нравственная сфера детей 128

3.3. Психологические характеристики отношений родителей с ребёнком и нравственная сфера детей 142

3.4. Согласованность родителей по показателям личностной зрелости и нравственная

сфера детей 150

Выводы к главе 3 160

Выводы 163

Заключение 166

Литература 169

Приложения 191

Введение к работе

Сегодня у большинства родителей и педагогов образовательных учреждений наблюдается склонность рассматривать развитие ребёнка как совершенствование умственных способностей, в то время как формирование личностности, нравственное становление воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Это приводит к тому, что сосредоточенность на умственных способностях, без внимания к нравственной сфере приводит к дисгармонии душевных сил личности. В результате из детей вырастают умные, ловкие и беспринципные люди, которые гораздо хуже, чем простые «невежи» (Безруких О., 1996).

Проблеме изучения нравственного компонента психической организации ребёнка уделялось большое внимание в исследованиях общетеоретического и прикладного плана как отечественных, так и зарубежных ученых (Божович Л.И., 1968; Запорожец А.В., 1955; Леонтьев А.Н., 1972; Пиаже Ж., 1997; Субботский Е.В., 1977, 1983, 1984; Эльконин Д.Б., 1960; Якобсон С.Г., 2003; Gilligan С, 1982; Kohlberg, L., 1976; Krebs D.L., 2000 и др.).

В психологии принято различать мораль как форму общественного сознания и нравственность как характеристику психологической структуры личности (Знаков В.В., 1999).

Непосредственное нравственное отношение к другому человеку является устойчивой характеристикой личности и проявляется вне зависимости от конкретных обстоятельств (ориентация на внутренние мотивы). В отличие от этого, поведение, опосредствованное внешними мотивами (долг, обязанности человека перед обществом, ряд правил и норм, которые должны соблюдаться в социуме), детерминировано и предполагает их соблюдение только в определенных обстоятельствах (Знаков В.В., 1999; Рубинштейн С.Л., 1957; Фельдштейн Д.И., 2005). Именно поэтому в процессе

воспитания наибольшее значение имеет эмоциональное отношение к моральным нормам, которое обеспечивает созревание внутренней мотивации поведения в ситуациях морального выбора.

Развитие нравственной сферы личности, формирование и воспитание нравственных качеств является одной из основных проблем психологического сопровождения детей на различных этапах социализации (Божович Л.И., Конникова Т.Е., 1975; Мухина B.C., 1999; Субботский Е.В., 1983; Якобсон С.Г., 1999, 2000, 2003).

На нравственную сферу старших дошкольников влияет множество факторов. Основным воздействующим фактором является родительская семья (Божович Л.И., 1995; Загик Л.В., 1994; Титаренко Т.М., 1985 и др.).

В становлении нравственной сферы личности основообразующим этапом выступает дошкольный возраст. Это период усвоения основных моральных норм, формирования личностного «стержня» и определения направления всего дальнейшего развития ребёнка как полноценного члена общества. Этот возраст отличается высокой интенсивностью психического развития: обогащением регистра переживаний, их осознанием и возникновением способности управлять собственными эмоциями, освоением языка эмоций, рождением культуры чувств. От качества и уровня развития этих функций зависит то, как будет проходить дальнейшее становление нравственной сферы личности (Божович Л.И., 1968; Мухина B.C., 1999).

Основным показателем выраженности нравственного компонента психической организации в старшем дошкольном возрасте является частота использования внутренних мотивов выбора стратегии поведения в ситуациях морального конфликта. Внутренние мотивы представляют собой голос совести, эмоциональное переживание «правильности» или «неправильности» поступка. Такое поведение спонтанно и не предполагает каких-либо внешних наград.

Актуальность исследования.

Проблема детско-родительских отношений освещена достаточно подробно в зарубежной и отечественной психологии.

Приверженцы психоаналитического направления не признавали влияние индивидуально-психологических черт родителей на личностные качества ребёнка (Фрейд А., 1999; Адлер А., 1998). В гуманистической теории родители рассматриваются как движущая сила развития ребёнка (Роджерс К., 2001; Маслоу А., 2001 и др.).

В отечественной психологии традиционно признается роль взрослого в психическом развитии ребенка (Выготский Л.С., 1999; Божович Л.И., 1995; Мухина B.C., 1999; Лисина М.И., 1997; Эльконин Д.Б. 1989 и др.). Психологи активно изучают структуру семейного воспитания (Захаров А.И., 1995, 1997, 1998; Спиваковская А.С., 1986; Варга А.Я., 1987), типы и тактики семейного воспитания (Спиваковская А.С., 2000; Эйдемиллер Э.Г., Юститскис В., 1999), влияние способов воздействия или типов семейного воспитания на развитие личности ребенка (Спиваковская А.С., 2000; Варга А.Я., 1987). Отечественные психологи отмечают изначальную активность ребёнка и её влияние на родительское поведение и отношение (Выготский Л.С., 1997; Леонтьев А.Н., 1972; Запорожец А.В., 1995; Эльконин Д.Б., 1960; Мухина B.C., 1999).

В зарубежной психологии проблему морального развития рассматривали традиционные психологические школы - психоанализ (Фрейд 3., 1991; Юнг К., 1995), бихевиоризм (Айзенк Г., 1999; Бандура А., 2000), когнитивизм (Kohlberg L., 1976; Eisenberg N., 1992; Gilligan С, 1982; Krebs D.L., 2000).

В рамках отечественной психологии разрабатывался мотивационно-деятельностный подход: моральное развитие - как усвоение образцов (Божович Л.И., 1968); моральное развитие - как ориентировочная деятельность (Гальперин П.Я., 1976); моральное развитие - как деятельность, регулируемая самооценкой (Якобсон С.Г., 2003).

Проблемы основного компонента саморегуляции действий ребёнка -взаимосвязи морального поведения с моральным сознанием и представлений о своих действиях рассматриваются в трудах И.С. Кона (1984), В.С.Мухиной (1999), С.Г. Якобсон (2003), L. Kohlberg (1976), Ж. Пиаже (1997), Е.В. Субботского (1977).

Связь морального поведения с эмоциональными переживаниями рассматривалась во многих экспериментальных исследованиях (Запорожец А.В., 1986; Мухина B.C., 1999; Эльконин Д.Б., 1960; Котырло В.К., 1977; Кошелева А.Д., 1985 и др.).

В качестве условий становления морального поведения выделяются такие факторы, как бытовая игра (Жуковская Р.И., 1963), внешний контроль (Субботский Е.В., 1977), знание детьми правил и умение их выполнять (Маркова Т.А., 1973), активная позиция личности (Божович Л.И., 1968), признание ребенка другими людьми и его эмоциональная включенность в деятельность (Запорожец А.В., 1986; Мухина B.C., 1999), групповое обсуждение совместных житейских ситуаций (Буре Р.С., 1982).

Процесс освоения человеком моральных норм, превращения их в "свои", довольно подробно прослежен в отечественной психологии (Божович Л.И., 1975, 1968; Кульчитская Е.И., 1983; Мухина B.C., 1999; Субботский Е.В., 1983, 1977, 1984; Якобсон С.Г., 2003 и др.). Практически неисследованной остаётся проблема влияния родителей на нравственную сферу личности ребёнка.

Учитывая всё вышесказанное, мы решили направить наше исследование на эмпирическое изучение влияния родителей (а точнее личностной зрелости родителей), на становление нравственной сферы личности ребёнка.

Цель исследования: изучение взаимосвязи характеристик личности родителей и нравственной сферы детей.

Гипотезы исследования.

  1. Существует связь между характеристиками нравственной сферы детей и их эмоциональным состоянием.

  2. Некоторые характеристики личностной зрелости родителей (нравственные характеристики, мировоззренческие позиции и психологические характеристики коммуникации с ребёнком) взаимосвязаны с компонентами нравственной сферы детей.

  3. Степень согласованности родителей по показателям нравственных, мировоззренческих позиций и по психологическим характеристикам коммуникации с ребёнком влияет на особенности нравственной сферы детей.

Задачи исследования:

  1. На основе теоретического анализа выявить те аспекты личности родителей, которые оказывают существенное влияние на развитие нравственной сферы детей;

  2. Подобрать психодиагностический инструментарий для оценки выявленных аспектов личности родителей и произвести их эмпирическую оценку;

  3. Провести теоретическое исследование нравственной сферы детей;

  4. Разработать методический комплекс для исследования уровня развития нравственной сферы детей и их эмоционального состояния;

  1. Осуществить эмпирическое изучение нравственной сферы детей и их эмоционального состояния;

  2. Выявить взаимосвязи между измеряемыми показателями особенностей личности родителей, нравственной сферой детей и их эмоциональным состоянием.

Предмет исследования - личность родителей и нравственная сфера детей.

Объект исследования - родители и их дети старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

теоретический конструкт о генезисе морального развития дошкольников, (Субботский Е.В., 1977);

теория о психологической природе морального выбора как основе саморегуляции (Якобсон С.Г., 2003);

культурно-историческая концепция (Выготский Л.С., 1983);

теория психического развития ребенка (Леонтьев А.Н., 1972; Запорожец А.В., 1955; Эльконин Д.Б., 1960);

концепция планомерно-поэтапного формирования человеческой деятельности (Гальперин П.Я., 1976);

субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Ананьев Б.Г., 1977; 2002; Платонов К.К., 1986; Рубинштейн С.Л., 1973);

психологические исследования нравственной сферы взрослых и детей (Братусь Б.С., 1985; Веселова Е.К., 2002; Дерманова И.Б., 2004; Знаков В.В., 1999; Kohlberg L., 1976; Божович Л.И., Конникова Т.Е., 1975; Ягловская В.К., 1988; Кошелева А.Д., 1985; Мухина B.C., 1999; Фельдштейн Д.И., 1969 и др.);

- концепция зрелости личности Г. Олпорта (2002).
Методы исследования:

Методики исследования нравственной сферы ребёнка: модифицированная методика И.Б. Дермановой «Сделаем вместе»; авторская методика «Ситуации морального выбора»; методика «Лица».

Методы и методики исследования эмоционального состояния ребёнка: тест тревожности Р. Темла, М. Дорки, В. Аменна; метод экспертной оценки эмоционального состояния ребёнка по И. Шванцаре.

Методы и методики исследования нравственной направленности и мировоззренческих характеристик родителей: методика «Друг-советчик - 2»; опросник «Эталон жизнедеятельности»; тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева.

Методики исследования семейных взаимоотношений: методика измерения родительских установок и реакций (PARI); методика «Анализ семейных взаимодействий» (АСВ).

Математические методы, использованные для обработки результатов: проверка нормальности распределения признаков посредством сопоставления отношений ассиметрии и эксцесса с их ошибками; ранговый корреляционный анализ; непараметрический дисперсионный анализ Крускала-Уоллиса; непараметрический дисперсионный анализ Манна-Уитни; корреляционный анализ Пирсона; факторный анализ.

Достоверность и обоснованность данных обеспечивается исходными теоретическими и методологическими основаниями, эмпирической проверкой теоретических положений, разработкой и использованием психодиагностического инструментария, применением методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Детям с более высокой нравственной направленностью (по показателям выраженности эмоционального и поведенческого компонентов нравственной сферы) присуще более благоприятное эмоциональное состояние, чем детям с низкой нравственной направленностью (по тем же показателям).

  2. Такие характеристики личности родителей как: конструктивность в принятии решения в ситуациях морального выбора, стремление к рациональному объяснению моральных норм, направленность на нравственные и экзистенциальные ценности, наличие цели в жизни и способности к контролю над собственной жизнью у родителей связаны с характеристиками нравственной сферы детей.

  3. Способность родителей к тёплым взаимоотношениям с ребёнком и отсутствие личных проблем, решаемых за счёт ребёнка, создают благоприятные условия для развития нравственной сферы детей.

4. Наличие хотя бы у одного родителя высокого уровня нравственной направленности, наличие у обоих родителей направленности на экзистенциальные ценности, одинаковый стиль эмоционального взаимодействия родителей с ребёнком позитивно влияют на нравственную сферу ребёнка.

Научная новизна и теоретическая значимость:

Теоретически обоснованы составляющие личностной зрелости родителей, которые могут влиять на нравственную сферу детей. Эмпирически исследованы психологические особенности влияния личностной зрелости родителей на нравственную сферу ребёнка - на осознанность моральных норм, моральную устойчивость, внутреннее и внешнее мотивирование выбора стратегии поведения в ситуациях морального выбора. Прослежено влияние согласованности основных показателей личностной зрелости родителей на нравственную сферу и эмоциональное состояние ребёнка. Получены связи между показателями нравственной сферы ребёнка и его эмоциональным состоянием. Разработан методический комплекс исследования нравственной сферы детей, который возможно использовать в практической работе психолога.

Практическая значимость:

Результаты исследования могут быть использованы:

в определении приоритетов воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;

в построении педагогами и психологами системы работы с родителями, в рамках повышения личностной зрелости (прежде всего, просвещение родителей и коррекция негативных воспитательных тенденций);

в прогнозировании психолого-педагогического сопровождения детей, поступающих в школы, по таким направлениям как: социальная адаптация, коррекция негативных личностных проявлений, нравственное и этическое воспитание;

- в психологической диагностике нравственного развития старших дошкольников.

Апробация работы и её внедрение:

Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре методов психологического исследования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Материалы диссертации были апробированы на 3 конференциях: международной конференции «Психология системного функционирования личности» (Саратов, 2004), научно-практической конференции «Ананьевские чтения» (СПб, 2004), международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов (СПб, 2005).

Результаты диссертации используются в экспериментальной работе Научно-методического центра Выборгского района Санкт-Петербурга и были доложены на научно-практической конференции «Воспитание социальной компетенции маленьких петербуржцев при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи» (СПб 2004).

Разработанный методический комплекс исследования нравственной сферы старших дошкольников используется в психологической практике ряда детских садов г. Санкт-Петербурга.

Структура и объём диссертации:

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст, включающий 22 таблицы и 19 рисунков, занимает 168 страниц. Общий объём - 209 страниц. Список литературы (22 страниц) включает 247 работ отечественных и зарубежных авторов, из них 9 на иностранных языках. В приложении (19 страниц) приведены результаты статистической обработки эмпирических данных, бланки методик, стимульный материал к методике «Ситуации морального выбора».

Нравственные компоненты психической организации ребёнка

В настоящее время в психологии принято различать мораль как форму общественного сознания и нравственность как характеристику психологической структуры личности (Знаков В.В., 1999).

Таким образом, мораль - это общественное явление, в котором представлены нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение членов общества (Козлова С.А., 2001). Смысл морали состоит в оценке человеческого поведения, в разрешении или запрещении каких-либо конкретных действий и поступков, поэтому она имеет свое выражение в моральном законе, который предписывает человеку конкретные формы поведения. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа. Выполнение моральных норм зачастую носит обязательный характер, это некая обязанность человека перед обществом. Социум в этом аспекте выступает не только как генератор моральных норм, но и как контролёр поведения человека. В случае соблюдения этих норм предполагается определенная награда, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и престижа до получения материальных или других благ. Несоблюдение же этих норм, наоборот, влечёт за собой общественное порицание, лишение каких-либо благ и наказание. Таким образом, моральное поведение является вынужденным и внешним по отношению к личностной ориентации человека. Морально зрелый человек может контролировать себя, своё поведение, способен усваивать моральные нормы общества и следовать им, но поведение в некоторых ситуациях морального выбора у такого человека может и отличаться от норм социума.

В отличие от морали, нравственность предполагает наличие у человека внутреннего нравственного регулятора. Для формирования человеческой личности, отмечает С.А. Козлова (2001), важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, тогда поведение можно считать нравственным. Нравственность - это внутренний голос совести, внутренние правила поведения, которым человек следует спонтанно, не задумываясь. Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение не предполагает каких-либо внешних наград и является внутренним и органичным. Нравственная зрелость предполагает не зависящее от внешних обстоятельств следование универсальным нормам поведения в ситуациях нравственного выбора (Знаков В.В., 1999).

Непосредственное нравственное отношение к другому человеку является устойчивой характеристикой личности, выражающейся в нравственных качествах, которые проявляются вне зависимости от конкретных обстоятельств. В отличие от этого, поведение, опосредствованное внешними моральными нормами, жёстко детерминировано и предполагает их соблюдение только в определенных обстоятельствах (Рубинштейн С.Л., 1957). «Нравственные качества - это комплексные образования, в которых в едином сплаве присутствуют и представления о нормах морали, и отношение к ним, и внутренняя потребность поступать в соответствии с ними» (Буре Р. С, 1978, с. 11).

Практически все исследования, посвященные нравственной сфере личности, сосредоточены на трёх концептуально различимых аспектах этого процесса: моральном суждении (как человек рассуждает о моральных ситуациях), моральном поведении (как он себя ведет в таких ситуациях) и моральных чувствах (что он при этом испытывает) (Корсини Р., Ауэрбах А., 2003). Основными подструктурами нравственности являются знание моральных норм, эмоциональное отношение к ним и выраженность этих норм в поведении (Майер У., 2001; Мухина B.C., 1999; Знаков В.В., 1999; Дерманова И.Б., Лебедева Н.В., 2002; Божович Л.И., 1968 и др.).

В исследованиях Е.К. Золотаревой (1993), Е.В. Субботского (1983), С.Г. Якобсон (1984) изучались детерминанты и механизмы морального выбора. Основными психологическими компонентами процесса детерминации морального выбора являются: знание моральных норм и соответствующего им поведения, сопоставление этих знаний со своим собственным поведением; осознанность необходимости и социальной значимости моральных норм; сформированность внутриличностного эмоционального отношения к моральным нормам. В этих исследованиях отмечается значимость для нравственной сферы процесса осмысления и переживания воображаемых ситуаций морального выбора и необходимость личностного осмысления данных ситуаций.

Когнитивный аспект нравственной сферы представлен в работах Ж. Пиаже и Л. Колберга, которые посвящены изучению моральных суждений. Когнитивный компонент нравственной сферы - моральные знания, представления, суждения, убеждения - это отражение определенного уровня морального сознания субъекта (Ардашева И.А., 2000).

Уровень нравственности субъекта определяется как уровнем суждений (как о своих действиях и поступках, так и других людей), так и общей линией его поведения, стилем взаимодействия с окружающими людьми.

Проблемы морального поведения, его взаимосвязь с моральным сознанием и представлениями о своих действиях рассматриваются в трудах И.С. Кона (1984), B.C. Мухиной (1999), L. Kohlberg (1976), Ж. Пиаже (1997), Е.В. Субботского (1977), С.Г. Якобсон (2003) и др.

Особенно большой пласт работ посвящен связи между моральными знаниями и поведением. Данная проблема с трудом поддается теоретическому осмыслению. Дело в том, что люди могут поступать сходным образом по совершенно разным соображениям, а те из них, кто находится на одном уровне развития моральных суждений, могут совершать противоположные поступки (Корсини Р., Ауэрбах А., 2003). Так, в экспериментах Е.В Субботского (1983) изучались отличия вербального поведения детей от реального. В результате оказалось, что знания моральных норм ребенку недостаточно для морального поведения.

В качестве условий, влияющих на моральное поведение, выделяются такие факторы, как бытовая игра (Жуковская Р.И., 1963), внешний контроль (Субботский Е.В., 1977), знание детьми правил и умение их выполнять (Маркова Т.А., 1973), контроль и оценка действий других (Боришевский М.И., 1966), активная позиция личности (Божович Л.И., 1968), признание ребенка другими людьми и его эмоциональная включенность в деятельность (Запорожец А.В., 1986; Мухина B.C., 1999), групповое обсуждение совместных житейских ситуаций (Буре Р.С., 1982).

Таким образом, нравственное сознание определяется знанием моральных норм и применением их в практике взаимодействия с другими людьми. Однако, необходимо отметить, что нравственная сфера не ограничивается перечисленными количественными характеристиками. Модальность мотивации является основной качественной характеристикой нравственности.

Зрелость мировоззренческих позиций

Нравственность личности человека нельзя рассматривать вне вопросов мировоззрения. «Становление нравственной личности связано с формированием индивидуального мировоззрения, решением экзистенциальных проблем и поиском смысла жизни» (Веселова Е.К., 2002, 193 с). Устойчивость нравственных убеждений индивида зависит от устойчивости его мировоззренческих позиций, их ситуативной изменчивости (Кон И.С., 1984). Мировоззрение входит в структуру личности наряду с направленностью, способностями, характером и т.д. (Ананьев Б.Г., 2002). Г. Олпорт (2002) отмечал, что зрелую личность характеризует способность систематически и последовательно выделять самое значимое в своей жизни и за счёт этого видеть целостную картину своей жизни. У зрелой личности присутствует система ценностей, содержащая главную цель, которая делает саму жизнь значимой. Мировоззрение является центральным компонентом картины мира человека. Картина мира - это имеющаяся у каждого человека индивидуальная система представлений о том, как устроен мир в различных его деталях. Мировоззрение - это ядро индивидуального образа мира, содержащее структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек, а также о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека (Леонтьев Д.А., 2004). Мировоззрение всегда индивидуально, не всегда осознано и соответствует реальному положению дел (Веселова Е.К., 2002; Леонтьев Д.А, 2004). Л.С. Выготский рассматривал мировоззрение в субъективном плане. Мировоззрение - это то, что характеризует все поведение человека в целом в его культурной части по отношению к внешнему миру. Мировоззрение отсутствует у ребёнка при рождении и вплоть до полового созревания. Выготский заменял мировоззрение в этом возрасте понятием «миродеиствие». Переход от миродействия к мировоззрению - есть сущность культурного развития. «По содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка» (Выготский Л.С, 1996, с. 745). С точки зрения экзистенционально-гуманистического подхода основа мировоззрения личности кроется в аспекте сущностных характеристик человека. В понимании В.Франкла это - прежде всего духовность, свобода и ответственность. Мировоззрение личности, по мнению Франкла, определяется особенностями ее позиции по отношению к жизни, смерти и своей судьбе (Франкл В., 1990). К. Роджерс отмечает ряд специфических характеристик мировоззрения самоактуализирующейся личности: открытость новому опыту, веру в свой организм, внутренний локус контроля (самостоятельность, независимость, ответственность), стремление существовать в процессе (роста и развития), в отличие от мировоззрения человека который относится положительно к себе и другим в случае их соответствия своим условным идеалам, и отрицательно в противоположном случае. (Роджерс К., 1994). Индивидуальная психология Альфреда Адлера ставит во главу угла мировоззрения главную жизненную цель. В общем виде - это цель достижения превосходства над другими. Мировоззрение, направленное на сотрудничество основывается на чувстве общности, так что личные достижения человека служат улучшению общественной жизни людей в целом (Адлер А., 1993). Исходя из социально-когнитивной теории, разработанной А. Бандурой, важными для формирования мировоззрения являются концепции личной эффективности - суждения личности о возможности достичь определенного уровня исполнения (вера в свою эффективность) (Фрейджер Р., Фейдимен Д., 2002). Д.А. Леонтьев (2004) выделяет в мировоззрении четыре аспекта: содержательный (постулаты на которых строится представления субъекта о закономерностях, действующих в мире); ценностный (система идеалов, задающая представление о том, каким мир должен быть); структурный (формирование психологической организации отдельных мировоззренческих постулатов в более или менее связное целое); функциональный (степень и характер влияния мировоззренческих структур на восприятие и осмысление человеком действительности и его поступки). Важнейшим компонентом мировоззрения в его ценностном аспекте, оказывающим наибольшее влияние на формирование нравственного сознания, являются идеалы, «как решающие жизненные цели, воплощающие в себе желаемый результат развития личности» (Веселова Е.К., 2002). Е.К. Веселова (2001) выделила следующие основные функции идеала: регулирующая (идеал влияет на выбор цели, к которой человек стремиться); нормативная (идеал определяет способ и характер деятельности, поведения человека); мотивирующая (идеалы интегрируют отдельные мотивы личности в единую мотивационную систему); интегрирующая (идеал интегрирует в единую мотивационную структуру когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты психики, идеал высшего уровня объединяет идеалы более низкого уровня). Одной из характеристик мировоззрения личности, формирующейся на основе ценностных ориентации, идеалов, является направленность жизнедеятельности. М.Я. Дворецкая (2003) выделяет три уровня жизнедеятельности: витальный (саморегуляция жизнедеятельности человека, актуализирует поведение человека, направленное на удовлетворение витальных потребностей); социальный (процессы целеполагания, комплекс социальных потребностей, реализующихся в совокупности разных социальных сфер и форм активности); экзистенциальный (поиск смысла жизни, смысловое наполнение жизни). Важной проблемой в рамках мировоззрения личности является определение ее смысла жизни. Иметь смысл жизни - значит быть источником жизни и тепла для других людей (Рубинштейн С.Л., 1973). В.Ф.Цымлов (1997) отмечает, что, размышляя над смыслом жизни, человек оценивает окружающий мир, выстраивает определенную иерархию ценностей, формирует для себя ценностные ориентации в зависимости от возраста и социального положения.

Смысложизненные ориентации человека не исчерпываются одной, хотя бы и очень важной идеей, жизненной целью, а представляют собой структурную иерархию «больших» и «малых» смыслов. Смысл жизни необходимо разделять с понятием «цель жизни». Оба эти понятия включают образ предвосхищаемого результата и обозначение главной линии жизни, основного результата, на который они направлены. Смысл жизни - суть, главное, основное в жизни и личностная значимость для человека этой сути. Понятие «цель жизни» более «интеллектуально» и, вместе с тем, более конкретно, более тесно связано с будущим результатом и практической деятельностью по его достижению. Наличие смысла жизни не обязательно предполагает постановку и формулирование определённой цели, так же как и поставленная субъектом цель вначале может не обладать значимостью смысла жизни (Чудновский В.Э. и др., 2004).

Методики исследования нравственной сферы ребёнка

Диагностика нравственной сферы дошкольников затруднена в связи с тем, что у детей в данном возрасте ещё не сформировано моральное самосознание, им сложно рассуждать на темы нравственности, оценивать объективно свои и чужие поступки, у них только начинает формироваться совесть. Психологических методик, исследующих качественные характеристики нравственной сферы дошкольников нет, несмотря на то, что такие личностные характеристики, как нравственно-мотивационная сфера и направленность являются весьма важными, по сути дела, ключевыми характеристиками личности, их знание помогает прогнозировать поведение, наметить дифференцированный подход в воспитательно-профилактической работе (Беличева С.А., (ред.), 1995). В связи с этим мы разработали авторскую методику «Ситуации морального выбора» и модифицировали методику И.Б. Дермановой.

Модифицированная методика И.Б. Дермановой «Сделаем вместе» Цель использования данной методики в нашем исследовании связана с возможностью выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребёнка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками. Это такие проявления, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнёром, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнёру по игре, забота о партнёре, желание поделиться с ним. Содержание модификации методики заключается в расширении диагностических ситуаций и усложнении системы оценки качественных характеристик нравственной сферы ребёнка. В ходе исследования, последовательно моделируются три диагностические ситуации, моделирующие поведение ребенка: - в игровой деятельности; - в учебной деятельности; -в бытовой (трудовой) деятельности. Во всех предложенных ситуациях участвуют два ребёнка одного возраста. При подборе пары необходимо учитывать, что дети скорее придерживаются нравственных норм при общении с теми, к кому они относятся с симпатией. Поэтому в пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это дети, малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой. Ситуация игровой деятельности: «Мозаика» В процессе исследования детям предъявляется нарисованный образец фигуры (см. приложение 2) и раздаются детали, необходимые для того, чтобы собрать данную фигуру. Детали делятся между детьми поровну. Дети собирают 3-4 фигуры (не считая тренировочной фигуры-образца). Если данное количество недостаточно для оценки, детям предъявляются ещё фигуры. Стимульный материал: крупная мозаика (различные геометрические фигуры), изображение мозаичных картинок. Проведение методики сопровождалось следующей инструкцией: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из неё можно составлять разные фигуры. Я раздам вам поровну детали, и вы должны будете вместе, по нарисованному образцу, составить фигуру. Давайте по этой картинке сложим фигуру. Попробуйте». После этого, детям предъявляется первая картинка и раздаются детали. Дети собирают первую картинку в качестве ознакомления. После того, как дети поняли суть работы, им предъявляются следующие картинки. Ситуация учебной деятельности: «Слова» В процессе исследования детям предлагается составлять слова из букв. Буквы делятся между детьми поровну. Дети составляют 3-4 слова (не считая тренировочного слова). Если данное количество недостаточно для оценки, детям предлагается составить ещё слова. Стимульный материал: набор букв алфавита. 100 Проведение методики сопровождалось следующей инструкцией: «Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы должны будете составлять эти слова. Я раздам вам поровну букв, и вы должны будете вместе составить слово. Давайте составим первое слово. Попробуйте». После этого, детям называется первое слово и раздаются буквы, необходимые для составления слова. Дети составляют первое слово в качестве ознакомления. После того, как дети поняли суть работы, им называются следующие слова. Ситуация бытовой (трудовой) деятельности: «Дежурство» В процессе исследования детям предлагается участвовать в дежурстве. Дети поливают цветы, убираются в группе, накрывают столы перед едой и убирают после еды. Проведение методики сопровождалось следующей инструкцией: «Ребята, сегодня вы вместе дежурите. Вам надо будет полить цветы, убраться в группе, накрыть столы перед едой и убраться после еды». В каждой ситуации исследования принимали участие трое экспертов, которые, используя формализованную карту, заносили в протокол все реплики и действия детей. Оценка каждого референта наблюдения производилась по следующим правилам: никогда не проявляется - 0 б.; проявляется изредка - 1 б.; проявляется постоянно - 2 б (таблица 2.1, 2.2, 2.3). Обеспечение надежности полученной информации обеспечивался привлечением трех независимых экспертов, определивших, что предложенные референты наблюдения соответствуют задачам диагностики особенностей нравственной направленности участников исследования в ситуациях взаимодействия со сверстниками. Коэффициент согласованности рассчитывался при помощи коэффициента корреляции Ч. Спирмена и составил rs=0,85.

Нравственные характеристики, мировоззренческие позиции родителей и нравственная сфера детей

По характеристикам нравственной направленности, в группе испытуемых родителей отмечается редкость мотивирования решения в ситуациях морального выбора и низкий нравственный релятивизм (см. таблицу 3.6). 129 В сфере детско-родительских отношений группа родителей характеризуется стремлением к вербализации при общении с ребёнком, партнёрскими отношениями матерей с детьми и уравненными отношениями с ребёнком со стороны отцов, высоким эмоциональным контактом с детьми у матерей и низкой фобией или страхом утраты ребёнка со стороны отцов (см. таблицу 3.6). Первичная статистика по остальным показателям представлена в приложении 9. В выборке испытуемых-родителей между мужчинами и женщинами по ряду показателей выявлены различия (см. таблицу 3.7). 130 Имеются следующие различия показателей нравственной направленности мужчин и женщин: у женщин более высокий индекс нравственности (р=0,000), они чаще мотивируют моральное решение (внешние мотивы р=0,001, внутренние мотивы р=0,000), мужчины отличаются большей конструктивностью в принятии морального решения (р=0,000). В мировоззренческой сфере можно отметить более зрелую религиозность женщин (р=0,000). Мужчины больше верят в способность осуществлять контроль над своей жизнью, чем женщины (р=0,003). В сфере семейного воспитания наблюдаются следующие различия: женщины более склонны к гиперпротекции (р=0,001), а мужчины к гипопротекции (р=0,000), к чрезмерности требований-запретов (р=0,000), неустойчивости стиля воспитания (0,006), у них чаще встречается неразвитость родительских чувств (р=0,000), они чаще предпочитают мужские качества (р=0,000). В ходе корреляционного анализа показателей нравственной сферы детей с показателями нравственных характеристик родителей были получены многочисленные корреляционные связи на однопроцентном и пятипроцентном уровне значимости (табл. 3.8.). При анализе данных были выявлены следующие корреляционные зависимости: Чем выше значение по показателю «положительная нравственная направленность ребёнка» (рис. 3.5), тем выше у матери «рационализация» (0,41), тем выше индекс нравственности отца (0,31), более выражена конструктивность принятия решения (0,37) и менее выражен нравственный релятивизм (-0,36) отца. Чем выше значение по показателю «отрицательная нравственная направленность ребёнка», тем ниже индекс нравственности матери (-0,28), тем меньше позитивных (-0,29) и больше уклончивых (0,29) ответов у отца. Кроме того, чем выше значения данного показателя, тем ниже у отца конструктивность принятия решения (-0,25) и выше у матери (0,34), 131 тем более выражен нравственный релятивизм у отца (0,56), тем менее выражена рационализация у матери (-0,29). Нравственная направленность родителей положительно коррелирует с нравственной направленностью ребёнка. При повышении значений по показателю «моральная устойчивость» ребёнка (рис. 3.5) отмечается повышение индекса нравственности матери (0,36), количество внутренних мотивов обоснования решения у матери (0,43), рационализации матери (0,40), конструктивности принятия решения у отца (0,86) и снижение нравственного релятивизма.

Похожие диссертации на Личность родителей и нравственная сфера детей