Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте Кирпиков Алексей Рафаилович

Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте
<
Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кирпиков Алексей Рафаилович. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2002 181 c. РГБ ОД, 61:03-19/91-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Понимание феномена одиночества в разных науках о человеке 16

1. Понятие одиночества в философии, социологии и медицине 16

2. Понятие одиночества в психологии 31

3. Эмпирические возможности исследования феномена одиночества в психологии 41

ГЛАВА ВТОРАЯ. Феноменология переживания одиночества в подростковом возрасте: негативные и позитивные аспекты 60

1. Переживание одиночества на разных возрастных этапах развития личности 60

2. Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте... 64

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Исследование переживания одиночества у современных подростков 75

1. Переживание одиночества подростком 75

2. Тендерные различия в особенностях переживания одиночества подростками 83

3. Типологические особенности переживания одиночества подростками 93

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Психологические формы поддержки подростков, переживающих одиночество 108

1. Психологическая поддержка подростков, переживающих одиночество 108

2. Развитие субъектной активности и позитивные аспекты переживания одиночества подростком 141

Заключение 155

Литература 158

Приложения 176

Введение к работе

Одиночество - одно из самых значимых переживаемых человеком состояний. То, что человек ощущает, воспринимает, чувствует, чего жаждет и о чем думает - никто не сможет пережить так, как он.

Противоположной стороной одиночества, данной человеку в переживании, является состояние единения с другими.

«Человек одинок и в то же время связан с другими. Он одинок в той мере, в какой он уникальное существо, нетождественное никому и осознающее себя отдельной особью. Он одинок, когда ему предстоит что-то оценить или принять какие-то решения самостоятельно» [108, 48].

Всякое значительное событие в жизни, всякое решение и ответственность за его принятие дают человеку возможность ощутить свое одиночество. Переживание одиночества может выступать как исходная обреченность на непонимание другими и как ситуативное переживание (отверженности, неприкаянно- сти, заброшенности).

Этимологически слово «одиночество» происходит от греческого Ц(7Т]а (монос), что означает: «остаться одному», «быть без других», т.к. эти другие ушли или умерли, потому что «они нас покинули», «оставили нас одних». Либо, наоборот, «мы их покинули», «убежали от них», «ушли в пустыню, чтобы там жить вдали от всех», вести монашескую жизнь.

В латинском языке есть слово «solitudo», означающее «покинутость», «быть без кого-то, кого в данный момент не хватает». В свою очередь лат. sol us происходит от sed-dus, что означает «оставаться сидящим на одном месте, когда другие ушли».

В то же время не случайно, что именно в русском языке существовали два понятия: одиначество и одиночество. Под одиначеством, в первую очередь, понималось согласие, единство и единение. Одиночество же было заимствованным словом и понималось как жи тие одному, без друзей, без товарищей. Слово «одинокий» имело значение «уединенный, отдельный, где мало жизни, сам по себе».

«Одиночиться» означало «дичиться или прятаться от людей, искать одиночества» [35, 652].

В данной работе изучаются позитивные и негативные аспекты переживания подростками одиночества и его влияние на особенности их личностного становления.

С переживанием одиночества часто связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего Я, осознание себя как личности и индивидуальности.

На разных стадиях развития и становления подростка одиночество может переживаться по-разному и вызывать множество проблем. Исходы переживаний могут быть альтернативными: переживаемое одиночество либо становится побуждением к раскрытию своих возможностей, ступенькой к поиску себя, либо - обстоятельством, ограничивающим развитие человека и даже иногда подводящим к суициду.

Современная ситуация в обществе характеризуется значительными структурными и динамическими изменениями в социальной, экономической и политической жизни. Дальнейшее расслоение общества, переход к рыночной экономике приводят к повышению напряженности в социальных отношениях и способствуют социальной разобщенности людей. В этих условиях поиск путей конструктивного решения проблем одиночества приобретает особую актуальность. В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, затрагивают пожилых людей и подростков как наименее социально защищенные группы. Исследователи подросткового возраста (И.В.Дубровина, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон и др.) отмечают, что особенно трудно приходится подросткам, находящимся в ситуации перехода от детства к взрослости, в ситуации становления и развития.

Именно в этот период подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность. Об этом свидетельствуют обращения подростков на телефон экстренной психологической помощи, в психологические службы для молодежи и подростков, в редакции газет и журналов.

Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития.

Специфика нашего исследования заключается в том, что оно направлено на изучение особенностей связи переживаемого одиночества с личностным становлением подростка в контексте анализа формируемых в этот период его жизни средств саморегуляции и субъектной активности. В связи с этим, на наш взгляд, чрезвычайно важным является овладение подростками средствами осознанной саморегуляции и рефлексивного управления своей активностью.

Объектом нашего исследования является одиночество в подростковом возрасте - одно из значимых для человека переживаний.

Предмет исследования - особенности переживания одиночества подростком, играющие роль в развитии его самостоятельности и личностном самоопределении.

Многие исследователи[108, 137, 161 и др.] рассматривают одиночество как универсальный человеческий опыт, возникающий из факта человеческого существования. Они выделяют типичные для нашего времени факторы, обуславливающие содержательные характеристики сегодняшнего одиночества: изменение структуры современной семьи; необходимость высокой пространственной мобильности; расшатывание религиозных традиций; появление недоверия к государственным и экономическим структурам; технологизацию и компьютеризацию современного общества.

Общим компонентом в переживании одиночества, по их мнению, является недооценка себя и, в связи с этим появляющееся ощущение собственной незначимости. Это объясняет тот факт, что «одиночество в наше время воспринимается исключительно негативно» [154, 25].

Д.Гэв (D.Gaev) определяет одиночество как чувство печали и тоски, возникающее в результате невозможности построения желаемых отношений с определенными аспектами окружающего мира [161].

Конструктивной противоположностью одиночества, по ее мнению, является умение быть наедине с собой.

Гэв рассматривает одиночество с точки зрения различных уровней его проявления, выделяя два основных: экзистенциальный и патологический (тягостно переживаемый).

Экзистенциальное одиночество (как исходная обреченность на непонимание другими) является частью человеческого существования. Оно включает в себя осознание своей разделенности с другими, поиски идентичности и смысла жизни.

Источником экзистенциального одиночества является факт уникальности и единственности опыта каждого человека, факт человеческой экзистенции. Тягостно переживаемое одиночество (патологическое по Д. Гэв) предполагает часто хроническую разобщенность с самим собой и другими, являющуюся следствием невозможности построения и сохранения желаемых отношений со значимыми другими или результатом фрустрации потребности в социальной включенности.

Тягостно переживаемое одиночество, по мнению Гэв, характеризуется 4-мя компонентами:

Отсутствием контакта с самим собой.

Неспособностью к преодолению эмоциональных барьеров с другими.

Неспособностью и неумением найти свое место в социальном сообществе.

Утратой смысла собственной жизни.

В то же время, по мнению К.Мустакаса (C.Moustakas) - «Одиночество - это условие жизни человека, опыт человеческого существования, который дает индивидууму возможность поддерживать, расширять и углублять его человеческую природу. Человек, в конечном счете, всегда одинок, живет ли он в изоляции или болезни, ощущает ли он утрату после смерти любимого существа или острое чувство радости в триумфе созидания. Я верю, что каждому человеку необходимо признать свое одиночество и четко осознать, что, в конечном счете, в каждый миг своего бытия человек одинок, - ужасающе, совершенно одинок. Усилия, предпринимаемые для того, чтобы ускользнуть от экзистенциального переживания одиночества могут привести только к самоотчуждению. Когда человек избегает фундаментальной правды жизни, когда ему удается успешно отрицать ужасное одиночество индивидуального существования, он лишает себя одного из значительных средств своего собственного развития» [73,277].

В таком понимании одиночества присутствует известная доля фатальности и обреченности. Это осознается самими экзистенциалистами. Одни из них при этом ищут выход в Боге, другие - в стремлении быть сверхчеловеком, третьи - в признании и принятии этого факта. Нам наиболее близка позиция третьих. Как писал Р. М. Рильке (R.M.Rilke): «Мы одиноки. Можно обманывать себя или делать вид, что это не так. Но насколько лучше признать это и из этого исходить» [224,43].

Это подводит нас к мысли, что осознание и признание своего одиночества можно рассматривать как одно из условий человеческого развития и один из критериев личностной зрелости. Подростки переживают одиночество, приобретая опыт расставания со старыми ценностями, опыт утраты близких взаимоотношений, опыт потери какой-то части себя самого. Недобровольность и вынужденность этого переживания, обостряют чувство бессилия и беспомощности. Часто это приводит к сомнениям в собственной значимости, утрате доверия к миру и себе, к отчуждению и изоляции.

Подростки остро ощущают ситуацию экзистенциального перелома: они одновременно хотят удовлетворять свои потребности в самостоятельности и независимости, но также и в близости, и социальной включенности и, поэтому остро переживают критические ситуации межличностных отношений (разрыв дружеских связей, непонимание взрослыми и ровесниками).

Переживание одиночества у подростков связано не только с ситуацией межличностных отношений, но и с потерей смысла собственного существования и появлением ощущения экзистенциальной разобщенности людей.

Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны - они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом» [70, 185].

Подростки (почти все) еще не задумываются о смысле жизни. Они чаще раздумывают над тем (чувствуют, прежде всего) любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.

Подростков потрясает осознание одиночества, осознание того, что они никому не нужны и нигде не могут найти поддержки. Они чувствуют себя беспомощными и в то же время теряют доверие к окружающим. Им не к кому пойти, не к кому обратиться, и никто в тот момент, включая их самих, как им кажется, не может помочь им удовлетворить их потребности.

Одиночество, таким образом, часто переживается тягостно и воспринимается как момент остановки собственной активности, что часто приводит к нарушению привычной жизнедеятельности. Подростки, на наш взгляд, еще недостаточно овладели средствами рефлексивного контроля за своими состояниями и поведением.

По мнению Г.Салливана, именно подростки испытывают одиночество, в своей наиболее завершенной и страшной форме.

Все переживания подростка находят отражение в картине его поведения, в импульсивности поступков и слов. Правда, многое еще зависит от природной организации человека (темперамента).

В целостной же картине поведения подростка переживания, связанные с одиночеством, попытки любыми средствами преодолеть одиночество часто становятся причиной отклоняющегося поведения, порождают трудности личностного развития. Это и вынуждает исследователей обращаться к проблемам восприятия и переживания подростком различных аспектов одиночества и вести поиск средств, облегчающих подростку этот круг переживаний, помогающих ему отыскать наиболее конструктивный выход в различных ситуациях остро переживаемого одиночества.

В нашей работе мы используем термин «восприятие» в смысле отражения в сознании самого человека переживаний, его душевного состояния. Речь идет о восприятии непредметной реальности: психическое, идеальное может восприниматься только через его материализацию. Восприятие опосредовано жестами, мимикой, взглядом, позой и словом. Мы понимаем восприятие как рефлексию своего переживания и рассматриваем восприятие на всех уровнях функционирования психического: уровне чувственного образа, уровне значения и уровне личностного смысла (А. Н. Леонтьев).

Под переживанием мы понимаем эмоциональную сторону жизненного акта (значимого события в жизни человека), выражаемую через соотношение с самооценкой и уровнем притязаний (Л.Сэв, 1972). Кроме того, мы считаем, что «переживание как психический феномен - это всегда проживание (чувствование, преодоление, претерпевание) ситуации и пересмотр ее, а также своего инструментария, задействованного в данной ситуации. Именно в нем происходит совмещение непосредственных чувствований и знаковых средств переработки информации. Не будет преувеличением сказать, что большую часть переживаний составляют попытки субъекта осознать составляющие постоянно осущест вляемой саморегуляции активности, попытки оценить возможности и результаты использования инструментария, которым человек к этому времени овладел». [77, 23-24].

Новизна исследования:

В работе проводится подробный анализ литературы по проблеме подросткового одиночества (особенно англо-немецкой, не переведенной еще на русский язык и не представленной в отечественных исследованиях). Выявляется специфика психологического анализа одиночества как переживания (отличного от анализа одиночества в философии, социологии и медицине).

Разработан и апробирован блок методик как инструмент для исследования переживания одиночества.

Рассматриваются и анализируются специфические особенности переживания одиночества в подростковом возрасте, переживаемые как «недостаток поддержки со стороны значимых других» и как «поиск смыслов жизнедеятельности». Субъективные репрезентанты одиночества и выявленная в ходе эмпирического исследования типология переживания одиночества исследуются во взаимодействии с репрезентантами саморегуляции (приемлемые и предпочитаемые для подростков цели, освоенные умения, образы управляющих воздействий, оценка переживания успеха или неудачи). Определяется связь переживаемого одиночества с развитием рефлексии. Изучаются позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте, описываются конкретные формы психологической поддержки и помощи подростку. Разработана тренин-говая программа, позволяющая подростку видеть в переживании одиночества позитивные аспекты и продуктивно использовать его возможности для полноценной жизни в обществе.

Теоретическая и практическая значимость:

В работе на модели переживаемого подростком одиночества предлагаются пути развития субъектной активности, не только способствующие продуктивному разрешению проблем одиночества, но и общему совершенствованию механизмов осознанной саморегуляции. Всесторонне исследуются личностно значимые переживания подростком своего одиночества. Сопоставлены различные подходы к изучению одиночества и выявлена специфика собственно психологических аспектов исследования.

Проводится дальнейшая разработка теоретических конструктов анализа одиночества Э.Элбинга. Особое внимание уделено исследованию позитивных аспектов одиночества как условий развития рефлексии и осознанной регуляции своих усилий, в свою очередь способствующих личностному росту и развитию субъектной активности подростка.

Практическая значимость исследования объясняется возможностью применения полученных результатов для оказания психологической поддержки подросткам, тягостно переживающим одиночество (что является необходимым в практической работе школьной психологической службы, служб экстренной психологической помощи и психологического консультирования) и помощи учителю в его воспитательной работе. В исследовании представлена технология развития самостоятельности подростка в процессе совладайия с неприятными, тягостными моментами переживания одиночества. Подросток, овладевший этой технологией, умеет находить и видеть в одиночестве позитивные стороны, использовать период одиночества для решения своих проблем и начинает формировать такие личностные качества, как активность, инициативность, ответственность.

Материалы исследования включены в спецкурсы для педагогов и педагогов-психологов: «Феноменология одиночества в подростковом возрасте».

Методологической и теоретической базой нашего исследования является разрабатываемый в отечественной (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков) и зарубежной (Ш.Бюлер, К.Роджерс, Э.Элбинг др.) психологии субъектный подход и особое внимание к подростку как к человеку, проходящему наиболее важную стадию становления субъектности - по К.Роджерсу «адаптированность», в отечественной психологии - «освоение», т.е. обретение инструментария, позволяющего заново осваивать жизненные ситуации (С.Л.Рубинштейн, А.К.Абульханова-Славская, О.А.Конопкин, В.И.Моросанова, А.К.Осницкий).

Методологическая база исследования - концепция освоения подростком субъектной активности (Осницкий А.К.) - стала основанием и для разработки практической технологии помощи подростку в совладании с тягостными и непродуктивными переживаниями одиночества.

Цели, задачи, организация и методика исследования: Исследование проводилось в течение 1997-2001 годов. Всего в нем приняло участие 293 подростка различных школ г. Ижевска и Удмуртской Республики (из них 162 девушки и 131 мальчик) в возрасте от 12 до 17 лет.

Целью нашей работы является выявление позитивных аспектов переживания одиночества в подростковом возрасте.

Основная гипотеза формулируется следующим образом: Мы предполагаем, что с одной стороны, овладение подростками рефлексией и целеполагающеи активностью способствует более продуктивно му переживанию одиночества, с другой - состояние одиночества, является одним из необходимых условий для развития рефлексии и постижения средств целеполагающеи активности. Многие подростки еще не в состоянии видеть позитивные аспекты переживания одиночества в связи с недостаточной сформированностью регуляторных средств, позволяющих конструктивно решать возникающие проблемы.

Для достижения данной цели и проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:

1. На материале анализа литературных данных и эмпирического исследования изучить феноменологию переживаний одиночества у современных подростков.

2. Проанализировать связь различных аспектов переживания одиночест • ва с развитием рефлексии и осознанной регуляции произвольной активности.

3. Разработать средства психологической поддержки подростков, переживающих одиночество, помогающие им выявить позитивные стороны одиночества, способствующие их личностному развитию.

В основном исследовании приняли участие 76 подростков различных школ г. Ижевска в возрасте от 12 до 16 лет (из них 52 девушки и 24 мальчика).

На этапе пилотажных исследований использовался широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала (наблюдение, интервью, анкетирование, анализ документов).

При проведении основного исследования применялся анкетный опрос, включающий в себя:

Заполнение анкеты, разработанной нами для изучения особенностей восприятия и переживания одиночества подростками. Анкета состоит из 12 незаконченных предложений, дающих информацию об отношении подростков к переживанию одиночества и особенностях освоения ими опыта субъектной активности (см. приложение 2).

Метод исследования субъективной картины жизненного пути личности - «каузометрия» (авторы Е. И. Головаха и А. А. Кроник [32, 77]). Использование данного метода дает нам дополнительную информацию об особенностях освоения субъектного опыта подростком, помогает отследить, на фоне каких событий происходит переживание одиночества.

3. Опросник социально-психологической адаптированности (авторы К. Роджерс и Р. Даймонд, в редакции А. К. Осницкого [76, 56]). Мы использовали показатели адаптированности/дезадаптированности в качестве индикаторов успешности/неуспешности освоения инструментария, позволяющего подростку плодотворно решать возникающие жизненные ситуации.

4. Калифорнийская шкала одиночества (авторы Д.Рассел, Л.Пепло, К.Кутрона [58, 212]) - под одиночеством здесь понимается неудовлетворенность социальными отношениями - далее это одиночество мы будем называть «переживаемое как отсутствие поддержки значимыми другими» и обозначим как Оь 5. Опросник одиночества как потери ценностей и смысла жизни (авторы Э.Элбинг и К. Ханель) - под одиночеством здесь понимается переживание утраты идентичности, идеи, смысла жизни, значимой цели и ценностей - далее это одиночество мы будем называть «переживаемое как поиск смыслов жизнедеятельности» и обозначим как (. (Текст опросника приводится в приложении 3). На наш взгляд, вряд ли можно рассматривать одиночество как единый феномен.

В нашей работе мы не рассматриваем одиночество юродивых, калек, инвалидов и других людей, обделенных судьбой. В центре нашего внимания находится исследование особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте. Для нас было важно ответить на следующие вопросы: В чем заключается неоднозначность феномена одиночества? Какое одиночество у подростков преобладает - переживаемое от «недостатка поддержки значимыми другими» или «переживаемое как поиск смыслов жизнедеятельности»? Чаще подро- f стки переживают одиночество как состояние тягостное или плодотворное? На фоне каких событий подростки переживают одиночество и с какими их личностными характеристиками оно может быть связано?

И, наконец, какие формы психологической поддержки подростков, тягостно переживающих одиночество, существуют? В нашей работе мы не затрагиваем клинические аспекты одиночества (патологии) и рассматриваем переживание одиночества как нормальное состояние человека развивающегося, как одно из условий его полноценной самореализации и личностной зрелости.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одиночество в подростковом возрасте может переживаться по- разному: чаще одиночество переживается негативно, как момент нежела- тельный (связанный с недооценкой себя, непониманием и недостатком под держки со стороны значимых других, ограничением собственной активности); значительно реже, но конструктивнее, переживание одиночества под росток может превратить в средство саморазвития, самопознания, самореализации.

Переживание одиночества, связанное с дефицитом поддержки со стороны значимых других, часто компенсируются поиском суррогатов активности и взаимодействия, устойчивыми аффективными реакциями и аффективным поведением. Переживания одиночества, связанные с поиском смыслов жизнедеятельности (особенно на этапе перехода к юности) могут способствовать развитию недостающих составляющих опыта субъектной активности, таких как ценностно-мотивационный, рефлексивный, привычной активизации, операциональный и опыт взаимодействия Своевременная специально организованная поддержка подростка в освоении рефлексии и целеполагающей активности вооружает подростка средствами конструктивного переживания одиночества, способствует позитивному решению проблем, возникающих в связи с переживанием одиночества, формированию системы осознанной саморегуляции, что помогает ему стать более самостоятельным.

На этой основе созданы и могут совершенствоваться далее средства практической помощи подросткам в форме тренингов и практических занятий.

Понятие одиночества в философии, социологии и медицине

В нашей работе мы рассматриваем одиночество, прежде всего, в европейской, западной традиции. В древнегреческой философии мы почти не находим упоминания об одиночестве. Г. В. Гегель, описывал эллинское сознание как наполненное теплом и омытое солнечным светом - в противоположность несчастному сознанию, символизируемому сначала ветхозаветным сознанием человека, а затем отшельническим сознанием человека средних веков.

По Платону условием достижения истины, добра и красоты является путь дружбы.

Аристотель также в «Никомаховой этике» посвятил немало страниц описанию достоинств дружбы, отметив при этом и значение индивидуального развития.

Древние греки больше думали над тем, как избежать одиночества, считая самым приемлемы и оптимальным путь дружбы.

Для Платона и Аристотеля человек был немыслим без процветающего полиса. Счастье индивида имело место только в контексте разумно устроенного общества.

И только в александрийский период мы обнаруживаем человека, отде ленного от своих собратьев. Самодостаточность человека уже не основывалась на принадлежности к полису. «Отныне путь к его спасению должен был рас крываться как личный и, таким образом, как одинокий путь» [21, 59].

Если эпикурейцы еще утверждали зависимость человека от нескольких особенно близких людей, то скептики отвергали саму возможность длительности и постоянства чего-либо, включая и постоянство собственного Я

С развитием христианства возрастала и потребность в компенсации чувства разобщенности и покинутости. Средневековому человеку удалось найти средство избавления от одиночества - это была абсолютная сущность, с которой всегда можно вступить в контакт, можно ей молиться. Но затем тяжкие страдания привели человека к пониманию своей отстраненности и отделенно-сти даже от Бога.

Все же особо следует отметить, что именно в то время уже были вскрыты позитивные стороны одиночества в личностном становлении человека, в прояснении его взаимоотношений с миром.

С завершением средневекового этапа развития человек начинает обра щаться все больше не к абсолютному и вечному Богу, а к самому человеку, его универсальной сущности (Г. В. Гегель), понятию родовой сущности (Л. Фейер ь бах), понятию классового сознания (К. Маркс). И «как только человек понимает свое истинное сущностное положение и в той мере, насколько он его понимает, он становится безнадежно одиноким. Теперь он по своему усмотрению создает любое отношение и допускает любое значение, которое только позволит ему избежать своего одиночества» [21, 65].

На закате Ренессанса мы отмечаем, начиная с М.Монтеня, сосредоточение внимания на личности человека - проблеме его личностной идентичности. Затем у Р.Декарта проявляется более отчетливое осознание собственной субъективности и метафизического одиночества. Философия сосредоточивает свое внимание на проблематике отношений между воспринимающим, самосоз нающим Я и его знанием о внешнем мире и другом сознании, что нашло свое выражение во взглядах Лейбница, в его учении о монадах. » Гегелевское понятие отчужденности тоже является своеобразной моде лью одиночества. Речь идет о человеке, отчужденном от Бога. Эта же идея присутствует во взглядах Л. Фейербаха, рассматривающего человека как отчужденного от родовой сущности и от своих собратьев. Вслед за ними К. Маркс полагает, что в условиях капитализма, отдельный индивид в обществе, основанном на конкуренции, отчужден от себя самого и своих сограждан в результате развития технологии. Человек может преодолеть отчуждение путем расширяющейся гуманизации. Отметим, что отчужденность, а, следовательно, и переживаемое с ним одиночество эти мыслители трактуют, как словно оно было бы болезнью, как нечто преодолимое при определенных условиях (например, растворение личности в «абсолютной» системе, или посредством изменения самой экономической системы).

С конца 19 века появляется еще один подход к одиночеству - подход экзистенциалистский. Человек, согласно этому подходу, в сущности, одинок и потому жалок и напуган. Предтечами этого подхода были Б. Паскаль, С. Кьер-кегор, Ф. Ницше.

Согласно Б. Паскалю человек заброшен в бессмысленное бытие. На фоне бесконечной и пустой вселенной он в ужасе сталкивается со своим собствен ным одиночеством. Чувство покинутости и изолированности от других - это боль каждого человека с того момента, как только мы осознаем крайнюю условность нашего бытия и метафизическую изгнанность.

Ф. Ницше также утверждает, что со смертью Бога человек сразу же оказывается в ситуации одиночества. В своем труде «Так говорил Заратустра» Ницше пишет, что «все мы и каждый из нас в отдельности приговорены к метафизическому одиночеству» [68, 131].

Понятие одиночества в психологии

Представители психодинамического подхода не обошли стороной проблему одиночества (3. Фрейд, Д. Боулби (J.Bolby, 1973); М. Клейн (M.Klein, 1980); А. Фрейд (A.Freud, 1954); Э. Фромм-Райхманн (F.Fromm-Reichmann, 1959); Г. Салливан (H.S.Sullivan), 1953; Д. Винникот (D.W.Winnicott, 1958) и др.). Как правило, это были небольшие по объему работы, посвященные становлению раннего детского Я. Одиночество рассматривалось в рамках теории влечений, как следствие их неудачного преодоления. Центральной темой этих исследований стала возможность конструктивного разделения себя и замещающего объекта.

У 3. Фрейда нет специальной работы, которая бы исследовала проблему одиночества. Тем не менее, именно после него одиночество стало рассматриваться как эмоциональное переживание (1930). Именно 3. Фрейду удалось выделить антропологический (экзистенциальный) и психологический уровни одиночества.

Так Фрейд пишет об «океаническом чувстве», представляющем собой бесконечность, ощущение вечности и безграничности, что является примитив ной формой сознания, недифференцированного Я. Это Я, подобно «дионисий-скому началу» Ф. Ницше, сливается с универсумом, объединяя Я и мир.

Дифференцированное Я, напротив, является показателем успешного разделения Я и интроецированного замещающего объекта. Первоначальное Я не обладает еще самосознанием, которым обладает зрелое, дифференцированное Я. Вместе с процессом дифференциации у индивида возникает ощущение, что прежнего единства уже никогда больше не будет. Вместе с приобретением опыта потерь и разлук приходит осознание факта, что прошлое единство связано с другими, что наряду с собственным Я существуют Я других и что собственная важность и значимость вовсе не является такой значимой для других и окружающего мира, как это было во время детского ощущения всемогущества.

Рефлексивное сознание способствует опыту собственной экзистенции, одновременно приводя к осознанию собственной незначительности. Это спо собствует осознанию угрожающей пустоты абсолютной разобщенности. Про исходит осознание себя как «одного», как единицы, имеющей опыт индивиду ального существования и почти ничего не значимой для мира. И этот опыт яв ляется причиной ужасного страха перед одиночеством и изоляцией. Желание избежать этого вызывает потребность в привязанности и общности с другими.

Другой представитель этого направления - Г. Салливан относит одиночество к пяти основным потребностям человека: таким как голод, жажда, сон, удовольствие и одиночество. Одиночество представляет собой обратную сторону потребности в соци альной включенности; оно является своего рода врожденным свойством орга низма, которое на разных ступенях развития по-разному проявляется. Если по требность в близости не удовлетворяется, то человек переживает одиночество. Чаще всего оно возникает вследствие неудовлетворенности в детстве отноше ниями с родителями, что приводит в дальнейшем к утрате доверия и защищен t ности, формированию «социальной неловкости». Это, в свою очередь, способ ствует появлению опасения отвержения, неприятия другими и вызывает переживание одиночества.

Э. Фромм-Райхманн (1959) определяет одиночество как экстремальное, обусловленное негативным и неприятным опытом, состояние. Источником одиночества она считает ранний детский опыт, в особенности связанный с ранним лишением материнской нежности.

Опираясь на свой опыт работы с больными шизофренией, она выделяет одиночество шизофренического и депрессивного характера.

Одиночество шизофренического типа характеризуется непреодолимой преградой с окружающим миром, одиночество же депрессивного типа - интересом к межличностным отношениям.

Одинокий человек испытывает страх остаться одному, ибо тогда он утрачивает способность к осознанию границ Я и мира.

Д. Боулби подчеркивает особую роль детства для возникновения переживания одиночества. Жизнь в одиночестве представляет собой естественный источник опасности, появляющийся из-за страха разлуки. На этот страх особое влияние имеют ранние отношения матери и ребенка.

Особенности переживания одиночества взрослыми обусловлены во многом спецификой их детского опыта: 1. Доступностью в любую минуту человека, которому доверяешь. 2. Возникающим в детстве чувством доверия. 3. Качеством родительских отношений.

Первое, по мнению Боулби, способствует снижению страха разлуки, второе - формированию устойчивой жизненной позиции, третье - накоплению опыта поддержки вместо отвержения.

Переживание одиночества на разных возрастных этапах развития личности

Совместное бытие и одиночество - это два полюса человеческой жизни. В одно и то же время они взаимовлияют и обуславливают друг друга. Эта точка зрения нашла свое выражение, в первую очередь, в работах философского и теологического характера (К.Ясперс, 1948; М.Бубер, 1965). По их мнению, истинная индивидуальность или сообщество возможны только посредством коммуникации, через диалогические отношения. Эта точка зрения исходит из понимания психики индивида как единства знания и переживания.

Сообщество является необходимым условием для существования и развертывания индивидуального бытия. В то же время испытывать одиночество и чувствовать свою принадлежность к сообществу может только конкретный человек.

Одиночество как возможность продуктивно быть одному и совместное бытие с другими взаимообусловливают друг друга. Мы придерживаемся этой точки зрения в противовес подходу, рассматривающему их как нарушение социального контакта, сети социальных отношений, которое необходимо преодолеть при помощи лечения или других средств внешнего влияния. На наш взгляд, рассмотрение одиночества исключительно как патологической формы бытия, как клинической проблемы и дефицита социальных умений является ограниченным.

Разделенность с другими, возможность быть наедине с собой, отделение от других, обращенность к самому себе представляют собой скорее экзистенциальные формы человеческого бытия и личностного становления. Тот, кто не в состоянии найти путь к самому себе, тот также не в состоянии найти и дорогу к другому. Тот, кто избегает встречи и контакта с самим собой, лишает себя возможности задуматься о своей жизни; этот человек способен, в лучшем случае, на установление поверхностных отношений с другими именно потому, что понимание опасений, надежд и чаяний других людей напрямую связано с осознанием собственного опыта.

Итак, быть с другими и быть отдельно от других - это две стороны человеческой жизни, тесно переплетающиеся друг с другом.

Способность быть одному является необходимым условием совместных отношений. Конструктивные отношения предполагают индивидуальную свободу. Значит, одиночество не может быть рассматриваемо только с негативной точки зрения.

Мы рассматриваем человека, с одной стороны, как автора собственной жизни, способного к рефлексии и целеполагающей активности, как индивидуальность, ориентированную на автономию и саморазвитие, а, с другой стороны, как общественное существо, ориентированное на общность с другими и в разной степени зависимое от других. В случае предпочтения только одной стороны, например, второй, одиночество становится показателем девиантного поведения, воспринимается негативно и становится клинической проблемой. И, наоборот, если акцент делается на индивидуальности человека и его независимости от других, то это может привести к крайнему индивидуализму. Для человека важно уметь обратиться к себе и осознать свою единичность и единственность, чтобы стать самим собой. Это необходимое, но недостаточное условие для полноценного личностного развития. Способность быть наедине с собой, обратиться к собственным ресурсам и возможностям является одним из условий самореализации в обществе.

Точно так же и наличие опыта социальных связей, социальной принадлежности и признания другими является необходимым условием плодотворной возможности быть наедине с собой.

Итак, переживание одиночества играет важную роль в личностном ста новлении человека. И, прежде чем мы подробно рассмотрим, как воспринима ют одиночество современные подростки, нам хотелось бы еще раз уточнить само понятие одиночества. Для этого мы обратимся к точке зрения Э.Элбинга (1991), которую мы разделяем в нашем эмпирическом исследовании.

Э.Элбинг предлагает следующую модель одиночества. Модель включает в себя многоуровневый подход к одиночеству. Он рассматривает одиночество на антропологическом, физическом (уровне объективной реальности) и на психическом уровне, имеющем свою особую структуру.

Антропологический уровень представлен двумя полюсами, человек как общественное существо, опирающееся на идею социального бытия, и человек как автономное существо (экзистенциальное одиночество по Д.Гэв).

Жизнь человека требует общности, но начинается и заканчивается разлукой. Разлука является неизбежным атрибутом жизни, определяет ее изменения и влияет на ее развитие. Уметь быть одному точно также важно, как и быть с другими. Это необходимость, элементарная потребность, предпосылка и результат многих социальных и личностных процессов.

Физический уровень представляет, с одной стороны, объективное сотрудничество с другими, а, с другой, - объективную отдаленность от них. Совместное пребывание с другими и переживание одиночества на этом уровне являются объективно наблюдаемым (физическим) совместным пребыванием и (физическим) разделением с другими.

Психический уровень (уровень переживания) представляет собой переживание разделенности или общности с другими. Переживание разделенности может быть позитивным, индифферентным или негативным. Переживание общности также может быть позитивным - «быть друг для друга», индифферентным - «быть рядом друг с другом» и негативным - «испытывать враждебность друг к другу».

Переживание одиночества подростком

На основании специально составленной нами анкеты, бесед с подростками, в том числе и обратившихся в психологическую консультацию и на телефон экстренной психологической помощи по проблеме одиночества, нами был проведен контент-анализ особенностей восприятия и переживания одиночества современными подростками. Всего в нашем исследовании приняли участие 293 подростка, из них 162 девушки-подростки и 131 - мальчики-подростки в возрасте от 12 до 17 лет. В основном исследовании участвовали 76 подростков, из них 52 девушки и 24 юноши от 12 до 16 лет.

Нами были получены данные о степени социально-психологической адаптированности исследуемых подростков (шкала СПА Роджерса и Даймонд), данные о степени выраженности одиночества (Калифорнийская шкала одиночества Рассела Д., измеряющая одиночество как неудовлетворенность социальными отношениями). Данные, полученные по этой шкале, мы далее будем называть «переживание одиночества как отсутствия поддержки со стороны значимых других» и для краткости обозначать как О і. Мы использовали также опросник одиночества Элбинга, где под одиночеством понимается утрата, потеря идентичности, идеи, смысла, значимой цели и ценностей (такое одиночество далее мы будем называть «переживаемым как поиск смыслов жизнедеятельности» и обозначим как О і).

Также нами были получены данные о значимых событиях в жизни участвующих в исследовании подростков. Для этой цели мы использовали метод изучения субъективной картины жизненного пути личности «Каузометрия», авторы Головаха Е.И., Кроник А.А. Полученные нами эмпирические данные были подвергнуты корреляционному и факторному анализу, а также процедуре выделения наибольших корреляционных путей по Л. Выханду.

Нами были получены следующие результаты: 29% исследуемых нами подростков воспринимают и переживают одиночество только негативно, 55% видят в одиночестве как негативные, так и позитивные стороны, и только 16% подростков видят в одиночестве позитивные возможности. Мы можем предположить, что именно в подростковом возрасте происходит переход, медленный и постепенный, к пониманию и восприятию одиночества как продуктивного переживания.

В то же время 80% исследуемых нами подростков воспринимают и пере живают одиночество как собственную заброшенность и покинутость, как вы нужденное и тягостное эмоциональное состояние, возникающее в результате неудавшихся отношений (разрыв дружеских связей, предательство, разочаро вание, отсутствие друзей и близких), когда «ты никому не нужен», «вокруг тебя никого нет, ты один и холод в душе, каторга», «вынужден делать один и никто тебе не поможет», «тебя все бросили, предали», т.е. ситуация, когда ты физиче ски один и от того возникает «пустота души».

По нашим данным 10% подростков воспринимают и переживают одино чество как вынужденное подчинение давлению группы, ведущее к зависимости и отказу от проявлений собственной индивидуальности: «никто не понимает», «меня не замечают», «все вокруг тебя, а ты - один», «ты среди других, физически не один, но все словно чужие». 5% подростков, принявших участие в исследовании, воспринимают и переживают одиночество как состояние скуки: «скучно», «нечем заняться», «я ничего не хочу». И лишь 5%, из числа опрошенных нами подростков, воспринимают и пе реживают одиночество как желаемое уединение, «когда человек один - он не одинок», когда «можешь делать все, что угодно», когда «никто не нужен и ты хочешь побыть один», «можешь сделать и обдумать, что другие не должны » знать», «можешь подумать о жизни и о себе», «когда легко и приятно». И хотя 55% подростков видят в одиночестве и позитивные и негативные возможности, а 16% воспринимают его позитивно (когнитивная сторона вое приятия), лишь 5% подростков переживают его как состояние, когда «легко и приятно», «весело и плохо», как состояние «между счастьем и несчастьем» (позитивный аспект). Вероятно, это может быть связано с амбивалентностью подростка как основной характеристикой возраста: с точки зрения социальной желательности и когнитивно (рассуждая) они стремятся убедить себя и других в том, что одиночество это и благо и, одновременно, боятся его, переживая страх и ужас. Для подростков, переживающих одиночество как брошенность и покинутость, характерными являются личностно-значимые события, способствующие появлению переживания одиночества:

Похожие диссертации на Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте