Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников Байчорова Лариса Шамильевна

Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников
<
Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Байчорова Лариса Шамильевна. Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Карачаевск, 2004 157 c. РГБ ОД, 61:05-19/18

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические подходы к исследованию социальной идентичности.

1.1 Идентичность как базовая потребность . 16

1.2 Социальная идентичность как продукт взаимодействия между обществом и личностью.

1.3 Этническая идентичность как способ вхождения в социальный мир.

ГЛАВА II. Этнокультура как средство приспособления и ориентации в окружающем мире. 66

2.1 Роль культуры в современном обществе. 66

2.2 Этнокультура как основа образа мира . 76

2.3 Бытовая этнокультура, ее компоненты. 85

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальное исследование бытовой этнокультуры старшеклассников. 105

3.1. Организация и методы экспериментального исследования 105

3.2. Интерпретация средних статистических значений полученных данных.

3.3 Интерпретация результатов корреляционного анализа 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127

ЛИТЕРАТУРА 131

ПРИЛОЖЕНИЕ 152

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. События, произошедшие на рубеже ХХ-ХХІ в. в., обусловили качественные изменения в социально-экономической, культурно-исторической и национально-политической структуре общества. Межэтнические отношения стали важнейшей и неблагополучной частью социальной реальности. Обойти межэтнические проблемы невозможно, так как они угрожают самой целостности России, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, считающих себя единым народом, нереально.

В условиях радикальных социальных преобразований, социальной нестабильности усиливаются процессы, характеризующиеся всплеском осознания гражданами России своей этнической идентичности. Социальная нестабильность резко актуализирует потребность в присоединенности и социальных связях - солидарности, идентичности, принадлежности к группе. Ощущение нестабильности окружающего мира снижает оптимизм человека и его желание смотреть вперед. Все больше людей, в том числе молодых, склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего это этносы, приобретают существенное значение в жизни подрастающего поколения. В этой ситуации человек нередко начинает преувеличивать позитивное отличие своей этнической группы от других. В связи с этим остро встает проблема этнической идентичности личности.

Проблема этнической идентичности не нова. Различным аспектам этнической идентичности посвящено множество исследований (И.А.Арабов, А.И.Донцов, И.Б.Котова, B.C. Мухина, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г.Стефаненко, Ж.Т.Уталиева, Э.Эриксон,.У. Солдатова, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов, и др.).

Концепция этнической идентичности понимается как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, который развивается в ходе жизнедеятельности совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии.

Этническая идентичность является частью социальной идентичности, которая формируется в процессе социализации. Понятие «социализация» имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии, социологии, педагогике, философии. Вопросы социализации личности нашли широкое отражение в работах известных ученых Г.М.Андреевой, И.С.Кона, И.Б.Котовой, А.Маслоу, А.В.Мудрика, М.Мид, Б.Д.Парыгина, А.В.Петровского, К.Роджерса, В.А.Сухомлинского, М.Херсковиц, Е.Н.Шиянова и др. Одной из основных функций социализации является формирование личности, адекватно отражающей социальную ситуацию и способной взять на себя решение наиболее важных общественно - значимых задач, а также эстафировать свою духовность живущим в этом обществе, стране, семье и в едином цивилизационном пространстве.

Традиционно этнос относят к мезофакторам социализации. В отечественной и зарубежной науке имеются различные классификации факторов социализации. Согласно классификации, предложенной А.В.Мудриком (1991), выделяются три группы факторов социализации: 1) макрофакторы - космос, планета, мир, страна, общество, государство; 2) мезофакторы - этнос, место и тип поселения, средства массовой коммуникации; 3) микрофакторы - семья, группы сверстников, учебные, профессиональные, общественные группы и др.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но и нельзя абсолютизировать его влияние. К примеру, доказано, что все народы стремятся воспитывать своих детей

трудолюбивыми, смелыми, честными. Различия заключаются в том, каким образом осуществляются социализация и воспитание детей.

Любые этнокультурные проблемы связаны с вхождением ребенка в культуру своего народа - инкультурацией. Согласно М.Херсковиц, в процессе социализации происходит интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. А в процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. В таком контексте становится понятным то, что наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания, которое, на наш взгляд, отражает бытовую этнокультуру.

Актуальность темы исследования определяется современными требованиями к школе - воспитывать у подрастающего поколения толерантное отношение к другим народам и через восприятие культуры своего и сопредельных народов приобщать подрастающее поколение к пониманию мировой культуры и общечеловеческих ценностей.

Молодежи предстоит выбрать социальную группу, с которой выражается готовность идентифицировать себя. Конфликт или просто противоречия с родителями и в целом с миром взрослых резко обостряются в условиях нестабильности: ценности старшего поколения обесценены, стереотипы на глазах разрушаются так же, как и образцы поведения, перспектива повторения опыта предшествующих поколений не привлекает. Все это не способствует сохранению авторитета взрослых и осложняет процесс формирования социальной идентичности, в том числе этнической идентичности.

Конфликт с миром взрослых развивается и в школе, которая, будучи относительно консервативным социальным институтом, переживает вместе с обществом радикальные изменения. В советской школе не был реализован

психолого-педагогический потенциал этнокультуры, учебно-воспитательный процесс осуществлялся без должного учета специфики жизни и деятельности представителей различных этносов, а обучение и воспитание были ориентированы на формирование усредненной унифицированной личности. Сегодня школа ищет новые, нетрадиционные формы организации, а также пытается во многом изменить стиль взаимоотношения с детьми.

Практика показывает, что в школах Карачаево-Черкесии отсутствует целенаправленная работа по оптимизации процесса этнической идентификации старшеклассников, недостаточен арсенал использования элементов бытовой этнокультуры в образовательном процессе. Старшеклассник находится на пороге взрослой жизни. Ему предстоит войти и адаптироваться в новых социальных группах. Встает вопрос, каков психолого-педагогический потенциал этнокультуры, который обеспечивал бы успешное вхождение молодого человека в новые социальные группы. В связи с этим возникает необходимость теоретических и практических исследований детерминантов этнической идентичности, особенно у молодежи.

Многочисленность аспектов рассматриваемой проблемы,

ограниченность эмпирического материала по определению детерминантов этнической идентичности, в частности у старшеклассников, в условиях общеобразовательных школ многонациональных регионов, потребность в этнокультурной консолидации народов и развитии гармоничной личности, направленной на миротворческую созидательную деятельность, обусловили выбор темы научного исследования.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: какие психолого-педагогические условия способствуют усилению роли бытовой этнокультуры в становлении этнической идентичности старшеклассников.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - процесс этнической идентификации старшеклассников.

Предмет исследования - механизмы и условия влияния бытовой этнокультуры на этническую идентичность старшеклассника.

Гипотезы исследования:

Процесс образования в школе будет в полной мере способствовать этнической идентификации личности старшеклассника, если:

содержание школьного образования направлено на удовлетворение этнокультурных потребностей личности старшеклассника;

учитываются механизмы и условия влияния бытовой этнокультуры на этническую идентичность;

определены основные компоненты бытовой этнокультуры;

разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программа этнокультурного развития старшеклассников.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать и обобщить основные теоретические подходы в отечественной и зарубежной науке к исследованию этнической идентичности.

  1. Охарактеризовать бытовую этнокультуру, определить ее основные компоненты.

3. Выявить связь между бытовой этнокультурой и этнической
идентичностью старшеклассников с применением методов
статистистического анализа.

4. Разработать методические рекомендации для учителей, школьных
психологов по формированию и развитию бытовой этнокультуры
старшеклассников, как детерминанты позитивной этнической идентичности.

Методологической основой исследования стали культурно-историческая теория Л.С.Выготского, раскрывающая механизмы присвоения культурно-исторического опыта и вхождения личности в социум; положения психологии социального познания об особенностях конструирования образа социального мира (Г.М. Андреева); принцип деятельностного опосредования

личностных смыслов (А.Г.Асмолов, Д.А.Леонтьев); представления о смысловой сфере как интегрирующем начале личности, определяющим ее самотождественность и динамику (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев и др.); emic подход, согласно которому изучаются систематические связи между пихологическими переменными, т.е. внутренним миром человека и этнокультурными переменными на уровне этнической общности (Д.Мид, Т.Г.Стефаненко).

Теоретической основой исследования стали теоретико-эмпирические
исследования, посвященные проблемам личности, индивидуальности и
деятельности (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов,
В.В.Белоус, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,

А.В.Петровский, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн и др.); социализации личности (И.С.Кон, И.Б.Котова, А.Маслоу, А.В.Мудрик, Е.Н.Шиянов и др.); становления этнической идентичности (Ж.Пиаже, Т.Г.Стефаненко, Э.Эриксон и др.); этнокультурной направленности образования (Р.Г.Абдулатипов, И.А.Арабов, А.А.Сусоколов, В.К.Шаповалов и др.); концепция, что общность представлений является детерминантом психологической целостности этноса (А.И.Донцов).

Для проверки гипотез и решения задач исследования использовались следующие методы и методики исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической, этнографической, культурологической литературы по теме исследования, беседа, наблюдение, анкетирование, статистический и сравнительный анализ полученных данных.

Базой исследования явились средние школы г.Карачаевска и Карачаевского района. Всего охвачено восемь школ. Из них три школы городские (СОШ №1, СОШ №3 и СОШ № 6 г. Карачаевска), пять школ сельских (СОШ а.Верхний Учкулан, СОШ а. Карт-Джурт, СОШ а. Хурзук, СОШ. а.Верхняя Мара, СОШ а. Верхняя Теберда). В контексте нашего исследования особенность сельских школ в том, что учащиеся находятся в

монокультурной среде. Особенность городских школ в том, что учащиеся находятся в поликультурной среде.

Испытуемые - учащиеся 10-11 классов. Всего в эксперименте приняли участие 441 учащийся в возрасте 14-16 лет. Из них 238 девочек и 203 мальчика; 386 учащихся карачаевской национальности и 55 учащихся других национальностей.

Организация и этапы исследования. Научное исследование осуществлялось с 2001 по 2004 годы и проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2001- 2002гг.) - определение темы, осуществление анализа литературы, подбор методик исследования, разработка программы исследования.

Второй этап (2002-2003гг.) - продолжение анализа литературы, подбор методик исследования, беседы со старшеклассниками, проведение диагностики типов этнической идентичности старшеклассников, самооценки их реального и желаемого уровня владения этнокультурой.

Третий этап (2003-2004гг.) - статистический анализ и обобщение данных, полученных в ходе исследования, оформление диссертации.

Первоначально планировалось провести сравнительный анализ результатов испытуемых - учащихся карачаевцев и других национальностей. Но результаты испытуемых других национальностей не были включены в статистический анализ в силу следующих причин: во-первых, выборка оказалось малочисленной (55 человек) в силу того, что учащиеся других национальностей (не карачаевцы) были только в городских школах, во-вторых, после изъятия бланков, где ответы были не полностью, количество выборки в этой группе сократилось до 18, то есть выборка оказалась незначительной. В третьих, данная выборка оказалась очень разнородной (русские, черкесы, абазины, татары, осетины, грузины, лакцы, греки, азербайджанцы, армяне, турки, поляки). В результате чего статистическому анализу были подвергнуты результаты 312 (из 441) учащихся карачаевской национальности (168 девушек и 144 юноши).

Научная новизна исследования заключается в определении роли бытовой этнокультуры в становлении этнической идентичности; в уточнении понятия бытовой этнокультуры; выявлении самооценки реального и желаемого уровня владения бытовой этнокультурой старшеклассников; в установлении взаимосвязи компонентов бытовой этнокультуры с типами этнической идентичности; в разработке некоторых условий продуктивного влияния бытовой этнокультуры на личность учащегося.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены и охарактеризованы основные направления и тенденции изучения идентичности как важнейшей психической структуры личности, этнической идентичности как способа вхождения личности в социальный мир, этнокультуры как средства приспособления и ориентации в окружающем мире в трудах отечественных и зарубежных исследователей; проведен их сопоставительный анализ, выделены ведущие идеи, определена их научная ценность, установлены взаимосвязи этнической идентичности и бытовой этнокультуры.

Диссертационное исследование вносит существенный вклад в развитие теоретических представлений о феномене этнической идентичности и ее детерминантов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный методический инструментарий, направленный на диагностику детерминантов этнической идентичности и формирование позитивной идентичности, представляет собой дальнейшее развитие теории социальной идентичности. Разработанная и апробированная программа воспитания бытовой этнокультуры может быть рекомендована для применения в общеобразовательных школах, включена в учебные курсы по этнопсихологии и психологии социального познания. Результаты исследования могут быть также использованы для научно-методического обеспечения работы школьной психологической службы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходной позиции, разнообразием теоретического и эмпирического материалов; подбором методов и методик, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативным объемом выборки; стандартизацией процедуры исследования; использованием методов математико-статистического анализа данных.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Психолого-педагогическая сущность процесса этнической
идентификации старшеклассника состоит в осуществлении психолого-
педагогических воздействий, способствующих самоопределению им себя как
субъекта этнической общности.

  1. Структура содержания психолого-педагогических воздействий, способствующих оптимизации и коррекции процесса этнической идентификации старшеклассника, представлена тремя основными компонентами: когнитивным, направленным на развитие способности структурировать и анализировать информацию этнокультурного и поликультурного содержания; эмоциональным, формирующим положительное отношение как к собственной, так и к другим этническим общностям; поведенческим, обеспечивающим выработку навыков проявления этнической идентичности в поведении и деятельности старшеклассников.

  2. Бытовая этнокультура усваивается не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. В таком контексте основными компонентами бытовой этнокультуры являются родной язык - система ориентиров, необходимых для деятельности человека в окружающем мире; традиции - регуляторы социотипического поведения; народные бытовые танцы — процесс уравновешивания со средой.

4. В этнокультурном наследии предков заложены психолого-педагогические условия формирования позитивной этнической идентичности. Интегрированные воспитательные мероприятия школы и семьи, основанные на усвоении бытовой этнокультуры, будут способствовать формированию позитивной этнической идентичности, толерантности и готовности к межэтническим контактам старшеклассников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогической психологии Карачаево-Черкесского государственного университета, на региональных и научно-практических конференциях.

Основные результаты, полученные в ходе исследования, были использованы при чтении лекций по этнопсихологии, психологии социального познания студентам факультета психологии в Карачаево-Черкесском государственном университете и на уроках родного языка в СОШ № 1, №3 и № 6 г. Карачаевска.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 286 источников, в том числе 264 - на русском, 22 - на английском языке, приложений. Анализ результатов представлен в виде таблиц, гистограмм. Объем основного текста диссертации составляет 139 страниц, общий объем -166 страниц.

В первой главе дается обзор основных теоретических и эмпирических работ, рассматривающих идентичность как базовую потребность, анализируются концепции теории социальной идентичности, этнической идентификации как способа вхождения в социальный мир.

В современной теории человеческих потребностей потребность в идентичности выходит по значимости на одно из первых мест. На одно из центральных мест в современной социальной теории концепцию идентичности вывел Э.Эриксон. Анализ идентичности как важнейшей

психической структуры не только личности, но и группы начал проводиться в рамках когнитивистского направления.

Особую остроту в ситуации социальной нестабильности приобретает проблема социальной идентичности, в рамках которой строится образ - Я.

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности (В.С.Агеев, А.Г.Асмолов, Е.Ц.Данзанова, Г.У.Кцоева, Н.М.Лебедева, В.П.Левкович, А.А.Леонтьев, А.Б.Мулдашева, Л.И.Науменко, НГ.Панкова, В.Н.Павленко, В.Ф.Петренко, Ю.В.Платонов, Л.Г.Почебут, С.В.Рыжова, Г.У.Солдатова Г.В.Старовойтова, Т.Г.Стефаненко, Е.И.Шлягина, П.Трусов, А.С.Филиппов, Е.И. Шлягина и др.).

Этническая идентификация является одним из способов вхождения личности в социальный мир. К настоящему времени предложено несколько моделей развития этнической идентичности, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы и содержание его этапов.

Во второй главе раскрыта роль культуры в современном обществе, рассмотрены функции культуры, факторы этнокультуры, охарактеризована бытовая этнокультура (язык, традиции и обычаи, танцы).

Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Практически все определения культуры едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Разноплановые определения понятия «культура» связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями.

Культура многоаспектна и многофункциональна, она отражает структуру социальной действительности и является механизмом адаптации, передачи социального опыта. Выделяют следующие функции культуры: адаптационную, познавательную, информационную, коммуникативную, нормативную, социорегулятивную, человекотворческую.

Все регуляторы социотипического поведения можно объединить понятием «традиция». Традиция каждой культуры имеет целостный характер и представляет собой сложную систему взаимосвязанных между собой элементов - обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека.

У карачаевцев, как и других народов Северного Кавказа, нет слов, обозначающих разницу понятий «традиция» и «обычай». Их общим названием является слово «адет», свод правил поведения, который переводится и как «традиция», и как «обычай». Адет распространяется на общественную жизнь людей и на быт, охватывает семейно-бытовые отношения и поэтому, на наш взгляд, является значимым компонентом бытовой этнокультуры.

Одним из значимых компонентов бытовой этнокультуры является народный танец, который не только фиксирует время, но и определяет культурное пространство жизни этноса, прежде всего социальное. В танце ярче наблюдается процесс идентификации человека и коллектива.

Третья глава посвящена описанию экспериментального исследования бытовой этнокультуры старшеклассников, анализу результатов.

С целью диагностики этнической идентичности старшеклассников была использована методическая разработка «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).

С целью диагностики реального и желаемого уровня владения этнокультурой и компонентами бытовой этнокультуры была использована методика «Самооценка уровня владения культурой», разработанная нами.

Предметом исследования послужили 18 показателей.

В заключении представлены основные выводы диссертации, которые отражены в изложенных выше положениях, выносимых на защиту, указываются возможности применения полученных результатов и перспективы разработки данной проблемы.

Основные результаты, полученные в ходе исследования, были апробированы и внедрены при чтении лекций по этнопсихологии, психологии социального познания на факультете психологии в Карачаево-Черкесском государственном университете и на уроках родного языка в школах г. Карачаевска.

Идентичность как базовая потребность

Восприятие и познание формируют специфическую картину мира, и в соответствии с нею мы действуем в окружающем мире. Потребности и мотивы занимают как бы промежуточное место между образами и реальностью. Побуждая или не побуждая к действию, они сокращают или удлиняют дистанцию между установочными образованиями и нашими поступками. Особое влияние на поведение оказывают базовые потребности. К числу базовых потребностей психологи относят и потребность в идентичности, в принадлежности.

Идентичность - это отождествление (тождество определяется «такой же», «вполне сходный»), В основе этого феномена лежит действие механизма сравнения явлений, предметов и образов. Сравнение, как известно, одно из существенных условий познания. Отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида в социальной перцепции понимается как идентификация. Идентификация как целенаправленный процесс заключается в определении сходства - различия между двумя личностями в сознании каждого из общающихся людей в отдельности. Отождествление, возникающее вследствие обнаруживаемого (осознанно или неосознанно) сходства, формирует ощущение целостности, неразрывности взаимодействующих субъектов.

Свое начало исследования идентичности берут в психоанализе. Понятие «идентификация» впервые было использовано З.Фрейдом в 1914г. в работе «Групповая психология и анализ Эго». Он рассматривал идентификацию не только как эмоциональную бессознательную связь ребенка с родителями, но и как важный механизм взаимодействия между индивидом и социальной группой [273]. В этой работе был обозначен потенциал идентификации как понятия, разделяемого членами группы, общего для них, что открыло возможность исследования природы группы, основы ее сплоченности [209].

Согласно Н.Н. Авдеевой, идентификация - это «установление в процессе отражения объектов внешнего мира (материальных или идеальных), специфической эмоциональной связи между субъектом и отражаемым объектом, содержанием которой является непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом» [5, с.6-7]. Отождествление двух субъектов друг с другом отражается не только на когнитивном уровне, но и сопровождается сопереживанием (эмпатией). Эмоциональная идентификация (эмпатия) без когнитивного отождествления характерна для дружеских отношений, особенно имеющих длительную историю (в частности, сохранение дружеских связей с раннего возраста). Как показали исследования, эмпатия (как эмоциональный отклик на переживания другого) должна различаться на сопереживание и сочувствие. Сопереживание - это переживание тех же чувств, которые испытывает другой, но в основе его лежит потребность в собственном благополучии. Сочувствие - тоже переживание, но более сложной и осознанной формы; оно переживается субъектом более «бескорыстно», то есть безотносительно к своему благополучию. Е.С. Кузьмин и В.Е. Семенова выделяют и действенную эмпатию (соучастие). Соучастие - это не только переживание за другого (в форме сопереживания или сочувствия), но и содействие. Таким образом, во взаимодействии людей проявляется когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [121].

Термин «идентичность» довольно быстро приобрел статус аналитического понятия и стал активно использоваться в исследованиях многих актуальных вопросов, касающихся этноса. При этом было конкретизировано его содержание, и идентичность стала пониматься как процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей своего внешнего окружения, стремление актуализировать в своей личности такие черты, которые имеют важное и жизненно необходимое значение в данных условиях.

Проблема идентичности тесно связана с «Я - концепцией», которая предполагает, что у индивида существует некое внутриличностное ядро -«Я», - отбирающее и интегрирующее всю значимую и отбрасывающее всю незначимую информацию. «Я» здесь вовсе не равно личности, это некий феномен, характеризуемый внутренним единством, близкий к понятию самосознания, которое складывается из представлений человека о себе и для себя, а также из представлений о себе для других.

Проблеме «Я - концепции» в психологии большое внимание уделяют как западные психологи (К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Крайг, Д.Нельсон, О.Джеймс, З.Фрейд, К.Левин, Ш.Самюэль и др.), так и отечественные (Г.Абрамова, И.Кон, И.Лисина, К.Непомнящая, Ю.Орлов, А.Петровский, В.Столин, И-Чеснокова, и др.)

Термин «Я» многозначен. Он включает в себя телесное чувство, образ тела, самотождественность («Я» - это делящаяся целостность), протяженность («Я» - это мои мысли, мои вещи, моя группа, моя религия), является точкой отсчета (эгоцентризм).

«Я - концепция» выступает в виде некоторого образца, устойчивой мерки, с помощью которой осуществляется сравнение и намечается общая программа поведения человека. Она возникает не из какого-то духовного стремления личности к самоопределению, а как следствие стремления к эффективной жизни и деятельности. Чем определенней эта программа поведения человека, тем отчетливее его цели и идеалы.

Р.Бернс дает такое определение «Я - концепции»: «Это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» Описательную составляющую «Я - концепции» он называет «образом «Я» или «картиной Я», что включает в себя отношение к себе, самооценку принятие себя [46]. «Я - концепция» выполняет важные функции в жизни человека: обеспечивает внутреннюю согласованность знаний человека о самом себе, способствует интерпретации и мотивации нового опыта и является источником ожидания определенных действий по отношению к себе. «Я» -концепция играет важную роль в формировании целостной личности. Она важна для людей потому, что она представляет собой совокупность восприятий самого себя или набор средств, с помощью которых люди взаимодействуют с жизнью. «Я — концепция» является определяющей в развитии личности [151].

Рассогласование с «Я - концепцией» настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Обнаружив расхождение между «Я - концепцией» и своим поведением человек ищет пути уменьшения чувства вины или тревоги, начинает приписывать себе благовидные «хорошие» мотивы. Если бы воспоминание сохранялось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты. Чтобы познать себя и изменить в нужном направлении, нужно знать, что происходит «в глубине души» для защиты от рассогласований с представлением о себе. Эта защита может происходить и на сознательном и на бессознательном уровне [175].

Стремление защитить «Я» - концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения [3]. Если же возникает дисгармония собственного образа и окружающего мира, то это препятствует адекватному поведению в этом мире, а сам образ социального мира начинает разрушаться.

В современной теории человеческих потребностей потребность в идентичности выходит по значимости на одно из первых мест [268]. О.Надлер рассматривает ее как первейшую и фундаментальную потребность личности, альтернатива которой - дезорганизация и смерть [273]. Особое внимание потребности в идентичности уделяли ученые психоаналитического направления. Э.Фромм включал потребность идентичности в число универсальных человеческих потребностей. Он определял идентичность как «...безусловный психобиологический принцип поведения, обусловленный необходимостью выжить», она «вырастает из самих условий человеческого существования и является источником наиболее сильных стремлений» [237]. По мнению Э.Фромма, именно потребность в идентичности стоит за стремлением людей обрести социальный статус и за проявлениями конформизма, как одного из четырех описанных им психологических механизмов «бегства от свободы» [237]. Э.Эриксон, рассматривая психосоциальную идентичность, определял ее как необходимое условие для сохранения здоровья индивида, его внутренней целостности и стабильности, как важную личностную потребность [271].

А.Маслоу и Г.Мюррей отводили для потребности в идентичности почетное место в своих иерархических моделях потребностей сферы человека. А.Маслоу включал ее в число потребностей «роста» [276], удовлетворить которые возможно в социальных отношениях, а Г.Мюррей обозначал как потребность в аффилиации [273].

Этнокультура как основа образа мира

Еще в 1923 с СМ. Широкогоров дал следующее определение этноса: «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых его от таковых других групп» [250]. Современное определение этноса как группы людей, связанных единством своего происхождения и общностью культуры, включая язык, является практически общепризнанным [17; 26; 250].

Территория, где функционирует конкретный этнос с внутренними взаимосвязями между членами, является, в первую очередь, пространством с конкретным ландшафтом, климатическими условиями, природой, которая сплачивает индивидов в единую общность. Локально объединяя людей в определенных границах, территория способствует этнической интеграции, тем самым, становясь этнической территорией, пространством этнической реальности. Отношение человека к окружающей среде, природе, отражается в мировоззрении народов, в котором можно обнаружить разнородные элементы антропоморфизма (наделение человеческими свойствами элементов природы) и гилозоизма (олицетворения и одушевленности сил природы).

Наряду со структурно - пространственными характеристиками этнической реальности к ней относится такой генетически - временной параметр, как представление (образ) об общности происхождения членов этноса, уделяя существенное внимание этому фактору, определяют этносы как совокупность индивидов, представляющих себя (мы) и представленных другими (они) в качестве образования себе подобных вследствие общего происхождения как реального, так и воображаемого [282].

Ведь именно в результате общности происхождения, характеризующей также и определенную общность исторического прошлого этносубъектов, складываются и единство, и специфика каждой этнической системы. Осознание единства происхождения предполагает отражение в этническом самосознании характерной для многих этносов действительной или мнимой антропологической однотипности.

Под этнической культурой подразумевается совокупность лишь тех элементов и структур, которые обладают этнической спецификой, выполняя как этнодифференцирующую функцию в рамках оппозиции «мы - не мы», так и этноинтегрирующую функцию, способствуя осознанию своего единства различными, зачастую дисперсно разбросанными частями данного этноса [23].

Среди огромного множества этнодифференцирующих признаков подавляющее большинство составляют элементы, более или мене адекватно отражающие реальную культурную отличительность. Во второй половине XX вв. именно культуру чаще всего называли основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики.

Американский психолог Г. Триандис в качестве предмета этнопсихологии выделяет субъективную культуру. Субъективной культурой он называет характерные для каждой культуры способы, с помощью которых ее члены познают созданную людьми часть человеческого окружения: то, как они категоризуют социальные объекты, какие связи между категориями выделяют, а также нормы, роли и ценности которые они признают своими [285].

Исследователи пытаются выделить культурные универсалии, то есть черты культуры, свойственные всем народам.

Специфичность элементов культуры обусловлена многими факторами. Психологов, прежде всего, интересует социально-психологическая причина разнообразия культур. Французский этнолог К.Леви-Строс называет этот фактор желанием отличаться от своих соседей, развивая оригинальный стиль жизни. В психологических понятиях мы определили бы его как потребность в идентификации с группой себе подобных, и одновременно в дифференциации от членов других групп [214].

Субъективная, социально-психологическая зависимость личности от факторов, обусловливающих функционирование этноса (этноинтегрирующих признаков), осознанное к ним отношение определяют степень этнической однородности общности. Субъективное, личностное отношение к условиям этнического бытия кристаллизируется в явление этнической идентичности. Во-первых, язык: в современном мире, как справедливо замечает Левинтов, уже сейчас можно, ничего «не зная, кроме английского, получить очень выгодную работу, не сравнимую по зарплате ни с какой профессией».

Во-вторых, котел наций, который характерен для любого сравнительно крупного промышленного города, представляет собой среду для антропофизиологического, «выравнивания» национальных признаков (межнациональные браки).

В-третьих, идет обмен ментальными программами между различными национальностями. Например, нерефлексивный характер мышления коренных жителей Кавказа преодолевается ими благодаря массовому обучению молодежи в школах и вузах европейской части страны. Русская молодежь, усваивает, с другой стороны, практическую направленность и конкретность мышления, изначально присущую этим народам.

В-четвертых, универсальность современных социальных технологий в любой сфере общественной жизни приводит к универсализации традиций и норм поведения людей любой национальности.

Национальные культуры в лице их основных носителей и защитников -людей среднего и пожилого возраста переживают в современном мире, с одной стороны, период внимания и активного поддерживания (национальные школы, лицеи, общины), с другой стороны, в современном мире возрастает ценность межкультурных универсалий: языков (особенно английского), компьютерных технологий (Интернет), профессионализма (при устройстве на работу), гибкости поведенческих стратегий. Этническая идентификация не служит больше основной опорой для личности на ее жизненном пути. Однако те народности, которые ее сохраняют и поддерживают, в частности, встраиваясь в социальную реальность как общины «земляков», имеют, несомненно, большую степень социальной адаптивности в современном мире.

Изменения социально-экономического и политического контекста в современном мире приводят к явному смешению интереса к высокорефлексивному знанию, внедренному в современную социальную практику, что порождает необходимость воспитания культурной элиты на основании принципов университетского образования, наделяющего личность возможностью кросскультурной идентификации. Последнее как феномен представляет собой хорошо известный в истории цивилизации ресурс развития как конкретной личности, так и целого народа. Личность, прошедшая подобную подготовку, получает наряду с изначальной детской этнической идентификацией идентификацию вторичную -трансрегиональную и кросскультурную, так как ресурсом для практической работы и дальнейшего развития молодых профессионалов становится ментальный опыт разных стран, народов и времен от древности до наших дней. Именно поэтому ментальная составляющая идентификации является, на наш взгляд, наиболее эффективным ресурсом развития личности в современном мире.

Тройственная схема «Я» индивида, погруженного в поток социокультурных процессов, может быть моделью для анализа различных культур. Ее части (ориентация) предполагают взаимодействие (борьбу) между ними. Всякую культуру можно рассматривать под углом зрения структурного «Я» индивида в свете взаимодействия между «приверженностью к прошлой этничности, настоящего статуса и будущего идеализированного представления об обществе». В культуре этноса выделяют следующие подсистемы. Под производственной подсистемой культуры этноса понимается производство и воспроизводство материальных благ (экономика). Жизнеобеспечивающая подсистема включает совокупность механизмов и средств, направленных на непосредственное поддержание жизнедеятельности членов этнической группы. К соционормативной подсистеме этнической культуры относятся такие институты как право, мораль, обычаи, обряды, традиции, ритуалы, значительная часть религиозных институтов и различные социальные структуры. Общность соционормативной культуры имеет важное значение для внутренней интеграции этноса, обеспечивая при этом регуляцию, координацию поведения и деятельности людей. Она представлена опытом, накапливающимся в виде системы стереотипов человеческой деятельности, представлений о тех и других способов их обозначения или символизации [249]. Данная подсистема культуры является основным носителем этнических свойств, представляя этничность культуры вообще. Познавательная подсистема культуры включает совокупность научных и эмпирических знаний и опыта, а также искусство в самых разных его формах и проявлениях (профессиональное искусство и национальная литература, народное творчество, сказки, народные песни и предания и др.) [168].

Процесс вхождения индивида в его родную культуру осуществляется посредством участия в межличностных ситуациях, т.е. через усвоение передающихся из поколения в поколение особенностей поведения.

Культура - это продукт человеческой деятельности, представляющий собой адаптивную систему, посредством которой человек приспосабливается к окружающей среде. В то же время культура является адаптирующей системой: каждый индивид проходит процесс культурации, т.е. вхождение в свою родную культурную среду как целостность.

Организация и методы экспериментального исследования

Базой исследования явились средние школы г.Карачаевска и Карачаевского района. Всего охвачено 8 школ. Из них три школы городские (СОШ №1, СОШ №3 и СОШ № 6 г. Карачаевска), пять школ сельских (СОШ а.Верхний Учкулан, СОШ а. Карт-Джурт, СОШ а. Хурзук, СОШ. а.Верхняя Мара, СОШ а. Верхняя Теберда). В контексте нашего исследования особенность сельских школ в том, что учащиеся находятся в монокультурной среде Особенность городских школ в том, что учащиеся находятся в поликультурной среде.

Испытуемые - учащиеся 10-11 классов. Всего в эксперименте приняли участие 441 учащийся в возрасте 14-16 лет. Из них: 238 девочек и 203 мальчика; 386 учащихся карачаевской национальности и 55 учащихся других национальностей.

Научное исследование осуществлялось с 2001 по 2004 годы и проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2001- 2002гг.) - определение темы, осуществление анализа литературы, подбор методик исследования, разработка программы исследования.

Второй этап (2002-2003гг.) - продолжение анализа литературы, подбор методик исследования, беседы со старшеклассниками, проведение диагностики типов этнической идентичности старшеклассников, самооценки их реального и желаемого уровня владения этнокультурой.

Третий этап (2003-2004гг.) - статистический анализ и обобщение данных, полученных в ходе исследования, оформление диссертации.

Первоначально планировалось провести сравнительный анализ результатов испытуемых учащихся карачаевской и других национальностей.

Но результаты испытуемых других национальностей не были включены в статистический анализ в силу следующих причин: во-первых, выборка оказалось малочисленной (55 человек) в силу того, что учащиеся других национальностей (не карачаевцы) были только в городских школах, во-вторых, после изъятия бланков, где ответы были не полностью, количество выборки в этой группе сократилось до 18, то есть выборка оказалась незначительной. В третьих, данная выборка оказалась очень разнородной (русские, черкесы, абазины, татары, осетины, грузины, лакцы, греки, азербайджанцы, армяне, турки, поляки). В результате чего статистическому анализу были подвержены результаты 312 (из 441) учащихся карачаевской национальности (168 девушек и 144 юношей).

По каждой рассматриваемой переменной вычислялся количественный показатель в соответствии с используемой методикой. Полученные данные обрабатывались путем вычисления средних значений по всем показателям и интеркорреляционного анализа. Значения средней величины как важнейшей обобщающей характеристики варьирующих признаков заключается в ее свойстве нивелировать индивидуальные различия, в результате чего выступает более или менее устойчивая числовая характеристика признака -не отдельных представителей, а целой группы. Средняя величина характеризует групповые свойства. В ней находит свое отражение внутренняя связь, существующая между отдельными вариантами и всей совокупностью в целом. Средняя величина - это центр распределения: она занимает центральное положение в общей массе варьирующих значений признака [235].

Взаимосвязи между исследуемыми показателями устанавливались путем вычисления рангового коэффициента корреляции Спирмена, определяемый по формуле: где - знак суммирования; d - разность между рангами сопряженных значений признаков х и у, п - объем выборки.

Рассматривалась корреляционная связь на статистически значимом уровне р 0,01. Критические значения коэффициента корреляции р 0,01 представлены в приложении 2.

Сводные данные среднестатистических значений результатов эксперимента представлены в таблице № 1.

Первоначально планировалось провести сравнительный анализ результатов испытуемых карачаевцев и других национальностей. Но результаты испытуемых других национальностей не были включены в статистический анализ в силу следующих причин: во-первых, выборка оказалась малочисленной (55 человек) в силу того, что учащиеся других национальностей (не карачаевцы) были только в городских школах, во-вторых, после изъятия бланков, где ответы были не полностью, количество выборки в этой группе сократилось до 18, то есть выборка оказалась незначительной. В-третьих, данная выборка оказалась очень разнородной (русские, черкесы, абазины, татары, осетины, грузины, лакцы, греки, азербайджанцы, армяне, турки, поляки).

Были использованы следующие методики.

Методическая разработка «Типы этнической идентичности».

Авторы данной разработки (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова) главной задачей ставят определение тенденций трансформации этнического самосознания в условиях роста межэтнической напряженности.

При этом под трансформацией этнической идентичности рассматривается ее изменение относительно «позитивной этнической идентичности».

Понятию «норма» тут не придается абсолютного значения. Имплицитно допускается, что она колеблется а известных пределах и не может быть резко очерчена. Бесчисленное множество людей, так или иначе, выходят за пределы «нормы» либо временно, либо хронически. Незначительные отклонения от нормы очень обычны и проходят незамеченными, так как не приводят к «очевидным симптомам болезни».

Главная проблема межэтнических отношений в условиях роста межэтнической напряженности, это толерантность - интолерантность, которая явилась ключевой социально-психологической характеристикой при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности оценивается на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении к собственной и другим этническим группам, уровня порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, степени выраженности по отношению к другим группам. Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности были выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной группе, до национального фанатизма - апофеоза нетерпимости и высшей степени негативизма по отношению к другим этническим группам [209]

Данная методика позволяет рассматривать следующие типы этнической идентичности.

Похожие диссертации на Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников