Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы Михайлик Елена Владимировна

Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы
<
Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлик Елена Владимировна. Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 Иркутск, 2006 167 с. РГБ ОД, 61:06-19/701

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические подходы к изучению проблемы духовности 11-61

1.1. Понятие духовности в психолого-педагогической и философской литературе

1.2. Развитие духовности - важнейшая традиция отечественной 29 школы

1.3. Система развития духовности в условиях современной 49 православной гимназии

1.4. Выводы 63

Глава 2. Особенности духовности учащихся православной гимназии и светской школы 65- 107

2.1. Задачи, организация и методы исследования 65

2.2. Сравнительный анализ особенностей развития духовности у учащихся гимназии и светской школы

2.3. Развитие духовности у воспитанниц православной гимназии в процессе лонгитюдного исследования

2,4 Выводы 108

Глава 3. Развитие духовности старшеклассников в условиях специально организованного обучения 111-

3.1. Программа формирующего эксперимента 111

3.2. Результаты эксперимента и их интерпретация 120

3.3. Выводы 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

ЛИТЕРАТУРА 135

ПРИЛОЖЕНИЕ 149

Введение к работе

Разработка проблемы духовности является одной из значимых и актуальных как для психологической науки, так и для общества в целом. В современных социально-экономических условиях существует противоречие между потребностью в позитивных социокультурных преобразованиях в обществе и недостатком высокодуховных, патриотически настроенных людей, готовых их осуществлять. Исследование проблемы духовного развития личности продиктовано также необходимостью осмысления современного этнокультурного воспитания и особенностей социализации молодежи в высокомобильном, полиэтническом обществе. Возникает потребность формирования человека высокодуховной личности, сочетающей в себе не только системные знания в области духовно-национальной культуры, но и позитивное эмоциональное отношение к ней.

В настоящее время не существует единого взгляда на содержание и природу данного психологического феномена. Изучение проблемы духовности нашло отражение в работах многих зарубежных и отечественных психологов (Б.С. Братусь, М.И. Воловикова, В.П. Зинченко, Л.И. Ларионова, Д.А. Леонтьев, В.Д. Слободчиков, В. Франки, Э.В. Чудновский, В.Д. Шадриков, и др.). Проблемы духовно развитой личности рассматривали российские философы и педагоги (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, и др.). Значимыми являются публикации, связанные с возрождением традиций духовного развития, воспитания и образования (Б.С. Братусь, P.M. Грановская Т.А Флоренская и др.).

Научный интерес представляют труды христианских педагогов и ученых М.И. Андреева, Владимира Богоявленского, Иоанна Дамаскина, Феофана Затворника, Иоанна Златоуста, и др. Теория и практика духовно - нравственного воспитания, психолого - педагогические механизмы гуманизации педагогического процесса представлены в трудах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Н.Н. Пядушкиной, М.И.

Шиловой, Н.Е. Щурковой и др. По мнению В.П. Зинченко, наука исследующая разум и оставляющая за рамками исследования духовную сферу, способна прийти только к искусственному интеллекту, поскольку она игнорирует действительную природу разума представляющую собой реализацию духа. Характеризуя особенности российского менталитета М.И. Воловикова отмечает, что в обществе утрачены идеалы как духовные опоры личности и народа, что ведет к исчезновению множества ценностных ориентиров, к стихийной, обусловленной примитивными потребностями и влечениями жизни. Несмотря на разнообразие существующих научных концепций, современная психология не выработала единую теорию развития духовных качеств личности, наблюдается также дефицит методов и практических приемов воспитания духовности у подрастающего поколения.

В сложившихся социально - экономических условиях традиционные образовательные учреждения не всегда способны взять на себя функцию развития духовности личности. Духовно - нравственные интересы человека, развивающегося при традиционных образовательных технологиях, обычно ограничиваются в основном учебными предметами и событиями, близкими к кругу его повседневной жизни. Иными словами, традиционное образование использует ту форму духовной деятельности, которая возникает и складывается вокруг воспитуемого и независимо от него, это и есть та реальная, исторически сложившаяся воспитательная практика, которая, по словам Л.С. Выготского, "плетется в хвосте детского развития" и ориентирована на его вчерашний день.

В связи с этим, очевидна необходимость поиска новых психологических подходов и педагогических технологий, ориентированных на развитие духовности личности в современном образовательном пространстве учебных заведений. В настоящее время одной из форм духовного воспитания и обучения являются инновационные православные учреждения, которые могут способствовать развитию духовности. Специфика православного воспитания состоит в том, что в отличие от воспитания в традиционных учебных заведени-

ях, оно решает задачи не только общего образования, но и направлено на эффективное развитие индивидуального, духовного и личностного потенциала современных школьников на основе исторически сложившегося православного опыта развития духовности. Однако в современных учебных заведениях проблема развития духовности учащихся на основе православного опыта еще не выступала в качестве самостоятельного предмета научного анализа. Все вышесказанное и определяет актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной нами темы исследования.

Цель исследования - выявить особенности развития духовности учащихся, православной гимназии и светской школы.

Объект исследования - духовность личности как психологический феномен.

Предмет исследования - особенности и развитие духовности учащихся православной гимназии и светской школы.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно которой можно предположить, что уровень духовного развития у воспитанниц православной гимназии выше, чем у учащихся общеобразовательной школы. При этом мы исходили из следующих допущений:

духовность личности воспитанниц православной гимназии имеет определенные особенности, к числу которых относятся преобладание высших человеческих ценностей над материальными, наличие ясных целей жизни, ценностное отношение к Родине, к Богу, другим людям, учебе и труду;

в условиях православной гимназии у воспитанниц наблюдается развитие как внешней, так и внутренней составляющих духовности;

организация целенаправленной психолого-педагогической работы с учетом принципов православного воспитания в условиях светской школы может способствовать развитию духовности личности учащихся.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные подходы к изучению проблемы духовности в психолого-педагогической, философской и православной литературе и на основе теоретического анализа выделить структуру духовности личности.

  2. На основе сравнительного анализа выявить особенности духовности учащихся православной гимназии и светской школы.

  3. Изучить развитие духовности у старшеклассниц в условиях православной гимназии.

  4. Разработать и апробировать программу, направленную на развитие духовности личности учащихся в условиях светской школы на основе принципов православного воспитания.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии. Мы опирались на принцип единства сознания и деятельности человека, сформулированный в работах С.Л. Рубинштейна, на концепцию культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Основой нашей работы явились концептуальные положения психологии духовности В.Д. Шадрико-ва, положение о механизмах становления и развития духовности, представленные в работах Б. С. Братусь, мы опирались на представления о структуре духовности В.П. Зинченко, Л.И. Ларионовой, кроме того, мы руководствовались современными концепциями воспитания и развития личности, представленными в работах И.А. Зимней, Н.Е. Щурковой, М.И. Шиловой.

Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: наблюдения, лонгитюдный метод, формирующий эксперимент, тестирование. Диагностика внутренней составляющей духовности осуществлялась с помощью теста смысложизнен-иых ориентации Д.А. Леонтьева в адаптации А.В. Серого; теста ценностных ориентации М. Рокича, модифицированного Д.А. Леонтьевым. Диагностика внешней составляющей духовности осуществлялась с помощью наблюдения, анкетирования, опроса и методики диагностики воспитанности М.И. Шиловой, направленной на изучение сформированное системы отношений

7 к Родине, учебе, труду, себе и другим людям. Статистическая обработка материалов проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 11.5.

База и этапы исследования. Исследование проводилось в инновационном учебном заведении православной женской гимназии г. Иркутска и средней общеобразовательной школе № 31 г. Иркутска в течение 2003 -2006гг. Психологическим обследованием было охвачено 68 девушек. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе (2003 - 2004г.) проводилась диагностика духовности воспитанниц православной гимназии и общеобразовательной школы. На втором (2004 - 2006г.) изучалось развитие духовности личности учениц православной гимназии. На третьем этапе (2005 - 2006г.) осуществлялась экспериментальная работа по развитию духовности личности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы, систематизировались и обобщались результаты исследования.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, применением надежных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, содержательным анализом полученных данных, использованием различных статистических методов обработки данных, включающих корреляционный анализ, определение непараметрических ста-тистических критериев: U - критерия Маина-Уитни, х - критерия Пирсона, W-критерия Вилкоксона.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

обобщены результаты исследований по проблеме духовности личности учащихся, и предложена программа развития духовности в условиях светской школы, разработанная на основе принципов православного воспитания;

установлены особенности духовности учащихся православной гимназии и светской школы, проявляющиеся в разной степени выраженности внутренней и внешней ее составляющих;

на основе лонгитюдного исследования установлено успешное разви-

8 тие духовности личности воспитанниц в условиях православной гимназии;

обоснована и экспериментально подтверждена возможность развития духовности в процессе целенаправленной психолого-педагогической работы с учетом принципов православного Воспитания;

полученные в исследовании данные уточняют теоретические представления о духовности личности и особенностях ее развития в условиях православной гимназии.

Практическая значимость и внедрение результатов. Полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами для развития духовности у учащихся, в инновационных учебных заведениях, в том числе православной направленности, а также в общеобразовательных школах. Кроме того, полученные данные могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов по развитию духовности при чтении соответствующих курсов в вузах и на кафедрах повышения квалификации работников образования. На основе полученных данных автором исследования разработан спецкурс «Основы духовного развития» для студентов факультета психологии ГОУ ВПО «Иркутского государственного педагогического университета». Предлагаемая в диссертации программа психолого-педагогической поддержки по развитию духовности личности старшеклассников реализуется в практической работе психологической службы МОУ СОШ № 31 г. Иркутска.

Положения, выносимые на защиту:

I. Духовность является высшим уровнем развития личности и проявляется: в восхождении к высшим человеческим идеалам и ценностям, она представляет собой многогранное психологическое образование, которое включает много структурных компонентов и составляющих. При определении методологического подхода к изучению этого сложного феномена, на наш взгляд, целесообразно выделять в его структуре внутреннюю и внешнюю составляющие. Первая представляет собою ценностно-смысловое обра-

9 зование, а вторая - духовную окрашенность поступков и поведения человека, его отношения к деятельности и общению.

  1. Особенности духовности воспитанниц православной гимназии характеризуются: преобладанием высших человеческих ценностей над материальными, наличием ясных сцелей жизни,/ восприятием процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного, наполненного смыслом, сформированном ценностном отношении к Родине, к Богу, другим людям, гимназии, учебе и труду. Объединяющим все эти особенности, центральным смыслооб-разующим звеном является вера. В то же время у подростков из светской школы наблюдается недостаточная развитость внешней и внутренней составляющих духовности, которая проявляется в доминировании материальных ценностей" над духовными, отсутствии четких целей жизни, недостаточной сформированное ценностного отношения к другим людям, к учебе и труду.

  2. В процессе обучения в православной гимназии у воспитанниц наблюдается развитие духовности, проявляющееся в изменении отношения к значимым жизненным ценностям, представлении о продуктивности жизни, о себе как сильной личности. У учащихся изменяется восприятие жизни, которая представляется более интересной и наполненной смыслом, формируется ценностное отношение к Родине, к Богу, другим людям, себе, учебе, труду и гимназии.

  3. Разработанная и практически реализованная нами программа развития духовности, основанная на принципах православного воспитания, может рассматриваться как эффективное средство психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в учебно-воспитательном процессе светской школы.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры психодиагностики и дисциплин специализации ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет» и Иркутского МУ ЦИМПО департамента образования

10 (2003 - 2006гг.), открытых семинарах в православной женской гимназии (2001 - 2006гг.), Ш и TV Международных конференциях «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика» (Иркутск, 2003); Байкальском экономическом' форуме в рамках Международного гуманитарного конгресса (Иркутск, 2004); I Международной научно-практической конференции «Психология образования; проблемы и перспективы» (Москва, 2004); региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии воспитания» (Иркутск, 2005); на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права, экономики и управления в сибирском регионе» (Иркутск, 2006).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (199 источников, из них 9 на английском языке) и приложения. В тексте диссертации имеется 15 рисунков и 14 таблиц. Общий объем диссертации составляет 133 страницы.

Понятие духовности в психолого-педагогической и философской литературе

Проблема духовности в XXI веке является одной из значимых и актуальных в психологической науке, В течение многих десятилетий в нашей стране не признавались понятия «дух», «духовность», до начала 80-х годов XX века они считались не актуальными для науки, а теории духовности, ценности даже в лучших справочных изданиях определялись как «совокупность идеалистических учений, направленных против исторического материализма, научного социализма» как аналогия «идеалистических ценностей» капиталистического мира [121, с.177].

Понятие духовность является ключевым в истории человеческой культуры. В то же время это понятие до сих пор является дискуссионным как по содержанию, так и по структуре его составляющих.

В настоящее время проблема духовности человека активно разрабатывается в теологической психологии. Главная идея теологической психологии - рассмотреть психологическую науку как особый вид духовной практики имеющей дело с душой человека и помощью ему в различных ситуациях. При этом духовность рассматривается здесь, как и в религии - через достижения единения с Богом.

С нашей точки зрения подобное понятие сущности духовности стирает разницу между психологией как наукой и религией как формой общественного сознания. Главным различием здесь выступает то, что религия способствует тому, чтобы человек жил согласно неким абсолютным законам (например, согласно Заповедям), психология - помогает человеку обрести гармонию с самим собой. Обращение к философским и духовным учениям, по мнению Братусь Б.С. [31], Пономаренко В.[139], является актуальным в связи с задачей четкого разграничения светского и теологического понимания духовности.

В изучении духовности теологическое направление имеет особую окраску. Однако многие философы пытались решить проблему не в рамках церковной схоластики, а просто и понятно трактовать пути духовного развития, которые они сравнивали со спасением человека.

Также теологическую окраску приобретает понимание духовности у В. Слободчикова и Е. Исаева.[161] Они рассматривают духовность как высшие проявления души, феномен индивидуального духа, свободного от всего органического (телесного) и неорганического (обыденного). Духовность есть внутренняя свобода. Духовность есть любовь и воля к совершенству. Предпосылками становления духовного мира человека являются многообразные психические свойства, которые одновременно и являются способами реализации духовности. Предпосылками духовности является и собственная деятельность человека по присвоению норм и смыслов человеческой деятельности. Психическая жизнь при всем ее многообразии не является завершенной, полноценной реальностью, а самое глубокое и глубинное проявление духовности человека заключается в его искании бесконечного и абсолютного. Это искание «есть неистощимый и неистребимый источник вечной жизни, присущий духу, который не затихает и не замирает и у тех, кто в своем сознании отвергает все Абсолютное и Бесконечное» Зеньковский В.В.[54]. Тайна духовности человека раскрывается в его универсальности.

Христианство внесло бесценный вклад в разработку проблем духовности, и главным образом, православие. Многие положения христианской духовности, наряду со специальными, носят гуманный общечеловеческий характер. В отечественной психологии православные ученые оказали наибольшее влияние на интерпретацию проблем духовности.

Так, по В.В. Зеньковскому [55], путь к духовности и свободе прост: это искренняя вера, нелицемерное милосердие, беспорочная надежда через ду 13 ховную свободу и евангельскую простоту. Человек благодаря свободной воле может осуществлять свой выбор в пользу духовности.

Сложность изучаемого феномена требует обратить особое внимание на духовный опыт православия по воспитанию и развитию духовности, который по праву считается одним из успешных и востребованных в современной науке.

Основой нашей работы для раскрытия опыта воспитания и развития духовности являются идеи русской духовной психологии, получившие развитие в трудах Н. Лосского [108], И. Ильина [70], Н. Бердяева [53], которые рассматривали человека как существо, обладающее потребностями в духовной жизни, «потребностью строить свою душу». Идеи о смысле человеческой жизни, о необходимости познания собственной души, и достижения гармонии самим с собой рассматриваются учеными через приобщение к Богу, а стремления к совершенству - как достижение любви к Богу, смирения, чистоты помыслов, покорности воле Творца.

Человек рассматривается как открывающий в себе образ и подобие Божия. Неповиновение восставшего против Бога является грехом - тягчайшим из всех зол,

Духовность проявляется как нераздельность бытия с единством, как идентификация, благом и истиной вплоть до их взаимопревращения. Духовность заключается в стремлении к совершенству[14].

Философы Бергсон, Лейбниц, Паскаль, Фихте и др. [162, 163] выделяют в человеке дух, душу и тело. По их мнению:

- тело всегда характеризует вещественную, физиологическую, орга-низменную сторону человека и изучается конкретными науками - биологией, медициной, физикой, химией.

- психика - душа, приходящая, внешняя сторона человека, является областью непосредственных переживаний, эмоциональных образов, рациональных идей, мыслей. Психика изменчива и подвижна и исследуется психологами; - понятие духа выходит за сферу религиозного опыта, обретает более широкий смысл - как область вечных высших ценностей, таких как добро и истина, любовь и красота, сострадание, переживание и др. эти ценности обеспечивают, по мнению многих авторов [163], устойчивость жизни, стремление к тонким, «высокоэнергийным» уровням бытия.

Человек созданный по подобию Божественной Троицы живёт в телесных, душевных и духовных проявлениях, Именно дух отличает человека от животных. Разделение душевного и духовного восходит к философии Сократа - Платона и подтверждается учением апостола Павла и его толкователями. Апостола Павла называют первым систематизатором и пропагандистом духовности [13].

Трехчастное строение человека в условиях русской богословской мысли находит свое дальнейшее развитие в классических трудах святителя Феофана Затворника, рассмотревшего духовность в педагогическом аспекте. Святитель Феофан [153] называет воспитание самым святым из всех святых дел, духовность же должна стать нормой человеческой жизни. По естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять свое душевное, а тем более телесное, а за ними и внешнее, то есть общественную и семейную жизнь. Главные проявления духовной жизни в православии - страх Божий, совесть и жажда Бога. Духовные потребности должны находиться выше всех и, когда они удовлетворяются, в человеке устанавливается полная гармония личностных проявлений его жизни: гармония мыслей, чувств, желаний, отношений. Название православного учения о духовности указывает на способы его формирования через аскетику и самоограничение. Человеку не следует «заводить в себе духовность», нужно лишь поддерживать её и сохранять, оберегать от душевно-плотских влечений [182].

По мнению Н.О.Лосского [108], душевное и духовное отличается от телесного отсутствием пространственной формы. Непространственная сфера бытия, имеет абсолютную ценность и относится к области духовного. Это деятельность, в которой прослеживается святость, нравственное добро, искание и открытие истины, художественное творчество, созидающее красоту, а также связанные со всеми этими переживаниями возвышенные чувства. Духовные начала пронизывают весь мир и служат его основою в различных областях. Всё душевное и телесное имеет в своей основе, хотя бы в минимальной степени, духовную сторону. Духовное бытие в Царстве Божием существует без всякой примеси душевного и без всякой материальной телесности [104].

Сравнительный анализ особенностей развития духовности у учащихся гимназии и светской школы

Высокий уровень результативности жизни можно констатировать у 30% воспитанниц, они оценивают свою жизнь как продуктивную и осмысленную, позитивно воспринимают свое прошлое. Неудовлетворены прожитой частью жизни только 18% воспитанниц. Считают себя сильной личностью обладающей свободой выбора 27% девушек, они полагают, что могут построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Не верит в свои силы и возможность контролировать события своей жизни только 13% испытуемых.

Убеждения в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их отмечается у 36% респондентов, это отражает шкала управляемости жизнью. Фатализм, наличие убеждений о неподвластности жизни сознательному контролю существует у 17 % воспитанниц. Данные представленные в гистограмме свидетельствуют о том, что принятие веры, условия православного воспитания с одной стороны способствуют формированию целей жизни, восприятию как насыщенной, интересной наполненной смыслом.

Особо значимым представляется тот факт, что принятие веры у учащихся православной гимназии не сказывается отрицательно на представлении воспитанниц о себе как источнике активности, как о человеке обладающим свободой выбора и способностью контролировать свою жизнь, т.е. принимая факт существования Бога воспитанницы, тем не менее, видят свою жизнь как результат своих собственных усилий, принятие Бога не приводит к снижению ответственности за свое существование. Полученные результаты можно объяснить тем, что православие видит смысл человеческой жизни через единение с Богом, поэтому испытуемые достаточно целеустремленны и считают, что способны управлять жизнью самостоятельно. Следующей характеристикой рассматриваемой в качестве внутренних показателей духовности являются ценностные ориентации личности, которые являются смысловыми универсалиями. Для духовных ценностей характерна высокая степень осознанности, они отражаются в сознании в виде ценностных ориентации. Система ценностных ориентации индивида регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей.

По результатам обследования мы разделили ценности учащихся в соответствии с рангами, В первую группу вошли ведущие ценности, занявшие места с !. го по 6 - е. Эти ценности отражают отношения испытуемых к жизни и являются значимыми, смыслообразующими. Вторая группа желательных ценностей объединяет в себе ценности менее важные: их наличие желательно, но необходимо. В нее вошли ценности с 7 - го по 12-й ранг. Третья группа представлена незначимыми ценностями, занявшими ранговые позиции с 13-й по 18-ю. В таблице 1 представлены ранги терминальных ценностей у учениц православной гимназии.

Полученные результаты показывают, что для учащихся православной гимназии ведущими терминальными ценностями являются здоровье (1 ранг), любовь (2 ранг), наличие хороших и верных друзей (3 ранг), познание (4 ранг), счастливая семейная жизнь (5 ранг), счастье других (6 ранг). Значимость данных ценностей отражает основные критерии духовности с точки зрения православной веры, рассматривающей в качестве ключевых ценностей - любовь, познание и семью. С точки зрения православия настоящая духовность есть любовь к Богу и ближнему, это постулируется в христианских заповедях.

Программа формирующего эксперимента

Большинство исследований по психологии духовности касаются, прежде всего, изучения теоретических понятий духовности, и в меньшей степени разработки психолого-педагогических программ для формирования, становления развития духовности. Хотя еще С.Л. Рубинштейн [150],[151] указывал на необходимость педагогизации психологического эксперимента, отмечая при этом, что психолог-исследователь должен не только изучать, но и, изучая, обучать и воспитывать.

По данной проблеме предложены немногочисленные программы для работы с детьми, в основном они направлены на духовно - нравственное воспитание и предназначены для работы с детьми младшего школьного возраста. Так, А.И. Шемшурина «Этическая грамматика» [189], Г.К. Селевко «Начала этики»[154], Ш.А. Амонашвили «Уроки духовной жизни»[6], недостатком созданных программ является приоритетность поведенческих категорий, мы же при создании нашей программы старались взять за основу осмысление духовных ценностей человечества.

В программе А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика» [189] вводится понятие «гуманистические нормы морали, моральная нормативность, моральная оценочность», но по нашему мнению с такой позиции уроки этической грамматики выполняют функцию уроков морали. Выдающийся психолог Д.Н. Узнадзе предупреждал, что «уроки морали в их обычном виде, вне сферы чувств, вызывают изменения только в области разума. Поэтому они никогда не приносят ожидаемого результата» [171,с.57] развивая мораль и нравственность нельзя заменить духовное развитие школьников.

У Ш.А. Амонашвили в программе «Уроки духовной жизни» [6] целью является облагораживание души и сердца Ребенка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нем. Ш.А. Амо-нашвили [6] считает, что уроки духовной жизни создают условия для рождения в Ребенке личности. Отличие этой программы в том, что она предлагает совместную работу над качеством мысли: свободные обсуждения, мечтания, молчания и думанья, обращение к своему сердцу, философствование. Но автором не дается методика проведения уроков духовности.

Современный уход от трактовки развития личности как воздействия на личность обусловил выделение таких понятий, как «взаимодействие», «сотрудничество», «гуманизация отношений учителя и ученика», «создание духовно - нравственной среды общения». Эти категории меняют направленность позиции между учителем и учеником. Приоритетной становится целесообразность организации духовного общения и взаимодействия. Впервые об этой позиции заявили инициаторы идеи Педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили [6], Е.Н. Ильин [70], и др.

Развитие особенностей духовности - это всегда обращение к ценностно - смысловой системе личности оно невозможно без воодушевления, доверия, сотрудничества. Педагогическое сотрудничество имеет в своей основе субъект - субъектные отношения. Современное научное обоснование, изучение этих отношений получило в трудах известных психологов А.А. Бодалева [26], и др., а также представителей педагогической психологии И.А. Зимняя [60], В.Ы. Петрова [132] и др.

За основу нашей программы мы взяли гуманно - личностный подход, в основе которого лежат психологические идеи Л.С. Выготского [38], Д.Н. Узнадзе [172], А.Н.Леонтьева [101].

Поскольку путь приобщения к духовным ценностям есть процесс деликатный, тонкий, основой которого является духовная субстанция, то гуманная педагогика является одним из благоприятных путей воспитания внутреннего человека, развитие его духовности. Главным ориентиром должно стать воспитание жизнью, в процессе которого раскрывался характер смысложизненных ценностей, развивалось восприятие мира ребенка, учитывался его опыт; чтобы взрослый и ребенок соблюдали нормы морали, несли ответственность за результаты своего труда; чтобы духовность рассматривалась как постоянное совершенствование внутреннего мира через ценностные и смысложизненные ориентации, своей души, при этом сохранялось чувство собственного достоинства всех участников процесса воспитания.

Гуманная педагогика есть педагогика высокого самосознания, особой мудрости твердой воли, позволяющая строить равноправный диалог учителя и учащихся в основе которого лежит:

- воспитание добротой, истиной, справедливостью, доверием и уважением;

- воспитание ответственностью и творчеством, воспитание жизнью.

В аспекте нашего исследования это дает возможность рассматривать гуманную педагогику как условие духовного развития школьников.

М.И. Шилова считает, что гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы помочь учащемуся понять себя, ценность своей духовной жизни и нравственности, овладеть необходимыми знаниями, войти в мир отечественной мировой культуры, помочь ему овладеть необходимыми способами решения жизненных проблем, строить мир собственного «Я», и научиться управлять им. [191]

Впервые диалог как доминанта рассмотрен А.А. Ухтомским [172]. Он писал о том, что доминанта - это такой господствующий очаг возбуждения, который втягивает в свое русло все прочие воздействия внешней среды.

В работах Т. Флоренской [180] рассмотрен диалог как средство духовного развития. Мы полностью разделяем ее точку зрения и берем за основу ее утверждение, что все люди имеют некий духовный центр в душе, В каждом человеке есть духовное «Я» наличное «Я». Соотношение этих «Я» есть уровень духовного. Если преобладает духовное «Я», то он в своей жизни руководствуется голосом совести, голосом творческой интуиции, самоотверженно с любовью. Если духовное «Я» и наличное «Я» находятся в равных частях - это состояние внутреннего конфликта. Полнота жизни увеличивается если человек делает выбор в сторону духовного в себе. Есть еще третий тип соотношений между наличным духовным «Я». Человек отрицает духовное не только в себе, но даже в своем окружении. Понижение уровня духовного «Я» в человеке ведет к психической деградации.

Похожие диссертации на Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы