Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет) Айгумова Захрат Идрисовна

Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет)
<
Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет) Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет) Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет) Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет) Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет) Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет) Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет) Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет) Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Айгумова Захрат Идрисовна. Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 1997 273 c. РГБ ОД, 61:98-19/99-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Теории самосознания в зарубежной и отечественной психологии 8-38

1.2. Особенности самосознания личности: этнопсихологический

аспект 38-64

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Методы исследования самосознания в этнопсихологии 65-83

2.2. Описание и обоснование методов изучения самосознания в настоящем исследовании 83-92

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ ТРАДИЦИОННЫХ ЭТНОСОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

3.1. Анализ результатов изучения особенностей этнического самосознания молодежи 93-147

3.2. Результаты психодиагностики развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев

самосознания 147-195

ВЫВОДЫ 196-199

БИБЛИОГРАФИЯ 200-214

ПРИЛОЖЕНИЯ 215-273

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время, когда многие страны переживают повсеместное возбуждение этнического самосознания в контексте межэтнических отношений и появляется проблема его возрождения, возникает необходимость изучения и анализа всей совокупности вопросов, касающихся взаимодействий этносов.

Актуальное значение приобретают этнопсихологические исследования, связанные с этническим самосознанием и характером межэтнических взаимодействий традиционных этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. К концу XX века продолжает сохраняться общая ситуация, в которой источником конфликтных межэтнических взаимодействий является неучет этнопсихологических различий в самосознании представителей этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. Северо-кавказские этносы относятся к типу мало модернизируемых культур, сохраняющих традиционный уклад. Этот феномен продолжает из поколения в поколение позитивные и негативные традиции межэтнического взаимодействия. В этой связи важно исследовать особенности самосознания молодого поколения, которое определит будущее межэтнических взаимодействий народов Дагестана.

Общей методологической основой исследования является идея о становлении личности путем присвоения «материальной и духовной культуры общества». Личность развивается вместе с развитием сознания и самосознания, которые определяются обобщением того способа жизни и тех рефлексий на окружение, уровня которого личность достигла в процессе своей жизни.

В нашем исследовании самосознание личности из традиционных этносов мы рассматриваем через концепцию В.С.Мухиной о становлении самосознания.

Автор концепции понимает самосознание как универсальную, исторически сложившуюся и социально-обусловленную психологическую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру. Согласно В.С.Мухиной, структуру самосознания составляют идентификация с собственным телом и именем; притязания на признание; половая идентификация, признание своей сущности как представителя определенного пола; психологическое время личности, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее; социальное пространство личности, осознание прав и обязанностей. Эти звенья наличествуют у всех людей независимо от принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении феноменов структуры самосознания в зависимости от характеристик этноконтактной среды и от социальной ситуации развития, в том числе от сложившихся условий межэтнического взаимодействия.

Цель исследования - выявить особенности этнического самосознания молодежи Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (на примере аварцев и даргинцев 16-17 лет).

Гипотеза исследования состоит в том, что содержательное наполнение структурных звеньев самосознания аварской и даргинской молодежи, а также стиль межэтнического взаимодействия происходит через присвоение родовых ценностных ориентации.

В условиях межэтнического взаимодействия в ограниченном геоисторическом пространстве развивается выраженная этнотерпимость, которая разрушается при депривации ценностных ориентации другими этносами.

В исследовании были сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретические и эмпирические подходы к проблеме этнического самосознания и межэтнических отношений.

  2. Изучить особенности представленности в самосознания аварской и даргинской молодежи фольклорных мотивов.

  3. Выявить авто- и гетеростереотипы аварской и даргинской молодежи.

  4. Определить характерные для аварской и даргинской молодежи типы реакции в фрустрированных проективных ситуациях по отношению к представителям «своего» и «другого» этносов.

Методы исследования. При подборе методов исследования особенностей этнического самосознания молодежи традиционных этносов мы обратились к анализу существующих в этнопсихологии методов. В соответствии с поставленными задачами, остановились на следующих методах:

включенное наблюдение;

анкетирование (опрос);

статистические методы обработки данных (корреляционный анализ, факторный анализ;

метод субъективной рефлексии «Достоинства (недостатки) представителей моего этноса», «Достоинства (недостатки) представителей другого этноса»;

метод психодиагностики развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С.Мухина, К.А.Хвостов);

Исследованиями было охвачено 400 учащихся (школьников и студентов). Предмет исследования - особенности самосознания представителей аварской и даргинской молодежи, проживающей в одном геоисторическом

метод психодиагностики развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С.Мухина, К.А.Хвостов);

Исследованиями было охвачено 400 учащихся (школьников и студентов).

Предмет исследования - особенности самосознания представителей аварской и даргинской молодежи, проживающей в одном геоисторическом пространстве (Дагестан).

Объект исследования - учащиеся сельских школ (с.Кутиша, с.Леваши, с.Урма), городских школ (г.Каспийск - средние школы № 2, № 6, № 8), учащиеся ПУ, а также студенты ДГПУ г.Махачкала.

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные данные расширяют знания о специфике самосознания представителей традиционных этносов в условиях межэтнического взаимодействия, где доминируют традиции, и где новые тенденции поглощаются и трансформируются традициями.

Прикладное значение. Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования, психологической коррекции межнациональных отношений в условиях межэтнического взаимодействия.

Достоверность полученных данных обеспечена применением взаимоудостоверяющих методов адекватных цели, объекту и предмету исследования методического инструментария, количественным анализом материала с использованием аппарата математической статистики, качественной интерпретации и репрезентативностью выборки (400 испытуемых - 200 даргинцев и 200 аварцев, из которых 100 даргинцев и 100 аварцев - сельские, столько же -городские жители).

Основные положения, выносимые на защиту:

агрессивный и игнорирующий типы реакций на депривацию их со стороны представителей «другого» этноса.

3. Особенности самосознания аварской и даргинской молодежи, обусловлены отношением к имени, спецификой притязаний на признание, наличием жесткой половой дифференциации, определяющей и регулирующей отношения между представителями полов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогической психологии МГПУ, на заседаниях лаборатории феноменологии и развития личности ИРЛ РАО (1994-1996 гг.), на научно-практической конференции «Современные подходы к обучения и воспитанию детей и молодежи» (19-20 октября 1995 г.), на I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня» (31 января - 2 февраля 1996 г.), на Международной научно-практической конференции «Воспитание и развитие личности» (13-14 мая 1997 г.).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии, 4 приложений, содержит 33 таблицы и 31 рисунок. Общий объем диссертации - 214 страниц.

Теории самосознания в зарубежной и отечественной психологии

В наши дни, когда многие страны переживают волну «этнических толчков», следует по-новому рассматривать проблематику самосознания, так как его природа и динамичность играют важную роль в построении этнических отношений в обществе.

Для изучения такого сложного и многогранного образования как самосознание личности обратимся к его теоретическому анализу в зарубежной и отечественной психологии.

В отечественной психологии разделяют философское понимание самосознания и как основной, и как производной части сознания, направленной на себя, трактуют его - самоотражающееся сознание. Самосознание понимается как процесс познания человеком себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта переживаний и действий, складывается отношение к самому себе. При этом эпицентром самосознания является осознание собственного «Я» (Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Мерлин B.C., Рубинштейн С.Л., Шогам А.Н.). За самосознанием закрепился статус «высшей формы сознания» (Кон И.С).

В зарубежной психологии, в отличие от отечественной, существует большой разброс в использовании понятийного аппарата, с помощью которого описывается и анализируется реальность, лежащая за термином «самосознание». Некоторые исследователи используют термин «Эго», которое управляет поведением и определяет приспособление, другие оперируют понятием «самосознание», чтобы обозначить отношения индивида и чувства, которые он испытывает к себе. Наравне с этими понятиями часто употребляется термин «Я - концепции», которым охватывается совокупность всех представлений индивида о себе. Согласно западным психологам «Я - концепция» отражает высокий уровень самосознания. Поэтому для обозначения самосознания на раннем этапе его развития употребляют «Образ Я», «Восприятие Я», «Репрезентация Я».

В зарубежной психологии проблема самосознания традиционно разрабатывается в рамках психоаналитического и гуманистического направлений. Психоаналитики, изучая самосознание личности, исходят из того, что существуют неосознанные индивидом стороны его психики, которые можно изучить с помощью психоанализа. Несмотря на то, что психоаналитики не отрицают значения социальных факторов, они не отводят им ведущей роли в развитии самосознания. По их мнению, развитие самосознания определяют неосознанные факторы, бессознательное.

Гуманистическое направление глубокими корнями уходит в экзистенциональную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркёгор (1813-1855), Карл Ясперс (1885-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976), Жан-Поль Сартр (1905-1980), на его развитие также оказали влияние известные психологи: Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франк, Ролло Мей. Суть гуманистической психологии в том, что человеческую природу нельзя объяснить рациональными терминами, а можно постичь только благодаря субъективному опыту, через который она и реализуется. Ученые, причисляющие себя к гуманистической психологии, заявляют, что человек от природы способен к самосовершенствованию. Люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов.

Гуманистические психологи и персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями.

Рассмотрим идеи отдельных теорий психоаналистического и гуманистического направлений.

Родоначальником психоаналистического направления является З.Фрейд. Появление его психодинамической теории после того, как В.Вундт выдвигал в качестве основной задачи психологии разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними было ошеломляющим. «Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, З.Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в прошлом веке взгляду на человека как существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более всеобъемлющей сфере психической жизни - в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях» (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997, с. 105).

Согласно теории З.Фрейда, «бессознательное, где доминирует либидо, является решающей детерминантой поведения» (142, с.1). Внутренний же мир человека представляет собой три инстанции:

«Я» (самосознание) находится под постоянным давлением «Оно», с одной стороны, и требованиями реальности - с другой, что приводит к накоплению аффективного напряжения. В теории З.Фрейда «Я», сознание, самосознание -явления однопорядковые. Самосознание находится на службе бессознательных влечений, импульсов и его деятельность всецело определяется существованием этой сферы. Функция «Я» состоит в осознании бессознательного и выражено автором формулой: «Там, где было «Оно», должно быть «Я». С точки зрения деления психики на сознательное и бессознательное, «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью - в противовес «Оно», содержащему страсти. Все это соответствует общеизвестным и популярным разграничениям, однако может считаться верным для идеального случая (Фейдимен Дж., 1994, с. 110). На самом деле «не только наиболее глубокое, но и наиболее высокое в «Я» может быть бессознательным» (Фрейд 3., 1991, с.72).

Итак, «Я» содержит в себе восприятие, мышление и, одновременно, является видоизмененной частью «Оно». На основе «Я» возникает «Сверх Я». За отношениями душевных инстанций стоят связи сознательного и бессознательного. Место «Я» в структуре психики определяет его конфликтную суть, и причины отклонений в самосознании увязываются с психоанализом, с самой его природой, приспособительной ролью «Я».

Заслуга З.Фрейда в том, что он на психологическом уровне стал разрабатывать проблему внутренней структуры «Я» как ядра личности, при этом подчеркивая преобладание в ней бессознательных инстанций.

Влияние данной теории самосознания личности на западную цивилизацию XX века было глубоким и прочным. Во всей истории человечества немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. З.Фрейд предложил трудный и притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психологической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по-видимому, недоступными.

По теории З.Фрейда считается, что самосознание человека направляют неосознаваемые психические конфликты. З.Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытные из них -К.Юнг, А.Адлер, Э.Эриксон - создали собственные теории.

Карл Густав Юнг - известный швейцарский психолог, психиатр и философ. В результате переработки психоанализа он создает аналитическую теорию личности. В данной теории К.Юнг, разделяя и развивая общий фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе, - не разделяет пансексуалистическую трактовку либидо. Он считал, что основой личности и источником ее конфликтов являются не половые влечения, а психическая энергия как таковая, т.е. любая потребность, а не только связанная непосредственно с соматической телесной сферой.

По К.Юнгу (176), душа (в теории К.Юнга термин аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур:

Эго;

личное бессознательное;

коллективное бессознательное.

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyhe, включающий в себе все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой самосознания и благодаря ему человек может видеть результаты своей обычной сознательной деятельности, т.е. в Эго представлено все, что человек осознает.

Личное бессознательное - это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скопление связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами.

Коллективное бессознательное состоит их архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами1. В архетипах заключен опыт всего человечества, начиная от знаний наших древнейших предков, предрасполагающих к реагированию определенным образом на текущие события.

По теории К.Юнга, различные уровни бессознательного (коллективный и индивидуальный) и сознание образуют взаимосвязанные системы психики: Я. Маску, Тень, образы женщины и мужчины (Anima и Animus). Их призвана объединить Самость (наиболее важный архетип в теории К.Юнга).

Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность; в понимании К.Юнга, развитие самости - это главная цель человеческой жизни.

Для нового осмысления соотношения бессознательного и сознательного в данной теории по-своему трактует понятие «установка» - как неосознаваемую направленность на определенную цель, соотнося это понятие с другими понятиями: "комплекс" (организация психического материала по системе устойчивых связей) и "архетип" (схема организации душевного опыта человечества).

Архетип (первообраз) - первичная психическая структура, содержащаяся в коллективном бессознательном и лежащая в основе мифологии. Выделяются сознательные и бессознательные установки, которые взаимно уравновешивают друг друга, переплетаются между собой. Особо значима мысль К.Юнга о том, что «... сознание и бессознательное не находятся попеременно в оппозиции, а дополняют друг друга, чтобы образовать тотальность, которая представляет собой самость» (164, с.186). Важна также идея теории К.Юнга о том, что на самосознание людей оказывают влияние как их устремленность в будущее, так и прошлый их опыт.

Отойдя от теории З.Фрейда, К.Юнг обогатил научные представления о содержании и структуре самосознания личности. Хотя его концепция о коллективном бессознательном и архетипах трудна для понимания и не поддается эмпирической проверке, она продолжает интересовать очень многих исследователей. Особая роль персонологии К.Юнга в том, что она выступает в качестве предшественника гуманистического направления в психологии; что он одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитии личности.

Методы исследования самосознания в этнопсихологии

В последние годы значительно увеличилось число этнопсихологических исследований, где в качестве объекта изучения выступают этническое сознание и самосознание в их взаимосвязи с непосредственным поведением. Главная категория этих исследований - "Мы", точнее "Мы как этнос", которая может рассматриваться в случаях изучения этнического самосознания в отношениях типа "Мы - Я", и в случае анализа этнического сознания в условиях межэтнического общения в связи "Мы - Они".

Реализация данной исследовательской стратегии требует либо создания оригинальных, специально разрабатываемых методов исследования, либо существенной модификации существующих. Отличительная особенность этого направления еще и в том, что в ее рамках создаются не только диагностические методы (методы, применяемые для сбора наличной информации, где выявляются представления о других этнических группах, анализируются специфика этнических представлений, выясняются типы межнациональных конфликтов), но и коррегирующие методы, с помощью которых определяются способы воздействия на этническое самосознание, разрабатываются возможности разрешения межэтнических конфликтов. Обратимся к описанию этих методов.

Диагностические методы. Метод наблюдения широко используется в этнопсихологии, так как дает эмпирический материал для построения рабочей гипотезы, а также реальные бесценные факты особенностей психологии этноса. Этот метод находится в начале познания и представляет собой живое созерцание. Он позволяет увидеть личность в повседневных условиях жизни, дает возможность получить данные о ее спонтанном поведении. Психологи Р.Хейнс и А.Зандер не только высоко ценят систематическое наблюдение в социальной психологии, но и видят в наблюдении возможность установить набор правил, по которым исследователь мог бы разработать систему конкретных обследований (179, с.381). Большинство ученых, рассмотрев варианты попыток применения указанного метода в этнопсихологических работах, выдвигают лишь новые критерии его проверки, его объективности, но сам принцип не изменяется.

Наблюдение требует большого опыта, особой способности и умения видеть, умения зарегистрировать увиденное, подметить специфическое в каждом явлении. В нем есть очевидная "ахилесова пята" - даже при значительном опыте исследователь не в состоянии подняться над своими убеждениями и своей личностью и прежде всего регистрирует то, что ему кажется необычным, непривычным, непохожим на уже встречающееся. Результаты наблюдения оформляются в виде произвольных описаний, где можно встретить любые определения и эпитеты, количество и качество которых целиком зависят от автора. Для того, чтобы на основе наблюдения можно было делать выводы и принимать практические решения, результаты наблюдения должны отвечать требованиям надежности и обоснованности. Надежным можно считать такое наблюдение, которое будучи проведенным в тех же условиях и на том же объекте, даст адекватные результаты, независимо от того, кем это наблюдение будет повторено. Обоснованными (валидными) можно считать наблюдения, единицы которых соответствуют изучаемому феномену, т.е. фиксируемые единицы обсчета наблюдения должны соответствовать цели исследования. Большое значение в повышении надежности и обоснованности метода наблюдения в настоящее время имеет расширение возможностей техники. Рядом с традиционным журналом наблюдений и регистрации событий появились киноаппарат и фотоаппарат, магнитофон и звукозапись, видеомагнитофон и открытая съемка. Использование технических средств придает методу наблюдения большую документальность и достоверность, уменьшает роль субъективного фактора при выборе и фиксации фактов, подлежащих оценке и интерпретации. Наблюдение в этнопсихологии служит основанием для выработки многих других методов.

Один из наиболее распространенных методов этнопсихологии - анализ продуктов деятельности. Объектом анализа выступают письменные источники, фотодокументы, произведения искусства, магнитофонные записи, кинофильмы и другие образцы видов творчества. Сейчас почти нет работ, в которых анализ результатов художественного творчества стал бы основным средством исследования этнической специфики. Хотя известно, что свои выводы об особенностях русского "национального характера" немецкие психологи 30-х годов делали, опираясь на произведения Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

Начиная с 40-х годов, контент-анализу подвергались американская журнальная беллетристика, немецкие кинофильмы, странички юмора во французских журналах и многое другое. В силу своей доступности, изобилия, удобства для сравнительного анализа такие материалы вначале представлялись многообещающими для изучения социальных стереотипов. И в наши дни нередки оптимистические оценки возможностей данного подхода. Так, И.С.Кон отмечает, что "систематическое изучение «своего» и «чужого» этноса в литературе и искусстве может дать для понимания этнических стереотипов и межнациональных отношений гораздо больше, чем анкетный опрос" (67, с.7). Эта научная ориентация, объединяющая психологов, литературоведов, историков, получила специальное наименование - "имагалогия". В рамках этого подхода появились работы и у нас в стране. Однако одна из самых существенных проблем, встающих перед этим направлением - вопрос о том, насколько адекватно художественная литература, публицистика, различные виды искусства отражают стереотипы, существующие в общественном сознании.

Примером использования метода анализа продуктов деятельности является исследование Н.Н.Богомоловой и Т.Г.Стефаненко "Образы американца и советского человека в восприятии московских студентов на страницах молодежной прессы" (23, с.3-11). Авторы использовали анализ газетного материала: 20 % выборки текстов газет "Комсомольская правда" за 1987 г., обработали данные с помощью контент-анализа, для чего в единую категориальную сетку включили следующие характеристики.

Социально-демографические (пол, возраст, социальная общность -национальная, профессиональная).

Виды деятельности (трудовая, общественная, быт, досуг, учебная и др.).

Социально-психологические характеристики.

1. Отношение к обществу, большим социальным группам (патриотизм космополитизм, уважением к другим народам - национализм, доброжелательное отношение к другой конкретной стране - враждебное отношение, независимость от социального окружения - конформизм, зависимость от социального окружения, интерес к политике - приверженность политике, приверженность делу мира - силы и агрессии, прогрессивность -консерватизм, атеизм - религиозность, озабоченность экологическими проблемами - безразличие к экологическим проблемам).

2. Отношение к труду, деловые качества (деловитость - бесхозяйственность, предприимчивость - безынициативность, трудолюбие - леность, добросовестность - недобросовестность, творческий подход - шаблонность, компетентность - некомпетентность).

3. Отношение к малым группам непосредственного окружения (приверженность к своему трудовому коллективу - безразличие, отрицательное отношение к своему коллективу, забота о семье - отсутствие заботы о семье, забота о детях отсутствие заботы о детях, приверженность к друзьям -отсутствие приверженности к друзьям, приверженность к самодеятельным неформальным группам - отсутствие приверженности к неформальным группам).

4. Отношение к людям:

а)гуманистические характеристики (отзывчивость - равнодушие к людям, дружелюбие - агрессивность, сострадание - бездушие, доброта - злобность, мягкость - жестокость, бескорыстное отношение - прагматичное отношение, уважение к людям - неуважение к людям, независимость - подчиненность, послушание, гуманное отношение к людям - негуманное отношение к людям);

б) коммуникативные характеристики (общительность - замкнутость, раскованность - скованность, воспитанность - невоспитанность, гостеприимство

- негостеприимство, вежливость - грубость, чувство юмора - отсутствие чувства юмора, открытость - скрытность, приветливость - неприветливость, правдивость

- лживость, тактичность - бестактность

5. Отношение к себе (чувство собственного достоинства - отсутствие чувства собственного достоинства, уверенность в себе - неуверенность в себе, высокая самооценка - низкая самооценка, эгоцентризм - отсутствие эгоцентризма, гордость - стыд).

6. Отношение к собственности (бережливость - расточительность, щедрость - скупость, аккуратность - неаккуратность).

7. Общая направленность личности (оптимизм - пессимизм, практичность -непрактичность, стремление к успеху - отсутствие стремления к успеху, примат духовных ценностей - примат материальных ценностей, гибкость -ригидность, догматизм, активность - пассивность, коллективизм - индивидуализм целеустремленность - отсутствие целеустремленности, смелость - трусость, рискованность - осторожность, значимость этнических норм - аморальность, сдержанность - импульсивность, критичность - отсутствие критичности, последовательность - непоследовательность, ответственность -безответственность, честность - бесчестность; собранность, организованность -безалаберность).

8. Жизненный опыт, образ жизни (высокий профессиональный уровень -низкий профессиональный уровень, высокая физическая культура - низкая физическая культура, трезвость - пьянство, неупотребление наркотиков -употребление наркотиков).

Внешность и поведенческие привычки (физические данные, поведенческие привычки, оформление внешности - одежда, косметика и т.п.).

Данная категориальная сетка контент-анализа хотя и не исчерпывает все возможные определения, встречающиеся в газетных публикациях, задает исходную систему параметров, которой удобно пользоваться в качестве основы для обработки материала.

Эксперимент. К первым экспериментальным этнопсихологическим исследованиям в России относятся исследования психофизиологических реакций с учетом социально-демографического фактора под руководством профессора П.И.Ковалевского. В данной работе проведено сравнительное межэтническое исследование и результаты опубликованы в "Архиве психиатрии" 1990 г. Примером исследования социально-психологических феноменов является совместная работа В.С.Агеева и вьетнамской исследовательницы By Тхи Фыонг Агеев В., 1990), где изучаются закономерности субъективной интерпретации причин различных событий к ответственности за них в русской и вьетнамской культуре.

Анализ результатов изучения особенностей этнического самосознания молодежи

Настоящее исследование проводилось с ноября 1993 года по октябрь 1996 года в Дагестане. Предмет нашего исследования - особенности самосознания аварской и даргинской молодежи 16-17 лет, проживающей в городах Каспийске, Изберге, Махачкале и в селах Левашинского района: с.Леваши, с.Джангамахи, с.Кутиша, с.Урма.

Интересующие нас этносы (аварцы и даргинцы) принадлежат к нахско-дагестанской ветви северо-кавказской семьи.

Аварцы (маарулал) - один из многочисленных этносов Дагестана, насчитывающий 577,1 тысяч человек и составляющий 27,9% всего населения республики (Статистический сборник, 1995). Область обитания аварцев в меридиальном направлении пересекает почти весь Дагестан. Преобладающее население аварцев сельское (69%).

Даргинцы (дарган) насчитывают 332,4 тысяч человек, составляют 16,1% всего населения республики (Статистический сборник, 1995). Основная территория проживания - горная, предгорные зоны среднего Дагестана. В результате консолидации в состав даргинцев вошли каитагцы (самоназвание хайдак) и кубачинцы (самоназвание урбуган). Большая часть даргинцев (68%) расселена в сельской местности.

Сопоставительные сведения по этнической истории аварцев и даргинцев (Приложение 1.2) дают нам основание констатировать, что эти этносы тесно взаимосвязаны историческими путями развития, общностью географического расположения, составом городского и сельского населения. Все это, на нашему мнению, является объективным условием для формирования благожелательных образов друг друга. Как отмечает известный поэт Дагестана Махмуд: «...они похожи на горные ручьи, которые все время стремятся слиться в один поток, но не могут слиться и текут сами по себе» (Гамзатов Р., 1989, с.34).

На особенности этнического самосознания влияют традиции «своего» и «другого» этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. На момент исследования социальной ситуации Дагестана, как и всей России, характерны такие процессы, как борьба за власть, насилие, вседозволенность, разгул преступного мира. Кроме этого, изучаемые этносы находились в атмосфере войны (война в Чечне), что продуцирует различные негативные проявления.

В дагестанских селениях чаще всего концентрируется один этнос, однородная языковая среда. Люди в селе находятся в близких кровных и эмоциональных отношениях друг с другом, их связывают между собой многочисленные узы (компактное проживание, общие интересы, вера, традиции, единая система норм и оценок, родственные связи и т.д.), которые приводят к формированию у них своего рода совокупного группового сознания: здесь снижены социальные пороки больших городов, более максималистичны моральные суждения. С другой стороны, усиленный социальный контроль за поведением человека, жесткая безальтернативность принятых норм, сильная идентификация индивида с его родственно-семейной группой, малоподвижный и замкнутый образ жизни препятствует развитию критического, самостоятельного осознанного отношения к миру и к себе. В городах более сложный этнический и социальный состав населения по сравнению с селом. Специфичность их в том, что жители города поддерживают тесные контакты с селом и живут обособленной, но не отчужденной жизнью. Здесь более открытая, чем в селе, плюралистическая среда жизни, информационно более богатая. Человеку здесь приходится больше опираться на свои силы.

Учитывая данные характеристики социальной ситуации и этнической среды, которые влияют на особенности самосознания, мы пользовались для их выявления методом включенного наблюдения, опросом (анкетирование), методом субъективной рефлексии «Достоинства (недостатки) представителей моего этноса», «Достоинства (недостатки) представителей другого этноса».

За единицу обсчета во включенном наблюдении и опросе мы брали регуляторы межличностных и межэтнических отношений, представленные в благопожеланиях и проклятиях, и ценностные ориентации этносов. Благопожелания и проклятия собраны в ходе обыденного общения и опроса (Приложение 1.3). Изучение особенностей самосознания через благопожелания и проклятия нам представляется продуктивным, так как наблюдения за изучаемыми этносами привели нас к выводу о том, что им свойственна высокая ориентированность на употребление данных жанров фольклора.

«Клятвенные формулы, формулы пожелания зла и блага встречаются почти во всех устных традициях, но особенно цветистую и развитую систему они имеют у восточных народов» (Цаллагова 3., 1996, с.76). К благопожеланиям и проклятиям в своих работах обращались ученые, поэты, писатели. Одни рассматривают их как малые жанры фольклора (Мамхегова Р., 1993), другие - как формулы речевого этикета (Мирзоев Ш., 1992,100), третьи - как формулы внушения и самовнушения, как позитивного, так и негативного (Цаллагова 3., 1997, с.140).

В.И.Даль еще сто лет назад отмечал, что «... они не сочиняются, а вынуждаются силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшееся с души: это целые изречения сбитые в один ком, в одно междометье» (41). Специалист по устным народным традициям 3.Цаллагова отмечает, что благопожелания и проклятия, являясь афористическими средствами традиционного воспитания, сообщают определенную информацию о человеке и его отношениях с окружающим миром (150, с.73).

Мы руководствуемся в своем исследовании тем, что в благопожеланиях и проклятиях зафиксирован вековой опыт и система ценностей народа, объясняющие изначальные акцентуации этноса. Они тесно связаны с «породившей их национальной почвой, несут историко-этнологическую и культурную информацию». Р.Гамзатов в благопожеланиях и проклятиях видит «меру изобретательности, меру изощренности, меру фантазии горцев, а также меру выразительности их языка» (34, с.54).

Похожие диссертации на Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет)