Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности Костюк Юлия Анатольевна

Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности
<
Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Костюк Юлия Анатольевна. Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 2003 178 c. РГБ ОД, 61:04-19/257

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы духовности 10

1.1. Изучение духовности в системе общефилософских знаний 10

1.2. Проблема духовности в современных психологических исследованиях .: 28

Глава 2. Проблема духовно-нравственного развития в подростковом возрасте 75

2.1. Выявление и обоснование параметров духовно-нравственного развития 75

2.2. Сензитивность подросткового возраста в духовно-нравственном развитии 87

Глава 3. Экспериментальное исследование духовно-нравственного развития учащихся подросткового возраста 108

3.1. Методы экспериментального исследования 108

3.2. Организация психологического эксперимента 115

3.3. Результаты психологического эксперимента 124

Заключение 160

Литература 164

Приложение 175

Введение к работе

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее,духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.

В связи с происходящими в обществе социально-
экономическими изменениями к современной школе предъявляются
совершенно новые требования, выражающиеся в частности в том, что
ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносто-
(ф ронними знаниями, навыками и умениями самостоятельного попол-

нения. Школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно-ориентировочное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности, и сформировать навыки активной жизненной позиции.

Смена парадигм в системе образования с авторитарно-догматической на гуманистическую, личностно-ориентированную требует творческого подхода к разработке новых психолого-педагогических технологий. Эти технологии должны обеспечить максимальную реализацию личностного потенциала каждого ребенка. Возникает потребность в научно-обоснованных мерах адекватного воспитания молодежи. Поиску и апробации соответствующих мер посвящено наше исследование.

Актуальность исследования обусловлена возросшими требо
ваниями со стороны общества к качественному уровню учебно-
а воспитательного процесса в школе. Школа, в свою очередь, ставит

новые проблемы перед педагогической психологией. Одной из главных является проблема духовного развития личности учащихся.

Долгое время в психологии такие понятия как духовность, духовное развитие, духовное воспитание не изучались с научной точки

зрения. На современном этапе развития психологии большинство научных теорий и концепций ориентированы на рассмотрение человека в единстве телесного, душевного и духовного.

Актуальность проблемы данного исследования определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации и демократизации общества, важностью задач развития духовной, активной, творческой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию на основе духовно-нравственных ценностей.

Особо остро эта проблема стоит в подростковой и молодежной среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее

^ подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особен-

ностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.

Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей.

Психологический аспект проблемы исследования состоит в том, что до настоящего времени не выявлены действенные механизмы и факторы, оказывающие продуктивное влияние на духовно-

{< нравственное развитие личности. Отмечается дефицит, как экспери-

ментальных исследований, так и теоретических концепций в изучении рассматриваемого явления. Еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру духовности, не выявлена специфика ее изучения, существует терминологическая неопределенность данного

понятия, не раскрыта взаимосвязь социальных, педагогических, психологических фактов в процессе развития духовности личности.

Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, а проблема поиска наиболее целесообразных и эффективных путей развития духовности учащихся определена как важная и актуальная в педагогической психологии.

Объект исследования: развивающаяся личность подростка.

Предмет исследования: психологические особенности духовно-нравственного развития подростков в процессе учебной деятельности.

Цель исследования: раскрыть психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности.

Гипотеза исследования: духовно-нравственное развитие подростка в учебной деятельности осуществимо при условии психолого-педагогического руководства, специально направленного на развитие у учащихся способности к принятию личностного выбора и самореализации на основе духовно-нравственных ценностей.

Задачи исследования:

  1. Осуществить анализ философской и психолого-педагогической литературы, обобщить и систематизировать психологические аспекты различных подходов к данной проблеме. Определить на основе анализа исторических инвариантных идей содержание понятий «духовность» и «духовно-нравственное развитие».

  2. Экспериментально изучить особенности духовно-нравственного развития современных подростков.

  3. Разработать и апробировать модель преподавания, способствующую духовно-нравственному развитию современных подростков.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

метод психологического эксперимента по духовно-нравственному развитию учащихся по экспериментальной авторской модели;

метод наблюдения (ведение дневниковых записей о поведении, отношении к учебным занятиям, взаимоотношениях учащихся);

метод контент-анализа;

метод устного и письменного опроса;

метод анкетирования;
^ - методики исследования индивидуально-психологических

особенностей личности;

количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Методологическую основу диссертационного исследования со
ставляют общенаучные и психологические принципы познания: де
терминизма, развития, субъектности, единства сознания и деятельно
сти.
, Теоретической основой исследования служат концептуальные

работы, раскрывающие основы:

развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);

проблемы духовности (В.И.Слободчиков; В.П.Зинченко; Б.С.Братусь; В.В.Зеньковский; В.Д.Шадриков; В.Н.Понферов; И.И.Купцов и др.);

'^У - развития в подростковом возрасте (Д.Б.Эльконин;

А.В.Запорожец, Л.И.Божович; И.И.Купцов; Д.И.Фельдштейн и др.).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались:

- исходными теоретическими концепциями;

-реализацией принципов и положений современной психологической науки;

-репрезентативностью выборки;

-использованием валидного психологического инструментария;

и статистической обработкой данных.

Этапы диссертационного исследования за период 2000-2003 гг. включали: 1 этап - поисково-аналитический. На данном этапе анализировалась научно-теоретическая литература по проблеме, определялись исходные позиции исследования, его методология и методики, концептуальный аппарат, формировалась рабочая гипотеза, логика и организация исследования;

2 этап - экспериментально-диагностический. На этом этапе, при использовании диагностических методик, проведено исследование духовно-нравственного развития современных подростков;

3 этап - экспериментально-развивающий. Разработана и апробирована модель преподавания, способствующая духовно-нравственному развитию в процессе учебной деятельности. Доказана эффективность эксперимента и достоверность полученных данных.

4 этап - заключительный. На заключительном этапе работы проводилось теоретическое обобщение эмпирических данных, их анализ и интерпретация, систематизация результатов работы, литературное оформление диссертации.

Основные научные результаты и их новизна:

- дано целостное, определение понятий «духовность» и «духов
но-нравственное развитие»;

- разработана программа духовно-нравственного развития, ин
тегрирующая поэтапно сформулированные цели, средства, учебные
задачи, методические компоненты, способы духовно-нравственного
развития подростков в процессе учебной деятельности;

обоснован комплекс оригинальных и традиционных методических средств и приемов, способствующих изучению духовно-нравственного развития в подростковом возрасте;

впервые описана специфика содержания трех уровней духовно-нравственного развития учащихся;

Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы:

а) в процессе обучения с целью духовно-нравственного разви
тия учащихся;

б) для личностной диагностики учащихся с целью выявления
факторов, неблагоприятно влияющих на духовно-нравственное разви
тие;

в) при разработке специальных программ, позволяющих разви
вать духовно-нравственные качества подростков и корректировать
некоторые особенности их духовно-нравственного развития.

Апробация исследования проводилась при обсуждении результатов исследования на заседаниях кафедры психологии Рязанского государственного педагогического университета им. Есенина, на научно-практических конференциях: на межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы развития личности» (Рязань-Москва-Ярославль, 2001); на межвузовской научной конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва-Рязань, 2002); на научно-практической конференции «Психология в высшей школе: проблемы и перспективы развития» (Рязань, 2003).

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Понятие «духовность» определяется как целостное психическое явление, которое аккумулирует в себе способность человека выходить за пределы, безусловно-необходимого, диктуемого наличной ситуацией и ближайшими потребностями, и строить свою жизнь в гармонии своих идеалов с общечеловеческими ценностями, в основе которых лежат служение лю-

дям, добру, любви ко всему живому и постоянное стремление к самосовершенствованию. «Духовно-нравственное развитие» можно рассматривать как процесс и собственно человеческий результат освоения действительности, детерминированный познанием высших жизненных ценностей и деятельностью человека, основанной на них. Понятие «духовно-нравственное развитие» интегрирует в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

2. Индивидуальное своеобразие духовно-нравственного развития выражает
ся в психическом новообразовании, возникающем в результате критиче
ского осмысления представлений о себе и окружающем на основе мораль
ных норм и духовно-нравственных ценностей, в процессе развития чело
века как активного, творческого субъекта деятельности, способного пре
одолеть противоречия личностного роста и выйти на новый уровень ду
ховного развития (как творца и созидателя духовных ресурсов). Уровень
духовно-нравственного развития определяется сформированностью пред
ставлений о духовно-нравственных ценностях, степенью их интериориза-
ции и участием в процессе самореализации.

3. Интенсификация духовно-нравственного развития в подростковом воз
расте в процессе учебной деятельности осуществляется в результате пси
холого-педагогического руководства, специально направленного на разви
тие у учащихся способности к принятию личностного выбора и самореа-
лизауции на основе духовно-нравственных ценностей.

4. Содержание авторской экспериментальной программы учебного курса
представляет собой поэтапное духовно-нравственное развитие учащихся
подросткового возраста, интегрируещее в себе цели, средства, задачи и
способы каждого этапа развития.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована диаграммами, графиками и таблицами.

Изучение духовности в системе общефилософских знаний

Проблема духовности человека по существу относится к «вечным» вопросам, занимавшим и занимающим умы не одного поколения исследователей. Именно извечная неразрешенность этого вопроса заставляет мыслителей каждый раз искать современные ответы, кри {Ш тически переосмысливать уже когда-то найденные решения.

Понятия «дух», «духовность» - древние по своему происхождению, имеющие богатые традиции в истории науки и культуры. В истории философской мысли можно выделить две крайние тенденции толкования духовности: 1. она либо ставилась в зависимость от высшей силы; 2. либо рассматривалась как обязательное природное качество человека.

Античная философия рассматривала дух и духовность чаще всего как теоретическую деятельность, которую, например, Аристотель (У называл мышлением о понимании, наслаждением теорией, хотя именно он впервые ввел понятие о душе как имманентной составляющей органического тела. По его мнению, «немного существ обладают способностью рассуждения и размышления» [69]. Однако дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое через сложное опосредование действительности, интуитивно, как писал Платон. Такая точка зрения близка религиозной идеологии, согласно которой душа - Бог, сверхъестественная сущность, могущая быть предметом веры [69].

В религиозных системах подчеркнуто выделяется сверхъестественное происхождение духа; а христианство определило его как святой (Святой Дух), в «духовности» стали видеть меру религиозности. Эта точка зрения господствовала в философии на протяжении не 11 скольких столетий и только в XVI-XVII веках постепенно ослабевает влияние теологического толкования человеческой активности.

В эпоху средневековья произошло выявление качеств духовности реального и идеального человека. Поскольку человек, согласно религиозной концепции, занимает промежуточное положение между Землей и недосягаемым высшим существом, то степень его духовного роста определялась мерой приближения к высшему существу и отрыва от греховного, материального мира. Наиболее полно эта концепция обоснована в труде Аврелия Августина «О граде Божием». Согласно Августину, степень совершенства человека зависит от его воли напра к? вить свои усилия на достижение добра или зла. Однако свобода воли индивида зависима от высшей силы: «...чтобы не предпринимал человек, сколько бы он не совершенствовался в нравственности, он не может повлиять на предначертанную ему судьбу - быть спасенным или обреченным на гибель» [5, с.27].

Эпоха Возрождения породила новое мировоззрение, новый взгляд на духовность, в которой, по оценке А.Ф.Лосева, «прославляется человеческая личность, и она рассматривается как средоточие ( космической красоты, идеальный образец гармонии всего мира» [69,с.116]. Человеку присуща духовность со всеми ее широкими (универсальными) характеристиками: признается величие духа, самосознание личности, сформированная воля, целеустремленность, физическое совершенство. Все эти качества, объединяясь, образуют основу духовности, глубинной гармонии личности.

Переход философии Нового Времени от абсолютной подвижности ренессансного мышления к идеям рациональной очевидности и устойчивым, разработанным системам, каковыми являются новатор ские философские концепции Декарта, Гоббса, Локка, Бэкона, Спинозы, Паскаля, Лейбница вызвал смену терминологии - философы предпочитали говорить не о духе, а о «сознании» или «мышлении». Понимали дух лишь как комбинацию ощущений или общее чувство в целом - как разновидность чувственного познания [108, с.63].

В эпоху Просвещения внимание мыслителей привлекает уровень духовного развития социума и весь исторический процесс развития человечества рассматривается как процесс культурной продвинутости человека и всей социальной системы. Эта логическая концепция соответствовала гуманистическим устремлениям просветителей, стремящихся к социальной гармонии на основе достижения равенства, свободы, всеобщего просвещения.

Выявление и обоснование параметров духовно-нравственного развития

На современном этапе развития психологии происходит различение телесной, душевной и духовной ипостасей человека. Относительно каждой из сторон его бытия можно говорить о ее развитии (изменении, преобразовании). Происходит рост организма, созревание анатомо-физиологических структур, т.е. физическое развитие человека. Формируются душевные силы человека: качественно преобразуются его сознание, потребности и интересы, эмоции и чувства, способности управлять своим поведением. Качественное преобразование во времени претерпевает также и духовная жизнь человека. Духовность существует как процесс, в котором ранее возникшие формы изоморфны на всех последующих этапах, обогащаясь и дополняясь новыми приобретениями личности [48, с.128].

Н.А.Коваль, определяя духовность как целостное и динамическое психологическое явление, формирующееся через активный поиск истины, добра и красоты в процессе самореализации личности, выделяет критерии духовного развития личности:

- отношение к другому как самоценности, что выражено в таких качествах, как эмпатия, сострадание, сочувствие, правдивость, совесть, общительность, отзывчивость, дружелюбие, доброта, умение владеть собой, душевность, реалистичность в оценке ситуации, самоотдача и др.;

- творческий, целенаправленный характер экшнедеятелъности, проявляющийся в таких качествах, как миротворчество, альтруизм, деятельная помощь окружающим, соучастие, организация микросреды общения, целеустремленность, высокая сензитивность, открытость, коллективное творчество и др.; - духовно-творческая активность личности, где особое значение приобретают воля, высокая самооценка, оптимизм, бодрость, стремление к успеху, гибкость мышления, изобретательность, ответственность перед собой и другими, вера в осуществимость намеченного, потребность в позитивной свободе и др.

В большинстве современных психологических теорий и концепций по проблеме духовности прослеживается взаимосвязь духовного развития с нравственной активностью субъекта психической деятельности.

Духовность, как приобщение к нравственным ценностям рассматривается в работах А.Н.Леонтьева, В.Ф.Петренко [66, 83, 84].

Б.Братусь анализирует духовность в единстве с нравственным сознанием личности [13, 97].

В.Д.Шадриков, рассматривая духовные способности личности, отмечает значение нравственных качеств в их развитии [97, 128, 129].

Нравственность выделена как один из составных компонентов структуры духовности в работах Н.А.Коваль [48].

Нравственность личности - это степень гармонизации в ее сознании и поступках общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм поведения. Они не только привносятся в среду в готовом виде, но и формируются активно самой личностью. Сами нормы выступают в повседневной жизни как единство высших ценностей человеческого общежития и запретов на те или иные поступки. Первое есть неукоснительное исполнение в отношении к самому себе, к другим людям, к окружающей действительности, второе - это пределы, которые нельзя преступать во имя блага другого. Нравственные ценности, отражающие содержание морали общества, получая в личности свое индивидуальное бытие, формируют у нее позицию носителя этих ценностей, которая является некой духовной характеристикой самосознания человека на всех этапах онтогенеза. Исходными элементами нравственности как компонента духовности являются, по словам Н.А.Коваль, во-первых, представления человека об общечеловеческих ценностях, во-вторых, процесс их интериоризации, то есть переход знаний в убеждения на основе свободного выбора и, в-третьих, реализация их в поступках, деятельно-ста индивида.

Нравственность в духовном аспекте - это не воспроизведение норм, правил, положений этикета, а это стремление постоянно проверять духовные ценности на собственном опыте, сопоставляя личные и общественные идеалы и создавая тем самым собственные духовные нравственные ценности. При этом возможны ошибки, добросовестные заблуждения, но всегда у человека присутствует стремление найти и создать подлинные нравственные ценности. Сказанное еще раз подтверждает, что духовность есть процесс творческого поведения, направленный на создание духовных ценностей и раскрытие своих ценностей в окружающей действительности.

Методы экспериментального исследования

Во второй главе нами были выявлены и обоснованы основные параметры духовно-нравственного развития. Духовно-нравственное развитие в данной работе мы рассматриваем как сложный много уровневый процесс, содержащий когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Для диагностики когнитивного компонента духовно нравственного развития нами была использоыана методика Г.М.Фридман «Что такое хорошо и что такое плохо»(1998 г.), предназначенная для исследования нравственной сферы школьников. Учащимся предлагаются различные понятия, относящиеся к духовно-нравственной сфере. Например: духовность, нравственность, сострадание, сочувствие, доброжелательность, порядочность и т.д. Учащиеся раскрывают содержание данных понятий и по возможности про-должают понятийный ряд собственными определениями. Степень сформированности понятий, характеризующих духовно-нравственные качества, оценивается по 3-х балльной шкале:

1 балл - если у ребенка сформировано неправильное представление о данном понятии;

2 балла - если представление о понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла - если сформировано четкое и полное представление.

№ Анализ результатов данной работы позволяет выявить наличие психологической готовности учащихся к духовно-нравственному развитию. Так как, по словам В.В.Знакова: «Развитие и самореализация духовного Я субъекта начинается тогда, когда он осознает необходимость определения для себя того, как он конкретно должен понимать общечеловеческие духовные ценности. Появление у человека хотя бы де приблизительного осознанного представления о последних свидетель ствует не только о признании субъективной значимости духовных ценностей, но и о психологической готовности к их усвоению и формированию».

Для диагностики эмоционального компонента в работе были использованы следующие методики. Методика Г.М.Фридман «Как поступать», предназначенная для диагностики эмоционального компонента нравственного сознания подростка. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается представить заданную ситуацию, сообщить, как бы он себя в ней повел, и обосновать, почему он поступил бы именно так. Все ответы учащихся мы условно разделили на три группы. Ответы 1-й группы - имеют духовно-нравственную направленность (2 балла); ответы 2-й группы - практически прагматическую направленность (1 балл); ответы 3-й группы - безразлично отстраненную направленность баллов). Методика позволяет выявить доминирующую потребность в структуре мотивов, так как в конкретной ситуации учащиеся оказываются перед личностным выбором, требующим осознанной мотивации.

Так же нами был использован метод контент-анализа сочинений на тему «Качества, которые мне нравятся и не нравятся в характере однокласс ников». Полученные результаты, мы сравнили с аналогичными показателями конца прошлого века. В 60-е годы 20 столетия проф.И.И.Купцовым и проф.Н.Д.Левитовым изучались типичные недостатки учащихся подросткового возраста. Мы остановились на характеристике качеств, которая была представлена в 1964г. проф.И.И.Купцовым и изучалась тождественным методом. Полученные результаты позволяют определить значимые для совре 1 менных подростков личностные качества и определить тенденцию выбора как способствующую или препятствующую процессу духовно-нравственного развития учащихся.

Одним из элементов эмоционального компонента духовно yW, нравственного развития является эмпатическое понимание и принятие друго го человека (см.2.1.).

В своей работе мы использовали методику экспресс-диагностики эмпатии И.М.Юсупова. Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, старикам, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов. Единая материальная шкала интервалов позволяет, и пользуясь ключом, получить общую характеристику эмпатии и оцен ки по отдельным шкалам. При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей мере влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п.

Похожие диссертации на Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности