Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве Малышев, Антон Владимирович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малышев, Антон Владимирович. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Малышев Антон Владимирович; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Москва, 2013.- 485 с.: ил. РГБ ОД, 71 14-19/7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Исторические и социокультурные основы развития культуры личности подростка 31

1.1. «Культура» как интегральное понятие в контексте культурологического и социально-психологического дискурсов 31

1.2. Основные детерминанты развития культуры личности подростка в современных условиях 66

1.3. Зарубежная теория и практика организации процесса развития культуры личности подростка в условиях информационного общества 95

Выводы по Главе 1 124

Глава. 2. Теоретико-методологические основы развития культуры личности подростка в современных условиях 128

2.1. Психолого-педагогические аспекты развития культуры личности подростка в современных условиях 128

2.2. Факторы и механизмы развития культуры личности подростка в современных условиях 152

2.3. Анализ и сущностно-содержательные характеристики современного информационного пространства 179

Выводы по Главе 2 206

Глава. 3. Организационно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве 215

3.1. Структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве 215

3.2. Организационно-педагогические условия эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве 238

3.3. Комплексная программа «Психолого-педагогическое сопровождение развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве» 260

Выводы по Главе 3 278

Глава 4 Реализация и оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростков в современном информационном пространстве 290

4.1 Констатирующий этап исследования 290

4.2 Содержание программы «Психолого-педагогическое сопровождение развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве» 303

4.3 Контрольный этап исследования 329

Выводы по главе 4 341

Заключение 346

Библиографический список 353

Приложения 397

Введение к работе

Актуальность проблемы данного исследования обусловлена потребностью психолого-педагогической теории и практики в модернизации методологии проектирования психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка, учитывая высокий уровень развития информационного пространства в качестве исходного условия реального времени.

В нашем исследовании мы исходим из того, что культура - это многоаспектное понятие, это и результат, и процесс, и деятельность, и способ, и отношения, и норма, и система. Культура, по утверждению С.В. Дмитриева, представляет собой открытую систему - она должна непрерывно реинтерпретироваться в контексте проблем настоящего и будущего. При этом культуротворческие действия всегда нацелены на новое, неведомое, грядущее. Личность молодого человека формируется в условиях системного кризиса российского общества, быстрых изменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ жизни. Одним из самых значимых процессов в современной России является стремительное развития информационного пространства, как в плане его технологического оснащения, так и в плане роста его влияния на процессы трансформации ценностей подрастающего поколения, что актуализирует проблему формирования личностных ценностных фильтров подростка.

Сегодня - время индивидуализма, дифференциации молодого поколения; увеличения дистанции со старшими поколениями, частой изоляции молодежи в интернет-пространстве и, как следствие, ухода в виртуальный мир, в «жизнь в сети Интернет». Опосредованное СМИ восприятие мира зачастую формирует у молодежи ложные ценности, искаженные идеалы для подражания, размытое понятие «Культура», «социальный инфантилизм» на фоне реального нравственного нигилизма и отсутствия общей гуманной идеи, объединяющей людей на основе признания ценностей Культуры Достоинства. Данное обстоятельство усугубляется отсутствием культурной альтернативы или ее недоступности по тем или иным причинам. Информационная свобода оказалась связанной с утратой традиционных форм культуры отношений, в основе которых действительное внимание к другим людям.

Подростки являются наиболее активными Интернет-пользователями, самостоятельно выбирая информационные пути приобретения знаний, используя Интернет как канал коммуникации (нередко единственный). По статистике, уже к 10-ти годам подростки имеют опыт общения в Интернет-пространстве, в социальных сетях, получения информации разного рода и качества. Именно качество информации, возрастные возможности ее рефлексии, реальный уровень культуры, ценностный фундамент, а также наличие сопровождения ребенка взрослыми в информационном пространстве напрямую влияют на процесс развития культуры личности подростка, его ориентацию на истинные общечеловеческие, гуманные ценности.

Преодоление кризиса и переход общества к устойчивому развитию связаны, в первую очередь, с формированием качественно нового уровня культуры личности - уровня Культуры Достоинства, что, по словам А.Г. Асмолова, должно быть основной целью культурной политики государства. В Культуре Достоинства ведущей ценностью является неповторимость индивидуальности каждого человека, каждого языка, каждой культуры. В основе Культуры Достоинства - отношение к другому человеку как к ценности, принцип незаменимости каждого человека, установка на развитие. Одна из высших ценностей Культуры Достоинства, являющейся одновременно идеалом современного воспитания – ценностный фундамент, побуждающий молодого человека осуществлять жизненный выбор в пользу добра, истины, красоты, свободы и созидания.

Модернизация системы образования, приведение ее в соответствие с современной социокультурной ситуацией, с требованиями социума к качеству выпускника школы актуализирует проблему «выращивания» таких образовательных практик, которые бы согласовывались с идеями гуманизации, диалогичности, природосообразности и культуросообразности педагогического процесса; создания и внедрения в систему образования программ, направленных как на формирование у подрастающего поколения глубоких знаний народной культуры, устойчивого интереса к ней, ответственности за ее сохранение, так и на развитие у подрастающего поколения способностей использовать информационно-технологические средства для самообразования и повышения своего культурного уровня.

Это требует переход к модели культуросообразной школы; освоение человеком образа культуры рефлекторно, как личный жизненный проект. Решение данной проблемы связано с реализацией в системе образования культурологического подхода, становлением особой культуры оказания поддержки и помощи ребенку – психолого-педагогического сопровождения процесса личностного развития ребенка, освоения им модуса культуры, ее кодов и ценностей (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский и др.). Психолого-педагогическое сопровождение является сложной социально-психологической и педагогической деятельностью, единой психолого-педагогической системой; целенаправленным, открытым, динамичным, нелинейным воспитательно-образовательным процессом, направлением, где психология и педагогика объединяются, дополняя и усиливая друг друга, в решении общей задачи – повышение уровня культуры личности подростка до уровня Культуры Достоинства.

Однако, несмотря на огромный потенциал системы психолого-педагогического сопровождения в решении этой задачи, ее ресурсы на сегодняшний день задействованы недостаточно.

На современном этапе существуют острые противоречия, в частности, между:

- возросшей потребностью общества в научно-теоретическом и методическом обеспечении процесса развития культуры личности подростка с учетом современного состояния информационного пространства и недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической науке;

- потребностью в социокультурной развивающей среде, обеспечивающей самореализацию и самоактуализацию личности подростка, способствующей формированию его социальной компетентности, ценностных ориентаций сообразно ценностям Культуры Достоинства и количественной и качественной недостаточностью культурной инфраструктуры, часто и ее отсутствием;

- между потребностью в разумном балансе традиционных и инновационных форм и методов развития культуры личности подростка и неэффективностью мер со стороны государственной культурной политики по обеспечению реализации этой потребности;

- между наличными уровнем и темпом развития информационной культуры личности подростка и уровнем информационной культуры старшего поколения.

Все вышесказанное актуализирует проблему проектирования психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, разработки его модели, концепции и комплексной программы на основе интеграции опорных концептуальных идей культурологии, социологии, психологии, педагогики.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Анализ научной литературы показал, что существует достаточно большое число исследований, в которых акцентируется внимание преимущественно на различных аспектах развития культуры личности молодого человека. Однако они не создают целостного представления об исследуемой проблеме, особенно в современных условиях – высокого уровня развития информационного пространства и роста его влияния на молодежь.

Психологические аспекты взаимосвязей человека и культуры находят свое отражение в работах представителей «культурной антропологии» (А.Кребер и М.Херсковиц) и «психологической антропологии», рассматривающей вопрос о том, как индивид усваивает культурные образцы поведения (А.А.Белик, Г.Мюррей, В.И.Слабодчиков, М.Спиро, Д.Хонигман, Ф.Хсю и др.); работы, посвященные разработкам культурно-исторического направления в психологии (А.Г.Асмолов, В.Вундт, Л.С.Выготский, М.Коул, А.Н.Леонтьев и др.).

Идеям о неразрывной и диалектической взаимосвязи культуры, образования и личности посвящены работы (В.А.Аверин, Н.В.Бордовская, А.П.Валицкая, С.И.Гессен, И.В.Дубровина, И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Е.И.Исаев, А.А.Реан, В.Е.Семенов, В.И.Слободчиков и др.). Работы представителей психоаналитических теорий (Р.Бенедикт, М.Мид, Г.Рохейм, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг и др.), а также представителей гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.) посвящены проблемам взаимодействия индивида с обществом и культурой.

Фундаментальные положения русской и зарубежной философской мысли о ведущей роли культуры в становлении личности были сформулированы Д.С.Лихачевым, А.Ф.Лосевым, Х.Ортегой-Гассетом, А.Швейцером и другими. Изучение саморазвития личности как субъекта культуры отражено в работах К.А.Абульхановой-Славской, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, Г.М.Бирженюка, Б.С.Ерасова, С.Н.Иконниковой, Б.Д.Парыгина и др.

Труды А.Г.Асмолова, посвященные Культуре Достоинства и Культуры Полезности как двум полюсам, у которых можно расположить мозаику культур в ходе человеческой истории. В.В.Краевский, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин исследовали содержание образования как модель, изоморфную по структуре социальному опыту, взятому в контексте создавшей его культуры.

Область научных исследований И.М.Бобко, В.В.Гузеева, А.П.Ершова, А.Ж.Жафярова, В.М.Монахова, Е.С.Полат, Л.И.Холиной, С.А.Щенникова – образование в открытом информационном сообществе. Работы Цымбаленко С.Б. посвящены анализу места и роли подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве общества, психолого-педагогических и акмеологических проблем и перспектив развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий.

Проблемам включения молодых людей в систему социальных отношений, посвящены труды И.Ф.Гербарта, Дж.Дьюи, А.С.Макаренко, Ж-Ж.Руссо, Л.Л.Рыбаковский, Д.И.Фельдштейна и др. Влияние среды и других факторов на процесс развития культуры личности анализируется в исследованиях А.В.Мудрика, А.Я.Найна, В.Д.Семенова, Г.Н.Серикова, В.А.Черкасова, П.И.Чернецова и др.

Исследования отечественных психологов Л.С Выготского, Л.И.Божович, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, Д.И.Фельдштейна и др. проводились в контексте деятельностного подхода. Ф.Е.Василюк, В.П.Зинченко обозначили взаимосвязи и взаимовлияние категорий внутри понятийного ряда: «сознание» – «практика» – «культура».

Необходимо признать, что теоретико-методологический, психолого-педагогический и содержательно-методический аспекты проектирования психолого-педагогического сопровождения процесса развитие культуры личности подростка (достижение уровня Культуры Достоинства) в современном информационном пространстве остаются недостаточно исследованными. Поэтому существует объективная необходимость анализа и теоретического осмысления особенностей и закономерностей, факторов и механизмов развития культуры личности молодого человека в условиях современного информационного пространства; разработки теоретико-методологических, организационно практических и программно-методических основ проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения этого процесса с учетом накопленного отечественного опыта и международной практики.

Вышесказанное позволило определить научную проблему исследования, заключающуюся в необходимости выявить сущность процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, комплекс условий эффективности этого процесса (психолого-педагогических, организационно-практических); обосновать теоретико-методологические положения, необходимые для проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения данного процесса.

Цель исследования – разработка концепции и комплексной программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, апробация и оценка эффективности комплексной программы.

Объект исследования – процесс развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве.

Предмет исследования – научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве и условия эффективности этого процесса.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, результатом которого является достижение личности подростка культуры высшего порядка – Культуры Достоинства может быть достигнута, если:

а) концепция психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве опирается на единство практического гуманизма; системного, культурологического и психолого-педагогических концептуальных подходов, синергетической научной парадигмы (самореализации и компетентности в развитии систем);

б) Культура Достоинства, гуманизм и рефлексивное мышление выступают базисными, системообразующими понятиями, а их освоение подростком - основными детерминантами психолого-педагогической деятельности;

в) реализована структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве как праксеологическая проекция этой концепции;

г) комплексная программа как содержание психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве будет нацелена на:

- личность подростка – Человек Мира, Человек Культуры Достоинства;

- создание социокультурной среды, то есть духовно насыщенного культурного пространства и оптимизация условий саморазвития культурной жизни подростков, составляющих «зону непосредственного развития культуры личности подростка»;

- организацию и самоорганизацию социокультурной разнообразной деятельности;

- обеспечение социально-культурной интеграции деятельности, общения, свободы выбора досуговых занятий; наполнение свободного времени подростков развивающим, личностно формирующим содержанием как альтернативы Интернет-досугу; развитие самостоятельности в организации культурного, полноценного досуга;

- использование Интернета как канала трансляции культуры, культурообразующей коммуникационной среды, в процессе исследовательской деятельности культурологической направленности.

д) обеспечена реализация комплекса условий эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, а именно, реализуются:

- идеи персонологии - соединение рационального и интуитивного, понятийного и символического, логического и эмоционального, теоретического и практического подходов к личности, взятой в измерениях сущности – существования – осуществления – сопричастности – самоопределения;

- системное функционирование психологических механизмов развития культуры личности подростка с учетом внутренних и внешних факторов этого процесса;

- принцип разумного сочетания традиционных и инновационных форм и методов развития культуры личности;

- реализуются обучающая, развивающая, воспитательная и креативная функции информационных технологий;

- реализуется партисипативный подход (соорганизация, реализация совместных усилий участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация), широких слоев общественности, социальных институтов различного уровня, разнообразных специалистов).

Для решения поставленной цели и доказательства предложенной гипотезы определены следующие задачи:

Теоретические:

- проанализировать историко-философские и социально-педагогические основы развития культуры личности подростка;

- на основе исследования научной литературы осуществить анализ культуры как исторической категории, как системы, результата целостного развития личности;

- на основе теоретического анализа исследовать и обобщить исторические и социокультурные основания развития культуры личности;

- определить детерминанты развития культуры личности подростка;

- исследовать и раскрыть психолого-педагогические аспекты развития культуры личности подростка в современных условиях;

- на основе анализа современного информационного пространства определить его сущностно-содержательные характеристики, а также его влияние на процесс развития культуры личности подростка;

- изучить и обобщить отечественный и зарубежный практический опыт организации процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве (сравнительный анализ).

Методические:

- определить факторы и психологические механизмы развития культуры личности подростка в современных условиях;

- определить теоретико-методологические основы проектирования психолого-педагогического сопровождения процесса развития личности ребенка;

- определить специфику проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- выявить комплекс условий эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве.

Практические:

- определить организационно-практические основы проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- разработать комплексную программу психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- разработать критерии оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- разработать психодиагностический пакет для исследования эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи системного подхода и системного анализа (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.П.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин, Г.П.Щедровицкий, В.А.Якунин и др.); принципы детерминизма; синергетические положения о развитии открытых систем, их нелинейной динамике в анализе социально-психологических проблем личности и общества (А.М.Егорычев, С.П.Капица, Г.Г.Кащенко, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов, И. Пригожин, Г.Хакен, Г.Ф.Шилова и др.). Основные идеи антропологической парадигмы в психологии развития (А.Г. Асмолов, С.В.Дмитриев, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьев, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн); положения о личности, психической деятельности, системности ее развития (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, В.Г.Мясищев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др.); единства сознания и деятельности, единства внутреннего и внешнего плана деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); аксиологии (Е.В.Бондаревская, М.В.Кларин, В.Н.Максимова, Н.Д.Никандров, Л.В.Филиппова и др.).

Теории культуры (С.С.Аверинцев, В.С.Библер, А.Г.Гердер, Г.В.Драч, Л.П.Коган, В.М.Межуев, Н.С.Розов, Э.Б.Тайлор и др.); положения культурологического подхода (Ю.Г.Азаров, Е.Б.Бондаревская, О.С.Газман, В.Б.Новичков, Л.А.Белякова, Б.Т.Лихачёв, H.Е.Щуркова, и др.); идеи воспитания человека культуры (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская. Н.Б.Крылова); положения ведущих ученых об образовании как развитии – «восхождении» в мире культуры (В.С.Библер, Е.В.Бондаревская и др.); о взаимосвязи внешних и внутренних факторов развития личности (Б.С.Братусь, Л.C.Выготский, В.П.Зинченко и др.); о становлении механизмов саморазвития личности (В.В.Давыдов, Г.С.Батищев, Л.И.Божович, С.В.Кульневич, B.И.Слободчиков и др.). Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, С.Н.Иконникова, Т.Г.Киселева, Е.И.Смирнова, Ю.А.Стрельцов, Ю.Д.Красильников, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов и др.); социокультурного проектирования (А.П.Марков, Г.М.Бирженюк, В.М.Розин, Г.П.Щедровицкий и др.).

Принципы гуманистической педагогики, системообразующим стержнем которых является личность как «субъект познания», ее развитие, самопознание, самовоспитание (К.А.Абульханова-Славская, Ю.П.Азаров, Б.Г.Ананьев, Л.И.Буева, З.И.Васильева, Л.С.Выготский, В.С.Леднев, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.М.Орлов, В.А.Петровский, C.Л.Рубинштейн, Л.И.Рувинский, В.В.Сериков, Н.Ф.Талызина, A.П.Тряпицына, И.С.Якиманская и др.); теоретические положения гуманистического воспитания (О.С.Богданова, И.Б.Котова, И.С.Марьенко, З.Г.Нигматов, Е.Н.Шиянов); принципы моделирования образовательной среды как духовно насыщенного культурного пространства (И.В.Абакумова, Г.П.Богомолова, П.Н.Ермаков, И.Ю.Каменева, В.Т.Фоменко, В.А.Ясвин); философские и педагогические концепции взаимодействия участников образовательного пространства (Л.П.Буева, М.С.Каган, Е.Ф.Ломов, Н.Ф.Радионова и др.).

Концепция исследования предполагает единство культурологического и психолого-педагогического подходов к решению обозначенных проблем. В основе концепции – «Культура Достоинства» (А.Г.Асмолов) как высочайший уровень человеческой культуры.

Культурологический подход предполагает использование в контексте общефилософского понимания феномена «культуры» как системообразующего в понимании и объяснении психолого-педагогических явлений и процессов, в частности процесса развития культуры личности, культуры. Формы актуализации культурологических идей различны, однако в основе лежит идея признания человека высшей ценностью, что соотносимо с философией гуманизма, ценностями Культуры Достоинства.

Базовая характеристика культурологического подхода – интегративность. Он выступает методом проектирования концепций личностно-ориентированного образования, суть которого заключается в создании условий для целостного развития и самореализации личности подростка как субъекта образовательного процесса и гуманистического воспитания (Е.В.Бондаревская, И.Б.Котова, Н.Б.Крылова, В.В.Сериков, В.Т.Фоменко, Л.В.Филиппова, Е.Н.Шиянов и др.).

В основе аксиологического подхода как одного из основных методологических подходов современной педагогики и психологии лежит изучение не абстрактного, а конкретного человека с его ценностями, идеалами, проблемами. Этот подход является необходимым компонентом анализа проблемы развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве; его реализация детерминирует формирование и трансляцию ценностной матрицы культуры в межпоколенном взаимодействии.

Методология исследования опирается на принципы гуманистической педагогики и психологии; психологический подход к проблеме – с точки зрения значимости процесса развития культуры личности подростка для самой личности и социологический – с точки зрения значимости этого процесса для общества; психосоциальный подход Э. Эриксона. Эпигенетическая схема личностного развития Э. Эриксона позволяет оценить, как развивается конкретная личность в конкретных условиях. Очень важно при этом, что значимые личностные идентификации учитываются, но отнюдь не абсолютизируются, особенности индивидуального и социального развития рассматриваются в неразрывной взаимосвязи.

Методы исследования.

Для реализации цели и задач диссертационной работы использовался комплекс методов исследования, в том числе теоретических – изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы, посвященной исследуемой проблеме, анализ нормативно-правовых документов, систематизация, сравнение, прогнозирование, периодизация, теоретическое моделирование; обобщение практического опыта.

На различных этапах исследования и при решении отдельных исследовательских задач применялся широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки. Теоретические (анализ, интерпретация, аналогия, обобщение на уровне установления закономерностей, обобщение результатов исследования); эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, сравнение, тестирование измерение, эксперимент); статистические (регистрация, ранжирование, шкалирование, методы меры вариации). В ходе статистической обработки данных использовались: дисперсионный и корреляционный анализ. При обработке экспериментальных данных методами математической статистики был использован пакет программ STATICA for Windows и Microsoft Excel.

Экспериментальная база. Экспериментальной базой исследования являлись общеобразовательные учреждения г. Москвы: ГБОУ СОШ № 2044, ГБОУ СОШ
№ 709, ГБОУ СОШ № 1378, ФГБОУ Гимназия № 710 РАО.

Достоверность и обоснованность результатов

Обеспечивалась методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений; разработкой диагностического пакета, включающего надежные и апробированные в психологической науке методики; корректной организацией опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий (на входе), формирующий и контрольный (на выходе) этапы эксперимента; практическим подтверждением основных положений исследования и тщательной обработкой полученных в ходе эмпирического исследования данных; сопоставлением и взаимным дополнением данных, полученных в результате применения разнообразных средств диагностики; репрезентативной выборкой испытуемых; применением статистических методов обработки данных.

Математическая обработка данных включала описательную статистику, использовались следующие методы математической статистики: при сравнении средних значений независимых выборок использовались T-критерий Стьюдента, G-знаков и Критерий Манна-Уитни; расчет корреляций проводился с использованием корреляций по Пирсону (Pearson) и Спирмену (Spearman); для проверки гипотезы о влиянии фактора/факторов на значения признаков применялся одномерный – ANOVA – и многомерный – MANOVA – дисперсионный анализ,

Основные этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход психолого-педагогического исследования проблемы, которое проводилось в течение гг. в четыре этапа.

I-й этап – (2010-2011 гг.) – поисковый: изучалась научная литература, систематизировались существующие подходы и теории, определялись исходные позиции и уточнялись концептуальные положения исследования, формулировались гипотезы и понятийный аппарат. II-й этап – (2011-2012 гг.) – этап научно-методического анализа: разрабатывались основные концептуальные положения и программа эмпирического исследования; создавались, конкретизировались и апробировались методики. III-й этап – (2012-2013 гг.) – завершающий: было организовано и реализовано эмпирическое исследование; осуществлялась количественная и качественная обработка, систематизация и анализ полученных данных; проводился формирующий эксперимент, осуществлялось формулирование основных обобщений и выводов, описание хода и результатов исследования в публикациях, тексте диссертации и автореферата. IV-й этап – (2013 г.) – обобщение: осуществлялась обработка полученных результатов в ходе эмпирического исследования, систематизация полученных результатов, формулирование выводов и оформление диссертации.

Научная новизна исследования

1. Определены психолого-педагогические аспекты, факторы и психологические механизмы развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве. Доказано, что современное информационное пространство определяет требования к уровню зрелости и ответственности подростка, уровню развития его рефлексии вообще как базовой субъектной детерминанты и рефлексии культуры в частности. Культура Достоинства, гуманизм и рефлексивное мышление выступают базисными, системообразующими понятиями, основными детерминантами развития культуры личности подростка в современных условиях.

2. Доказано, что процесс развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве- это системный процесс развития у подростков: культуры отношения к себе, к Другому (Культура Достоинства, рефлексия (культура рефлексии, рефлексия на культуру), культура общения, культура взаимодействия, толерантность), к миру в целом (Человек Мира, активность и инициативности в социокультурной практике и исследовательской деятельности культурологической направленности, культуротворчестве). Необходимо отметить, что Культура Достоинства, ценности которой приняты личностью как собственные убеждения, жизненные детерминанты проецируется и определяет отношение человека к Другому и к миру в целом.

3. Разработана концепция психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве:

- определены концептуальные подходы, принципы проектирования психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности;

- на основе анализа современного информационного пространства, его сущностно-содержательных характеристик определена специфика развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- определена организационная структура психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, что составляет организационно-функциональную подсистему.

  1. Разработанная структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве представлена как система, совокупность компонентов, а именно: концептуальная и методологическая основа (подходы и принципы организации психолого-педагогической деятельности); целевой компонент (цели и задачи психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка); содержательный компонент (содержание психолого-педагогического сопровождения, конкретизированное в элементах, структурно-содержательных блоках, комплексной программе поддержки и помощи подростку в достижении им культуры высшего уровня (Культуры достоинства)); процессуальный компонент (методы и приемы, формы организации деятельности, направленной на эффективность спроектированного психолого-педагогического сопровождения как инновационной деятельности); результативно-оценочный компонент: планируемые результаты реализации программы, проверка ее эффективности, рефлексия результатов.

5. Определен комплекс условий эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, а именно:

- реализация идей персонологии; системного функционирования психологических механизмов развития культуры личности подростка с учетом внутренних и внешних факторов этого процесса;

- оптимизация процесса соотнесения норм и ценностей личности подростка с нормами и ценностями социума, его мировоззренческих убеждений с ценностями Культуры Достоинства; развития у подростка способности как противостоять негативному влиянию информационного пространства, так и использовать преимущества современного информационного пространства для самоидентификации, самореализации, самосовершенствования;

- реализация принципа разумного сочетания традиционных и инновационных форм и методов развития культуры личности;

- учет требований современного информационного пространства к уровню зрелости и ответственности подростка, уровню развития его рефлексии вообще и рефлексии культуры в частности;

- реализация партисипативного подхода, что предполагает соорганизацию совместных усилий участников образовательного процесса, широких слоев общественности, социальных институтов различного уровня, разнообразных специалистов.

6. Разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве. Основные векторы психолого-педагогической деятельности направлены на: личность подростка (Человек Мира, Человек Культуры Достоинства); создание социокультурной среды и оптимизацию условий саморазвития культурной жизни подростка; организацию и самоорганизацию социокультурной разнообразной деятельности; обеспечение социально-культурной интеграции деятельности, общения, свободы выбора досуговых занятий; наполнение свободного времени подростков развивающим, личностно формирующим содержанием как альтернативы Интернет-досугу; развитие самостоятельности в организации культурного, полноценного досуга; использование Интернета в качестве канала трансляции культуры, культурообразующей коммуникационной среды, информационной базы для исследовательской деятельности культурологической направленности.

7. Разработаны:

- критерии оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, включающие: Культуру отношения к себе, Культуру отношения к Другому, Ценность Другого, рефлексию, Культуру общения, Культуру взаимодействия, толерантность, активность и инициативность в социокультурной практике;

- психодиагностический пакет для исследования эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- на основе теоретического анализа обобщены исторические и социокультурные основания развития культуры личности;

- определены детерминанты развития культуры личности подростка;

- раскрыты психолого-педагогические аспекты развития культуры личности подростка в современных условиях;

- на основе анализа современного информационного пространства определены его сущностно-содержательные характеристики, а также влияние на процесс развития культуры личности подростка;

- обобщен отечественный и зарубежный практический опыт организации процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве.

Данное исследование вносит вклад в решение фундаментальной научной проблемы за счет:

- определения способов оптимизации процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- представления проекта, модели психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- определения способов использования преимуществ современного информационного пространства как фактора развития культуры личности подростка.

Практическая значимость исследования:

- определены организационно-практические основы проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- разработаны критерии оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- разработан психодиагностический пакет для исследования эффективности комплексной программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве.

Разработанная комплексная программа психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве может быть использована как инструмент оптимизации этого процесса в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Авторская концепция психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве. Проектируя психолого-педагогическое сопровождение процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, необходимо учитывать те процессы, которые происходят в социальной, культурной и образовательной сферах. В этой связи важно понимание современного уровня развития информационного пространства. Современное информационное пространство определяет требования к уровню зрелости и ответственности подростка, уровню развития его рефлексии в целом как базовой субъектной детерминанты и рефлексии культуры в частности. Культура Достоинства, гуманизм и рефлексивное мышление выступают базисными, системообразующими понятиями, основными детерминантами развития культуры личности подростка в современных условиях.

2. Теоретико-методологическое обоснование авторской концепции, в основу которой легли единство культурологического и психолого-педагогических подходов, интеграция системного, системно-функционального, процессного и ситуационного, программно-целевого подходов; синергетика, парадигмальные идеи нелинейности, открытости, диссинативности; основы информационного подхода:

- культурологический подход, функциональными принципами которого служат: системная реконструкция культуры; учет субъектности культурного развития и деятельностного характера реализации субъектного начала в культуре; двуединство традиций и инноваций в процессе развития культуры;

- аксиологический подход, в основе которого лежит изучение не абстрактного, а конкретного человека с его ценностями, идеалами, проблемами; реализация данного подхода необходима при анализе проблем развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- принципы гуманистической психологии; психосоциальный подход Э. Эриксона;

- персонология, фокусирующая свой взгляд в отдаленную перспективу личности и к ее вневременному идеалу;

- концепция педагогического взаимодействия и сотрудничества субъектов в достижении целей, в частности, партисипативный подход (соорганизация, реализация совместных усилий участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация), широких слоев общественности, социальных институтов различного уровня, разнообразных специалистов);

- фундаментальные положения о сущности деятельности человека и развитии личности через развитие деятельности;

- средовой подход – социокультурная среда как условие, источник психического развития человека.

3. Проектирование, создание структурно-функциональной модели психолого-педагогического сопровождения требует интеграции науки и практики в целостную систему ее составляющих, а именно научного, прикладного, практического и организационного аспектов.

Научный аспект – выбор опорных методологических подходов.

Прикладной аспект, предполагающий использование социально- психологических знаний о подростковом возрасте, особенностях информационного пространства и его влияния на процесс развития культуры личности подростка в контексте современных социокультурных условий России, специфике формирования Культуры Достоинства, Человека Мира.

Практический аспект – определение команды, реализующей психолого-педагогическую деятельность по сопровождению процесса развития культуры личности подростка (педагоги, практические психологи, родители, так и все субъекты воспитательно-образовательного процесса); определение алгоритма проектирования психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности ребенка – упорядоченной в логической последовательности совокупности процедур и операций, формирование каждой подсистемы с последующей интеграцией их в целостную систему (диагностический, нормативно-прогнозный, концептуальный, проектно-планирующий этапы и обратная связь (оценка, анализ, рефлексия, презентация и продвижение продукта деятельности)).

Организационный аспект, предполагающий реализацию системы отношений, ценностей, правил, норм, традиций, знаков, установок, используемых для организации психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве и управления этой деятельностью и деятельностью субъектов воспитательно-образовательного процесса в разных условиях и обстоятельствах.

4. Комплекс условий эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве:

- реализация идей персонологии – соединение рационального и интуитивного, понятийного и символического, логического и эмоционального, теоретического и практического подходов к личности, взятой в измерениях сущности – существования – осуществления – сопричастности – самоопределения; системного функционирования психологических механизмов развития культуры личности подростка, учета внутренних и внешних факторов этого процесса;

- оптимизация процесса соотнесения норм и ценностей личности подростка с нормами и ценностями социума, его мировоззренческих убеждений – с ценностями Культуры Достоинства; развития у подростка способности как противостоять негативному влиянию информационного пространства, так и использовать преимущества современного информационного пространства для самоидентификации, самореализации, самосовершенствования;

- реализация принципа разумного сочетания традиционных (поддержание традиций, а также создания и трансляции образцов культуры, способствующих преемственности поколений и развитию культуры личности подростка, достижение им уровня Культуры Достоинства) и инновационных форм и методов развития культуры личности (реализация обучающей, развивающей, воспитательной и креативной функций информационных технологий);

- учет требований современного информационного пространства к уровню зрелости и ответственности подростка, уровню развития его рефлексии вообще и рефлексии культуры в частности (как способности разума и мышления обращаться на себя, к анализу знания с целью получения нового знания; самонаблюдение за состоянием ума и души; исследовательский акт, направленный на основания собственного осуществления);

- реализация партисипативного подхода, что предполагает соорганизацию совместных усилий участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация), широких слоев общественности, социальных институтов различного уровня, разнообразных специалистов.

5. Комплексная программа как содержание психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, нацеленная на:

- личность подростка – Человек Мира, Человек Культуры Достоинства (развитие мотивационно-эмоциональной сферы личности подростка; формирование, развитие и удовлетворение потребностей личности в самореализации, самообразовании, творчестве, групповой поддержке, референции, идентичности; развитие социальной активности личности, накопление положительного социокультурного опыта (на основе деятельностного подхода и принципа персонифицированности процесса));

- создание социокультурной среды, то есть духовно насыщенного культурного пространства и оптимизацию условий саморазвития культурной жизни подростка, составляющих «зону непосредственного развития культуры личности подростка»;

- организацию и самоорганизацию социокультурной разнообразной деятельности; обеспечение социально-культурной интеграции деятельности, общения, свободы выбора досуговых занятий; наполнение свободного времени подростков развивающим, личностно формирующим содержанием как альтернативы Интернет-досугу; развитие самостоятельности в организации культурного, полноценного досуга;

- использование Интернета как канала трансляции культуры, культурообразующей коммуникационной среды, в процессе исследовательской деятельности культурологической направленности.

Цель предстает как некий отсроченный результат, совокупно, целостно представляющий собой сложное, системное личностное образование - отношение к действительности на основе ценностей Культуры Достоинства, на обретение которого подростком и направлена психолого-педагогическая деятельность.

Результатами работы по программе являются:

- психологическая культура подростка высокого уровня, проявляющаяся в самоорганизации и саморегуляции деятельности, отношении личности подростка к себе, Другим и миру в целом;

- опыт самостоятельных социокультурных проб подростка, положительная динамика его личностного культурного роста;

- развитие персонологической стратегии социокультурной деятельности;

- освоение подростком: способов реализации собственных культуротворческих инициатив, способов взаимодействия и коммуникации; навыков организации социокультурной практики, способами ее реализации, искусством помогать людям; опыта партнерских отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности, умение работать в команде; опыта принятия на себя ответственности за совместный проект, деятельность в целом; навыков самоорганизации, самоуправления, проектной деятельности, исследовательской деятельности культурологической направленности; навыков использования преимуществ современного уровня информационного пространства в познавательных, исследовательских целях культурологической направленности, в целях развития собственной культуры в целом, художественного вкуса в частности и т.п.; культуросообразного поведения, установок толерантного сознания; критического мышления и культуры рефлексии.

6. Система оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве включает:

- критерии оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, такие как: Культура отношения к себе, Культура отношения к Другому, Ценность Другого, Рефлексия, Культура общения, Культура взаимодействия, Толерантность, Активность и инициативность в социокультурной практике;

- психодиагностический пакет для исследования эффективности программы, включающий стандартизированные, надежные и высоковалидизированные методики диагностики развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве.

Апробация, обсуждение и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись на международных семинарах и конференциях: «Инновационные идеи и технологии в профессиональном образовании» (Москва, ВШК, январь 2007 г.), «Социальные инновации: новые идеи и подходы» (Москва, ВШК, ноябрь 2007 г.), «Актуальные вопросы образования XXI века» (Москва, ВШК, апрель 2008 г.), «Проблемы профессиональной подготовки современного специалиста» (Москва, МАГМУ, ноябрь 2009 г.), «Перспективы развития национального образования» (Москва, МИДПО, март 2010 г.); на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы инновационной деятельности в области подготовки молодых специалистов образовательной сферы» (Москва, МАГМУ, 2012 г.); на межвузовской научно-практической конференции «Профессиональное развитие специалиста: современные педагогические подходы и технологии» (Москва, ВШК, февраль 2009 г.), на международных научных конференциях «Перспективы развития национального образования в информационную эпоху: VI-я международная научная конференция (Москва, МАГМУ, ноябрь 2011 г.), «Образовательное пространство: вызовы XXI века: II-я Международная научная конференция (Москва, январь 2013 г., РАНХ и ГС).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

«Культура» как интегральное понятие в контексте культурологического и социально-психологического дискурсов

В современных гуманитарных и психологических науках возрождается обсуждение проблемы сущности категорий «культура» и «личность». Причиной стали стремительные перемены в развитии культуры современного общества, которые, в свою очередь, выступили стимулом для появления новых концепций человека. Также сегодня подлежат интерпретации выводы науки о взаимодействии культуры и личности на различных уровнях (индивидуальном и социальном). По словам Д.Мацумото, сегодня «психология медленно и, пожалуй, даже мучительно вновь открывает концепцию культуры и включает ее в свой теоретический репертуар» [253, с. 254]. Интерес к данной сфере проявляется не только в трудах психологов традиционного направления, но также в рядах универсалистов и релятивистов, приверженцев кросс-культурной и культурной психологии, нативистов и эмпириков и т. д. В последние годы появились новые направления и подходы, существующие на стыке психологии и культурологи. Некоторые из них применяют к исследованию культуры функционалистский подход, представляют собой современные версии эволюционного подхода и иные подходы, которые можно интерпретировать как «контекстуалистские», они изучают культуру как совокупность внешних по отношению к личности факторов, на основе которых развиваются различные психологические процессы.

Культурологический подход к решению ряда проблем современной психологии предопределяет необходимость анализа основополагающей в обозначенном междисциплинарном пространстве категории «культуры». В рамках культурологических, социологических, философских, антропологических исследований понятие «культура» получает сегодня многочисленные интерпретации. Тем не менее, в этих определениях содержатся и некоторые общие черты, позволяющие выделить сущностный стержень, вокруг которого группируются индивидуализирующие характеристики. По мнению Нейла Смелзера, культура символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов данной группы [331]. В данном контексте основными элементами культуры выступают понятия (концепты), содержащиеся в языке, отношения и взаимосвязи, ценности. Близко к данному определению понимание культуры, высказанное Э.Гидденсом, который во главу угла также ставит аксиологическую сущность культуры [100]. Аксиологическое измерение культуры присуще и для отечественной науки. Например, в философии Г.П. Выжлецова, культура - «высшая степень облагороженное и очеловеченности природных и социальных явлений, условий жизни и межсубъектных отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям; сфера реализации ценностей» [92, с. 48].

В настоящее время, с одной стороны, признается ограниченность, релятивистский характер ценностного подхода к пониманию культуры, поскольку он замыкает ее в довольно узком пространстве того, что является ценностью, ценимым, благосодержащим, позитивным для человека. С другой стороны, при решении воспитательных, психолого-педагогических задач он выявляет свою эвристичность и результативность, так как в данном случае оппозиции типа «культура — невежество», «культура - хамство» и пр. оправданы и необходимы.

Наряду с ценностным подходом при рассмотрении феноменологии культуры оправдан «гуманистический» подход, которому свойственно полагание культуры как «меры человека», мерила его восхождения к идеалу, способа формирования духовного богатства и реализации внутренних творческих потенций. Например, А Швейцер к культуре относит прогресс, который служит «духовному совершенствованию индивида как прогресса прогрессов», и тогда культура предстает как «особое одухотворение мира», то есть «направленное в сторону очеловеченности, облагороженности мыслей, чувств, настроений, намерений и их выражения вовне, закрепления их в действиях, нормах и идеалах жизни, в вещных носителях культуры» [404, с. 129]. Тем не менее, как аксиологический, так и гуманистический подходы принято рассматривать как контекстуалистские подходы к пониманию смысла культуры, для которых характерны «частичность» (высвечивание одной грани культуры), риторичность. Концепция, претендующая сегодня на сущностное определение культуры, раскрывается в рамках деятельностного подхода.

По словам М.С.Кагана, человека культуры правильнее именовать не «homo sapiens», a «homo faber» (человек созидающий), не «homo ludens», а «homo agens» (человек действующий), поскольку культура, взятая в своем динамическом аспекте, невозможна без творчества, то есть формирующей деятельности, порождающей новое, созидательной активности [162, с. 213]. Культура, как способ деятельности, это не замкнутая, а открытая система, тонко реагирующая на изменения внешнего мира, готовая к динамике развития во взаимодействии с прочими сферами жизни общества. Также через деятельность культура преобразуется во внутренний мир человека, его «конструктивно-творческие способности» [163]. Через личность культура проявляет и реализует себя. И наоборот, потенциально содержащиеся в человеке «миры возможного» актуализируются через механизм культуры.

В современных психолого-педагогических исследованиях можно встретить разноплановые интерпретации категории «личность». Личность предстает в них как «конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности», «продукт включения индивидов в социокультурную среду», «индивидуальная внутренняя социальность», «устойчивая совокупность социально значимых черт индивида», или как «человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений». Объединяет разнообразные подходы к проблеме то, что авторы неизменно обнаруживают наличие диалектической взаимосвязи между личностью и культурой.

Тем не менее, в большинстве психологических подходов культура интерпретируется, прежде всего, как совокупность предпосылок поведения индивида. Несмотря на различия между кросс-культурной психологией и культурной психологией такой подход встречается в каждом из этих направлений. Можно выделить четыре отдельных подхода к пониманию взаимодействия личности и культуры в большинстве психолого-культурологических теорий: а) культура интерпретируется как независимая переменная (или комплекс переменных), которая оказывает непосредственное влияние на поведение; б) культура интерпретируется как общий контекст, в рамках которого осуществляется поведение личности; в) культура понимается как опосредующая переменная, определяющие явные взаимосвязи между другими переменными (например, чертами характера) с поведением; г) культура понимается как опосредующая переменная, которая вносит значительные изменения во взаимосвязь двух других переменных, представляющих интерес (например, конкретной деятельностью и переменной действий индивида). То есть в большинстве теорий рассматривают культуру как фактор, предшествующий поведению, а иногда идентифицируют ее с непосредственной причиной поведения. Однако культура, на наш взгляд, должна рассматриваться и как результат деятельности человека. В данном контексте представляется обоснованным определение «культуры» с точки зрения ее взаимодействия с личностью, данное А.Крёбером и К.Юіакхоном: «Культура . состоит из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, которое осваивается и опосредуется при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в (материальных) средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, с другой - как ее регуляторы...» [206, с. 36]. Несмотря на некоторые разночтения категории культуры в рамках данного подхода, обще признанным остается положение о том, что культура тесно связана с образом жизни конкретной общности, который должен осваиваться каждым новым поколением (К. Уисслер - Р. Бенедикт [472; 33]), и что ведущую роль в этом процессе играют особенные стереотипы поведения-деятельности. В общем виде данный подход к пониманию культуры можно сформулировать таким образом. Культура - специфическая форма организации (или существования) жизнедеятельности людей, результатом взаимодействий которой (с природой и людей друг с другом) являются предметно-вещественные, идеально-образные продукты и межличностные стереотипы поведения. Дж. Хонигман справедливо, на наш взгляд, выделял два типа явлений, которые можно рассматривать как «результаты» культуры: «социально стандартизированное поведение - действия, мышление, чувства некоторой группы» и «материальные продукты... этой группы» [446, р. 37].

Психолого-педагогические аспекты развития культуры личности подростка в современных условиях

Проблема достижения культуры личности подростка уровня Культуры Достоинства должна решаться с учетом его возрастных особенностей, возможностей. Личность молодого человека формируется в условиях системного кризиса российского общества, быстрых изменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ жизни. Современные социокультурные условия характеризуются отсутствием единой социокультурной идеи общества, отражающей его ценностную, морально-нравственную основу, квалитативные характеристики личности Человека Культуры Достоинства и определяющей детерминанты развития культуры личности.

Сегодня наступило время реального нравственного нигилизма; отсутствия общей гуманной идеи, объединяющей людей на основе признания ценностей Культуры Достоинства; время индивидуализма, дифференциации и депрессивности молодого поколения, увеличения дистанции со старшими поколениями, часто даже изоляции в Интернет-пространстве и, как следствие, ухода в виртуальный мир, в «жизнь в сети Интернет». Данное обстоятельство усугубляется отсутствием культурной альтернативы или ее недоступности по тем или иным причинам. Информационная свобода оказалась связанной с утратой традиционных форм культуры отношений, в основе которых действительное внимание к другим людям.

Преодоление кризиса и переход общества к устойчивому развитию связаны, в первую очередь, с формированием качественно нового уровня культуры человечества, с взаимодополняющими друг друга процессами поддержания традиционных культурных форм и институтов, сохранения и развития народных традиций, ремесел и промыслов, всего культурного богатства и процессом, основанном на инновациях, модернизационных формах и методах развития культуры общества. Развитие личности означает утверждение культуры.

Знание специфики групповых отношений среди молодежи, особенностей формирования их ценностной базы, потребностей и целей, развития толерантности; активности в становлении нового общества, ценностью которого должна стать Культура Достоинства - одно из важных условий разработки научного подхода к решению проблем развития культуры личности подростка. Особенно важно это становится в условиях современного информационного пространства, для оптимальной организации социокультурной развивающей среды, способствующей формированию его социальной компетентности подростка, его персонологической стратегии жизнетворчества на основе ценностей Культуры Достоинства.

Молодежи свойственно стремление к новому опыту, новым знаниям. Для реализации этого стремления, молодежь использует как традиционные каналы познания, получает жизненный опыт посредством межпоколенческой коммуникации, освоения культурного богатства прошлого, сохраненного старшими поколениями, посредством принятия культурных ценностей и народных традиций, так и принципиально новые, постоянно наращивающие свой технологический уровень, информационные каналы.

Подростки являются наиболее активными Интернет-пользователями, они самостоятельно выбирают информационные пути приобретения знаний. По статистике, к 10-ти годам подростки уже имеют опыт общения в Интернет-пространстве, в социальных сетях, получения информации разного рода и качества [381].

Именно качество информации, возрастные возможности подростка ее рефлексии, реальный уровень его культуры, ценностный фундамент, позволяющие оценить качество информации, а также наличие сопровождения ребенка взрослыми в информационном пространстве напрямую влияют на эффекты, производимые информационным пространством на процесс развития культуры личности подростка, ориентации его на истинные общечеловеческие, гуманные ценности.

Значимость подросткового возраста заключается в становлении своего «Я». Личность подростка формируется очень активно за счет способности подростка преломлять личный социальный опыт через собственную активную преобразующую себя деятельность. Э.Эриксон акцентирует внимание на этом возрасте, отмечая появление у подростка чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других («идентичности») [418, с. 152].

В исторической динамике гуманитарного знания «личность» усматривается во внутреннем и внешнем сходстве человека с другими людьми, в константности его наблюдаемых качеств, типичности поведения и действий, в способности к внешним и внутренним отношениям, в значимостях, разделенных с другими, а также в характере его вкладов во внешний мир и ролях его в этом мире. Одним из возможных способов интеграции знания о личности является применение «парадигм синтеза» в пространстве персонологии. К таким парадигмам можно отнести категории «культура», «жизнь», «Я», «другие», «индивидуальность».

С точки зрения персонологии, модус «persona» означает наружность, «видимость» человека, которую создают, требуют, ожидают от его облика и поведения другие люди. Это «маска», которую надевает человек и при этом знает, что она, с одной стороны, соответствует его намерениям, а с другой — притязаниям и мнениям среды, значимой для него. Персона ориентирована на внешнюю жизнь, выступает комплексом сознательных функций, внешней личностью, внешней установкой, служащей адаптации и жизненному комфорту. Она не тождественна индивидуальности и противоположна внутренней, субъективной установке, которая в значительной степени бессознательна, интимна, уникальна.

При ригидной персоне, не отвечающей на изменения жизненных условий, человек может быть легко доступен влиянию внутренней установки, нарушающей эффективность приспособления или открывающей новые возможности функционирования [421].

С иной, «субъективной», точки зрения личность обладает свойством существовать только в себе и через самое себя, быть собственной сущностью, единственной причиной и перспективой себя (модус «per se»). Подчеркивается самодостаточность личности, не превышающей ни в чем ином, кроме себя, и данной себе только в самопознании, очищенном от влияния и присутствия «внешнего».

В экзистенциальном понимании личность выступает в модусе «perzon», означающем индивидуальность человека, восходящую к духовным основам бытия через обращение к себе в поисках истинного Я во взаимосвязи и отношениях с миром и другими людьми. «Под личностью понимается духовная сила, которая открывает человека по отношению к миру и одновременно отграничивает его от мира и, таким образом, создает возможность для уникальности и целостности «Я» и «Ты», которое характеризует бытие человека». [231, с. 359].

По словам Э.Мунье, сама личность - есть «единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри. Являясь повсюду, она нигде не дана заранее» [266, с. 10].

Организационно-педагогические условия эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве

Все вышесказанное позволило нам сформулировать организационно-педагогические принципы психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве и психолого-педагогические условия эффективности этого процесса.

Сложное взаимодействие социально-психологических характеристик, качеств личности и современного, динамичного мира социокультурной реальности порождает сложность, многофакторность и нелинейность проектирования психолого-педагогической деятельности, направленной на развитие культуры личности подростка.

Проектирование психолого-педагогического сопровождения, ориентированное на решение социальных, социально-психологических, воспитательных проблем, по своей сущности является социально-педагогической, инновационной, творческой деятельностью. Предметом деятельности становится развитие культуры личности ребенка как системы его отношений с миром, с окружающими, с самим собой.

Решающим фактором здесь становится целеполагание личности, ее активность и проектные способности, позволяющие достигнуть желаемого. Это отражение когнитивного, исследовательского, организационного и самоорганизационного потенциала личности, ее акмеологические установки.

Подросток, прежде всего, сам осваивает культуру, сложившиеся культурные представления и ценности, и уже потом приступает к созидательной деятельности, преобразованию окружающего мира, обогащению и приумножению культурных достижений своего народа.

В этом контексте, целью психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве является создание условий для оптимизации этого процесса, развитие самореализационного потенциала личности подростка в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями, поддержка и страховка ребенка на пути к достижению Культуры Достоинства.

Специфические функции:

Интегрирующая, объединяющая усилия всех, способствующая созданию социокультурной среды, минимизирующей негативные влияния и продуцирующей факторы развития культуры личности подростка.

Субъективирующая - реализующая возможность для каждого подростка максимально проявить и реализовать свой личностный потенциал достижения высокого уровня культуры, формирования устойчивых ценностных ориентации Культуры Достоинства, культуры взаимодействия с окружающим миром.

Пространствообразующая, формирующая «культурный социум», системообразующая - создание коалиции организаций культуры, физической культуры, дополнительного образования, органов власти.

Пространстворасширяющая, укрепляющая позиции «культурного социума», раздвигающая рамки позитивного.

Принципы психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности ребенка в информационном пространстве и организационно-педагогические условия эффективности этого процесса::

1. Принципы комплексности изучения личности обучаемого.

Основное требование этого принципа Изучение, познание личности подростка как сложной, открытой, динамичной, нелинейной системы требует тесного взаимодействия, интеграции разных специалистов.

-целенаправленность: психолого-педагогическое сопровождение психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности ребенка в информационном пространстве требует четкого определения цели, осознания целесообразности психолого-педагогической деятельности.

Необходимо: прогнозирование конечного результата психолого-педагогической деятельности; определение стратегии и тактики на основе постановки целей (дальней, конкретной и рабочей) и задач, исходя из интересов, потребностей, особенностей подростка; ориентация педагогом и психологом при постановке цели и задач на критерии и показатели эффективности психолого-педагогического сопровождения.

2. Принципы понимания психического здоровья как конгруэнтного сочетания жизненных сил личности.

Важнейшим критерием психического здоровья является феномен психического равновесия, гармонию отношений с собой, с Другими, с социумом и миром в целом. Основа этому - гармония в самоотношении, что включает гармонию взаимодействия различных сфер личности эмоциональной, волевой, познавательной. Ее нарушения приводят к личностной деструкции, социальной и персональной дезадаптации. Именно критерий психического равновесия связан с личностным потенциалом, возможностями достижения высокого общекультурного уровня, адекватностью реакций на воздействия информационного пространства.

По утверждению Карла Роджерса, освобождение от внутренних конфликтов и тревог может произойти лишь в том случае, когда Я-идеальное и Я-реальное сливаются, и в этом он видел конечную цель развития личности. [315]. Существуют шесть ключевых характеристик Я-концепции личности, позволяющих достичь гармонии с собой и социумом: открытость для опыта; рациональность; личная ответственность; чувство собственного достоинства; способность к установлению и поддержанию толерантных личных отношений и образ жизни, соответствующий ценностям Культуры Достоинства.

Это требует помощи подростку сохранять баланс между индивидуальным и коллективным, между объективными требованиями социума и субъективным мироощущением, определением своего места в этом мире, в осуществлении личностного выбора и персонально-автономного развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений, жизнетворчеству, готовность к изменениям, ответственности за сделанный выбор.

3. Принцип структурно-феноменологического понимания личности. Данный принцип предполагает понимание и выявление, с одной стороны, внешних «структурных», прежде всего социокультурных, детерминант человеческой жизни, с другой - понимание внутренних смыслов, которые человек придает своему бытию. Формирование личностных качеств подростка в процессе его социокультурной деятельности, с одной стороны, создает условия для включения подростка в определенные нормативно-структурированные системы социокультурных отношений, с максимально однозначными ролями; с другой - позволяет реализовывать его творческую активность жизнестроительства.

4. Принцип персонифицированности процесса и результатов проектирования:

Этот принцип предполагает вариативность идей и проектов, создающая условия для субъектности выбора, самореализации подростка.

Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования строится на субъективном восприятии, рефлексии подростком культуры как особого духовного мира, наполненного значимыми для него культурными кодами, образами, символами, смыслами, идеями, идеалами, ценностями; на понимании взрослыми проблем развития культуры личности подростка как определенной дельты, комплекса противоречий между наличной и целевой системами культурных ценностей, ценностей, которые утрачены и которые необходимо воссоздать.

К способам персонологической интеграции культурного опыта можно отнести:

- использование текстовых, образных, символических материалов литературы и искусства, максимально полно отражающих явления внутренней и внешней жизни личности и указывающих перспективу движения к их вершинным формам;

- развитие «культурной феноменологии личности» на основе синтеза описаний изучаемых личностных аспектов, которые содержатся в литературных, поэтических произведениях, текстах дневников, эпистолярном творчестве;

- извлечение из культурных источников критических, научно значимых «фактов личности», связанных с качествами, типами, сознанием, бессознательным, особенностями жизни их героев и авторов (критерием персонологической значимости фактов является их высокий потенциал для постановки новых проблем исследования личности)

Содержание программы «Психолого-педагогическое сопровождение развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве»

Цель программы: развитие общекультурного уровня личности подростка: культуры отношения к себе, к Другому (Культура Достоинства, рефлексия (культура рефлексии, рефлексия на культуру), культура общения, культура взаимодействия, толерантность), к миру в целом (Человек Мира, активность и инициативности в социокультурной практике и исследовательской деятельности культурологической направленности, культуротворчестве).

Содержательная часть комплексной программы психолого-педагогического сопровождения этого процесса включала в себя методы и методики, основанные как на традициях, так и на инновациях.

Работа по программе предполагала работу непосредственно с подростками, с психологами, педагогами, с семьями подростков, а также работу по связи с общественностью и администрацией школы и города.

1 Создание школьного информационно-коммуникативного Интернет-портала «Поколение NEXT».

Актуальность создания Интернет-портала «Поколение NEXT» была обусловлена, прежде всего, недостатком оперативной информации о социокультурной ситуации; приоритетных направлениях развития культурной жизни города; о мероприятиях и программах текущей и перспективной культурной жизни города, а также необходимостью создания пространства свободного и интересного общения на различные темы, связанные с проблемами развития культуры личности молодежи.

Деятельность данного информационно-коммуникативного Интернет-портала не имела четкой тематической привязки. Принципиальны выходы на различные сферы личностной и общественной жизни. Проблемное поле обсуждений в социальной сети:

- феномен Достоинства;

- Культура Достоинства как личная стратегия;

- феномен творчества «На благо всех»;

- феномен ловушек для современного человека;

- умею помогать (опыт помощи людям с использованием Интернет-ресурсов);

- мода и имидж в современном мире;

- лидер и толпа: стратегии сосуществования;

- Велнес сегодня: спорт и стиль жизни (и другие).

Деятельность социальной сети предполагает:

- сбор, накопление, обработка и распространение информации о культуре, искусстве, науке, образовании, туризме и деловой жизни в регионе и стране:

- поиск, изучение, обобщение, освоение и внедрение новых информационных и социокультурных технологий;

- информационное сопровождение реализации культурной жизни класса, школы, города;

- выпуск регулярных информационных бюллетеней о предстоящих событиях культурной жизни класса, школы, города;

- обсуждение проектов по ходу реализации программы психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;

- форум «мнений и обсуждений».

2 Работа непосредственно с подростками Развитие общения как деятельности, культуры общения. Культура и общение в своем развитии находятся в диалектическом единстве. Между этими категориям существует положительная корреляция -развитие одной из них непосредственно приводит к развитию другой. Общение воспринимается как необходимое условие производства культурных ценностей, как способ бытия культуры. Взаимодействие интеграция понятий «общение» и «культура» образуют новое в содержательном и структурном плане понятие «культура общения».

Культура общения является неотъемлемой составляющей культуры общества и культуры личности. Уровень развития культуры общения личности определяет качество общения как способа трансляции культуры; отражает степень усвоения, принятия личностью гуманистических принципов и ценностей, толерантности, этических и этикетных норм общения, характеризующих уровень наличной культуры общества в сфере человеческих взаимоотношений; степень реализации этих норм и принципов личностью в практике общения. Для развития культуры общения подростков большое значение имеет эмоциональная составляющая этого процесса. Цели и задачи:

- повышение уровня эффективного общения;

- создание эмоционально благоприятных условий взаимодействия подростков атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, плодотворной творческой самореализации, доверия;

- установление общности между подростками, командообразование;

- развитие социально-коммуникативных способностей подростка;

- формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать собственную позицию.

Участники учились отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс (что характеризует уровень культуры общения).

Подростки знакомились с правилами критики, с культурой ведения споров: разъясняется ее необходимость в качестве обратной связи по поводу того или иного поведения, обсуждалось отличие критики и уничижения, отрабатывались навыки слушать, не перебивая и адекватно реагировать на критику, способы противостоять уничижительными замечаниями.

Дискуссионные методы. Беседы, диспуты. Правильные споры (аргументы, тон, ораторское искусство) Метод групповой дискуссии способствовал: уяснению каждым участником своей точки зрения; развитию культуры общения в целом, инициативы, умения пользоваться своим интеллектом; помогал решать следующие задачи: обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять важное от второстепенного, формулировать проблемы; прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми; развитию навыков академических выступлений; способствовал освоению бытового, неформального общения со сверстниками; развитию навыков моделировать особо сложные ситуации; демонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.

Объектом дискуссионного обсуждения были: реальные случаи, или казусы; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимодействия; ситуации морального выбора.

Метод обсуждения нравственных проблем применялся с целью осознания участниками последствий выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для функционирования собственного «Я» в системе отношений.

Темы дискуссий: «Человек Мира»; «Культура Достоинства»; «Дело вкуса»; «Доброта - это согласие воли с совестью»; «Научиться можно только тому, что любишь» «Мы рождаемся для знания и самопознания, книги верно нам служат, помогают делать из человека личность», «Как сделать мир ДОБРЕЕ»

Исследовательские проекты: «Культура общения», «Виды коммуникации» (по разным эпохам и странам); «Реконструкция стилей общения, церемоний, ведения диспутов» и «Ораторское искусство прошлого».

Данные проекты предполагали исследовательскую деятельность, связанную и с поиском информации в Интернет-пространстве, и в библиотеках, архивах, и с интервьюированием представителей старших поколений, прослушивание редких аудио-записей великих ораторов, мастеров слова и т.п.; подготовку презентаций проектов и театрализованных постановок - реконструкций.

Развитие художественно-эстетической культуры личности подростка напрямую влияет на развитие эмоциональной культуры, культуры рефлексии и рефлексии культуры.

Л.Н. Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил социального субъекта в художественном освоении действительности [181]. Ю.Б. Борев обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме [58, с. 33].

Необходимость развития эстетической культуры личности подростка обусловлена значимостью этого процесса для развития культуры личности подростка в целом, а также современной социокультурной среды, ее разнообразием. Развитие эстетической культуры личности подростка означает развитие их эмоциональной культуры, вкусов, смену (или утверждение) идеалов, потребностей, интересов, физического облика; развитие культуры речи, движения. Это особенно актуально в современном информационном пространстве, спецификой его организации, содержания и оформления.

Похожие диссертации на Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве