Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Ванскова, Елена Леонидовна

Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении
<
Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ванскова, Елена Леонидовна. Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Ванскова Елена Леонидовна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Ставрополь, 2015.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 15-19/150

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические проблемы надежности музыканта в концертном выступлении

1.1. Теоретико-методологический анализ проблемы надежности музыканта в концертном выступлении в современной психологии и педагогике 17

1.2. Структура надежности музыканта-исполнителя в концертном выступлении 29

1.3. Факторы, влияющие на процесс формирования надежности музыканта в концертном выступлении 38

1.4. Психолого-педагогические условия формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в образовательном процессе музыкального учебного заведения 46 Выводы по I главе 51

ГЛАВА II. Содержание и результаты экспериментального исследования и формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении

2.1. Организация и методы экспериментального исследования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении 53

2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента и их интерпретация .60

2.3. Содержание экспериментального формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении 89

2.4. Эффективность формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в период проведения экспериментального исследования 103

Выводы по II главе 129

Заключение 132

Практические рекомендации .137

Литература

Структура надежности музыканта-исполнителя в концертном выступлении

Проблема деятельности является одной из ключевых проблем психологической науки. Огромный вклад в разработку проблемы деятельности внесли школы С.Л. Рубинштейна [101], А.Н. Леонтьева [67], А.В. Петровского [85], Б.Г. Ананьева [2; 3], Е.А. Климова [52], В.Д. Шадрикова [136]. Повышенную актуальность в психологии приобретает и проблема готовности человека к различным видам деятельности, например, к деятельности, протекающей в особых и экстремальных условиях.

Б.А. Смирнов и Е.В. Долгополова отмечают, что «традиционно деятельность в особых и экстремальных условиях изучается путем анализа взаимосвязей … характеристик экстремальных факторов (внешних условий деятельности); психологических состояний и свойств личности (внутренних условий деятельности); показателей (результатов) деятельности» [108, с. 14].

Согласно сформулированной С.Л. Рубинштейном формулы диалекти-ко-материалистического понимания детерминизма человеческого поведения, внешние причины действуют только посредством внутренних условий [101]. Следовательно, субъективные факторы являются определяющими в экстремальной деятельности. В одних и тех же условиях разные люди будут действовать по-разному [50; 72; 64].

Б.А. Смирнов и Е.В. Долгополова пишут: «Под воздействием внешних факторов и в зависимости от личностных характеристик у человека формируются те или иные психические состояния. Они весьма разнообразны, их интегральная характеристика в конкретных условиях деятельности называется функциональным состоянием. Функциональное состояние представляет собой характеристику состояний человека с точки зрения эффективности выполняемых им функций и задействованных в этом систем организма по критерию надежности и внутренней цены деятельности» [108, с. 16]. Таким образом, функциональное состояние человека связано с его готовностью к выполнению деятельности, и показывает, насколько надежны мобилизационные резервы его организма.

По мнению Б.А. Смирнова и Е.В. Долгополовой «основными видами функциональных состояний являются: 1) состояние оперативного покоя, характеризующее готовность человека к выполнению деятельности, но не отражающее ее специфики; 2) состояние адекватной мобилизации, характеризующее человека, уже включившегося в деятельность; при этом изменения, происходящие в организме человека, адекватны его деятельности; 3) состояние динамического рассогласования, возникающего в том случае, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый психофи зиологический ответ превышает актуальные возможности человека». [108, с. 16-17]

Основными показателями эффективности любого вида деятельности являются производительность, качество и надежность. Функциональное состояние, возникшее и развивающееся в деятельности, оказывает в экстремальной ситуации определяющее влияние на характеристики деятельности. Таким образом, происходит взаимная детерминация состояния и деятельности.

Как показал теоретический анализ деятельности в экстремальной ситуации, к каковой относится и концертное выступление, характеристика состояний музыкантов может быть намного полнее, если ее рассматривать по критерию надежности. Обусловливает такой подход к изучению исследуемой проблемы и тот факт, что функциональные состояния человека в экстремальной ситуации протекают по типу динамического рассогласования, которое может характеризоваться нарушением адекватности физиологических реакций или нарушением психологических и поведенческих реакций. Наиболее частым является смешанный тип реакции, когда изменение психологических характеристик ведет к появлению физиологических сдвигов, и наоборот.

Реакция организма на экстремальную ситуацию может быть различной: адекватной, направленной на устранение или преодоление экстремальных факторов, или реакцией тревоги, направленной в большей степени на сохра- нение функционирования организма и в меньшей степени – на сохранность структуры осуществляемой деятельности.

Количество экстремальных состояний, которым может быть подвержен и музыкант, весьма велико: стресс, аффект, фрустрация, паника, страх, психологический кризис и т.п. Однако чаще всего в музыкальной психолого-педагогической и методической литературе исследуется проблема «эстрадного волнения» (С.В. Клещов, 1936 [51]; Л.Л. Бочкарев, 1975-2008 [16]; В.И. Петрушин, 1971-2008 [86; 87]; Г.М. Коган, 1971 [56]; А.Л. Готсдинер, 1983 [30]; Г.М. Цыпин, 1999-2014 [133; 134]; Е.А. Белан, 2006 [10] и др.). Такой подход значительно сужает и упрощает круг изучаемых проблем относительно подготовки музыканта к публичному (концертному) выступлению.

Исследователи, музыканты-педагоги и методисты рассматривают проблему эстрадного волнения с разных сторон: как негативное состояние, мешающее артисту воплотить свой замысел на сцене, и как позитивное состояние, помогающее артисту максимально мобилизоваться на сцене и блестяще реализовать творческий замысел.

Для характеристики состояний исполнителя, сами исполнители и исследователи нередко используют понятия «страх сцены», «эстрадобоязнь», «сценическая тревожность». Например, великий скрипач Л. Ауэр считал, что «боязнь эстрады» нельзя излечить никаким способом [7, с. 101]; пианист Антон Рубинштейн писал о своем состоянии: «Вещь, которую я должен исполнять, я знаю очень хорошо. Но появляется какая-то раздражительность, какое-то нервное состояние, возбуждение, думаешь о том, что остановишься, раздражаешься, нервничаешь. Это пытка, страшнее которой и инквизиция не могла бы выдумать. Сидишь у фортепиано и дрожишь на каждом такте, вот-вот лопнешь. Никто не подозревает об этих мучениях» [100, с. 202]; очень выразительно описывал свое состояние на своем первом концерте дирижер Шарль Мюнш: «Честно говоря, не могу сказать, чтобы я дирижировал оркестром, ибо целиком был поглощен мыслью о том, как справиться с парализовавшим меня страхом.

Психолого-педагогические условия формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в образовательном процессе музыкального учебного заведения

На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) была осуществлена комплексная диагностика надежности студентов-пианистов в концертном выступлении и комплементарных ей качеств, анализ полученных результатов с помощью корреляционного, факторного анализа, ранжирования, распределения массива данных по значимости. Осуществлена интерпретация полученных данных.

Результаты диагностики психофизиологических свойств (табл. 2)

Выявлены слабость нервной системы в обеих группах (8,7 балла в ЭГ и 8,4 балла в КГ), высокая лабильность (17,3 балла в ЭГ и 16,9 балла в КГ) и низкая устойчивость лабильности (7,7 балла в ЭГ и 7,8 баллов в КГ). Высокая лабильность нервной системы является одним из ключевых параметров, определяющих эмоциональную чувствительность, что ранее подтверждено в исследовании К. Изарда [41]. Выраженность слабости нервной системы в совокупности с высокой лабильностью и низкой устойчивостью лабильности – специфическая черта многих представителей профессий, связанных с искусством и сценическими выступлениями.

Сочетание высокой лабильности (17,3 баллов в ЭГ, 16,9 балла в КГ) с низкой устойчивостью лабильности (7,7 баллов в ЭГ, 7,8 баллов в КГ) является показателем высокого порога эмоциональной активности испытуемых, глубины переживаемых эмоций. Однако это может свидетельствовать о низкой стрессоустойчивости, изменчивости общего эмоционального состояния испытуемых, их склонности к резким всплескам и спадам в деятельности. Как правило, такое соотношение нервных процессов приводит к спаду активности на момент завершения деятельностного акта [145], проявлениям неупорядоченности и несобранности в повседневной и профессиональной деятельности, сложностям с самоконтролем.

Выявлено преобладание процесса возбуждения над процессом торможения в обеих группах испытуемых (14,7 баллов в ЭГ, 14,9 баллов в КГ). Результаты диагностики психофизиологических свойств испытуемых находятся в рамках пороговых значений, соответствующих их возрастным особенностям [45; 46; 57; 131].

Результаты диагностики психоэмоциональных состояний (табл. 3)

В обеих группах испытуемые демонстрируют средний уровень фонового психоэмоционального состояния (12,4 баллов в ЭГ и 12,6 в КГ) и низкий уровень психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации (5,7 баллов в ЭГ и 6,2 баллов КГ).

Полученные результаты позволяют сделать предварительный вывод о том, что психоэмоциональное состояние респондентов спокойное в предсказуемой и знакомой (репетиционной) обстановке.

Психоэмоциональная устойчивость в обеих группах – средняя (11,8 в ЭГ и 13,3 баллов в КГ). Недостаточная психоэмоциональная устойчивость может обусловливать низкую психологическую надежность респондентов в выполнении музыкально-исполнительской деятельности.

Навыки саморегуляции психоэмоциональных состояний в обеих группах низкие (7,2 баллов в ЭГ, 7,9 баллов в КГ).

Результаты диагностики эмоциональной чувствительности (табл. 3) В обеих группах респондентов фоновый уровень эмоциональной чувствительности выше дифференцированной чувствительности. Преобладает эмоционально-образная дифференцированная чувствительность под влиянием целенаправленного воздействия – восприятия музыки. Полученные данные свидетельствуют об усилении эмоций при восприятии музыки, вызывающих образные представления респондентов.

Результаты диагностики мышления и внимания (табл. 3) В обеих группах испытуемых выявлен преимущественно высокий уровень развития исследуемых компонентов мышления. Единственным параметром, находящимся в пределе средних значений, является саморегуляция мышления (16,5 баллов в ЭГ и 16,7 баллов в КГ). Данные результаты можно объяснить тем, что саморегуляция – дина-61 мическая характеристика, а е развитие возможно лишь целенаправленным путем. В группах выявлен преимущественно эмоционально-образный тип мышления (Приложение 3, табл.1). Зафиксированы высокие баллы по компонентам внимания. Результаты диагностики психомоторных процессов (табл. 4) Выявлен высокий уровень развития психомоторных процессов, что указывает на хорошую техническую подготовленность респондентов.

Результаты констатирующего этапа эксперимента и их интерпретация

Проведенный анализ позволил предложить в качестве условия развития надежности в концертном выступлении внедрение в образовательный процесс фортепианного отделения колледжа искусств комплексной психолого-педагогической программы целенаправленного формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении.

Содержание программы обусловлено следующими принципами:

1. Модульно-интегральный принцип когнитивно-эмоционального перехода. Эффективное развитие сложносоставных параметров, связанных с эмоционально-волевой сферой, невозможно без включения в процесс эмо циональных проявлений. Учитывая изначальное наличие в первичной фазе формирования нескольких групп параметров, связанных между собой, но при этом относительно автономных, модульно-интегральный принцип оказыва ется уместным. Его применение нацелено на решение задачи качественного перехода заявленных параметров на более высокий уровень взаимной инте грации. Положительный результат позволит добиться их становления в каче стве группы единых факторов, либо при большой успешности – совокупного фактора. Данный принцип позволяет реализовать скрытые связи между раз личными параметрами, способствовать их дальнейшему взаиморазвитию. Преобразование когнитивного содержания в эмоциональное содержание, а также обратная трансформация дают возможность процессам саморегуляции и помехоустойчивости успешно оперировать различными по свойствам и содержанию типами информации. Следует отметить, что одновременное успешное развитие когнитивных способностей и психоэмоциональных проявлений труднодостижимо без использования данного метода [39].

2. Принципы проблемного обучения. Проблемное обучение – единст венная на сегодняшний день форма развивающего обучения, которая применима без учета сенситивных периодов развития. Теоретическая база проблемного обучения заложена A.M. Матюшкиным [74], М.И. Махмутовым [75], Т.В. Кудрявцевым [63], E.JI. Мельниковой [76]. В их работах детально разработана технология проблемного обучения, которая успешно применяется в образовательных учреждениях. Решение сложных задач всегда подразумевает проблему, которая решается в диалоге с ведущим занятие, при этом поддерживаются все высказывания учащегося.

3. Принцип взаимовлияния родственных систем. В данном случае мы исходим из того, что влияние на одну из родственных систем окажет влияние и на другую. Данный принцип применим к нашему исследованию: развивая один параметр, связанный с надежностью в концертном выступле нии, мы осуществим и развитие других параметров.

Для применения данного принципа можно использовать корреляционные связи между диагностируемыми нами параметрами. К примеру, развитие психоэмоциональной устойчивости, исходя из данного принципа, может оказать симпатическое воздействие на развитие саморегуляции и на успешность функционирования данного процесса в ситуациях экстремального характера.

4. Принцип контролируемой когерентности взаимозависимых фак торов. Использование данного принципа обусловлено характером взаимо связей между заявленными параметрами, который свидетельствует об их дифференцированности во влиянии на деятельностный акт. Эта тенденция может крайне негативно сказаться на динамике формирования параметров, а также на перспективе их становления в качестве совокупного фактора. При менение данного принципа позволит гармонизировать и перестроить процесс их включения в деятельность музыканта-исполнителя, а также упростить их взаимную интеграции при наличии соответствующих условий. Наибольшую значимость данный принцип обретает в связи с необходимостью гармониза ции процесса саморегуляции испытуемых, так как разноплановость влияния компонентов данного процесса на деятельность препятствует появлению об ширных взаимосвязей между этим параметром и характеристиками, которые комплементарны ему. В качестве конкретного примера можно привести связь самокоррекции и рефлексии, углубление которой невозможно без усиления выраженности взаимосвязей между компонентами саморегуляции в целом.

5. Принцип включения в процесс формирования качества комплементарных ему параметров. Применение данного принципа связано с наличием высокой комплементарности между внешними по отношению к структуре надежности параметрами и ее компонентами. В качестве примера может выступать психоэмоциональная устойчивость, чья связь со стабильностью в концертном выступлении в экстремальных ситуациях носит фактически определяющий характер. Использование этого принципа позволит достичь высокого уровня сформированности качества путем развития комплементарного параметра, даже если оставить без внимания само формируемое качество. Это актуально в связи с необходимостью развития самоконтроля, что является очень сложной задачей. Комплементарная этому параметру рефлексия мышления при условии акцентуации на ней должного внимания в процессе развития может значительно ее упростить.

С целью проверки результативности внедрения комплексной психолого-педагогической программы целенаправленного формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении было запланировано проведение промежуточной психодиагностики заявленных параметров, через год после начала ее реализации. Диагностика выявила средневыраженную, но все же существенную разницу между показателями в контрольной и экспериментальной группе испытуемых. В целом, результаты испытуемых экспериментальной группы выше, чем контрольной группы, динамика изменений равномерна.

Эффективность формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в период проведения экспериментального исследования

Художественное исполнение музыкального произведения возможно только при наличии у музыканта высокоразвитой исполнительской техники. Проблемам формирования музыкально-исполнительской техники посвящены работы К.А. Мартинсена [73], И. Гофмана [31], А.А. Шмидт-Шкловской [138], Л.А. Баренбойма [9], Г.Г. Нейгауза [80] и др.

Психомоторная надежность является одним из обязательных условий успешного выполнения музыкально-исполнительской деятельности, что подтверждено в исследовании психомоторных способностей и психомоторной надежности пианистов (Корлякова С.Г. [57]); в исследовании исполнительской техники студентов консерватории (Ю.А. Цагарелли [128; 129]); в исследовании надежности двигательных и когнитивно-перцептивных действий музыкантов-инструменталистов (Р.Ф. Сулеймановым [113]).

Двигательные действия обладают пространственными, силовыми и временными характеристиками, поэтому они могут диагностироваться с помощью методик, относящихся к кинестезическому анализатору.

Общая психомоторика является базой развития исполнительской техники музыканта. Ее можно диагностировать с помощью следующего инструментария: пространственную чувствительность и координацию движений – на приборе «Активациометр АЦ 9-К» [132], используя с этой целью специальное устройство координациометр; чувство темпа и дифференцированную чувствительность времени – с помощью скоростемера по методике В.П. Озерова [82, с. 89]; силовую выносливость и дифференцированную чувствительность усилия – с помощью пружинного динамометра В.А. Абалакова [43, c. 263-267].

«Двигательная память музыканта-исполнителя – это разновидность об-159 разной памяти … , связанная с запоминанием проприоцептивных сигналов, получаемых от двигательного аппарата» [130, с. 138]. В ряде работ психологов [44; 12] двигательная память связывается с памятью на последовательность движений, физиологическим механизмом которой является формирование динамического стереотипа. Мы рассматриваем двигательную память как память на кинестетические (проприоцептивные) ощущения. Она может успешно диагностироваться с помощью кинематометрической методики Е.П. Ильина на приборе «Активациометр АЦ 9-К» [132].

Психомоторная деятельность в экстремальной ситуации Диагностика психомоторной стабильности в фоновой ситуации позволяет корректировать репетиционный процесс музыканта, в то время как диагностика психомоторной стабильности в экстремальной ситуации и устойчивость психомоторной деятельности в экстремальной ситуации дает представление о предполагаемом выполнении деятельности в ситуации публичного выступления. Она позволяет заблаговременно осуществлять коррекцию психомоторной деятельности исполнителя путем специального моделирования экстремальных условий.

Диагностика психомоторной может осуществляться на приборе «Акти-вациометр АЦ 9-К» [132].

Исходя из того, что рефлексия – это обращение внимания субъектана содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры(ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т.д., мы учли результаты научных разработок А.В. Карпова [47; 48]. А.В. Карпов выделяет три вида рефлексии: ситуативную, ретроспективную, перспективную. Применимо к нашему исследованию ситуативная рефлексия представляет собой самоконтроль поведения музыканта-исполнителя в актуальной 160 ситуации публичного выступления – рефлексия поведения.

Ретроспективную рефлексию в нашем исследовании мы обозначили как рефлексию деятельности, так как необходимость самооценки важна не только в репетиционный период, но и в период подведения итогов выступления. Перспективная рефлексия связана в нашем исследовании с предвосхищением концертной музыкально-исполнительской деятельности, ее тщательным планированием. Диагностика рефлексии можно осуществлять с помощью комплекса методик А.В. Карпова «Личностная и профессиональная рефлексия» [69]. Отношение к конкретной музыкальной деятельности Вместе с ростом профессионализма увеличивается степень выраженности положительного отношения студентов к будущей специализации: преподавателя и музыканта-исполнителя. Отношение к деятельности может зависеть от многих причин. Одной из них может стать мотивация учения. Особая роль в формировании мотивации учения принадлежит педагогу обучающегося музыканта. Отношение к будущей профессии может быть связано и с определенной установкой. Если следовать утверждению Д.Н. Узнадзе, что «… в основе установки, определяющей поведение человека, лежит воображаемая ситуация» [124, с. 76], можно предположить, что представление студентов о будущей профессиональной деятельности формирует у них определенное к ней отношение. Немалую роль в отношении к концертному выступлению играет самооценка исполнительских возможностей студентов, которая в процессе обучения может подвергаться значительным изменениям.

Похожие диссертации на Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении