Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы Есманская Наталья Евгеньевна

Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы
<
Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Есманская Наталья Евгеньевна. Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Есманская Наталья Евгеньевна; [Место защиты: Кур. гос. ун-т].- Воронеж, 2007.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-19/627

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Теоретический анализ феномена психологической проницательности

1.1.Личностные и профессионально значимые качества психолога 12-24

1.2. Психологическая проницательность как профессионально значимое качество личности психолога 24-37

1.3 Средства художественной литературы как основа развития психологической проницательности 37-49

Глава II. Экспериментальное развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы

2.1 Программа исследования и развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы 50-63

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 63-92

2.3. Динамика развития психологической проницательности студентов-психологов в развивающем эксперименте 92-129

Заключение 129-131

Библиография 131-159

Приложения 160-197

Введение к работе

Актуальності, исследования Профессия психолога в современном российском обществе стала массовой и востребованной в связи с неуклонным ростом потребности в квалифицированных психологах в различных областях жизнедеятельности человека, поэтому вопрос о выявлении и развитии профессионально значимых качеств личности психолога еще на этапе вузовского образования приобретает особую актуальность В силу отсутствия концепции развития личностных и профессионально значимых качеств у студентов-психологов их профессиональное становление осуществляется в основном стихийно, что обусловливает после окоігчания ВУЗа многочисленные трудности в их профессиональной деятельности Поэтому особую актуальность в настоящее время приобретает поиск оптимальных путей, методов, приемов и средств личностного и профессионального развития будущих психологов на этапе вузовского образования и профессиональной деятельности Наиболее актуальна сегодня проблема развития у будущих психологов такого важнейшего профессионально значимого качества как психологическая проницательность

Состояние и степень разработанности проблемы. Понятие «психологическая проницательность» является относительно новым в категориальном аппарате психологической науки Впервые это понятие использовал Н П Ера-стов в 1975 году Затем сущность и структуру психологической проницательности исследовали А А Борисова, В Г Зазыкин, Н А Коваль, Е А Корсунский

Весомый вклад в изучение феномена психологической проницательности внес А А Бодалев Он, не употребляя термин «психологическая проницательность», выявил те детали внешнего облика человека, которые выступают в роли знаков-индикаторов внутреннего мира личности в межличностном познании

Теоретический анализ работ о восприятии и понимании человека человеком (А А Бодалев), психологической проницательности (А А Борисова, В Г Зазыкин) и о ее составляющих рефлексии (В К Елисеев, Л А Кунаков-ская, Н М Пинегина), наблюдательности и прогностических способностях (В Г Зазыкин, Л А Регуш), эмпатии (Т П Гаврилова, В В Знаков, Н В Рождественская), качествах ума (В Н Дружинин, В В Знаков), установке (А Н Сам-сонова, Д Н Узнадзе, В А Ядов), интуиции (А А Бодалев), воображении (Г Г Граник, В Л Дранков, Л Г Жабицкая, О И Никифорова), эмоциональном воздействии художественной литературы (В Н Аллахвердов, Е П Ильин), образном мышлении (Л А Рыбак), понимании характера и втгутреннего мира персонажа (В П Белянин, А М Левидов), — позволяет определить психологическую проницательность как интегративное образование, включающее в свой состав ряд качеств, благодаря которым проницательный человек успешно познает вігутренний мир окружающих его людей

Следует признать, что сложившаяся система вузовской подготовки будущих психологов недостаточно развивает их психологическую проницательность, так как они изучают лишь отдельные психические функции и свойства личности вне их внутренних взаимосвязей В результате у студентов не формируется целостное представление о личности и ее внутреннем мире А между

тем психолог в своей профессиональной деятельности имеет дело не с отдельными психическими функциями, а с целостной личностью

Этот изъян в профессиональной подготовке студентов-психологов может быть успешно преодолен при использовании в учебном процессе средств художественной литературы, формирующей представление о личности как о целостном, сложном и живом явлении На данный момент эта проблема не решена ни в теоретическом, ни в практическом аспекте

Анализ теории и практики развития психологической проницательности позволил выделить следующие противоречия:

между очевидной потребностью современного российского общества в высококвалифицированных кадрах психологов и неразработанностью концепции развития у студентов-психологов профессионально значимых качеств, в том числе и психологической проницательности,

между потенциальной возможностью развития средствами художественной литературы у студентов-психологов психологической проницательности и неиспользованием этой возможности в образовательном процессе,

между большой значимостью в профессиональной деятельности психолога психологической проницательности и отсутствием обоснованных психолого-педагогических условий по ее развитию средствами художественной литературы

Эти противоречия позволили сформулировать проблему диссертационного исследования каковы сущность, содержание, структура психологической проницательности и возможности ее развития средствами художественной литературы у студентов-психологов в образовательном процессе'?

Цель исследования- выявление совокупности психолого-педагогических условий развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы

Объект исследования психологическая проницательность студентов-психологов

Предмет исследования: развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы

Гипотеза исследования, развитие психологической проницательности у студентов-психологов будет осуществляться эффективно, если

уточнены сущность, содержание и структура психологической проницательности,

учтены типы психологической проницательности студентов-психологов,

определена и реализована совокупность средств художественной литературы,

в образовательном процессе систематически используется комплекс методов и методик диагностики и развития психологической проницательности,

разработана и реализована совокупность психолого-педагогических условий развития психологической проницательности.

разраоотаны и реализованы модель и программа развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы

В соответствии с целью, объектом и предметом сфор\гулированы следующие задачи исследования

1) обобщить и уточнить представление о сущности, содержании и струк
туре психологической проницательности,

2) установить типы психологической проницательности студентов-
психологов,

  1. разработать комплекс методов и методик для диагностики и развития психологической проницательности студентов-психологов,

  2. определить психолого-педагогические условия эффективного развития психологической проницательности,

  3. выявить совокупность средств художественной литературы, способствующих развитию психологической проницательности,

  4. разработать и апробировать модель и программу развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы

Теоретико-методологической основой исследования является герменевтика как наука, по Ф Шлейермахеру, о психологической интерпретации литературных текстов и как наука, по В Дильтею, позволяющая субъекту познавать себя через других, а других понимать через себя, основные положения психологической теории деятельности (Л С Выготский, А Н Леонтьев, С Л Рубинштейн), работы А А Бодалева о восприятии и пониманші других людей, концепции различных ученых о социальном интеллекте (М Н Бобнева, X Гарднер, Дж Гилфорд, В Н Куницына, Э Торндайк), акмеологическая концепция становления личности профессионала (А А Бодалев, И А Зимняя, Н В Кузьмина, А К Маркова, В А Сластенин), основные принципы современной психологии принцип развития (А Г Ковалев), принцип сочетания различных подходов в изучении свойств личности деятельностного (А Н Леонтьев), компонентного (Б М Теплов), системного (Б Ф Ломов), междисциплинарного (А М Матюшкин, В Э Чудновский), современные представления о сущности, особенностях профессиональной деятельности психолога и его профессиональном развитии (Е Ф Зеер, Е А Климов, Е И Рогов и др ), современные представления о сущности и структуре психологической проницательности (А А Борисова, Н П Ерастов, В Г Зазыкин, Н А Коваль, Е А Корсунский), концептуальные представления психологов и литературоведов о психологизме художественной литературы (Л С Выготский, ЛЯ Гинзбург, А Б Есин, А М Левидов, А П Скафтымов, Н В Страхов)

В соответствии с целью, предметом и задачами исследования определен комплекс методов:

  1. Теоретические теоретический анализ и обобщение философской, психологической и педагогической литературы, моделирование

  2. Эмпирические констатирующий и развивающий эксперименты, опросный метод, метод анализа продуктов деятельности

3 Методы обработки результатов исследования описательная статистика, критерий Пирсона х2 Расчеты осуществлялись с помощью компьютерных программ «STATISTICA 6 0» и «Exel»

В исследовании использовались следующие методики: методика психологического анализа художественной литературы (Б М Теплов), литературные задачи (В А Кан-Калик, Л А Рыбак) для понимания характеров литературных персонажей, методика «игра в портреты» И С Тургенева для исследования психологической проницательности, методика исследования экстравер-сии-интроверсии и нейротизма (Г Ю Айзенк), методика диагностики уровня эмпатических способностей (В В Бойко), методика выявления мотивов выбора профессии психолога (А И Донцов), методика определения читательских интересов студентов-психологов (Н Е Есманская, Е А Корсункий) и методика выявления самооценки ими своих профессиональных качеств (Н И Вьюнова, НЕ Есманская, Е А Корс>некий)

Научная новизна исследования.

  1. Обобщены и уточнены представления о сущности, содержании и структуре психологической проницательности как интегративного профессионально значимого образования

  2. Определена совокупность средств художественной литературы, способствующих эффективному развитию психологической проницательности

  3. Выявлены типы психологической проницательности объективный, субъективный, объективно-субъективный, субъективно-объективный

  4. Определены психолого-педагогические условия развития психологической проницательности средствами художественной литературы

Теоретическая значимость заключается в том, что уточнено понятие «психологическая проницательность» студентов-психологов, расширено представление о влиянии средств художественной литературы в контексте развития психологической проницательности как интегративного и профессионально значимого образования личности психолога, что способствует становлению концепции развития профессиональных качеств будущих психологов на этапе вузовского образования, разработана модель развития психологической проницательности средствами художественной литературы у студентов-психологов

Практическая значимость исследования. Разработанные и экспериментально проверенные модель и программа развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы используются в образовательном процессе Воронежского государственного университета и Воронежского экономико-правового института Материалы диссертационного исследования используются в этих вузах в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по педагогической, социальной психологии, психологии личности и на занятиях по «Введению в профессию», при написании студентами курсовых и дипломных работ

На защиту выносятся следующие положения: 1 Психологическая проницательность как интегративное профессионально значимое образование включает в свою структуру следующие блоки качеств когнитивный, коммуникативный, эмоциональный, рефлексивно-

перцептивный, ценностно-смысловой, волевой и поведенческий Типами психопатической протщателыгости студентов-психологов являются объективный, субъективный, объективно-субъективный и субъективно-объективный Критерием дифференциации этих типов явилось соответствие-несоответствие суждений испытуемых эмоционалыю-смысловолгу содержанию экспериментальных отрывков Объективнолгу типу присуще значительное количество взаимосвязанных суждений, адекватных содержанию экспериментальных отрывков Суждения субъективного типа испытуемых не соответствуют объективному смыслу экспериментальных отрывков У объективно-субъективного типа объективные суждения в количественном отношении явно преобладают над субъективными, а у субъективно-объективного типа доминируют субъективные суждения испытуемых

  1. Совокупность средств худоясественной литературы, способствующих развитию психологической проницательности, включает психологизм стимуль-ного материала в виде высокохудожественных прозаических отрывков, характеризующихся образно-смысловой и эмоциональной содержательностью, сверхпроницателыюстыо литературных персонажей, выступающих для испытуемых в роли образцов психологической проницательности, наличие различных средств изображения характеров, внутреннего мира персонажей изображение персонажей от первого лица (дневники, монологи и тд), авторское изображение от третьего лица, изображение внешних проявлений психики персонажей (поступков, мимики и т д ), называние черт характера, мыслей, чувств без ігх изображения, прием умолчания и изобразительные средства языка

  2. Психолого-педагогическими условиями эффективного развития психологической проницательности средствами художественной литературы является ее психологизм, наличие в экспериментальных текстах различных средств изображения характеров и вігутреннего мира персонажей, соответствие текстов возрастным возможностям, читательскому и жизненному опыту испытуемых, соблюдение принципа постепенного усложнения литературных задач, формирование у студентов установок на позитивное отношение к решению литературных задач, на выявление составляющих психологической проницательности у литературных персонажей, на самоанализ и саморазвитие психологической проницательности, на овладение умениями «чтения» изобразительных средств художественной литературы, систематическое и длительное участие испытуемых в психологическом анализе литературных персонажей

  3. Модель развития психологической проницательности включает в свой состав следующие компоненты структуру, цель, типы, этапы, механизмы, психолого-педагогические условия развития и изобразительные средства художественной литературы, а соответствующая программа способствует развитию психологической проницательности средствами художественной литературы

База исследования в эксперименте принимали участие 180 студентов-психологов очной формы обучения по 30 человек в экспериментальных и кон-

трольных группах 1, 2, 3 курсов Экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы были выровнены по количеству и качеству Исследование проводилось в Воронежском экономико-правовом институте В экспериментальных группах апробировалась авторская программа спецкурса «Развитие психологической проницательности средствами художественной литературы»

Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в течение шести лет в три этапа

На первом этапе (2002-2003 гт ) осуществлялся поиск и теоретический анализ информации по проблеме исследования, формулировалась тема, объект, предмет, цель, рабочая гипотеза, задачи и проводился констатирующий эксперимент

На втором этапе (2004-2005 гт ) осуществлялась экспериментальная работа, разрабатывалась программа эксперимента, апробировались методы и методики исследования, отбирался стимульный материал, уточнялись рабочая гипотеза и структура психологической проницательности, определялись ее типы, публиковались тезисы и статьи по теме диссертации

На третьем этапе (2006-2007 гг ) анализировались и обобщались экспериментальные данные, осуществлялась апробация программы развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы и завершалось оформление диссертационного исследования

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись в течение 2002-2007 гт в выступлениях автора на внутривузов-ских, региональных, всероссийских конференциях Воронежский госуниверситет (2002, 2003, 2004, 2005, 2006), Воронежский экономико-правовой институт (2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007), Борисоглебский пединститут (2004), Екатеринбургский госпедуниверситет (2004), Тамбовский госуниверситет (2007), на заседаниях кафедры психологии Воронежского экономико-правового института и кафедры педагогики и педагогической психологии Воронежского госуниверситета Содержание диссертационного исследования отражено в 21 публикации Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в спецкурсе «Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы» в Воронежском госуниверситете и Воронежском экономико-правовом институте

Надежность и достоверность исследования обеспечивались методологическими положениями герменевтики, теоретическими концепциями психологии личности, восприятия и понимания человека человеком, возрастной и педагогической психологии, применением пилотажного, констатирующего экспериментов, качественной и количественной обработкой экспериментальных данных, научной апробацией итогов исследования в ходе их обсуждения на заседаниях кафедры, конференциях и внедрением их в практику

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений Эмпирические и экспериментальные данные отражены в таблицах и рисунках

Психологическая проницательность как профессионально значимое качество личности психолога

Психологическая проницательность является профессионально значимым качеством прежде всего в таких видах межличностных отношений как «человек-человек» и «человек-коллектив». Сегодня невозможно представить профессиональную деятельность менеджеров, политиков, учителей, врачей, бизнесменов, юристов, кадровиков, управленцев всех уровней без психологической проницательности. Особую роль психологическая проницательность призвана играть в деятельности практического психолога: благодаря именно психологической проницательности психолог-профессионал может не только познавать внутренний мир людей, но и производить неизгладимое впечатление и оказывать на сильное влияние.

Однако, несмотря на очевидную значимость психологической проницательности в деятельности психолога, это качество его личности в научных публикациях упоминается и рассматривается чрезвычайно редко. Понятие «психологическая проницательность» отсутствует в большинстве современных психологических словарей и даже в «Психологической энциклопедии» [195]. Исключение составляют лишь «Психологический словарь» под редакцией Ю. Л. Ней-мера, «Психологический словарь - справочник» М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбо-вич и «Психологический словарь» В.Н. Копорулиной, М.Н. Смирновой, Н.О. Гордеевой.

В отличие от психологических словарей практически во всех словарях русского языка даются различные определения термина «проницательность». Посредством контент-анализа этих определений выявлены 33 качества, присущие проницательности человека. Чаще всего называются такие качества как способность быстро, глубоко, объективно, верно разгадывать, познавать, понимать людей и их отношения. Второе место по частоте упоминаний занимает наблюдательность, затем способность понимать мысли и чувства людей. На четвертом месте оказывается активность мышления с развитым анализом, синтезом и гибкостью. Проницательному человеку приписываются также умения и навыки внимательно слушать людей, учитывая при этом их возрастные и индивидуальные особенности.

Суммируя итоги контент-анализа многочисленных определений «проницательности», можно сделать вывод о том, что она является сложным и целостным образованием составляющего ряда специфических качеств, благодаря которым проницательный человек познает сущность различных характеров и взаимоотношений людей.

Наряду со словарями русского языка «психологическая проницательность» всесторонне охарактеризована в художественной литературе, важнейшей особенностью которой является глубочайший психологизм. Выдающиеся писатели-психологи: И.А. Бунин, Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.П. Чехов и другие, - благодаря своей психологической проницательности высокохудожественно изображали внутренний мир литературных персонажей.

Высочайший уровень психологической проницательности демонстрируют великие писатели-психологи О. Бальзак, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой обладавшие исключительной проницательностью. Поэтому нам представляется весьма плодотворным выявление сущности, структуры и социально-психологических условий развития психологической проницательности у этих писателей-классиков (А.А. Борисова [37]). Свою яркую способность проникать во внутренний мир человека охарактеризовал О. Бальзак в рассказе «Фачино Кане»: «Моя наблюдательность приобрела остроту инстинкта: не пренебрегая телесным обликом, она разгадывала душу - вернее сказать, она так метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала и в его внутренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого...Слушая этих людей, я приобщался к их жизни; я ощущал их лохмотья на своей спине; я сам шагал в их рваных башмаках; их желания, их потребности - все передавалось моей душе, или, вернее, я проникал душою в их души» [17].

Не менее плодотворным способом выявления всех элементов психологической проницательности является психологический анализ личности литературного персонажа, наделенного писателем своей сверхпроницательностью. Таким ярким образцом психологической проницательности является старец Зо-сима в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Он до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно и даже какого рода мучение терзает его совесть, и удивлял, слушал и почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово» [68].

Однако в исследованиях, посвященных психологии восприятия художественной литературы, ее психологизма и личности читателя, понятие «психологическая проницательность» практически не встречается. Зато часто упоминаются близкие по смыслу понятия: «проникновение в сущность человеческих характеров и взаимоотношений» (А.Б. Есин [80, с. 19]), «понимание внутреннего мира литературного героя» (Л.Н. Рожина [202]). Проблеме понимания внутреннего мира литературных персонажей школьниками и дошкольниками посвящены работы О.Н. Никифоровой [171] и Л.Г. Жабицкой [97].

Средства художественной литературы как основа развития психологической проницательности

В проникновении во внутренний мир человека, в тайны его психики в искусстве приоритетное значение «принадлежит художественной литературе» (В.Н. Карандашев[121]). Поэтому неслучайно A.M. Горький называл её «человековедением», суть которого в постижении характеров людей: «Книга обладает способностью доказывать мне о человеке то, что я не вижу, не знаю в нем.»[58].

Человековедческая функция художественной литературы обусловлена прежде всего, уникальным психологизмом, суть которого в полном и глубоком изображении внутреннего мира литературных персонажей: их ощущений, мыслей, чувств, переживаний, желаний, представлений, мотивов поведения, воспоминаний, различных характеров, психологических типов и т.д. с помощью специфических средств художественной литературы. (А.Б. Есин [80, с. 29]).

Однако, говоря о психологизме художественной литературы, следует иметь в виду, что речь идет о художественном познании психики человека, о литературном характере, о психологизме, для которого свойственно изображение человеческой индивидуальности средствами художественного слова как неповторимой «живой целостности» (Л.А. Гинзбург [54, с.285]).

Другими словами, психологические знания в художественной литературе имеют образный характер, в силу чего литературные образы у писателей-психологов являются наглядными образцами описания психологии людей. Критерием истинности психологических знаний в художественной литературе является узнавание читателем себя в литературных персонажах, что позволяет ему лучше понять свой внутренний мир (В.Н.Карандашев [121 ,с.20-22]). В связи с этим закономерно возникает вопрос: может ли способствовать психологизм художественной литературы познанию внутреннего мира реального конкретного человека? На этот вопрос многие авторитетные ученые (психологи, педагоги, литературоведы) дают положительный ответ. В частности, еще И.М. Сеченов обратил внимание на способности художественной литературы изображать реальные психические явления в соответствии с данными психологической науки: «Подчиненность людских действий определенным законам очень резко высказывается еще в нашей способности создавать художественные типы самых разнообразных характеров. Типы эти оттого кажутся истинными, правдивыми, что все их действия строго вытекают из данных их характера, из условий среды и проч.» (И.М. Сеченов [212,с.550]).

О взаимосвязи художественного произведения и реального мира писал и выдающийся литературовед М.М. Бахтин: «...произведение и изображенный в нем мир входят в реальный мир и обогащают его, и реальный мир входит в произведение и изображенный в нем мир»[18]. Писатели-психологи изображают внутренний мир своих героев с учетом данных психологической науки и реальных психических процессов и закономерностей. Поэтому художественная литература, отображая действительность, не может не отражать и психологию реального человека.

В аспекте нашего исследования чрезвычайно ценным является точка зрения Б.М. Теплова о том, что «художественная литература содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не может обойтись научная психология» [225, с. 306]. Эта диалектическая взаимосвязь и взаимовлияние художественной литературы и психологической науки убедительно представлены в педагогической характерологии А.Ф. Лазурского, в психологических характеристиках П.Ф. Каптеревым детских типов, в произведениях И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, в многочисленных обращениях выдающихся отечественных психологов к художественной литературе как источнику психологических знаний. Примечательны в этом отношении «Психология искусства» Л.С. Выготского [47], «Основы психологии» С.Л. Рубинштейна [205] и «Психология» Б. М. Теплова [225].

Выдающиеся писатели-психологи, в свою очередь, оказали большое влияние на развитие психологической науки. По словам французского писателя Андре Моруа, у Л.Н. Толстого мы уже находим «все, что в наши дни объявляют новшеством». (Л.А. Гинзбург [54, с.313]). В частности, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, благодаря своей исключительной интуиции, опередили психологическую науку на несколько десятилетий, открыв и художественно изобразив существование бессознательного в психике человека.

«К сожалению, перед проблемой писательского творчества психоанализ должен сложить оружие» (3. Фрейд [124, с.70]). В зарубежной науке ряд известных психологов также обращается к художественной литературе как источнику познания внутреннего мира человека. Особенно примечателен в этом отношении опыт психоаналитического прочтения 3. Фрейдом произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, У. Шекспира. Неотделимой, органической частью профессиональной деятельности 3. Фрейда было не только психоаналитическое чтение художественной литературы, но и собственное литературное творчество.

Художественная литература, в частности «Фауст» И. Гете, стала и для К. Юнга отправной точкой к познанию психологии человека [250, с. 64-67].

Широко использавал художественную литературу выдающийся немецкий психиатр К. Леонгард: анализируя 147 литературных произведений, в том числе произведения Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, ученый брал литературные образы в качестве иллюстраций в характеристиках акцентуированных личностей [148].

Анализ результатов констатирующего эксперимента

Констатирующему эксперименту предшествовало пилотажное исследование, основная цель которого заключалась в апробации диагностического потенциала отобранных методов, методик, стимульного материала и формулировок вопросов к экспериментальным заданиям и текстам. Диагностика исходного уровня сформированности у студентов-психологов психологической проницательности осуществлялась на этапе констатирующего эксперимента у 60 студентов. В контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы вошли по 30 студентов первого курса очной формы обучения (средний возраст которых составил 18 лет). При подборке КГ и ЭГ учитывалось их сходство по возрасту, полу, успеваемости и мотивам выбора профессии. Интересна и результативна работа студентов по определению настроения или эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи. В тестировании участвовала ЭГ и КГ психологов первого курса. Испытуемым предъявлялись тексты из произведений отечественных классиков поэзии, которые содержали положительные, индифферентные и отрицательные эмоциональные состояния. Методика определения эмоционального состояния по интонационному рисунку речи. Методика описана в монографии А.А. Борисовой «Психологическая проницательность». Положительные эмоциональные состояния 1. В углу горит лампадка, на сердце отлегло. (Облегчение). 2. Опять увенчаны мы славой, опять кичливый враг сражен! (Радость). 3. Она из сказки кистью создана! (Восхищение). Индифферентные состояния 1 .Зачем надевают кольцо золотое На палец когда обручаются двое? (Любопытство). 2. Он их искал без упоенья, А оставлял без сожаленья. (Безразличие). 3. Как! Жив еще курилка! (Удивление). Отрицательные эмоциональные состояния 1. Я мало жил и жил в плену. (Обида) 2. Об этой девушке босой я позабыть никак не мог. (Тоска). 3. Вдруг впереди мелькнули двое.

И больше - выстрел! (Тревога). Студенты должны были не только определить какие эмоциональные состояния относятся к положительным, отрицательным и индифферентным, но и указать определенное эмоциональное состояние. Результаты показали, что в определении эмоционального состояния по интонационному рисунку речи испытуемые часто ошибаются. Более правильно определялись положительные эмоциональные состояния (радость, восхищение, облегчение), в частности, состояние радости (20 из 30), несколько хуже - восхищение (18 из 30), плохо -состояние облегчения (8 из 30). В группе индифферентных эмоциональных состояний более правильно определяется состояние удивления (15 из 30), хуже -безразличие (11 из 30), плохо определяется любопытство (4 из 30). В группе отрицательных эмоциональных состояний существенных различий в правильности определения обиды, тоски и тревоги не наблюдается. Обиду правильно определили только 5 человек из 30; тоску, тревогу - 6 человек из 30. Можно сделать следующие выводы: 1. Адекватное восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи для большинства испытуемых оказалось трудным делом. Результаты показали, что студентам следует обратить внимание на важность умения воспринимать любую информацию, исходящую от собеседника, в том числе и заложенную в интонационном рисунке речи. 2. Эмоциональные состояния радости и восхищения определяются более правильно, чем все остальные. Возможно, что они являются наиболее известными для испытуемых и поэтому быстрее опознаются. 3. Адекватность восприятия эмоционального состояния человека по интонационному рисунку его речи зависит от индивидуального опыта испытуемых в области дифференциации переживаний. 4. При подготовке будущих психологов обучение их адекватному восприятию эмоциональных состояний по интонационному рисунку речи необходимо решать как самостоятельную задачу. Для обогащения опыта в области дифференциации различных переживаний надо шире использовать средства художественной литературы и искусства и учитывать, что эмоциональные состояния человека воспринимаются более правильно, когда текст высказывания является информативно насыщенным. Студенты 1 курса ЭГ и КГ принимали участие и в методике «Диагностика уровня алекситимии»(приложение 12). Методика направлена на изучение алек-ситимии, сниженной способности или затрудненности в вербализации эмоциональных состояний. В то же время - это характеристика личности со следующими особенностями в когнитивно-аффективной сфере: 1) трудность в определении и описании собственных переживаний; 2) сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; 3) фокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. В результате были выявлены следующие типы

Динамика развития психологической проницательности студентов-психологов в развивающем эксперименте

На этапе исследования решались следующие задачи: уточнялась структура психологической проницательности, выявлялись ее динамика, типы и реа-лизовывались психолого-педагогические условия и модель развития психологической проницательности средствами художественной литературы. Для решения этих задач использовалась серия высокохудожественных текстов. На первом этапе испытуемые самостоятельно анализировали текст, руководствуясь вопросами, сформулированными экспериментатором, так как в пилотажном исследовании было установлено, что студенты-психологи испытывают большие затруднения в постановке вопросов к художественному тексту из-за несформированности умений и навыков в реализации подобной мыслительной деятельности в школьные и студенческие годы. На втором этапе студенты овладевали умением самостоятельно формулировать вопросы к предложенному тексту и отвечать на свои вопросы. На третьем этапе испытуемые самостоятельно находили отрывки, в которых присутствовали персонажи с ярко выраженной психологической проницательностью, а также самостоятельно формулировали вопросы к текстам и отвечали на них. На четвертом этапе студенты, выявляя структуру психологической проницательности персонажа, работали не с отрывками, а с целыми произведениями. И, наконец, на последнем, пятом, этапе будущие психологи совершенствовали свою психологическую проницательность, характеризуя незнакомого человека или литературного персонажа по своему выбору на основе целостного анализа литературного произведения. На всех этих этапах развивающего эксперимента соблюдались непременно следующие психолого-педагогические условия: во-первых, постепенно использовались хорошо зарекомендовавшие в психологии и педагогике групповые дискуссии в ходе коллективного анализа и обсуждения различных вариантов решения одной и той же литературной задачи участниками эксперимента, что позволило всем испытуемым опираться не только на свой личный жизненный и читательский опыт, но и на опыт своих сверстников, преподавателей психологии и экспериментатора; во-вторых, психологический анализ литературных персонажей с целью выявления их психологической проницательности опирался на основные теоретические положения психологии личности.

Таким образом, при отборе стимульного материала и приемов работы с ним соблюдался принцип постепенного усложнения литературно-творческих задач, стимулирующих в максимальной степени исследовательскую самостоятельность студентов. На первом этапе в качестве стимульного материала был использован отрывок из изучаемого в школе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: - Вы когда меня думаете арестовывать? - Да денька полтора али два могу ещё дать вам погулять. Подумайте-ка, голубчик, помолитесь-ка богу. Да и выгоднее, ей-богу, выгоднее. - А ну, как я убегу? - как-то странно усмехаясь, спросил Раскольников. - Нет, не убежите. Мужик убежит, модный сектант убежит - лакей чужой мысли, - потому ему только кончик пальчика показать, как мичману Дырке, так он на всю жизнь во что хотите поверит. А вы ведь вашей теории уж больше не верите, - с чем же вы убежите? Да и чего вам в бегах? В бегах гадко и трудно, а вам прежде всего надо жизни и положения определённого, воздуху соответст венного, ну а ваш ли там воздух? Убежите и сами воротитесь. Без нас вам нель зя обойтись. А засади я вас в тюремный-то замок - ну месяц, ну два, ну три по сидите, а там вдруг и, помяните моё слово, сами и явитесь, да ещё как, пожа луй, себе самому неожиданно. Сами ещё за час знать не будете, что придёте с повинною. Я даже вот уверен, что вы «страданье надумаетесь принять»; мне-то на слово теперь не верите, а сами на том остановитесь. Потому страданье, Ро дион Романыч, великая вещь; вы не глядите на то, что я отолстел, нужды нет, зато знаю; не смейтесь над этим, в страдании есть идея. Миколка-то прав. Нет, не убежите, Родион Романыч. Раскольников встал с места и взял фуражку. Порфирий Петрович тоже встал. - Прогуляться собираетесь? Вечерок-то будет хорош, только грозы бы вот не было. А впрочем, и лучше, кабы освежило. Он тоже взялся за фуражку. - Вы, Порфирий Петрович, пожалуйста, не заберите себе в голову, - с суровою настойчивостью произнёс Раскольников, - что я вам сегодня сознался. Вы человек странный, и слушал я вас из одного любопытства. А я вам ни в чём не сознался... Запомните это.

Похожие диссертации на Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы