Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте Прозументик Ольга Владимировна

Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте
<
Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Прозументик Ольга Владимировна. Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 1999 161 c. РГБ ОД, 61:99-19/309-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Половой диморфизм как социо-эволюционная ценность . Q

Глава 2. Проблема субъектности полового самосознания старших дошкольников . „.

Глава 3. Интерсубъектный подход в становлении полового самосознания старших дошкольников. е4

3. 1. Программа изучения проявлений полового самосознания в старшем дошкольном возрасте

3. 2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение. 70

3. 3. Программа развивающего эксперимента: этапы и содержание. 8б

3. 4. Динамика становления полового самосознания дошкольника при реализации метода «отраженной возвращенной субъектности». с. 119

Заключение и выводы. с. 124

Литература. с. 126

Введение к работе

Современное общественное состояние, характеризующееся нарастанием ценностно-нормативной неопределенности в целом и, в частности, изменением сложившейся ранее системы дифференциации половых ролей, побуждает к постановке ряда нетрадиционных вопросов, и сред

и

них вопрос - о специфике становления маскулинности и фемининности в процессе развития личности.

"Точка бифуркации", в которой сегодня пребывает российское общество, предопределяет возможность осуществления двух равным образом малопривлекательных исходов: диктатуры тех, кто заранее "знает", "что", "как", "зачем" и "куда" (ценностно-нормативный диктат), и -отказа от какой-либо активной позиции в выборе пути (ценностно-нормативный беспредел). Данная ситуация особенно явственно проявляется в области становления полового самосознания личности. С одной стороны - это отнюдь не изжитый "учебно-дисциплинарный подход", для которого проблема "полового воспитания", возможно, остается последней козырной картой ("Нужно противостоять распущенности, которая процветает уже со школьной скамьи, да что там со школы!..."), с другой стороны, - эксцентрически понятые "личностно-ориентированный" подход или "демократизация образования", якобы предоставляющие полный произвол сексуального самоопределения любому, кто уже способен помыслить об этом (либерализация половой морали после эпохи "запретительства").

Иной путь предлагается в настоящей работе. Он, прежде всего, предполагает уяснение сложившихся в культуре полоролевых представлений и ценностей, за которыми проступают очертания природосообразных отношений между полами. Эти ценностные представления должны быть по возможности полно открыты сознанию личности. Функция педагога заключается не в том, чтобы "самолично указывать ребенку путь освоения полоролевых ценностей и представлений, контролируя процесс "усвоения", а в том, чтобы обеспечить свободное и ответственное самоопределение личности. Подобное возможно в условиях особого тренинга межполовых отношений, предусматривающего "проживание" детьми опыта самоощущения и понимания другого в ситуациях межполового взаимодействия и "высвоения" этого опыта в диалоге со сверстниками и взрослыми. Именно такой подход предлагается и реализуется, насколько нам известно, впервые.

Объект исследования - половое самосознание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - развитие полового самосознания у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - раскрыть особенности становления полового самосознания у детей старшего дошкольного возраста в условиях тренинга межполового общения.

Теоретическая гипотеза исследования - в старшем дошкольном возрасте на основе организации совместного опыта проживания и рефлексии межполового взаимодействия возможно порождение субъектности полового самосознания, то есть творческого отношения к себе как представителю определенного пола.

Обоснование этой, достаточно общей, гипотезы подразумевает необходимость проверки ряда эмпирических гипотез, что, в свою очередь, требует конкретизации понятий об опыте проживания и рефлексии ситуаций межполового взаимодействия, а также -субъектности полового самосознания.

Эмпирические референты "опыта проживания и рефлексии ситуаций межполового взаимодействия" - это: мысленное моделирование детьми или проигрывание ими в действии ситуаций межполового взаимодействия, анализ и осмысление собственных и чужих мотивов поведения, обмен суждениями с участниками группы, предоставление обратной связи. Все эти компоненты реализуются в рамках разработанного нами тренинга межполового общения.

Эмпирический референт "субъектности полового самосознания". При всей многозначности данного понятия и синонимичных ему фррм ("творческое" или "авторское" отношение к себе как представителю своего пола", "половое самоопределение" и т.п.) могут быть названы и эмпирически реализованы, по крайней мере, две конкретные его составляющие:

• преодоление зависимости самовосприятия и восприятия другого от стереотипов традиционного противопоставления полов;

• преодоление зависимости своих взаимоотношений с представителями противоположного пола от традиционного для возраста противостояния во взаимоотношениях между полами.

Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что возможна особая форма организации взаимодействия между старшими дошкольниками и воспитывающими взрослыми, представленная тренингом межполового общения, содействующая преодолению зависимости самосознания детей от стереотипов традиционного противопоставления и противостояния полов.

Задачи исследования.

1. Проанализировать сущность представлений о поле и половых различий в философской, культурологической, медико-биологической, социологической, психологической и педагогической литературе.

2. Разработать методики диагностики проявлений полового самосознания детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать программу развития полового самосознания старших дошкольников (тренинга межполового общения).

4. Выявить возможные эффекты динамизации полового самосознания старших дошкольников в результате осуществления развивающей работы.

Методы исследования: включенное наблюдение; беседа; социометрия; психолого-педагогический эксперимент; метод "отраженной субъектности".

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

сформулирована общая идея "пола" и "половых различий", позволяющая объяснить представления о "маскулинности" и "фемининности" в истории культуры; разработана и реализована стратегия развития полового самосознания старших дошкольников, разрешающая дилемму: "либо свобода, либо заданность" в полоролевом развитии личности ребенка; показано, что реализация данной стратегии порождает инновации в сознании и поведении старших дошкольников, что проявляется в преодолении зависимости от стереотипов противопоставления и противостояния полов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке структуры и содержания тренинга межполового общения, методики выявления эффектов взаимодействия полов, разработке методологической основы полового воспитания дошкольников.

Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории социально-психологического обеспечения образовательных взаимодействий Центра семьи детства РАО (1996, 1997, 1998 гг.), лаборатории персонологии развития Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (1999 г.), на научно-практических конференциях Пермского государственного педагогического университета (1995, 1996, 1997, 1998 гг.). Материал исследования использовался в курсе лекций, семинарских занятий и спецкурсов по дошкольной педагогике и психологии для студентов дневного и заочного отделения факультета дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета, лекций для слушателей Института непрерывного образования и практических работников дошкольных образовательных учреждений г. Перми.

Экспериментальная база. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе дошкольных образовательных учреждений № 25, 36, 79, 383 г. Перми. Исследование проводилось в период с 1994 по 1998 год. В эксперименте участвовало 86 детей старшего дошкольного возраста 6-7-ми лет.

Положения, выносимые на защиту: 1. Сложившиеся в обществе стереотипные представления о поле и половом диморфизме воплощают в себе, прежде всего, идею разделения ролей в родовой деятельности и своеобразия места, которое индивиды занимают в процессах подготовки и осуществления зачатия, вынашивания, рождения и жизнеобеспечения ребенка.

2. Социокультурная ситуация становления полового самосознания порождает дилемму свободы и заданности в освоении половых ролей (если не "стереотипы", то что и как должно быть передано и воспринято в ходе половой социализации ребенка?).

3. Особую возможность развития полового самосознания старших дошкольников образует стратегия реорганизации и приобретения детьми собственного опыта "проживания" ситуаций межполового взаимодействия и "высвоения" этого опыта в диалоге со сверстниками и взрослыми (стратегия субъектной взаимоотраженности).

4. Реализация стратегии субъектной взаимоотраженности детей друг в друге обусловливает эффекты преодоления зависимости детей от стереотипов противопоставления и противостояния полов.

Половой диморфизм как социо-эволюционная ценность

Феномен пола и половых различий («полового диморфизма») -объект комплексного (хотя и далеко не всегда формулируемого в качестве «комплексного») рассмотрения в культуре: мифологии, религии, философии, культурологии, психоанализе, психологии, социологии и педагогике. Именно в этих сферах человекознания формируется общая идея пола, являющаяся для нас предметом специального обсуждения в настоящей главе. Необходимость подобного обсуждения определяется тем, что до сих пор нерешенным остается вопрос, отмеченный еще Фрейдом (и названный им одним из «самых запутанных»), о том, что есть «мужское» и «женское» вообще (172). Между тем, без достаточно ясного понимания сущности «пола» и «половых различий», витальной и социокультурной функции разделения полов, мы не откроем для себя должных ориентиров построения развивающих практик, содействующих становлению полового самосознания личности.

Итак, если пол есть особая идея общественного сознания, то, что образует ее содержание, в чем конкретно представители различных эпох и «ментальностей» усматривали суть этой идеи, и, следовательно, существо различий между «мужским» и «женским» вообще?

Идея пола в мифологии. Наиболее известный из мифов о возникновении двух полов (и часто используемый в изложении вопросов о мужской и женской сущностях в их взаимодействии) представлен в «Пире» Платона (121).

Согласно этому мифу, некогда жили на земле не люди, а похожие на них полубожественные бессмертные существа - андрогины, одновременно обладавшие свойствами женского и мужского пола. Первая часть слова андрогин - «андр» - выражает мужское начало, вторая - «гин» - женское. Отсюда название - «мужеженщины». Андрогины имели симметричное строение: по две головы, четыре ноги и четыре руки. Эти существа были очень сильны и Зевс, озабоченный прочностью своего положения, решил их ослабить, разделив каждого из них на две части. Так, на земле вместо андрогинов появились их половины - мужчины и женщины. (Пол как понятие, отражающее половину чего-то).

Решение Зевса имело непредсказуемый, потрясающий для него самого результат: когда тела таким образом были рассечены пополам, каждая половинка с вожделением устремилась к другой своей половине: они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что не хотели что-либо делать порознь. Ошеломленный Зевс пожалел их и решил использовать их страсть к соединению для увеличения их числа, поскольку после разрезания они стали смертными. Зевс установил: при совокуплении мужчин и женщин должно происходить продолжение рода; мужчина мог соединиться с мужчиной для достижения удовлетворения от соития, после чего они могли передохнуть, взяться за дела и позаботиться о других своих нуждах. Так половины, именуемые мужчинами и женщинами, получили возможность на время соединяться, что и приводило к появлению потомства. «Вот с каких давних пор, - заключает Платон, - свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из них одно ...» ( Цит. по Д.В. Колесову, 1999, С. 27).

Примечательно, что эта идея в аллегорической форме полностью соответствует генетической закономерности: объединению двух половинных наборов хромосом - мужского и женского - результатом, которого является возникновение нового существа. Вероятно, исходя из данной закономерности, отношения между полами принято рассматривать либо как естественные и, следовательно, нормальные, либо, наоборот.

Многие божества древности считались двуполыми, среди них можно назвать древнеегипетского бога Ра, мать-отца всех индийских богов и т. д. Они изображались с набором как женских, так и мужских гениталий. И каких-либо признаков, которые бы выходили за свойства мужского и женского полов не было. Поэтому андрогиния («третий пол» по Платону) как одна из форм существования живого, рассматривается несколько позже в древнегреческой мифологии как ошибка природы. Свидетельством тому является миф о Гермафродите - божестве, появившемуся в результате любви абсолютно (истинно) мужественного бога Гермеса и абсолютно (истинно) женственной богини Афродиты.

Итак, уже в первичных (мифологических) представлениях о полах, была заложена идея существования двух полов (мужского и женского) и их промежуточной форме - андрогинии. С одной стороны, данный миф выражал идею поляризации полов, а с другой - возможность объединения в целое двух начал как преодоление их несовершенной половинчатости. Смысл же существования двух полов усматривался в их воссоединения для продолжения рода.

Проблема субъектности полового самосознания старших дошкольников

Общее предположение, лежащее в основе исследования заключалось в том, что в старшем дошкольном возрасте на основе организации совместного опыта проживания и рефлексии межполового взаимодействия возможно порождение субъектности полового самосознания, то есть творческого отношения к себе как представителю определенного пола (осознанной ориентировки в построении свои х отношений с окружающими).

Обоснование этой, достаточно общей, гипотезы подразумевает необходимость проверки эмпирической гипотезы.

Эмпирическая гипотеза исследования заключалась в том, что возможна особая форма организации взаимодействия между старшими дошкольниками и воспитывающим взрослыми, представленная треннингом межполового общения, содействующая преодолению зависимости самосознания детей от стереотипов традиционного противопоставления и противостояния полов.

Главной задачей, обсуждаемого в настоящей части исследования, было - эмпирически приблизиться к разрешению ранее выделенной дилеммы заданность versus свобода в освоении и реализации полоролевых ориентации личности.

Эксперимент включал в себя три этапа: констатацию, развивающую работу, контроль. Обследуемый контингент (86 детей) был разделен на две равных по количественному и половому составу группы: контрольную и экспериментальную группу по 43 человека (из них 21 мальчик и 22 девочки). Программа изучения проявлении полового самосознания в старшем дошкольном возрасте.

Осуществляя выбор методик исследования, адекватных его целям, задачам и гипотезе, мы исходили из принципов исследования полового самосознания личности, охарактеризованных нами ранее. Диагностические методики позволяли зафиксировать проявления каждого из компонентов полового самосознания детей: представления о мужественности-женственности, полообусловленные эмоционально-личностные предпочтения и диспозиции детей; влияние полоролевых представлений, предпочтений и диспозиций на межполовое общение; восприятие и ощущение себя как представителя пола в ситуациях мысленного контакта с детьми своего и другого пола (вызывающих симпатию и антипатию).

В соответствии со сказанным, данная часть работы предусматривала решение следующих задач:

1. Изучить ценностные представления детей о качествах мужественности и женственности и их характер (стереотипность и гибкость).

2. Изучить полоролевые предпочтения и диспозиции (психосексуальные установки) детей.

3. Выявить представление детей о себе как о представителе пола в воображаемых ситуациях присутствия детей другого пола, которые вызывают симпатию и антипатию.

4. Выявить общую картину реального взаимодействия детей разного пола в группе детского сада и основания для их контактов.

Программа изучения проявлений полового самосознания в старшем дошкольном возрасте

Обозначим круг эмоциональных состояний и их оттенков, который был задействован нами в работе с детьми на 1-ой ступени экспериментальной работы. Это интерес-внимательность, радость-веселье-удовольствие, удивление, горе-отчаяние, страх-испуг, гнев-злость, обида-досада, презрение-брезгливость-отвращение, стыд, тревога-беспокойство, сочувствие, жалость, нежность, грусть-печаль-тоска, усталость, безразличие.

Управление собственным поведением, как самой сложной сферой психической деятельности человека, включает в себя ранее рассмотренные навыки саморегуляции и, кроме того, предполагает становление специфических умений, характерных для сферы поведения. В качестве таковых принято выделять следующие умения:

- определять мотивы и цели своих поступков;

- отбирать средства достижения целей с учетом психологического содержания ситуации;

- предвидеть результат своих действий и поступков для общающихся сторон и на этой основе осуществлять выбор линии поведения адекватной рассматриваемой ситуации.

Разумеется, полное овладение представленным спектром умений на уровне навыков возможно наблюдать у зрелых личностей, мы же ведем речь о становлении первоначальных (элементарных) умений саморегуляции поведения в старшем дошкольном возрасте.

Структура занятий: 1. Психотехнические игры и упражнения, направленные на развитие (осознание, различение, сравнение) внутренних (физических) ощущений через организацию двигательной активности.

2. Психотехнические игры и упражнения, направленные на получение опыта проживания своего эмоционального состояния, на развитие эмоциональной регуляции.

3. Дидактические игры и беседы, направленные на расширение, углубление представлений об эмоциональных состояниях человека.

4. Психотехнические игры и упражнения, направленные на развитие невербальных посредством пантомимики (языка тела, мимики и жестов) и вербальных форм общения.

5. Игра (игровое моделирование ситуаций), направленная на развитие произвольной саморегуляции поведения.

При отборе содержания для игр-занятий были использованы материалы Г. Бардиер, И. Розман и др. (18), М. Ермолаевой (48), Г. Любиной (90), И. В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной (78) Чистяковой (179).

Приведём пример содержания одной из игр-занятий. Встреча 1.

1. Психотехнические игры и упражнения, направленные на развитие внутренних (физических) ощущений через организацию двигательной активности. Этюды «Сосулька», «Загораем», «Штанга» (характер ощущений: напряжение-расслабление мышц рук и ног, тяжесть-легкость; характер движений: сила-слабость).

2. Психотехнические игры и упражнения, направленные на получение опыта проживания своего эмоционального состояния (понимание, принятие и полноценное выражение эмоционального самоощущения). «Волшебный мешок». «Найди своё настроение?» (ребенок соотносит своё настроение с цветом) Чем оно вызвано?

3. Дидактические игры, направленные на расширение, углубление представлений об эмоциональных состояниях человека. «Пиктограмма» (определим настроение).

4. Психотехнические игры и упражнения, направленные на развитие невербальных форм общения посредством пантомимики (языка тела, мимики и жестов). Беседа «Как можно общаться без слов». Игра «расскажем стихотворение без слов».

Похожие диссертации на Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте