Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета Ушакова Лидия Геннадьевна

Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета
<
Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ушакова Лидия Геннадьевна. Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Ушакова Лидия Геннадьевна; [Место защиты: Иркут. гос. пед. ун-т].- Иркутск, 2008.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-19/285

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Быстро обновляющееся российское общество, в котором стремительно происходит прирост объемов научной информации, реформирование отечественной образовательной системы объективно повышают требования и к личности учителя музыки, к теории и практике профессионального образования. В последнее время все более актуальным требованием к высшему образованию является глубокая научная разработка психологических основ развития профессионального мышления специалистов, которые могут эффективно изменять способ и тип мышления будущего учителя музыки, могут создавать правильное отношение к музыкально-педагогической деятельности.

Сегодня приходится констатировать, что уровень подготовки учителя музыки не всегда соответствует современным требованиям. Выпускники вузов из-за недостаточной музыкально-теоретической, исполнительской, педагогической подготовки часто не умеют правильно определить форму-структуру, стиль и жанр музыкального произведения, организовать процесс разучивания музыкального произведения, и, как следствие, исполнять произведение, согласно замыслу композитора, требованиям жанра и стиля. Это говорит об актуальности проблемы развития у студентов-музыкантов профессионального мышления, которое позволяет будущему учителю музыки самостоятельно обновлять знания, повышать свой профессиональный уровень, критически мыслить и находить новые, оригинальные способы решения теоретических, исполнительских и педагогических задач.

Как известно, мышление учителя музыки характеризуется его профессиональной спецификой. Это, прежде всего, понимание законов развития музыкального искусства, предпосылок, факторов возникновения того или иного музыкального жанра и стиля, понимание внутренних механизмов и процессов создания музыкальных произведений композитором, их эмоциональных переживаний, адекватное воплощение музыкальных произведений в собственной исполнительной деятельности. Следовательно, профессиональное музыкальное мышление должно быть направлено на глубокий анализ изучаемых музыкальных произведений, определение формы-структуры, средств музыкальной выразительности, их синтез в конкретном образце. Кроме того, профессиональное музыкальное мышление позволяет осуществлять сложнейшую интеллектуальную аналитико-синтетическую деятельность, а также способствует адекватному воплощению композиторского замысла в собственной исполнительской деятельности. Только развитое профессиональное музыкальное мышление помогает учителю музыки правильно понять музыкальное произведение, творчески подойти к процессу его изучения и исполнения.

Несмотря на важность качественной профессиональной подготовки учителей музыки, ни отечественными, ни зарубежными учеными до настоящего времени не было проведено фундаментальных психологических разработок по развитию профессионального музыкального мышления. Анализ научных ис-

следований показывает, что само понятие профессионального мышления не полностью определено, недостаточно проанализированы стадии и механизмы формирования профессионального мышления, практически отсутствуют исследования, рассматривающие изменения данного психического явления в период профессионального обучения в вузе. В то же время в отечественной психологии имеются необходимые теоретические предпосылки организации комплексных исследований становления профессионального мышления специалиста. Так, исследования Е.А. Климова, A.M. Матюшкина, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др. внесли существенный вклад в раскрытие психологических механизмов профессиональной деятельности. В рамках педагогической психологии выявлены основные закономерности формирования умственных действий и понятий, даны существенные характеристики типов мышления, проектируемых в учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, З.А. Решетова, Н.Ф. Талызина и др.). В психологии мышления накоплен важный материал о механизмах принятия решений, закономерностях развития замысла, особенностях творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, С.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, O.K. Тихомиров, М.Г. Ярошевский и др.).

Цель нашего исследования - установить структуру профессионального музыкального мышления и выявить психологические условия его развития у студентов-музыкантов.

Объект исследования - профессиональное музыкальное мышление как психологический феномен.

Предмет исследования - структура профессионального музыкального мышления студента-музыканта и условия его развития в процессе обучения.

Гипотеза исследования. В своей работе мы исходили из следующих допущений:

  1. Профессиональное музыкальное мышление имеет свою специфическую структуру, которая включает в себя интеллектуальный и мотивационный компоненты.

  2. Эффективность профессионального музыкального мышления непосредственно зависит от уровня развития указанных компонентов.

  3. Для успешного развития профессионального музыкального мышления необходимо создание специальных условий, которые обеспечивают адекватность исполнительской деятельности музыканта требованиям жанра, стиля и замысла композитора.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. На основе современных теоретических представлений о психологии
профессионального мышления и анализа практики исполнительской
деятельности учителя музыки выявить основные структурные компоненты
профессионального музыкального мышления.

  1. Определить роль и степень влияния структурных компонентов профессионального музыкального мышления на общий уровень его развития.

  2. Выявить условия организации процесса обучения студентов-

музыкантов в классе основного музыкального инструмента (фортепиано), обеспечивающие эффективное развитие профессионального музыкального мышления.

4. Провести обучающий эксперимент по развитию профессионального музыкального мышления и оценить его эффективность.

Методологической основой исследования явились основные теоретические принципы отечественной и зарубежной психологии, в частности, деятельностная концепция развития мышления, разработанная в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, О.К.Тихомирова, М.А. Холодной, а также учение о поэтапном формировании умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Кроме этого, мы опирались на практическую модель обучения навыкам мышления Д. Халперн, разработанную в рамках когнитивной психологии. В своей работе мы основывались также на концепции о природе, логике и специфике музыкального мышления, разработанной в трудах Э. Ганслика, И.Ф. Гербарта, Г. Римана, Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, А.Л. Готсдинера, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Б.Л. Яворского и др. Кроме того, нами использовались общие принципы музыкально-педагогической науки, сложившиеся в процессе исторического развития и нашедшие отражение в трудах музыкантов Г.Г. Нейгауза, Л.Л. Бочкарева, Г.М. Цыпина и др.

Методы исследования. При решении исследовательских задач использовался широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки: оценивающее, стандартизированное наблюдение, беседа, метод экспертной оценки. Диагностика структурных компонентов профессионального музыкального мышления осуществлялась с помощью методик «Анаграммы», «Взаимная перестановка знаков» и «Буквенные примеры», разработанные А.З, Заком, адаптированные нами к музыкальному мышлению; блока специальных учебных заданий; чтения нотного текста с листа; методики диагностики мотивационных состояний личности В.Ф. Сопова, модифицированной А.О. Прохоровым; методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина; методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной; модифицированного теста-опросника А. Мехрабиана (ТМД), адаптированного М.Ш. Магомед-Эминовым; стандартизированного теста А.О. Прохорова. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерной программы «STATISTIKA 6.0»

Организация и база исследования. Базой исследования выступил музыкально-педагогический факультет Иркутского государственного педагогического университета. Работа проводилась с 1999 по 2007 г.г. Психологическим обследованием было охвачено 73 студента с первого по пятые курсы в возрасте от 17-26 лет. Оно было «встроено» в образовательный процесс данного учебного заведения и проходило в несколько этапов. На подготовительном этапе (1999-2000 г.г.) изучались теоретические источники, формировались блоки методик сбора эмпирического материала, уточнялась схема самого исследования. На констатирующем этапе исследования (2000-2001 г.г.) проводился сбор, об-

работка, количественный и качественный анализ эмпирических данных. Определялся исходный уровень развития профессионального музыкального мышления, его структурных компонентов. На коррекционно-развивающем этапе (2001-2006 г.г.) разрабатывалась и реализовывалась психолого-педагогическая программа, направленная на развитие интеллектуального и мотивационного компонентов профессионального музыкального мышления. На заключительном этапе (2006-2007 г.г.) обобщались результаты исследования и выполнялось оформление диссертационного исследования.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, адекватных его предмету и задачам; взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам; применением при обработке данных методов математической статистики, а также содержательным анализом выявленных фактов и полученных эмпирических данных.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационной работы заключается в следующем:

  1. На основе анализа теоретических представлений о психологии профессионального мышления и практики исполнительской деятельности учителя музыки установлена структура профессионального музыкального мышления.

  2. Полученные в исследовании данные позволили установить, что структура профессионального музыкального мышления включает в себя два основных компонента: интеллектуальный и мотивационный. Каждый из них включает в себя определенные подструктуры.

  3. Установлено, что от уровня сформированности указанных компонентов зависит общий уровень развития профессионального музыкального мышления.

  4. Определен основной принцип построения учебного репертуара, предлагаемого студентам для исполнительской деятельности, сущность которого состоит в дифференциации музыкальных произведений по степени сложности.

  5. Определены условия разработки нового содержания обучения, проектирующего профессиональное музыкальное мышление, к которым относятся: актуализация музыкальных знаний студентов в процессе исполнительской деятельности, освоение музыкального произведения в соответствии с логикой возникновения и становления жанра, стиля и другие.

  6. На основе полученных данных определено содержание понятия «профессиональное музыкальное мышление», которое рассматривается как системно организованное образование личности, имеющее сложную многоуровневую структуру.

  7. Полученные в исследовании результаты уточняют и углубляют теоретическое представление о характере и закономерностях становления профессионального музыкального мышления в процессе обучения в вузе.

Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при обучении студентов в классе основного музыкального инструмента (фортепиано), имеющих различную довузовскую подготовку. На основе результатов исследования автором разработаны лекци-

онные, семинарские и практические занятия по дисциплинам «Музыкальная психология и психология музыкальной деятельности», «Класс основного музыкального инструмента (фортепиано)», «Концертмейстерский класс». Все указанные дисциплины преподаются студентам музыкально-педагогического факультета Иркутского государственного педагогического университета. Рекомендации по развитию профессионального музыкального мышления используются также в работе преподавателей основного музыкального инструмента и концертмейстерского класса, учителей музыки и преподавателей начальных и средне-специальных музыкально-образовательных учреждений. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Профессиональное музыкальное мышление представляет собой интегративное, системно организованное образование личности, которое имеет сложную многоуровневую структуру, включающую интеллектуальный и мотивационный компоненты. Высокий уровень развития указанных компонентов обеспечивает решение музыкально-теоретических, исполнительских и педагогических задач, согласно требованиям конкретного музыкального произведения.

  2. Интеллектуальный компонент профессионального музыкального мышления является ведущим и включает в себя следующие подструктуры -теоретическое музыкальное мышление, аналитико-рефлексивные умения. Важным качеством профессионального музыкального мышления является его самостоятельность. Высокий уровень развития теоретического музыкального мышления и его самостоятельности обеспечивают эффективность аналитико-рефлексивных умений студентов. Мотивационный компонент включает три подструктуры (учебную и профессиональную мотивацию, мотив достижения), формирование которых также обеспечивает высокий уровень профессионального музыкального мышления. Профессиональное музыкальное мышление проявляется в большей степени в исполнительской деятельности, поэтому значимой подструктурой мотивационного компонента является мотив достижения.

3. Процесс становления профессионального музыкального мышления
студентов в период обучения в вузе проходит в два этапа. Академический,
характеризующийся интенсивным развитием теоретических структурных
компонентов, значительным приростом знаний, формированием умений
обучаться в вузе. Профессиональный характеризуется развитием аналитико-
рефлексивных умений, самостоятельностью музыкального мышления,
формированием мотивации достижения профессиональной компетенции.

4. Основным принципом построения учебного репертуара, предлагаемого
студентам для исполнительской деятельности, является дифференциация
музыкальных проюведений по степени сложности. Кроме того, в целях
целенаправленного развития профессионального музыкального мышления
необходимо учитывать следующие психологические условия: актуализацию
музыкальных знаний студентов в процессе исполнительской деятельности;
освоение музыкального произведения в соответствии с логикой возникновения
и становления жанра, стиля; многоаспектность познавательной деятельности.

Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр теории, истории музыки; психологии и возрастной физиологии; общей и педагогической психологии Иркутского государственного педагогического университета. Материалы исследования докладывались на Международном конгрессе «Народы России, Сибири и стран Востока: история и современность» (г. Иркутск, 2002, 2004); Международной научно-практической конференции-съезде «Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации» (г. Москва, 2006); Международной научно-практической конференции «Психология XXI века: актуальные проблемы и тенденции развития» (г. Москва, 2007); Международной научно-практической конференции «Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций» (г. Екатеринбург, 2008)

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 195 источников, в том числе 6 работ на иностранных языках, и приложения. Общий объем работы 189 страниц. В тексте диссертации имеются 14 таблиц, 10 рисунков.

Похожие диссертации на Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета