Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние культуры семейного общения на нравственно-психологическое здоровье подростка Малин, Игорь Игорьевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малин, Игорь Игорьевич. Влияние культуры семейного общения на нравственно-психологическое здоровье подростка : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Малин Игорь Игорьевич; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2012.- 226 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/372

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Семья, культура общения и нравственно психологическое здоровье подростка в проблема тике исследований педагогической психологии 19

1.1. Взаимодействие в семье: разработка представлений о психологической культуре семейного общения 19

1.2. Разработка понятия нравственно-психологического здоровья подростка 35

1.3. Функционально-ролевые позиции в семье и антропогенные синдромы как нарушения нравственно-психологического здоровья 63

1.4. Выводы теоретического исследования: модель взаимосвязи культуры семейного общения и нравственно-психологического здоровья подростка 76

ГЛАВА 2. Авторская программа диагностики и оптимизации культуры семейного общения и нравственно-психологического здоровья подростка . 80

2.1. Теоретическое обоснование и структура программы 80

2.2. Методика диагностического исследования 107

2.3. Программа консультативно-формирующей работы 136

ГЛАВА 3. Результаты экспериментальной работы по оптимизации культуры семейного общения и нравственно-психологического здоровья подростков 145

3.1. Анализ исходного состояния культуры общения и нравственно-психологического здоровья подростков в ЭГ и КГ семьях 145

3.2. Сравнительный анализ результатов постэкспериментальной диагностики культуры общения и нравственно-психологического здоровья подростков ., 156

3.3. Выводы экспериментального исследования 169

Заключение 171

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования и постановка проблемы. Междисциплинарный научный интерес к изучению института семьи и семейных отношений сохраняет свою актуальность, поскольку все попытки "осмысления общественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо связаны с пониманием семейно-ролевой организации" (А.И. Антонов, 2005, с. 17).

Исследование процесса воспитания и развития личности ребенка в семье, его взаимодействие с другими членами семейной системы позволяет в максимальной степени учитывать как собственно социальное, так и человеческое измерение, связанное с учетом личностных особенностей и интересов конкретного индивида. Семья, являясь коллективным носителем социокультурных традиций, по справедливому утверждению Е.Е. Сапоговой, создает самобытное микросоциальное пространство: "это внутреннее для семьи и первоначально внешнее для ребенка пространство малой культуры является своеобразным сколком, проекцией внешнего человеческого опыта, свернутого в "большой" культуре" (Е.Е. Сапогова, 2002, с. 97).

В семье происходит первичная социализация ребенка, создаются уникальные условия развития личности ребенка, формируются установки, которыми он впоследствии будет руководствоваться в организации, осмыслении и оценке своего жизненного пути (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.И. Захаров, И.С. Кон, А.С. Спиваковская, В.А. Сысенко, Д.И. Фельдштейн, В.К. Шабельников).

Важным фактором в понимании семейной социализации становится феномен семейного самосознания, фиксированного в "семейной культурной концепции" как системе значений, символизируемых качеств, атрибутов, отношений, поведенческих паттернов, образующих психологическую культуру общения в семье. Необходимое с нашей точки зрения понятие "семейная психологическая культура общения" является новым и мало разработанным в современной педагогической психологии. А ведь именно семья отбирает и адаптирует известные ей и значимые для ее членов культурные ценности, стили взаимодействия, формы и типы взаимоотношений и придает им при трансляции ребенку статус "настроек" сознания, поведения и целостной личности.

Другим важным моментом в данной проблеме является специфическое влияние, которое оказывает психологическая культура семейного общения и лежащие в ее основе нравственно-психологические ценности и смыслы на состояние и уровень развития личности ребенка, его я-концепцию и психологическое здоровье. Проблема сохранения и развития нравственно-психологического здоровья ребенка в условиях семьи, равно как и само понятие нравственно-психологического здоровья, также пока остается неразработанным в педагогической психологии.

Основные вопросы, которые создают проблему данного исследования, состоят в следующем:

1) Какие основные роли и функции выполняют родители в отношении ребенка в семье? Какая система ценностей определяет эти роли?

2) К чему приводит дефицит той или иной функции семьи в плане психического развития и нравственно-психологического здоровья ребенка?

3) Что представляют собой нарушения нравственно-психологического здоровья ребенка, обусловленные влиянием семьи и взрослых, так называемые антропогенные синдромы?

4) Какова структура психологической культуры общения в семье, каковы типы этой культуры?

5) Как влияют определенные типы психологической культуры семьи на состояние и уровень развития и нравственно-психологического здоровья ребенка?

Перечисленные вопросы составляют проблемное поле нашего исследования и задают его основные ориентиры. Разработка представлений о психологической культуре общения в семье связана с изучением более широкого спектра проблем психологии общения, психологического климата, коммуникативных стратегий и качеств личности, сущности семьи и ее функций, семейной структуры и т.п. Семья – один из важнейших социальных институтов общества. Рассмотрение семьи как социального института предполагает понимание ее как системы связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода на основе определенных ценностей и норм, подверженных социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций (О.У. Гогицаева, 2008; Н.Д. Никандров, 1998; А.Г. Харчев, 1982). Понятие семья в толковых словарях русского языка В.И. Даля и С.И.Ожегова определяется как "совокупность близких родственников, живущих вместе". Однако, семья не просто совокупность или группа совместно живущих людей. Б.Т.Лихачев, например, отмечает, что "родители и дети представляют собой экономическое, юридическое, духовно-нравственное единение, характеризующееся взаимной любовью, честностью, открытостью в отношениях" (Б.Т. Лихачев, 1997). Наряду с основной репродуктивной функцией семья призвана решать ряд важных социальных задач, таких как: а) воспитательная, предполагающая социализацию молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; б) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; в) экономическая – получение материальных средств, поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; г) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; д) эмоциональная – получение в семье психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия; е) духовного общения – духовное развитие членов семьи, духовное взаимообогащение (Г.М. Андреева, А.И. Антонов, Б.С. Братусь, С.М. Голод, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, В.В. Зеньковский, В.П.Зинченко, Е.А. Личко, Б.В. Ничипоров, В.В. Рыжов, Т.М. Трапезникова, А.Г. Харчев, Э.Г. Эйдемиллер).

Основные психологические функции семьи можно разделить на два больших класса:

защитные, реализуя которые семья обеспечивает ребенку условия для полноценного развития в соответствии с его собственным предназначением и индивидуальными особенностями;

воспитательные, реализуя которые семья обеспечивает, главным образом, социализацию ребенка, его становление в соответствии с социальными нормами.

Сегодня становится все более очевидно, что как пренебрежение какими-либо из этих функций, так и чрезмерное усердие в их реализации, одинаково негативно сказывается на личности ребенка. Также ясно, что основное направление деятельности семьи по реализации всех ее функций должно состоять в духовном наставничестве детей взрослыми (В.В. Рыжов, 2003; В.И.Слободчиков, А.В.Шувалов, 2002).

Анализ концепций и подходов к общению современных отечественных и зарубежных авторов (А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, Г.А.Ковалев, В.В.Рыжов, В.А.Сухомлинский, Т.А.Флоренская, Р.Бернс, А. Маслоу, К.Роджерс) позволяет предположить, что диалог является наиболее продуктивным стилем общения, а диалогический климат семейного общения – наиболее благоприятным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка и его целостного психологического личностного здоровья. Главные характеристики диалогического общения – это взаимодоверие, открытость, равноправие, взаимопонимание, доброжелательность, взаимопроникновение.

В чем состоят оптимальные условия семейного общения, создающие наиболее благоприятную социальную ситуацию развития личности ребенка, сохранения и укрепления его нравственно-психологического здоровья?

Цель исследования – изучение влияния психологической культуры семейного общения, ее доминирующего типа на формирование личности и нравственно-психологического здоровья ребенка.

Объект исследования – семья как психолого-педагогическая и социальная система с ее психологической культурой общения и межличностного взаимодействия.

Предмет исследования – психологическая культура общения в семье и ее типы в их влиянии на формирование личности и нравственно-психологического здоровья ребенка.

Под психологической культурой семейного общения в данной работе понимается система норм, ценностных ориентаций, мотивационно-целевых установок, определенных моделей, форм, способов и стилей поведения, общения и взаимоотношений в семье, практикуемых в системе взаимодействия и общения родителей и детей. Выделяя и анализируя в данном исследовании следующие пять основных типов психологической культуры семейного общения (конформно-рефлексивную, доверительно-альтруистическую, индиффферентно-манипулятивную, авторитарно-монологическую, диалогическую), мы полагаем, что эта система оказывает существенное влияние на формирование психологических установок и качеств личности ребенка, характеристик усваиваемых им нравственных ценностей и норм.

Гипотеза исследования представлена следующими основными положениями, подлежащими проверке в теоретическом и экспериментальном исследовании:

1. Наиболее существенное значение для оценки состояния нравственно-психологического здоровья личности имеют: эмоциональная устойчивость, здоровая личностная самооценка, уверенность в себе, уровень открытости-общительности личности, уровень и стабильность настроения, уровень ценностно-нравственных ориентаций личности. От них в большой мере зависит психологическое благополучие личности, ее нормальное психическое развитие и целостное состояние психологического личностного здоровья.

2. Формирование названных свойств зависит от преобладающего в семье типа психологической культуры общения и базовых нравственно-психологических семейных ценностей.

3.Оптимальным условием формирования нравственно-психологического здоровья подростка является личностно и духовно ориентированное общение в семье, реализующее диалогическую культуру семейного общения.

В исследовании осуществлена разработка типологии психологической культуры семейного общения, что является основой для последующего изучения роли культуры общения в формировании психологического здоровья и целостной личности ребенка.

Основные задачи исследования:

1.Определить и описать содержание психологической культуры общения в семье, выделив критерии и факторы для ее описания на основе изучения отечественной и зарубежной литературы.

2. Выявить типологию и описать психологические особенности разных типов культуры общения, определить оптимальный для эффективного выполнения функций и решения проблем семьи тип психологической культуры семейного общения.

3. Уточнить содержание представлений о психологическом и нравственном здоровье ребенка как основной цели семьи, Выявить взаимосвязь уровня развития нравственно-психологического здоровья ребенка и типа психологической культуры семейного общения.

4. Проследить в диагностическом и формирующем экспериментах указанную взаимосвязь, описать систему условий оптимальной психологической культуры семейного общения.

Методологической базой и теоретической основой исследования явились принципы единства субъективного и объективного в любом психическом явлении (С.Л. Рубинштейн); теоретические положения о специфике психического развития (Л.С. Выготский); концепция формирования личности как системы отражения сущности объективно существующих социальных отношений (В.Н. Мясищев); психолого-педагогические концепции личностного развития (Б.Г. Ананьев, Д.И. Фельдштейн, В.С. Мерлин, Р. Бернс); групповые межличностные отношения как условия развития личности (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.С. Мухина, М.И. Лисина); теоретические позиции о семейной среде (А. Адлер, А.Я. Варга, А.А. Бодалев, А.С. Спиваковская), ее психологических функциях (Э.К. Васильева, Н.В. Малярова, Н.А. Юркевич); представления супругов о распределении семейных ролей (Е.В. Антонюк, Т.М. Трапезникова); особенности супружеских конфликтов (С.В. Дворяк, О.Э. Зуськова, Х.Ш. Ибрагимова, Н.Н. Коростылева, В.П. Левкович, Г.А. Навайтис, С.А. Петрулевич, В.А. Сысенко, Б.Г. Херсонский); причинное поле нарушений межличностного взаимодействия в семье (Л.А. Андреева, Л.Я. Гозман, Е.И. Гилягина, М.А. Дмитриева, А.Н. Елизаров, М.В. Полевая, О.В. Соловьева, О.В. Шапатина); концепция родительства как психологического и социокультурного феномена (И.С. Кон, Р.В. Овчарова); понятие родительская позиция (Т.В. Архиереева, Т.В. Брагина, Е.Л. Пороцкая, А.С. Спиваковская, А.А. Чекалина и др.); влияние родительской позиции на воспитательную практику (А.Г. Головина, С.С. Жигалин, Е.Е. Ромицина и др.); особенности влияния семьи и отдельных родителей (матери, отца) на личностное развитие ребенка (Д.В. Берко, М.Б. Богатырева, Е.Б. Весна, Г.Г. Вылегжанина, А.Д. Давлетова, А.Н. Евсеева, А.И. Захаров, В.П. Козлов, Н.Т. Колесник, Е.В. Куфтяк, О.В. Лишин, М.В. Лысогорская, Н.Г. Марковская, М.В. Сапоровская, И.В. Ткаченко, Г.Б. Черевач, А.З. Шапиро, Д.В. Шатров); характеристики разных типов семейного воспитания (Н.Г. Айварова, Е.В. Голубева, С.Э. Карклина, А.Г. Ковалев, Г.Д. Кравцов, И.А. Кузнецова, Л.Г. Лаврова, С.А. Ламзина, О.С. Михно, Ю.П. Петров, Д.И. Фельденштейн).

Нами были использованы научные данные в области психологии общения (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Н. Я. Грот, А. Б. Добрович, А. Маслоу, К. Роджерс, В. В. Рыжов, В. Франкл, Э. Эриксон), развития личности ребенка и формирования его психического здоровья (В. М. Бехтерев, Б. С. Братусь, В. И. Брутман, А. Я. Варга, Д. Винникотт, А. И. Захаров, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Г.Г. Филиппова), учтены последние исследования в области психологического здоровья ребенка и роли психологической службы в его сохранении (И.В.Дубровина, В.И.Слободчиков, Г.А. Цукерман и другие).

Нами изучены работы в области духовной психологии (Б.С.Братусь, Ф.Е. Василюк, В. П. Зинченко, Н.О. Лосский, В. С. Соловьев, Т.А. Флоренская, С.А. Черняева, В. Д. Шадриков, Л.Ф. Шеховцова, А. А. Ухтомский, Дж. Макдауэлл, Э. Эвальдс и др.), анализа свойств личности и характеристик нравственно-психологического здоровья (А.А. Андрущакевич, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов и др.), исследования происходящих под влиянием семьи изменений нравственной сферы (М.В. Ганина, А.А. Чуприна, Д.В. Шатров).

Методы исследования – анализ общей и специальной литературы по теме, психодиагностические методы, адекватные целям и задачам исследования, формирующий психолого-педагогический эксперимент, привлечение в качестве экспертов практикующих педагогов-психологов, методы статистической обработки экспериментальных данных (многофункциональный критерий различий – угловое преобразование Фишера, коэффициент линейной корреляции Пирсона, кластерный анализ и др.).

Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось в семьях подростков на базе муниципальных образовательных учреждений: "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №34" г. Саранска; "Лицей №31" г. Саранска; "Луховский лицей", г. Саранск, п. Луховка, Республика Мордовия. В соответствии с целью и задачами исследования обследовано 210 детей подросткового возраста из 115 семей. Кроме того, в обследовании приняли участие родители детей, педагоги и педагоги-психологи. Общий объем выборки составил 490 человек.

Этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось с 2004 по 2011 год. Первый этап был нацелен на изучение и анализ психологической литературы, монографических и диссертационных работ, авторефератов по проблеме исследования. В результате была выявлена проблема, сформулированы гипотеза и задачи, определена основная идея и методы исследования, разработан методический инструментарий, а также обобщен и систематизирован полученный материал. На втором этапе осуществлен сбор данных констатирующей части эксперимента. Полученные данные были подвергнуты первичной обработке: составлены таблицы, построены графики, гистограммы, затем осуществлена математико-статистическая обработка. Третий этап был посвящен разработке программы консультативной и формирующей работы с родителями, педагогами и детьми, направленной на оптимизацию психологической культуры семейного общения в группах семей ЭГ и КГ, осуществлению сравнительного анализа данных, направленного на проверку эффективности разработанной и реализованной программы.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивались всесторонним анализом проблемы, применением обоснованного психодиагностического инструментария, использованием математико-статистических методов анализа экспериментальных данных, репрезентативностью выборки испытуемых, содержательным анализом выявленных фактов, зависимостей и закономерностей.

Апробация материалов исследования. Основные результаты исследования докладывались на III Международной научно-практической конференции "Гуманизм и духовность в образовании (Нижний Новгород, 2004); на III международной научной конференции "Государство, общество, церковь в истории России ХХ века" (Иваново, 2009); на международной заочной научно-практической конференции "Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития" (Новосибирск, 2010); на VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста" (Стерлитамак, 2010); на VI Всероссийской научно-практической конференции "Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы" (Пенза, 2010); на VI международном форуме "Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения" (Липецк, 2010); на межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Актуальные проблемы этнической и социальной психологии" (Москва, 2011); на Четвертой Всероссийской научно-практической конференции "Психологическая культура и психологическое здоровье в образовании" (Барнаул, 2011); на VII международном форуме "Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения" (Липецк, 2011); обсуждались на заседаниях лаборатории "Подготовка профессионала" и кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, представлены в 25 публикациях автора, в том числе двух статьях в изданиях из перечня ВАК и учебно-методическом пособии.

Научная новизна исследования определяется следующими основными результатами, полученными автором:

– разработана структурно-функциональная модель психологической культуры семейного общения, интегрирующая коммуникативную, эмоциональную, операциональную, ценностно-нравственную и духовную составляющие в их взаимодействии и влиянии на формирование личности и нравственно-психологического здоровья подростка в семье;

– построена типология психологической культуры семейного общения с выделением пяти типов культуры, различающихся по структуре и особенностям влияния на формирование личности и нравственно-психологического здоровья подростка в семье: авторитарно-монологическая, индифферентно-манипулятивная, конформно-рефлексивная, доверительно-альтруистическая, диалогическая культура общения;

– выработаны научные представления о нравственно-психологическом здоровье подростка и дано его авторское определение, конкретизирующие общие представления о психическом здоровье личности и уровнях его сформированности; показана определяющая роль в структуре нравственно-психологического здоровья ценностно-смысловых и духовных характеристик личности;

– осуществлен анализ взаимосвязи родительских ролей и функций с состоянием и уровнем нравственно-психологического здоровья подростка в семье: показано, что дефицит любой функции (роли) взрослых в семье ("родитель", "учитель", "умелец", "наставник") или пренебрежение ими приводят к возникновению нарушений нравственно-психологического здоровья подростка – антропогенным синдромам; рассмотрена и описана классификация антропогенных синдромов;

– теоретически и экспериментально доказана оптимальность диалогической культуры семейного общения в сравнении со всеми другими ее типами: показано, что в условиях диалогической культуры семейного общения наилучшим образом согласованы коммуникативные, эмоциональные, операциональные, ценностные и духовные составляющие атмосферы семьи; соотнесены роли и функции взрослых и детей; достигается высокий уровень и стабильность показателей нравственно-психологического здоровья подростка; все это свидетельствует о высоком психолого-педагогическом потенциале диалогической культуры семейного общения.

Теоретически значимыми, помимо описанных инноваций, являются также следующие результаты исследования:

– осуществлен теоретический анализ современных психолого-педагогических проблем семьи и взаимодействия взрослых с подростками с точки зрения их влияния на формирование личности и укрепление нравственно-психологического здоровья подростков; выявлена особая значимость ценностно-смысловых и нравственно-духовных проблем в этой области;

– расширены представления о психическом здоровье личности через рассмотрение нравственно-психологического здоровья подростков и построение его структурной модели;

– теоретические положения о семье как психолого-педагогической системе и факторах ее влияния на формирование личности подростка существенно обогащены: представлениями о психологической культуре семейного общения и построением ее структурно-функциональной модели; описанием взаимосвязи функционально-ролевых позиций взрослых и нарушений нравственно-психологического здоровья детей (антропогенных синдромов);

– теоретически обоснована комплексная программа консультативно-диагностической и психолого-педагогической работы с семьей, направленной на оптимизацию психологической культуры семейного общения и укрепление нравственно-психологического здоровья подростков в семье.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации экспериментальной программы консультативно-диагностической и психолого-педагогической работы с семьей на основе структурно-функциональной модели психологической культуры семейного общения и структурной модели нравственно-психологического здоровья в их взаимодействии. Результаты и выводы исследования могут использоваться и используются в практической психолого-педагогической и консультативной работе с семьей в целях оптимизации семейного общения, развития и укрепления психического здоровья детей и подростков. Разработанные в ходе исследования материалы могут использоваться в профессиональной подготовке студентов – будущих педагогов по курсам возрастной и педагогической психологии, психологии консультирования, психологии семьи, проблемам психологической службы.

Положения, выносимые на защиту:

1. На защиту выносятся выработанные в исследовании представления о психологической культуре семейного общения и ее основных типах. Психологическая культура семейного общения представлена системой норм, ценностных ориентаций, мотивационно-целевых установок, определенных моделей, форм, способов и стилей поведения, общения и взаимоотношений в семье, практикуемых в системе взаимодействия и общения родителей и детей. В исследовании выделены и проанализированы следующие пять типов психологической культуры семейного общения: авторитарно-монологическая, индифферентно-манипулятивная, конформно-рефлексивная, доверительно-альтруистическая, диалогическая. Эта система оказывает существенное влияние на формирование личности и нравственно-психологического здоровья подростка в семье.

2. Защищаются выработанные научные представления о нравственно-психологическом здоровье подростка и его авторское определение, которое конкретизирует общие представления о психическом здоровье личности и об уровнях его сформированности. На защиту выносятся положения об определяющей роли ценностно-смысловых и духовных характеристик личности в структуре нравственно-психологического здоровья подростка, а также ведущей роли ценностно-нравственных и духовных характеристик семьи в формировании личности и здоровья ребенка.

3. Защищается положение о взаимосвязи функционально-ролевых позиций взрослых в семье ("родитель", "учитель", "умелец", "наставник") с состоянием и уровнем нравственно-психологического здоровья подростка. Выявлено, что дефицит любой функции взрослых в семье или пренебрежение ею приводит к нарушениям психологического здоровья подростка – антропогенным синдромам, таким как безродность, чувство заброшенности-одиночества, нереализованность, дезадаптация, духовная опустошенность и другие, степень проявления которых связана с глубиной дефицита и дефектами психологической культуры общения в семье.

4. Защищается теоретически и экспериментально подтвержденная оптимальность диалогической культуры семейного общения в сравнении с другими ее типами. Выявлено, что в условиях диалогической культуры семейного общения наилучшим образом согласованы коммуникативные, эмоциональные, операциональные, ценностные и духовные составляющие семейной атмосферы; оптимально реализуются функционально-ролевые обязанности взрослых и детей; достигается высокий уровень и стабильность показателей нравственно-психологического здоровья подростка, что убедительно свидетельствует о высоком психолого-педагогическом потенциале этого типа культуры семейного общения.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 296 наименований, в том числе 10 на иностранных языках. Иллюстрирована таблицами, графиками, рисунками, схемами.

Разработка понятия нравственно-психологического здоровья подростка

В данном параграфе содержится теоретический анализ проблемы взаимодействия в семье и вырабатываются представления о психологической культуре семейного общения, осуществлена разработка понятия и типологии психологической культуры семейного общения, что является основой для последующего изучения роли культуры общения в формировании нравственно-психологического здоровья личности подростка.

Необходимость специального анализа проблемы взаимодействия в семье обусловлена тем, что фактор общения, и в частности диалогического, личностно и духовно ориентированного семейного общения рассматривается нами как главнейшее условие нравственно-психологического здоровья подростка в семье.

Проблема общения многогранна. Круг вопросов, относящихся к этой проблеме, стал особым направлением психологических исследований. В них общение рассматривается как важнейшая детерминанта всей системы психических процессов, состояний и свойств человека. В психологической литературе, посвященной данной проблеме, наблюдается напряженный поиск ис ходных принципов изучения общения, межличностных взаимодействий, межличностного восприятия, взаимопонимания, сотрудничества и диалога. Большой вклад в развитие этой проблемы внесли Б.Г.Ананьев (1980), М.М.Бахтин (1979), А.А. Бодалев (1987), Г.А.Ковалев (1987), Б.Ф.Ломов (1981), В.Н.Мясищев (1960), В.В. Рыжов (1995, 2001).

Анализ литературы показывает существование многочисленных подходов к пониманию общения, а также уходящий вглубь веков неизменный интерес ученых к проблеме общения людей. Так, морально-психологические свойства людей, характеризующие их как участников общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как Б.Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, французских просветите-лей Вольтера, Жан-Жак Руссо и др.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей. Одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием их нравственного сознания и как бы заключают его в себе.

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является тот путь реализации данного принципа, при котором "участвующий в общении человек рассматривается как целостная личность с присущей ей активностью, как субъект, специфическим образом соединяющий свою активность с активностью других людей, вступающий с другими людьми в систему совместной деятельности. Само общение при этом является особой активностью сотрудничающих людей, направленной на созидание их сотрудничества и взаимопонимания" (В.В.Рыжов, 1994, 2001).

Отмеченным трем подходам к пониманию общения в психологической литературе соответствуют три парадигмы в психологии и три стратегии пси хологического воздействия на личность: объектная, субъектная и интерсубъектная или, другими словами, парадигма воздействия, парадигма взаимодействия и парадигма диалога (Г.В. Дьяконов, 2005, Г.А. Ковалев, 1987).

В нашем исследовании нас интересует последняя - парадигма диалога. Понятие диалога не является новым, и анализ понятия диалога в общелитературном языке (Е.Ф.Будде, 1986; Л.В.Щерба; Л.П.Якубинский, 1923) показывает, что под ним обычно понимается разговор, беседа двух или более лиц, в ходе которого участники обмениваются репликами на какую-либо тему. Во всяком случае, это понятие чаще всего связывается с определенной формой речи, при которой в равной степени активны все ее участники.

Однако, психологическое содержание понятия диалога гораздо глубже. "Оно выражает определенный характер отношений между личностями его участников, в частности, отношений общности, единства содержательно-психологического пространства общающихся, их взаимопроникновения в жизненное бытие друг друга" (Л.П. Якубинский, 1923).

Традиции изучения диалогического общения в отечественной психологии предусматривают несколько плоскостей интерпретации для описания этого понятия, которые, однако, все подтверждают его высокий психологический потенциал.

"Диалог - это: а) первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая здоровое психическое развитие личности; б) ведущая детерминанта этого развитая, в) принцип и метод изучения человека, реализующегося посредством реконструкции содержания внутренних смысловых полей субъектов, разворачивающихся в ситуации диалога между ними; г) процесс (трудно формализуемый в позитивистской традиции), разворачивающийся по своим (еще неизвестным) законам и по своей внутренней динамике; д) определенное психофизическое состояние, разворачивающееся в межличностном пространстве общающихся между собой людей, которое сродни инфантильному переживанию состояния эмоционального комфорта при физическом контакте матери и ребенка; е) высший уровень организации отношений и общения между людьми, наиболее органичный изначальной "межсубъектной" природе человеческой психики, а потому оптимальный для нормального психического функционирования и личностного развития людей, реализации их потребностей; ж) наиболее эффективный метод педагогических, психо-коррекционных и т.п. воздействий; з) творческий процесс" (В.А. Кан-Калик, 1995, Г.А. Ковалев, 1987). Таким образом, утверждается адекватность диалога самой природе человека, доказывается приоритетность диалога перед другими парадигмами общения.

Выводы теоретического исследования: модель взаимосвязи культуры семейного общения и нравственно-психологического здоровья подростка

Среди таких аномалий называют безродность, переживаемую подростком как заброшенность, отчужденность и одинокость; бесперспективность, переживаемую как беспомощность и бессмысленность жизни; нереализован-ность, переживаемую как практическая ограниченность, неумелость и неприспособленность к жизни вплоть до дезадаптации; духовная опустошенность и обезличенность, нравственный релятивизм; различные формы бытового экстремизма и агрессивности. Проведенный анализ показал, что различные формы антропогенных синдромов соотнесены с соответствующими функционально-ролевыми позициями взрослых в семье ("родитель", "учитель", "умелец", "наставник") и являются следствием дефицита соответствующих функций взрослого и дефектов психологической культуры семейного общения. В данном параграфе приводятся детальные описания названных синдромов и указанных соотношений.

Процесс наметившейся в последнее время деградации института семьи сопровождается резким ухудшением состояния физического, психического и психологического здоровья детей, половина из которых невротики, две трети страдают разного рода аллергиями, четыре пятых имеют серьезные проблемы с ухом-горлом-носом, а также зрением и позвоночником (Семья в новых экономических условиях).

Широко распространены нарушения психологического и нравственного здоровья детей. В последнее время они получили название антропогений. Это нарушения психики и личности ребенка, обусловленные пагубным влиянием на него другого человека, в первую очередь родителей. Как это ни парадоксально, родители дают жизнь, но они же могут ее забрать или сделать невыносимой (Б.В. Ничипоров, В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов и др.). Родители способны на чудеса любви, и в то же время никто не может причинить такого вреда, как они. Связанность ребенка со взрослым в процессе социализации таит и целительную силу, и болезнетворную опасность.

Неприятное обстоятельство, связанное с состоянием нравственно-психологического здоровья взрослых в семье и образом их жизни, состоит в том, что духовно-нравственное нездоровье взрослых, их нездоровый образ жизни и лежащие в его основе безнравственные ценности обладают свойством воспроизводиться в детях. Средой такого воспроизводства является главным образом семья. Антропогенные синдромы это психологические патологии внутреннего мира и личности ребенка, вызванные пагубным влиянием взрослых и обстоятельств жизни ребенка (В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов).

Взросление, социализация, как известно, дело трудное и даже болезненное, особенно если оно протекает без Божьего водительства. Если воспрепятствовать развитию в ребенке человеческих качеств, он может превратиться в карикатуру на человека или чудовище. К сожалению, это сейчас случается не так уж редко. Если детскую дущу ранить или оставить в запустении, воспользовавщись неискушенностью, или вовлечь в пагубу, ребенок заболевает.

В известных всем нам с детства сказках это называется колдовством. При таком колдовстве ребенок теряет человеческий облик. Непослущный Иванущка превратился в козленочка, в глаз Кая попал осколок дьявольского зеркала, и сердце его оледенело, из-за злой колдуньи братья превратились в диких птиц, по вине злой мачехи царевна навсегда уснула. Метафоричность потери человеческого облика как будто списана с нынещних, потерявших этот облик детей-наркоманов, девочек-проституток, подростков с металлическими прутьями в руках, убивающих первого попавшегося на их пути (В.И. Слободчиков, 2008).

Чтобы "расколдовать", спасти ребенка, нужен близкий, его любовь. Процесс спасения (исцеления, личностного пробуждения) - это серьезное испытание и для ребенка, и для близкого человека. В сказках: Герда ради спасения Кая отправляется в опасное путешествие в царство Снежной королевы; сестра, храня обет молчания, превозмогая страх и боль, голыми руками шьет для братьев рубашки из крапивы и т.п. Это в сказках. А то же самое нередко бывает и в жизни.

Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни необходимы взрослые, родители. Это аксиома, не требующая доказательств. Именно взрослые призваны обеспечить ребенку приобщение к родовой человеческой сущности, право и возможность стоять на человеческом пути развития. Что касается психологического здоровья ребенка, то оно, по мнению специалистов, имеет интерсубъектную природу (Л.С. Выготский, В. Пултав-ска, В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов). В течение периода детства человека подлинным субъектом его развития является не ребенок сам по себе, но общность ребенка и взрослого. И если родители не проявляют любви, эмоционально не привязаны к ребенку, если ребенок нежеланный, то его развитие будет очень осложнено. Если психологически нездоров значимый для ребенка взрослый, или он ведет нездоровый образ жизни, то и ребенок не сможет быть здоровым. Если неблагополучны родители, то не будет с психологической точки зрения благополучным, а значит и здоровым ребенок.

Итак, если не будет полноценного общения ребенка со значимыми взрослыми, родителями, матерью или это общение будет иметь пагубное влияние на ребенка, возможно возникновение психологического неблагополучия, или как мы определили, нездоровья ребенка. Именно это и лежит в основе антропогений, то есть психологических болезней ребенка, обусловленных влиянием значимых взрослых.

Методика диагностического исследования

Мы разделяем точку зрения Н.В. Мельниковой, согласно которой развитие нравственной сферы личности ребенка представляется как процесс "усвоения доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации-эстериоризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания-имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих)" (Н.В. Мельникова, 2009).

Дети моделируют поведение своих родителей, бессознательно перенимая родительский сценарий для своей жизни. Здесь срабатывает неписанный закон соленого огурца: "Если в соленую воду положить свежий огурец, желает он того или нет, через некоторое время он обязательно станет соленным". Поэтому родителям в первую очередь необходимо организовать свою собственную жизнь таким образом, чтобы духовно-нравственные принципы религиозной традиции (в данном случае христианской) оказались увиденными и усвоенными их ребенком.

Наличие у ребенка духовных ценностей важно не только для личностного и социального существования его самого, но и для тех, кто его окружает. При этом действенны лишь те ценности, которые не просто известны ребенку, но восприняты им личностно и внутренне освоены в пределах его возрастных особенностей. Подобные ценности становятся естественными и жизненно необходимыми для ребенка, закладывая тем самым духовно-нравственный базис, помогающий проживать период кризисного состояния. Странное несоответствие у современной детворы внешней взрослости и внутреннего инфантилизма справедливо называется в кругах православных психологов "задержкой развития души" (И.Медведева, Т.Шишова, 2009). По этой причине выбор ценностей в меньшей мере принадлежит самому ребенку. В большей мере за него ответственны родители или лица их заменяющие. Именно родители способны сформировать и развить у своего ребенка навыки к общежитию, ориентированные на позитивное взаимодействие с окружающими и с самим собой, включая эффективные механизмы со-страдания, сообщения, со-радования, со-действия и со-теорчестеа по отношению к другой личности.

Родителям необходимо обозначать четкие очертания и границы категорий добра и зла. Тем самым, помочь ребенку, по справедливому замечанию В.В. Абраменковой, гармонизировать его картину мира. Поскольку "обращаясь ко взрослому с явным или скрытым вопросом на тему "что такое хорошо и что такое плохо?", ребенок всякий раз хочет подтвердить для себя нравственное содержание и смысл того или иного явления, действия, поступка. Очевидно, что конструирование гармоничной светлой детской картины мира с верой в будущее является определенным условием взросления самого ребенка и его нравственно-психологического здоровья" (В.В. Абраменкова, 1997,с.152).

Однако особенность социально-экономического статуса современной семьи, динамизм ее эмоциональной сферы, подвижные ценностные структуры сознания, присущая российскому обществу мультикультурность, порождают специфическую уязвимость родителей к современным вызовам. По этой причине экономическая, социальная, психологическая и духовная уязвимость личности родителей способна нанести серьезный урон психологическому и духовному здоровью ребенка.

Западный педиатр и психолог Росс Кэмпбелл обозначает ряд условий, которые могут помочь родителям дать духовную и психологическую устойчивость своему ребенку в контексте кардинально отличных друг от друга аксиологических систем;

1. Родители должны иметь духоьно-нравственный фундамент, на котором базируется их собственная жизнь. "Истинной ценностью, вносящей мир в сердце страждущего, является Он... А Он в вас живет? Если нет, обратитесь за помощью к священнику или другу христианину" (Р. Кэмпбелл, 1998, с. 149-150). С христианской точки зрения речь здесь идет о воцерковленно-сти родителей, как необходимом условии эффективной трансляции духовно-нравственных ценностей христианской традиции своему ребенку.

2. Родители способны передать ребенку только то, чет обладают сами. "Для того чтобы ребенок отождествлял себя с родителями (тесно связывал себя с ними) и был способен принять их ценности, он должен чувствовать себя искренне любящим, и знать что его ценят" (Р. Кэмпбелл, 1998, с. 150). Воцерковленный человек опытом жизни знает, что значит принятие, прощение и преодоление одиночества. Именно в пространстве Церкви человек соприкасается с подлинной Любовью, Которая по слову апостольскому "есть Бог" (1-е Послание св. ап. Иоанна 4,9). Любовью, Которая любит не "за", а "вопреки". В Церкви человек учится просить и принимать прощение. Учится принимать своего ближнего, учится принимать самого себя.

Данная программа, включающая диагностическую и формирующую части, ориентирована на подростков 12-15 лет и их родителей. Работа по экспериментальному апробированию программы проводилась в период 2009-2011 года на базе МОУ СОШ №34" г. Саранска; МОУ "Лицей №31" г. Саранска; МОУ "Луховский лицей", г. Саранск, п. Луховка, Республики Мордовия. В соответствии с целью и задачами исследования обследовано 210 детей подросткового возраста из 115 семей и их родители, педагоги и педагоги-психологи. Объем выборки составил 490 человек.

Методика диагностического исследования {параграф 2.2) включает следующие процедуры, составляющие два диагностических блока, использованных как в первичной, так и в контрольной диагностике.

Первый блок составили методики изучения психологической культуры семейного общения, особенностей семейного взаимодействия и преобладающих ценностей семейной жизни, имеющих отношение к формированию в семье нравственно-психологического здоровья детей и подростков. Здесь использовались две диагностические процедуры: 1) разработанная СВ. Кузьминой и В.В. Рыжовым (2010) и модифицированная нами диагностика доминирующего типа психологической культуры общения в семье; 2) комплексная методика "Семейная жизнь глазами матери" Е.Ю. Шула-ковой, в методике диагностики доминирующего типа психологической культуры родителям предлагается дать оценку реального состояния процессов взаимодействия, отношений, климата общения, ведущих ценностей и целей их семьи. Для оценки предлагались описания параметров пяти смоделированных нами и описанных в первой главе типов психологической культуры семейного общения. Ниже приводится краткое описание данной методики.

Сравнительный анализ результатов постэкспериментальной диагностики культуры общения и нравственно-психологического здоровья подростков

Важное место в работе с родителями отводилось участию родителей в учебно-тренировочных группах (УТГ) для проведения деловых игр и разыгрывания ситуаций семейного общения, разрешения конфликтов. К примеру, в одной из учебно-тренировочных групп мы предлагали в качестве задания изучить "Заповеди семейного воспитания В.А.Сухомлинского (В.А.Сухомлинский,1981) и девять правил Д.Карнеги "Как изменить человека" (Д. Карнеги, 1989). Затем моделировалась типичная внутрисемейная проблемная ситуация и родителям предлагалось на основании "заповедей Сухо-млинского" и "правил Карнеги" обнаружить перспективные пути ее разрешения.

Организуя работу с педагогами и педагогами-психологами мы использовали исследования, посвященные психологическим аспектам проблемы взаимодействия семьи и школьного социума российских (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская, Д.И. Фельдштейн и др.) и зарубежных (А. Маслоу, Е. Мелибруда др.) психологов. Мы ставили целью обнаружить возможные точки роста для построения долгосрочного диалогичного пространства между учителями, с одной стороны и подростками и их родителями, с другой.

Известно, что потребность в выражении себя как личности возникает в процессе педагогического взаимодействия педагога и школьников. Процесс обучения и взаимодействия между учителем: и учащимися происходит на основе того учебного компонента, которое педагогу необходимо преобразовать и адаптировать таким образом, чтобы активизировать уже имеющейся у подростков жизненный опыт, их знания и интересы. Тем самым, мотивируя их к переосмыслению и возможной перестройке прежних представлений. В процессе взаимодействия учитель передает учащимся свое смысловое, мотива-ционно-ценностное понимание знаний, свои размышления о самореализации и опыте взаимодействии с миром, человеком и самим собой. Таким образом, у подростков возникает потребность и формируется стремление развивать принятые ценности, достигать признания в различных видах деятельности и общения, то есть способствует активизации процесса самореализации, самоутверждению и самовыражению личности (Т.М. Буякас, О.Г. Зевина, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.).

Проводя с педагогами дискуссионные клубы, мы предлагали темы для обсуждения "Человек как предмет воспитания", "Коллектив и личность", "Методы формирования поведения подростка" на основании книги В.И. Слуцкого "Элементарная педагогика" (В.И. Слуцкий, 1992); "Черная педагогика и ее методы в отечественной системе" на основании книги А. Миллер "Воспитание, насилие и покаяние" (А. Миллер, 1980); "Право ребенка на уважение" на основании книги Я. Корчак "Как любить ребенка" (Я.Корчак, 1929); "Мифы о моих барьерах" и "Преодоление барьеров в моей профессиональной деятельности" на основании книги Г. Клауд, Д. Таунсенд "Барьеры" (Г. Клауд, Д. Таунсенд, 1992).

Процесс взаимодействия учителя и ученика подразумевает сохранение целостности личности подростка, противоположностью которой является внутриличностная конфликтность. Особую актуальность подобного рода исследования приобретают и потому, что противоречия, возникающие между подростков и семьей, подростком и учителем, подростков и классом порождают полифонию внутриличностных конфликтов. Подавленный конфликт, загнанный вглубь, не только не исчезает, а может стать долгосрочным лич-ностно-разрушающим фактором. Подросток, для того чтобы справиться с хаосом чувств собственной беспомощности и враждебности, не находя среды для восприятия и принятия своей личности, вынужден компенсировать тревогу при помощи различных защит. В этой связи, свою задачу мы видели в создании мотивационных точек личностного роста у учителей, которые позволили бы им в своей педагогической деятельности создавать доверительное диалогичное пространство для взаимодействия с подростком и его родителями.

Работа с подростками была нацелена, прежде всего, на более глубокое включение, "погружение" в сферу семейного общения и взаимодействия, на мотивацию соучастия в жизни всех членов семьи, а также на укрепление личностных качеств и характеристик подростков, составляющих описанную выше структур нравственно-психологического здоровья.

С этой целью, мы использовали совместный просмотр и обсуждение мультфильма "Падение"; художественных фильмов "Маленький Николя" (Франция, Бельгия, 2009); "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф" (США, Великобритания, 2005); "В погоне за счастьем" (США, 2006).

Опираясь на многочисленные методики по преодолению различных видов тревожности, в том числе предназанченных для работы с детьми и подростками (Г.Ш. Габдреева, 1990; М. Гриндер, 1994; А.И. Захаров, 1982, 1995; А.М. Прихожан, 1993,1994, 2000; А.С. Спиваковская, 1988; Г.Л. Цуккерман, Б.М. Мастеров, 1995) мы адаптировали, программу А.М. Прихожан по развитию уверенности в себе и способности к самопознанию, препятствующих возникновению тревожности у подростков (А.М. Прихожан, 1993, 1994). Программа предназначена для работы с подростками 10-12 лет. Сокращенный и адаптированный вариант программы рассчитан на двухчасовые занятия в течении трех месяцев, включает в себя три блока: ориентировочный, развивающий, проективный. Состоит из системы упражнений и групповых дискуссий разработанных А.М. Прихожан и ориентированных: 1. На укрепление у подростка чувства собственного достоинства и развития представлений о собственной значимости; 2.

Похожие диссертации на Влияние культуры семейного общения на нравственно-психологическое здоровье подростка