Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста Севастьянихина Татьяна Георгиевна

Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста
<
Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Севастьянихина Татьяна Георгиевна. Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : СПб., 1999 189 c. РГБ ОД, 61:00-19/236-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10

1.1. Бальные танцы как спортивно-эстетическая деятельность и педагогический процесс 10

1.2. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте 16

1.3. Влияние обучения %вадвным танцам на психическое развитие младших школьников 31

1.4. Влияние обучения бальным танцам на развитие личности младших школьников 43

1.5. Влияние обучения бальным танцам на развитие творческих способностей младших школьников постановка вопроса; гипотезы и задачи исследования 68

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 73

2.1. Организация психолого-педагогического эксперимента 73

2.2. Методология и методы исследования 77

2.3. Методика обучения бальным танцам в начальной школе 87

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 95

3.1. Развитие двигательных и танцевальных качеств у детей 7-9 лет под влиянием различных сочетаний танцевальной подготовки и физического воспитания 95

3.2. Развитие психических процессов под влиянием различных сочетаний танцевальной подготовки и физического воспитания 114

3.3. Сравнительный анализ свойств личности младших школьников в экспериментальных и

контрольной группах 129

Выводы 147

Рекомендации 149

Литература 151

Приложения 166

Введение к работе

Актуальность темы. Одним из путей гуманизации современного спорта, повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности является поиск новых средств и методов укрепления союза между спортом и искусством. Это, в частности, нашло воплощение в официальном признании бальных танцев в качестве самостоятельного вида спорта, что требует разработки системы подготовки танцоров, начиная с раннего детства. Вместе с тем, специфика бальных танцев позволяет им стать массовым видом спорта. В настоящее время элементы танцевальной подготовки включены в программу по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы, но этого явно недостаточно, учитывая огромный развивающий потенциал, которым обладают бальные танцы. Являясь видом физической культуры, они несут в себе выраженные черты эстетической деятельности и глубокий психологический контекст (самовыражение, творчество,

взаимопонимание и взаимодействие партнеров в танце и т.п.). При этом важно, что танец близок и понятен не только взрослым, но и детям. В связи с этим представляется актуальным поиск новых форм сочетания школьного физического воспитания и танцевальной подготовки детей уже в начальной школе.

В отечественных и зарубежных исследованиях накоплен значительный эмпирический материал, характеризующий бальные танцы как вид искусства или как форму социального общения, однако, бальные танцы как вид физической культуры и как педагогический процесс в рамках педагогической психологии до сих пор не рассматривались. Практически нет работ и по методике преподавания бальных танцев в начальной школе, а существующие программы подготовки танцоров в специализированных группах должны быть адаптированы для системы общеобразовательной школы, обеспечивая возможно более широкий

круг развивающих эффектов. На наш взгляд, такая работа должна начинаться с поиска оптимальных сочетаний школьного физического воспитания и разных видов танцевальной подготовки младших школьников, где критериями эффективности явится влияние программ обучения бальным танцам на развитие не только специальных (двигательных, танцевальных) качеств детей, но и на их общее (психическое, личностное) развитие, включая раскрытие творческого потенциала учащихся. Именно такая попытка предпринята в данном диссертационном исследовании.

Диссертация выполнена в соответствии с НИОКР ГКФТ Российской Федерации для институтов физической культуры (1996 - 2000 г.г.), направление 2, тема 2.4.12 "Психологическое обеспечение спортивной деятельности".

Объект исследования: особенности двигательного, психического и личностного развития школьников 7-9 лет, разделенных на четыре экспериментальные и одну контрольную группы с различными сочетаниями школьного физического воспитания и танцевальной подготовки. Всего в исследовании приняли участие 125 испытуемых.

Предмет исследования: процесс обучения бальным танцам в начальной школе и закономерности его влияния на двигательную, психическую и личностную сферы младших школьников.

Цель исследования: Разработать методику (экспериментальные программы) обучения бальным танцам в начальном школе и изучить эффективность различных сочетаний школьного физического воспитания и танцевальной подготовки в плане влияния на физическое, психическое и личностное развитие младших школьников.

Гипотезы: • Можно предполагать, что танцевальная подготовка разной

направленности существенно дополнит влияние физического

воспитания на двигательное, психическое и личностное развитие младших школьников. • Можно предполагать, что индивидуальный подход в обучении бальным танцам на основе учета доминирующих интересов ребенка позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал младших школьников, содействовать более успешной адаптации к школе. Задачи исследования:

о Разработать и апробировать методику обучения бальным

танцам для школьников 7-9 лет. о Изучить влияние различных сочетаний танцевальной подготовки и школьного физического воспитания на развитие двигательных и танцевальных качеств, а также психических процессов детей 7-9 лет. о Выяснить влияние различных программ танцевальной подготовки на развитие свойств личности младших школьников, включая творческие способности. Методология и методы исследования. В качестве методологических подходов в работе использовались фундаментальные принципы отечественной психологии: принцип развития, принципы единства сознания и деятельности, личности и деятельности, а также концепции Санкт-Петербургской психологической школы Б.Г.Ананьева, акцентирующие идеи целостности развития, единства и взаимосвязи различных его сторон, гомогенные и гетерогенные связи разных сторон воспитания и развития. Педагогическая часть исследования базируется на идеях развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) и педагогики сотрудничества (А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, Э.Д.Днепров, Б.М.Неменский, В.А.Якунин и др.), показывающих высокую социальную значимость и пути формирования творческой личности.

При разработке методики обучения бальным танцам в начальной школе использовались: анализ и обобщение учебно-методической

литературы, а также обобщение опыта работы педагогов по бальным танцам, включая собственный опыт автора. Создание методики осуществлялось в режиме творческого поиска, поэтому были созданы и апробированы две дополняющие друг друга авторские программы обучения бальным танцам, которые получили названия "Танцуй, улыбаясь!" и "Творчество в движении". Кроме того, было решено проверить, насколько эффективным будет применение в общеобразовательной школе уже существующих программ обучения бальным танцам и спортивному рок-н-роллу, разработанных для специальных танцевальных групп на базе Дворцов Творчества Юных.

Для апробации авторских программ и выяснения влияния различных сочетаний танцевальной подготовки и физического воспитания на развитие младших школьников был проведен двухлетний психолого-педагогический эксперимент. Таким образом, основным организационным методом в данной работе стал лонгитюд. В течение двух лет изучались 125 младших школьников, разделенных на четыре экспериментальных и одну контрольную группы. Всего за двухлетний период во всех группах проведено по четыре обследования психических процессов, двигательных и танцевальных качеств младших школьников. Кроме того, в ходе последнего обследования взяты показатели личностных свойств испытуемых. В качестве эмпирических методов использовались: психодиагностические тестирование, психолого-педагогическое наблюдение, методы самооценки и экспертной оценки на основе обоснованных автором критериев. Статистическая обработка эмпирических данных включала описательные статистики и анализ достоверности различий, корреляционный анализ.

Научная новизна. Впервые разработана и апробирована методика обучения бальным танцам в начальной школе, воплощенная в двух авторских программах "Танцуй, улыбаясь!" и "Творчество в движении". В программе "Танцуй, улыбаясь!" реализована идея использования

прошлого опыта и интуиции детей в постижении новых для них танцевальных движений. Программа "Творчество в движении" предусматривает индивидуальный подход в обучении бальным танцам на основе выяснения и учета доминирующих интересов детей (артистических, музыкальных, спортивных, технических, литературных, художественных). Экспериментально доказано, что предложенные автором программы существенно дополняют позитивное влияние физического воспитания на развитие двигательной, психической и личностной сфер младших школьников. Показано, что программа "Творчество в движении" наиболее эффективно содействует развитию творческих способностей, эстетического чувства прекрасного и направленности учащихся на учебную деятельность.

Практическое значение диссертации. Для совершенствования педагогического процесса в начальной школе наибольшее значение имеет создание основ методики обучения бальным танцам на базе общеобразовательной школы. В авторских программах "Танцуй, улыбаясь!" и "Творчество в движении" разработаны: цели и задачи обучения и воспитания учащихся; система учебных заданий и упражнений, в том числе заданий творческого характера; указания по методике и организации уроков бальных танцев с детьми 7-9 лет. В исследовательских и практических целях могут быть использованы предложенные автором методы изучения ловкости и танцевальных качеств, а также выяснения доминирующих интересов детей. В работе сформулированы практические рекомендации для учителей бальных танцев, учителей физического воспитания, психологов и родителей.

Положения, выносимые на защиту: • Сочетание уроков физкультуры с разными видами танцевальной

подготовки (бальные танцы, спортивный рок-н-ролл) оказывают

более существенное позитивное влияние на общее развитие детей

младшего школьного возраста по сравнению с традиционными школьным физическим воспитанием. • Авторская методика обучения бальным танцам, реализованная в программах "Танцуй, улыбаясь!" и "Творчество в движении", обеспечивает не только формирование специальных (двигательных, танцевальных) качеств, но успешное общее развитие младших школьников, включая психические процессы и личностные свойства, способствующие более эффективному освоению учебной деятельности и адаптации к школе. Программа "Творчество в движении" эффективно содействует формированию креативности детей.

Апробация исследования. Настоящее исследование проведено в 1996-1999 гг. Промежуточные и окончательные его результаты доложены на научных конференциях кафедры психологии СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта в 1997-99 гг.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс кафедры психологии СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. Созданные программы обучения бальным танцам внедрены лично автором в 581 школе Приморского района г. Санкт-Петербурга, в Центре поиска и поддержки талантов г. Санкт-Петербурга (в рамках Целевой программы Комитета по образованию Администрации г. Санкт-Петербурга); в физкультурно-оздоровительном комплексе "УНИСТО" г. Санкт-Петербурга; на уровне Ассоциации больных гемофилией Петербурга.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, рекомендаций, списка литературы и приложений,

изложенных на страницах. В основном тексте диссертации 14 таблиц

и 4 рисунка. Список литературы включает 216 источников, из них 20 на иностранных языках. По теме диссертации опубликовано 3 работы, 2 работы - в печати.

Бальные танцы как спортивно-эстетическая деятельность и педагогический процесс

В данном параграфе определен подход к пониманию бального танца как сложной, многогранной педагогической деятельности, соединяющей в себе черты спорта и искусства. Рассматривается роль танца как особого вида искусства в различные исторические эпохи. Представлено понимание танца как особой формы эстетического отражения действительности, описаны основные характеристики танцевального образа. Показаны возможности бального танца как педагогического процесса в плане развития творческого потенциала, создания возможностей для творческой деятельности младших школьников.

Танец как синкретический вид искусства возник еще в древности, в условиях первобытнообщинного строя. Танцевальное действо было необходимой частью любого обряда, сопровождавшего важные события в жизни архаического человека - сбор плодов, начало и удачное завершение охоты, обряд инициации, военный поход, рождение и свадьбу.

В древней Индии был разработан ряд стилей и школ танца с различной мимикой и выразительными движениями. В древнем Египте танец входил в ритуал богослужения. У древних греков танец также был частью культа - существовали экстатические пляски в честь Диониса, плавные, торжественные - в честь Аполлона. Также были развиты пиррические, военные пляски, атлетические спортивные танцы, способствовавшие гармоничному воспитанию молодежи. В древнем Риме танец имел государственное народное значение, среди высшего слоя общества были распространены развлекательные танцы.

Особое развитие танец получает в эпоху Возрождения. Возникают новые танцевальные формы: медленные, плавные (павана, куранта) и быстрые (галярда, вольта). В эпоху Просвещения в Европе широко распространяются бальные танцы - гавот, полонез, менуэт. В 18 веке танец приобретает развитую сюжетно-драматическую эмоциональную основу, что способствует развитию танцевального искусства.

В России бальные танцы получили распространение во времена Петра Первого. Учрежденные им ассамблеи стали первым местом исполнения "иноземных" танцев. Однако русские исполнители всегда вносили в бальный танец национальный колорит, богатые традиции русской народной пляски, что, по свидетельству современников, придавало ему особое очарование.

В начале прошлого века арсенал бальных танцев пополнили вальс, полька, галоп. В Вене впервые была создана бальная форма вальса. Позднее стали модными танго, фокстрот и другие танцевальные формы.

Таким образом, в танце отражается дух времени, каждая эпоха имела свой танцевальный стиль и репертуар. Танец отражает также особенности национального характера. Это необходимо учитывать при организации педагогического процесса преподавания танцевальной подготовки в начальной школе, при выборе и включении в общеобразовательную программу танцевальных движений разной направленности, разных жанров. В то же время, искусство танца всегда дает возможность для выражения индивидуальности, - исполняя разнообразные по ритму и настроению танцы, плавные лирические или бурно-темпераментные, танцор сознательно или неосознанно выражает в них свойства собственного характера и настроения (М.Н. Афасижев и др., 1975, Ю.Н. Борев, 1988, Р.В. Захаров, 1983, И.К. Кучмаева, 1987, Г.Ф. Сунугян, 1976, Н. Эльяш, 1970 и др.). Необходимо отметить, что при составлении программ по танцевальной подготовке необходимо делать акцент на рассмотрение танцевального образа как особой, метафорической формы отражения действительности, художественного пересоздания мира. Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.

Организация психолого-педагогического эксперимента

В качестве основных методологических принципов в работе использовались фундаментальные подходы отечественной психологии: принцип развития; принцип единства сознания и деятельности; принцип личностной активности; а также концепции Санкт-Петербургской психологической школы Б.Г.Ананьева, касающихся: ? целостности развития, единства и взаимосвязи различных его сторон; ? гомогенных и гетерогенных связей различных сторон воспитания и развития. Были выделены следующие подходы к изучению танцевальной подготовки в начальных классах: а) рассмотрение танцевальной подготовки как педагогического процесса через варианты танцевальной деятельности (традиционной программы бальных танцев, адаптированных программ бальных танцев "Танцуй, улыбаясь!", «Творчество в движении", и программы спортивного рок-н-ролла); б) рассмотрение танцевальной подготовки как процесса, с учетом влияния её на развитие двигательной, психической, и личностной сфер младших школьников; в) рассмотрение танцевальной подготовки с учетом поэтапного изучения изменений, происходящих в физических и танцевальных качествах, психических процессах, личностных свойствах учеников. Педагогическая часть исследования базировалась на: принципе "развивающего обучения" ( В.В.Давыдов, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В.Занков и др.); идеях педагогики сотрудничества (А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, Э.Д.Днепров, Б.М.Неменский, В.А.Якунин и ДР-)

По сути лонгитюдное исследование представляло собой психолого-педагогический эксперимент, где изучалось влияние различных сочетаний школьного физического воспитания с танцевальной подготовкой на общее развитие младших школьников.

Для оценки эффективности различных экспериментальных программ, использовались следующие эмпирические методы.

Рассмотрим методы исследования двигательных качеств.

Учитывая то, что в начальной школе ведущим двигательным качеством является ловкость, как наиболее адекватный критерий физического развития младших школьников, а танцевальная деятельность рассматривается как вид физической активности, считаем, что ловкость может выступать как ведущее качество и в танцевальной подготовке.

При изучении ловкости в танцевальной деятельности использовались авторские методики:

По команде "Начали!" пара должна начать движение легким переменным шагом по заданному направлению, огибая поочередно четыре кегли, стоящие на одной прямой на расстоянии 2 м друг от друга. Обогнув четвертую кеглю, требовалось тем же способом вернуться к линии начала движения. Время регистрировалось ручным секундомером. Все задание выполнялось под музыку быстрого фокстрота.

Следы" (адаптированный вариант комбинированной пробы на ловкость по методике К.Х.Грантыня и Г.Ф.Шитиковой).

На дистанции 6 м в определенном порядке раскладывались следы. По сигналу испытуемый начинал движение с правой ноги, ставя ступню только на след, соответствующей ноги (заштрихованные следы следовало пропускать). Окончанием движения считался переступ за линию "Окончание движения". Задание выполнялось под музыку быстрого фокстрота каждым учеником самостоятельно. Возможные ошибки: пропуск следа, неточное попадание в след (промах), наступание в заштрихованный след, выполнение задания не в музыку.

При обработке данных были получены обобщенные показатели ловкости. Использовалась формула: L = Т + (О х Xt : Хо), где L -показатель ловкости, Т - время выполнения задания, О - число ошибок, Xt - время выполнения задания в среднем по группе и Хо - число ошибок в среднем по группе. После округления получилось, что, оценивая ловкость по заданию "Челночной ход", ко времени его выполнения прибавлялось по 10 секунд за каждую допущенную ошибку и по 5 секунд в задании "Следы".

Развитие двигательных и танцевальных качеств у детей 7-9 лет под влиянием различных сочетаний танцевальной подготовки и физического воспитания

В данном параграфе осуществляется сравнительный анализ интенсивности развития двигательных качеств на примере ловкости, как ведущего двигательного качества в данном возрасте, и шести специальных танцевальных качеств (музыкальность, чувство ритма, артистичность, эстетическое восприятие танцевального образа эстетичность, взаимодействие в паре - взаимодействие, точность исполнения танцевальных движений - точность) у детей одной контрольной и четырех экспериментальных групп, а так же уровней развития этих качеств по данным последнего измерения. Результаты статистической обработки материалов лонгитюдного исследования динамики двигательных и танцевальных качеств представлены в таблицах 2, 3, 4, 5.

Полученные данные отражают различный характер развития двигательных и танцевальных качеств в группах с различным танцевальным обучением. Начнем рассмотрение с изменений, произошедших в контрольной группе, так как, в дальнейшем, будем производить сравнение с показателями этой группы.

В контрольной группе испытуемых (К) на каждом из этапов произошли положительные изменения по всем изучаемым показателям двигательных и танцевальных качеств. Динамику развития двигательных и танцевальных качеств можно наглядно проследить на рисунке 1 (Приложение 2). В целом, за весь период исследования, показатели ловкости увеличились на 37 %, артистичности на 59,5%, музыкальности на 25,7 %, чувства ритма на 34,7 %, эстетичности на 7,8 %, взаимодействия на 1,26 %, точности на 3,83 %. В контрольной группе (К) развитие ловкости проходило только под влиянием уроков физической культуры, где не ставилось специальной задачей формирование данного ведущего двигательного качества, танцевальные качества развивались естественным путем. Никаких специальных заданий по формированию данных качеств не проводилось.

Следовательно, сравнивая показатели динамики данных качеств в контрольной и экспериментальных группах (прежде всего второй - Э2), можно сделать выводы относительно влияния танцевальной деятельности на их развитие.

Процесс развития ловкости и танцевально важных качеств в контрольной группе (К), как видно из таблицы № 2, происходит относительно равномерно, но менее интенсивно, чем в группах, где была введена танцевальная подготовка различного плана. Показатели танцевальных качеств в контрольной группе не высокие, что говорит о необходимости формирования данных качеств в танцевальной деятельности, исключение составляет развитие ловкости. Младший школьный возраст является сензитивным для развития данного качества (Н.А.Фомин, В.П.Филин, 1972, Н.Б.Стамбулова,1978), создает условия для проявления его в спортивной деятельности учащихся.

Прослеживается рост показателей при рассмотрении такого качества, как артистичность. В младшем школьном возрасте изменение социальных условий ребенка ведет к тому, что он более интенсивно приобретает социальные черты поведения. Проявление артистизма в поведении и является одной из особенностей социального поведения.

Достоверность изменения двигательных и танцевальных качеств подтверждены значениями таблицы 3.

Похожие диссертации на Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста