Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке Стародынова Светлана Михайловна

Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке
<
Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Стародынова Светлана Михайловна. Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Минск, 2000 140 c. РГБ ОД, 61:01-19/331-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема формирования представлений о человеке в процессе восприятия произведений искусства

1.1. Художественное познание как один из способов познания мира и человека

1.2. Художественное восприятие как процесс 17

1.3. Теоретические проблемы формирования представлений о человеке в процессе художественного восприятия

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования представлений о человеке на уроках мировой художественной культуры (МХК) в юношеском возрасте

2.1. Психологические особенности восприятия произведений искусства в юношеском возрасте

2.2. Организация и методика подготовительного (констатирующего) этапа формирующего эксперимента

2.3. Формирование представлений о человеке в условиях специально организованного обучения

Заключение 105

Список использованных источников 111

Приложения 124

Введение к работе

В педагогической психологии к настоящему времени имеет место ряд исследований, свидетельствующих о единых для человека особенностях художественного восприятия и условиях его целенаправленного формирования.

Проецируя общие положения психологии сенсорно - перцептивных процессов на теорию и практику формирования представлений о человеке на уроках мировой художественной культуры (МХК), мы опирались на исследования F.Allport, Дж.Брунера, А.Валлона, И-Ф.Гербарта, E.Hansen. Важным источником теоретического обоснования диссертации послужили положения об особенностях процесса восприятия, развиваемые Б.Г.Ананьевым, А.А.Бодалевым, А.В.Запорожцем, Е.И.Игнатьевым, А.Н.Леонтьевым, С.Д.Смирновым.

Принимая во внимание роль представлений в контексте исследования в целом, в работе рассматриваются их связи с восприятием, эмоциями, мыслительными операциями. В связи с этим рассмотрены два основных подхода к динамике восприятия - генетический и аналитический. В рамках генетического подхода динамика восприятия открывается как последовательное развитие чувственного образа (представления). В своем развитии образ представления проходит ряд закономерных стадий, от глобального (целостного) до специализированного (детального) образа (Н.Н.Ланге). Поскольку в каждый момент времени перцептивная активность субъекта восприятия воспроизводится в новых условиях, она представляет собой процесс перцептивного научения. В процессе научения реконструируется и укрупняется информационное содержание предмета восприятия, субъект приобретает определенные перцептивные умения. Воспроизведение перцептивного умения ведет к его закреплению (Л. А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Аналитический подход к динамике восприятия позволил рассмотреть взаимодействие субъекта и объекта восприятия и сделать вывод о его социальном, культурно-историческом характере (В .А. Барабанщиков, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский).

Вторая линия теоретического анализа связана с обзором теоретико-экспериментального изучения специфики художественного восприятия (Л.П.Жабицкая, Е.И.Игнатьев, Г.Н.Кудина, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Нов-лянская). Исследования этих авторов позволяют рассмотреть

художественное восприятие как процесс взаимодействия двух творческих сознаний - автора и зрителя - как «диалог понимающих», опосредованный системой знаков, структурированных в определённую художественную систему.

Необходимым элементом восприятия произведения искусства выступает
его интерпретация, рассматриваемая как фундаментальная операция
мышления, своего рода толкование, разъяснение оригинала в зависимости от
индивидуальности, социальной принадлежности, уровня развития субъекта
восприятия. Она может выражаться как в форме непосредственных
эмоциональных реакций, так и в форме критических суждений, основанных
на уже имеющихся у реципиента эстетических критериях (Л.Г. Жабицкая). В
качестве основных критериев оценки объекта восприятия в исследовании
выделяются представления о качествах, которыми, по мнению субъекта
восприятия, должен обладать персонаж художественного произведения. В
связи с этим основное внимание уделяется психолого-искусствоведческому
анализу личности героя. Взаимодействие субъекта и объекта восприятия в
нашем исследовании тождественно целенаправленной активности индивида
и выступает как деятельность. В данном исследовании мы ориентируемся на
следующие виды деятельности: ценностно-ориентационную, когнитивную,
коммуникативную. Ценностно-ориентационная деятельность

предусматривает такую организацию «прочтения» портрета, результатом которой является формирование ценностного отношения к объекту художественного изображения. Когнитивная деятельность включает изучение материала о персонаже художественного произведения, овладение умениями психолого-искусствоведческой интерпретации личности. Коммуникативная деятельность предполагает обмен суждениями о картине, оценками, эмоциями. Получение чувственной информации становится и побуждающим мотивом, и целью взаимодействия.

Следует отметить также, что в нашем исследовании человек рассматривается не только как объект, но и как субъект восприятия. Если рассматривать человека как объект, то мы вправе говорить о представлении в чистом виде (в трактовке, близкой к общей психологии). Взгляд на человека как на субъект восприятия позволяет посмотреть на него с позиций социальной и художественной перцепции. При этом внимание концентрируется на личностных (субъективных) характеристиках.

Психологические аспекты формирования представлений о человеке в учебной деятельности отражены в работах Л.В.Благонадёжиной,

Н.Н. Волкова, Б.А.Еремеева Л.П. Жабицкой, М.С. Кагана, Г.Н.Кудиной, Б.С.Мейлаха, В.Н.Куницыной, А. А Мелика-Пашаева, О.Н. Никифоровой, З.Н.Новлянской, О.Н.Органовой, Л.Н.Рожиной, П.М.Якобсона. Рассматривая феномен «представление о человеке» как предмет изучения науки, определим его как внешний облик и внутренний мир. объекта художественного познания, а также то субъективное, что вносится индивидом в характеристику данного образа и представляет необходимый элемент его содержания. Формирование представлений о человеке в процессе художественной перцепции предполагает актуализацию в сознании субъекта восприятия инвариантов - суждений о внешнем облике, психологических качествах и эмоциональных состояниях личности и создание новых суждений, оценок, что ведёт к неоднозначности и личностному характеру восприятия. Концепция эстетического отношения к миру, разработанная А.А.Мелик-Пашаевым и З.Н. Новлянской, позволяет обосновать положение о том, что представление о другом человеке определяется эмоциональным и познавательным отношением к нему и зависит от уровня художественного развития субъекта восприятия.

Решение задач, поставленных в данном исследовании, осуществлялось посредством анализа психологической, философской, искусствоведческой, педагогической и методической литературы, а также в результате формирующего эксперимента, проведенного в ряде школ Витебского района и Витебска.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. В настоящее время приоритетным направлением в реформировании образовательной системы признается гуманизация учебно-воспитательного процесса. Проблема гуманизации предполагает восстановление культурообразующей и личностно-развивающей функций образования. Инновационные технологии строятся на изменении характера взаимоотношений между учителем и учеником, а также на изменении труда самого учителя и учащихся. Главным становится субъектность, саморазвитие личности, признание ее ценности и неповторимости. В этой связи приоритетными становятся гуманитарная парадигма и антропосоциокультурныи подход, ориентирующие личность на усвоение общечеловеческих ценностей.

Курс мировой художественной культуры позволяет изменить подход к восприятию произведений искусства и, соответственно, -

достигать иных целей обучения. Главным при изучении курса становится
не запоминание сюжетов и привычный школьный анализ

положительных и отрицательных героев, а воспитание личности, способной воспринять авторский принцип видения и создать субъективную картину мира и человека.

Психологические аспекты формирования представлений о человеке в учебной деятельности нашли отражение в исследованиях Л.В. Благо-надёжиной, Л.П. Жабицкой, Е.И. Игнатьева, Г.Н.Кудиной, В.Н.Куницыной, О.И. Лейновой, А.А. Мелика-Пашаева, З.Н.Новлянской, Л.Н.Рожиной. Большое влияние на разработку проблем гуманитаризации образования оказали работы М.С. Кагана, Б.С.Мейлаха, О.Н. Органовой. По их мнению, искусство является универсальным средством формирования и развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Отсутствие фундаментальных и экспериментальных работ по изучаемой проблеме, а также должного методического инструментария, позволяющего организовать общение посредством искусства на уроках мировой художественной культуры, определяет актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования - восприятие портретной живописи учащимися старших классов.

Предмет исследования - восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке на уроках мировой художественной культуры.

Цель исследования - выявить влияние художественного восприятия портретной живописи на формирование представлений о человеке в юношеском возрасте.

Гипотезы исследования: 1 .Многозначность смыслов элементов внешней экспрессии создаёт сложность восприятия и требует специального обучения.

2.При формировании представлений о человеке идёт сложный процесс взаимодействия актуализирующихся стереотипов восприятия и создания новых суждений, оценок, что ведёт к неоднозначности и личностному характеру восприятия.

3.Способы организации процесса восприятия портретной живописи оказывают влияние на формирование представлений о человеке. В качестве средств познания человека, изображённого в портретной живописи, выступают специально сформированные умения психолого-искусствоведческого анализа произведений изобразительного искусства, а также интерпретация элементов внешнего облика и соотнесение их с

внутренним миром и личностными качествами объекта художественного познания.

4.Полнота и структурированность образа зависит от особенностей и умений восприятия и эмоционального отношения к объекту художественного изображения.

Задачи исследования:

1 .Проанализировать существующие теоретико-методологические подходы к изучению проблемы восприятия портретной живописи как средства формирования представлений о человеке.

2.Разработать и апробировать методику формирующего эксперимента, направленную на овладение умениями психолого-искусствоведческого анализа произведений изобразительного искусства и интерпретации личности, обеспечивающей адекватное восприятие художественного образа.

3.Изучить особенности восприятия портретной живописи в юношеском возрасте.

4.Выявить условия эмоционально-образного познания человека,
адекватного замыслу автора художественного произведения.
Методологической основой исследования являются:
1.Положения, разработанные представителями деятельностного

подхода (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) об активном характере восприятия. Согласно данному подходу, построение чувственного образа, его коррекция осуществляется через систему перцептивных действий и операций в ходе развития субъекта восприятия и перцептивного обучения.

2.Деятельностный подход непосредственно связан с идеей культурно-исторического развития чувственного восприятия, которое опосредуется как деятельностью, так и символами-знаками, и соотносит перцепцию как с субъектом, так и с формами его взаимодействия с миром (культурно-историческая теория Л.С. Выготского). Портрет несет на себе историческую обусловленность, определенный культурно-исторический контекст, который заложен в художественном произведении.

3.Положения концепции человекознания Б.Г.Ананьева о необходимости создания единой комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке.

4.Развиваемое в эстетике и психологии положение о коммуникативной природе искусства (Г.В. Гегель, М.М. Бахтин, М.С. Каган) и его восприятии (Л.П.Жабицкая, Г.Н. Кудина, А.А. Леонтьев, З.Н.Новлянская, Л.Н. Рожина). Это положение предполагает, что деятельность субъекта восприятия должна соответствовать модели, заданной автором произведения, что ставит перед

реципиентом задачу распредмечивания авторских смыслов, заложенных в особым образом структурированной художественной системе.

5.Теоретические положения, развиваемые в работах по социальной перцепции (А.А. Бодалёв, Дж. Брунер, СВ. Кондратьева, В.А. Лабунская, В.Н. Панфёров).

б.Положения концепции эстетического отношения к миру(А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская) о том, что представление о другом человеке определяется эмоциональным и познавательным отношением к нему и во многом зависит от уровня художественного развития субъекта восприятия.

7.Теоретические подходы к изучению художественной перцепции, представленные в работах Л.Н. Рожиной.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие
методы исследования: теоретического анализа литературы по проблеме
исследования; констатирующий психологический эксперимент;

формирующий психолого-педагогический эксперимент; экспертной оценки; контент - анализа; количественно-качественного анализа; математической статистики.

Этапы и база исследования. Исследование представляет собой результат многолетней работы автора. Его можно условно разделить на три этапа. На первом этапе (1987 - 1988 гг.) анализировалось современное состояние изученности проблемы, определялись исходные позиции исследования, методологические подходы к его проведению, уточнялся понятийный аппарат исследования. На втором этапе (1988 - 1993 гг.) в отдельных школах Витебского района был экспериментально введен интегрированный курс «Искусство». Кроме того, продолжен анализ современного состояния проблемы, разрабатывалась методика проведения экспериментального исследования, авторским коллективом преподавателей школ Витебского района апробировалась программа курса «Мировая художественная культура», автором исследования разрабатывалась программа формирующего эксперимента. На третьем этапе (1993 - 1999 г.г.) осуществлялась практическая реализация программы формирующего эксперимента в 9-х-11-х классах Новкинской, Октябрьской школ Витебского района, СШ гор. поселка Сураж, СШ № 9 г. Витебска, анализировались полученные данные. Всего в исследовании приняло участие 390 старшеклассников.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологически выверенные положения отечественной и зарубежной психологии, репрезентативностью выборки исследования (390чел.), применением адаптированных и проверенных практикой методов исследования, тщательностью и обширностью анализа полученных

результатов (в работе 2 диаграммы, 18 таблиц, 2 графика, модель формирующего эксперимента, 7 рисунков), применением адекватных методов математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

заключается

-в том, что полученные в нём данные имеют значение для углубления научных. сведений о специфике художественного восприятия, психологических условиях его эффективности, о способах познания человека разных эпох, социальной принадлежности, пола и возраста учащимися старших классов;

-в разработке авторской методики формирования представлений о человеке в юношеском возрасте, позволяющей выявить, что в качестве средств познания человека могут выступать специальные методы и приёмы психолого-искусствоведческого анализа произведений изобразительного искусства;

-в проведении формирующего эксперимента, целью которого являлась такая организация учебной деятельности, которая обеспечивала формирование умений психолого-искусствоведческой интерпретации личности. Интерпретация личности при этом выступает как процесс соотнесения художественного изображения объектных характеристик человека с определёнными внутренними качествами и эмоциональными состояниями, способствует реконструкции и укрупнению информационного содержания объекта восприятия, изменению объёма и структуры вербальных эталонов эмоциональных состояний и чувств, структурированию субъективированных испытуемыми особенностей человека в определённую систему качеств личности;

-в выявлении особенностей восприятия портретной живописи учащимися старших классов в условиях специально организованного обучения: построение целостных образов, адекватная вербализация эмоций и чувств персонажа художественного произведения и субъекта восприятия, зависимость построения образов представления от эмоционального отношения реципиентов к объекту художественного изображения;

-конкретизированы и расширены научные данные о коммуникативной природе. художественного восприятия: испытуемые экспериментальной группы способны «вычитывать» многовариативность психологических смыслов таких элементов внешней экспрессии, как взгляд, глаза, улыбка, выражение лица, поза, жест, что позволяет понять сложность, противоречивость внутреннего мира человека.

Практическая ценность исследования заключается

-во внедрении разработанной автором методики формирующего эксперимента в учебный процесс ряда общеобразовательных школ, высших учебных заведений (в том числе и художественных) с целью использования предложенных автором технологий обучения, обеспечивающих высокий уровень постижения произведений изобразительного искусства;

-в выявлении условий эмоционально-образного познания человека, адекватного замыслу автора.

Личный вклад автора в проведённое исследование состоит

-в теоретическом анализе научной литературы по теме исследования, в обосновании целей и задач, в выдвижении гипотезы, основных положений, общего замысла исследования;

-в конкретизации особенностей восприятия портретной живописи учащимися старших классов;

-в разработке и реализации концептуальной модели и авторской методики формирующего эксперимента, основанных на практическом применении концепции человекознания Б.Г.Ананьева, основных положений деятельностного подхода, развивающего и перцептивного научения, диалогической природы искусства и его восприятия.

Апробация результатов исследования, выполненных по теме диссертации. Результаты докладывались на заседании кафедры психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка. Материалы исследования обсуждались на Республиканской научно-практической конференции «Развитие психологии личности и педагогических проблем социальной психологии» (Минск, 1998); Республиканском научно-практическом семинаре «Средняя школа в конце XX века: состояние, проблемы, перспективы» (Минск, 1997); заседаниях Ассоциации учителей-исследователей Республики Беларусь; Первой и Второй научных сессиях преподавателей и студентов Витебского филиала Международного института трудовых и социальных отношений (Витебск, 1998, 2000); областных научно-практических конференциях «Учитель: авторство и творчество в учебно-воспитательном процессе» (Витебск, 1996), «Новые технологии в образовании» (Витебск, 1996); в Витебском областном институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования; методических объединениях учителей. МХК Витебского района; семинарах руководителей школ Витебской области, Витебского района, Псковского района. Разработанная автором методика формирующего эксперимента реализована в процессе проведения экспериментальной работы автором и преподавателями МХК школ Витебского района и Витебска

Положения диссертации, выносимые на защиту!

1.Элементы внешнего облика человека и его экспрессивные характеристики могут выступать как индикаторы эмоциональных состояний и качеств личности, её социальных, психологических, возрастных и тендерных характеристик. «Поле» значений элемента внешней экспрессии определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой -особенностями его художественного изображения.

2.Формирование представлений о человеке в процессе художественной перцепции предполагает, с одной стороны, актуализацию в сознании субъекта восприятия инвариантов-суждений о внешнем облике, психологических и эмоциональных состояниях личности; с другой -расширение, углубление и возникновение новых суждений, характеристик и оценок.

3.Способы организации процесса восприятия портретной живописи оказывают влияние на формирование представлений о человеке. В качестве средств познания человека, изображённого в портретной живописи, выступают специально сформированные умения психолого-искусствоведческого анализа произведений изобразительного искусства, а также интерпретация элементов внешнего облика и соотнесение их с внутренним миром объекта художественного познания и его личностными качествами.

4.0тражённые реципиентами особенности объекта восприятия складываются в определённую структурированную систему представлений о человеке.

5.Характер и результат художественного познания человека в значительной степени определяется внеперцептивными факторами, в частности, эмоциональным отношением к объекту восприятия.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (включающего в себя 204 источника) и 7 приложений. Общий объём диссертации -136 страниц.

Художественное познание как один из способов познания мира и человека

Научное познание - это область человеческой деятельности, направленная на получение знания. Наиболее развитая форма знания -теория, в рамках которой формулируются открываемые законы. Основным механизмом развития научного знания является научное исследование, проводимое на основе применения специально разрабатываемых методов. Научное познание ориентируется на теоретические обобщения, опирающиеся на объективный смысл вещей, часто выходящий за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения дополнительных гипотез обобщающего характера.

Обыденное познание - это познание, осуществляемое субъектами в повседневной практике. В отличие от научного познания, в обыденном познании субъект опирается на эмпирические обобщения, которые основаны на непосредственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений. Обыденное познание индивидуально, ориентировано на практический эффект.

Религиозное познание рассматривает окружающий мир как проявление божественных замыслов и сил. Религиозное знание обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символов веры [47, 50].

Художественное познание, подобно другим способам познания мира, характеризуется тремя основными, общими для всех способов, признаками: является отражением бытия, отличается относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на бытие [8].

В отличие от вышеназванных способов познания для художественного познания основным является ориентация на уникальную личность творца, на его субъективное видение. Как отмечает Пеньо Русев, «...наблюдаемое художником, даже когда оно эстетически полноценно, отличается от его художественного произведения тем, что не имеет художественной организованности и законченности»[165]. Исследователи [6, 8, 131,132, 156, 163, 165, 174, 176] выделяют следующие особенности художественного отражения действительности:

1) в художественном произведении каждая часть находится в связи с целым, имея при этом самостоятельный смысл;

2) художник - творец выносит главное, с его точки зрения, на передний план, лишнее отбрасывает;

3) все формы познания имеют отражательный характер, но специфика художественного познания в том, что оно осуществляется через художественный образ;

4)образная форма в художественном познании обладает большой действенной силой, обеспечивая эмоциональность восприятия искусства; 5) через эмоциональное воздействие произведения искусства осуществляют свои эстетические, познавательные и воспитательные функции

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что художественное познание объединяет в единое целое предмет отражения, духовное творчество, формы его воплощения в произведении и участие искусства в общественно - исторической практике.

Особенно наглядно художественный способ познания мира представлен в древнейших мифологических произведениях: изделия скифских художников причудливо сочетают животные формы (кошки с птичьими когтями), в Древней Греции кентавр - конь с головой мужчины. Художественная мысль соединяет реальные явления, создавая невиданное существо, сочетающее в себе элементы своих предков. То, что было не под силу неразвитому еще логическому мышлению, в эмоционально - образных формах становилось первым способом художественного познания мира. Анализ содержания и формы мифологических произведений показывает, что первобытный человек был способен интерпретировать художественный образ.

Переходу наивных, стихийных форм в систему художественных образов предшествовали многие этапы в развитии человечества: освобождение человека от абсолютной зависимости от природы, развитие языка, совершенствование орудий труда, появление и утверждение частной собственности [72, 73, 144, 195, 196 ]. Искусство, которое возникло как средство психического приспособления к окружающей действительности и развивалось как способ художественного познания мира, выделилось в самостоятельный вид духовного производства в связи с наличием субъективной человеческой потребности и объективной исторической ситуации. Возникает потребность общества не просто в искусстве как форме отражения, познания мира, но именно в различных интерпретациях этого мира. Теперь перед искусством ставится цель - давать знания уже не только об окружающем мире, но и о том или ином восприятии его человеком, служить средством познания разнообразия проявлений его внутреннего мира. Искусство становится своего рода зеркалом, которое человечество создает, чтобы увидеть в нем себя и понять смысл собственного существования.[8, 10, 66, 75, 76,90].

Психологические особенности восприятия произведений искусства в юношеском возрасте

Ранний юношеский возраст - это период жизни человека от пятнадцати до восемнадцати лет. К концу этого периода завершается развитие организма, приобретается та степень психической зрелости, которая делает человека в определенной мере способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности.

Социальная основа, на которой базируется юношеский возраст, близка к основе, на которой формируется сознание взрослого человека. Личность юноши и девушки формируется под влиянием положения, которое субъект начинает занимать в обществе, в коллективе. Развиваются волевые качества: самостоятельность, инициативность, повышается интерес к этическим проблемам чести, долга, счастья, любви. Юноша ощущает потребность в целостном, системном, разностороннем и активном познании окружающей действительности[43,105, 108/141].

В отличие от подростка, активность которого сочетается с неглубоким пониманием сути явлений, юноша глубоко осмысливает происходящее, соотносит его со всей системой взглядов и убеждений и затем принимает или отвергает его[116]. Представления юношей и девушек о том, как они вписываются в общество, начинают зависеть от накопленных знаний о себе. Кроме самопознания, источниками идентичности для них служат референтные группы и значимые другие, поступки и действия которых могут быть положительно оценены в том случае, если соответствуют нравственным эталонам юношей и девушек [63,103,105,121]. На основе самосознания юношей и девушек развивается потребность в самовоспитании, направленном на преодоление недостатков и формирование положительных качеств. Однако, в отличие от взрослого человека, юноши и девушки часто затрудняются в выборе идеала для подражания из-за недостатка жизненного опыта. Это заставляет их обратиться к произведениям искусства, прежде всего проблемного, мировоззренческого характера. Эстетический идеал становится главным в юношеском возрасте [74,82,87,137,149].

В процессе восприятия произведений искусства юноши и девушки способны создавать много вариантов ситуаций, на основании которых они вырабатывают свой нравственный критерий по конкретному жизненному факту. Это может оказывать определенное влияние на изменение их поведения в тех или иных жизненных обстоятельствах [19,21,86,96,81].

Б. М. Теплов видит в этом воспитательное значение искусства, которое помогает школьнику прожить часть чужой жизни, в результате чего создаются определенные отношения и моральные оценки [184, 185].

В исследованиях Л.Н. Рожиной, результаты которых отражены в соответствующих публикациях[ 155,156,158] ,раскрыты психологические эффекты- воздействия искусства на личность школьника, определены условия, обеспечивающие высокий уровень осознания реципиентом личностных качеств человека, изображенного в художественном произведении, мотивов его поведения, поливариантности его характера, сложности внутреннего мира.

Организация и методика подготовительного (констатирующего) этапа формирующего эксперимента

Н.М.Кевиш подчеркивает то обстоятельство, что юноши и девушки в большей мере стремятся к самостоятельным оценкам и суждениям, предпочитают сложное восприятие, требующее от них сравнительно сопоставительной логики, художественного анализа, творческих усилий мысли. В связи с этим развитие восприятия в юношеском возрасте автор предлагает проводить параллельно-последовательно, с учетом трех уровней обучения: первичного (непосредственно-целостного восприятия), вторичного (аналитического ), где ведущим становится мышление, связанное с тем, что было эмоционально пережито, и нравственно-этической оценки произведения (синтетически - целостного восприятия) [81].Введение в программу средней обще-образовательной школы курса МХК позволяет сориентировать гуманитарное образование в юношеском возрасте на ценностное осмысление исторического процесса, формирование целостного представления о человеке и окружающем его мире. Восприятие произведений искусства на уроках мировой художественной культуры может быть первичным, повторным и многократным [102,122,123,126,130]. При первичном подготовленном восприятии юноши и девушки предварительно знакомятся с критикой [127]. При неподготовленном восприятии первоначальное знакомство с произведением может начаться с той предварительной эмоции, о которой упоминает Р. Ингарден [75].

В результате происходит своеобразное распознание целого по части, предчувствие целого. В первый момент встречи с объектом восприятия может возникнуть чувство неудовлетворенности от несоответствия ранее идеализированного эталона объекту художественного познания. В этом случае необходимо длительное рассматривание деталей произведения искусства, а затем постижение его целостного смысла [93].

При повторном восприятии юноши и девушки находятся в новой ситуации, характеризующейся расширением эстетического и нравственного опыта[57].

При многократном восприятии эстетически развитый субъект восприятия замечает время и место действия, определяет эмоциональную атмосферу картины, стремится понять замысел художника. В результате происходит творческое восприятие, которое позволяет эмоционально и нравственно воздействовать на личность юноши и девушки [ 1, 16, 74, 127].

Реципиент уподобляет свой собственный мир миру художественной реальности, переживает и проживает события, эпохи, актуализированные в сознании, но не прожитые в реальной жизни, приобщается к идеальным, возвышенным формам жизни [ 78, 77, 80].

Полученные представления позволяют создавать различные толкования художественных произведений как с точки зрения интерпретации их смысла, так и с точки зрения переживания того, что в них отражено. В данном случае происходит эмоциональное разрешение возникающих напряжений [16,70,204].

Нередко чувства персонажа картины раскрываются через знаковые материалы искусства (линии, краски, цветовую гамму). Юноши и девушки сопоставляют сходные и непохожие знаки, устанавливают между ними различные отношения. Это требует специальных искусствоведческих знаний [58, 76,83,143].

Кроме искусствоведческого анализа художественного произведения, реципиент должен овладеть приемами психологического анализа[190]. Юноши и девушки смогут определить многозначность смыслов, выражаемых во внешнем облике персонажа в том случае, если они умеют вычитывать знаковое содержание каждой художественной детали. Художники показывают зрителям, что во многих случаях жизни элементы внешнего облика человека помогают раскрыть множество оттенков душевных состояний[181].

В юношеском возрасте легче прочитывается знаковое содержание таких художественных деталей, как улыбка; глаза. Улыбка героя бывает такой же красноречивой, как и выражение глаз, помогает выявлять страсти и волнение, безразличие и спокойствие, страх и восторг, смущение и неловкость, беззаботность и растерянность [157, 175, 177, 178].

Не менее выразительными могут быть поза персонажа произведения, его лицо. За каждым их этих элементов экспрессии можно увидеть проявление глубоких чувств. Психическое состояние героя как бы спрятано внутрь, и обнаружение внутренней эмоциональной жизни - задача самого субъекта, восприятия [153]. Таким образом, восприятие произведений искусства в юношеском возрасте - это, с одной стороны, переживание и проживание их, с другой - общение по поводу этих произведений и их осмысление.

Похожие диссертации на Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке