Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте Пухова Татьяна Ивановна

Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте
<
Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пухова Татьяна Ивановна. Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 1999 178 c. РГБ ОД, 61:00-19/117-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Роль и место игры в психическом развитии детей дошкольного возраста. 9

1 Многообразие теоретических подходов к изучению игры 10

2 Значение игры в развитии ребенка 34

3 Генезис игровой деятельности от младшего дошкольного возраста к школьно

му возрасту. 37

4 Игра детей с особенностями развития 47

5 Использование игры в коррекционной и психотерапевтической практике 52

6 Режиссерская игра как диагностический инструмент 62

Глава 2. Возрастные изменения в развитии режиссерской игры дошкольника и вариации в

пределах хронологического возраста. 72

1 Методика исследования 73

2 Анализ степени развернутости режиссерской игры 82

3 Представления ребенка о родительских ролях 96

4 Корреляция с тестом Гудинаф-Харриес 106

5 Возрастные изменения интенсивности использования ролевой речи 111

6 Расширение рамок отображаемого действия во времени и пространстве 121

Глава 3. Особенности режиссерской игры "в семью" при различных случаях отклонения от нормального развития. 131

1 Умственно отсталые дети 131

2 Дети с разной степенью аутизма 141

Обсуждение результатов. 147

Заключение. 152

Литература 156

Введение к работе

Тема исследования. Научный подход к проблеме детской игры обнаруживает сложность психологических механизмов игры, ее побудительных сил и мотивов, механизмов взаимовлияния игры и развития ребенка. Важность игровой деятельности для психического развития показана в многочисленных и обширных исследованиях по проблеме детской игры в работах как отечественных так и зарубежных ученых (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже Э.Эриксон и др).

Детская игра может быть не только самостоятельным предметом изучения, она может выступать и как инструмент психодиагностики. Использование игры в качестве диагностического средства давно привлекает внимание психологов, особенно в работе с детьми дошкольного возраста (А.Фрейд, М.Кляйн, Э.Эриксон и др.)..

В настоящее время проблема связи различных параметров игры с особенностями психического развития ребенка представляется недостаточно изученной, не разработаны стандартизованные параметры, позволяющие использовать игру как инструмент психодиагностики.

Продуктивные навыки дошкольника, такие как речь, моторика, логический аппарат, развиты неравномерно и часто просто недостаточно для того, чтобы применять к ним обычные диагностические методы. Но именно в этом возрасте важно выявить неравномерности личностного развития ребенка, чтобы оказать своевременную коррекционную помощь. Поэтому психологи хотели бы видеть в игре эффективный и надежный диагностический инструмент.

Данная работа посвящена изучению особого типа индивидуальной игры дошкольников от 3,5 до 7,5 лет, а именно режис серской игры с тестовым набором мелких игрушек. Ее цель на основе количественного и качественного анализа содержания и структуры режиссерской игры выявить возрастную динамику и индивидуальные различия такого типа игры, показать возможности использования режиссерской игры для диагностики психического и личностного развития ребенка.

Актуальность темы исследования. Развитие символической игры является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития символической игры в детстве служит впоследствии необходимым условием успешного освоения ребенком разнообразных достижений культурно-исторического опыта. Игра дает ребенку возможность ориентировки во внешнем мире, в мире человеческих отношений. Игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, благодаря чему символическая игра дает ребенку возможность ориентировки во внешнем мире, несмотря на нехватку знаний.

Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.

" Режиссерския игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю". У режиссерской игры исключительные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей. ( Гаспарова Е.М.1989).

В современной практике воспитания дошкольников наметился крен в сторону более раннего обучения, в результате чего происходит вытеснение самодеятельной игры из жизни ребенка, что ставит под угрозу полноценное развитие его личности.

В работах Д. Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Г.Г.Кравцова, С. Л.Б L.Nicolich, K.Garvey, I.Bretherton, O.Saracho достаточно детально описаны многие аспекты формирования и развития символической функции детской игры.

При этом необходимо отметить, что в большинстве исследований упускались из виду индивидуальные различия в развитии уровня игровой деятельности. При достаточно большом колличестве психолого-педагогических исследований игры с мнимой ситуацией (особенно сюжетно-ролевой игры), практически нет работ, анализирующих индивидуальные отличия уровней развития символической игры внутри одного возраста детей. Данное исследование позволяет достичь понимания индивидуальных вариаций в развитии игровой деятельности, что необходимо для тонкой дифференциации имеющихся различий психического развития и целенаправленной коррекции развития личности ребенка.

Цель исследования: Изучить особенности режиссерской игры дошкольника, ее возрастную динамику и возможности использования в процессе диагностики.

Задачи исследования: 1)Дать психологическую характеристику режиссерской игры, выявить ее характерные показатели, 2) разработать метод колличественного анализа выделенных показателей, 3) проследить возрастную динамику развития режиссерской игры на основе выявленных показателей игры. 4) сравнить особенности режиссерской игры у детей разного пола в дошкольном возрасте, 5)сравнить особенности режиссерской игры у детей с разным уровнем интеллекта (у де тей в норме и различными отклонениями в развитии), 6)стати-стически проанализировать полученные материалы исследования.

Гипотезы исследования. 1. Режиссерская игра может быть использована для диагностики психического развития ребенка, поскольку эта форма игры имеет в различных возрастных группах качественные и количественные различия.

2. Режиссерская игра может стать объективным инструментом диагностики благодаря возможности использования числовой оценки речевой продукции ребенка. По нашим предположениям в качестве параметров, доступных количественному анализу, может выступать число вербализуемых игровых действий, использование ролевой речи и др.

Объект исследования. Индивидуальная режиссерская игра ребенка с тестовым набором мелких игрушек, изображающих предметы бытового окружения.

Предмет исследования Возможности использования режиссерской игры в качестве диагностического средства для определения индивидуальных и возрастных особенностей психического развития ребенка.

В качестве испытуемых выступили дети дошкольного возраста от 3,5 лет до 7,5 лет г.Москвы и Красногорска.

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования использовались следующие методы: 1.Изучение документации: знакомство с психологическими характеристиками, данными ребенку воспитателями и родителями, изучение медицинской документации. 2. Констатирующий эксперимент: экспериментальное изучение режиссерской игры дошкольника, с изпользованием разработанного нами тестового набора игрушек, использование теста " рисунок человека".

3.Математические методы: обработка протоколов игры с применением контент-анализа, статистическая обработка базы данных.

Основные положения выносимые на защиту.

1. Речь, с помощью которой моделируется игровая ситуация режиссерской игры дошкольника, может быть подвергнута формальному оцениванию с помощью контент-анализа по категории вербализуемых игровых действий. Формальные количественные характеристики речи, с помощью которой ребенком моделируется режиссерская игра, отражают возрастные и индивидуальные особенности играющего ребенка.

2. По значениям формальных оценок режиссерской игры дошкольника можно судить о развитии у ребенка таких психических качеств7как социальная компетентность, уровень коммуникабельности, вербальные способности, развитие игровых навыков и способность к созданию воображаемой ситуации.

3 .Использование математического аппарата для оценки режиссерской игры объективизирует выводы исследования, повышает надежность анализа игры, дает возможность обработки большого колличества материала, позволяет выделить характерные отличия и сделать диагностические выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что впервые предложена система критериев, позволяющая использовать режиссерскую игру для психодиагностики дошкольника. Разработана методика экспериментального исследования уровня развития игровой деятельности, предложен способ количественного оценивания режиссерской игры, посредством контент-анализа речи, сопровождающей игру, показана возможность использования статистических методов для обработки полученной базы данных.

Описаны качественные и количественные вариации режиссерской игры разных групп детей внутри дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования. Методика применяется для диагностики в Центре консультативной и практической психологии, в Противорадиационном центре Института педиатрии, в детской психиатрической больнице N6.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Первой всероссийской конференции по психотерапии (1996), на Второй всероссийской научно-практической конференции " Современные направления артте-рапии в медицине и образовании" (1997). Был прочитан спецкурс в Высшем психологическом колледже при Институте Психологии РАН (1997/98г. и 1998/99г.).

Публикации. Основное содержание работы отражено в восьми публикациях автора.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Библиография содержит 165 наименований из них 36 на иностранных языках. В работе имеется 16 таблиц, 5 рисунков. В приложении представлены 4 фотографии, приведена сводная таблица данных.

Многообразие теоретических подходов к изучению игры

Среди первых мыслителей, пытавшихся сформулировать теорию игры, обычно называют Г.Спенсера и Ф.Шиллера с их широко известной теорией избытка сил, которая связывает происхождение игры с происхождением искусства. По мнению Спенсера, игра возникает в/следствие избытка нервных сил, так как не все виды энергии высших животных и человека встречают внешний повод для деятельности. У Спенсера игра - это искусственное упражнение сил, которые ищут себе выхода в вымышленных деятельностях (Спенсер Г., 1897). У Шиллера игра- это наслаждение, связанное с проявлением избытка жизненных сил, что является условием возникновения эстетического наслаждения (Шиллер Ф., 1935).

Хорошо известна теория игры К.Грооса, названная самим автором "теорией упражнений". Хотя по поводу данной теории и было высказано много критических замечаний, она содержит положение о том, что игра является существеннейшей деятельностью для всего развития ребенка. Говоря о значении игры?Гроос пишет: "Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть" (Гроос К., 1916).

Оригинальная общая теория игры принадлежит Ф.Бойтен-дайку. Он называет три исходные влечения;приводящие к игре:

а) влечение к освобождению, к снятию препятствий, исходящих от среды и сковывающих свободу;

б) влечение к слиянию и общности с окружающим;

в) тенденция к повторению.

Бойтендайк считает, что во время игры и животное, и человек создает в игровом предмете образ и играет с образами. Предмет только тогда используется в игре, если содержит возможность " образности", если имеет свое символическое значение. "Сфера игры-это сфера образов" (Бойтендайк Ф., 1933).

Известный нидерландский философ XX столетия Йохан Хей-зинга в работе " Homo Ludens" (человек играющий) говорит об игре как источнике культуры в широком смысле слова, помещая в "игровое пространство" не только искусство, но и науку, быт, юриспрудецию и военное дело. По мнению Хейзинга, если проанализировать любую человеческую деятельность, то она покажется не более, чем игрой.

Автор иллюстрирует постоянную инверсию игры: будучи все более технически и материально оснащаемой и научно осмыш-ляемой, игра утрачивает дух собственно игры, вместе с тем, во всяком серьезном деле, будь то промышленное производство или коммерция, возникает и усиливается игровой элемент. По мнению философа, даже некоторые строго научные школы находятся на пути превращения в игру.

В категориях игры можно рассматривать деятельность политических партий. Политическая игра может быть, например, фальшивой, или жестокой и кровавой. Хейзинга показывает вечное коловращение понятий " игровое - серьезное". Так, ребенок играет совершенно серьезно, но он при этом знает, что играет". Автор заключает, что культура не может существовать без определенного игрового содержания, т.е. не игра содержится в культуре, а вся культура носит игровой характер (Хейзинга Й. 1938. 1992).

class2 Возрастные изменения в развитии режиссерской игры дошкольника и вариации в

пределах хронологического возраста class2

Методика исследования

Чтобы обеспечить надежность и устойчивость результатов психологического исследования, сократить влияние большого кол. ичества неучитываемых посторонних и случайнах факторов, могущих повлиять на поведение ребенка и его выбор игры, в эксперименте был использован тестовый набор игрушек. Также соблюдалось обязательное условие: отсутствие в комнате других людей и игрушек.

Материалы.

Материальное обеспечение методики довольно простое и было составлено из обычных игрушек, имеющихся в продаже в магазине. В эксперименте решено было использовать шесть кукол, с тем чтобы ребенок мог при желании пользоваться ими для обозначения трех поколений: бабушек с дедушками, родителей и детей. Поэтому методике дано название: "шесть кукол".

В качестве шести кукол мы использовали пластмассовых медвежат, это оказалось удачным, т.к. они имели неопределенный возраст, это позволяло "назначать" их и детьми, и стариками. (Некоторые психологи считают, что дети легче, чаще и лучше идентифицируют себя с животными, а не с людьми.)

Три фигурки были мужского пола и три - женского. Для этих главных персонажей была подобрана подходящих размеров мебель и другие предметы домашнего обихода. Было двадцать видов предметов, из них примерно половина для кухни и половина для жилой комнаты, которая выполняет одновременно функции спальни, кабинета и гостинной.

Перечень предметов следующий: для кухни -стол обеденный и рабочий, стулья, холодильник, мойка, плита, чайник, пирог, телевизор; для жилой комнаты: стол, кровати, кресла, пианино, картина, компьютер, комод, зеркало, часы, торшер.

В комплект входил игровой макет - некоторое приспособление, организующее игровое пространство в две комнаты. (Фотографии тестового набора игрушек представлены в приложении) Увеличение количества игрушек или комнат увеличивает время знакомства с игрушками, а значит и продолжительность работы, рассеивает внимание ребенка, в целом не способствует продуктивности работы исследователя в использовании данной методики.

Хотя игрушки были хорошо узнаваемы в силу своей реалистичности, все же они были и достаточно схематичны и полностью исключали возможность манипулятивных действий. Этот факт способствовал тому, что все проигрываемые действия были вербализованы. Мы использовали достаточно мелкие игрушки, благодаря чему набор легко было использовать в различных полевых условиях. Игрушки были незнакомы ребенку, что повышало мотивацию к игре.

Порядок работы

Исследование проводилось в комнате без посторонних игрушек, в отсутствии других взрослых или детей. Ребенок сидит за столом рядом с экспериментатором.

Первый этап. Предваряла работу короткая доверительная беседа: "Сейчас я покажу тебе свои игрушки, а потом ты мне покажешь, во что ты любишь играть. Расскажите кем ты живешь, с мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Есть ли у тебя братья или сестры? Прежде, чем мы будем играть, нарисуй мне человечка, похожего на тебя."

Вопрос о составе семьи косвенным образом направлял внимание ребенка в контекст семейных отношений.

Умственно отсталые дети

Для выявления влияния развития интеллекта на режисер-скую игру, а так же для подтверждения имеющихся индивидуальных различий в развернутости режиссерской игры, создадим группы детей, имеющих различный интеллектуальный уровень развития.

Среди обследованных нами детей можно выделить следующие группы:

I группа - олигофрения (ст.дебильности),

II группа - ЗИР (задержка интеллектуального развития),

III группа - нормальные дети.

Диагноз был нами взят из имеющихся медицинских документов.

Для сравнения нами были отобраны по 20 самых старших детей каждой из вышеназванных групп: 20 олигофренов, 20 детей с задержкой развития и 20 нормальных детей. Все дети были от 5ти с половиной лет и старше.

Сомнения в правильности диагноза, выставленного ребенку, мы должны отбросить, т.к. участвовавшие в эксперименте дети находились длительное время в стационаре. В течение всего периода стационирования они неоднократно были обследованы, и диагноз был подтвержден комиссией в составе психолога, логопеда и психиатра.

Взаимосвязь развития игры с развитием интеллекта обсуждалась нами в ппараграфе 4 главы 2. Как было показано, в возрастной группе детей от 4,5 до 5,5 лет корреляция числовой оценки игры с результатами теста Гудинаф-Харриес имела достаточно высокое значение - 0,7. Такое высокое значение коэффициента корреляции подтверждает наличие тесной связи между развернутостью режиссерской игры и общим интеллектуальным развитием ребенка в этом возрасте. Но уже в двух следующих группах с 5;5 до б;5 и с 6;5 до 8;0 коэффициент корреляции равен соответственно 0,31 и 0,26. Такое значение говорит о том, что в этих возрастных группах связь между этими двумя показателями незначительная.

В данном разделе работы рассмотрим более пристально результаты режиссерской игры детей в возрасте старше 5,5 лет, так как принято считать, что в старшем дошкольном возрасте игра с мнимой ситуацией достигает пика своего развития.

Интеллектуальные различия детей четко проявляются на этапе знакомства ребенка с игрушками. Хотя используемые в эксперименте игрушки могут быть отнесены к разряду реалистических, но очевидно, что они не точно копируют реальные предметы, а лишь воспроизводят некоторые видимые признаки. Для детей с низким интеллектом этих признаков оказывается недостаточно для того, чтобы узнать в игрушке реальный предмет обихода. Как хорошо видно из таблицы 15, практически половину игрушек не узнают дети с диагнозом олигофрения. Отличие каких-то деталей предмета, имеющегося у ребенка дома, делает игрушку для олигофрена трудно узнаваемой.

В большинстве случаев неназванными правильно оказывались следующие предметы: комод, плита, торт, журнальный стол, зеркало, кресло, столик на колесах, который иногда называли детской кроваткой.

Узнавание игрушки "торт" было очень ситуативным: если игрушка предъявлялась среди предметов жилой комнаты, то "торт" чаще всего называли шляпой. Если же данная игрушка предъявлялась среди предметов кухни, особенно после "чайника", то в этом случае "торт" называли без ошибки.

Иногда ребенок с низким интеллектом говорил о назначении предмета, но не мог вспомнить его название. Например, если ребенок не может вспомнить слово " раковина, кран", он говорит: "здесь посуду моют". В группе детей с диагнозом олигофрения мы часто могли наблюдать, что ребенок не мог назвать сам предмет, например, магнитофон, а говорит о его фукцио-нальном использовании: " это - чтобы музыку слушать". Про кровати ребенок с очень сильной речевой задержкой говорит "бай-бай", про обеденный стол: "ням-ням". В этом случае мы считали, что предмет узнан.

Похожие диссертации на Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте