Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов Красностанова Мария Вячеславовна

Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов
<
Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Красностанова Мария Вячеславовна. Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 2001 136 c. РГБ ОД, 61:01-19/383-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением как психологическая проблема 14

1 Стиль деятельности как фактор, опосредующий удовлетворенность публичным выступлением у музыкантов-исполнителей 14

2 Анализ проблемы публичного выступления в музыкальной педагогике.Традиционные пути решения 35

Выводы 54

Глава 2. Экспериментальное изучение взаимосвязи удовлетворенности публичным выступлением со Огилем леятельности у музыкантов-исполнителей 57

1 Организация экспериментального исследования по изучению взаимосвязи удовлетворенности публичным выступлением со стилем деятельности у музыкантов-исполнителей 57

2 Ход эксперимента и математическая обработка данных 68

3 Анализ результатов и выводы 100

Заключение 108

Библиография 115

Приложение 126

Введение к работе

Общая характеристика и актуальность проблемы. В эпоху стремительных изменений и преобразований современной жизни, характеризующейся усилением стрессогенности, влияющей на науку, культуру и образование и наполняющей их новым содержанием, особенно актуальным становится изучение психологических факторов, влияющих на успешность деятельности человека.

Современные требования к деятельности профессионального музыканта существенно меняются: уменьшается массовая потребность общества в узко квалифицированных исполнителях, теоретиках, все более востребованными становятся специалисты-универсалы, компетентные во многих областях музыкального искусства, обладающие разносторонними умениями и навыками, связанными с их профессиональной деятельностью, умеющие при необходимости быстро подготовиться к публичному выступлению. Социальные условия побуждают сегодняшних студентов музыкально-исполнительских факультетов серьезно переосмысливать возможности своей будущей профессиональной самореализации и соответственно с этим менять свое отношение к процессу профессиональной подготовки, что существенно осложняет решение профессиональных проблем, сопровождающих любой процесс развития и познания.

С особой остротой профессиональные проблемы проявляются в ситуациях публичного выступления, так как именно в них в спрессованном виде обнажаются различные стороны профессиональной деятельности музыканта-исполнителя.

Удовлетворенность публичным выступлением у музыканта-исполнителя служит своеобразным индикатором готовности к нему как профессионально-технической, так и личностной; она может быть как следствием ориентации исключительно на результат, так и одним из этапов профессионального становления музыканта-исполнителя.

Проблема удовлетворенности художником своей творческой деятельностью и её результатами была и остается актуальной. Анализ воспоминаний и высказываний великих композиторов и исполнителей свидетельствует о том, что удовлетворенность художника своим творчеством -категория динамическая, постоянно сопровождающая различные этапы развития и становления Мастера. Периоды безусловного приятия себя и своего творчества неизбежно сменяются периодами полной неудовлетворенности собой и неверия в собственные силы, что, очевидно, вызывается сложным и противоречивым взаимодействием множества психологических компонент, участвующих в творческом процессе (профессионализм, вдохновение, работоспособность, мотивация, целеполагание, соотношение уровня притязаний и достижений, адекватность самооценки и мн. др.), анализировать которые не входит в задачи данного исследования. Однако, необходимо заметить, что удовлетворенность своей деятельностью у разных музыкантов-исполнителей может качественно различаться в зависимости от множества внешних и внутренних условий, в которых протекает творче екая деятельность. Поэтому представляется интересным и актуальным рассмотреть проблему удовлетворенности публичным выступлением с точки зрения её качественного анализа как понятия.

Следует отметить, что в последнее время в различных науках проявляется большой интерес к изучению проблемы стиля. Понятие «стиль», возникшее в процессе становления и развития искусства заметно разрослось и приобрело в современных исследованиях полисемантическое и междисциплинарное значение. Сегодня исследователи останавливают свое внимание на таких его аспектах как стиль деятельности, стиль руководства, стиль общения, педагогический стиль и др. В то же время, наряду с такими дифференцированными подходами к данной проблеме, появились новые научные концепции, рассматривающие стиль как целостное интегративное проявление жизни человека, охватывающее все её компоненты и сферы, в частности, развитие личности в ходе профессиональной деятельности.

Сказанное выше позволяет рассмотреть проблему публичных выступлений с позиций субъектно-деятельностного подхода, с точки зрения того, как разными музыкантами-исполнителями понимается удовлетворенность публичным выступлением, какой личностный смысл вкладывают они в это понятие. При этом, по нашему мнению, качественные различия в интерпретации данного понятия будут зависеть в немаловажной степени от того, какого стиля деятельности придерживается музыкант-исполнитель в своей повседневной и концертной практике.

Приходится констатировать, что до сих пор проблема публичных выступлений разрабатывалась преимущественно в контексте методических и педагогических исследований, причем, как правило, редуцированно, т.е. исключительно как проблема эстрадного волнения, неконтролируемых эмоциональных реакций у музыканта-исполнителя, формирования психологической готовности к публичному выступлению. Причиной такого положения дел, по-нашему мнению, является тот факт, что большинство исследователей данной темы рассматривают её исключительно с точки зрения негативного влияния эмоций на исполнительский процесс в сценической ситуации и ставят своей целью научить учащихся избавляться от негативных эмоциональных переживаний, преодолевая их.

Однако, опираясь на анализ мемуаров, воспоминаний, на высказывания, содержащиеся в трудах известных музыкантов и педагогов, а также на личный опыт автора, можно заметить, что исполнители достаточно по-разному оценивают уровень значимости собственного публичного выступления и далеко не всегда связывают его со своим эмоциональным состоянием на сцене. В зависимости от индивидуальных особенностей понимания этого акта и множества других сопутствующих ему внутренних и внешних факторов, сценический опыт может восприниматься исполнителем независимо от наличия или отсутствия в нем сценического волнения.

Следует напомнить, данная проблема изучалась недостаточно как междисциплинарная, и целенаправленные экспериментальные исследования по ней не проводились, поэтому разработка данной проблемы в кон тексте междисциплинарного её содержания сохраняет свою актуальность для оптимизации процесса практической деятельности музыканта-исполнителя и подготовки студентов-музыкантов.

Итак, данная работа посвящена изучению взаимосвязи между стилями деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкальных учебных заведений.

Цель работы - выявить взаимосвязи между стилями деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением у студентов средних и высших музыкальных учебных заведений.

Данная цель подразумевает решение следующих задач:

1. Проанализировать и обобщить имеющуюся по теме исследования литературу;

2. Обосновать необходимость рассмотрения проблемы с точки зрения её субъективной значимости для музыкантов-исполнителей;

3. Определить и охарактеризовать различные стили деятельности в преломлении к музыкально-исполнительской специфике;

4. Осуществить экспериментальную проверку гипотезы: выявить особенности субъективного значения удовлетворенности публичным выступлением и ее взаимосвязи со стилями деятельности у студентов музыкально-исполнительских факультетов.

Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что: -существует взаимосвязь между стилем деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением у музыкантов-исполнителей;

-степень удовлетворенности потребностей в признании и самовыражении значимо различается у музыкантов в зависимости от стиля деятельности;

-семантическое наполнение понятия «удовлетворенность публичным выступлением» у музыкантов-исполнителей с разными стилями деятельности различно.

Объект исследования - студенты музыкально-исполнительских факультетов средних и высших учебных заведений.

Предмет исследования - взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у музыкантов-исполнителей.

Методологическими основаниями исследования явились теоретические и методологические положения субъектно-деятельностного подхода в отечественной психологии, когда объективное существует только как субъективное, обусловленное внутренними личностными изменениями в процессе деятельности, а также принцип целостности (С.Л. Рубинштейн (121), К.А. Абульханова-Славская (3-5).

Теоретическую основу исследования составили: теория личности как субъекта самопознания и саморазвития (К.А.Абульханова-Славская, С.Н.Рубинштейн), концепция стиля человека и деятельности (А.В.Либин, Д.А.Леоньев, П.Г.Попов, В.М.Петров (129), рассматривающая стиль как интегративную и целостную характеристику индивидуальности и особенности её взаимодействия со средой.

Методы исследования - используемый в исследовании методический инструментарий подчиняется логике субъектно-деятельностного подхода и нацелен на выявление взаимосвязи между стилями деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением у музыкантов-исполнителей. В работе применяются методы экспертных оценок, наблюдения, беседы и самоотчетов, диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (К. Райгородский), семантического дифференциала (Ч.Осгуд), непараметрические методы выявления уровня значимости различий U - критерий Манна-Уитни, выявления корреляционных связей, вычисления средних значений, мод.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась использованием взаимодополняющих методик, их сравнительным анализом с применением соответствующих методов компьютерной статистической обработки данных, репрезентативностью выборок испытуемых.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что впервые:

-акцент в изучении проблемы публичных выступлений музыкантов-исполнителей сделан на субъективном понятии удовлетворенности;

-выявлены содержательные характеристики стилей деятельности в данной предметной области;

-рассмотрена взаимосвязь между стилями профессиональной деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что выявленные взаимосвязи между стилями деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением могут быть использованы в практике музыкантов-исполнителей и педагогов. Новый взгляд на проблему публичных выступлений способен помочь по-иному оценить сценическую ситуацию и на основании этого предвидеть её, дав возможность по-новому понять и осмыслить механизмы, влияющие на эмоциональное состояние музыканта-исполнителя.

Положения, выносимые на защиту:

1. Стиль деятельности как целостная и интегративная характеристика индивидуальности взаимосвязан со всеми уровнями профессиональной подготовки музыканта-исполнителя (операционально-действенным, мо-тивационно-личностным, эмоциональным и мн.др.).

2. Рассмотрение проблемы публичных выступлений с методико-педагогических позиций исключительно как проблемы сценического волнения недостаточно и требует дополнительного экспериментального изучения.

3. Существующее разнообразие стилей деятельности у музыкантов-исполнителей может быть рассмотрено как два принципиально противоположных типа - Типологический стиль деятельности и Индивидуальный стиль деятельности. Различия между этими стилями деятельности в музыкально-исполнительской практике проявляются, прежде всего, в процессе выбора репертуара, в способах его разучивания (опера -действенный уровень), в динамике концертных выступлений, их периодичности, участии в этом процессе педагога и ученика (моти-вационно-личностный уровень), в отношении музыканта к сценическим выступлениям, в педагогическом взаимодействии (эмоциональный уровень). 4. Для музыкантов-исполнителей с Индивидуальным стилем деятельности (ИСД) характерно стремление к поиску нестандартных и самостоятельных способов решения исполнительских задач, нередко приводящее к замедлению процесса развития игрового аппарата из-за повторения ошибок тактического и стратегического характера. В ситуации педагогического общения ИСД проявляет себя в значительной самостоятельности студента, что определяет весомую долю инициативы последнего в процессе выбора и подготовки репертуара, в установлении графика публичных выступлений. В процессе публичного выступления музыканты с ИСД склонны в значительной степени опираться на вдохновение и интуицию, что нередко определяет спонтанность выступления, приводящую к потерям на операционально-техническом уровне. Для музыкантов-исполнителей с ИСД удовлетворенность публичным выступлением характеризуется как состояние опустошенности и усталости, которая связана со значительной самоотдачей на сцене в процессе выступления. Для музыкантов-исполнителей с Типологическим стилем деятельности (ТСД) характерно достаточно точное присвоение и копирование уже существующих и наработанных способов овладения особенностями дея

тельности, что нередко приводит к нерациональному использованию учащимся некоторых исполнительских приемов в силу объективно существующих индивидуальных различий. В педагогической ситуации ТСД проявляет себя в определяющей роли преподавателя при выборе и подготовке репертуара, в установлении динамики концертных выступлений. В сценическом контексте музыкант с ТСД склонен опираться на осознание добросовестного прохождения всех необходимых этапов подготовки к публичному выступлению, а в случае неудачи списывать её на недостаточность вложенных усилий. Удовлетворенность публичным выступлением для музыкантов с ТСД по своим качественным характеристикам во многом идентична успешности, критерием которой является реакция преподавателя. Нередко её отсутствие может расцениваться как негативная обратная связь, в результате чего выступление может быть признано неудовлетворительным. Удовлетворенность публичным выступлением для музыкантов с ТСД характеризуется как радостное, ликующее, энергичное состояние, связанное с успешным выполнением поставленной задачи и одобрением значимых людей. Для музыкантов с Индивидуальным стилем деятельности потребность в самовыражении является весьма значимой и находит свое удовлетворение в профессиональном контексте, в частности, в процессе публичных выступлений. Для музыкантов с Типологическим стилем деятельности крайне значимой является потребность в признании, тогда как связь по требности в самовыражении с их профессиональной деятельностью прослеживается достаточно слабо.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в процессе экспериментальной работы на музыкальном факультете МПГУ, музыкальном училище им. Гнесиных, на базе музыкально-психологического центра при Европейском Объединении Преподавателей Фортепиано (ЕРТА); в ходе чтения цикла лекций и проведения практических семинаров-тренингов в музыкально-психологическом центре ЕРТА.

Стиль деятельности как фактор, опосредующий удовлетворенность публичным выступлением у музыкантов-исполнителей

Проблема стиля в психологии является достаточно противоречивой. Широкое распространение этого термина позволяет исследователям считать его междисциплинарным, входящим в категориальный аппарат обыденной жизни, литературы, искусства, философии, психологии и мн. др. Несмотря на полисемантичность данного понятия, приоритет в разработке стилевой проблематики принадлежит психологии, что связано с общепризнанным среди исследователей положением об обусловленности стилевых закономерностей свойствами человеческой индивидуальности.

Изначально понятие стиля пришло из искусства Древней Греции и означало образ изложения, изображения, выражения. Согласно определению стиль - «совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера, проявляющаяся в типичных для него темах, идеях, характерах, конфликтах, а также в своеобразии изобразительно-выразительных средств, художественных приёмов» (Краткий словарь по эстетике, М., 1983, стр. 160). Оригинальность стиля связывается с творческой индивидуальностью, личностью художника. Стиль произведения возникает в процессе творчества художника, отражая как общие стилевые закономерности вида, жанра искусства, так и оригинальные черты индивидуального стиля мастера. С самого начала понятие стиля было связано с инструментальной оснащённостью человека. В искусстве под стилем понимается "устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений" (БСЭ, Т.24,1975. С.514).

В современных исследованиях (129) авторы дают самостоятельное определение стиля и его содержания, что дает возможность четко разграничить стиль от близких ему, но, тем не менее, инородных понятий: "метод", "школа", "направление", "манера". Стиль рассматривается как фактор проявления индивидуального начала, "придающий явлению уникальный характер, то есть делающий данное явление, наоборот, отличным от других, однопорядковым" (129, с.251). Кандидат искусствоведения П.Г.Попов выявляет две основных стилееобразующих тенденции в деятельности человека: 1) сознательное стилееобразование, ориентированное на некие, уже существующие образцы стиля; 2) бессознательное движение, помимо воли автора выражающее его эмоциональное состояние, душевный настрой, его личностные качества. Первая тенденция рассматривается автором как типологическая, внеиндивидуальная; она является следствием стремления художника заявить о своей принадлежности к определенной общности -национальной, социальной, идейной, художественной и т. д. Наиболее от 16 четливо сознательное стремление к типовому стилю обнаруживается в языке научных трудов или официальных документов.

Вторая тенденция, по мнению автора, - суть искусства. Чем активнее элемент художественности в том или ином произведении, тем явственнее сквозь типическую заданность стиля проявляются сугубо индивидуально, эмоционально насыщенные черты. Вне стиля невозможны процессы воздействия и восприятия, на которых базируется искусство. Стиль выступает в качестве средства, гармонизующего передачу чувственной, эмоциональной энергии и информации, заключенной в любом художественном произведении и обеспечивающего гармонию его восприятия. Стиль, по мнению П.Г. Попова, содержит в себе глубинные эмоциональные характеристики потребностей данного исторического отрезка времени, что делает его самым существенным элементом, благодаря которому искусство становится искусством. Кандидат психологических наук Д.А.Леонтьев (81) также подчеркивает происхождение понятия стиля из искусства и первоначальное его значение в индивидуальной и целостной системе самопроявления.

Организация экспериментального исследования по изучению взаимосвязи удовлетворенности публичным выступлением со стилем деятельности у музыкантов-исполнителей

2.1. В связи с теоретически обоснованной необходимостью исследования взаимосвязи стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у музыканта-исполнителя в предыдущей главе нами были сформулированы экспериментальные ненаправленные гипотезы: нулевая гипотеза (Но) - не существует качественных различий в интерпретации понятия «удовлетворенность публичным выступлением» у музыкантов-исполнителей с разными стилями деятельности; альтернативная гипотеза (HI) - между музыкантами-исполнителями с разными стилями деятельности существуют качественные различия в интерпретации понятия «удовлетворенность публичным выступлением».

2.2. Для создания точных характеристик различных стилей деятельности в преломлении к изучаемой проблематике нами использовались методы самоотчетов испытуемых, составляемых по заданной условиями эксперимента схеме, наблюдения за испытуемыми в процессе публичных выступлений (концерты, экзамены, конкурсы) и бесед.

Для объективации результатов, полученных в ходе анализа самоотчетов, наблюдения и бесед, применялась методика сравнительной диагностики степени удовлетворенности потребностей в признании и самовыражении у испытуемых разных стилей деятельности (К.Райгородский) (см. Приложение 1). Для выявления субъективных значений понятия «удовлетворенность публичным выступлением» интересующей нас стороны явления было решено применить метод семантического дифференциала (12,107,142) как наиболее адекватный для выполнения этой задачи. Экспериментальная парадигма психосемантики в своей основе опирается на работы по построению семантических пространств Ч.Осгуда (метод семантического дифференциала) и включает в себя многомерную статистику для выделения категориальных структур сознания субъекта.

В исследовании применялись следующие методы математической обработки данных (61,77,125): вычисление средних значений - для обобщения результатов; мод - для выявления тенденции в выборе определенных уровней оценок у испытуемых двух групп; непараметрический метод выявления уровня значимости различий признака - U - критерий Манна-Уитни.

2.3. В эксперименте принимали участие 150 испытуемых, основную часть среди которых составляли студенты музыкального училища им. Гне-синых 3-го и 4-го курсов фортепианного и струнного отделений. Испытуемые относятся к одной возрастной группе (17-18 лет); являются студентами исполнительской специальности; обладают приблизительно равным высоким уровнем профессионализма (условия поступления в данное учебное заведение и требования к студентам на протяжении всего процесса обучения отличаются достаточно высоким уровнем, что позволяет считать его студентов в равной степени одинаково талантливыми и способными музыкантами); 80% испытуемых составляют девушки, что также обусловлено особенностями предпочтений среди абитуриентов этой профессии и специальности.

Ход эксперимента и математическая обработка данных

В ходе экспериментального исследования были сформированы две группы испытуемых из студентов исполнительских отделений музыкального училища им. Гнесиных, отличающихся друг от друга по характеру ответов на приведенные выше вопросы и отнесенных соответственно к представителям различных стилей деятельности.

Группе испытуемых в 115 человек были предложены характеристики двух стилей деятельности и дано задание отнести себя к одной из описанных групп. В результате анализа полученных данных, выяснилось, что выборка из 115 человек разделилась следующим образом: 36 человек отнесли себя к ИСД группе, а остальные к ТСД группе.

В связи с результатами, полученными в ходе пилотажного исследования, а именно, с тем, что для испытуемых разных групп удовлетворенность публичным выступлением связана с разными потребностями (для ИСД группы публичное выступление является возможностью удовлетворить потребность в самовыражении; для ТСД группы - в признании) было решено продиагностировать степень удовлетворенности основных потребностей в двух группах по методике К.Райгородского.

Методика строится по типу опросника, состоящего из 15 утверждений, в результате попарного сравнения которых вырисовывается картина иерархии удовлетворенности основных потребностей (материальных, социальных, духовных). В зависимости от количества набранных баллов каждая группа потребностей располагается в одной или нескольких зонах: зоне неудовлетворенности потребностей (от 21 балла и выше), зоне частичной неудовлетворенности (от 14 до 21 балла), в зоне удовлетворенности основных потребностей (от 0 до 14 баллов).

В процессе обработки данных были получены следующие результаты (обобщенные протокольные данные см. в Приложении 3): Социальные потребности 19,44 20,1

Потребности в признании 21,5 21,62

Потребности в самовыражении 13,92 33,14

средние значения в группе ИСД располагаются во всех трех зонах, но преимущественно в зоне частичной неудовлетворенности. Максимальные средние значения принадлежат потребностям в безопасности (средний показатель располагается в зоне частичной неудовлетворенности - 24,14) и признании (среднее значение располагается в зоне частичной неудовлетворенности - 21,5), минимальные - в самовыражении (средний показатель располагается в зоне удовлетворенности - 13,92). По отдельным шкалам полученные результаты распределяются следующим образом:

1. материальные потребности - значения выборов колеблются от 13 - зона удовлетворенности до 28 - зона частичной неудовлетворенности. Среднее значение 19,58 находится в зоне частичной неудовлетворенности;

2. потребности в безопасности - значения выборов колеблются от 18 (зона частичной неудовлетворенности) до 31 (зона неудовлетворенности), средний показатель располагается в зоне частичной неудовлетворенности - 24, 14;

3. социальные потребности - все выборы находятся в зоне частичной неудовлетворенности (от 16 до24). Среднее значение равно 19,44 и располагается в зоне частичной неудовлетворенности; 4. потребности в признании - выборы распределяются между зонами удовлетворенности и неудовлетворенности (11-28), среднее значение располагается в зоне частичной неудовлетворенности - 21,5;

5. потребности в самовыражении - выборы распределяются от 8 (зона удовлетворенности) до 23 (зона частичной неудовлетворенности), средний показатель располагается в зоне удовлетворенности - 13,92.

Похожие диссертации на Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов