Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека Ерошенко Татьяна Игоревна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ерошенко Татьяна Игоревна. Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.13 / Ерошенко Татьяна Игоревна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2007.- 302 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-9/9

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена обострением ряда важнейших проблем человечества

Человеческая цивилизация в начале третьего тысячелетия переживает антропологический кризис, в котором все ее «внутренние» противоречия-демографические, производственно-технологические, экономические, социальные, политические, национальные, этические, конфессиональные, ценностные и др - сомкнулись и нашли выражение во «внешнем» - экок-ризисе В этом контексте современный антропологический кризис предстает уже не только как проблема противоречий человеческой цивилизации и природы, но и как проблема природы самого человека В связи с этим актуализируется и проблема отчуждения двух его ипостасей мужской и женской Современный антропологический кризис проявляет себя в сведении всего богатства отношений между полами к реализации гедонистической функции, девальвации деторождения, семьи и устойчивого брака, в раннем фактически неконтролируемом начале половой жизни, противоречиях половой социализации, которые грозят обществу потерей контроля над проявлением полового инстинкта Данные тенденции находят отражение в нарастании дефицита любви, тепла в межличностных отношениях даже самых близких людей супругов, родителей и детей, братьев и сестер - в семейных ссорах и конфликтах, внутрисемейном насилии. Тем самым определяется научный интерес к таким процессам и явлениям как половая идентификация, формирование гетеросексуальных и гомосексуальных диад, кризис институтов брака и семьи, противоречия половой социализации

Проблема доминирования маскулинной матрицы в современном мире состоит в том, что в странах, где женщины добились известных успехов в достижении правового, социального, экономического и политического равенства, они часто становятся также носителями свойств, репродуцируемых этой матрицей, что актуализирует необходимость выявления позитивных и негативных последствий феминизации или маскулинизации отдельных сторон социоантропологического пространства

Главный негативный момент маскулинной матрицы заключается в
постоянном воспроизводстве архетипа «отношения к Другому» (жен
щине, чужому, природе) как объекту подчинения, подавления, агрес
сии и насилия, что приводит к необходимости выявления условий це-
лостности мужского и женского в социуме, а также ценностных осно-/
ваний этой целостности /

1 г

Проблема пола, возникшая вместе с возникновением человеческого рода, заявляет о себе в наши дни во многих аспектах. Идейно-теоретически - всплеском тендерных исследований, ггоедлагающих новую парадигму культуры и новый взгляд на всю человеческую историю Реально-практически - вполне закономерным и естественным смыканием феминистского, пацифистского и экологического движений Подтверждает интерес к проблеме пола обилие литературы по гендеру, философии любви, проблемам маскулинности и феминности. Однако сохраняется дефицит исследований, дающих представление о динамике мужского и женского, что актуализирует необходимость преодоления ограниченности тендерного подхода в познании мужского и женского, поиск новой методологии, позволяющей понять природу биполярности и целостности мужского и женского как универсальную проблему человеческого существования

Приведенная аргументация позволяет говорить о теоретической и практической значимости диссертационного исследования

Степень научной разработанности проблемы. Предпосылки постановки проблемы биполярности и целостности мужского и женского начал в истории философии следует искать в форме философской рефлексии на смежную проблематику: феномен андрогинизма, половая идентификация, дискриминация женщин в условиях патриархата, социокультурные и психологические аспекты семьи и брака В качестве конкретной предпосылки генезиса проблемы биполярности и целостности мужского и женского в ангичности следует отметить философию Платона Этапы становления андрогинанализа можно реконструировать на основе работы М Элиаде «Мефистофель и андрогин», а также трудов психоаналитиков и аналитических психологов и философов Ф Адлера, О Вейнингера, 3 Фрейда, К Хорни, Э Эриксона, К Юнга Ими анализируются причины неоднозначности половой вдентичности Философская рефлексия феномена андрогинизма была предпринята в работах русских мыслителей- Н Бердяева, Б Вышеславцева, 3 Гиппиус, А Жураковского, В Розанова, Вл Соловьева

Марксистская точка зрения связывает различия между полами с различиями в их экономическом положении и исходит из подчиненности вопроса об установлении равенства мужчин и женщин более важному вопросу - ликвидации эксплуататорских классов Работы, констатирующие неравноправное положение женщин в обществе и содержащие призывы ко всем женщинам, испытьшающим гнет и унижение, присоединиться к борьбе рабочего класса, принадлежат А. Бебелю, Э. Борнеману, А.Коллонтай, К Марксу, К. Цеткин, Ф Энгельсу По мнению С де Бовуар, марксизм,

упрощенно трактуя проблему пола, абсолютизирует экономические факторы и игнорирует относительную самостоятельность антропологических. В отечественной философии советского и постсоветского периода проблема получила противоречивое освещение:

одним из первых обращений к рассмотрению социокультурных аспектов пола в советское время можно считать работу А Гупыги и И Андреевой «Пол и культура» (1973), в которой утверждалось, что пол не только предмет биологии или медицины, но «социальный феномен» и предмет культуры В области «мужских исследований» следует отметить работы Б. Урланиса Крупные теоретические работы принадлежат современным российским исследователям С Айвазовой, О Ворониной, И Жеребкиной, Н. Коростылевой, Е Омельченко, Н Пушкаревой, В Рамих, О Рябову, Г Силласте, С Ушакину, Е Ярской-Смирновой;

согласно информационным теориям генетическая структура женщины определяет ей роль накопительницы и хранительницы полезной для выживания рода информации, а генетическая структура мужчины предопределяет ему быть разведчиком, обреченным стать жертвой поиска новой информации (В Геодекян, В Искрин);

шагом вперед было осознание того факта, что психика человека так же, как и физиология бисексуальна, что личность двупола по своей сути, что приводит к различным вариантам ионцепции «андрогинности» (П Гуревич, Л Жаров, И Кон),

наиболее важным для анализа социокультурных аспектов маскулинности и феминности является выявление их символического значения в работах. Р Айслер, Н Габриэлян, Г Гачева, Т Матяш, А Чучин-Русова,

существенный вклад в развитие социокультурных аспектов семьи и брака внесли А. Антонов, В Бойко, С. Голод, В Дружинин, Р. Ерусланова, Е Зуйкова, Н Самоукина, А Шимин,

андрогинанализ как метод познания взаимодействия «маскулинности» и «феминности» фактически не изучен Практика его применения скорее спонтанна, чем научно обоснована В аннотации к книге Н Хами-това «Философия человека от метафизики к метаантропологии» (Киев, М, 2002) сообщается, что книга построена на основе данного метода.

В зарубежной философской и гуманитарной мысли проблема бипо-лярности и целостности мужского и женского разрабатывалась в рамках тендерных концепций, в основе которых лежат представления о социальном конструировании отношений между полами, ожидание и согласование определенных общественных статусов и ролей мужчин и женщин, при

игнорировании или признании значимости биологического пола Первой вехой в становлении этого подхода является феминизм как политическая идеология, основы которой были заложены в работах О де Гуж, М Уоллстоункрафт, а также трудами Дж Милля. Понимание «маскулинности» и «феминности» как иерархически соподчиненных в аспекте углубления патриархатной культуры, изначально поместившей одну половину человечества за пределы накопленных социально-политических и правовых ценностей, содержится в работах Л Аусландер, Дж. Батлер, С де Бовуар, Ж Деррида, Л Иригарэй, И. Сэджвик

Влиятельным является течение, обратившееся к поиску глубинных основ неравноправия женщин, к поиску некой «женской» истины в противоположность мужской в онтологическом и гносеологическом аспектах, представленное работами А Дворкин, Ю. Кристевой, X Сиксу Большое значение имеет исследование иностранных источников, посвященных тендерным аспектам человеческого тела и проблеме интимных взаимоотношений (Дж Армстронг [J Armstrong], А. Гидденс, С Кесслер [S Kessler]).

Анализ литературы показывает, что ряд аспектов исследуемой темы освещен в философии и других гуманитарных науках, затрагиваю гея частные вопросы сложной комплексной проблемы биполярности и целостности мужского и женского Фрагментарно они рассыпаны между различными видами специализированного знания- психологического, медико-биологического, социального, политического, художественного Однако обращение к проблеме человека в целом оставляет, как правило, в тени его субстратную раздвоенность, исходную разделенность на два пола во внешнем — социокультурном и внутреннем — морфологическом и психофизиологическом пространстве Все это свидетельствует о том, что современная философия нуждается в обобщенном исследовании в форме метатеории природы взаимодействия мужского и женского начал в человеке, маскулинности и феминности в социуме, в осмыслении сущности этого взаимодействия, его жизнесозидающей, бытиетворящей функции

Объектом исследования выступает бытие человека в метагендерном измерении

Предметом исследования являются особенности взаимодействия мужского и женского в бытии человека

Цель диссертационной работы - опираясь на философские, социоби-ологические, социологические, социально-психологические и др концепции, выстроить многоуровневую модель системы «мужское - женское»

В соответствии с целью были определены следующие задачи: сформулировать принципы построения модели системы «мужское -женское»,

охарактеризовать метод исследования бытия мужского и женского и систему понятий его образующих,

проанализировать нарастание выраженности полового диморфизма у различных представителей живой природы и роль морфологических и физиологических различий между мужчинами и женщинами,

выявить условия сближения мужского и женского биотемпомиров и типологию сексуального поведения людей,

дать теоретический анализ возникновения и эволюции гендерных отношений и выявить специфику биполярности и целостности мужского и женского социумов в родовой общине,

рассмотреть специфику доминирования мужского начала в условиях патриархата закрытого общества,

исследовать динамику системы «мужское — женское» в условиях патриархата открытого общества и проанализировать роль метафоры мужского и женского в социоантропологическом пространстве,

представить мифологический, религиозный и художественный опыт как форму отражения и познания проблемы биполярности и целостности мужского и женского,

актуализировать опыт философии как формы духовной практики и методологии познания биполярности и целостности мужского и женского,

показать биполярность и целостность колебательной системы «мужское-женское» в индивидуально-личностном переживании,

представить перспективы форм брака и семьи в контексте андрогинанализа. Теоретические и методологические основы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют концептуальные положения философской антропологии- понимание человеческого бытия как диалога и полилога, целостное понимание человеческого существования Теоретической базой исследования стали работы специалистов в области философской антропологии, философии культуры и этики, связанные с проблемой пола человека

В зависимости от целей и задач исследования используются герменевтический метод как прочтение и истолкование текста, компаративистский анализ, дающий возможность сопоставлять различные культуры, социумы, цивилизации; методологические установки психоанализа, экзистенциального подхода, рассматривающего человека в единстве его бытия и психических переживаний, принципы диалектического метода (объективности, всесторонности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, противоречия, причинности), общенаучные принципы системности и целостности, синтезирующие философско-антропологический, социально-

философский и культурологический взгляды на сущность взаимодействия мужского и женского, результаты исследований историков и антропологов. В качестве источников в диссертации используются не только работы философского содержания, но и конкретные данные из естественнонаучных областей физики, биологии, экологии, генетики и др Исследование проиллюстрировано научнсьпублицистическим и историческим материалом, в нем используются социологические данные, подтверждающие функционирование концептуальной модели взаимодействия мужского и женского

Предлагаемая работа опирается на методологию современной синергетики как основу постнеклассической парадигмы, описанную в работах В. Аршинова, В. Войцеховича, Т Григорьевой, М Кагана, С. Курдюмова, Е Князевой, С Хоружего, А Назаретяна, К Делокарова и др Гносеологический инструментарий синергетики позволяет установить принципы структурогенеза, функционирования и взаимодействия сложных систем на разных уровнях бытия Предлагаемая концепция на их основе интегрирует данные естественных и социально-гуманитарных наук

В диссертационном исследовании используются принципы синергети-ческого подхода двойственности, дополнительности, сложности, фракталь-ности, нелинейности, полифундаментальности, холизма, а также конструктивные идеи автопоэзиса, дополняющие синергетику в контексте предложенного подхода для выведения частных принципов исследования

Научная новизна диссертационного исследования нашла выражение в следующем.

предложена авторская многоуровневая модель системы «мужское -женское», представляющая биполярность и целостность мужского и женского как универсальную проблему человека, структурными компонентами которой выступают диалектические и энергийные пары «мужского — женского», проявляющиеся на биологическом, социальном и духовном уровнях, доказано, что возможно использование андрогинанализа в качестве метода исследования системы «мужское - женское» в экзистенционалъ-ной и социальной практике; обосновано, что в качестве теоретической модели познания, сущность данного метода раскрывается при помощи понятий «андрогинпроцесс» и «андрогиния», данные понятия лежат в основе анализа биполярности и целостности мужского и женского как универсальной проблемы человека,

сделан вывод о том, что на биологическом уровне динамика системы «мужское - женское» отражает эволюцию полового диморфизма, показано, что по мере его усиления нарастает сложность, многообразие свойств у различньж представителей живой природы, достигнув в человеке высшего уровня,

определено, что структурными компонентами системы «мужское -женское» на биологическом уровне являются мужчины и женщины как биотемпомиры, с их морфологическими и физиологическими различиями, доказано, что данные различия являются биологическим основанием креативного сотрудничества между мужчиной и женщиной, Образования ими диады как новой реальности, выявлены типы сексуального поведения, в которых реализуется креативное сотрудничество мужчин и женщин,

доказано, что процесс становления гендерньгх отношений, являющийся одновременно одним из факторов антропосоциогенеза, ведет к возникновению социального уровня системы «мужское — женское», выявлена антропологическая причина разрушения архаичной андрогинии родовой общины и трансформации ее в патриархат,

обосновано, что динамика отношений мужского и женского проявляется на макросоциальном и микросоциальном уровнях; на макросоциаль-ном уровне системы «мужское - женское» в условиях патриархата закрытого общества реальное господство мужского начала порождает его трансцендентное преодоление в маргинальных формах ведовства и открытых культах Девы Марии и Прекрасной Дамы,

определено, что динамика системы «мужское - женское» проявляется в нарушениях целостности и биполярности мужского и женского в условиях патриархата открытого общества и реализуется через взаимодействие феноменов «инфляция мужского» и «феминизм», раскрыта взаимосвязь между данными феноменами, проявляющаяся в усилении симптоматики «инфляции мужского» на фоне нарастания давления на социум феминизма,

выявлено, что универсальность системы «мужское - женское» в социуме находит отражение в наделении явлений и предметов окружающего мира человека эротическими и андрогинными свойствами в использовании их в качестве метафор в описании и интерпретации сложных социокультурных и природных процессов,

сделан вывод на основе анализа мифологического, религиозного, художественного и философского опыта о функционировании когнитивной системы «мужское — женское», показано, что когнитивная система «мужское - женское» существует как духовная реальность, объективированная в языке и формах духовной культуры,

доказано, что в составе когнитивной системы «мужское - женское» философская рефлексия является одной из форм познания биполярности и целостности мужского и женского, показано, что философия использует понятия мужского, женского и андрогинизма не только в значении полового диморфизма, но и в символическом значении, тем самым интегрирует

накопленный познанием опыт осмысления мужского и женского и транслирует его в метагендерную теорию,

представлен микросоциальный уровень системы «мужское — женское», на котором психическая и социальная жизнь индивида подвижна между полюсами мужского и женского, выявлены социальные, психологические, биологические факторы, влияющие на тендерную идентичность, конструирование личностью своей модели интимного поведения,

обосновано усиление тенденции целостности мужского и женского на микросоциальном уровне в семейно-брачных отношениях современной партнерской, или супружеской, семьи, выявлено, что супружеской семье соответствуют три типа брака, выступающие этапами установления синергии, сотрудничества и расширения пространства самореализации личностных качеств между мужем и женой брак по расчету, брак-товарищество, брак для любви

Содержание новизны раскрывается в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1 Биполярность и целостность мужского и женского начала на разных уровнях объективной реальности, сходящихся вместе и представляющих ситуацию бытия человека в мире, иллюстрирует универсальная модель системы «мужское — женское», построенная на основе эвристических принципов постнеклассической парадигмы: двойственности, гармонии, дополнительности, сложности, фрактальности, нелинейности, полифунда-менталъности, холизма и концепции автопоэзиса как теории сотворения новой реальности с Иным Мужское и женское как элементы системы в предельно абстрактном рассмотрении предстают как одна из фундаментальных пар человекоразмерных саморазвивающихся систем, в отношении друг к другу они аттрактивны, коррелятивны и взаимополагаемы, представлены в универсуме множеством форм, протоформ и квазиформ. Структурными компонентами модели выступают диалектические и энергийные пары «мужского - женского», которые на биологическом уровне проявляются как биотемпомиры мужчины и женщины, на социальном — «мужской социум - женский социум», на психологическом - «мужская психика — женская психика», на уровне духовной культуры «когнитивная система «мужское - женское».

2 Реальное бытие мужского и женского возникает на определенном этапе эволюции жизни, но человек пришел в мир уже в андрогинном измерении и поэтому находит для себя удобным универсализировать признаки мужского и женского, подводя под них всевозможные объекты и

явления, в чем-то аналогичные половому диморфизму Специфическим методом исследования системы «мужское - женское» является андроги-нанализ как метод экзистенциальной и социальной практики и теоретическая модель познания Как специфический метод экзистенциальной и социальной практики он выступает в виде совокупности ментальных, социально значимых действий, процедур, благодаря которым индивид ориентируется в пространстве отношений между полами Как теоретическая модель познания, он выступает в виде системы понятий, его образующих Понятие «андрогинпроцесс» обозначает взаимодействие мужского и женского в многоуровневой системе «мужское — женское», отражающей би-полярность и целостность этих начал в разных режимах «нулевом» — отсутствие взаимодействия, «конфронтационном» — разрушительное и саморазрушительное взаимодействие, «диалога» - креативное взаимодействие В рамках диалога можно выделить две фазы «диалог как признание Иного» - фаза толерантности и «андрогинизации» и «диалог как синергия мужского и женского» - фаза, отмеченная сотворчеством, предпосылка образования и стабилизации андрогинии Понятие «андрогиния» обозначает креативную встречу мужского и женского и является результатом синергии мужской и женской субстанции в процессе самоорганизации систем различного уровня в универсуме

3 Онтология диморфизма в природе свидетельствует о сложности выделения «чистых» форм мужской и женской субстанции Различия между ними не абсолютны и не стационарны Мужское и женское могут коррелятивно обмениваться своими свойствами, но эволюция живых организмов показывает, что по мере усиления выраженности полового диморфизма нарастает и сложность, многообразие свойств у различных представителей живой природы, достигнув в человеке высшего уровня, поэтому человеческое тело без подчеркнутого выражения пола обесценивается

4 Биполярность и целостность мужского и женского на биологическом уровне как предсоциальном проявляются в стремлении к созданию новой реальности. Вероятность появления новой реальности, например, устойчивой диады, определяется степенью включенности членов диады в режим диалога как креативного сотрудничества, который в зависимости от различных типов сексуального поведения может реализоваться или не реализоваться Диалог как креативное сотрудничество реализуется в большей степени в репродуктивном типе сексуального поведения, в меньшей степени в гедонистическом и сублимативном, вообще не реализуется в негативном типе сексуального поведения К типам сексуального поведе-

ния относятся гедонистический, включающий в себя естественный, суррогатный, гомосексуальный, виртуальный подтипы, репродуктивный, включающий в себя естественный, искусственный подтипы, сублимативный, включающий в себя креативный, заместительный подтипы, негативный, включающий в себя аскетический, криминальный и суицидный подтипы.

5 Становление тендерных отношений является одним из движущих факторов антропосоциогенеза, что подтверждается основными этапами «маскулинно-феминного» взаимодействия внутри первобытного общества, первый этап - промискуитет, первобытное человеческое стадо с ограниченным табу промискуитетом, т.е. замкнутый, фактически эндогамный коллектив близких родственников, второй этап — вытеснение посредством табу эндогамии экзогамией, появление дуально-стадной организации, когда брачный партнер находится за пределами кровнородственного коллектива, третий этап - групповой брак родовых общин Родовую общину отличает наличие архаичной межгрупповой андрогинии, те сотрудничество между мужским и женским миром как равными В ходе неолитической революции в результате усиления влияния маскулинного архетипа первичная групповая андрогиния родовой общины была нарушена и установилась система патриархата с практикой сексизма и мужского шовинизма Антропологической причиной гибели родовой общины, ее архаичной андрогинии явилась ограниченность предоставляемого индивиду пространства личностного развития.

6. Сотрудничество между мужчиной и женщиной в условиях патриархата закрытого общества продолжается, но это сотрудничество неравных Реальная практика христианства в средние века в Европе вопреки сути Евангельского учения оказалась насильственной, агрессивной, маскулинной. В связи с этим встреча мужского и женского социумов не образует органической целостности Кризис маскулинной матрицы проявляется в том, что реальное господство мужского порождает его трансцендентное преодоление в маргинальных формах ведовства и открытых культах Девы Марии и Прекрасной Дамы, которые иллюстрируют в повседневной жизни протест угнетению и притеснению женщин как социальной группы.

7 В условиях патриархата открытого общества кризис маскулинной матрицы определяется понятием «инфляция мужского» «Инфляция мужского» обнаруживается в симптомах амбициозносги, деструктивное, агрессивности в поведении индивидов, социальных групп и целых цивилизаций Феминизм определяется как активизация сопротивления мужской гегемонии в мире Существует связь между «инфляцией мужского» и

женским освободительным движением, которое оспаривает мужское господство в мире, данная связь проявляется в усилении симптоматики «инфляции мужского» на фоне усиления давления на социум феминизма Открытое общество стоит перед необходимостью трансформации враждебности и агрессии в уважение, подавления силой в сотрудничество, коэволюцию, диалог как новое качественное фазовое состояние системы «мужское - женское» на макросоциальном уровне

8 Существует давняя традиция использования эротических и анд-рогинных образов при описании и интерпретации самых сложных различных явлений и процессов социальных, культурных и даже физических Например, восточные образы «ян» и «инь» использовались Юн-гом в интерпретации психических процессов, синергетики видят в них пробразы LS-режима и HS-режима. Любой фрагмент социума- артефакт, институт, конкретный индивид, норма общества и т д - отражает в себе в соответствии с фрактальной логикой характер наличествующих в нем взаимоотношений мужского и женского Это явление в равной мере относится как к взаимоотношениям цивилизаций, так и к взаимодействию социума и природы

9. Когнитивная система «мужское—женское» существует параллельно как духовная реальность, объективированная в языке, формах духовной культуры, в соответствии со свойством самореферирования, присущего всем живым открытым самовозобновляющимся системам В мифологии мужское и женское выступает в виде олицетворения креативных сил природы Мировые религии сакрализируют отношения между мужем и женой как отношения, обеспечивающие производство самой жизни В содержание светского искусства включено изображение диалектической игры взаимоотношений мужчины и женщины с бесконечным числом сценариев

10 Особым компонентом когнитивной системы «мужское - женское» является философская рефлексия над проблемами пола Философия, выполняя свою духовную миссию, раздвигает границы понятий мужского и женского и андрогинизма от полового диморфизма до космической символики, интегрирует креативный потенциал мужского и женского, накопленный познанием, транслирует его в метагендерную теорию, представляет в виде мировоззренческой системы, идеологии и методологии толерантности, компромисса, преодоления расколов в человеческой цивилизации, конвергенции, созидания как соединения и ориентирует человечество на преодоление кризисных явлений

11 Структура психической и социальной жизни индивида в контексте пола подвижна между полюсами мужским и женским, что подтверждает существование микросоциального уровня системы «мужское — женское» Переживание личностью гармонии/дисгармонии мужественности и женственности является составляющей «андрогинпроцесса» и моментом тендерной идентификации, факторами которой выступают- биологический пол, социальная среда, усилия самого индивида, те самоидентификация Реально процесс самоидентификации принимает форму колебаний между мужскими и женскими полюсами идентичности и завершается принятием одного из полов или позицией «третьего пола» транссексуала, гея, лесбиянки, трансвестита Половая идентичность может принять и форму перманентного процесса личность в течении всей жизни меняет свою половую идентичность или не может с ней определиться

12. В отличие от макросоциального микросоциальный уровень системы имеет более сложную конфигурацию, внутреннюю сторону, проявляющую себя во внутреннем духовном мире личности, и внешнюю — в пространстве взаимодействия мужчин и женщин в малых группах и квазигруппах Современной супружеской семье соответствуют три типа брака, выступающие этапами установления синергии между мужем и женой' брак по расчету, брак-товарищество, брак для любви При всех своих противоречиях современная супружеская, партнерская семья расширяет горизонт личностного взаимодействия в форме сотрудничества, соработничества, синергии, а следовательно, и развертывания личностных качеств супругов Вступившие в брак стоят перед необходимостью гармонизировать свои маскулинные и феминные качества в отношении друг к другу, чтобы создать новую реальность, обрести целостность, стать «андрогином» Такая семья становится идеальным образом человеческого мира, которому необходимо стремиться к обретению своей целостности.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что ее содержание и методологическая база могут стать основой реализации эвристических возможностей постнеклассичекой парадигмы в социально-гуманитарном познании Ценность работы заключается в возможности использования ее теоретических положений в определении путей разрешения противоречий, определяемых существованием мужского и женского начал в человеке, что будет способствовать урегулированию конфликтов: личностных, семейных, социальных, политических, глобальных, исследовании проблем толерантности и интолератности, креативности социоантропологической реальности, определения новых направлений антропологических и культурологических исследований.

Работа может быть использована при разработке воспитательных и образовательных программ, в педагогическом процессе, чтении курсов и спецкурсов по философским дисциплинам и другим социально-гуманитарным наукам Результаты исследования могут иметь существенное значение для практической деятельности работников просвещения, культуры, политиков, управленцев, публицистов, журналистов и социальных работников

Апробация результатов исследования Диссертация обсуждалась на заседании отдела социальных и гуманитарных наук государственного научного учреждения «Северо-Кавказский научный центр высшей школы» и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09 00 13 — Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Наиболее значимые результаты исследования отражены в двух монографиях, общим объемом 25,5 п.л., двадцати шести статьях, семь из которых объемом 4,5 п л опубликованы в журналах, включенных в утвержденный ВАК перечень ведущих научных журналов и изданий

Основные идеи и выводы диссертации изложены в докладах и выступлениях на двадцати пяти конференциях различного уровня, в частности на TV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (г Москва, 24 — 28 мая 2005 г), Ш Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия (г Ростов-на-Дону, 16-20 сентября 2002 г), научно-практической конференции «Наука - делу мира потенциал женских движений» в рамках III Международного форума «Женщины за мир без войны и насилия» (г Ростов-на-Дону, 28-29 апреля 2001 г.), на Международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (г Волгоград, 14-17 сентября 2004 г)

Материалы диссертации внедрены в процесс преподавания курса «Философия» для студентов, аспирантов и соискателей Ростовского государственного строительного университета в темах. «Человек и общество», «проблема личности в философии», в базовых курсах «Социальная и культурная антропология», «Социальная психология», «Философия техники», в спецкурсе «Женщина в современном обществе», в работе теоретико-методологического семинара студентов и аспирантов «Тендерная школа»

Структура диссертации Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, одиннадцати параграфов, заключения и списка литературы Общий объем диссертационной работы 302 страниц Список литературы включает 389 наименований, в том числе 16 на иностранных языках

Похожие диссертации на Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека