Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовная певческая традиция в культурной самоидентификации России Абаджи Ольга Викторовна

Духовная певческая традиция в культурной самоидентификации России
<
Духовная певческая традиция в культурной самоидентификации России Духовная певческая традиция в культурной самоидентификации России Духовная певческая традиция в культурной самоидентификации России Духовная певческая традиция в культурной самоидентификации России Духовная певческая традиция в культурной самоидентификации России
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абаджи Ольга Викторовна. Духовная певческая традиция в культурной самоидентификации России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 Тула, 2007 138 с., Библиогр.: с. 117-138 РГБ ОД, 61:07-9/650

Введение к работе

з

Актуальность исследования. Многомерность и многогранность современной общественной жизни порождает одновременное сосуществование многочисленных противоположных тенденций Выразительным примером этого выступает усиливающееся влияние на мировую культуру универсальных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и рост интереса к ценностям культурной идентичности, с другой Тенденции объединения и сопряжения целых сфер общественной жизни (политической, экономической, культурной) сопровождаются не менее рельефным параллельным процессом противодействия результатам данного объединения как в экономической, так и в духовной жизни Опасение утратить свою культуру, язык, уникальность, характерное в этих условиях для всех народов, проявляется и на уровне государств, отстаивающих свои национально-государственные интересы, охраняющих национальную и культурную идентичность Тем самым мир переживает двойственный процесс с одной стороны, идет расширение взаимного обмена между культурами, народами, цивилизациями, с другой стороны, этой тенденции сопутствует обращение к ценностям культурной идентичности

Идентичность в глобализующемся мире становится значительным дискурсом как научного знания, так и повседневной жизни, она предстает своеобразной «призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни»1 Не случайно проблематику культурной идентичности относят к числу актуальных мировых культурных проблем2

Обозначенные процессы затрагивают и социокультурное пространство современной России Их разнонаправленный характер дополняется в условиях российской действительности еще одним важным вектором - поиском идентичности, или процессом самоидентификации Самоидентификация современного российского общества - неоднозначный и противоречивый процесс, который задается несколькими факторами Во-первых, сказываются последствия утраты культурной (в том числе национальной) идентичности российским обществом, произошедшей вследствие резких изменений в социокультурном пространстве России в первой четверти XX века, когда на смену одному миропорядку пришел другой, с новыми ценностями и социальными установками

Во-вторых, нестабильность идентичности, которая характерна для современного российского общества, обусловливается ситуацией постоянно изменяющихся социальных связей, выстраивающихся в рамках трансформирующейся социокультурной ситуации В-третьих, и это уже отмечалось выше, потребность в культурной самоидентификации можно

1 Бауман3 Индивидуализированное сообщество -М Мысль, 2002 -С 176

2 См Кучуради И Философия перед лицом мировых проблем // Вопросы философии - 2004
-№3

рассматривать как «социально-культурную и социально-психологическую тенденцию, характеризующую ответ личности на вызовы глобализации»3

В этих условиях для преодоления кризиса самоидентификации отечественными учеными, общественными и политическими лидерами предлагаются самые разнообразные, порой диаметрально противоположные стратегии от радикального космополитизма - до крайних форм национализма Однако при всем спектре вариантов, самоидентификация, как необходимое условие полноценности российского социокультурного процесса, осмысливается в общем рассмотрении как один из двух возможных путей «Либо через усвоение новых модернизированных смыслов, что грозит утратой самобытности, либо, сохраняя национальную специфику, через обращение к смыслам предшествующих поколений»4 Следование второму направлению связано с усилением «первичной идентичности»5, то есть тех устойчивых культурных моделей, которые обычно описываются как традиционные и которые актуализируют ценности национального и религиозного характера При этом если ранее обращение к традиционным ценностям рассматривалось как оппозиция модернизации, то в современных условиях первичная идентичность приобретает качественно иные характеристики Традиционные установки переосмысливаются и адаптируются к социальной реальности, характеризующейся открытостью и нелинейностью развития Они становятся тем «якорем», который гарантирует устойчивое, упорядоченное состояние в пространстве нестабильности, неопределенности и неизвестности

Развитие отечественной философской мысли в конце XX - начале XXI вв отмечено повышением интереса исследователей-философов к наследию православной мысли Философское осмысление проблемы самоидентификации в этом контексте устойчиво соотносится с традиционным для России православным умозрением Вместе с тем активизация традиционных ценностей русской культуры характерна и для общей картины отечественного социокультурного процесса Это закономерно актуализирует определенные формы культуры и обеспечивает их трансляцию Выразительным примером подобного рода культуры является традиция русского духовного пения

Известно, что прикосновение к традиционной культуре через «звуковые сегменты» воздействует на человека сильнее, чем слово, более того, именно погружение в звуковой пласт - хоровое и вокальное пение, колокольный звон — способствует обретению «состояния понимания» русской традиционной культуры6 Это происходит по следующим причинам

3 Бадмаев В Н Феномен национальной идентичности Дисс докт философских наук - М, 2006 -С 6

Мамаева О Б Социально-историческая память как базис национального характера русских Дисс канд культурологич наук -Новгород, 2001 -С 3

3 Бадмаев В Н Феномен национальной идентичности Дисс докт философских наук - М 2006 -С 5

6 См подробнее Медушевский В В Мысли о православной психологии музыки // HOMO MUSICUS Альманах музыкальной психологии'95 - М Музыка, 1994 - С 48-75, Космовская М Л Искусство и школа (к проблеме духовного возрождения России) II Церковь

во-первых, русское духовное пение содержит этнокультурный компонент, который проявляется, прежде всего, через мелодический и интонационный язык, выступающий своеобразным «национальным звуковым кодом», посредством которого можно «услышать» свою страну, свой народ и свою культуру,

во-вторых, содержащийся в песнопениях исторический материал, связанный с значимыми событиями жизни русского народа и русского государства, представляет собой концентрированный, осмысленный исторический опыт Он воздействует на формирование исторического сознания, которое выступает как система знаний о мире, позволяющая осознавать прошлое своего народа как свое, определять свое положение во времени и истории, обретать связь настоящего с прошедшим и будущим

в-третьих, русская духовная певческая культура несет духовно-нравственный потенциал, который состоит в наличии зафиксированных ценностей и норм, выработанных традиционной русской культурой, выражающих причастность к высшим духовным и моральным идеалам Русская духовная певческая традиция в современной социокультурной

действительности одновременно выполняет две функции С одной стороны, она реализует «пассивную» функцию культурного источника, по которому можно составить представление о культурной картине мира, выработанной русской традицией, а также о совокупности ценностей и норм русской культуры С другой стороны, традиция русского духовного пения способна проявляться и в «активной» функции, и тогда она сама оказывает формирующее воздействие в отношении мировоззрения, ценностной и нормативной системы субъекта

Осмысление места русской духовной певческой традиции в культурной самоидентификации России способно внести новые аспекты в процесс разработки перспективных ориентиров развития страны Поэтому проблема, заявленная в диссертации, представляется весьма актуальной и требующей пристального рассмотрения

Степень изученности проблемы Исследование посвящено теме, недостаточно освоенной в отечественной философии Понятие самоидентификации активно используется в последние годы в российской философской литературе в связи с тем, что реальность, отражаемая данным термином, пришла в движение Вместе с тем, специальные исследования, посвященные изучению места русской духовной певческой традиции в процессе самоидентификации России, отсутствуют, хотя в частных аспектах этот вопрос освещается в работах исследователей

Специфика предмета исследования предполагает комплексный анализ нескольких потоков различной по характеру литературы церковно-

и общество проблема взаимодействия религиозного и научного знания материалы II научно-образовательных Знаменских чтений В 2 т Т 2 - Курск Изд-во Курского гос ун-та, 2007 -С 93-96

религиозной (богословской), философской, культурологической,

искусствоведческой, историко-археологической, педагогической

Систематизируя всю совокупность текстов, актуальных для проблемного поля исследования, можно выделить следующие группы а) сочинения, посвященные философскому анализу процесса самоидентификации России, б) работы по исследованию древнерусской певческой традиции в богословском, философском, культурологическом, искусствоведческом, педагогическом аспектах, в) работы, внимание авторов которых направлено на осмысление места русского духовного пения в культурном пространстве России

В первую группу текстов входят сочинения, посвященные анализу различных аспектов российской самоидентификации Разработка этой темы стала значимой линией отечественной философии XIX - начала XX вв Для данного исследования представляются наиболее актуальными идеи славянофилов, работы, относящиеся к традиции русской религиозной философии и философии русского зарубежья Среди мыслителей XIX - начала XX вв, обращавшихся к этой теме, следует назвать Н А Бердяева, С Н Булгакова, В В Зеньковского, И А Ильина, Н М Карамзина, Л П Карсавина, А В Карташева, И В Киреевского, К Н Леонтьева, В С. Соловьева, С Н Трубецкого, Г П Федотова, П А Флоренского, А С Хомякова, П Я Чаадаева7 Развитие проблематики осуществляется ими в контексте исследования специфики русского самосознания, поиска духовных ориентиров и путей развития России, определения места России в мировой цивилизации, анализа соотношения «Россия-Запад», проявления особенностей бытия человека в национальном, культурном, духовном пространстве России

На протяжении последних полутора веков обозначенная проблема находится в поле активного осмысления К ней обращаются современные исследователи - такие, как, С Н Алехина, В Н Бадмаев, А Н Боханов, А А Вальков, ГД Гачев, А В Гулыга, СД Домников, ДМ Дроненко, В К Егоров, Н П Золотова, А В Иванов, ЕА Когай, А А Корольков,

7 См Бердяев Н А Судьба России / Сост, вступ ст и ком В В Шкоды - М Эксмо-пресс, Харьков Фолио, 1998 - 735 с , Булгаков С Н Православие - М ООО «Изд-во ACT», Харьков Фолио, 2001 - 480 с, Зеньковский В В Русский мыслители и Европа - М Республика, 1997 - 368 с, Ильин И А Религиозный смысл философии - М Аст, 2003 -695 с , Карсавин Л П Восток, Запад и русская идея // Русская идея - М Республика, 1992 -С 314-324, Карташев А В Церковь История Россия Статьи и выступления -М Пробел, 1996 - 302 с, Киреевский И В Речь Шеллинга / Киреевский И В Критика и эстетика - М Искусство, 1998 - С 254-266, Леонтьев К Н Восток, Россия и Славянство Философская и политическая публицистика Духовная проза. - М Духовная проза, 1996 - 798 с, Соловьев В С Три силы // Соловьев В С Избранное / Сост А В Гулыги, С Л Кравца - М Сов Россия, 1990 - 496 с - С 41-60, Трубецкой С Н О природе человеческого сознания // Трубецкой С Н Сочинения -М Мысль, 1994 -С 481-593, Федотов Г П Письма о русской культуре // Русская идея - М Республика, 1992 - С 380-419, Флоренский ПА Столп и Утверждение Истины / Собр соч — В 4-х т Т 1 - М Мысль, 1994 — 436 с , Хомяков А С Работы по богословию//Сочинения В 2т Т 2-М Медиум, 1994 -476с

О Б Мамаева, В В Миронов, А С Панарин, В Н Топоров, В К Трофимов Уже сам перечень имен мыслителей разных школ и направлений отечественной философии позволяет предположить, что обращение к идее самоидентификации России является попыткой концептуализировать русское бытие, выявить сущностные характеристики русской цивилизации

Важным в контексте темы диссертационной работы представляется также осмысление вопроса религиозной, культурной, национальной идентичности, представленное в работах богословов русской православной церкви ев Феофана Затворника, ев прав Иоанна Кронштадтского, архим Серафима (Соболева), митр Владимира (Котлярова), прот Льва (Лебедева), митр Антония (Храповицкого), прот Бориса (Ничипорова), игум Иоанна (Экономцева)9

Третья группа источников включает в себя работы, посвященные исследованию древнерусской певческой традиции В них прямо или косвенно затрагиваются вопросы национального своеобразия русского духовного пения, истории его становления, развития и особенностей бытования в русской культуре Актуальными для исследования являются работы XIX - начала XX вв, авторы которых предпринимают попытки восстановления традиции русского духовного пения, вытесненной в XVIII веке образцами западного, и особенно итальянского музыкального искусства Исследование духовных и художественных основ духовного пения, осмысление его истории и места в религиозной и культурной традиции России можно найти в трудах митр

См Алехина С Н, Когай Е А Дом - Человек - Вселенная в русской ментальное - М Изд-во РГСУ «Союз», 2007 - 212 с, Бадмаев В Н Феномен национальной идентичности Дисс докт философских наук - М, 2006 - 292 с, Гулыга А В Русская идея как постсовременная проблема // Русская идея Сборник произведений русских мыслителей / Сост ЕА Васильев -М Айрис-пресс, 2004 -512 с - (Библиотека истории и культуры) -С 5-24, Домников С Д Мать-земля и Царь-город Россия как традиционное общество - М Алетейа, 2002 - 672 с - (Славянские древности), Егоров В К Философия культуры России Контуры и проблемы - М Изд-во РАГС, 2002 - 656 с, Иванов А В, Миронов В В Святыня, ее метафизические лики и значение в культуре II Университетские лекции по метафизике - М Современные тетради, 2004 - С 640-647, Корольков А А Русская школа и стратегия духовного просвещения // Педагогика - 2003 - № 5 - С 97-104, Мамаева О Б Социально-историческая память как базис национального характера русских Дисс канд культурол наук - Новгород, 2001 - 197 с, Панарин А С Православная цивилизация в глобальном мире - М Алгоритм, 2002 - 496 с, Топоров В Н Святость и святые в русской духовной культуре В 2-х т Т 1 - М Гнозис, 1995 — 874 с

' См Феофан Затворник Собрание писем - М Правило веры, 2000 - 419 с, Кронштадтский Иоанн, свт Моя жизнь во Христе - М «Благовест», 2001 - 800 с , Соболев Серафим, архим Русская идеология // Русская идеология Православный богословский церковно-монархический сборник - М Лествица, 2000 - С 7-188, Лебедев Л, прот Великоросам жизненный путь - СПб, 1999, Храповицкий Антоний, митр О жизни по внутреннему человеку - СПб Библиополис, 2002 - 189 с , Ничипоров Б, прот Введение в христианскую психологию - М Школа-пресс, 1994 - 194 с, Экономцев И, игум Православие Византия Россия -М Христианская литература, 1992 -230 с

Евгения (Болховитинова), И И Вознесенского, В М Металлова, Д В Разумовского, С В Смоленского, В М Ундольского и др 10

Социальные и культурные преобразования, вызванные революцией 1917 года, закономерно повлияли на исследования в этой области. Для сложившейся советской культуры древнерусское пение представлялось не более чем музейной древностью Его изучение велось преимущественно с искусствоведческих позиций, исключающих духовно-религиозный контекст Тем не менее, отечественным ученым М В Бражникову, Т Ф Владышевской, А Н Кручининой, Н С Серегиной, Н Д Успенскому и др принадлежит заслуга дальнейшего расширения и углубления исследования природы русского духовного пения, его истории, разработки направления, которое основывается, прежде всего, на расшифровке древнерусской певческой нотации11 В то же время преобладание узкой технологической проблематики, недостаточно живое ощущение национальной культуры и отрыв исследований от религиозной жизни в значительной мере сужало возможности исследования Особое место занимают работы представителя русской эмиграции И Гарднера Его двухтомный труд «Богослужебное пение Русской Православной Церкви», вышедший в Нью-Йорке в 1978 г, заметно отличается от работ его коллег, проживающих в России, стремлением к целостному осмыслению сущности исследуемого предмета

Новый подход к изучению русской духовной певческой традиции стал возможен в России лишь в конце XX века К настоящему времени создан достаточный массив литературы, в котором разработка проблем православного духовного пения носит целостный, многоаспектный характер, способствующий осмыслению феномена русского духовного пения как национального культурно-религиозного явления В методологическом и фактологическом аспектах наибольший интерес представляют работы схимонахини Игнатии (Пузик), М Л Космовской, В И Мартынова, В В Медушевского,

См Болховитинов Е Три рассуждения I О греческом языке II О церковном пении III Об алтарных украшениях - Воронеж, 1800 - 386 с, Вознесенский И И О церковном пении православной Греко-Российской церкви Большой знаменный распев - Киев тип Корчак-Новицкого, 1887 - 206 с , Металлов В М, прот Очерк истории православного церковного пения в России - [Репринтное издание ] - М Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 -256 с , Разумовский Д В Церковное пение в России - Вып 1-3 - М, 1867-1869 - 380 с , Смоленский С В О древнерусских певческих нотациях Историко-палеографический очерк -СПб ОЛДП, 1901 -121с

См Бражников MB Лица и фиты знаменного распева Исследование / Общ ред Н Серегиной, А Крюкова Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии - Л Музыка, 1984 - 302 с, Владышевская Т Ф К вопросу о роли византийских и национальных русских элементов в процессе возникновения древнерусского церковного пения -Вкн Музыкальная фольклористика Вып 2-М, 1978 - С 315-336, Кручинина АН Историко-патриотическая традиция отечественной хоровой музыки // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки Сб науч трудов - Ленинград Изд-во Ленинградской Государственной Консерватории, 1984 - С 5-15, Серегина Н С Песнопения русским святым - СПб Российский ин-т истории искусств, 1994 - 469 с, Успенский НД Древнерусское певческое искусство -М Искусство, 1971 - 487 с

ЕГ Мещериной, прот Б Николаева, ЕВ Николаевой, монахини Ольги (Володиной)12 Эти сочинения составляют третью группу текстов Однако следует отметить, что в исследованиях этих авторов русское духовное пение сквозь призму процесса самоидентификации России не рассматривается

Итак, представляется очевидным, что проблема места русской духовной певческой традиции в процессе самоидентификации России не получила еще должного освещения в научной литературе Необходимость комплексного исследования темы стала причиной появления данной исследовательской работы

Объект исследования: процесс культурной самоидентификации России

Предмет исследования: феномен русского духовного пения в культурной самоидентификации России

Целью исследования является комплексный философский анализ процесса культурной самоидентификации России в связи с феноменом русского духовного пения Данная цель реализуется через задачи

  1. Эксплицировать самоидентификацию в качестве философской проблемы, раскрывающей процесс выбора субъектом образцов и идеалов, сформированных и заданных культурой, а также определяющей варианты следования им, позволяющие установить его местонахождение в социокультурной среде

  1. Выявить особенности осмысления процесса культурной самоидентификации России в контексте русской историко-философской традиции

  2. Раскрыть философский смысл русской духовной певческой традиции как культурной формы воплощения этнических характеристик (мировоззренческих, аксиологических, эстетических)

  3. Определить особенности претворения христианской музыкальной антропологии в содержательном поле русского духовного пения, раскрыть философский и богословский аспекты взаимосвязи между жизнью и мелодией в русской духовной певческой традиции

  4. Проследить трансформацию феномена русского духовного пения в контексте его соответствия идеалам соборности

12 Космовская МЛ Искусство и школа (к проблеме духовного возрождения России) // Церковь и общество проблема взаимодействия религиозного и научного знания материалы II научно-образовательных Знаменских чтений - Курск Курский госуниверситет, 2007 -С 93-96, Медушевский В В Мысли о православной психологии музыки // HOMO MUSICUS Альманах музыкальной психологии'95 -М, 1994 -С 48-75, Мещерина Е Г Духовно-эстетические основания музыкального искусства Средневековой Руси - Дисс док искусствоведения - М, 2001 - 286 с, Николаев Б, прот Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения - М Научная книга, 1995 -275 с, Николаева ЕВ История музыкального образования Древняя Русь Конец X -середина XVII столетия учеб пособие для студ высш учеб заведений - М Гуманит изд центр ВЛАДОС, 2003 -208 с

Методологическая основа исследования. Достижение цели исследования и решение соответствующих конкретных задач предполагает комплексный характер избранной методологии Так, в работе применены следующие принципы, методы и подходы исторический метод и метод исторической реконструкции, аксиологический, дескриптивный, проблемно-логический

Исторический метод, нацеливающий на познание объектов и явлений в их развитии и становлении, в связи с конкретными определяющими их условиями помог оценить традицию духовного пения с точки зрения того, как она зародилась, развивалась, сложилась в ее современную форму Принцип историзма способствовал фиксированию изменений этой традиции, в которых отразилось формирование специфических свойств, определяющих ее сущность и качественное своеобразие

С помощью аксиологического подхода стало возможным выявление ценностной значимости отечественной традиции духовного пения в системе русской культуры

Дескриптивный подход способствовал описанию и анализу духовной и конструктивной основы русской духовной певческой культуры, ее художественных особенностей и места в пространстве восточно-христианской и национальной традиции

Проблемно-логический метод позволил определить проблемное поле исследования, эксплицировать его основные понятия идентификация, культурная самоидентификация, традиция, разумное пение, соборность

В работе были использованы также диалектический и системный подходы, а также метод обобщений, аналогий, сравнения, и др

Источниковой базой исследования являются оригинальные тексты работ исследователей русской духовной певческой традиции (ИИ Вознесенского, В М Металлова, ДВ Разумовского, С В Смоленского, М В Бражникова, Н Д Успенского, И А Гарднера), русских мыслителей XIX-XX веков (А С Хомякова, И А Ильина, ПА Флоренского, С Н Булгакова), Отцов Восточного христианства (ев Григория Нисского, св. Василия Великого, ев Иоанна Златоуста, ев Иоанна Дамаскина), богословов православной церкви (ев Григория Паламы, ев Феофана Затворника, ев Иоанна Кронштадтского) Специфической группой источников являются книги, применяющиеся в богослужении, содержащие тексты песнопений (Обиход, Октоих, Триоди Постная и Цветная, Минеи, Типикон), а также певческие азбуки (Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Ключ Знаменной инока Христофора) — книги, проявляющие духовную и художественную специфику традиционной русской духовной певческой системы посредством толкования мелодического материала песнопений

Научная новизна и результаты исследования заключена в определении места традиции русского духовного пения в культурной самоидентификации России, что позволяет установить связи между идентификационными процессами России и эволюцией русского духовного пения

Данную установку исследования отражают следующие положения, выносимые на защиту

  1. В исследовании вьивлено, что культурная самоидентификация выполняет роль сложного многомерного механизма, который обеспечивает самоотождествление с культурными образцами общества, осознание своего «Я» с позиций сложившихся культурных характеристик, упорядочивает процесс выбора ценностей, сформировавшихся в ходе культурного развития, что позволяет установить местоположение субъекта в социокультурной реальности Нами обоснована роль традиции в этом процессе как развертывание прошлого в настоящем, в частности, установлена значимость традиции русского духовного пения

  2. Установлено, что особенности осмысления процесса культурной самоидентификации России отражены в русской историко-философской традиции, выяснено, что характер самоопределения русской культуры задается ее соотнесением с мировой культурой Последнее рождает амплитуду миропонимания, задаваемую такими категориями, как особенное и общее, русское и всемирное, родное и вселенское

  3. Выявлено этнокультурное содержание феномена русского духовного пения, установлено соотношение между «общим» (Восточнохристианской традицией) и «особенным» (собственно национальной спецификой) в становлении, развитии и бытовании русского духовного пения, определена значимость аскетической традиции и, в частности, монашества, в формировании духовных, аксиологических основоположений и художественной специфики русской духовной певческой культуры

  4. Определены особенности претворения христианской музыкальной антропологии в содержательном поле русского духовного пения, раскрыты богословский и нравственно-философский аспекты взаимосвязи жизни и мелодии, где «правильное пение» становится следствием «правильной жизни», выявлены духовное и светское значение понятия «разумное пение», а также установлена его проекция на интонационную, мелодическую, знаковую стороны певческой культуры русского православия

  5. Обозначены исторические, философские, религиозные предпосылки становления и развития феномена русского духовного пения, в частности, выяснено, что соответствие идеалам соборности либо отход от них определяет особенности трансформации русской духовной певческой традиции, прослежено осуществление идеалов соборности в песнопениях русским святым и богородичным иконам, в которых проявляется аккумулированный духовный, культурный, нравственный, исторический

опыт русского народа, рельефно фиксируется национальный дух и

отношение к Родине

Апробация результатов исследования Диссертация апробирована в выступлениях автора на ряде научных и научно-практических конференций, в частности, на Международном научном симпозиуме "Время культурологии" (Москва, 2007 г), на Международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте їлобализации» (Москва, 2006 г), II и III Знаменских чтениях (Курск, 2006, 2007 гг), VIII региональной научно-практической конференции РГНФ Гуманитарная наука в изменяющейся России состояние и перспективы развития (Курск, 2006 г ), межрегиональной научно-практической конференции «Православие и нравственность» (Санкт-Петербург, 2006), VII региональной научно-практической конференции РГНФ «Гуманитарная наука в центральном регионе России состояние, проблемы, перспективы развития» (Тула, 2005 г), научно-практической конференции «Педагогическое наследие КД Ушинского и современные проблемы модернизации российского образования» (Курск, 2004), международной научно-теоретической конференции «Социальное партнерство государства и церкви - объективное условие стабильности политической системы гражданского общества» (Курск, 2004), межрегиональной научно-практической конференции «Народная музыкальная культура в центральном регионе России» (Курск, 2003)

Материалы диссертации использовались при проведении лекционных и семинарских занятий по культурологии, этике, эстетике в Курском институте социального образования (филиале) Российского государственного социального университета Диссертация была обсуждена на кафедре прикладной этики, теологии и религиоведения факультета искусств и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета и рекомендована к защите

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии

Похожие диссертации на Духовная певческая традиция в культурной самоидентификации России