Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православно-христианская традиция благотворительности в России Капустина Асият Малильевна

Православно-христианская традиция благотворительности в России
<
Православно-христианская традиция благотворительности в России Православно-христианская традиция благотворительности в России Православно-христианская традиция благотворительности в России Православно-христианская традиция благотворительности в России Православно-христианская традиция благотворительности в России Православно-христианская традиция благотворительности в России Православно-христианская традиция благотворительности в России Православно-христианская традиция благотворительности в России Православно-христианская традиция благотворительности в России Православно-христианская традиция благотворительности в России Православно-христианская традиция благотворительности в России Православно-христианская традиция благотворительности в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Капустина Асият Малильевна. Православно-христианская традиция благотворительности в России : 09.00.13 Капустина, Асият Малильевна Православно-христианская традиция благотворительности в России (философско-религиоведческий анализ) : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.13 Белгород, 2007 156 с. РГБ ОД, 61:07-9/491

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Христианские основания благотворительности: философско-методологические основы 19

1.1 Аксиология субъективной мотивации благотворительности: анализ основных понятий 19

1.2 Христианская этика и формирование ценностной мотивации благотворительности 38

1.3 Русская религиозно-философская мысль XIX - начала XX веков и проблема возрождения христианской мотивации благотворительности 57

Глава II. Ценностно-мотивационные доминанты благотворительности в России 82

2.1 Диверсификация православно-христианской традиции благотворительности в религиозном сознании Древней Руси 82

2.2 Изменение ценностно-мотивационной парадигмы благотворительности в процессе секуляризации 102

Заключение 124

Библиография 131

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В 90-е годы XX столетия обострились проблемы социокультурного развития России, в том числе проблемы социального благополучия. Сегодня российское общество находится на пути выхода из кризиса, составляющими которого выступают кризисы экономический, социальный, политический и духовный. Духовный кризис является всеобщим, ибо так или иначе затрагивает сознание каждого члена общества и оказывает влияние на все сферы общественной жизни.

П. Сорокин выделял следующие признаки нравственного кризиса общества: утилитарный подход к оценке социальных явлений и деятельности людей, стремление к богатству и чувственным наслаждениям, моральная анархия. По мнению многих современных исследователей, социальную среду России определяют, наряду с другими факторами:

- обесценивание внутренних регуляторов поведения;

- резкое расширение границ свободы человека при одновременном
ослаблении социального контроля, что воспринимается как
вседозволенность;

агрессивность социальной среды;

удалённость властных структур от социальных, экономических, морально-этических и других проблем населения.

В переломные периоды общественного развития происходят серьёзные сдвиги в системе ценностных ориентации в отношении человека, тех или иных социальных общностей. Духовные феномены современной России относятся к разряду «переходных». Сегодня достаточно эклектично и многообразно представлены идеи, аксиологические оценки многих философско-мировоззренческих учений, религиозных конфессий, а также оценки прошлого «коллективистского» бытия. Поэтому российскому обществу предстоит выработать новую стратегию философского знания -новое мировоззрение, новую этику социальной поддержки различных слоев населения, основанную на принципах цивилизованного гуманизма.

В связи с этим особую актуальность приобретает исследование проблем формирования и развития ценностно-мотивационных основ российской благотворительности в исторической ретроспективе, обращение к православным традициям благотворения и милосердия, которые, на наш взгляд, должны стать доминирующим фактором, определяющим специфику благотворительной деятельности и её мотивации в современном обществе. Как известно, на протяжении тысячи лет Россия как государство формировалась и обретала силу под воздействием христианских заповедей и религиозно-нравственных ценностей. Воплощенные в культуре и народном быту, они ориентировали общество на любовь к ближнему, братство, справедливость, милосердие. Христианство, по определению Г.П. Федотова, являлось нравственным критерием для оценки не только личной, но и общественной жизни, а сегодня оно утратило свойство индикатора отношений между людьми, поэтому требуется найти новые или восстановить прежние аксиологические составляющие консолидации современного общества.

Формально с начала 90-х годов прошлого века в нашей стране идёт интенсивный процесс «восстановления» и распространения православия, который охватил в той или иной степени все слои общества. Сфера влияния православной церкви на взгляды и поведение людей заметно расширяется, происходит переоценка ценностей, ломка привычных понятий, но фактически проблема ценностной переориентации как возможности сохранения глубинных этнических, духовно-онтологических и нравственных оснований человеческого бытия остаётся по-прежнему актуальной и требует дополнительных обоснований на пути её разрешения.

Слишком интенсивно шёл распад «православной составляющей» русской культуры в начале XX века и слишком интенсивным и формализованным стал процесс её восстановления к концу этого века. Сегодня общество не знает ни одной фундаментальной ценности, которая признавалась бы всем обществом в целом. Поиск именно таких фундаментальных аксиологических основ и является насущным вопросом современности. Сегодня проблема благотворения

всё ещё остаётся периферийной в нашем обществе. Традиции российского благотворения были утрачены после революционного переворота 1917 года, когда само понятие «благотворительность» было объявлено буржуазным, несовместимым с классовой идеологией марксизма-ленинизма. Оказались преданы забвению многие идеи общественного и частного благотворения. Сегодня благотворительные акты отдельных людей становятся нравственным «вызовом» равнодушному цивилизованному обществу и государству.

Актуальность избранной темы связана со всем комплексом указанных проблем, с очевидным дефицитом нравственности в обществе эпохи «постмодерн», эклектизмом и релятивизмом в поисках ценностных ориентиров современности.

Кроме того, немаловажным фактором, актуализирующим данное исследование, выступает отсутствие предметного «синтеза» в научной разработке проблем ценностных ориентации общества в целом и благотворительности в частности.

Степень научной разработанности проблемы.

Представленное диссертационное исследование опирается на ряд работ, в разной степени освещающих данную проблему.

Вопрос мотивации благотворения входит в состав наиболее общей этической проблемы, отражающей модель христианской этики, ориентированной на идеальный образ жизни человека как реализации «подобия» Богу. Об этом написано огромное количество теоретических и дидактических работ, черпающих своё основание в догматизме христианской, в частности, ортодоксальной православной церкви.

В исследовании в качестве основополагающего были рассмотрены «Добротолюбие» (с греч. - любовь к прекрасному, возвышенному, доброму) -антология святоотеческой мысли, включающая избранные творения представителей восточной церкви, сохранившая своё руководящее и

назидательное значение в современной православной церкви, а также труды Отцов Церкви - Августина Блаженного, Афанасия Александрийского, труды Василия Кесарийского, Григория Богослова, Григория Нисского, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Климента Александрийского, Феодора Студита, Аввы Дорофея . Эмпирической базой диссертационного исследования стали также памятники древнерусской религиозной и общественно-политической мысли: проповеди Луки Жидяты, сочинения Феодосия Печерского, митрополита Иллариона, Максима Грека, Иосифа Волоцкого, Ермолая Еразма, Ф. Карпова, И. Пересветова3.

В современной науке существует ряд трактовок, различных подходов к изучению современной морали с точки зрения её мотивационных аспектов: 1) альтруистические теории; 2) теории корыстной и бескорыстной мотивации поведения; 3) исследования по мотивации тайных благодеяний. Изучение общих закономерностей изменения нравственных идей в ходе истории общества, новые подходы к морали, личную мотивацию исследует

1 Добротолюбие: в 5 т. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергеева лавра, Т. 1. 1992- 638 с. ; Т. 2.
1993.-766 с.

2 Августин, Блаженный Творения в 4 т. Т. 2. СПб. : Алетейя, 1998. - 749 с. ; Афанасий, архиепископ
Александрийский Творения в 4 т. / Святитель Афанасий Великий. - М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам,
ставропигиал. монастыря, 1994. Т. 4. - 479 с. ; Благоговейные мысли на каждый день года. Из творений
Ефрема Сирина. М. : Изд-е книгопродавца А.Д. Ступина, 1902. - 44 с.; Богослов, Г. Собрание творений. В 2
т. / Г. Богослов. - М. : ACT; 2000. Т. 1. - 832 с. ; Григорий Нисский О блаженствах / Святитель Григорий
Нисский. - М. : Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 1997. - 127 с. ; Дорофей, Авва Поучения,
послания, вопросы, ответы (репринт, изд-е). - М. : МТЦ Актис, 1991. XIII. -305 с. ; Преподобный Максим
Исповедник. Главы любви // Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. - М.: Мартис, 1993. -
С. 10-148. ; Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в 12 т. (Репринт, изд-е). - М. : Православная
книга, 1991. - Т. 1. В 2 книгах. - 899 с. ; Преподобного отца нашего И. Дамаскина слово о страстях и
добродетелях. Свято-Троице-Сергиева лавра, 1904. - 16 с. ; Творения иже во святых отца нашего Василия
Великого архиепископа Кесарии Каппадокийския. - М.: Паломник, 1993. Ч. 4. - 404 с.

3 Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. - СПб.: Изд-е журнала «Странник» /
под ред. проф. А.И. Пономарёва. - 1894. Вып, 1. -200 с. ; Памятники древнерусской церковно-учительной
литературы. - СПб.: Изд-е журнала «Странник» / под ред. проф. А.И. Пономарёва. - 1897. Вып. 3. - 330 с.;
Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы: XI - начало XII века: сб. текстов / сост.
Д.С. Лихачёв, Л.А. Дмитриев. - М: Худож. лит., 1978. - 464 с. ; Памятники литературы Древней Руси. XII
век: сб. текстов / сост. Д.С. Лихачёв, Л.А. Дмитриев. - М.: Худож. лит., 1980. - 707 с. ; Памятники
литературы Древней Руси. XIII век: сб. текстов / сост. Д.С. Лихачёв, Л.А. Дмитриев. - М.: Худож. лит., 1981.
- 620 с.; Памятники литературы Древней Руси, XIV - середина XV века: сб. текстов / сост. Д.С. Лихачёв,
Л.А. Дмитриев. - М.: Худож. лит., 1981. - 602 с. ; Памятники литературы Древней Руси, вторая половина

  1. века: сб. текстов / сост. Д.С. Лихачёв, Л.А. Дмитриев. - М.: Худож. лит., 1982. - 690 с. ; Памятники литературы Древней Руси, конец XV - первая половина XVI века: сб. текстов / сост. Д.С. Лихачёв, Л.А. Дмитриев. - М.: Худож. лит., 1984. - 768 с. ; Памятники литературы Древней Руси, вторая половина

  1. века: сб. текстов / сост. Д.С. Лихачёв, Л.А. Дмитриев. - М.: Худож. лит., 1986. - 640 с.

современный философ А.В. Разин . Среди работ, касающихся различных проблем морали и мотивации поведения, в частности, искреннего и корыстного, необходимо выделить исследования Р.Г. Апресяна5. Этико-психологический анализ милосердия представлен в работе СП. Суровягина6. Автор определяет милосердие как высшую форму альтруизма, последовательно проходящего в своём развитии стадии милостивости, товарищеской солидарности и великодушия дружбы. Исходя из мотивов благотворения, помощи ближнему, автор выделят квазиальтруизм, социально-психологический альтруизм и собственно этический альтруизм. Эти идеи и легли в основу данного диссертационного исследования.

В статьях Е.Л. Дубко , посвященных проблеме мотивации тайных благодеяний, справедливо отмечается, что этот феномен свидетельствует о существовании бескорыстных мотивов на основе анонимности.

В дореволюционной историографии благотворительности теоретические исследования по проблемам мотивации и психологии благотворительной деятельности опирались на христианскую систему ценностей. Представители религиозной философии и богословия Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьёв, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, А.С. Хомяков ,

4 Разин, А.В. Нравственный мир человека / А.В, Разин.- М.: Академический проект, 2003. - 432 с.

5 Апресян, Р.Г. Заповедь любви / Р.Г. Апресян // Человек. - Вып. 2. - М, 1994. - С. 5-14. ; Апресян,
Р.Г. Идея морали и основные нормативно-этические программы: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.05 /
Р.Г. Апресян. - М., 1993. - 388 с. ; Апресян, Р.Г. Любовь как этический принцип. Коллизии милосердия /
Р.Г. Апресян // Человек. - Вып. 3. - М., 1994. - С. 5-14.

6 Суровягин, СП. Милосердие / СП. Суровягин. - Тюмень: Простор, 1993. - 255 (1) с.

7 Дубко, Е.Л. Всегда ли добрые дела надо делать в тайне? / Е.Л. Дубко // Вестн. Моск. ун-та. - 2003. -
№ 4 - С. 73-81.; Дубко, Е.Л. Мораль как предрассудок / Е.Л. Дубко // Вестн. Моск. ун-та. - 2001. - № 1. -
С 61-73.

8 Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1993. - 382 с.; Бердяев, Н.А.
О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Н.А. Бердяев. - М.: Моск. психолого-социальный
институт: Флинта, 1999. - 312 с.; Булгаков, С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов
/ СН. Булгаков. - СПб. : Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с. ; Булгаков, C.H. Православие: очерки учения
православной церкви / СН. Булгаков. - М. : Терра, 1991. - 413 с. ; Булгаков, СН. Свет невечерний:
созерцания и умозрения / СН. Булгаков. - М. : Республика, 1994. - 414 с. ; Розанов, В.В. Религия.
Философия. Культура: сборник / сост. и вступ, статья A.H. Нилюкина. - М. : Республика, 1992. - 399 с. ;
Розанов, B.B. Собрание соч. В 2 т. Т. 1. М., 1990 ; Соловьёв, B.C. Сочинения в 2 т. / B.C. Соловьёв. - М. :
Мысль, 1988. Т. 1. 894 с.; Т. 2. - 822 (2) с.; Флоренский, П.А. Христианство и культура / П.А. Флоренский.
- М. : ООО ACT, 2001, - 672 с. ; Франк, С.Л. Духовные основы общества / СЛ. Франк. - М. : Республика,
1992.-511 с.

историки В.О. Ключевский, СМ. Соловьёв9 видели истоки благотворительности именно в образе идеальной личности (Богочеловека) и христианской идее любви к ближнему. Сюда же можно отнести специальные работы по изучению ценностно-мотивационных основ благотворительности Л. Богдановского, П. Дерябина, И.А. Дорнера, СМ. Зарина, И.А. Лейтона, Е. Никитина, М. Олесницкого и др.10.

В нашем исследовании проблема мотивации российского благотворения изучается через призму христианской системы ценностей. Сочинения игумена П. Бирюкова, А. Ветелева, Иоанна Кронштадского, Э. Лаута, Е. Лопова, Т.И. Миллер, Д. Миртова, архимандрита Михаила, Н.Е. Пестова, В.Ш. Сабирова, В. Свешникова, Н.Л. Янышева11 представляют богословскую трактовку нравственных аспектов Библии и трудов Отцов Церкви. Со светских позиций этическую составляющую Библии и сочинений Отцов Церкви анализируют: Р.Г. Апресян, В.В. Бычков, Л.П. Карсавин, А. Швейцер, И.Ш. Шифман, С.Дж. Шульц, П.А. Юнгеров12. Эта проблема

9 Ключевский, В.О. Добрые люди Древней Руси / В.О. Ключевский. - М., 1915. - 30 с. ; Соловьёв,
СМ. Сочинения. В 18 кн. / СМ. Соловьёв. - М. : Мысль, 1988. Кн. 1 в 2 т. История России с древнейших
времён. - 751 с.

10 Богдановский, Л. Уроки христианской нравственности / Л. Богдановский. - СПб., 1877. - 122 с. ;
Дерябин, П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов / П. Дерябин. - М. : Общедоступная
американская типолитография Ю.М. Гофмана, на Тверской, 1878. - 154 с. ; Дорнер, И.А. Система
христианского нравоучения. М., 1913. - 14 с.; Зарин, СМ. Аскетизм по нравственно-христианскому учению
(этико-богословские исследования) / СМ. Зарин. - М., 1996. - 696 с. ; Лейтон, И.А. Иисус Христос и
современная цивилизация. Нравственное учение Иисуса Христа в его отношении к моральным основам
современной культуры. - СПб., 1909. — 150 с.; Никитин, Е. Христианская благотворительность / Е. Никитин
- М. : Изд-во типолитографии И.М. Машистова, 1907. - 32 с. ; Олесницкий, М. Нравственное богословие
или христианское учение о нравственности / М. Олесницкий. - Петроград, 1913.-281 с.

11 Бирюков, П., игумен. Нравственное совершенствование христианина по заповедям блаженств.
Основы христианской нравственности. - М., 1997. - 205 с. ; Ветелев, А. Поучение о любви к Богу и
ближнему / А. Ветелев // Журнал Моск. патриархии. - 1960. - № 12; Михаил, архимандрит Толковое
Евангелие (репринтное изд-е). В 3 т. - М.: Изд-ий отдел Моск. патриархата, Донской монастырь, 1993. Т. 1.
-317с; Иоанн Кронштадтский Христианская философия / Иоанн Кронштадтский. - М. : Изд. отдел Моск.
патриархата, 1992. -212 с; Лаут, Э. Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I - XVIII вв.
Ветхий Завет. - Тверь: Твер. полигр. комб. дет. лит., 2004. - 251 с. ; Лейтон, И.А. Иисус Христос и
современная цивилизация. Нравственное учение Иисуса Христа в его отношении к моральным основам
современной культуры. - СПб., 1909. - 150 с. ; Миллер, Т.И. Заповеди блаженства в истолковании Святого
Иоанна Златоуста / Т.И. Миллер // Альфа и омега. - М., 1997. - С. 71-72; Миртов, Д. Нравственное учение
Климента Александрийского / Д. Миртов. - СПб., 1900. - 230 с. ; Пестов, Н.Е. Что такое христианское
милосердие / Н.Е. Пестов. - СПб. : Сатись, 2001. - 31 с.; Сабиров, В.Ш. Любовь как откровение личности -
божественной и человеческой / В.Ш. Сабиров // Человек. - 2004. - № 1. - С. 76-85; Свешников, В. Очерки
христианской этики / В. Свешников. - М. : Паломник, 2000. - 622 с. ; Янышев, НЛ. Православно-
христианское учение о нравственности / Н.Л. Янышев. - СПб., 1906. - 462 с.

12 Апресян, Р.Г. Указ-е изд-я.; Бычков, В.В. Идеал любви христианско-византийского мира /
B.B. Бычков // Философия любви . Ч. 1 - М.: Политиздат, 1990. - С. 68-109; Карсавин, Л.П. Святые Отцы и

также рассматривается в работах, посвященных специфике русской культуры. Среди них следует выделить сочинения С.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, А.А. Гагаева, М.М. Громыко, Н.Я. Данилевского, К.Д. Кавелина, A.M. Ковалёва, Б.В.Маркова, О.А. Платонова, Б.С. Солодкого, Ю.С. Степанова, Е.С. Троицкого, В.К. Трофимова, Л.Е. Шапошникова, А.П. Щапова13.

Серьёзный анализ этических представлений в памятниках древнерусской литературы представлен в работах следующих отечественных учёных: И.У. Бондарь, B.C. Горского, М.Н. Громова, Н.С. Козлова, Д.С. Лихачёва14. Известный современный историк и богослов К.Е. Скурат15 рассматривает православные основы культуры в литературе Древней Руси, где русская литература предстаёт как фундамент, на котором созидалась духовность русского человека и его христианская мораль.

Невозможно исследовать мотивы российского благотворения без анализа работ по истории социального призрения и благотворительности в России. Здесь необходимо отдельно выделить дореволюционную историографию христианской благотворительности. К истории

учители церкви: раскрытие православия в их творениях / Л.П. Карсавин. - М. : МГУ, 1994. - 176 с. ; Швейцер, А. Мистика апостола Павла. Благоговение перед жизнью // Этическая мысль. Науч.-публицист. чтения / под ред. А.А. Гусейнова. - М. : Республика, 1992. - С. 241-290; Шифман, И.Ш. Ветхий Завет и его мир / И.Ш. Шифман. - М. : Политиздат, 1987. - 240 с.; Юнгеров, П.А. Введение в Ветхий завет. В 2 кн. / П.А. Юнгеров. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богослов, институт, 2003. Кн. 2. Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. - 2003. - 478 с.

13 Аверинцев, С.С. История всемирной литературы / С.С. Аверинцев, Л.Н. Арутюнов и др. - М. :
Наука, 1984. Т. 2. - 672 с.; Бычков, В.В. Указ. изд-е; Гагаев, А.А. Архетип русской духовности / А.А. Гагаев
// Саранские епархиальные ведомости. - 1998. - № 3. - С. 54-66; Громыко, М.М. О воззрениях русского
народа / М.М. Громыко, A.B. Буганов. - М.: Паломник, 2000. - 544 с.; Данилевский, Н.Я. Россия и Европа /
Н.Я. Данилевский. - М.: Древнее и современное, (ГУП) Чехов, полигр. комб., 2002. - 548 с.; Кавелин, К.Д.
Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры / К.Д. Кавелин. - М. : Правда,
1989. - 653 с. ; Марков, Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета / Б.В. Марков. - СПб.: Изд-во
С.-Петербург, ун-та, 1993.-229 с.; Русская цивилизация и соборность: сб. стат. / сост. Е.С. Троицкий. - М.:
Б. и., 1994. - 250 с. ; Степанов, Ю.С. Константы: словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. - М.: Акад.
проект, 2001. - 989 с. ; Шапошников, Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания /
Л.Е. Шапошников. - СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. - 200 с. ; Щапов, А.П. Избранное /
А.П. Щапов, ред. А.С. Маджарова. - Иркутск, 2001. - 363 с.

14 Бондарь, И.У. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников 1073 - 1076 гг.» /
И.У. Бондарь. - Киев: Наукова думка, 1990. - 149 с. ; Громов, М.Н. Русская философская мысль X - XVII
веков / Громов, М.Н., Козлов, Н.С. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 285 с. ; Лихачёв, Д.С. История русской
литературы / Д.С. Лихачёв, Л.А. Дмитриев. - Л.: Наука, 1980. Т. 1. Древнерусская литература. Литература
XVIII века.-813 с.

13 Скурат, К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси / К.Е. Скурат. - М.: Покров, 2003. - 128 с.

благотворительности обращался выдающийся историк В.О. Ключевский , он анализировал это явление в обобщающих трудах, а также посвятил этому специальный труд «Добрые люди Древней Руси», ставший объектом анализа В.В. Розанова, B.C. Соловьёва и других русских философов. Фундаментальные труды по истории становления и развития благотворительности в России принадлежат В.В. Бензину, П.И. Георгиевскому, В.И. Герье, В. Ильинскому, А.Н. Кудрявцеву, П.И. Лыконину, Е.Д. Максимову, А. Папкову, С.Г. Рункевичу, С.В. Юшкову

С начала 90-х годов XX века на фоне возродившегося интереса к проблемам благотворительности появился ряд исторических (А.А. Вилков, С.Г. Зубанова, Д.Д. Миоров, O.K. Павлова, Д.А. Пашенцев, Т.Е. Покотилова, Г.С. Рыкина, Г.Н. Ульянова, М.В. Фирсов, Н.В. Чернецов, А.С. Щеглова)18,

16 Ключевский, В.О. Указ-е изд-е.

''Антология социальной работы. В 5 т. / сост. М.В. Фирсов. - М.: Сварогъ - НВФ СПТ, 1994. Т. 1. История социальной помощи в России - 288 с.; Антология социальной работы. В 5 т. / сост. М.В. Фирсов. -М.: Сварогъ - НВФ СПТ, 1995. Т. 2. Феноменология социальной патологии - 400 с. ; Бензин, B.M. Церковно-приходская благотворительность на Руси / В.М. Бензин // Трудовая помощь. - СПб., 1906. - Май-декабрь; Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России / под ред. П.И. Лыконина. - СПб. - Т. 1. Благотворительность государственная. Ч. 1. - 1901. - 330 с. ; Георгиевский, П.И. Призрение бедных и благотворительность в России / П.И. Георгиевский. - СПб., 1894; Ильинский, В. Благотворительность в России: история, настоящее положение и задачи / В. Ильинский. - СПб., 1908; Кудрявцев, А.Н. Исторический очерк христианской благотворительности / А.Н. Кудрявцев//Детская помощь - 1885.-№ 10,13-15.

18Вилков, А.А. Мирская благотворительность как фактор менталитета российского крестьянства / А.А. Вилков // Благотворительность и милосердие: сб. науч. трудов / под общей ред. акад. В.Н. Ярской. -Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1997. -С. 138 - 151; Зубанова, С.Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века : дис ... канд. истор. наук : 07.00.02 / С.Г. Зубанова. - М., 1995. - 252 с.; Миоров, Д.Д. История правового обеспечения общественного призрения в России (вторая половина XVIII века): дис. ... канд. истор. наук : 07.00.02 / Д.Д. Миоров. - M., 1997. - 182 с.; Павлова, O.K. Предпринимательство, призрение и благотворительность в Санкт-Петербурге: вторая половина XIX - начало XX веков: дис. ... д-ра истор. наук: 07.00.02 / O.K. Павлова. - СПб., 2005. -468 с.; Пашенцев, Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX - начале XX века : авторефер. дис.... канд. истор. наук : 07.00.02 / Д.А. Пашенцев. - M., 1995. - 24 с.; Покотилова, Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России: мировоззрение и исторический опыт: авторефер. дис.... д-ра истор. наук: 07.00.02 / Т.Е. Покотилова. - Ставрополь, 1998. - 39 с. ; Рыкина, Г.С. Московское купечество в конце XIX - начале XX столетия: образ торговца-предпринимателя и его ментальные особенности : авторефер. дис. ... канд. истор. наук : 07.00.02 / Г.С. Рыкина. - M., 1999. - 23 с. ; Ульянова, Г.Н. Благотворительность в Российской империи: XIX - начала XX века: монография / Г.Н. Ульянова. - М.: Наука, 2005. - 402 с. ; Фирсов, М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика: авторефер. дис.... д-ра истор. наук: 07.00.02 / М.В. Фирсов. - М., 1997. - 59 с. ; Чернецов, Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России (X - XIX века): авторефер. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Н.В. Чернецов. - М., 1996. - 30 с. ; Щеглова, А.С. Становление основных теоретико-методологических и организационных направлений общественного призрения в Российской империи на рубеже XIX - XX веков: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / А.С. Щеглова.-М., 2005.-218 с.

социологических (И.В. Антонович, Е.А. Воронова, СМ. Наддака-Борцов, А.В. Петрова, Ю.Н. Тазьмин, Л.А. Темникова)19 и философских исследований (А.В. Ботвинова, О.Е. Кульбакина, Е.Р. Смирнова, О.Д. Мацакова, О.С. Хлякин, В.Н. Ярская) благотворительности, социального призрения, социальной работы, а философско-религиоведческих исследований благотворительности практически нет.

М.В. Фирсов ввёл понятие «парадигма помощи», то есть устойчивая модель помощи, которая соответствует уровню развития данного общества и его культуре в определённый исторический период21.

За последние несколько лет появились исторические и социологические исследования и статьи, анализирующие ценностные ориентации и мотивы благотворительной деятельности предпринимательства , но большинство из них посвящены современному периоду23.

Антонович, И.В. Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ на примере Алтайского края: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2003. - 17 с. ; Воронова, Е.А. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в России: социологический анализ: дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / Е.А. Воронова. - СПб., 2004. - 207 с. ; Наддака-Борцов, СМ. Ценностные аспекты благотворительной деятельности: авторефер. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / СМ. Наддака-Борцов. - Ростов/нД, 2006. - 25 с.; Петрова, А.В. Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие: теория и история процесса: авторефер. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.01 /А.В. Петрова. - Екатеринбург: Ур. гос. ун-т им. A.M. Горького, 2003. - 24 с. ; Тазьмин, Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях / Ю.Н. Тазьмин // Социологические исследования. -2002. - № 2. - С. 92-97; Темникова, Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества: авторефер. дис.... канд. социол. наук: 22.00.06 /Л.А. Темникова. - Белгород, 1996. - 30 с.

20 Ботвинова, А.В. Духовность и гуманизм в открытом обществе: социально-философский анализ: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / А.В. Ботвинова. - Москва, 2004. - 53 с. ; Кульбакина, О.Е. Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Е. Кульбакина. - Барнаул, 2005. - 165 с. ; Мацакова, О.Д. Демократический этос альтруизма в современном общественном сознании: дис. ... канд. филос. наук 09.00.11 / О.Д. Мацакова. - Омск, 2004. -179 с. ; Смирнова, Е.В. Социокультурный смысл милосердия / Е.В. Смирнова // Благотворительность и милосердие: сб. науч. трудов / под общей ред. акад. В.Н. Ярской - Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1997. - 244 с. ; Хлякин, О.С. Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты: авторефер. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / О.С. Хлякин. - Красноярск, 2004. -218 с; Ярская, В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные общечеловеческие ценности / В.Н. Ярская // Благотворительность и милосердие: сб. науч. трудов / под общей ред. акад. В.Н. Ярской. -Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1997.-244 с.

21 Фирсов, М.В. Указ-е изд-е.

22 Беспалова, Ю.М. Ценностные ориентации в культуре западно-сибирского предпринимательства второй
половины XIX - начала XX века / Ю.М. Беспалова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 1998. - 202 с.; Зиновьева, Л.Е. О
традиционных мотивах российского меценатства / Л.Е. Зиновьева // Родовое сознание и духовное
предпринимательство: материалы межд. молодёжной науч.-практич. конф. 27 - 30 марта 2002 г. - Пермь,
2002. - С. 63-65; Лернер, Л.А. Мотивы благотворительности русского купечества (на материалах Курской
губернии) / Л.А. Лернер // Благотворительность в России 2003. Социал. и ист. исслед.: сб. стат. / под ред.
О. Лейкинда. - СПб.: Лики России, 2003. - С. 148-152.

23 Апресян, Р.Г. Ценностные контрзвёзды предпринимательства / Р.Г. Апресян // Общественные науки и современность. - 1993. - № 2. - С. 19.; Березина, Е.М. Благотворительность как прагматика милосердия /

Выбранный в диссертационном исследовании подход к ценности как основе мотивов любой деятельности, в том числе благотворения, обусловил обращение к аксиологии. Вопрос о природе и сущности ценностей был поставлен в философии Баденской школы неокантианцев В. Виндельбанда, Г. Риккерта и в феноменологии Н. Гартмана, Э. Гуссерля, М. Шелера. Аксиологическая проблематика развивалась в рамках социологического подхода М. Вебером, Э. Дюркгеймом, в теории социокультурной динамики П.А. Сорокиным, а также психологами А. Маслоу, К. Роджерсом, В. Франклом. Ценностное видение мира в преломлении духовного и религиозного проявлений широко обсуждалось в русской религиозной философии Серебряного века, в трудах Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, B.C. Соловьёва и др. Значительный вклад по развитию теории ценности в современной отечественной философии внесли Б.С. Алишев, Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Н.С. Розов, В.Н. Сагатовский, Л.Н. Столович, И.А. Сурина24.

Воздействие ценностей на мотивацию личности и возможности их реализации на практике рассмотрено в диссертации И.П. Поляковой25

Е.М. Березина // Родовое сознание и духовное предпринимательство: материалы междунар. молодёжной науч.-практич. конф. 27 - 30 марта 2002 г. - Пермь, 2002. - С. 20-24; Вандышев, М.Н., Петрова, Л.Е. Экономическая мотивация благотворительной деятельности (на примере предприятий Екатеринбурга) // Благотворительность в России. Социал. и ист. исслед.: сб. ст. / под ред. О.Л. Лейкинда. - СПб.: Лики России, 2003. - С. 503-520; Загорулько, Н.М., Казаков, О.Б., Потапенко, М.С. Экономическая мотивация корпоративной благотворительности в Российской Федерации // Благотворительность в России 2003 - 2004 / под общ. ред. О.Л. Лейкинда. - СПб. : Изд-во им. Н.И. Новикова, 2004. - 303-315; Семёнов, В.Л. Особенности нравственной мотивации благотворительной деятельности в современной России // Родовое сознание и духовное предпринимательство: материалы междунар. молодёжной науч.-практ. конф. 27 - 30. 03.2002 года, Пермь.- Пермь: Издательство ПРИПНТ, 2002.

24 Алишев, Б.С. Психологическая теория ценности: системно-функциональный подход : дис. ... д-ра
психол. наук : 19.00.01 / Б.С. Алишев. - Казань, 2002. - 367 с. ; Выжлецов, Г.П. Ценности российской
духовности: кризис и возрождение // Человек и духовно-культурные основы возрождения России: сб. стат. /
под ред. Г.П. Выжлецова, В.Т. Пуляева, В.Н. Сагатовского. - СПб.: Изд-во С-Петербург-го университета,
1996. - С. 12-33; Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной
реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 15-26; Розов, Н.С. Общезначимые
ценности и смысл истории / Н.С. Розов // Философия ценностей: материалы Рос. конф. (г. Курган, 15-16
апреля 2004 г.). - Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 2004. - Вып. 2. - С. 69-73; Сагатовский, В.Н. Идеал
человека в русской культуре / В.Н. Сагатовский // Человек и духовно-культурные основы возрождения
России: сб. стат. - СПб.: Изд-во СПб-го университета, 1996. - С. 34-41; Столович, Л.Н. Об
общечеловеческих ценностях / Л.Н. Столович // Вопросы философии. - 2004. - № 7. - С. 86-97; Сурина, И.А.
Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопросы теории и методологии / И.А.
Сурина. - М.: Социум, 1999. - 184 с.

25 Полякова, И.П. Роль ценностей в процессе мотивации: авторефер. дис. ... канд. филос. наук:
09.00.11 / И.П. Полякова. - М., 2003. - 23 с.

исследовавшей основополагающие аспекты природы и сущности ценностей, механизмы их формирования. Автор делает вывод о доминирующей роли ценностей в процессе мотивации избираемых поведенческих стратегий личности. В современной социальной психологии благотворительность рассматривается с точки зрения «помогающего поведения»: Ш. Тейлор, Л. Пипл и Д. Сире понятие «помогающее поведение» определяют через альтруизм и просоциальное поведение26. Альтруизмом называются действия, связанные с добровольным оказанием помощи человеку, в отсутствие ожиданий, что они повлекут за собой какие-либо вознаграждения, за исключением разве что ощущения совершения доброго дела. Просоциальное поведение включает в себя любые действия, связанные с оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера её мотивов. Понимание просоциального поведения авторами осуществляется с позиций нескольких подходов. Первый - с позиции принятия решения-фокусируется на процессах, влияющих на наше восприятие необходимости предоставления помощи в сложившейся ситуации, а также подчёркивается сравнительная оценка индивидом затрат и вознаграждений, которые влечёт за собой оказание помощи. Следующий подход - с позиции научения, согласно которому помогающее поведение реализуется в соответствии с принципами подкрепления и моделирования. Согласно третьего -эволюционного подхода - человеческая предрасположенность к оказанию помощи - неотъемлемая часть нашего генетического и эволюционного наследия. Авторами подчёркивается важная роль социальных норм, предписывающих оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Анализ литературы свидетельствует о том, что вопросы эволюции православно-христианской традиции в ценностно-мотивационной основе благотворительности в России не получили достаточно полного научного отражения в трудах учёных.

Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сире. - СПб.: Питер, 2004. - 767 с.

Исходя их этого, объектом диссертационного исследования является православно-христианская традиция как ценностно-мотивационная основа благотворительности в России.

Предмет исследования: генезис и эволюция православно-христианской традиции в системе ценностной мотивации благотворительности в России с древнейших времён до начала XX века.

Цель исследования: философско-религиоведческий анализ ценностно-мотивационных доминант благотворительности в Древней Руси и России XVIII - начала XX веков в контексте соотношения религиозной и секулярной мотиваций.

Для реализации цели поставлены следующие исследовательские задачи:

-обосновать значение христианской системы ценностей в формировании ценностной мотивации благотворительности;

интерпретировать русскую религиозную философию XIX - начала XX веков как совокупность философско-методологических идей, наиболее ярко репрезентирующих проблему возрождения христианской мотивации благотворительности;

выявить особенности мотивации благотворительности в Древней Руси, основанной на православно-христианской традиции;

-проанализировать изменения ценностно-мотивационной основы российской благотворительности в соотношении религиозного и секулярного аспектов в XVIII - начале XX веков.

Теоретико-методологической базой исследования выступают аксиологический и антропологический подходы.

В описании систем ценностей диссертант опирается на междисциплинарный подход к теории ценности, предложенный ДА. Леонтьевым. При исследовании мотивов российской благотворительности использованы историко-культурный (поскольку понимание и анализ той или иной культуры невозможны вне контекста её собственной истории) и религиоведческий подходы. В диссертационном

исследовании предпринята попытка сочетать «субъективистский» подход в аксиологии (теория Р. Лотце, А. Ритчль, Ф. Брентано), позволяющий интерпретировать ценность как откровение, более важное, чем рассудочное мышление, и объективистский подход, изучающий ценности как объективные (общезначимые начала) и формальные (М. Шелер), имеющие однозначную положительную или отрицательную характеристику.

В ходе работы над диссертацией были применены методы интерпретирующего и сравнительного анализа.

Научная новизна диссертационного исследования:

на основе анализа корпуса патристических текстов определена основополагающая роль христианской системы ценностей в формировании исходной парадигмы и мотивации благотворительности в православно-религиозной традиции;

русская религиозная философия XIX - начала XX веков интерпретирована как совокупность философско-методологических идей, наиболее ярко репрезентирующих проблему возрождения христианской мотивации благотворительности;

- реконструирована древнерусская ценностно-мотивационная традиция
благотворительности, основанная на православно-христианском идеале;

-выявлена тенденция к усложнению мотивации российской благотворительности XVIII - начала XX веков, обусловленная секуляризацией культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Православно-христианская система ценностей сыграла основополагающую роль в формировании ценностно-мотивационной основы российской благотворительности. Христианство выработало свой особый идеал мотивации благотворения, согласно которому истинным благотворением можно считать только ту помощь, где ценность и мотив совпадают. Она основана на следующих мотивах: сотериологически-эсхатологическом; мотивах стремления к богоподобию (теозису) и духовно-

нравственному совершенствованию; высшем мотиве благотворительности -сострадании, милосердии, любви к ближнему. Именно в мотивах, то есть в «помыслах» (следуя христианской терминологии), заключена вся активная роль становления человека в борьбе со страстями, искушениями за утверждение высших духовных ценностей - любви к Богу, ближнему, за творение добра.

  1. Философы XIX - начала XX веков пытались восстановить, реанимировать российскую духовность, преодолеть кризис культуры путем «восстановления» христианских ценностей, их «права на бытие», поскольку считали наиболее ценной не только априорную аксиологию, но и ее эмпирические составляющие: страдание, сострадание, благотворение, описанные ими с точки зрения философской интерпретации христианских понятий любви, милосердия, благотворения в целом. Акцент аксиологической проблематики русские философы делали не на объективных характеристиках ценностей, а на переживаниях, субъективном вхождении в тот эмоциональный контекст, который и актуализирует сферу христианской нравственности для человека и общества.

  2. Мотивация древнерусской благотворительности основывалась на двух системах ценностей - древнеславянской и христианской. В языческом сознании благотворительность связана с «задабриванием», успокоением Другого (объекта благотворения) через подачу милостыни, разделение крова, гостеприимство. С принятием христианства момент «задабривания» накладывается на новые мотивы благотворения: сострадательную сердечность, любовь к ближнему, страх перед Богом. В Древней Руси наряду с христианскими мотивами благотворения функционировали прагматические, в том числе социально-экономический и социально-политический. В русском сознании благотворение преломлено через понятие милостыни, которая становится её метаязыком и, по сути, делает излишними все остальные пути достижения богоподобия.

4. Факторы, детерминирующие эволюцию мотивации благотворения с XVIII до начала XX веков, можно разделить на статические и динамические. Начиная с XVIII века, превалируют динамические факторы, происходит смена аксиологических установок: от формально-аксиологической (ценность - это долг) к полимотивированности российской благотворительности, расширению спектра прагматических мотивов при формальном доминировании христианско-православной мотивации на вербальном, демонстративном и, частично, реальном уровнях.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Основные положения, обобщения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам изучения ценностно-мотивационных аспектов благотворительности, а также по проблемам фил ософско-мировоззренческого характера.

Материалы диссертации могут быть востребованы в процессе преподавания курсов по философии, религиоведению, истории социальной работы, истории русской православной церкви и спецкурсов по проблемам мотивации благотворительности.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на I Международной научно-практической конференции «Иоасафовские чтения» (Белгород, декабрь 2003); на межвузовской научной конференции «Проблемы духовно-культурного и исторического развития России и российского общества» (Белгород, февраль 2005); на II Международной научно-практической конференции «Иоасафовские чтения» (Белгород, декабрь 2004); на межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Язык, фольклор, культура: проблемы взаимодействия» (Белгород, декабрь 2005); на III Международной молодёжной конференции «Иоасафовские чтения» (Белгород, декабрь 2005); на II Всероссийской научно-практической конференции «Православие и русская литература. Вузовский и школьный аспект изучения» (Арзамас, май

2006); на I Российском культурологическом конгрессе (Санкт-Петербург, август 2006).

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора. Диссертация обсуждалась на аспирантском семинаре, заседаниях кафедры христианской истории и антропологии и кафедры философии БелГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Аксиология субъективной мотивации благотворительности: анализ основных понятий

Логика диссертационного исследования предполагает уточнение нашей позиции в отношении понятий «ценность», «мотив», «мотивация», «ценностно-мотивационные основы» и ряда других с ними связанных терминов, поскольку их толкование в психологической, философской и социологической литературе неоднозначно.

Проблематика ценностей разрабатывалась в рамках философского, социологического и психологического подходов, которые, в свою очередь, также характеризуются пестротой мнений их отдельных представителей. Вместе с тем «плюрализм в аксиологии, - как отмечает Л.Н. Столович, - не следует воспринимать как сумбурную разноголосицу, так как каждый подход содержит в себе возможность выявить определенную грань ценностного отношения» . Он выделяет психологический подход (А. Мейнонг, Дж. Дьюи, Р.Б. Пери), социологический (М. Вебер, Э. Дюркгейм), феноменологический (Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман и др.), логико-семантический и семиотический анализ ценностей (Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, А. Ричарде), экзистенциальный подход (Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер) и теологический подход (Г. Марсель, Ж. Маритен, И.О. Лосский). Л.Н. Столович анализирует ценность с точки зрения гносеологии как момент взаимосвязи субъекта и объекта.

Ряд современных исследователей представляют ценностную проблематику в рамках трёх теорий: объективно-идеалистических, трактующих ценность как потустороннюю сущность, находящуюся вне пространства и времени; субъективно-идеалистических, рассматривающих ценность как явление сознания, как субъективное отношение человека к оцениваемым объектам; натуралистических, определяющих ценность как выражение естественных потребностей человека или законов.

И.А. Сурина на основе анализа существующих в отечественной литературе теорий ценностей обобщает их в три основные группы концепций . В «функционалистской» концепции ценность рассматривается как реальный предмет, имеющий функциональную значимость для людей, полезный теми или иными свойствами, то есть ценность способна удовлетворять потребности людей, ценность сближается с понятием «благо». В рамках «оценочной» концепции ценность представляется как идеал, стремление, отношение. Она сводится к познавательному, духовно-практическому отношению субъекта к объекту, к оценке. И, наконец, в третьей, «сигнификативной» (значимостной) концепции ценность либо просто отождествляется со значимостью, либо низводится до обыденного понятия ценности, употребляемого для обозначения всех форм человеческой значимости.

Д.А. Леонтьев предлагает применять междисциплинарный подход к теории ценностей и выработать общее, единое определение этого понятия, в котором нашли бы своё место различные его трактовки. По представлению Д.А. Леонтьева, ценностная проблематика имеет свое «проблемное пространство», отражающее стороны проявления ценностей в соответствующих науках, то есть сколько наук, изучающих ценности и их дефиниции, столько и сторон его проявления. Он выделяет пять таких сторон, обозначая их как «оппозиции»29.

Первая оппозиция порождена языковой двойственностью слова «ценность»: с одной стороны, это понимание ценности как атрибута, как ценности всегда чего-то, с другой - это объект или предмет, нечто ценное само по себе. Понимание ценности как атрибута характерно для работ психологов (Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, К. Роджерс). В данной интерпретации слово «ценность» оказывается синонимом таких понятий, как «смысл» и «значимость».

Суть второй оппозиции, по Леонтьеву, состоит в следующем: считать ли ценностями конкретные значимые для субъекта или удовлетворяющие его потребности предметы, его окружающие или же закрепить это понятие за особыми абстрактными сущностями. С одной стороны, имеет место расширительная трактовка ценностей, авторы которой на философско-психологическое понятие ценности автоматически переносят многие смысловые оттенки, присущие понятию «стоимость», «ценность» - это всё то, что служит реализации потребностей и интересов (утилитарный подход Дж. Дьюи, Р.Б. Пери). Данная трактовка предполагает вторичность ценностей, потребности и интересы являются источником «предметных ценностей», понятие ценности лишается самостоятельного концептуального наполнения.

С другой стороны, большинство философских подходов к проблеме ценностей, значительная часть психологических и некоторые социологические исходят из установки, что понятие ценности описывает особую реальность, невыводимую из потребностей. Д.А. Леонтьев отмечает: «Спектр конкретных определений ценности в рамках этой общей установки достаточно широк - от любой личностно осмысленной социальной нормы до осознанного и принятого смысла жизни... только при таком подходе понятие ценности может обнаружить и реализовать свой эвристический потенциал»30.

Следующая оппозиция - «индивидуальное - надындивидуальное», суть которой состоит в противопоставлении понимания ценности как индивидуальной реальности, значимой только для переживающего её субъекта и интерпретации ценности как надындивидуальной реальности (имеется ввиду либо социологическая категория, адекватная для описания культур или социальных систем, либо об объективной трансцендентной сущности), имеющей субъективно-психологические корреляты - мотив, потребность, интерес, ценностная ориентация, субъективная ценность.

Социологизация или онтологизация природы надындивидуальных ценностей порождает, по Леонтьеву, четвёртую оппозицию. Онтологизация и абсолютизация надындивидуальных ценностей (Э. Шпрангер, М. Шелер и Н. Гартман) выводит понятие ценности за пределы научного, в том числе философского анализа, а единственно продуктивной в научном плане выступает социологическая интерпретация надындивидуального характера ценностей, при этом они теряют свой абсолютный характер. Д.А. Леонтьев отмечает: «Социальные ценности трансцендентны индивидуальному сознанию и деятельности и, безусловно, первичны к индивидуально-психологическим ценностным образам, но они не абсолютны и не объективны в строгом смысле слова» . Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нём в любой исторический отрезок времени разных, даже противоречивых ценностей.

Русская религиозно-философская мысль XIX - начала XX веков и проблема возрождения христианской мотивации благотворительности

Проблема ценностей духовного порядка и в первую очередь ценностей православно-нравственных составляет своеобразие русской культуры, российской общественной мысли, отечественной философии. Антропологизм, нравственно-этическая направленность всегда характеризовали своеобразие русской философии. Тема человека, его судьбы и смысла существования доминировала в отечественной философской мысли. При этом главной являлась, как подчёркивал историк русской философии В.В. Зеньковский, «моральная установка». Он отмечал, что «здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования» . Аксиологический аспект культуры и социокультурной деятельности людей выступает в философской антропологии в качестве одного из важнейших. Кроме того, ценностный аспект в анализе культуры, особенно духовной, можно рассматривать в качестве существенной характеристики философского понимания культуры как общетеоретическую проблему философии культуры.

Милосердие имеет древнюю историческую традицию в философских и религиозных идеалах человеческого общества. Представители русской религиозной философии уделяли большое внимание религиозно-этической проблематике, в частности, проблеме сострадания, милосердия, благотворительности.

Представители русской религиозной философии XIX - начала XX веков пытались возродить христианство на философском языке. Философы актуализировали тему страдания, сострадания, милосердия, но отличия позиции русских философов от традиционного христианства заключается в том, что они сами в своих работах хотели «восстановить» человека, вернуть ему первоначальную целостность. Философы предпринимали попытки найти «рецепты» по преодолению греховности. Вместе с тем это не религиозные концепции, а именно философские трактовки милосердия, благотворения, добра.

Взгляды представителей русской философии на проблему идеальной мотивации благотворения условно можно разделить на две группы: традиционалистский подход (С.Н. Булгаков, И.В. Киреевский, П.А. Флоренский, А.С. Хомяков) и индивидуалистические философские теории: (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьёв, С.Л. Франк).

Начало расцвета самостоятельной философской мысли в России XIX века связано с именами славянофилов И.В. Киреевского (1806-1856) и А.С. Хомякова (1804-1860). Виднейшие представители русской философии кульминацию высокой духовности видели в идее соборности, согласно которой все члены церкви органически связаны с Богом и друг с другом. В этом плане соборность противостоит «личной отдельности», «духовному эгоизму» и индивидуализму97. Индивидуализм разрушает человеческую солидарность и рассматривает человека в качестве отдельного «я», предельного носителя индивидуального сознания. Такое понимание человека ведёт к формированию жизненной позиции, которая не предполагает помощь ближнему. В этом случае действует правило: «каждый сам за себя». А это, по мнению А.С. Хомякова, выглядит как совершенное бессилие и внутренний, непримиримый разлад отдельной личности. Подобная установка разрушает нравственность и не допускает ничего истинно общего; она препятствует раскрытию духовного потенциала человека.

Философы-славянофилы не говорили о милосердии как о религиозно-этической категории, но, рассуждая о русской специфике, отмечали, что русской национальной культуре присущ идеал соборности, который составлял этическое основание жизни русского народа, что на бытовом уровне проявлялось в заботе о слабых членах общины - сиротах, стариках, вдовах.

Таким образом, философы-славянофилы отмечали, что милосердие как основной мотив благотворительной деятельности выступало нормой жизни русского общества с древнейших времён, так как соборность как этическая категория содержит в себе высшие требования по отношению к личности, то есть такие требования, возможное выполнение которых позволило бы человеку приблизиться к совершенству. Соборность определена русскими религиозными мыслителями как критерий различения добра и зла в поведении человека, как альтернатива существующему порядку вещей (вражде, непримиримости, эгоизму и т. д.). В соборности воплощена надежда на братство людей и человечность в отношениях между ними,

В рамках догматической интерпретации сострадания, милосердия, благотворительности рассуждал и В.В. Розанов (1856-1919). Он различал деяния по долгу, по обязанности от деяний помощи по зову сердца как внутреннюю потребность. В своей работе «Богомольная и милостивая Русь» писал: «Если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания вдруг исчезли бы в Древней Руси все нищие и убогие, кто знает - может быть, древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость...» . Мыслитель, таким образом, проводил мысль о том, что нищенство являлось в Древней Руси одним из средств нравственного воспитания народа. В этом вопросе его взгляды совпадают с о взглядами выдающегося русского историка В.О. Ключевского". Идеализируя прошлое, В.В. Розанов видел в нем пример идеальной мотивации благотворения.

Диверсификация православно-христианской традиции благотворительности в религиозном сознании Древней Руси

История Древней Руси во многом совпадает с историей принятия и утверждения христианства и христианской системы ценностей в русском обществе. В связи с этим многие дореволюционные авторы начало развития благотворительности связывали исключительно с введением христианства на Руси, так как в этой религии к тому времени уже были сформулированы основные императивы «теории милосердия». Однако ряд современных исследователей отмечают, что ещё до принятия христианства на Руси существовали богатые традиции взаимопомощи у славян, обусловленные специфическими культурно-историческими условиями и доминирующими ценностями древних славян132.

В традиционной славянской культуре были выработаны основные идеалы, нормы и правила жизни людей, которые, несмотря на многочисленные изменения, с течением времени перешли в мировосприятие русского народа. О.С. Осипова отмечает: «Ценностная сторона в мироотношении народа непосредственно связана с общественным, коллективным сознанием или представлениями»133. Согласно социологу Э. Дюркгейму коллективное сознание есть обладающая собственным бытием совокупность верований и чувств, общих для членов данного общества. Он подчёркивал, что системы ценностей имеют коллективное происхождение. В свою очередь коллективное мышление преобразует мир под воздействием созданных им идеалов; под идеалами мыслитель понимал основные социальные явления: религию, мораль, право, экономику, эстетику, которые есть «не что иное, как системы ценностей, следовательно, идеалы»134. О.С. Осипова называет эти идеалы ценностными коллективными идеями, утверждая, что важнейшие славянские коллективные идеи связаны с понятиями единства мироздания, всепроникающей божественности, взаимообусловленности и относительности всех явлений, которые преломляются во множестве частных идей: одухотворение природы, предание о происхождении людей как сынов и дочерей богов, приоритет коллективного начала над личностным, патриотизм, верность долгу, чести и справедливости . Исследователь отмечает приоритет этических ценностей у славян, жизнь которых подчинялась достаточно строгим императивам, задававшим нормы морали и нацеленным на достижение социальной гармонии.

Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему, столь распространенного на Руси, еще в обычаях восточных славян. Так, СМ. Соловьев отмечал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей» . Восточные славяне привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством. Человеколюбие, незлобивость, открытость души у наших предков формировались под влиянием основных видов их деятельности \ хлебопашества, скотоводства, ремесленничества, а также затянувшегося дольше, чем у других народов, родового общественного устройства. Этому способствовала и сама среда обитания, те географические и природно-климатические условия, в которых они находились в результате естественноисторических процессов передвижения и расселения народов.

Современный исследователь социальной работы М.В. Фирсов отмечает: «...философия жизни языческой общности вызывала к жизни определённые формы поддержки и защиты. Реципрокные и редистрибутивные социальные связи, направленные на сохранение единого пространства жизнедеятельности, важного для всех его членов, создали особый нерв социогенома, и его архитипические формы существования, сложившиеся за многие столетия, стали основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся» .

Христианская система ценностей растворила в себе славянские «ценностные коллективные идеи», что повлекло за собой их неизбежную трансформацию и, как следствие, своеобразное преломление христианского идеала мотивации благотворительности.

Как отмечает Т.Е. Покотилова: «...древнерусская благотворительность стала результатом рефлексии древнерусского общества в процессе создания и развития своей культурной среды на этапе усвоения русским обществом адекватной усложнявшимся общественным отношениям религиозной идеологии - православия» .

Как известно, значительную часть православной этики занимает учение о любви к ближнему и милосердии, призывавшее выполнять дела милосердия в качестве главного средства спасения души. В силу закономерной монополии и функциональной обязанности православной церкви проповедовать христианское учение о любви к ближним, древнерусское общество пользовалось руководством церковной иерархии в выполнении дел милосердия. Данное руководство осуществлялось по трём направлениям: воспитание нравственных побуждений к благотворению через проповедь учения о любви и милосердии; воспитание паствы примерами собственного милосердия в среде иерархов; практическая работа по организации призрения через собственные структуры за счёт церкви, государства, общин, братств и милостыни.

С утверждением христианской системы ценностей добродетельным начинает считаться тот, кто следует нормам, закреплённым в христианской традиции: «Се суть душевная дела добрая: кротость, смирение, послушание, доброучение, покорение, легкосердье, безгневье, милость, любовь, немногоглаголание, покаяние и прочая: поклон, пост, милостыня...» . Целью жизни при этом считается обожение, которое интерпретируется как онтологическое явление, поскольку понимается как бытийственное изменение всего человеческого естества, «возвращение» человека в первоначальное состояние единения с Богом, который сотворил его добрым.

Изменение ценностно-мотивационной парадигмы благотворительности в процессе секуляризации

Поскольку мы анализируем эволюцию мотивации благотворения, нам необходимо выделить факторы, детерминирующие её на протяжении рассматриваемого периода. В связи с этим можно выделить как статические, так и динамические факторы. К первым мы относим русские традиции, специфику русского менталитета, сильные традиции общинной взаимопомощи {общинный уклад специфическим образом консервировал ценности), сохраняющееся сильное влияние православной церкви в обществе, социально-экономическая отсталость России. К динамическим факторам - общеисторические процессы, влияющие на серьёзные изменения в системе ценностей, а также отдельные факты истории российской благотворительности и призрения, влияющие на мотивацию благотворительности и непосредственно связанные с общеисторическими изменениями и вытекающие из них:

- постепенная секуляризация сознания;

- переход социальной инициативы от церкви к государству;

- борьба с нищелюбием;

- увеличение связей с Европой, так называемая европеизация, приток инородных идей и ценностей, в том числе протестантских;

- устойчивое развитие капиталистических отношений и, как следствие - формирование новых ценностей (со второй половины XIX века); либеральные реформы, политизация общества.

Исследуя мотивы древнерусской благотворительности, мы выявили доминирование религиозных ценностей в психологии благотворения. Как известно, установки религиозной личности обладают чрезвычайно высокой ценностью и определяют её основные жизненные смыслы. «Вера в Бога представляет собой социально-психологическую ориентацию, побудительный мотив и высшую духовную ценность»169. Деятельность Русской православной церкви являлась, начиная со времён принятия христианства (об этом уже шла речь выше), важнейшим фактором формирования картины мира, мировоззрения, в том числе и системы ценностей российского общества. Церковь и прямо, и косвенно влияла на отношение каждого индивида в отдельности, а также всего общества к идее милосердия, милостыни, благотворения, помогающей деятельности в целом, поскольку был задан идеал христианской мотивации этой деятельности.

Вместе с тем начало XVIII века, как известно, связано с радикальными изменениями во всех сферах жизни российского социума. Происходит постепенная секуляризация сознания, в связи с этим - переход социальной инициативы от церкви к государству. Некоторые мыслители высказывались по этому поводу достаточно радикально: «От споров о «двугубой и трегубой аллилуйя» русский без всякой ступени, без всего промежуточного переходил к атеизму... Начиная с петровских реформ, секуляризация шла полным ходом, оттесняя православие на периферию культурной жизни»170. Современные исследователи отмечают «двойственность и биполярность самоощущения русского человека новой вестернизированной культуры»171. Одним из ярких проявлений «переоценки ценностей» является борьба с нищелюбием. Идеи мыслителей конца XVII века о нищенстве как о негативном социальном явлении также в ней своё отражение.

Петр I рядом указов (1682, 1694, 1711, 1720 гг.) начинает активную политику государства по преследованию нищенства, принимает меры по организации системы призрения основных категорий нуждающихся под контролем государства, как в создаваемых государственных заведениях призрения, так и с использованием церковных структур, он издаёт серию указов по принуждению работоспособных к труду. Т.Е. Покотилова отмечает, что петровские реформы закладывают основы предупредительной, профилактической благотворительности, так как изменяются подходы к делу организации просвещения, медицинского обслуживания . Нетрадиционные меры Петра І в преследовании нищенства и попытках поставить под полный контроль государства создаваемую систему благотворения «вызывают в качестве реакции дебаты в передовой части общества о правильности принимаемых мер в сравнении с уже сложившимися традициями благотворительности, о цели и сущности правильной постановки дела милосердия в стране».

Борьба с нищенством (ставшая возможной в результате частичного обмирщения сознания) в случае удачного завершения должна была иметь далеко идущие последствия как для формирования иной системы благотворительности, так и для ценностно-мотивационной основы благотворения. Христианский идеал мотивации помощи ближнему с такими характеристиками, как тайность, всеобщность, невыяснение обстоятельств нуждающегося, подвергался сомнению и отодвигался на второй план. М.В. Фирсов отмечает, что теологические смыслы в общественном призрении заменяются социетальными подходами, на теоретическом уровне происходят изменения в подходах к идеологии помощи.

Если в древнерусский период общественного призрения нуждающийся представлял определенную ценность для отдельной личности - заступника, поскольку защита его была наглядной, добродетелью перед лицом Всевышнего, то теперь нуждающийся стоял лицом к лицу с государственными институтами, и именно они определяли его необходимость в данной роли. Деятельность, труд, возможность или невозможность приносить пользу - вот те критерии, на которых начинает базироваться новая теория «милосердия».

Похожие диссертации на Православно-христианская традиция благотворительности в России