Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническая миграция в контексте межкультурных взаимодействий Шуменко Марина Анатольевна

Этническая миграция в контексте межкультурных взаимодействий
<
Этническая миграция в контексте межкультурных взаимодействий Этническая миграция в контексте межкультурных взаимодействий Этническая миграция в контексте межкультурных взаимодействий Этническая миграция в контексте межкультурных взаимодействий Этническая миграция в контексте межкультурных взаимодействий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шуменко Марина Анатольевна. Этническая миграция в контексте межкультурных взаимодействий : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Шуменко Марина Анатольевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 141 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/495

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско-культурологическии смысл миграции 16

1.1. Основные концептуальные подходы к исследованию миграции 17

1.2. Понятие миграции, ее виды и функции 26

1.3. Философско-культурологическии анализ миграции 38

Глава 2. Специфика «вхождения» мигрантов в новую культуру 45

2.1. Основные формы аккультурации мигрантов 46

2.2. Социокультурные особенности адаптации мигрантов к принимающей культуре 55

Глава 3. Этнокультурные основы межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающего общества 76

3.1. Ценностно-нормативные основы культуры северокавказских народов 79

3.2. Специфика межкультурных взаимодействий этнических мигрантов и принимающего общества (на материале южнороссийского региона) 91

Заключение 118

Литература 1

Введение к работе

С конца XX века миграционные процессы приобрели поистине глобальные масштабы, охватив все страны мира, социальные слои и группы населения. Не случайно прошедший век назван «эрой миграции». Миграция стала одним из важных факторов демографических, социальных, экономических и культурных изменений во многих регионах мира. Распад СССР, обострение межгосударственных и международных отношений, глубокий социально-экономический и политический кризис привели к росту международной и внутренней миграции и на территории России. При этом в последние десятилетия произошло значительное расширение географии миграционных направлений и этнического состава участников миграционных процессов. Особую актуальность проблема миграции приобрела в эпоху социальной трансформации российского общества на фоне «глобального экономического кризиса» последних лет.

Изучение научной литературы, посвященной миграции показывает, что данная тема неизменно является предметом научного анализа самых разных научных дисциплин. Вместе с тем в отечественной науке нет комплексного исследования по миграции. Освещение данной темы происходит фрагментарно, в рамках демографии, экономики, социологии, политологии, права и др. Актуальность данного исследования вызвана необходимостью проведения анализа миграции сквозь призму философско-культурологического знания. Тем самым результаты данного исследования помогут более глубоко и полно раскрыть особенности миграции как социокультурного явления.

В условиях мирового кризиса этнические мигранты вынуждены вырабатывать определенные модели и способы адаптации к новым политико-экономическим и социокультурным условиям своего существования в рамках российского общества. При этом характер этих адаптационных процессов носит не только позитивный, добровольный, но и негативный характер. Сегодня назрела необходимость в описании и научно-методологическом обосновании эффективных моделей культурной адаптации этнических групп.

Для современного российского общества особо злободневно звучит проблема межкультурного взаимодействия этнических мигрантов как представителей определенных этнокультурных групп и принимающего их населения в отдельных регионах. В контексте межкультурных взаимодействий на Юге России изучение этой проблемы может дать весьма важные результаты, которые помогут более глубоко понять сущность современных социокультурных явлений и процессов.

Степень разработанности проблемы

В отечественной науке миграция рассматривается главным образом сквозь призму экономической, демографической и социологической наук. Миграция ха-

растеризуется как социально-экономический и демографический процесс, представляющий собой совокупность перемещений, совершаемых людьми между странами, районами и поселениями. Так, Т.Н. Юдина рассматривает миграцию как процесс социального взаимодействия населения, вовлеченного в социально-географическое перемещение. С точки зрения Т.И. Заславской в основе миграционного поведения населения лежат не только объективного характера (развитие производства, наличие рабочих мест и др.), но и субъективные факторы, формирующиеся в зависимости от стереотипов и установок, движущих отдельным индивидом. Общие вопросы миграции населения раскрываются в работах С.К. Бондаревой, В.А. Тишкова, Ж.А. Зайончковской, А.С. Ахиезера, Л.Л. Рыбаковского, В.А. Ионцева, А.В. Сухова, С.А Трыкановой.

Проблема этнической миграции - одна из самых актуальных проблем современной отечественной науке. При этом в контексте постижения сущности и особенностей этнической миграции диссертант опирался на фундаментальные исследования по общим вопросам теории этноса и этнической культуры Ю.В. Бромлея, Ю.В. Арутюняна, С.А. Арутюнова, Л.М. Дробижевой, Я.В. Чеснова, Ф. Барта и др.

Различные аспекты взаимоотношений этнических мигрантов и принимающего сообщества изучают В.П. Петров, В.К. Полуянов, А.Р. Сериков, В.В. Черноус, А.С. Шурупова. Результаты исследований практик взаимодействия этнических мигрантов и местного населения представлены социологами, политологами и психологами - Ю.В. Арутюняном, СВ. Лурье, С.А. Пистряковым, А.В. Дмитриевым, В.П. Петровым, Г.У. Солдатовой, А.В. Топилиным, М.Ю. Орловой. В.И. Мукомель и Э.А. Паин исследуют проблему причин возрастания ксенофобий и антимиграционных настроений в России в контексте динамики миграции в 1990-2005 гг.

Вопросы о взаимосвязях миграционных процессов и адаптации мигрантов к принимающей социальной среде, условиях приспособления, о факторах, определяющих ход, степень и время приспособления в различных типах ситуаций, исследуются B.C. Айрапетовой, Ж.А. Зайончковской, В.А. Тишковым, Н.М. Лебедевой, Г.С. Витковской, Е.А. Назаровой, Л.А. Шайгеровой.

З.И. Левин провел кропотливое исследование проблем адаптации этнических групп в современном обществе. М.Д. Розин разрабатывает современные методы исследования межнациональной адаптации в поликультурном регионе.

С 80-х гг. и до настоящего дня самое пристальное внимание исследователей сосредоточено на проблеме миграции в южнороссийском регионе. С точки зрения статистики и демографии проблему миграции населения на Северном Кавказе исследовали В.М. Кабузан, Ю.В. Смейле. СВ. Рязанцев анализируют проблему вынужденной миграции в северокавказском регионе. В. Белозеров провел кропотливое исследование истории миграционных и демографических

процессов среди славянских и кавказских народов в пределах южнороссийского региона.

Проблема трансформации этнической структуры и миграционных процессов на Юге России рассматриваются С.Я. Сущим, B.C. Белозеровым, СВ. Рязанцевым. Социокультурные аспекты интеграции иноэтнических мигрантов на основе анализа социальной ситуации в ЮФО рассматривают Г. С. Денисова, М.Р. Радовель, Е.А. Назарова, М.Ю. Орлова, В.П. Петров, Т.Ф. Маслова.

Основы философско-культурологического анализа миграции были заложены О. Шпенглером, А.Дж. Тойнби и Л.Н. Гумилевым. В их трудах высказывалась идея о том, что мигранты относятся к принимающей их культуре и новому ландшафту не так, как аборигены. По мысли Л.Н. Гумилева, мигранты создают «культурную химеру» в теле другой цивилизации. По сути миграции способствуют взаимопроникновению и взаимодействию цивилизаций. Для понимания того, почему миграции могут способствовать возникновению межэтнической и межкультурной напряженности, диссертант обращается к работам С. Хантингтона.

Социокультурные процессы, развивающиеся в условиях миграции в контексте глобализации, побудили ученых к осмыслению проблемы взаимодействия культур с различных методологических позиций. Исследования в данном направлении проводились и проводятся как в зарубежном, так и в отечественном гуманитарном знании. Феномен диалога культур рассматривается с позиций постмодернистского подхода (Ж. Бодрийяр, М. Фуко), теории межкультурной коммуникации (Г.А. Аванесова, Б.С. Ерасов, ДБ. Гудков, А.П. Садохин и др.).

Важный теоретический и методологический вклад в философско-антропологическое и культурологическое исследование проблемы взаимодействия и взаимопонимания культур внесли работы отечественных ученых В.В. Кочеткова, Н.М. Лебедевой, З.В. Сикевич, Т.Г. Стефаненко, труды которых позволяют лучше понять природу культурных различий отдельных народов, особенностей национального характера. Разные аспекты межкультурного взаимодействия этнических групп в эпоху глобализации исследуют Т.Г. Басангова, М.И. Бирюкова, B.C. Буянов, Р.Г. Гаджиева, А.С. Панарин, Д.З. Хамдохов, Г. Триандис.

В отечественной культурологии вопросы динамики современных культурных изменений и тенденции формирования новых направлений культурной динамики рассмотрены в трудах Г.С. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, А.С. Ахиезера, К.Х. Делокарова, П.А. Сорокина.

Для того, чтобы прояснить особенности межкультурных взаимодействий мигрантов и принимающего их общества на материале южнороссийского региона, следует изучить ценностно-нормативные основы культур северокавказских народов, которые могут быть выявлены на основе изучения работ А.А. Аникеева, А.М. Гелагаевой, К.Х. Делокарова, Г.В. Драча, В.Е. Давидовича, Э.Д. Исаева,

Ю.Ю. Карпова, О.В. Краснояровой, С.А. Ляушевой, А.М. Малкандуева, А.И. Му-сукаева, А.И. Першиц, С.А. Раздольского, И.А. Ревина, А.Д. Тлеужа, А.Ю. Шадже, Р. Ханаху, К.Х. Унежева. Особая роль в осмыслении культуры северокавказского региона имеет философско-культурологическое наследие Ю.А. Жданова. Его идея о Кавказе как «солнечном сплетении Евразии» была положена в разработку проблемы целостного характера северокавказской цивилизации.

В своем исследовании автор опирается на теоретически-методологические принципы и разработки ростовской научной школы (Н.С. Авдулов, Т.П. Матяш, Е.Е. Несмеянов, Е.Е. Режабек, М.Д. Розин).

Обзор литературы свидетельствует, что методология изучения этнокультурных проблем, связанных с миграцией, находится на этапе разработки. Соответственно и научно-исследовательская база недостаточно велика, о чем свидетельствует малое количество специализированных работ в этом направлении. Все вышесказанное определило авторскую гипотезу, которая состоит в том, что с конца XX века на Юге России наблюдается интенсивный поток как внутренней, так и внешней миграции. Миграция, будучи важным социальным, демографическим, экономическим процессом, вместе с тем является социокультурным процессом. Миграция выступает важным механизмом межкультурного взаимодействия, результаты которого могут быть разнообразны: это и взаимопроникновение культур и взаимотторжение культур. Мигранты являются носителями определенной культуры. Проникая в новую социокультурную систему, они либо отказываются от прежних культурных ценностей и норм, растворяясь в ней (ассимилируются), либо образуют собственные общности (по религиозному, культурному или этническому признаку), сохраняющие приверженность к традиционным ценностям. Миграция оказывает влияние на социокультурную и религиозную ситуацию в отдельных регионах. В современной отечественной науке мало внимание уделяется проблеме, а какие культурные последствия для принимающего общества несет в себе миграционный процесс? С научной точки зрения весьма актуальной представляется исследование проблемы взаимодействия культур мигрантов и культуры принимающего их сообщества.

Цель исследования - философско-кулътурологический анализ миграции как механизма межкультурного взаимодействия этнических групп.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие научно-исследовательские задачи:

изучить основные концептуальные подходы к исследованию миграции, выработанные в современной отечественной науке;

уточнить содержание понятия «миграция», раскрыть виды и функции миграции;

осуществить философско-кулътурологический анализ миграции;

рассмотреть основные формы аккультурации мигрантов;

проанализировать социокультурные аспекты адаптации мигрантов к «куль-туре-донора»;

выявить ценностно-нормативные основы культур северокавказских народов;

изучить проблему взаимодействия культур этнических мигрантов и принимающего их общества в южнороссийском регионе в современный период.

Объект исследования - культурные процессы в современном российском обществе, связанные с внутренними и внешними миграциями.

Предмет исследования - динамика межкультурных взаимодействий этнических мигрантов и принимающего общества.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных философов, культурологов, социологов, психологов и этнологов - Л.Н. Гумилева, П.А. Сорокина, Г.Г. Гадамера, Р. Парка, А. Дж. Тойнби, О. Шпенглера, 3. Фрейда, Э. Фромма, С.А. Арутюнова, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, А.С. Панарина, Т.И. Заславской, Л.Л. Рыбаков-ского, Т.Н. Юдиной и др.

Диссертационное исследование опирается на философскую и общенаучную методологию, принципы системно-структурного и сравнительного анализа, исторического и социального познания. Диалектический метод используется при анализе тех противоречий, которые возникают в результате миграций. Особую роль в разработке изучаемой темы сыграли феноменологический и герменевтический методы. Аксиологический подход позволил раскрыть сущностные черты ценностно-нормативных оснований этнических культур. В ходе изучения проблемы взаимодействия мигрантов и принимающего общества использовались методы из психологии и социологии (опрос, интервьюирование, контент-анализ).

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ современных концепций миграций позволяет сделать вывод о том, что в российской науке слабо развит комплексный подход к осмыслению миграционного процесса. Выделенные социологический, экономический, демографический, социально-психологический, правоведческий, этнологический подходы к миграции исследуют только отдельные аспекты миграции. Фило-софско-культурологический подход исходит из того, что изначально мигранты являются носителями определенной культуры. В процессе истории возникают такие формы миграции, которые приводят к интенсивному межкультурному взаимодействию между народами - к обмену опытом, ценностями, знаниями, техническими достижениями, к новому качественному уровню культуры. Междисциплинарный подход позволяет выявить социально-демографические, политико-правовые, этнорелигиозные и культурные аспекты миграционного процесса в их единстве и целостности.

  1. Миграция - понятие, которое имеет глубинный исторический и фило-софско-культурный смысл. В прошлые времена миграция рассматривалась не только как стихийный процесс (возникший вследствие природных катаклизмов, войн, вооруженных конфликтов) перемещения людей из одной земли в другую, но и как целенаправленный процесс, происходящий под знаменем какого-либо идеала (заветной цели, мечты, идеала). Мигранты не только осваивались на новых землях, но и распространяли среди других народов свои ценности, при этом заимствовав элементы духовной и материальной культуры у автохтонных народов. В доинформационную эпоху (в период господства традиционного общества) мигрантам в ином, чужеродном обществе было сложнее сохранить постоянную культурную связь с родной культурой. В информационную эпоху, благодаря разнообразным средствам коммуникации, мигрантам легче сохранить свою культурную идентичность, духовную связь с «культурой-донором». Если в прежние времена миграция носила переселенческий характер, то в настоящее время она носит во многом характер временного пребывания на территории ради заработка. Отсюда нежелание иммигрантов адаптироваться, а попытки вестернизации воспринимаются вновь прибьшшими как наступление на их культуру и образ жизни.

  2. Степень культурной дистанции определяется степенью социокультурных и религиозных различий. Отношения равенства или неравенства автохтонного населения и мигрантских групп, как официальные, политико-правовые, так и ментальные, обыденно -повседневные играют важную роль для процесса приобщения мигрантов к новой культуре (в частности, для заимствований культурных элементов принимающей культурой из культуры мигрантов). Барьерами, которые автохтонное население выдвигает вновь прибывшим, являются, прежде всего, расовые, этнические и религиозные предубеждения, которые оформлены законодательно или соблюдаются неофициально. Напряженность между принимающим населением и мигрантами провоцирует низкая способность этнических мигрантов к адаптации к окружающей социальной среде, их слабая включенность в повседневный социокультурный контекст принимающей стороны.

  3. Представители этнических мигрантов (северокавказских народов) являются носителями определенных этнокультурных и религиозных традиций. Ценностно-нормативная система культуры северокавказских народов проявилась в общинном укладе хозяйственной деятельности, в тесных родственно-племенных связях, в традиционных социальных институтах (старейшин, гостеприимства и др.), системе этикета, религии, общих исторических основах духовно-нравственной культуры.

5. В современный период на Юге России активная миграция этнических групп привела к тому, что сложилось региональное общество с большим этническим и культурным разнообразием. При этом этнические мигранты сохраняют приверженность традиционным формам своей донорской культуры. Отношения между мигрантами и принимающей стороной - это отношения между разными социокультурными образованиями. В ходе межкультурного взаимодействия мигранты и представители принимающего общества сталкиваются с проблемой адекватного взаимопонимания. Барьеры межкультурного общения могут быть преодолены на основе формирования межкультурной компетентности участников диалога. Отсюда возрастает роль общественных и религиозных организаций, образовательных учреждений, которые должны выработать воспитательные и образовательные стратегии, направленные на формирование межкультурной компетентности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях:

проведен анализ основных концептуальных подходов к исследованию миграции в отечественной науке;

осуществлен философско-культурологический анализ миграции;

выявлено, что в современную информационную эпоху мигрантам легче сохранить свою культурную идентичность, духовную связь с «культурой-донором»;

обосновано, что между этническими мигрантами и принимающим их населением существуют определенные барьеры, обусловленные степенью культурной дистанции;

раскрыты ценностно-нормативные основы культур северокавказских народов, сохраняющиеся и в современный период;

выявлено, что на Юге России активная миграция этнических групп привела к тому, что сложилось региональное общество с большим этническим и культурным разнообразием, при этом показано, что этнические мигранты сохраняют приверженность традиционным формам своей донорской культуры.

Научно-практическое значение исследования состоит в возможности применения полученных выводов для дальнейшей разработки концептуальных положений философского анализа сущности социокультурный явлений и процессов, связанных с миграцией. Результаты исследования способствуют расширению возможностей понимания особенностей интеграции групп этнических мигрантов в современное общество, углублению знаний об основах этнических культур и особенностях межкультурных взаимодействий.

Практическая значимость исследования определяется потребностью оптимизации и гармонизации социокультурных отношений как в стране в целом, так и в полиэтничных регионах. Результаты исследования могут быть положены в основу построения российской миграционной политики в Южном федеральном округе. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по философии и культурологии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных научных конференциях. Среди них: I Всероссийская конференция «Гуманитарные проблемы современной психологии» (24 - 29 августа 2005 г., г. Таганрог), Международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию гуманитарного факультета Северо-Кавказского государственного технического университета (24 - 25 ноября 2005 г., г. Ставрополь), Региональная научная конференция «Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность» (19 - 20 сентября 2007 г., г. Ростов-на-Дону), Областная научно-практическая конференция «Роль психологической службы в реализации Приоритетного национального проекта "Образование"» (27 февраля 2008 г., г. Ростов-на-Дону), Областная межведомственная научно-практическая конференция «Здо-ровьесберегающее образование: проблемы и перспективы» (31 марта 2008 г., г. Ростов-на-Дону), Международная научно-практическая конференция «Миграционные процессы на Юге России: реалии, проблемы, перспективы» (26 -27 мая 2008 г., г. Ростов-на-Дону).

По заказу Администрации Ростовской области автор принимал участие в подготовке и издании сборника «Знакомьтесь: народы Дона» (Ростов н/Д., 2009).

Результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях, из них 5 -в журнале, рекомендованном ВАК РФ. Общий объем публикаций 9,3 п.л.

Диссертация обсуждалась на заседании отдела послевузовской подготовки, социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета.

Структура диссертационной работы строится в соответствии с последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы из 183 источников (4 из них на иностранном языке), приложения. Общий объем диссертационной работы 140 машинописных страниц.

Понятие миграции, ее виды и функции

Задачей данного параграфа диссертационной работы является исследование миграции сквозь призму синтеза основных научных подходов, выработанных в современной отечественной науке.

Прежде всего, следует отметить, что миграция является одним из центральных направлений научно-теоретического и прикладного анализа социологов. Это неслучайно, поскольку миграция — важнейшая форма социальной мобильности, как отдельных индивидов, так и целых социальных групп, общностей. В конце 90-х гг. прошлого столетия в отечественной социологии выделилось самостоятельное направление, получившее наименование — социология миграции.

С социологических позиций (Л.Л. Рыбаковский, Г.С. Денисова, В.П. Васильев, А.П. Топилин и др.), миграция — социальное явление, неоднозначное по своему характеру. В самом общем виде миграция - это перемещение людей из одного общества в другое. Т.Н. Юдина рассматривает миграцию как своеобразный сложный процесс социального взаимодействия населения активно перемещающееся в социально-географическое перемещение. Социологический подход акцентирует внимание на связи миграции с вертикальной и горизонтальной мобильностью. Социология миграции изучает не только миграцию как форму мобильности индивидов, социальных групп и общностей, но направлена на анализ влияния миграции на жизнедеятельность принимающего «общества и тех социальных отношений, которые формируются под воздействием миграционных процессов. Миграционный процесс влияет на социальную ситуацию во всех сферах общества — PI принимающего, и отдающего» [176, с. 105], однако и ситуация воздействует на него. Объектом социологии миграции выступает сам миграционный процесс, характеризующийся социальным взаимодействием населения, вовлеченного в социально-географическое перемещение, а в качестве предмета - динамические трансформации объективных и субъективных аспектов социальных отношений перемещаемых людей в контексте прежнего и нового социума. Мигранты — это социальные группы, члены которых осознают себя как целостного субъекта поведенческой активности на новом месте жительства, которым присуще чувство групповой солидарности. Отдающее общество — это выделенный на основе признака социум, из которого совершают выезд этнические мигранты. Принимающее сообщество — это выделяемый на основе территориального признака социум, в который совершают переезд этнические мигранты. Миграция связана с определенной социальной функцией общества, заключающейся в воспроизводстве непосредственного качества жизни субъектов миграционных процессов посредством реализации своих социальных интересов в результате смены места жительства.

Социологическое исследование миграции предполагает анализ, диагностику и фиксацию первичного состояния процесса доступными социологическими средствами (сбор информации о причинах возникновения, разработка базовой модели процесса, выявление на этой базе анализа иерархии явлений, компонентов процесса и т.д.). Традиционно выделяют следующие функции социологии миграции: гносеологическая, описательно-диагностическая, прогностическая, инструментальная, праксиолого-социоинженерная, идеологическая.

Важной проблемой исследований социологов является вопрос о воздействии миграции на безопасность и стабильность ситуации, как в отдельных регионах, так и в России в целом. Например, определяя уровень влияния миграции на стабильность социально-экономического и политического положения субъектов ЮФО, респонденты (жители Ростовской и Астраханской областей и Ставропольского края) ответили, что миграционные процессы в определенной мере несут угрозу стабильности и устойчивому развитию их региона [125, с. 26—27].

Миграция населения — специфическое социально-экономическое явление, которое является сложным и противоречивым по своему характеру и последствиям осуществления. Представители экономического подхода (И. Бушмарин, СВ. Рязанцев и др.) [25; 135] рассматривают миграцию как перемещение индивидов в другую местность с целью нового трудоустройства. Делается акцент на взаимосвязи миграции населения и рынка труда, взаимозависимости миграционных отношений и отношений занятости. В узком смысле миграционные отношения - это отношения деятельности индивидуума по выбору комплексных экономических условий. В широком смысле миграционные отношения — это совокупность отношений деятельности индивидов по выбору комплексных экономических условий, принимающих форму миграционных процессов во всем их многообразии. Миграция населения является объективным процессом перемещения кадров, который неразрывно связан с развитием производительных сил и производственных отношений.

В рамках экономического направления исследования миграции особое значение имеет проблема трудовой миграции (Е.Е. Немерюк, Ю.Ф. Флоринская и др.) [105; 163]. Под миграцией рабочей силы понимают пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы. Миграция рабочей силы — одно из наиболее значимых факторов интенсивной глобализации рынка труда. Трудовая миграция — территориальное перемещение населения с целью трудоустройства. Миграция сегодня является важнейшей составляющей в формировании современного российского рынка труда.

Рынок труда — социальный механизм распределения и перераспределения рабочей силы по отраслям экономики. Здесь переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены и условий труда и отражаются все социально-экономические и политические проблемы, происходящие в современном обществе. Как полагает Е.Е. Неме-рюк, в миграционном движении преобладает недобровольная миграция со всеми связанными с ней последствиями: безработицей, повышенной нагрузкой на экономику, как региона, так и страны в целом, усилением социальной напряженности. Указанные обстоятельства выдвигают миграцию как важную форму социально-трудовой циркуляции в число серьезнейших социальных проблем современного российского рынка труда [105, с. 3]. Сохранение значительного разрыва в уровнях оплаты труда работников в различных отраслях экономики приводит к усилению перераспределения рабочей силы между отраслями и секторами экономики, что влечет увеличение численности незанятого населения, а следовательно, ускорению процесса миграции. Подвижность населения раскрывает динамику социально-классовых отношений общества. Высокая мобильность населения — показатель ускоренных изменений в экономической и социальной сферах жизни общества.

Философско-культурологическии анализ миграции

В результате миграции человек как представитель одной культуры (условно обозначим ее как культуру-донора) перемещается в другую (культуру-реципиента или принимающую культуру). Прежде всего, обратимся к прояснению того, что мы понимаем под культурой. Культура создается в результате общекультурпой активности индивидов в создании надприродной реальности, связанной с потребностью человека в адаптации к социальной и природной среде. Культурантрополог Б. Малиновский считал, что культура представляет собой «инструментальную реальность, удовлетворяющую потребностям человека способами, далеко выходящими за пределы непосредственной адаптации к среде. Культура наделяет человека средствами, расширяющими возможности его тела, надежной броней защит и предохранительных устройств, способами повышения оперативности и скорости в тех ситуациях, где этого нельзя добиться при помощи непосредственных физических способностей» [89, с. 21]. Культура — искусственный, отличный от природы мир, творимый усилиями многих поколений людей. Этот мир культуры состоит из обработанных рукой человека материалов природной среды, предметов и сооружений, созданных человеком по критериям общественной целесообразности и ценностно-смысловой значимости, а также из поведенческих нормативов, образных представлений, знаний, которыми люди обмениваются между собой в процессе коммуникации (О.Н. Астафьева, Т.Г. Богатырева, В.К. Егоров) [7, с. 35].

Г. Триандис определил культуру как «материальные и нематериальные элементы жизнедеятельности группы, которые в прошлом способствовали ее выживанию в существующей экологической нише и стали использоваться членами группы для взаимодействия и поддержания своей территориальной и социокультурной целостности» [160, с. 43]. Условно в науке выделяют два вида культуры — материальную и духовную. Основанием для подобного деления выступает учет многообразия человеческой деятельности. В реальном бытии эти два вида культуры тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Материальная культура -это культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная культура — результат деятельности людей, сотворенная не руками, а разумом и чувствами человека. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура - это внутреннее богатство сознания, степень развития личности. Духовная культура народа — совокупность продуктов духовного творчества (язык, мифология, религиозные воззрения, народный фольклор и т.п.), существующих в антропологическом измерении (знания, идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, социальные институты).

В рамках нашего исследования мы изучаем проблему вхождения в иную культуру мигрантов как представителей определенной этнической общности с самобытными культурными и религиозными традициями. Этнические мигранты являются носителями этнической культуры. Этническая культура воплощает в себе традиции и обычаи предков. Отсюда характерные черты этнической культуры — консерватизм, преемственность, ориентация на культурную традицию. Культурная традиция — «механизм поддержания и сохранения устойчивости культурных норм, ценностей, образцов, действие которого заключается в непосредственной передаче соответствующих культурных форм от поколения к поколению и соблюдении строгого следования таким формам» (Г.А. Аванесова) [3, с. 57]. Культура для общества — то же, что память для отдельного человека. Иными словами, культура включает в себя традиции, которые «сообщают» человеку о том, что «это работало» в прошлом. Поэтому этническая культура является культурой традиционной. Как пишет американский культуролог А. Сюнгевуд: «Культура, творимая человеком, есть диалог между прошлым и настоящим; сфера памяти, которая продолжает существовать и в настоящем; диалог, вовлекающий множество разных голосов, стремящихся быть услышанными и существовать в настоящем, помогая найти нужные ответы другим поколениям» [181, с. 179].

Российская исследовательница Е.П. Островская задается вопросом: Какие именно признаки ассоциируются в восприятии членов этнической группы со своей культурой? [152] Она приходит к выводу, что список характеристик этнической культуры разнообразен. Во-первых, признаками этнокультурного своеобразия выступают разные элементы культуры: нормы традиционного этикета, особенности оформления внешности, народные верования и обычаи, этнодифференцирующие поговорки, мифы и эпические сказания о родном крае, эстетические образчики этнической красоты, этнокулинария и этномедицина и другие элементы, охватывающие весь континуум исторической памяти этноса и феноменов культуры повседневности. Во-вторых, осознание членами этноса особенностей собственной культуры выступает фактором социальной психологии. Отождествление в восприятии и понимании признаков этнического своеобразия собственной культуры могут быть различны. Поэтому значение и роль тех или иных признаков не является этнической константой. Например, родной язык, как важный признак этнического своеобразия культуры, в период консолидации народа приобретает особую ценность. Если же этнос ассимилируется или пребывает в упадке, то язык забывается. Молодое поколение уже не стремится овладеть им в полном объеме, не рассматривает язык и родную словесность значимой культурной ценностью [152, с. 258-260].

Социокультурные особенности адаптации мигрантов к принимающей культуре

Каждый народ является носителем самобытной культуры, которая имеет две составляющих — духовную (сказки, эпос, фольклор, религия и т.д.) и материальную (памятники архитектуры, живописи и т.д.). Аксиологический подход к анализу этнической культуры позволяет нам представить ее как определенную ценностную систему. Ценность культуры — это особая объективная значимость чего-либо в духовной жизни человека определенной культуры, находящее свое воплощение в разных носителях значимости и выражаемая в знаковых системах данной культуры.

Северный Кавказ - самый полиэтничный регион Российской Федерации. Здесь проживает более 50 народов и народностей, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, придерживающихся различных культурных обычаев и обрядов. Кавказ — мост, связующий степное Предкавказье со Средней Азией и Ближними Востоком, народами Ирана и Турции. На протяжении истории многочисленные этносы Кавказа контактировали, взаимодействовали, сохраняя собственные культурно-самобытные черты.

Культура Северо-Кавказского региона уникальна. Своеобразие региональной культуры складывается из географических, экономических и социальных особенностей территории исторического проживания этнических общностей и этнических групп. В региональной культуре отражается социально-исторический опыт живущих на данной территории людей, представителей разных социальных групп, национальностей, вероисповеданий. Уникальность проявляется, с одной стороны, в самом существовании культурных процессов любой территории, для которых свойственно самопознание, самосовершенствование, самосохранение и трансляция. С другой стороны, уникальность имеет ярко выраженные региональные особенности: географические, экономические, исторические, социальные и т.п. Региональная культура может быть определена как «специфическая целостность, интегрирующая субстанциональные характеристики: антропологическое, материальное, социальное, культурное бытие, время, пространство, этническое своеобразие, региональную культурную идентичность» (А.Ю. Тихонова) [154, с. 11].

Существуют разные точки зрения по поводу культурной целостности Северного Кавказа. Так, политолог В.А. Авксентьев утверждает, что рассуждения о существовании «кавказской цивилизации» беспочвенны: Кавказ является «ареалом постоянного кросс-культурного взаимодействия». В.В. Черноус отстаивает тезис о существовании «кавказской горской цивилизации». Р.Г. Абдулатипов полагает, что существует единая «кавказская цивилизация», характерной особенностью которой является интенсивное взаимодействие разных уникальных культур и мировых религий. Он определяет кавказскую цивилизацию как сложнейшую самобытную целостность социально-политических и социально-экономических отношений культур и народов [1; 2].

Э.Д. Исаев вводит в научный оборот новое понятие «кавказский культурно-исторический тип», фиксируя его интегральное содержание, включающее исторические, цивилизационные, культурные и духовные ценности народов Кавказа, в том числе и Северного [67, с. 12].

Кавказоведы О.Н. Дамениа, Х.Г. Тхагапсоев и А.Ю. Шадже подходят к обоснованию онтологии социокультурной целостности Кавказа, исходя из ряда позиций: длительность совместного проживания в горных и предгорных районов, сходства и общности исторических судеб, выраженного этногенетического родства многих народов [171; 172]. А.А. Аникеев видит позитивный момент в идеи о северокавказской цивилизации, поскольку цивилизационный подход позволяет «анализировать прошлое в различных идейно-теоретических системах, строить с его помощью альтернативные версии и модели исторического развития отдельных стран и народов, выявлять национальные и общечеловеческие тенденции развития» [5, с. 27]. Северокавказскую цивилизацию необходимо понимать как осознанную организацию общежития людей. Северокавказская цивилизация как социальная организация жизнедеятельности людей, основана на всеобщих принципах взаимодействия: закон, долг, вера, деньги.

Для человека, укоренного в своей этнической культуре обрыв базовых систем культуры (обычай, традиция, религия) — это потеря смыс-ложизненных ориентиров. В эпоху социальной трансформации российского общества адаптация народов Юга России сопровождается обострением интереса к собственной уникальной этнической культуре, активизацией этнического самосознания. Этнические мигранты из Северо-Кавказских республик принадлежат к носителям традиционной культуры, в которой сохраняются элементы родовой культуры.

Северокавказская этническая общность формировалась в результате длительного взаимодействия в контексте сходных природно-климатических факторов, под влиянием последовательно сменяющих друг друга внешних факторов (волны завоеваний). Все это породило ряд общих для всех народов Северного Кавказа идеальных моделей поведения, принципов и норм, позволяющих говорить об общности ряда черт. Традиционные хозяйственные, торговые отношения с соседями, охотничество, кровно-родственные, брачные связи, способствовали заимствованию и взаимообогащению лучшими традициями одного этноса другим.

Специфика межкультурных взаимодействий этнических мигрантов и принимающего общества (на материале южнороссийского региона)

Если в советские времена идейная линия культурной политики была направлена на интернациональный характер культур, девальвацию системы религиозных ценностей, то с конца 80-х гг. XX в. во всех национальных республиках Российской Федерации наблюдается огромный рост этнического самосознания, интереса к родному языку, традиционным обычаям, религии. Российская Федерация — крупнейшее государство на планете. Она состоит из субъектов, каждый из которых имеет социально-политическую, экономико-производственную, историко-культурную и этнорелигиозную специфику. Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края являются одними из самых притягательных регионов для мигрантов, прежде всего из национальных республик Се- верного Кавказа. Более двух столетий тесного взаимодействия в разных сферах социальной и политической сферах объективно сблизили народы Северного Кавказа друг с другом, сделали его составной частью куль-турно-цивилизационного пространства России. Русская культура, взаимодействуя с этнотрадициоиными культурами, усиливает общность северокавказской культуры и других народов. Интеграция кавказских культур в российское социокультурное пространство только через сохранения их самобытных черт культуры и развитие отражает «православную» константу русского этнического самосознания в ее секуляризованной форме: убежденность в универсализме, лидирующей роли русской культуры, что есть определенная форма русского мессианства (Г.С. Денисова, М.Р. Радовель) [52, с. 144]. Для русского народа в высшей степени свойственна способность впитывать иные национальные традиции, превращать их в свои (например, многие блюда из армянской, грузинской, осетинской кухни давно уже считаются одними из любимых блюд русской кухни), меняться вместе с обществом, адаптироваться к переменам. Так, по поводу взаимодействия культуры вайнахских народов и русской культуры Э.Д. Исаев пишет следующее: «Русская культура — исторический тип оказал благотворное влияние на систему культурных ценностей вайнахов, оказывая воздействие на развитие их нравственно-гуманистической шкалы. В результате этой аккультурации вай-нахи осваивали европейские культурные ареалы, сохраняя этнокультурную самобытность, уникальность своих духовно-нравственных ценностей. Сегодняшнее этнокультурное развитие вайнахов происходит также под влиянием передовой части русского культурно-исторического типа. Этот контекст обогащает в социокультурном отношении все народы современной России» [67, с. 12].

В рамках одной этнической культуры люди тесно связаны единой . системой ценностей, символов, слов, значений и социального поведения. В ходе межкультурного взаимодействия происходит заимствование лучших элементов из одной культуры, ее традиций. Этот процесс носит объективный характер. На Юге России вековые традиционные хозяйственные, торговые отношения и контакты с соседями, кровнородственные, брачные связи и иные факторы способствовали распространению, заимствованию, подражанию, лучшим традициям у одних этносов, не имеющих таковых другими этносами. К примеру, ряд горских традиций (из кулинарии, ткачества, зодчества и т.д.), обычаи были заимствованы кубанскими казаками. В прежние времена на Северном Кавказе широко было распространено куначество. Горец считал своим долгом оказывать при необходимости моральную поддержку и материальную помощь казаку — кунаку. Казаки гордились своей дружбой с горцами и передавали ее детям, как завет от поколения к поколению. Не все традиции этнической нравственной культуры горцев уходят в забвение: они сосуществуют, функционируют в современной урбанизированной культуре и имеют легитимный характер.

Мультикультурная миграция содействует увеличению этнокультурного разнообразия региона. Результаты межэтнической миграции — сближение народов, взаимовлияние и взаимообогащение их культур. Своим существованием диаспора мигрантов постепенно заставляет принимающее общество менять представление о себе, приучает общество видеть в иммигрантах его естественный и необходимый компонент.

Важно отметить, что в процессе межэтнического взаимодействия мигрантов и коренного населения изменяется этнокультурное бытие всех участвующих в процессе этносов. Контактируя с мигрантами других этносов принимающий, автохтонный, этнос неизбежно воспринимает некоторые черты бытового поведения, традиционные формы органи-1 зации жизни, элементы народной мифологии, религиозности и художественной культуры, особенности этикета, языковые обороты, лексические и грамматические средства. При этом отношение к миру автохтонного этноса обогащается, а культура расширяется. Встреча, диалог с другими культурами способствует новациям, корректировке традиционных предписаний.

Расширение миграционных процессов во всем мире породило потребность в новых формах межкультурного и межэтнического взаимодействия, вызвало необходимость оптимизации отношений в условиях мультикультурных обществ между представителями разных культур и субкультур, потребность в системном осмыслении способности разных этнокультурных субъектов к межкультурной коммуникации.

Похожие диссертации на Этническая миграция в контексте межкультурных взаимодействий