Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре Боташева Сафиназ Казбековна

Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре
<
Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Боташева Сафиназ Казбековна. Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре : 09.00.13 Боташева, Сафиназ Казбековна Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре (на примере религиозного синкретизма карачаевского этноса) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Ставрополь, 2006 175 с. РГБ ОД, 61:06-9/697

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Этноконфессиональное сознание как объект философско-этнологического знания 14

1.1. Проблематика этнонационального сознания в философско-этнологическом знании 16

1.2. Религиозный синкретизм: природа и форма проявления религиозного сознания в этническом 47

1.3. Этноконфессиональное сознание как фактор функционирования культуры 70

ГЛАВА II. Особенности духовной культуры карачаевского этноса как синтез народных традиций и норм ислама 84

2.1. Историко-культурная специфика религиозных верований карачаевцев 84

2.2. Соотношение религиозного и этнического в традиционной обрядовой практике 101

2.3. Этнорелигиозная ситуация в Карачаево-Черкесии: состояние и тенденция развития 125

Заключение 146

Библиографический список использованной литературы 148

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Этническая, в том числе и этно-конфессиональная проблематика на протяжении всего XX столетия оставалась и продолжает оставаться в XXI веке одним из серьезнейших вызовов современной цивилизации. Глобализационные процессы обострили и без того сложную палитру межэтнических противоречий, вызвав к жизни комплекс феноменальных проявлений религиозного фактора в жизни современных государств и их взаимоотношений на международной арене. Этноконфессио-нальный фактор в политическом процессе как на страновом, так и региональном уровнях, в социальной практике осознается в качестве важнейшего и необходимого слагаемого поддержания целостности и жизнеспособности общества. Его актуальность в процессах трансформации российского социума подтверждается возросшей активностью как внутриконфессиональной, так и межконфессиональной деятельности структур и институтов религии.

Трансформация социокультурной среды современного российского общества в условиях этнического возрождения определяет интерес к исследованиям конфессиональной проблематики. Значительная часть этносов веками связана с определенными конфессиями, а конфессии воспринимаются ими как национальные религии. В том случае, когда большинство этнофоров относят себя к последователям определенной конфессии, справедливо выделение этого этноса в этноконфессиональную общность, обладающую специфическим этноконфессиональным сознанием. Все социокультурные явления воспринимаются сквозь призму опыта и культурно - ценностных традиций этноса. Этноконфессиональное сознание выступает в качестве идентификационного элемента. С другой стороны, этноконфессиональное сознание способствует как обострению межэтнических и межконфессиональных конфликтов, так и ослаблению.

Этноконфессиональное взаимодействие народов России во многом зависит от способности федеральных и региональных структур политической

4 власти обеспечить оптимальный уровень единства и взаимопонимания представителей различных этноконфессиональных общностей. В этой связи проблематика исследования этноконфессионального фактора в обеспечении эт-нонациональной и конфессиональной интеграции российского общества приобретает очевидные параметры как теоретической, так и практической актуальности.

В современной философской, культурологической и этнологической науках проблема этноконфессионального сознания в теоретическом отношении является одной из наиболее актуальных. Будущее Российской Федерации, всех населяющих ее народов, во многом зависит от их способности, а также от способности властных федеральных и региональных структур обеспечить необходимый уровень единства и взаимопонимания представителей многочисленных этносов и религий в сложных условиях переходного периода . В этой связи проблема исследования этноконфессионального фактора в обеспечении этнонациональной и конфессиональной интеграции российского общества приобретает очевидные параметры как теоретической, так и практической актуальности.

Несмотря на вышеобозначенную важность и актуальность проблемы, методологическая разработанность темы, с нашей точки зрения недостаточна и нуждается в основательности.

В настоящее время в философско-этнологической литературе практически отсутствуют системные исследования этноконфессионального взаимодействия, а проблема этноконфессионального сознания фрагментарно представлена лишь в некоторых диссертационных исследованиях. Это делает исследование теоретически актуальным, и практически необходимым.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема этноконфессионального взаимодействия является предметом изучения ряда научных

См.: Рагузин В.Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: состояние, проблемы, противоречия: (Соц.- филос. анализ). Дис. ...д-ра филос. наук. - М., 1999. - С. 9.

дисциплин - этнологии и этнопсихологии, философии, религии, социологии, культурологии, политологии и т.д. Все это обязывает исследователя в диссертации обратиться к анализу значительного объема литературы.

Можно выделить несколько подходов к рассмотрению этноконфес-сиональной тематики.

Наиболее детально исследована проблема генезиса, сущности и функционирования этносов. Разрабатывается эта проблема начиная с 50 гг. XX столетия и до наших дней - в работах Р. Абдулатипова, В.А. Авксентьева, А.В. Авксентьева, В. Амелина, Э. Баграмова, Ю. Бромлея, В. Басилова, Ж. Головина, М. Губогло, Л. Гумилева, М. Джунусова, Л. Дробижевой, А. Знаменского, А. Игнатенко, С. Калтахчяна, В. Михайлова, Г. Тавадова, В. Тиш-кова, В. Торукало, Н. Чебоксарова, В. Чистова и других1.

В частности, в рамках теории этногенеза рассматривается проблематика этноконфессиональных взаимодействий в исследованиях В. Алексеева, Ю. Бромлея, X. Дейкер, К. Леви-Стросса, Н. Фрайда.

В данном случае приоритетным является определение категориального аппарата («этнос», «этническая индентификация», «национальное созна-

См.: Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. - М., 1996; Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты анализа этнических конфликтов. Дис. ...д-ра филос. наук. - Ставрополь, 1996; Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. - Ставрополь, 1997; Авксентьев А.В. Национальное самосознание народов Северного Кавказа и религиозная идеология // Социология, атеизм, религия. Вып. 1-Грозный, 1972; Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. - Ставрополь, 1983; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983; Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. - М., 1984; Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л., 1990; Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность людей // Вопросы истории. - 1966. - № 4; Джунусов М.С. Введение в марксистко-ленинскую теорию наций. - Ашхабад, 1988; Дро-бижева Л.М. Культура национального самосознания // Советская культура: 70 лет развития. - М., 1980; Дробижева Л.М. Этническое и историческое самосознание народов СССР на рубеже последнего десятилетия XX века (в конце 80-х - начале 90-х гг) // Духовная культура и этническое самосознание. - М., 1991; Канаев С.З. Роль религиозного фактора в формировании национальной психологии. Дис. ...канд. филос. наук. - М., 1997; Тавадов Г.Т. Содержание и структура национального самосознания // Интернациональное сознание и национальное самосознание. - М.., 1985; Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998; Тишков В.А. Об идее нации // Общественные науки и современность. -1990. - № 4; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.

ниє», «этнонациональное самосознание»).

Этнический компонент как доминирующий фактор этноконфессио-нального взаимодействия выделяет Л. Гумилев. Б. Гафуров, И. Крачковский,

A. Мирзеев и И. Петрушевский отмечают религиозную компоненту как до
минанту процесса этноконфессионального взаимодействия.

Проблематика этнокультурых и этноконфессиональных процессов рассматривается отчасти в работах С. Аверинцева, А. Арнольдова, М. Аства-цатуровой, В. Бабакова, А. Багдасаровой, Э. Балл ера, М. Бахтина, Г. Гачева,

B. Журавлева, Л. Когана, Д. Лихачева, А. Лосева, В. Межуева, Н. Моисеева,

C. Передерия, В. Семенова, Д. Кардинера, А. Рапопорта, Л. Фрейнда, Т. Ши-
бутани. С конфликтологических сторон этноконфессиональное взаимодейст
вие как межнациональные или межконфессиональные конфликты характери
зуют С. Хантингтон и Р. Абазов1.

С позиций социологического подхода названные исследования функциональной зависимости взаимодействия этнического и религиозного компонентов основательно рассматривают Н. Смелзер, Т. Парсонс, Л. Леви-Брюль.

Исследование религиозного компонента этноконфессионального взаимодействия проводится в рамках философии религии. Теологический подход к рассмотрению осуществляют Ж. Маритен, А. Клоде, М. Мюллер, Ю. Мальтман, указывая на примат религиозного над этническим.

В отечественной философской и культурологической литературе данные вопросы рассматривают Ю. Борунков, В. Гараджи, Н. Гордиенко, И. Контеров, В. Каширин, А. Красников, Л. Митрохин, Л. Немирова, К. Нико-

См.: Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). - М, 1996; Багдасарова А.Б. Социально-философские аспекты формирования эт-нонационального сознания и самосознания. Дис. ...канд. филос. наук. -Ставрополь, 1997; Батчаева Х.Х. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа. Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. - Нальчик, 1996; Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. - М. - Л., -1945; Культурология. Краткий словарь / Под ред. И.Ф. Кефели. - СПб., 1995; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. -№ 1.

7 нов, M. Новиков, Т. Овсиенко, А. Попов, 3. Тажуризина, В. Тимофеев, 3. Трофимова, Д. Угринович, И. Яблоков, а также зарубежные ученые А.Бергсон, М.Хайдеггер, Ф.Ницше и др.

В рамках рассматриваемой тематики заслуживают внимание работы русских философов: А. Хомякова, И. Киреевского, П. Чаадаева, Н. Лосского, В.Зеньковского, Н.Бердяева, В.Соловьева, Н.Данилевского. Ориентированные теологически, тем не менее авторы проявляют интерес и к проблеме эт-нонациональной обусловленности религии. Правда, зачастую речь идет лишь о русском этносе.

Как отмечает В. Рагузин, в исследовании проблем взаимосвязи межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране фактически сложились две научные школы, каждая из которых изучает свой круг вопросов. В рамках данной многогранной проблематики они довольно гармонично дополняют друг друга. Речь идет о кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ (руководитель - проф. Н. Трофимчук), где исследование этноконфессиональных отношений имеет прежде всего прикладной характер. Коллектив ученых кафедры (Л. Батыров, Ю.Зуев, Г.Керимов, Т. Кудрина, Р.Лопаткин, М.Одинцов, В. Тинкевич и др.) изучает характер взаимосвязей межнациональных и межконфессиональных отношений в различных регионах страны с тем, чтобы представить федеральным органам власти конкретные рекомендации по их гармонизации. Разработка национально-религиозной проблематики на этой кафедре осуществляется в русле решения более общей задачи - выработки концепции государственно-церковных отношений в современной России. Вторая школа в изучении исследуемой темы представлена Центром «Религия в современном обществе» (директор - проф. М. Мчедлов), действующим в рамках Россий-

См.: Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М., 1971; Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1995; Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1995; Митрохин Л.Н. Религия и нация. // Наука и религия. - 1989. - № 3; Попов В.Г. Религиозный стиль мышления как способ функционирования иллюзорного сознания: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. -Л., 1981; Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - М, 1987; Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М., 1994.

8 ского независимого института социальных и национальных проблем (РНИС и НП). Специфика исследований этноконфессиональной проблематики, осуществляемых учеными данного Центра, (В. Глаголев, С. Медведко, А. Ну-руллаев, Э. Филимонов, Е. Элбакян и др.) в рассмотрении этноконфессиональных отношений либо преимущественно на уровне постановки и решения теоретико-методологических задач, либо же в русле исторического и об-щецивилизационного подходов. Весьма плодотворно разрабатывают этно-конфессиональную проблематику такие ученые как В. Викторин, Л. Колесников, В. Локосов, В. Махнач, С. Филатов, Д. Фурман, С. Яковлев и др.

Необходимо отметить, что во многих разработках этноконфессиональной направленности акцент делается на истории конкретного этноса и конкретной конфессии, что зачастую свидетельствует о недостаточно глубокой разработанности в теоретико-методологическом плане.

Следует отметить и вклад российских ученых Е. Дриновой, А. Ипато-ва, В. Рагузина в исследование этноконфессиональное тематики.

A. Ипатов первым осуществил комплексный анализ проблемы этно
конфессиональной общности в докторской диссертации «Этноконфессио-
нальная общность как социальное явление (Проблемы взаимодействия рели
гии и этноса)» в 1980 году. Именно тогда был заложен концептуальный фун
дамент изучения этноконфессиональных отношений, ибо всерьез говорить о
них стало возможно лишь после предложенных положений и дефиниций ге
незиса и природы этноконфессиональных общностей.

B. Рагузин в докторской диссертации «Этноконфессиональные отно
шения в современной России: состояние, проблемы, противоречия (социаль
но-философский анализ)» осуществляет социально-философский анализ эт-
ноконфессиональних отношений в современной России на федеральном и ре
гиональном уровнях и предлагает последующую разработку концепции их
гармонизации.

В диссертации «Содержание и формы этноконфессионального взаимодействия в обществе» Е. Дринова дает достаточно полную, содержатель-

9 ную характеристику этноконфессионального взаимодействия в обществе, определяет методологические основы взаимодействия этнического и конфессионального сознаний.

Актуальными в русле рассматриваемой темы, являются труды по изучению «исламского фактора» на Северном Кавказе. Так называемый «исламский фактор» рассматривается зачастую как использование религии в качестве идеологии национал-сепаратизма. Следует отметить, что это слишком политизированный подход. Исламский фактор определяет как идеологию, так и быт исламского общества. В настоящее время интересуемую проблему активно разрабатывают исследователи Северного Кавказа: Г. Балтанова, Л. Баширов, М. Вагабов, А. Ионова, Г. Керимов, А. Малашенко, А. Нуруллаев, А. Юнусова и др., в которых рассматриваются различные аспекты этой мировой религии. Несмотря на многочисленность трудов, посвященных исследованию этноконфессиональной тематики в философском, культурном и социально- политическом русле все же за пределами изучения остается природа этноконфессионального сознания как фактора духовной культуры. Особенности этноконфессионального сознания в проявлениях духовной культуры конкретного этноса исследованы еще явно недостаточно, вследствие чего существуют большие резервы в изучении этой многоаспектной проблемы.

Объектом исследования выступает этноконфессиональное сознание как слагаемое и фактор духовной культуры.

Предметом исследования является сущность и специфика этноконфессионального сознания карачаевского народа.

Цель исследования - выявить особенности этноконфессионального сознания в проявлениях духовной культуры карачаевского этноса на основе сравнительного анализа традиционной народной и мусульманской обрядовой практики.

Задачи исследования. Реализация данной цели предполагает решение ряда задач, основными из которых являются следующие: уточнить теоретико-методологические основания анализа понятий «этно-

10 национальное сознание», «религиозное сознание»;

раскрыть содержание, механизм формирования и особенности религиозного синкретизма;

исследовать сущность этноконфессинального сознания как основы функционирования культуры этноса;

реконструировать историко-культурную специфику распространения мусульманского вероисповедания среди карачаевцев;

показать взаимосвязь этнонациональных и религиозных норм на основе анализа традиционной обрядовой практики карачаевского народа;

проанализировать трансформацию и тенденции развития этнорелигиозной ситуации в Карачаево-Черкесии.

Теоретическая и методологическая база исследования. Постановка проблемы и связанные с ее реализацией цели и задачи исследования определили методологическую базу работы.

При анализе этнонационального сознания мы опирались на общефилософские методы (метафизический метод, метод материалистической диалектики, герменевтический метод, методология феноменологии, структурно-функциональный анализ) и этнологические теоретико-методолгические подходы (примордиализм, инструментализм и конструктивизм), методы индуктивного и дедуктивного подходов, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Анализ религиозного сознания опирается на свое методологическое обоснование в принципах историзма, системного подхода, концепции религиозного синкретизма.

В свою очередь, анализ этноконфессионального сознания карачаевского народа опирается на философско-религиоведческий, диалектико-аналитический и сравнительно-критический подходы.

В силу междисциплинарного характера заявленной темы, теоретическую основу исследования составляют научные труды по философии, религиоведению, социологии, этнологии, политологии.

Научная новизна исследования. Диссертация является первым исследованием этноконфессионального сознания карачаевского народа, выполненным в русле сравнительного анализа традиционных и конфессиональных обычаев и обрядов данного этноса. Определена специфика проявления религиозного сознания в этнонациональном сознании карачаевцев. Сделана попытка определить этнонациональную идею карачаевского народа, выработанную на основе этноконфессинального сознания.

В содержательном отношении научная новизна заключается в следующем.

на основе критического анализа существующих в философии, культурологии и этнологии теорий определен категориальный аппарат, уточнены понятия «этнонациональное сознание», «религиозное сознание»;

уточнено определение понятия этнорелигиозного синкретизма как формы проявления религиозного сознания в этническом;

показано, что этноконфессинальное сознание выступает основанием и динамическим фактором функционирования этнической и религиозной культуры;

установлена историко-культурная специфика проникновения ислама на территорию Карачая посредством реконструкции путей распространения религиозных верований в данном регионе;

показано, что преимущественной сферой проявления этнорелигиозного синкретизма является обрядовая практика, ценностно-нормативная структура духовной культуры и образ жизни этноса;

- изучены особенности этнорелигиозной ситуации в Карачаево-
Черкесии, обоснована актуальность ее исследования в силу усиления полити
зации ислама и упрочения позиций исламского фундаментализма (в ее уме
ренном и радикальном течениях).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов и выводов работы для дальнейшего исследования различных аспектов содержания, форм проявления и способов

12 функционирования духовной культуры в целом, и карачаевского этноса в частности. Материалы диссертационного исследования могут способствовать расширению теоретико-методологической основы понимания особенностей функционирования этноконфессионального сознания, его роли в обеспечении целостности этнической культуры, а также полиэтнической и поликонфессиональной интегрированности Российского общества. Значимость исследования определяется применимостью результатов работы в практике управления сферой межэтнической и конфессиональной коммуникации. Выводы диссертационного исследования представляют интерес для специалистов различных областей социогуманитарного знания, связанных с исследованием этноконфессиональной, а в широком смысле этнокультурной проблематики. Материалы работы могут быть использованы в преподавании со-циогуманитарных дисциплин в системе высшего профессионального образования в процессе подготовки общих и специализированных курсов.

Апробация исследования. Диссертационная работа обсуждена на кафедре социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13-Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Отдельные положения были апробированы на межвузовских научно-практических конференциях: «Репрессированные народы: история и современность». Республиканская научная конференция (г. Карачаевск, 2003г.), «Противодействие терроризму и обеспечение гражданского мира и согласия в регионе конфликта». Международная научно-практическая конференция (г. Ставрополь, 2006г.), на ежегодной научной сессии преподавателей и аспирантов в Карачаево-Черкесском государственном университете «Алиевские чтения» (г. Карачаевск, 2006г.).

Ряд положений исследования были использованы при определении научно-методических основ и концепции деятельности организации «Центр духовной культуры», функционирующей на базе отдела образования администрации Урупского района КЧР. Материалы работы используются при

13 проведении факультативных занятий по предмету «История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесии» в образовательных учреждениях района.

Основные положения исследования отражены в пяти публикациях общим объемом 1,6 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающегося в себя 382 источника. Общий объем - 173 страниц машинописного текста.

Проблематика этнонационального сознания в философско-этнологическом знании

Полиэтническая структура современного общества актуализирует необходимость исследования проблем межнациональных отношений, в формировании которых немаловажную роль играют национальное сознание и национальное самосознание. Особенности развития межнациональных взаимоотношений в XX столетии, обусловленные в первую очередь национальным сознанием, можно определить, с одной стороны, как тенденцию к унификации национальных традиций, обычаев в культуре и быту, а с другой стороны, прослеживается стремление сохранить свои культурные особенности, защитив тем самым свои национальные интересы.

Необходимо в то же время учитывать, что вышеозначенные тенденции протекают не сами по себе, не в вакууме, а напрямую обусловлены политическими, экономическими и духовными отношениями, вносящими определенное дезинтеграционное начало. Проблематика национального сознания одна из центральных в философских исследованиях. Современный философский анализ данной проблемы в основном не выходит за рамки определения национального сознания. Несомненно, определение теоретико-методологических основ данного понятия является первоочередным, но в то же время мы вынуждены констатировать тот факт, что на сегодняшний день нет единого, всеми признанного определения «национального сознания», «этнонационального сознания», да и сами понятия «этнос», «нация» по сей день будоражат умы этнологов, которые находят все новые аспекты данных явлений. В силу сложности и неоднозначности данных понятий, а так же исходя из заявленной тематики и целей данной работы, особую значимость приобретает исследование сущности и оснований национального сознания. Исходя из многогранности и недостаточной разработанности рассматриваемой темы мы определяем основную задачу исследования как философско-этнологическое осмысление сущности национального сознания и определение ее теоретико-методологических аспектов.

Исследование концепций национального сознания, разработанных крупнейшими философами прошлого и настоящего, несомненно полезно при анализе тенденций развития национального сознания.

Национальное сознание рассматривается сквозь призму сознания общечеловеческого, т.е. речь идет об осознании человеком своей жизни во взаимосвязи с себе подобными в условиях возникающей национальной общности. Интерес к данному ракурсу рассматриваемой проблемы существует со времен Аристотеля и Платона, правда, категория «национальное сознание» заменяется ими другими понятиями, близкими к данной категории по смысловому содержанию. На наш взгляд, показателем является четкое разграничение в античной философии культурных эллинов и неэллинов, о которых говорили как «о варварах по природе», неспособных к культуре и свободному творчеству, а также к самореализации. Налицо дихотомия «мы - они», которая лежит в основе национального сознания.

Анализ существующих социально-философских источников подводит к мысли, что становление проблемы национального сознания происходит тогда, когда преобразования во всех сферах деятельности народов приводят к окончательному разложению феодальных отношений и образованию капиталистического уклада жизни.

И. Кант впервые говорит об исторической природе национального характера, обращает внимание на противоречивость последнего.

Ш. Монтескье по праву можно назвать первым «этнологом», посвятившим свои труды исследованию жизни народов. Национальное сознание он рассматривает как «национальный дух», обусловленный множеством факторов: климатом, географической средой. В своей основной работе «О духе законов» он утверждает мысль о неизменности национального сознания: «...индийцы от природы лишены мужества. Даже европейцы, рожденные в Индии, утрачивают мужество, свойственное европейскому климату».

Религиозный синкретизм: природа и форма проявления религиозного сознания в этническом

Общественное сознание с разрушением единой коммунистической идеологии потеряло свою единственную «веру».

Развал единого пространства страны привел к потере веры «в светлое будущее коммунизма». Образовавшийся духовный вакуум стал активно заполняться разнообразными духовными образованиями, в том числе и религиозными. Именно религия взяла на себя функцию духовного возрождения и нравственного очищения общества и личности.

В целом позитивное явление - возрождение религиозности общества -осложняется тем фактом, что теоретики традиционных религиозных конфессий нередко отстают от современного уровня теоретического религиоведения. «Под влиянием развития науки и техники и процесса секуляризации они зачастую руководствуются неуместными спешно принятыми теоретическими заимствованиями, что ведет к изменению устоявшихся вероучений и религиозных догматов. В результате религиозное сознание людей оказывается перед выбором: либо приспосабливаться к переменам, либо резко противостоять им. Это влечет за собой укрепление позиций двух способов существования религиозного сознания: религиозного рационализма и религиозного фундаментализма», - как отмечает А. Ворошилова1.

Сегодня, в условиях отсутствия единой идеологии, духовного кризиса в обществе актуальным становится исследование религиозного сознания личности, в частности соотношение его традиционных и инновационных форм.

При этом учитывая то, что религиозное сознание есть один из основных структурных элементов религии, целесообразно, на наш взгляд, определение сущности религии.

Проблема дефиниции религии имеет методологическое обоснование в принципах историзма, системного подхода, концепции религиозного синкретизма.

Религия всегда функционирует в системе социокультурных отношений. Она есть механизм реализации интеграционных процессов в обществе. Без сомнения, в переломные, кризисные моменты истории государства, религия в силу определенных причин может выступить и как дезинтеграционныи механизм. Характеристика религии как интеграционного или дезинтеграци-онного начала прямо пропорциональна занимаемой исследователем позиции. Зачастую исследователь оказывается заложником собственной концепции, хотя теоретически философский анализ предполагает всестороннее рассмотрение проблемы. Как отмечает в своей работе О. Борисов: «... действительность нам раскрывается с разных сторон, разворачивается многими своими гранями в предлагаемых обстоятельствах жизни, поэтому рациональное освоение ее приводит к возникновению ряда проблем. С одной стороны, чем большее количество объективации попадает в обозрение исследователя, тем более системным и обобщающим должно быть само исследование. С другой, приходится пренебрегать фактами и данностями, которые не вписываются в концепцию, или оставлять их за рамками собственного опыта, в силу рациональной установки, чтобы сохранить инвариант»1.

Освоение религиозного материала, требует неохваченного религиозным процессом «стороннего наблюдателя», чем, напротив, исследователя, преодолевшего скепсис в отношении религии как к вненаучному знанию, искажающему реальную картину мира.

Исследовать проблему религии, религиозности, религиозного сознания возможно только будучи сопричастным к данному феномену. Индивид с атеистической системой мировосприятия находится в стороне от данной проблемы, он автоматически отбрасывает все те позитивные начала, которые не укладываются в его антирелигиозную систему. На наш взгляд, анализ религии может быть только идеалистичным и никак другим. Материалистический подход к определению сущности религии неприемлем. Если мы исходим из того, что религия есть попытка приобщения к Абсолютной Истине, попытка определения Первоосновы, Абсолюта, то, наверное, никто не будет спорить с тем, что невозможно осмыслить суть первоосновы творениям вторичным, производным от него. Атеизм - не только отрицание Бога, не только неверие в его существование, но и неверие в способность постижения человеком высшего Абсолюта, отрицание его познаваемости, т.к. атеисты апеллируют, в первую очередь, к логике, к недоказуемости высшего бытия. Исходя из логики, должно предположить, что у мироздания существует (на языке атеизма должна была существовать) Первопричина, т.е. нечто, что установило закономерности природы.

И, таким образом, признавая существование первоначала, мы, с атеистической точки зрения, можем согласиться с тем, что Нечто, пока, ускользает от нашего сознания. Мы не можем постичь его сущность, но от этого оно не перестает существовать.

Таким образом, раз Нечто существует, то оно не есть абстракция, абсурд, но наши воззрения, попытки осмысления - именно абсурдны, т.к. «вторичные» творения пытаются объяснить суть Первоосновы. Не нужно ли заглянуть в глубину Человеческого существа в поисках сохранившейся частицы первоосновы?

Историко-культурная специфика религиозных верований карачаевцев

Карачаевцы - древнейший народ Кавказа. Общая численность карачаевцев (самоназвание - карачайлы) в РФ -192 тыс. чел. Проживают преимущественно на территории Карачаево-Черкесской республики. Язык - карачаево-балкарский (кыпчако-половецкая подгруппа тюркских языков).

Духовная культура карачаевцев формировалась веками под влиянием как древнейших религиозных представлений, так и мировых религий; христианства и мусульманства. До принятия христианства и ислама народы Карачаево-Черкесии исповедовали различные формы язычества, следы которого мы можем наблюдать и сегодня. Пережитками языческих верований у карачаевцев являлось почитание деревьев, камней, небесных тел, поклонение языческим духам - покровителям и божествам. Глава языческого пантеона карачаевцев - верховный бог Тейри-хан (соответствует божеству Тенгри тюркских народов). Сохранились в народных преданиях имена некоторых других божеств: Дауле считался богом плодородия, Апсаты - богом охоты и диких зверей, Эрирей - богом молотьбы, Аймуш - покровитель мелкого рогатого скота, Долай - покровитель крупного рогатого скота, Горий - бог ветра, Шибла - бог грома. В фольклоре упоминаются божества неба, воды, земли и солнца (огня) - четырех первичных стихий мироздания.

Во время языческих праздников устраивались праздники вокруг «священного» камня жертвоприношения. Особым почитанием пользовалась одиночная сосна около аула Хурзук - Джангыз-Терек.

Современная духовная культура карачаевцев представлена совокупностью духовных ценностей, созданных народом и являет собой гармоничный синтез религиозно-этических положений Ислама и народной традиции, та называемого «тау адет».

Для того, чтобы понять каким образом христианство и ислам проникли на территорию Карачая, необходимо в нескольких словах коснуться этногенеза карачаевцев.

Историко-археологические находки свидетельствуют, что предки тюркских народов проживали на Северном Кавказе более 5 тысяч лет назад. Это так называемые представители ямной (курганной) культуры.

Наследниками ямной культуры были скифо-сарматы. Территориально Скифия включала в себя степи Северного Причерноморья, Крым, Северный Кавказ и Приуралье. Помимо территории, предположительно общей языковой семьи (тюркоязычная), на участие скифов в этногенезе карачаевцев указывают и сохранившиеся в нартском эпосе сказания о борьбе этнических героев с враждебными племенами (в частности, борьба скифского царя Атея с Филиппом Македонским поразительно напоминает сюжет карачаево-балкарского нартского эпоса о борьбе князя Ачея с врагами: здесь и сходство имени - Атей-Ачей, в греческом языке не было буквы для обозначения звука «ч» и преклонный возраст Ачея; и исход битвы - смерть Ачея).

Во II веке до н.э. с распадом скифской державы завершается второй этап процесса этногенеза карачаевцев. Однотипные погребальные обряды скифов и гунно-балгарских племен дают основания историкам и археологам предпологать, что наследниками скифов являются гунны. На территории Карачая памятники гуннской культуры найдены в урочище Байтал-Чапхан.

Крупнейшим археологическим памятником Хазарского Каганата на Северном Кавказе является Хумаринское городище на правом берегу Кубани у селения Хумара, не далеко от города Карачаевска.

С IV века на Северном Кавказе усиливается влияние алан. Но только в середине IX века, с распадом Хазарского каганата они становятся ведущей силой на Северном Кавказе. В IV веке, после объявления государственной религией Римской империи, христианство значительно усилило свои позиции в Черноморских греческих колониях, и вслед за этим начало более успешно проникать на территорию Северного Кавказа.

Памятники аланской культуры данного периода на территории Карачая встречаются в урочищах Байтал-Чапхан и в окрестностях г. Кисловодска (граница Ставропольского края). На Рим-горе обнаружены каменный крест и греческая христианская надпись VIII века.

В 20-х годах X века аланы принимают христианство, что ведет к строительству древнейших храмов на реке Архыз, на Зеленчуке, на городищах Эс-ки-Джурт (Верхний Архыз) и в других районах Карачая .

Инициатором активного распространения христианства среди алан стал константинопольский патриарх Николай Мистик (901-925).

Христианская культура в Аланию шла через Византию. На территории современного Карачая была создана Аланская епархия - крупнейший религиозный центр на Северном Кавказе. Вплоть до 14 века христианство господствует на территории Алании, медленно вытесняя пережитки языческих верований. Но так и не успев искоренить их окончательно, христианство само начинает приходить в упадок. Мусульманская религия, привнесенная Золотой Ордой, расширяет территорию своего распространения.

Необходимо учитывать и тот факт, что исследователи расходятся относительно роли того или иного компонента в этногенезе карачаевцев. Большая часть склоняется к аланской теории происхождения карачаевцев. Независимо от того, какой бы точки зрения мы не придерживались в исследовании этногенеза карачаевцев, бесспорным остается одно - именно посредством распространения в Алании христианство проникает на территорию современного Карачая.

Соотношение религиозного и этнического в традиционной обрядовой практике

Обычаи и традиции - неотъемлемая часть истории народа, совокупность представлении, действий, чувств, мыслей, формирующаяся на протяжении многих веков, являющаяся важным средством формирования духовного облика новых поколений.

Рождение, брак, смерть являются важнейшими периодами человеческой жизни. Совершение ритуалов, приуроченных к этим переходным периодам в жизни человека является необходимым способом для поддержания естественного порядка функционирования этнического коллектива.

Исследование культово-обрядовой практики представляет интерес в силу того, что комплекс обычаев и обрядов способствует воспроизводству и сохранению культуры этноса.

Первым специальным исследованием о карачаевцах являлась статья Н. Петрусевича «Заметка о карачаевских адатах по домовым обязательствам»1, где автор характеризует нормы обычного права у карачаевцев, рисует яркую картину жизни карачаевского народа.

Много сделал для изучения семейной общины, архаичных брачно-семейных форм у карачаевцев историк С. Егизаров .

В первой половине XIX века Российская академия наук организует научные путешествия на Кавказ. Выдающееся место в кавказоведении первой половины XIX века занимает учёный-путешественник Г. Клапрот, который всесторонне и основательно изучил этнографию народов Северного Кавказа, использовав как свои личные наблюдения, так и материалы предшественников по изучению Кавказа. Работа «Путешествие по Кавказу и Грузии, пред-принятое в 1807-1809 гг.» содержит ценные сведения об образе жизни карачаевцев, об их обычаях и нравах. В частности, даётся краткое описание народной свадьбы у карачаевцев.

Особого внимания заслуживает работа историка И. Бларамберга «Историческое, топографическое, статистическое и военное описание Кавказа», в которой описываются обычаи брачно-семейного цикла, воспитания детей, а также обычаев погребально-поминального цикла4.

О горском этикете, одежде, гостеприимстве, о калыме, функциях сватов и перевозе невесты в дом жениха рассказывает в своей работе В. Тепцов5.

И. Леонтьев исследует этикет свадебного застолья размер калыма, музыкальные инструменты, формы приветствий .

Проблемы традиционных институтов занимают видное место в публикациях учёных XX века.

В 1904 году был издан сборник научно-популярных очерков «Покорённый Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного положения Кавказа» . Авторы рассматривают обычаи почтительного отношения к старшим, гостеприимства, много внимания уделяют обычаям избегания.

Ярко осветил многие стороны народной жизни историк Б. Миллер в своей работе «В Карачае» .

Значительный краеведческий материал содержал выпущенный в 1924 году «Этнографический очерк Юго-Востока» Л. Пасынкова4.

Специфике быта кавказских горцев посвящена работа историка-публициста И. Хубиева «Быт горских народностей Юго-Востока»5.

Большую работу по изучению и описанию народных традиций карачаевцев проделали И. Щукин и В. Сысоев6.

Неоценим вклад в изучение истории карачаевского народа историка-краеведа У. Алиева7.

Многие вопросы, связанные с организацией и бытом семьи в её историческом прошлом нашли глубокую разработку в трудах крупного кавказоведа М. Косвена . Это характеристика большой семьи и семейно-родственной группы, эволюция форм брачного поселения, генезис обычаев избегания и т.д. Систематизированные, хотя и очень краткие данные по карачаевской семье представлены в очерке В. Невской1, более подробно - в разделе обобщающей монографии о карачаевцах, написанной в соавторстве с И. Шамановым.

Похожие диссертации на Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре