Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературно-художественная наследственность народов Поволжья как духовная система Кутинова, Лидия Михайловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кутинова, Лидия Михайловна. Литературно-художественная наследственность народов Поволжья как духовная система : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Кутинова Лидия Михайловна; [Место защиты: Междунар. акад. образования].- Москва, 2010.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/413

Введение к работе

Актуальность исследования. В регионах компактного проживания коренных народов Поволжья существуют проблемы как сохранения идентичности малых народов, так и формирования толерантных межэтнических взаимоотношений, ведущих к необходимости социальной регуляции культурной деятельности.. Они охватывают многие современные социокультурные проблемы, включающие в себя широкий круг аспектов, содействующих формированию этнического «космо-психо-логоса». Ведь именно эти, будто бы отвлеченные вопросы, и стали сегодня едва ли не самыми главными в жизни нашего этнического социума, где сосредоточены болезненные и зачастую трагические социально-политические напряжения, конфликты и противоречия. Поэтому, широкое и открытое обсуждение этих «базисных» вопросов стало для современной социологической науки задачей приоритетной важности.

Начатая в СССР в середине восьмидесятых годов перестройка общественно-экономической системы способствовала оживлению национального самосознания. Несмотря на последовавший за ней глубокий социальный кризис, народы Поволжья в основном сумели найти согласие и сохранить мир в регионе, усилить работу по сохранению социальных механизмов преемственности и инноваций в национальных культурах.

Современное состояние российской действительности

характеризуется оживлением всех сфер жизнедеятельности общества, поскольку в периоды социальных изменений происходят интенсивные процессы переоценки и переосмысления многих социокультурных ориентиров, в том числе и в области национальной политики. Социальные трансформации последних лет создали благоприятные условия для культурной коммуникации народов, развитию этнических связей и их сотрудничеству в области регуляции нормативной базы духовной жизни. Как отметила Л.М.Дробижева, «среди ученых и политиков не прекращаются споры о том, какой путь оптимален - забыть об этничности, как можно реже упоминать о ней («этничность - персональное дело каждого»), обеспечить экономическое благополучие населения (и тогда напряженность уйдет из этой сферы сама собой) или, наоборот, демонстрировать, что государство помнит о полиэтническом составе своих граждан и стремится гарантировать их интересы согласно законодательно закрепленным нормам».

Эти процессы стали предметом теоретического осмысления и поиска механизмов их лучшего развития и в настоящем диссертационном исследовании.

Однако разработкой данной проблемы занимаются не только представители научной общественности, но и органы законодательной и исполнительной власти. В этой связи в России приняты Законы «Об

основах государственной национальной политики», «О малочисленных народах», «О национально-культурной автономии», «Концепция национальной безопасности», «Доктрина информационной безопасности», «О языках народов РФ». В мае 2001г. Комитетом по делам национальностей Государственной Думы РФ проведены специальные парламентские слушания «О проекте федерального закона «О русском народе». В постановлении №629 от 25 августа 2001г. Правительство РФ утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)». Здесь же органам исполнительной власти рекомендовано принять участие в мероприятиях Программы, где в качестве первого этапа ставится задача всесторонней проработки научно-методических основ формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма. Согласно им приняты соответствующие решения и в некоторых субъектах Российской Федерации, где компактно проживают коренные народы регионов.

Одними из таких субъектов являются Ульяновская, Пензенская, Самарская, Саратовская области. Например, в Самарской области была принята своя Программа «Возрождение», направленная на возрождение и дальнейшее развитие языков и культур народов. С учетом местных условий развития этнокультур и вопросов правового регулирования языковых отношений, в последнее время принимают свои проекты по их развитию и на других административных территориях региона. В концепции государственной национальной политики РФ основная цель государства определена как обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочение гражданской и духовно-нравственной общности людей на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.

Смешанный этнокультурный фактор в Средневолжском регионе во многом является определяющим условием гармоничного развития межэтнических отношений. Эти обстоятельства заставляют исследователей обращаться к изучению историко-культурных традиций и инноваций, социальных функций духовности, конвергенции этнических культур, являющихся квинтэссенцией этнического менталитета и средством его формирования.

Степень научной разработанности проблемы. В последние десятилетия к социальным функциям культуры проявляется повышенный научный и общественный интерес. С одной стороны, они вызваны стремлением народов к устойчивой динамике этнокультурного развития, т.е. носит прагматический характер. С другой стороны, духовная практика социума побуждает теоретическую мысль работать в направлении

выявления субъектной структуры культуры и ее влияния на социокультурные параметры. В философии и теоретической социологии понимание категорий этнокультурного социального пространства отражено в творческом наследии Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Ф.Энгельса, П.Сорокина, Луначарского, Л. Дробижевой, А. Сукоколова, Ю. Арутюняна, С.Арутюнова и других. Пространственный подход к социальным механизмам влияния духовной и культурной практики на процесс социализации этнического общества получил свое развитие в исследованиях В.И.Ильина, В.Г.Виноградского, Р.Коллинза, П.Бурдье и других. В региональном аспекте этим проблемам уделяется внимание в научных трудах В.Н. Ярской-Смирновой, А.И.Сухарева, П.Н.Киричка, Романова В.Н., Н.И.Ворониной, А.А.Гагаева, В.А.Михайлова, В.А.Писачкина, В.В.Бахарева, Н.Г.Юрченковой и других.

Поиск путей выхода из глобального социокультурного кризиса и
дальнейшей социальной регуляции культурной деятельности в этническом
пространстве, конструирования будущего поликультурного сообщества и
формирования основ межкультурного согласия и диалога были бы
невозможны без научного наследия К.Маркса, П.Сорокина,
А.Луначарского, С.Хантингтона, Ф.Энгельса, А.Макаренко,

В.Сухомлинского, К.Ушинского, Г.Волкова, Ю.Арутюняна,

Л.Дробижевой, А. Сукоколова, В. Ярской-Смирновой и других. Значительный вклад в региональную этническую социологию и культурологию внесли В.Н. Ярская-Смирнова, А.И.Сухарев, Н.И.Воронина, П.И.Киричек, В.А.Писачкин, Е.И.Морозов, В.В. Бахарев, В.А.Михайлов, В.Н. Романов и другие.

Утвердившиеся в науке методологические подходы к изучению этнической культуры в рамках социального времени предполагают ее исследование с учетом процесса эволюции национально-своеобразного в социальном измерении исторического времени, поскольку этническая культура формируется в координатах пространства и времени и стремится к самоосуществлению в различных формах социальности путем свободной идентификации. Эти методологические концепции позволяют исследовать сущность соционормативных систем регулирования культур народов Средневолжского региона, их роль в поисках форм и методов достижения общественного согласия и социального партнерства в контексте региональной социологии наиболее объективно.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение духовных основ взаимодействующих этнических групп Поволжья, раскрытие свойств и качеств коммуникативных систем этнических групп в их этнокультурном воспроизводстве и их эволюционной трансформации.

В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие исследовательские задачи:

- рассмотрение роли социального наследия на формирование
духовности и ментальное соседствующих этносов, стремления
к согласию-диалогу культур и межэтнической толерантности;

- анализ социокультурной динамики региона Среднего Поволжья;

рассмотрение социальных механизмов дифференциации и интеграции региональных социумов, роли социальных регуляций культурной деятельности этносов региона на духовную жизнь общества;

формулирование тенденций трансформации этнокультурной социализации;

обоснование роли региона в качестве формационного звена этнокультурной организации Российского социума.

Объектом исследования является коренное многоэтническое сообщество Ульяновской, Самарской, Пензенской областей, рассматриваемое как объективное духовное целое.

Предметом исследования являются этнокультурные процессы нерусских народов Среднего Поволжья, имеющие систему устойчивых связей в процессе социализации регионального этнического сообщества.

Теоретико-методологическая основа работы. В настоящей работе используется интегрированный подход к изучению социокультурных процессов и взаимодействия механизмов и инноваций в культурной жизни этнического социума Средневолжского региона:

1. Принцип единства философского, социологического, культурологического, этнологического и филологического аспектов исследования.

2.Сравнительно-исторический принцип анализа этнокультурных процессов.

З.Сравнительно-типологический принцип анализа этнокультурных коэволюционных процессов.

4. Принцип историографического сопоставления социально-культурного наследия народов Поволжья, проживающих вне своих национально-государственных образований.

Эти принципы позволяют использовать системный, эволюционный, семиотический подходы. Предпочтение отдаегся синтетическому, сравнительно-типологическому и сравнительно-историческому методам научного анализа. В основе исследования лежат философские и

социологические методы, в том числе методы функциональной тождественности, доминантных положений, диалога культур, а также количественного и качественного статистического анализа результатов полевых исследований.

Этническая культура как сфера взаимодействия этнического социума в концептуальном аспекте развивается в рамках субъектной структуры культурного пространства, поэтому в настоящей работе преимущественное место отводится коммуникативным системам нерусского социума.

Научная новизна диссертации заключается в гносеологическом обосновании роли социальных механизмов преемственности и инноваций в этнических культурах, социальной регуляции культурной деятельности и культурной социализации нерусских народов Средней Волги, в формировании современной межэтнической толерантности в этнокультурном пространстве исследуемого региона. В работе выявлена совокупность ментальных представлений народов Среднего Поволжья как своеобразный толерантный тип мышления, веками сформированный пространственно-временными и социально-политическими условиями совместного проживания. В настоящем социальном времени оно актуализировано как социокультурное наследие в контексте надэтнической культурной пространственности.

В работе впервые исследуется процесс формирования своеобразного смешанного регионального этнокультурного сообщества на различных уровнях социальности и культурной кумулятивности в контексте социально-культурной наследственности. В диссертации применены инструментальные и аналитические механизмы социологии культуры в выявлении четкой горизонтальной и вертикальной структурированности и центричности многоообразных факторов становления культурных систем в этническом пространстве Среднего Поволжья. Научную новизну также содержит выявление социальных свойств и признаков функциональной организации этнокультурных образований региона.

В диссертации дана развернутая характеристика культурологического
и эволюционного подходов к анализу исторического пути становления
этнических культур. Раскрыто методологическое значение
социокультурных регуляций общества для этнокультурного
взаимодействия, показаны этнополитические и этнообразовательные
региональные проблемы, выявлены особенности национальных

социокультурных изменений неславянского этнического сообщества региона.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовная общность народов Среднего Поволжья является уникальным общественным явлением, сформировавшаяся в многовековом социально-истерическом времени, результатом которого стал конструкт

этнокультурного и соционормативного взаимодействия проживающих в данном регионе народов, эффективно способствующая постепенной «кристаллизации» межнациональной толерантности, содержательно наполняющий ценностные установки взаимоотношений в системе «человек - этнос - сообщество».

2. Конечным продуктивным результатом коэволюционного развития
этнических культур в социальном пространстве Среднего Поволжья
становится феномен надэтнической гиперкультуры, формирующейся в
сознании (менталитете) проживающих в данном регионе народов, который
представляет собой исторически складывающуюся «коалицию»
национальных культур, не только не препятствующих (мешающих или
подавляющих), но и способствующих (продвигающих или помогающих)
развитию друг друга.

  1. Феномен надэтнической гиперкультуры, синтезированной несколькими непрерывно взаимодействующими национальными культурами в рамках одного обширного региона, каким является Среднее Поволжье, обладает рядом социокультурных индикаторов, в число которых входят: степень качественных изменений духовно-нравственных ориентации, «мугарующихся» в переходном обществе этнокультурных институтов; соотношение центростремительных и центробежных тенденций на пути создания полиэтнического (поликультурного) сообщества; наличие диспропорций в духовном развитии регионального социума вследствие различных экономических и идеологических условий (предпосылок) для национально-культурной самоидентификации.

  2. Образ средневолжской надэтнической гиперкультуры, как исторически обусловленного конструкта этнокультурного взаимодействия, формируется в процессе социальной коммуникации мультикультурного окружения и полилингвистической сущности личности. Он основан на этнолингвистических факторах межнациональных отношений, которые проявляются не только в стремлении к сохранению родного языка от поглощения его более сильным окружающим языком, но и в сохранении своей этнокультурной консервативности.

5. Сущность эволюционных процессов культурных систем народов
Средневолжского региона заключается в непрерывных поисках форм и
методов достижения общественного согласия и социального партнерства в
реформирующемся российском социуме как мультикультурном
образовании, обеспечивающем неразрывное единство духовных ценностей
отдельных народов, своеобразия этнического сознания и мировоззрения,
удовлетворения этнокультурной потребности в результате социальной
жизнедеятельности.

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут применяться при вузовском изучении курсов

философии культуры и религии, этнической социологии, социологии культуры, разработке учебного пособия по смежным дисциплинам. Результаты настоящей работы могут быть использованы для выработки рекомендаций по совершенствованию системы руководства этнокультурным процессом, связанным с дальнейшим развитием толерантности средневолжских народов.

Апробация работы. По теме диссертации имеются 11 публикаций. Результаты исследования обсуждены на международной научно-практической конференции 29-30 января 2010г. в г.Ульяновске «Единство власти, бизнеса и бизнес-образования - путь к успешному обществу», на всероссийской научно-практической конференции 07-09 октября 2010г «Социокультурная динамика регионов в условиях финансово-экономического кризиса», прошедшей в г. Ульяновске в 2010 году.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, и библиографического списка.

Похожие диссертации на Литературно-художественная наследственность народов Поволжья как духовная система