Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека Марков Михаил Александрович

Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека
<
Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марков Михаил Александрович. Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Ростов н/Д, 2004 165 с. РГБ ОД, 61:05-9/58

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные философско-теоретические проблемы исследования влияния магии на процесс формирования мировоззрения современного человека и способы их решения 14

1.1. Магия: социально-гносеологические границы термина и сущность феномена 14

1.2. Структура магии в системе современного мировоззрения и особенности методологии её исследования 64

Глава II. Особенности проявления и воздействия магии как социально-психологического феномена на мировоззрение человека в условиях реального бытия 74

II. 1. Магия как социализированное проявление природного бытия человека в начальный период его жизни 74

П.2. Место и роль магии как социально-психологического феномена в мировоззрении социализированного,

деятельностного человека (зрелые годы) 91

П.З. Значение магии как социально-психологического феномена в мировоззрении людей с девиантным поведением: магов и

маньяков 106

Глава III. Влияние магии как социального явления на формирование мировоззрения современного человека 111

III. 1. Магия, как формируемый обществом образ, в мировоззрении личности в начальный период её социализации 111

Ш.2. Значение магии в современном обществе 129

Заключение 137

Литература 141

Приложения 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблемы, связанные с представлениями о мире трансцендентного, их отражение и выражение через индивидуальное и общественное сознание с завидной регулярностью напоминают о себе обществу в течение тысячелетий. Полярность мнений, острота дискуссий по этим вопросам как в сфере теоретического, так и обыденного сознания подводят к тому, что периодически возникает необходимость рассмотреть возникающие коллизии на уровне философского исследования. Одной из таких значимых проблем является взаимодействие представлений о трансцендентном мире и формирование мировоззрения современного человека. В этой обширной проблематике автора интересует более узкое направление в анализе этого взаимодействия - влияние магии на процесс формирования мировоззрения современного человека.

Исходя из этого, следует отметить ряд обстоятельств, которые обуславливают актуальность изучения заявленной проблемы.

Во-первых, в современных условиях резко возросло устремление в массовом и индивидуальном сознании к магии, как попытке разрешения проблем общества и личности в наше сложное социальное, экономическое, политическое и нравственное время. А это с необходимостью и неизбежностью ставит задачу перед философией с помощью имеющегося у неё методологического инструментария комплексно исследовать структуру этого феномена и его влияние на формирование мировоззрения современного человека. Очевидно, что будет ошибкой в нынешней ситуации предоставить объяснение данного социального, культурного и психологического феномена исключительно представителям религиозных конфессий, а тем более быстрорастущей социальной общности магов, знахарей, экстрасенсов и других представителей подобного рода профессий.

Во-вторых, существует реальная проблема рационального, гносеологического исследования понимания сущности феномена современной магии, выде-

4 ление в ней аспектов, влияющих на формирование мировоззрения в рамках иных, чем ранее социальных и культурных условий. Её объективное решение возможно при условии рассмотрения генезиса представлений о магии в человеческом обществе в трудах различных учёных, что, в свою очередь, обеспечит выявление механизма влияния магического на мировоззрение. К тому же, ответ на вопрос о сущности феномена магии снимает значительное количество псевдопроблем, возникающих из-за чрезмерной «расплывчатости» термина «магия» не только на уровне обыденного сознания, но и в виде довольно сложных теоретических дискуссий.

В-третьих, исследование ментальной сущности магии с неизбежностью выявляет ярко выраженные социально-экономические, социально-политические, социально-правовые, социально-нравственные и другие аспекты. Процесс социализации личности происходит в этих конкретных условиях своего существования. В современном обществе сильно возрастает влияние «магических» жанров культуры, наблюдается устойчивый интерес к астрологии, хиромантии, гаданиям и т. д., на которые население тратит немалые денежные суммы, отношение к магическому ненавязчиво «предлагается» в виде кинофильмов, книг, компьютерных игр и т. д. Во всём этом зримо прослеживается социальное значение магии в прошлом и настоящем времени, выражающееся в «закладывании» основных правил поведения и стереотипов мышления, что, в конечном счёте, ведет к манипуляции сознанием, формированием определённого типа мировоззрения и, как следствие - поведения человека.

И, наконец, четвёртый, связанный с актуальностью исследования обозначенной выше проблемы аспект, заключается в том, что часть проявлений магии выходит за рамки современной семантической системы языка, в область так называемого индивидуального мистического опыта. Имеются в виду те особые социально-психологические и эмоциональные состояния, которые возникают в процессе проведения тех или иных магических ритуалов, как с малыми социальными общностями, так и индивидуальные, которые не могут быть адекватно

5 описаны теми, кто их пережил. В этом отношении любой вопрос о сущности магии - это вопрос о природном бытии человека, а также его сущности.

Говоря о степени научной разработанности исследуемой диссертантом проблемы, справедливо будет отметить, что комплексные научные исследования феномена магии очень редки, поскольку сбор и анализ материала для них может занимать десятилетия. В числе авторов, исследования и мнения которых о нём пользуются значительным научным авторитетом и известностью, прежде всего: Э. Тэйлор, Дж. Дж. Фрэзер, А. Фиркандт, А. Юбер, М. Мосс, Арнольд ван Геннеп, Е.Г. Кагаров, К. Мошиньский, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс, С.А. Токарев, П. Курц и другие.

Необходимо отметить, что на территории Российской Федерации до настоящего времени не предпринимались попытки провести целостное исследование феномена современной магии. Речь не идёт о том, что исследований магии не было вообще. Можно назвать работы: С.А. Токарева «Сущность и происхождение магии», В.Ф. Зыбковца «О чёрной и белой магии», Е.И. Парнова «Трон Люцифера», И.А. Крывелёва «Место магии в религиозном комплексе», В.Е. Львова «Фабриканты чудес» и др. Однако в них недостаточно полно представлена магия как социализированное проявление природного бытия человека, что было обусловлено особенностями идеологических установок марксистско-ленинского подхода к изучению трансцендентного. И в этом смысле частичная детерминация выводов о рассматриваемом феномене, позволяет поставить под сомнение целостность его образа в советской историографии. Этому же способствует и то, что попытка однозначной трактовки магии с позиции научного атеизма иногда порождала довольно интересные и вполне закономерные парадоксы, например, исключение С.А. Токаревым гаданий из смыслового поля магии. Кроме того, с момента публикации упомянутых работ в структуре представлений о магии произошли значительные изменения: бурный процесс развития теософских идей, появились новые оккультные концепции ДЭИР, СИМО-РОН и др., новую жизнь получили некромантия, знахарство, вуду и т. д.

Немногочисленные современные научные исследования, на уровне диссертационных работ в постсоветский период в Российской Федерации, исследующие магию, целостно не рассматривают проблему её влияния на формирование мировоззрения современного человека и мало внимания уделяют выявлению сущности и структуры магии, акцентируя своё внимание на отдельных проблемах проявления магического. В их числе можно назвать: «Мистицизм в современной молодёжной среде: социально-философский анализ» С.Н. Волкова (1996), «Мистика как социальный феномен» И.В. Егоровой (1994), «Мистицизм как социальный феномен» Л.А. Бессоновой (1998), «Специфика рационального в мистическом опыте» Е.Н. Собольниковой (2000), «Магия как социокультурный феномен» СЕ. Гречишниковой (1994) и др. Наиболее целостный образ магии представлен в диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук А.Ю. Григоренко «Философский анализ магии» (1992). Однако вопрос о её влиянии на мировоззрение там рассмотрен лишь отчасти, так как автор, в соответствии со своими научными интересами, ставил перед собой иные исследовательские задачи.

Существует большое количество мыслителей и учёных, которые, не занимаясь непосредственно рассмотрением магии, внесли значительный вклад в исследование отдельных методологически важных вопросов, без которых глубокого философского и социально-философского анализа магии провести невозможно. Специфически рассматривая основной вопрос философии; определение и обоснование причин появления и времени возникновения homo sapiens как вида, включая его природные задатки и их конкретные проявления в реальной жизни; поиск истины в вопросах индивидуальной и всемирной эсхатологии и, в случаях религиозного подхода, — сотериологии; понимание некоторых аспектов строения вселенной и места в ней человека, в том числе - по вопросу реальности иных разумных форм жизни; смысла жизни человека и человечества; истории развития магии и религии, преемственности их отдельных культов и т. д., они представили элементы методологических подходов к объяснению понимания сущности магии и механизма её функционирования в обществе. Это фи-

7 лософы: Ф. Ницше, И. Кант, B.C. Соловьёв, М. Мамардашвили, Н.А. Бердяев, К. Маркс, Ф. Энгельс, М.П. Мчедлов и др., взгляды которых являются «ядром» той или иной методологии исследования магии; психологи: Дж. Брунер, Л.Л. Васильев, Д.М. Угринович, Хеллер Стивен, Стил Терри Ли и др., внесшие ощутимый вклад в исследование психической составляющей «загадки человека»; этнографы и религиоведы: К. Зелигманн, СВ. Максимов, В.И. Даль, И.П. Сахаров, К. Расмуссен, Б. Рассел, Л. Леви-Брюль, Э. Успенский, А. Усачёв, К. Бо-гуцкий и др., собравшие уникальный материал, отражающий основные «грани» феномена магии в жизни социума в разные периоды его существования.

Исследуя конкретные культы и их литературные описания, огромную работу по проведению границы между магией, мифологией и религией, определению их внешних и внутренних характеристик в мировоззрении человека, провели: Э. Дюркгейм, А.Ф. Лосев, К.Г. Юнг, Б. Рассел, В.И. Емелях, Е.Г. Бала-гушкин, Ф.Ю Бородин, СВ. Косарев, СФ. Анисимов, Н.А. Аширов, СБ. Борисов, М.С Беленький, СН. Давиденков, В. Джеймс, В.А. Руднев и др.

Необходимо также отметить, что свой вклад в процесс эволюции смыслового поля магии внесли писатели жанров фантастики и фэнтази, способствуя появлению и формированию в качестве одной из её возможных трактовок понятия «техномагия», смысл которого сводится к очень спорному тезису о возможности синтеза научных и паранаучных знаний. В их числе: К. Сташефф, М. Муркок, Г. Гаррисон, У. Мэрфи, Р. Сэпир, Л. Бреккет, Д. Дуэйн, С. Кинг, А. Нортон, Е. Хаецкая, А. Белянин, А. Легостаев, К. Булычёв, И. Стальнов, А. Валентинов, В. Головачёв, А. Волков, Н. Перумов, С. Лукьяненко, Ю. Латынина и другие.

Объектом исследования является социокультурная реальность бытия человека, в которой магия и мировоззрение представлены, как реально имеющие место быть феномены.

Предметом исследования выступают два структурообразующих элемента магии: магия как социально-психологический феномен (de actu et visu*) и магия

Лат. по опыту и наблюдениям.

8 как социальное явление (tacito consensu ) и их влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека.

Цель предпринимаемого исследования состоит в анализе основных проявлений влияния магии, как бинарной системы, на формирование мировоззрения современного человека.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

  1. Показать, что до настоящего времени в науке остаётся открытым вопрос о социально-гносеологических границах термина «магия» и сущности феномена магии;

  2. Доказать, что социально-гносеологическая граница между магией и религией является субъективной и базируется на активной или пассивной позиции личности по отношению к отдельным представлениям о мире трансцендентного;

  3. Обосновать тот факт, что магия является динамической системы, состоящей из двух диалектически связанных частей: магии как социально-психологического феномена (социализированное проявление природного бытия человека) и магии как социального явления, и ввести для их обозначения термины магия de actu et visu и магия tacito consensu.

  4. Показать основные аспекты влияния магии de actu et visu и магии tacito consensu на формирование мировоззрения современного человека.

  5. Выделить отдельные праксеологические аспекты управления поведением современного человека через представления о магии.

Методология исследования. С одной стороны анализ такого сложного и многогранного феномена, как магия требует применения устоявшихся в науке методов, таких как: критическо-аналитический подход к содержанию материала, историко-логический метод, позволяющий проследить изменения социально-гносеологических границ термина магия в истории, системно-комплексный подход, позволяющий дать как можно более полное представление об отноше-

Лат. по молчаливому согласию.

9 нии учёных, философов, теологов и оккультистов к магии. С другой стороны, анализ современной магии не возможен без применения элементов герменевтического и феноменологического подходов, а также принципов и методов истории, социологии, политологии, психологии и других наук, прямо или косвенно связанные с анализом феномена магии в системе современного мировоззрения. Теоретико-методологической базой для разработки модели структуры современной магии стала совокупность взглядов, концепций, положений, выводов, содержащихся в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как: Э. Тэйлор, Дж. Дж. Фрэзер, А. Фиркандт, А. Юбер, М. Мосс, Арнольд ван Геннеп, Е.Г. Кагаров, Казимир Мошиньский, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс, С.А. Токарев, П. Курц и другие.

Научная новизна диссертационного исследования определяется концептуальной разработкой структуры современной магии и её влияния на процесс формирования мировоззрения современного человека и характеризуется следующими положениями:

В работе представлен систематизированный комплекс подходов к пони
манию различных сторон феномена магии. А именно... Её сущности и соци
ально-гносеологических границах термина: функционализм (Дж. Дж. Фрэзер и
Б. Малиновский); структурализм (К. Леви-Стросс), психоанализ (3. Фрейд),
марксизм (С.А. Токарев), космизм (Л.Н. Гумилёв) и др. Различные основания
методологии исследования магии, через рассмотрение взглядов: П. Курца, К.
Кастанеды, Ф. Ницше, И. Канта и B.C. Соловьёва. Кроме того, проведён фор
мальный и содержательный обзор определённого числа современных религиоз
ных и паранаучных подходов к магии;

Выдвинута и апробирована гипотеза о том, что в качестве социально-
гносеологической границы между магией и религией следует рассматривать
«вектор воли» человека по отношению к миру трансцендентного, то есть любая
самостоятельная (пусть и нечаянная) попытка вступить в контакт с миром
трансцендентного или использовать его отдельные «проявления» - магия, а

10 ожидание «общения» и «помощи», включая попытки добиться милости «трансцендентных сил» путём выполнения их «заветов» - религия;

Исходя из результатов анализа материалов научных дискуссий, фило
софской литературы по проблемам магии и мистики, современного фольклора

и паранаучных изданий, магия представлена в качестве бинарной динамической системы, состоящей из двух структурообразующих элементов: магии как социально-психологического феномена (de actu et visu) и магии как социального явления (tacito consensu);

Выявлен механизм влияния основных проявлений магии как социально-психологического феномена (de actu et visu) и магии как социального явления (tacito consensu) на формирование мировоззрения современного человека;

Выделены отдельные праксеологические аспекты управления поведением современного человека через представления о магии.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Магия до настоящего времени является одним из наименее исследованных феноменов культуры, чему в значительной мере способствуют три гносеологические проблемы. Во-первых, в научных кругах наблюдается плюрализм трактовок термина «магия» и методологических подходов к его исследованию, что в ряде случаев объясняется его частичной детерминацией ответами на «вечные вопросы» философии. Во-вторых, магия как научный термин во многих случаях не может быть соотнесена с трактовками магии в паранауке, религии и обыденном сознании; при этом речь идёт не об отличиях научного и ненаучного познания, а о значительном изменении границы её смысла. В-третьих, магия, как наиболее древняя часть культуры, отчасти выходит за пределы семантической системы языка, что существенно затрудняет современной науке всестороннее изучение сущностных характеристик этого феномена.

  2. Социально-гносеологическая граница между магией и религией может быть проведена по направленности «вектора воли» человека по отношению к миру трансцендентного. То есть границу между магией и религией можно провести следующим образом: «маг» стремится сделать первый шаг самостоятель-

но; он вступает в контакт с трансцендентным по собственной инициативе. Религиозный человек, в целом, пассивно ожидает такого контакта, доверяя трансцендентному самому сделать первый шаг самостоятельно. При этом снимается значительное количество псевдопроблем, связанных с определением смыслового поля магии.

  1. Магия как целостный феномен представляет собой сложную динамическую систему, которая включает в себя два структурообразующих элемента: магию как социально-психологический феномен (de actu et visu), являющуюся социализацией природного бытия человека, и магию как социальный феномен (tacito consensu), выступающую в виде «образа магии», формируемого обществом. В качестве обоснования этой гипотезы выступают: исторически сложившиеся границы смыслов различных трактовок термина магия в процессе их соотнесения друг с другом; реально фиксируемые психосоциальные и социальные явления, присущие в более ярко выраженном состоянии только каждой из обозначенных выше разновидностей магии; процесс возрождения устоявшихся и вновь возникающих магических ритуалов, который достаточно явственно относится как к магии de actu et visu, так и к магии tacito consensu.

  2. Влияние магии на формирование мировоззрения современного человека представлено двумя основным проявлениями:

А. Магия как социально-психологический феномен (de actu et visu) реально фиксируема в процессе социализации личности. В гносеологическом смысле она является постоянным спутником существования человека, связана с его сущностью и оказывает значительное влияние на направленность и темпы социализации человека, устранение её в обозримом будущем невозможно. В «чистых» проявлениях она почти не встречается, будучи «повторно опредмечиваема» современной культурой. Её влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека, как правило, носит неявный, скрытый характер. Она является краеугольным камнем любой современной религии. В настоящее время несовершенство семантической системы языка не позволяет исследовать отдельные её положения, связанные с субъективным мистическим опытом.

Б. Магия как социальное явление в значительной мере представляет собой сублимацию страхов и надежд человечества и выполняет воспитательную, ориентировочную, компенсаторную и развлекательную функции. При этом её влияние осуществляется: через воспроизводство и формирование социальных мифов, ценностных ориентиров и стереотипов поведения, сформировавшихся в таких социальных институтах, как семья, школа, вузы и государство; в качестве средства, необходимого для саморазвития личности (игры, испытания, снятия стресса и т. д.).

5. При рассмотрении отдельных праксеологических аспектов управления поведением человека через представления о магии необходимо исходить из понимания того, что в процессе социализации ни один современный человек не может избежать прямого или опосредованного влияния этого феномена. Мировоззрение людей различных возрастных групп в той или иной мере испытывает воздействие проявления феномена магии, при этом наиболее уязвимыми в этом отношении являются дети, асоциальные подростки и люди с неустойчивой психикой, независимо от возраста. Возможно воздействие не только на отдельного человека, но и коллективное мировоззрение группы, страты, класса и даже государства, в том числе и для подрыва его идеологии. Процесс воздействия некоторых аспектов феномена магии на человека через представления в определенных психосоциальных условиях насчитывает тысячелетнюю историю, находя наиболее яркое выражение в социально-нравственной, социально-политической и религиозной сфере жизнедеятельности человека и общества.

Теоретическая и практическая значимость работы. Рассмотренная научная проблема органически вплетается в ткань современной философской мысли в плане уточнения места и роли магии в формировании мировоззрения человека, а также дополнении понимания структуры магии, как сложного социокультурного феномена, и её места в системе представлений о трансцендентном.

Подходы, гипотезы и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего научного анализа обозначенных, но не раскрытых проблем, как самой темы, так и родственных с ней. Основные положения и выводы рабо-

13 ты могли бы быть использованы при проведении соответствующих разделов курсов философии и культурологии по проблемам сознания, мировоззрения, в процессе воспитательной работы со студентами высших учебных заведений.

Апробация работы осуществлена диссертантом в форме выступлений на кафедре философии и культурологи АГПИ (Армавирского государственного педагогического института) и ШКА (Школе Культурной Антропологии при кафедре философии и культурологии АГПИ), на семинарах с аспирантами и соискателями, учебных диалогах ШКА, а также путём участия в следующих конференциях: Армавирские философские чтения, Армавир, апрель 2001; региональная научно-практическая конференция «Феноменология социального знания», Армавир, апрель 2002г.; Армавирские философские чтения, Армавир, апрель 2002; Армавирские философские чтения, Армавир, апрель 2003; региональная научно-практическая конференция «Проблемы образования и воспитания в современных условиях», Армавир, апрель 2003.

По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объёмом более 3-х печатных листов.

Структура работы состоит из введения, трёх глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы, состоящего из 247 наименований, а также двух приложений. Общий объём диссертации 165 страниц машинописного текста, в их числе 4 страницы занимают приложения.

Магия: социально-гносеологические границы термина и сущность феномена

Магия - это очень сложный, противоречивый и многогранный феномен, имеющий тысячелетнюю историю. Существует научная теория о том, что он возник у неандертальцев, то есть до появления homo sapiens как вида. Так, в частности, «склады медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох и Пе-терсхёле, как предполагают некоторые исследователи, имеют отношение к каким-то магическим действиям, совершавшимся неандертальскими обитателями этих пещер» [194, С. 404]. Существуют другие примеры и аргументы, как в пользу, так и против этой теории. Но, даже если она и не верна, вера в магию прослеживалась и прослеживается на всём обозримом протяжении истории homo sapiens, у всех без исключения народов и проникала и проникает во все сферы общественной жизни. Это один из самых древних, или, возможно, древнейший элемент культуры человечества, ведь в той или иной степени прямого или опосредованного влияния феномена магии не удалось избежать ни одному человеку в процессе его социализации, начиная от первобытности и завершая современностью.

Несмотря на очевидную значимость исследования этого феномена, до настоящего времени не существует научного термина, который был бы полностью адекватным ему. Это первая проблема, препятствующая исследованию феномена магии. Так, например, в «Советском энциклопедическом словаре» утверждается, что магия это «обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы» [181, С. 737]. На первый взгляд это достаточно удачное определение, но против него, исходя из исторически сложившегося образа магии, возможно, как минимум, пять возражений.

Во-первых, магия не всегда является обрядом. Так, например, магическое действие может заключаться в произнесении одного тайного слова или имени. В магии это называется «бросить слово».

Во-вторых, культурная традиция не ограничивает способность к магическим действиям только людьми. В частности, в сказках, легендах, рассказах жанра фэнтази и т. д. к магии, больше чем люди, способны: титаны, драконы, демоны, ифриты, эльфы, гномы, феи и многие другие персонажи. В настоящее время эти способности иногда приписываются и хозяевам НЛО. При этом не важно, существуют ли перечисленные выше персонажи реально, ведь речь, в этом конкретном случае, идёт о метафизической вселенной человека, то есть его субъективных представлениях о мире и магии в этом мире.

В третьих, если, используя упомянутое выше определение магии, делается попытка рассмотреть различного рода «пограничные феномены», то есть: гипноз, призрачные сновидения , галлюцинации и т. д., то оказывается, что сама сущность магии начинает «ускользать» из определения. Так, например, если к этому определению добавляется конкретное утверждение, вроде «.. .гипноз является составной частью искусства колдовства и используется колдунами, знахарями, шаманами различных стран и народов» [22, С. 5], то оказывается, что меняется сам взгляд на магию, так как в данном случае она может рассматриваться как некое искусство, по крайней мере, часть из которого обладает реальной силой воздействовать на людей. В ней начинают прослеживаться черты как минимум психологического, если не психико-физиологического феномена, между тем, как из приведённого выше определения изначально складывался образ магии как социокультурного явления, основанного на вере, а не на реальных явлениях и возможностях человека.

В-четвёртых, магия, колдовство, волшебство, чародейство, и т. д. могут выступать не только как синонимы, но и как отдельные «отрасли» знания друг в друге и даже прямо противоположные понятия, внося существенную путаницу в любое исследование данной темы. Так, например, колдовство в большинстве случаев трактуется как обряды негативного, или, как минимум, опасного характера. Магия же может быть и «белой». Иными словами, колдун и маг, колдовство и магия это далеко не всегда синонимы.

И, в пятых, к указанным выше возражениям можно добавить и то, что для совершения магических обрядов в некоторых трактовках чародейства, знахарства, «красной» магии и т. д. человек вообще не должен обладать «сверхъестественными способностями», а тем более быть колдуном или магом, достаточно «сакральных» знаний, покровительства трансцендентных сил или случайных совпадений.

Первый закономерный вопрос, который по необходимости предваряет процесс рассмотрения термина «магия», может быть сформулирован так: «Почему магия изначально трактуется как целостный феномен, ведь будучи просто семантическим знаком, она может и не иметь своего прямого аналога в нашей культуре, культурах других народов или же их может быть несколько?». Иными словами, применяя термин «магия», не совершаем ли мы логическую ошибку. И это не праздный вопрос. У каждого народа своя магия. Имеем ли мы право утверждать, что феномен магии един для всех народов?

Например, у народа азанде магия есть свойство, прежде всего, присущее расе колдунов, которые даже физиологически несколько отличаются от людей. Азанде утверждают, что, будучи «частью тела, колдовская субстанция растёт вместе с телом» [232, С. 37]. И, если человек колдун, то «.. .в его животе можно найти волосатый шар, который иногда обрастает зубами и выглядит весьма страшно» [Цит. по: 232, С. 31]. Но при этом азанде «...представляют себе колдовство как нечто совершенно безличное и существующее отдельно от конкретных колдунов» [232, С. 42].

Структура магии в системе современного мировоззрения и особенности методологии её исследования

Мировоззрение определяется в науке как «система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры» [208, С. 375].

Термин «мировоззрение» появился в конце XVIII века, а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX века.

Его специфика состоит в том, что в нём создаётся не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а происходит переосмысление различных типов отношения человека к миру. С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический, аксиологический и праксеологический. Онтологическое отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в её объективных, всеобщих измерениях, определяя границы познаваемого, наиболее эффективные формы и методы познания. Праксеологическое отношение к миру - это отношение с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека. Доминирующим является аксиологическое отношение человека к миру и своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни, осмысление нравственных, эстетических, социально-политических и т. д. ценностей. С его помощью человек оценивает различные стороны своего бытия [см. 3, С. 5-9].

В зависимости от научного подхода и целей исследования, принято различать несколько видов мировоззрения, которые существуют в сознании современного человека. При этом их количество зависит от «основания деления». Так, например, в современной философской мысли для этой цели используют три основные подхода к построению субъективной картины мира, и, исходя из этого, утверждается, что существует три основные типа мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и философское. Иную картину можно наблюдать в современной истории, культурологии и этнографии. В рамках этих дисциплин, довольно часто, выделяют: магико-мифологическое, религиозное, научное и философское мировоззрение, так как с оговоркой на историческую преемственность, особенно подкреплённую идеей существования архетипов в сознании людей, подобный подход удачно сочетается с представлением о существовании исторического процесса.

Представляется необходимым отметить некоторые специфические черты каждого обозначенного выше вида мировоззрения: житейское (обыденное), в котором отражаются традиционные взгляды на мир и человека, включая представления здравого смысла, как правило, характеризуется прагматизмом; маги-ко-мифологическое, которое является ведущим у группы так называемых «вне-исторических народов» является синкретичным по своей сути и содержит в «в зародыше» все остальные виды мировоззрения; религиозное связано с признанием мирового начала и тех или иных форм его проявления в мире; научное обобщает опыт духовного и практического освоения мира и стремится к максимальной объективности в отражении действительности; философское иногда выходит за рамки научного в процессе поиска истины.

Оба приведённых выше подхода не противоречат друг другу. Более того, в рамках исследования магии, которое отчасти затрагивает мифологию и религию, представляется необходимым их совмещение. Это объясняется, с одной стороны, тем, что магия, мифология и религия являются неотъемлемой частью современного мировоззрения, образуя в нём одну обширную группу представлений о трансцендентном мире, и их полное понимание невозможно без анализа повседневного, религиозного и научного мировоззрения. С другой - религия и магия не всегда могут рассматриваться в рамках одного вида мировоззрения. И в этом отношении исследование и сопоставление магико-мифологического и религиозного мировоззрения в некоторых случаях более корректно. Кроме того, современная философская мысль далеко не всегда укладывается в рамки науки, что тоже необходимо учитывать, иногда разводя научное и философское мировоззрение.

Таким образом, в русле данной работы предполагаются элементы анализа современного обыденного, магико-мифологического, религиозного, научного и философского мировоззрения.

Магия как социализированное проявление природного бытия человека в начальный период его жизни

В настоящее время проблема формирования мировоззрения человека в философской литературе представлена достаточно широко, что позволило выделить три основных подхода к проявлению данного процесса в истории человеческого существования. Первый и самый древний - анимистический. К нему относятся все идеи о том, что у человека есть душа, которая может существовать до рождения тела, даже прожить несколько жизней, или, наоборот, возникнуть из небытия и войти в тело в определённом возрасте. Несмотря на явную антинаучность, этот подход имеет достаточно много сторонников среди верующей части населения, и, как следствие, периодически возникает в разных околонаучных концепциях. К нему, например, относятся уже упоминавшиеся идеи С.Н. Лазарева. Второй подход утверждает, что разум человека это tabulja rasa («чистая доска») и, соответственно, мировоззрение людей формируется в культуре, к которой они принадлежат посредством воспитания. Третий - абсолютизирует идею генетической обусловленности восприятия мира человеком. В настоящее время наиболее близким к истине всё чаще считают синтез двух последних подходов, утверждая, что мировоззрение обусловлено влиянием культуры, но лишь в тех рамках, которые позволяют его врождённые генетические характеристики.

Процесс формирования мировоззрения человека идёт постоянно, но при этом особое место в нём отводится детству и отчасти подростковому возрасту, условно: от рождения и, в зависимости от личных характеристик и культуры, до 14-16, а иногда и более лет. В это время человек становится личностью, приобретает или не приобретает необходимые социально значимые знания, умения и навыки. Во многом детство и отрочество определяют дальнейшую судьбу че ловека. В отношении исследования магии de actu et visu (как социально-психологического феномена) это наиболее интересный и в то же время самый сложный для изучения период. Здесь необходимо уточнение в том смысле, что обособленное рассмотрение магии de actu et visu для данного возрастного периода затруднено и не всегда корректно, поскольку необходимо не только обозначить её отдельные эклектичные проявления, но и рассмотреть тенденцию её влияния на мировоззрение в целом.

Магия своими отдельными проявлениями вплетена в сеть реального социального бытия человека. Поэтому магия de actu et visu может быть рассмотрена только как часть того или иного социокультурного феномена или конкретных феноменов исследуемой возрастной субкультуры.

Учитывая факт, что человек выступает в философском познании как биологическое, психологическое, социально-культурное существо, правомерно предположить, что в психологической компоненте, составляющей его мировоззрение, причиной, которая иногда порождает элементы магии de actu et visu, является страх.

Для ребёнка характерно бояться темноты и одиночества, защищаясь от них с помощью закрытых глаз, неподвижности тела, одеяла над головой, искусственного освещения и т. д. Однако это ещё не магия, а простое проявление древнего инстинкта выживания или же иногда - следствие реально случившегося испуга по различным причинам, например по вине родителей, полученной информации из радиопередач и телевидения и т. д.

Следует предположить, что, в данном случае, магия de actu et visu рождается тогда, когда ребёнок изобретает первую «авторскую» методику защиты. Например, начинает по своей инициативе брать в постель любимую игрушку, которая его «защищает»; изобретает «безопасную позу» или, что более показательно, но весьма редко, пытается «убедить» или «заставить» кого-то «там, в темноте», не трогать себя.

В настоящее время процесс подобного «творчества» со стороны ребёнка становится более частым, поскольку ранее сложившаяся культурная традиция больше знакомила ребёнка с уже готовыми ритуалами, то есть тем, что было обозначено как магия tacito consensu (по молчаливому согласию).

Это позволяет сделать первый вывод, заключающийся в том, что магия не является просто частью культурного наследия, поскольку при отсутствии отдельных её элементов тут же начинается воссоздание их аналогов. «Нечто», находящееся в нашей сущности, требует присутствия в мировоззрении отдельных магических представлений и способствует началу процесса их формирования. При этом появляющиеся элементы магических воззрений выполняют, прежде всего, компенсаторную функцию, смягчая страх перед неизвестным.

Возможно возражение, исходящее из того, что неверно фактическое основание вывода, так как в основе всякого детского страха обязательно лежит испуг, а инстинкт не имеет к этому ни какого отношения. Например, известный итальянский педагог Ада Делла Торре в своей монографии «Ошибки родителей» утверждает, что «у ребёнка не возникает страха, если кто-нибудь его не внушил» [197, С. 67]. Но оно может быть отброшено с помощью доказательства от противного, так как если согласиться с уточнением к приведённым фактам и оградить ребёнка от любого внешнего испуга, остаётся достаточно внутренних причин, способных его испугать, например, его собственные сновидения, в частности, порождаемые страхом потерять родителей. И в этом отношении выводы всё равно останутся прежними.

Второе психосоциальное основание базируется на особенностях детского восприятия и познания мира. В этом отношении интерес представляют три аспекта: «детский анимизм», «детская логика» и феномен детского магического творчества.

Магия, как формируемый обществом образ, в мировоззрении личности в начальный период её социализации

В процессе рассмотрения роли магии de actu et visu в мировоззрении современного человека остался неисследованным один важный вопрос: Каково значение магии в мировоззрении в наиболее «чистых» проявлениях? Ответ на него может быть дан при исследовании девиаций в поведении современных людей, из числа таких их представителей, которые в своём поведении руководствуются элементами феномена магии de actu et visu, почти не рассуждая о его смыслах и принимая его таким, какой он есть. Можно достаточно обоснованно утверждать, что это, прежде всего, маги и маньяки, так как именно они во многих случаях используют индивидуальный мистический опыт, почти никогда не стремясь к его рациональному осмыслению.

Ещё до появления науки как таковой люди подметили, что магия очень часто связана с безумием. Так появлялись многочисленные легенды, например о том, что человек, проходя посвящение в маги, спускается в преисподний мир и видит там таких чудовищных созданий и узнаёт такую страшную «правду», что теряет от страха разум. Вообще и в настоящее время, намериваясь приобрести силу от познанного сакрального, почти всегда теряют рассудок. Для многих племён с традиционной культурой, как и для значительного числа современных религий, характерно уважительное отношение к безумцам. Однако в рядах современных магов можно найти очень немногих, которые действительно стремятся пройти подобного рода посвящение или даже описать этот процесс, и лишь значительный пласт магической традиции прошлых веков позволяет достаточно подробно рассмотреть его. Целью посвящения являются обретение истины и силы. В отношении магов это означает стремление увидеть мир таким, какой он есть, познать его законы и познакомиться с силами, которые им управляют. Однако в отличие от современной феноменологии, которая тоже стремится при познании мира освобождаться от культурных стереотипов, магическое посвящение предполагает два существенных и необратимых изменения в человеке. Первое - человек получает способы познания мира, которые выходят за рамки пяти чувств, и от которых он потом избавиться не сможет. Второе - он перестаёт быть человеком в социальном смысле этого слова, начиная жить по законам иного, «открывшегося» ему мира. Исходя из целей работы, представляется достаточно обоснованным рассмотреть психические составляющие данного типа сознания и связанные с ним механизмы посвящения. Это допустимо ещё и потому, что сознание является фундаментом мировоззрения, на котором базируются сущностные характеристики человеческого отношения к миру и самому себе.

Первая фаза, предшествующая непосредственно посвящению, предполагает не только и не столько изучение теории, сколько обретения власти над своим телом и мыслями. Различные культуры и магические школы представляют этот процесс не только чисто психологическим действием, но и результатом определённого социального поведения, как правило, это: особая диета, специальные упражнения для тела и сознания, а также ритуалы, обусловленные той или иной культурной традицией. Диета, которую ведёт человек перед посвящением, вне зависимости о того, по какому пути она пойдёт: голоданию, посту или приёму пищи со специальными добавками, прежде всего, галлюциногенного свойства, призвана вывести человека из обычного состояния сознания. Человек готовится к встрече с чем-то вне его обычных представлений. Этому способствует и то, что в этот период предполагается ограничение до минимума любых внешних впечатлений. Человеку рекомендуется даже избегать света, оставаясь в темноте. В результате образы внешнего мира постепенно становятся в сознании всё более мутными, и человек остаётся наедине с самим собой. Он готов по своей инициативе вступить в контакт с трансцендентным миром.

Следующий шаг, вторая фаза, предполагает, что человек познаёт и побеждает самого себя. Он осознанно вызывает особые состояния, которые раскрывают перед ним весь его духовный мир. Однако если бы магия de actu et visu здесь сводилась только к этим двум фазам, то она могла бы трактоваться как обособленная часть психоанализа.

Третья фаза по своей сути и является посвящением как таковым. Она предполагает закрепление в сознании человека того восприятия мира, которое было вызвано у него до этого. Этому способствует сильная боль, например прижигание раскалённым железом, или иные подобные методы.

В результате появляется человек-маг, который смотрит на мир не так, как это принято в современной культуре. Те опыты магии de actu et visu, которые он вызвал и продолжает воспроизводить в своём сознании, становятся для него основой познания мира и воздействия на него. При этом его внешнее поведение явно отклоняется от общепринятого. В качестве примера можно привести поведение знахаря в момент лечения больного, взятое из монографии СВ. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» [см. 119, С. 102-104], с той оговоркой, что современные нам примеры не могут быть рассмотрены, так как могли бы оскорбить некоторых известных всей стране чудотворцев и привести к судебному разбирательству.

В этом отношении, рассуждая о том, как влияет магия de actu et visu на мировоззрение человека, использующего её в качестве основного средства познания и воздействия на мир, необходимо предположить, что человек при этом перестаёт быть частью общества, превращаясь в нечто иное. Чаще всего - жалкое и с явными признаками психического расстройства, поскольку образы чертей, духов и т. д. наблюдаются довольно часто у людей, имеющих явные психические расстройства [см. 129, С. 96, С. 99]. Даже эффекты внечувственного восприятия хорошо известны психиатрии. Например, «...припадок часто начинается с ауры. Аура означает «дуновение». Это название появилось после описания Пелоном Смирнским больного, который перед припадком ощущал прохладное дуновение» [129, С. 137]. Очевидно, что большая часть подобного рода кудесников просто психически больные люди, и их посвящение сводилось к замене фазы бодрствования и фазы торможения в сознании, то есть они стали шизофрениками или получили иные психические отклонения. Однако это верно не для всех. В отношении небольшого числа людей применение терминов «шизофреник», «больной» и т. д. некорректно.

Похожие диссертации на Магия как бинарная система и е# влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека