Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ Шагманова Фирюза Хамитовна

Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ
<
Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шагманова Фирюза Хамитовна. Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Уфа, 2001.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/361-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Мировоззрение ребенка как предмет философского исследования 11

1.1. Мировоззрение ребенка и его основные характеристики 11

1.2. Роль социализации в процессе формирования мировоззрения ребенка 32

1.3. Особенности влияния семьи на формирование мировоззрения ребенка 46

Глава 2. Формирование элементов научного мировоззрения ребенка в системе образования 61

2.1. Основные тенденции трансформации социального института образования 61

2.2. Роль гуманитарных дисциплин в формировании мировоззрения ребенка 80

2.3. Роль естественнонаучных дисциплин в формировании мировоззрения ребенка 101

Заключение 127

Список литературы 130

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное развитие человечества характеризуется глобальными противоречиями, среди которых - процесс формирования мировоззрения как иерархии материальных и духовных ценностей человеческой личности. Он определяется, с одной стороны, социально-экономическими, политическими, культурными условиями, а с другой, - условиями воспитания и образования человека. Происходящие в России изменения способствовали возникновению идеологического вакуума, который заполняется такими новыми видами мировоззрения как прагматический, направленный на выживание и накопительство; гуманистический, направленный на личностную ориентацию. В то же время идет процесс возрождения старых типов мировоззрения: религиозного, мифологического (мистического), оккультного (вненаучного), фашистского, националистического и др. Наибольшую тревогу в настоящее время вызывает тенденция к увеличению их негативного воздействия различных культовых сект на сознание ребенка. Эта проблема в равной степени касается и формирования его мировоззрения, так как оно не стихийный, а диалектически развивающийся процесс активного взаимодействия личности с действительностью. Это определяется рядом условий. Во-первых, необходимостью формирования нового мировоззрения, которое позволит с иных, чем прежде, позиций взглянуть не только на противоречивый, многообразный характер общественных отношений, но и взаимосвязанный, во многом целостный мир, понять диалектику его развития. Во-вторых, исследование формирования мировоззрения ребенка не может быть ограничено только рамками психологической и педагогической наук. Без участия социальной философии невозможно полноценно решать назревшие проблемы. Этим объясняются возросшие требования, предъявляемые обществом к философской науке, к ее теоретическому уровню и эффективности в исследовании проблем образования и воспитания российских граждан. Разрыв теории с практикой приводит к тому, что ребе- нок не может применять в жизни знания, полученные в школе. Фактически образовательная система стала жертвой трех бед: чрезмерного накопления знаний, анархизма и не приспособленности к жизни. Ослабление роли образования как социального института повлекло к дезорганизации процесса социализации детей. Отсюда вытекает актуальность значения школьного образования в формировании мировоззрения человека. В-третьих, необходимостью создания философской концепции формирования мировоззрения ребенка как фундамента для других возрастных групп. Для России, испытывающий коренную ломку ценностных основ духовной жизни и процесс деи-деологизации исследование начальной стадии формирования мировоззрения современного ребенка как объекта социального воздействия в новых жизненных реалиях особенно важно.

Актуальность такой темы исследования, как формирование мировоззрения ребенка в процессе его социализации связана также с тем, что в отмеченный период его развития мировоззрение ребенка претерпевает внутренние и внешние изменения. Внутренние изменения обусловлены ростом и развитием, когда он меняет свой взгляд на окружающий мир. Причиной внешних изменений выступают социальные процессы, происходящие в обществе, которые оказывают большое влияние на его формирование. Интенсивное интеллектуальное развитие ребенка приходится именно на период от 6 до 11 лет.

Таким образом, актуальность настоящего социально-философского исследования диктуется отсутствием научных работ, направленных на выявление влияния всего комплекса факторов, влияющих на формирование мировоззрения ребенка.

Степень разработанности проблемы. Мировоззрение является предметом исследования философии, но к проблеме формирования мировоззрения и рассмотрению его аспектов обращались и психологи, и педагоги, и социологи, и другие ученые.

Идея непрерывности формирования мировоззрения в процессе образования и воспитания человека была сформулирована ЯЛ. Коменским в XVII веке. Тем самым, по существу, в процессе развития человечества была выявлена фаза детства как предмет научного анализа.

Основываясь на высказанной Дж. Локком критике теории «врожденных идей», французские просветители развивали положение о решающей роли воспитания и среды в формировании мировоззрения личности. Ж.-Ж. Руссо разработал концепцию свободного воспитания ребенка, наметив законы, содержание и методы его воспитания и обучения опираясь на особенности физического и духовного развития.

Важный поворот во взглядах на детство произошел в конце XIX - начале XX вв. под воздействием теории 3. Фрейда. Если до этого подход к ребенку развивался в русле воспитательно-эпистемологической парадигмы, то 3. Фрейд раскрыл ключевую значимость детства для существования взрослого индивида, вовлекая в круг научного анализа феномены, которые наука не принимала в расчет. «Нетрадиционный» подход к ребенку был расширен К.Г. Юнгом («Конфликты детской души»), Э. Эриксоном («Детство и общество») и др.

Значительный вклад в исследование детства, был сделан Ф.А. Дистервегом, который выдвинул в качестве одного из важнейших принципов принцип культуросообразности: учет в процессе социализации всей совокупности данных культуры, истории, экономики, характерных для страны и народа.

В отечественной философии группа таких ученых как С.С. Батенин, Ю.Г. Волков, А.Э. Соколов, В.Г. Афанасьев, М.С. Каган и др. придерживаются точки зрения о том, что полноценность личности определяется целостным развитием и проявлением сущностных сил, т.е. ее внутренними качествами: чувствами, задатками, способностями, потребностями; знаниями, умениями, навыками. В целом, структуру, развитие, становление и формирова- ниє человека как личности рассматривают такие авторы, как П.П. Лямцев («Формирование человека как личности»), К.К. Платонов («Структура и развитие личности»), В.И. Столетов («Становление личности»).

Закономерности протекания познавательных процессов были предметом изучения детской психологии (Б.Г. Ананьев, Дж. Брунер, Б. Инхельдер, А.Н. Леонтьев, Э.И. Моносзон, Ж. Пиаже и др.).

Зависимость мировоззрения от культурных особенностей находит отражение в исследованиях А.С. Петрякова, Л.М. Пучинской, B.C. Степина.

Формирование мировоззрения в процессе образования связано с проблемой гуманизации и гуманитаризации, которая имеет множество аспектов исследования. Один из этих аспектов, относящийся к философии образования, связан с вопросами социализации личности ребенка. В этой области следует выделить работы Н.Г. Алексеева, Б.В. Горячева, Б.А. Зена, Е.В. Золотухиной, И.Ф. Кефели, Е.Д. Климентьевой, Б.И. Липского, Ф.Т. Михайлова, А.П. Огурцова П.И. Пидкасистого, В.Н. Сагатовского, B.C. Слепакова, В.И. Стрельченко, В,И. Филипенко и др.

Относительно самостоятельное значение для мировоззрения имеет формирование личности в воспитательном процессе в условиях становления единого воспитательного пространства. В связи с этим необходимо отметить, в первую очередь, работы В.П. Беспалько, Л.Г. Брылевой, Л.А. Буевой, М.Г. Зеленцова, Б.А. Зена, Г.Г. Квасова, И.Ф. Кефели, М.Б. Крыловой, А.Ф. Лосева, А.П. Мозелова, Н.Д. Никандрова, Я.Н. Рувинского, Э.В. Ильенкова, С.Ф. Харчева и др.

Важным в изучении данной проблемы является обращение к подходам современных философов, психологов, педагогов, ориентированных на развитие полноценной личности, ее сознания, деятельности, общения, мировоззренческих и ценностных ориентации (Н.Л. Аринина, К.А. Абульханова-Славская, А. Бедалев, А.Г. Здравомыслов, А. Клизовский, P.M. Рогова, А.Г. Спиркин, Ю.Г. Татура).

В философских и социальных науках были сформулированы концепции воспитательного потенциала общества и его духовной культуры, влияющей на подрастающие поколения (И.В. Бестужев-Лада, Б.М. Бим-Бад, А.И. Буров, КС. Кон, К.А. Французова).

Обучение, воспитание и развитие в единой непрерывной образовательной системе создают условия для получения мировоззренческих знаний. В тесной связи с педагогикой начала развиваться и детская психология, ставшая самостоятельной наукой в середине XIX в. (обобщающие труды -В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффн, А. Гезелль и др.). Установлено, что формирование мировоззрения и социализация ребенка зависит от закономерностей протекания психологических процессов: восприятия (Б.Г.Ананьев, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Г. Фолькельт В. Элиасберг), памяти (П.Я. Гальперин, Э. Мейман, В. Штерн, Д.Б. Эльконин); формирования самосознания (Б.Г. Ананьев, С. Берт, В. Пройер).

Изучение трудов отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод, что уже имеются определенные результаты в исследовании проблем детства и аспектов формирования мировоззрения. Однако в философской литературе тема формирование мировоззрения ребенка в условиях современного состояния общества еще не получила фундаментального развития. Анализ научной литературы показывает отсутствие целостного, системного, социально-философского исследования особенностей мировоззрения ребенка и его формирования, что послужило отправной точкой для данной работы.

Объектом исследования является процесс формирования мировоззрения.

Предмет исследования выступают особенности формирования мировоззрения ребенка.

Цель исследования - социально-философский анализ формирования мировоззрения ребенка в процессе его социализации.

Данная цель позволяет сформулировать следующие взаимосвязанные задачи: исследовать особенности мировоззрения ребенка и его основные характеристики, выявить роль институтов социализации в процессе формирования мировоззрения ребенка; раскрыть особенности влияния семьи на формирование мировоззрения ребенка; определить основные тенденции трансформации социального института образования; исследовать роль предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Методологическая база исследования. Методологической основой исследования является системный подход, ориентированный на выделение, прежде всего, интегративных, инвариантных, системообразующих связей и отношений, а также личностный подход, требующий признания уникальности личности, ее мировоззрения; в работе также используются элементы дея-тельностного подхода, организующего полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; элементы полисубъективного (диалогического) подхода, основанного на вере в позитивный, творческий потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования; культурологический подход, который задает социально-гуманистическую тотальность всего диссертационного исследования.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы определяется ее направленностью на социально-философский анализ формирования мировоззрения ребенка, идущем процессе его социализации. Эта новизна может быть конкретизирована в целом ряде положений, выносимых на защиту: раскрыта структура основ мировоззрения ребенка, включающая формирование одновременно мироощущения, миросозерцания, мировосприятия, миропонимания независимо от возрастных этапов; установлено, что в мировоззрении ребенка одновременно присутствуют элементы мифологического, религиозного и научного типов мировоззрения; выявлено, что, с одной стороны, ослабление семьи, как традиционного социального института привело к усилению противоречий в социализации подрастающего поколения, а с другой, - семья обрела определенную свободу выбора в процессе формирования мировоззрения ребенка; обоснована необходимость усиления внимания к преподаванию предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, которые участвуют в формировании личности ребенка, ее духовного развития в сторону научного мировоззрения.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость диссертации определяется ее направленностью на исследование процесса социализации ребенка, в котором мировоззрению отводится решающая роль. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при изучении таких разделов философии как «Мировоззрение и его структура», «Личность и общество», «Сознание», «Социализация». На основе данных исследования могут быть более углубленно рассмотрены вопросы формирования мировоззрения ребенка в контексте единого учебно-воспитательного пространства.

Прикладное значение выполненного исследования может быть представлено его применимостью к управлению учебным и воспитательным процессами в школе и в семье.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекций, семинаров и практических занятий по философии, культурологии, социологии, педагогике, социальной психологии, а также при формировании учебных планов и программ, методических пособий по соответствующим дисциплинам в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Основные идеи диссертации изложены в материалах научных конференций; «Язык науки XXI века»; Материалы научной конференции (Уфа, 1998); «Инноватика образования в РБ»; Материалы научно-практической конференции (Уфа, 1999); «Инноватика образования в РБ»: Ежегодный бюллетень (Уфа, 2000); «Современный урок: опыт, проблемы и перспективы»: Тезисы докладов научно-практической конференции (Уфа, 2000).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Мировоззрение ребенка и его основные характеристики

В конце XX начала XXI века особенно остро фиксируется факт изменения картины мира, когда меняются жизненные ориентации, смысловые надежды. Это усиливает кризис мировоззрения. «В кризисные эпохи рушится одно мировосприятие, и на смену ему не сразу приходит другое. В этот момент реальность часто воспринимается в свете ужасного». [19, с.208]. «Ужасное» означает гибель общечеловеческих ценностей. Как и в другие переломные периоды истории, мировоззрение менялось, оно было разным: «то созерцательным, то деятельным, то бережно-трепетным, то агрессивно-зловещим, то направленным на сохранение мира, природы, человека, то - на их разрушение и уничтожение. Сколько было мировоззрений? Возможно, много, так что всех не перечислишь, не учтешь». [125, с.3-5].

Исследование структуры мировоззрения требует раскрытия его определения. Изучение специальной литературы по данной проблеме показывает, что нет однозначного подхода к определению понятия «мировоззрение». В «философском энциклопедическом словаре» дается такое определение: «мировоззрение - совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т.п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (то есть знанию, не зависящему от количества индивидуальных исследований) во всех областях, и, в-третьих, результаты конкретных наук. «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер). Согласно Шелеру, мировоззрение - «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психологических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще»». [157, с.271].

Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос об их соотношении составляет основной вопрос мировоззрения. А.Ф. Лосев в своей работе «Дерзание духа» дает такое определение «мировоззрения», которое состоит из двух слов- «мир» и «воззрение»: «Мир есть вся действительность в целом, в ее прошедшем, в ее настоящем и в ее будущем. Частей мира бесконечное количество, но мир один, именно сам мир и ничто другое. Но как же это возможно? Это возможно только потому, что мир есть целое, целостность!». [77, с,299]. В исследованиях А.Ф. Лосева мир представляется как целое, и разъединять его можно только теоретически, но фактически это невозможно.

В термин «воззрение» он вкладывает прямое, непосредственное усмотрение и наблюдение. Известно, когда говорят о воззрениях, то меньше всего имеют в виду какие-нибудь процессы физического зрения. «Воззрение» и «взгляд» обычно имеют смысл «мышление», «понимание», «система отношений человеческого субъекта к объекту». Другими словами, А.Ф. Лосев и здесь бы хотел призвать к буквальному пониманию, которое обладает всеми признаками непосредственности, наглядности, общедоступности и общечеловеческой простоты, под «воззрением» он предполагает здравый смысл, т.е. прямое и непосредственное усмотрение и наблюдение. Тем не менее, мы не отрицаем такого понимания термина, поскольку без наблюдения, без усмотрения происходящего невозможно его понимать, выработать свое отношение к миру,

А.Ф. Лосев призывает: «Стремитесь сделать жизнь лучше для самих себя и для всего человечества. Это и будет вашим настоящим мировоззрением. Кто не трудится для всеобщего благоденствия, тот не имеет мировоззрения, а имеет только миропрезрение». [77, с.312-313.]

Австрийский психолог, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, подходит к определению данного термина с другой позиции. По его представлению, мировоззрение (Weltanschauung) - специфически немецкое понятие, перевод которого на иностранные языки может быть затруднен. Мировоззрение им понимается как «интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все что вызывает наш интерес, занимает свое определенное место. Легко понять, что обладание таким мировоззрением принадлежит к идеальным желаниям людей». Полагаясь на такое мировоззрение, можно надежно чувствовать себя в жизни, знать, к чему следует стремиться, как наиболее целесообразно распорядиться своими эффектами и интересами. [160, с.399].

Особенности влияния семьи на формирование мировоззрения ребенка

В современном российском обществе процесс естественного функционирования социального института семьи обостряется вследствие экономического, политического и социального кризиса. Существующий в обществе мировоззренческий плюрализм разрушил прежние функции семьи, образ жизни, ценностные ориентации, мораль, изменил жизненные цели. Происходящие в обществе преобразования неотвратимо сказываются на половой морали, семейных отношениях, принципах воспитания.

Тем не менее «...семья является действительно уникальным социальным институтом, обеспечивающим не только сохранение традиций в обществе, но и способным активно адаптироваться к изменяющимся условиям, к укладу жизни и социальному порядку». [5, с.93]. «Семья по своей сущности всегда была, есть и будет позитивным мирским институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочиванием жизни рода...». [13, с.86].

Семья - микросоциум, где ребенок осваивает традиционную культуру своего народа, где формируются ценности, определенные взгляды на мир, развиваются духовные потребности. Семья представляет собой полифункциональный социальный институт, который постепенно передает часть своих функций другим социальным институтам. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как традиционного социального института, изменения ее общественной функции: репродуктивной (продолжение рода); воспитательной (социализация и формирования мировоззрения); образовательной; экономической.

XX век характеризуется тем, что большая неразделенная семья уступает место нуклеарной, состоящей из брачной пары с детьми. Переход к новому типу семьи - глобальный процесс, меняющий образ жизни семей, потребности, отношения, положение в семье.

В семье реализуются самые различные потребности: в общении, в признании, в самоутверждении, в организованности совместных действий и др. Для того, чтобы проследить, как происходит процесс социализации, следует выделять семьи различного типа по социально-экономическим условиям существования, иным образом воздействующие на удовлетворение тех или иных потребностей. В семье реализуются социально-биологические, хозяйственно-экономические, юридические, нравственные и психологические отношения, каждый из которых помогает ребенку понять мир, осмыслить явления, процессы, формировать свое отношение к ним. Социализация и формирование мировоззрения в семье может быть связано с базовой иерархией индивидуальных потребностей (физических, психологических, социальных).

В советском обществе ребенку прививалось коммунистическое мировоззрение, которое строилось на материалистическом миропонимании (отрицания Бога и бессмертия души).

В современном обществе семья имеет свободу выбора во всем, в том числе в формировании мировоззрения ребенка. Члены семьи свое отношение к миру передают своим детям посредством сказок, поучительных рассказов, поговорок, личных примеров и т.д.

Среди факторов, существенно влияющих на становление личности, мировоззрение, характер, можно выделить, по крайней мере, два компонента бытия, приобретающих в современных условиях все большую значимость: «во-первых, научно-технический уровень развития общества, во-вторых, индивидуальное бытие человека, начиная с образа жизни его семьи». [165, с.90].

Ребенок, который в шесть лет поступает в школу, несет в сознании фактическое знание и представление своей семьи. Однако у него имеется сознание своего «Я», хотя ребенок еще не в состоянии утверждать свою индивидуальность. Проблемы, возникающие в этом возрасте, часто связаны с проблемами семьи, в целом, и с родителями, в частности. Психологические условия жизни родителей оказывают на ребенка чрезвычайно сильное воздействие. Эта сфера сосуществования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми.

Основные тенденции трансформации социального института образования

Важнейший период становления личности человека приходится на его школьные годы. Именно школа является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, и формируются основы мировоззрения ребенка.

Формирование мировоззрения учащихся осуществляется на всех возрастных этапах. Некоторые педагоги и психологи утверждают, что в младшем школьном возрасте (дети 7-Ю лет) формируется лишь мироощущение, у младших подростков (12-15 лет) - мировосприятие, у старших подростков -миросозерцание и миропонимание, и лишь в юношеском возрасте (15-17 лет) - мировоззрение. Такой подход к проблеме, на наш взгляд, мало убедителен. Период детства в целом можно идентифицировать с уровнем сознания первобытного человека, когда, не сумев научно объяснить явление окружающей действительности, люди создавали мифы. Но так как основы мировоззрения современного ребенка содержит элементы научного мировоззрения, говорить, что в возрасте от 6 до 11 лет формируется лишь мироощущение, было бы неубедительно. Поэтому понятия «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание» не должны рассматриваться как возрастные ступени развития личности и ее восприятия мира, эти понятия могут быть применимы к любому возрасту.

Школа (jiaT.schola, schoe): 1. Понимается как общеобразовательное учреждение, выполняющее определенные функции:

1) обучающую (обучение различным дисциплинам, дающие знания, умения, навыки через учебные предметы);

2) воспитательную (воспитывает личностные качества в ребенке

- умственное, нравственное, эстетическое, половое, физическое и т.д.);

3) развивающую функцию (развитие памяти, внимания, воли и т.д.);

2. Направления в науке, литературе, искусстве и т.п., связанные единством основных взглядов. Например, в философии под словом «школа» понимают определенное философское направление. А «в Древней Греции философскими школами часто являлись внутренне прочно связанные организации, продолжавшие существовать на протяжении столетий, с благоговением от носившиеся к осыпаемым почестями родоначальникам школ (как было, на пример, в случае с Пифагором, Платоном, Эпикуром) и их идеям. Подлинная цель философских школ состояла соответственно в гораздо большей степени в совместном изучении и философствовании, чем в обучении». [65, с.483].

Наименование свое, как места образования, школа получила от греческого слова, означающего в переводе на русский язык «досуг». Развитие личности стояло в центре греческой системы образования. «Но древность полагала, что это развитие достигается лишь путем использования досуга. Образованный человек, поэтому должен быть освобожден от труда. Напротив, трудящийся не может стать подлинно образованным, а, следовательно, и свободным человеком». [33, с.129].

Вопрос о социальной сущности образования актуален и сегодня, поскольку не спасает историческая традиция, которая трактует образование как производное от понятия «образ». В данной связи под образованием в одних случаях понимают формирование у индивида образа деятельности, в других

- образа человека (или Бога), в-третьих - образа мира, в-четвертых - образа культуры и т.п. Каждый из этих смыслов распадается еще на множество характеристик, закладываемых затем в модели образовательной деятельности.

Так, с первым пониманием связана такая цель образования, как профессионализация. Со вторым - развитие мышления, или формирование в человеке образа и подобия Бога. В рамках третьего - формирование у человека определенной картины мира. С четвертым - включение подросткового поколения в «жизнь», приобщение его к общечеловеческой культуре и т.д. Содержательно процесс образования есть не просто передача знаний. Образование есть воспроизводство, трансляция и освоение в жизнедеятельности новых поколений особо устойчивых конструктов культуры - традиций и опыта. Своими изначальными формами к конкретно-социальному воплощению традиции и опыт выступают устойчивыми моделями жизни и поведения данного сообщества (обычаи, ритуалы, обряды, представления, нормы и правила, ценности и др.).

В разных источниках по-разному даются определения понятию «образование». На наш взгляд, нижеприведенное определение более подходит для раскрытия содержания нашей проблемы: «Образование - социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе. Экономическая функция образования состоит в формировании социально-профессиональной структуры и работника, владеющего необходимыми знаниями и навыками. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности. Культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях социализации индивида, формировать его творческие способности». [67, с.195].

Тем не менее, оно не в полной мере охватывает все стороны образования. Образование как условие формирования духовного облика человека не рассматривается в вышеприведенном определении. Ведь духовный облик складывается под влиянием моральных и духовных ценностей в процессе воспитания, развития, формирования личности ребенка.

Похожие диссертации на Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации : Социально-философский анализ