Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ) Рубчевский Константин Владимирович

Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ)
<
Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ) Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ) Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ) Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ) Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ) Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ) Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ) Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ) Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рубчевский Константин Владимирович. Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ) : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 : Красноярск, 2003 309 c. РГБ ОД, 71:04-9/84

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблема общества и личности в социальной философии . 20

1.1. Социализирующая функция общества 20

1.2. Социально-философский смысл понятия личности 57

Глава II. Основания процесса социализации 87

II. 1. Специфика механизма социализации 87

II.2. Основное содержание социализации 123

II.3. Формы осуществления социализации 150

Глава III. Институты, занимающие особое место в социализации личности 162

III.I. Семья 163

III.2. Система образования 206

III.З. Средства массовой информации 246

Заключение 269

Список литературы 282

Введение к работе

Для современной эпохи характерно возрастание значимости человека, что приводит к необходимости возможно более полного и целостного развития его сущностных сил. Процесс развития личности зависит, с одной стороны, от ее предпочтений и деятельного включения в различные сферы общественной жизни. С другой же стороны, само социальное устройство призвано позволить человеку найти достойное место в общественных отношениях, создать условия для осознания и реализации своего внутреннего потенциала, выражения лучшего, что в нем заложено.

Формирование и развитие личности (становление и совершенствование социальных качеств индивида) осуществляется, как известно; прежде всего посредством выработки информационно-операционной культуры (ее во многом определяет система знаний и система умений, что предполагает и способность человека приобретать необходимые знания и овладевать умениями самостоятельно) и культуры мотивационной, которую в значительной степени определяет система ценностных ориентации. В знаниях, умениях, навыках, ценностных отношениях и ориентациях заключен, по существу, социальный опыт человечества, который не может быть передан путем биологического наследования. Процесс и результат включения человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству им социального опыта в самом общем смысле определяют как социализацию индивида.

Социализация индивида является магистральным путем формирования личности, основой ее последующего развития и возможного самосовершенствования. Что же касается проблем человека и его личности, взаимоотношений человека с человеком, то над ними мыслители стали задумываться с древнейших времен. Так, например, Пифагор первым построил букву "Y" по примеру человеческой жизни. Ее нижняя черточка обозначает ранний возраст, не определившийся и еще не предавшийся ни доброде телям, ни порокам; с отрочества над ним начинается развилка, и правый путь труден, но устремлен к блаженной жизни, левый — легче, но уводит к падению и гибели [278. с. 83]. Аристотель же, рассуждая по поводу особого воздействия античной трагедии на человека, выдвинул концепцию катарсиса. Из-за неясности в толковании самим Аристотелем понятия "катарсис" в дальнейшем возникли различные теории этого "трагического очищения", в том числе этические (очищение от пороков) [14. с. 56].

С тех пор многие выдающиеся мыслители посвящали свои работы проникновению в тайны человека: Дж. Пико делла Мирандола, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Локк, Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер), Б. Франклин, Ж.Ж. Руссо, П.А. Гольбах, И. Кант, И.В. Гете, Г.В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, Э. Дюркгейм, Г. Тард, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, Ч.Х. Кули, 3. Фрейд, Ж.П. Сартр, Т. Парсонс и другие. Занимались исследованием и осмыслением данных проблем и-знаменитые отечественные философы и ученые — А. Радищев, П. Чаадаев, В. Соловьёв, Н. Михайловский, П. Сорокин, Л. Толстой, С. Франк, Ф. Достоевский, Л. Карсавин, Г. Плеханов, П. Лесгафт, В. Бехтерев, А. Лазурский, П. Кап-терев, Л. Выготский и др. Вместе с тем понятие "социализация" оформилось лишь к 40-ым годам XX века в англоязычных странах в связи с усилением интереса к социологической проблематике, накоплением материала, связанного с исследованием человека и общества, их взаимодействия и взаимосвязи. В литературе существует также и такой термин, как "инкультурация". По наиболее распространённой точке зрения, термины "социализация" и "инкультурация" - синонимы. Вместе с тем существенная мысль заключена в суждении М. Мид, согласно которому термином "социализация" следует обозначать процесс усвоения индивидом норм поведения общих для вида Homo sapiens, тогда как "инкультурация" - это усвоение культуры того этноса, к которому принадлежит человек [359. с. 186]. Этот вопрос весьма интересный и требует дальнейшего углубленного изучения. Следует также отметить, что катастрофы XX века обострили проблему становления, формирования и развития личности, привлекли пристальное внимание к этой теме учёных различных специальностей и направлений.

Социализация личности это кардинальная для социальной философии проблема взаимоотношения человека и общества, их взаимодействия, взаимовлияния. Данная проблема находится на стыке многих социально-гуманитарных наук - социологии, психологии, педагогики, культурологии и др. и ее рассмотрение в социально-философском плане, несомненно важно для обществознания в целом.

Существует несколько направлений, расценивающих феномен социализации личности с разных мировоззренческих позиций: псиохоанали-тическое, интеракционистское, диспозиционная теория, универсумная парадигма. В нашей стране специалисты наук философско-социологического и психолого-педагогического цикла стали оперировать понятием "социализация личности" в 60-ые годы. За это время вышло в свет немало публикаций, посвященных изучению данного многогранного феномена (исследования Б.Г. Ананьева [5], Л.М. Архангельского [16], Л.П. Буевой [44], О.И. Иванова [114], В.М. Квачахиа [131], А.И. Ковалёвой [136], И.С. Кона [139; 140], П.Н. Лебедева [157], Ю.Л. Левады [160], А.Н. Леонтьева [164], Л.И. Спиридонова [268; 269] и других авторов. В 1971 году в Ленинграде вышел сборник трудов "Человек и общество. Проблемы социализации индивида" [317], в работе над которым приняли участие исследователи, представляющие различные науки.

В сибирском регионе проблемами социализации личности, динамики ценностных ориентации учащейся молодёжи, проблемами образования как средства социализации с начала 80-х годов и по настоящее время занимается Центр комплексных социологических исследований КГПУ под руко

водством A.M. Гендина и М.И. Сергеева. В 1985 году О.Ф. Морозова опубликовала заслуживающую внимания статью "Планомерность и стихийность в процессе социализации индивида" [192]. Определенные результаты как на теоретическом, так и на практическом уровне получены Д.Д. Невирко, который, в частности, выделяет пять следующих основных направлений изучения данного сложного явления. Основной акцент в рамках первого направления делается на приоритет биологической сущности человека (А. Газел, К. Конрад, 3. Фрейд). Представители второго направления в качестве домининирующих в социализации человека выделяют социальные факторы (К. Левин, Р. Мертон, Т. Парсонс). Третье — конвергентное направление. Здесь учитывается сочетание биологических и социальных факторов, однако при этом доминирующими признаются биологит ческие (Н. Лазурский, В. Штерн). Четвёртое — полифакторное. Представители этого направления учитывают не только биологические факторы и социальную среду, но и саморазвитие личности (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже). Пятое - универсальное направление, особенностью которого является рассмотрение биологических, социальных и духовных факторов социализации личности в их единстве. Сам Д.Д. Невирко придерживается пятого подхода [204. с. 15-16].

Как пример многообразных воззрений на феномен социализации личности можно привести позицию В.И. Войтко, высказанную им на заседании Круглого стола по теме "НТР и формирование нового человека" при участии журнала "Вопросы философии". Он выделяет "две основные стороны процесса социализации: социализация сознания и социализация деятельности. Социализация сознания — процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей культуры и преобразование социального опыта в установки, потребности, стремления и ценностные ориентации. Социализация деятельности — это процесс усвоения индивидом существующих в обществе форм и образцов деятельности (трудовой и общественной), активное участие в различных сферах жизни общества в соответствии с личностными потенциями, склонностями и способностями, активное творчество индивидом новых форм деятельности общества [203].

В последние годы по интересующей нас теме были опубликованы монографии В.П. Воробьёва [59], Т. Жулковской [108], Н.Д. Никандрова [207; 208], диссертации (философские науки) А.З. Хурамшиной [309], З.А. Бутуевой [46], Н.В. Гудкова [90]; А. Рашимас [239]. Т.Г. Блинова [35], Н.И. Макарова [172], М.Ю. Попов [234] посвятили данной проблеме свои статьи. В КГПУ в последние годы было проведено несколько конференций, посвященных проблемам социализации личности в системе образования [213], [214], [290].

Кроме этого необходимо подчеркнуть и следующий факт. С момента вхождения понятия "социализация личности" в научный обиход представители различных течений научной мысли начали разрабатывать проблему соотношения социализации личности и её адаптации применительно к разным сферам общественной жизни. Можно отметить следующих авторов: А.А. Алгаджян [3], Ю.А. Александровский [4], А.Н.Дёмин, И.П. Попова [94], О.Н. Дудченко, А.В. Мытиль [102], И. Калайков [125], Э.М. Коржева [143], С. Марковкина [174], В.А. Матросов,.B.C. Ткаченко, Н.А. Горбач [182], И.А. Милославова [184], А.А. Налчаджан [200; 201], В.А. Патрушев, В.И. Каконин [223], В.А. Петровский [227], Н.А. Свиридов [257], Е. Стариков [272], А.Н. Харитонов, А.Ф. Караваев [307], Г.И. Шинакова [325], В.Н. Шубкин [329; 330] и некоторых других. Данной теме посвящен и ряд коллективных работ, такие, например, как "Сущность, формы и факторы социальной адаптации" [277], "Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России" [270].

Таким образом, правомерно говорить об определённой степени разработанности проблемы социализации личности как силами зарубежных авторов (О. Брим и И. Уиллер [344], Т. Парсонс [363], Р. Коллинз [346], Т. Джастер [354], Э.Г. Эриксон [335], Р. Гоулд [349], Н. Смелзер [262] и других), так и в результате работы отечественных исследователей.

Тема развития личности, путей её формирования, как известно, является древней и в то же время вечно новой. Очевидно каждый так или иначе однажды спрашивал себя: каким же образом из милых, невинных созданий, из романтических, одержимых самыми высокими порывами молодых людей, порой получаются настоящие чудовища, испытывающие наслаждение, удовольствие от страданий других, и почему некоторые, дорвавшись до власти, утрачивают человеческое лицо.

Антропологическая проблема (то, что происходит с человеком в личностном плане) за последние полтораста лет стала едва ли не самой серьёзной среди наиболее острых проблем человечества. Утрата уникальности, завышенная самооценка, снижение планки духовности, власть посредственности, усереднённость в обществе - все эти явления зафиксировал и описал в своей работе Хосе Ортега-и-Гассет в 30-е годы ушедшего века. Наметил же эту проблеме ещё Ф. Ницше. Положение не улучшилось, скорее ухудшилось за последние десятилетия.

В переломные критические периоды в обществе все проблемы обостряются, в нашей же стране на проблемы, присущие всему человечеству, накладываются и проблемы специфические, часто превращая личностную драму в трагедию. Этому способствуют прежде всего экспериментальные, непродуманные реформы в нашем обществе. Значимость выбранной нами темы в России проявляется в том, что человек не успевает перестроиться, адаптироваться к новым условиям, поскольку быстро, круто и резко изменилась по содержанию социально-экономическая сфера. Для многих ресо циализация стала насущной необходимостью. "Дикий" рынок нередко блокирует адаптивные ресурсы личности, человек остаётся недоразвитым и невостребованным. Наблюдается такое явление, как маргинализация общества. Если в обществе общечеловеческие ценности служат в основном средством маскировки хищнических устремлений, т.е. если преобладающей социальной "тактикой" многих людей является лицемерие и двуличие, то ясно, что социализация личности, осуществлённая путём действительного принятия таких ценностей, как благородство, великодушие, справедливость, признание прав и уважение достоинства других может стать причиной дезадаптированности, серьёзных внутренних переживаний, влекущих за собой негативные последствия.

Актуальной представляется нам данная тема и потому, что в современную эпоху быстрее стали устаревать прежние знания и профессиональные навыки. Непрерывное образование, а также самообразование и самосовершенствование становятся в подобной обстановке жизненной необходимостью. Особенно остро стоит проблема овладения новыми специальностями и профессиональными умениями взрослыми людьми в нашей стране в связи с реструктуризацией производства и обострением проблем занятости в условиях создания рыночной экономики.

Актуальность темы исследования обусловливается в существенной степени и тем, что современный этап развития человечества характеризуется значительным усилением информационного воздействия на человека со стороны различных социальных институтов, в особенности со стороны СМИ. Увеличение длительности вещания, рост числа каналов телетрансляции, печатных изданий, появление Интернета, усиление эффекта воздействия, всё это порой приводит к усилению противоречивости внутреннего мира личности, тем более формирующейся личности ребёнка. Результаты социально-философского исследования феномена социализации могут

быть использованы при разработке таких проблем, как человеческая индивидуальность, сочетание индивидуальных и коллективных начал, человек ческий индивидуализм, эгоизм, одиночество, отступничество, .преданность.

Проблема социализации личности неразрывно взаимосвязана с проблемой взаимоотношений, взаимопонимания между поколениями, с проблемой "отцов и детей". Продвинулись ли мы в её решении со времён И.С. Тургенева? Какие меры следует предпринимать в этом направлении?

Выбранную тему можно назвать злободневной, поскольку за время реформ в России (начиная с 1985 года) существенно вырос уровень преступности в целом и особенно в молодежной среде, пугает "разгул" алкоголизма и наркомании среди различных категорий населения. Масса людей утратила свои прежние ориентиры, многие так и не смогли обрести новые, власть по большому счету ничего не может предложить подрастающему поколению в качестве жизненных ценностей. Выросла и превысила уровень времен гражданской войны детская беспризорность, показателем деградации и распада личности значительного числа россиян стало явление "дети-сироты при живых родителях". В стране имеет место депопуляция (естественная убыль населения), высокая смертность при низкой рождаемости. Данные проблемы порождают огромную тревогу в душах порядочных людей нашей страны, которые пытаются осмыслить, наметить пути решения наболевших вопросов.

Проблема социализации личности вообще и политическо-экономической, в частности, актуальна для любого общества и по причине смены (иногда довольно частой) правительств, глав государств с их доктринами, программами, концепциями развития. Приходит к власти новая группировка с новым курсом и начинает "социализировать" различные слои населения в собственном ключе, и людям приходится адаптироваться к новым реалиям общественной жизни. Отмечая ситуацию в нашей стране, следует также подчеркнуть, что нормальная правовая социализация личности гражданина имеет исключительное значение при построении демократического общества. Проблема социализации смыкается с проблемой формирования законопослушной личности, личности, которая знает свои права и умеет ими воспользоваться.

Выбранная тема требует глубокого теоретического осмысления, проведения дальнейших основательных социологических исследований и по причине сложившейся в нашей стране печальной ситуации: личность молодого, зрелого, пожилого человека с её потребностями, чаяниями, стремлениями в современной России практически забыта власть предержащими. Попираются нравственные нормы, законы, ушли в небытие многие социальные завоевания советского периода. За время реформ государство "отвернулось" от человека. Усугубляет положение продолжающееся расслоение общества на богатых и бедных. И это в то время, когда цивилизованный мир движется по пути укрепления роли государства в решении важт нейших вопросов развития общества.

Проблема социализации личности (и не только формирующейся личности, т.е. молодого человека) представляется нам весьма острой и потому, что в связи с резким падением рождаемости в большинстве европейских стран и в частности в России имеет место феномен под названием "старение населения". Взрослые и в особенности пожилые люди с каждым годом составляют всё более существенную в количественном отношении часть населения многих стран. Это заметно повышает значимость проблемы социализации взрослых людей, заставляет политиков, философов и учёных, исследующих личность и общество, по-новому смотреть на место и роль пожилых людей в обществе, требует проведения новых исследований как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Говоря об актуальности вопроса социализации личности, необходимо отметить также, что большая часть работ по интересующей нас теме относится к советскому периоду и (несмотря на многие достоинства) не учитывает современных реалий, вновь возникших и обострившихся прежних проблем социально-экономического и политического характера. Более того, подавляющее большинство исследований феномена социализации шло в рамках частных теорий, в связи с решением узких задач, стоящих перед тем или иным направлением социологии, психологии или педагогики. .

Назрела поэтому необходимость целостного социально-философского исследования данного феномена, используя достижения конкретных наук, с целью возможно более широкого его охвата и выявления его механизма, содержания и форм. В данной работе мы постарались рассмотреть предмет нашего исследования в его разных аспектах, в различных ракурсах, применяя принцип системности и деятельностный подход к проблеме развития личности.

Грань между социально-философским и социологическим направлениями в исследовании феномена социализации условна, и мы лишь хотим указать здесь на основные черты социально-философского аспекта данной проблемы. Социальная философия исходит из понимания общества как единого образования и соотносит различные социальные феномены с обществом как целостной системой, выявляет их генезис, сущность, формы и функции. В связи с этим социально-философский аспект исследования феномена социализации личности предполагает его соотнесение с социальным целым, выяснение его сущности и форм, отвлечение от случайного, единичного, выделение необходимых связей и зависимостей. Социальная философия делает свои выводы, обобщения, опираясь главным образом на результаты исследований и выводы, которые получены отдельными нау ками, в том числе специальными социологическими теориями. Отличие специальных социологических исследований социализации личности от социально-философского подхода состоит, как известно, в уровне обобщения. Социально-философский уровень исследований социализации личности характеризуется стремлением с помощью специального категориального аппарата и диалектического метода широко охватить, теоретически осмыслить и обобщить в целостной концепции имеющиеся сведения и идеи.

Специальные же социологические теории нацелены на более подробное и более детальное изучение социализации личности, выделяют как . правило достаточно узкий предмет своего исследования и тем самым обо гащают наши знания, представления о той или иной подсистеме многогранного феномена социализации личности, предоставляя необходимый материал для его дальнейшего социально-философского осмысления.

Объектом исследования является система отношений "человек — общество". Предмет исследования — социально-философские аспекты процесса социализации личности.

Целью данного исследования является социально-философский анализ механизма, содержания, форм и главнейших институтов социализации личности. Осуществлению поставленной цели подчинены следующие основные задачи исследования:

1. Охарактеризовать роль общества (и его сфер) как субъекта социализации личности.

2. Выработать дефиницию понятия личности с позиций именно проблемы социализации.

3. Установить механизм социализации.

4. Раскрыть основное содержание процесса и результата социализации личности.

5. Определить основные формы осуществления процесса социализации личности.

6. Исследовать роль основных социальных институтов (семья, образование, СМИ) в процессе социализации личности, выявить диалектику стихийности и планомерности социализирующего влияния этих институтов.

Новизна данной работы заключается в том, что феномен социализации рассматривается системно, во взаимодействии личности как с обществом в целом, так и с его подсистемами. Анализ данной сложнейшей проблемы осуществляется с социально-философских позиций в условиях; когда решается судьба нашей стран — устоит ли Россия, останется сильным, независимым государством или снизойдёт до сырьевого придатка развитых стран Западной Европы и Северной Америки, утратив свою уникальную культуру.

В работе выделяются следующие элементы новизны, полученные в ходе исследования:

1. В работе такие сферы, как социально-экономическая, политико-правовая и духовная, проанализированы как факторы социализирующего влияния общества и на этой основе показаны соответствующие грани целостного процесса социализации. Показана взаимосвязь планомерной и стихийной сторон социализирующего влияния общества.

2. В диссертации предпринята попытка выявить опосредованное социокультурными условиями влияние природной среды на социализацию личности.

3. Личность с позиций концепции социализации трактуется как человек, обладающий совокупностью индивидуально проявляющихся в своей целостности социально значимых качеств, формирующихся под влиянием общественных отношений и его собственной активности.

4. Раскрыт наиболее общий механизм социализации - диалектическое взаимодействие процессов социальной детерминации и самодетерминации личности (на основе её активности). Показано, что внутренняя и внешняя активность диалектически взаимосвязаны. Внешняя активность, выражающаяся в практической деятельности, обусловливается внутренней активностью, формирующейся как система социально-значимых качеств человека. В свою очередь, практическая деятельность вносит свои, коррективы в данную систему в соответствии с характером жизни общества. Внутренняя активность личности лежит в основе её самодетерминации. Любые внешние социализирующие воздействия общества, которым принадлежит детерминирующая роль, реализуются только через внутренние условия самодетерминации (состояние личности, её зрелость). Эти условия существенно ограничивают влияние факторов социализации и преобразуют их эффекты.

5. Установлено, что содержанием процесса и результата социализации является формирование таких социально значимых качеств личности, как потребности, интересы, ценности, ценностные ориентации. Последние определяют цели личности. Эти образования внутреннего мира личности являются в то же время факторами, определяющими её активность. Ценность - многозначное понятие: 1) сами явления, которые имеют положительную для субъекта значимость или таковыми ему представляются; 2) принципы, которым следует субъект, которыми он руководствуется или желает, стремится руководствоваться в деятельности. Второе значение понятия "ценность" - наша трактовка ценности личности как одного из важнейших социально-значимых качеств человека. Внутреннее глубокое предпочтение, деятельное стремление, активизирующее человека на пути к постановке и достижению цели, есть ценностная ориентация личности. Отличие ориентации от установки это отличие сознательного от бессозна тельного. Ориентация это содержание, а установка - одна из социально-психологический форм отношения человека к действительности.

6. Показано соотношение процессов социализации и развития личности. Говоря о социализации, мы делаем акцент на включении человека в общество. Развитие же личности есть изменение его качеств, изменения, включающие как его адаптацию к обществу, так и формирование специфических индивидуальных особенностей. Исследуя социализацию, основное внимание необходимо уделять вхождению человека в общество, развитие (включая социализацию) предполагает более широкий диапазон изменений.

7. Выявлено, что основными формами осуществления социализации является интериоризация, экстериоризация, социальная адаптация. Последняя подразделяется на активную и пассивную, позитивную и негативную (приспособленчество).

8. Показано, что любое сознательное действие родителя по отношению к ребёнку включает элемент стихийности. Планомерность и стихийность в действиях родителей (как и других субъектов) взаимосвязаны, влияют друг на друга и всегда находятся в определённом соотношении. Планомерные действия приобретают часто иную окраску и даже характер под влиянием объективных условий среды. Планомерность "размывается" стихийностью как в семье, так и в других социальных институтах. В то же время стихийные факторы социализации вполне могут быть сознательно использованы родителями в целях позитивной социализации ребёнка (например, для выработки таких качеств, как стойкость, настойчивость). Преобладание планомерности над стихийностью во многом зависит от ответственности родителей перед детьми и отношений внутри семьи. За годы реформ в России социализирующее влияние семьи на личность молодого человека несколько ослабло, менее весомым стало и её позитивное влия

ниє. Многие родители в современных российских условиях не склонны прививать детям гуманистические ценности.

9. Участие образования в социализации личности рассматривается в противоречивом контексте, с одной стороны, возрастания его роли в реализации социальной преемственности поколений в условиях быстро меняющегося общества, а с другой стороны, растущего рассогласования его усилий с другими факторами социализации (неблагоприятные социально-экономические условия, подчас негативное влияние семьи и СМИ). В этих условиях образование, обладая существенной относительной самостоятельностью, призвано выполнять ответственные функции социализации молодёжи в духе гражданственно-патриотических убеждений, гуманистического и демократического мировоззрения.

Ю.По результатам исследований в стране в целом, мониторинговых исследований красноярских социологов и педагогов и наших собственных изысканий был сделан вывод о возрастании в современной России роли физической культуры и спорта в социализации личности всех возрастов.

11 .В нынешней России СМИ — средство сознательно организуемого, планомерного воздействия на аудиторию. В условиях нынешнего рыночного общества значительная часть СМИ стремится сформировать у большинства западную систему ценностей, покорность экономической и политической власти. Стихийная сторона воздействия связана с спецификой того или иного средства массовой информации.

12.В диссертации показывается, что деятельность основных институтов социализации развёртывается в диалектическом взаимодействии процессов планомерного и стихийного влияния на человека. Обстановка в обществе в целом стихийно социализирует личность всех возрастов, социальные институты пытаются делать это целенаправленно, планомерно и на каких-то этапах, и в каких-то аспектах им это удаётся. Вместе с тем в об ществе, которое развивается преимущественно стихийно, социализация человека неизбежно носит на себе сильный отпечаток стихийности. Более того в силу недостаточного знания закономерностей человеческой психики представителями различных институтов, отсутствия у них индивидуального подхода к людям, неспособности предвидеть более отдалённые, последствия воспитательных мер, наблюдается рассогласование деятельности этих институтов.

Теоретико-методологическими основаниями исследования являются диалектико-материалистическое мировоззрение, научные принципы трактовки факторов детерминации человеческой деятельности, системный подход к анализу изучаемых явлений. В качестве важного элемента методологического базиса использовались различные теоретические концепции социализации, разрабатываемые в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его содержание и выводы способствуют более глубокому пониманию сущности феномена социализации личности, подчёркивают необходимость дальнейшей разработки данной проблемы совместными усилиями ученых различных специальностей.

Результаты работы могут найти применение в практике обучения и воспитания на различных ступенях образования. Материалы настоящего исследования могут быть использованы как в вузах (в курсах философии, социологии, психологии, педагогики), так и в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях в процессе изучения ряда общественных дисциплин.

Апробация работы. Основные идеи настоящего исследования излагались в выступлениях на симпозиуме "Дети и Олимпийское движение" II Международной детской Сибириады 95 (Абакан, 1995), республикан ской научно-практической конференции "Образование и социализация личности в современном обществе" (Красноярск, 1997), межрегиональной научно-практической конференции "Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе высшего образования" (Омск, 1998), международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию образования органов управления физической культурой и спортом (Улан-Удэ, 1998), научно-практической конференции "Актуальные проблемы образования младших школьников" (Минусинск, 1999), региональной научно-методической конференции "Управление образовательным процессом в педагогическом вузе в свете современных требований к подготовке специалистов" (Красноярск, 1999), научно-практической конференции "Физическая культура в системе образования" (Красноярск, 2000), межрегиональной научной конференции аспирантов и соискателей "Проблемы обществоведения" (Красноярск, 2001), научно-практической конференции "Физическая культура в системе образования" (Красноярск, 2001), краевом межвузовском научном фестивале "Молодёжь и наука -третье тысячелетие" (Красноярск, 2001), Всероссийской научно-методической конференции "Совершенствование систем управления качеством подготовки специалистов" (Красноярск, 2003), межрегиональной научно-практической конференции "Молодёжь Сибири — науке России" (Красноярск, 2003), отражены в трёх десятках публикаций, в трёх монографиях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии СибЮИ МВД РФ, на заседании кафедры философии Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнёва. Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав, включающих восемь параграфов, Заключения и списка литературы.

Социализирующая функция общества

В первом параграфе мы исследуем процесс социализации, акцентируя внимание прежде всего на общественной стороне данного явления, главным образом рассматривая общество как субъект социализации. В данном параграфе мы ставили перед собой задачу раскрыть основные факторы социализирующего влияния общества.

Проблема "приобщения индивида к обществу и обретения им на этой основе подлинно человеческой сущности" поставлена впервые, как подчеркивает И.Ф. Балакина, Гегелем, для которого "индивид становится личностью в меру овладевания им накопленной человеком культуры именно в сфере духа". Она указывает и на то, что "Маркс и Энгельс, удерживая мысль о приобщении индивидов ко "всеобщему", подразумевают под этим не только духовную культуру, а все материальные и духовные результаты освоения мира человеком, развертывания его сущностных сил" [19. с. 238]. Общество и выступает тем субъектом, который придает человеку необходимые свойства. Есть авторы, которые близкий по своему содержанию процесс — вхождение индивидов в "совокупность ролей и форм деятельности" - называют не социализацией, а адаптацией [244. с. 96]. Дело в том, что адаптация это прежде всего приспособление. Процесс социализации есть не только адаптация и об этом чуть позже. Вместе с тем, как отмечал К. Маркс, "особенно следует избегать того, чтобы ...противопоставлять общество, как абстракцию, индивиду" [181. с. 590]. Сейчас мы говорим о социализации как о вовлечении индивида в систему общественных связей и отношений, как о превращении его в личность. Общество "обогащает" индивида культурой. Процесс социализации со стороны общества можно охарактеризовать как передачу им (посредством социальных институтов, всей общественной атмосферы, социально-экономической ситуации) индивиду культурного (в предельно широком смысле) опыта.

Признавая единство социализированного, т.е. включенного. в необходимые связи и отношения индивида и общества, мы должны признать органическую связь характера социализации и развития общества.

При анализе первобытного общества в интересующем нас аспекте, становиться очевидной полная включенность индивида в общество. Средства существования были крайне скудными, орудия производства примитивными, община для своего выживания нуждалась в использовании всех сил и способностей каждого человека. Кроме того, общественные функции были слабо дифференцированы, связи в общине имели весьма ограниченный характер. По большому счету происходило историческое становление общества и личности. Всепоглощающее общение сильно затрудняло обо собление личности. А социализация есть не только приобщение к обществу, но и обособление от него.

По мере разложения первобытно-общинного строя происходит разделение и усложнение социальных функций, общественных отношений, видоизменяется механизм воспроизводства общественной жизни. Только начиная с этой эпохи, мы вправе говорить о какой-то социализации личности. В общем и целом индивид стал носителем многообразных общественных связей и отношений, включался же в общественную жизнь он главным образом и в большинстве случаев лишь одной-двумя гранями своего внутреннего мира. И этого зачастую достаточно и по сей день для нормальной жизнедеятельности и дальнейшей социализации, с одной стороны, и для общественного воспроизводства, — с другой. Активность личности при таком включении проявляется в том, что она может организовать свою деятельность (пусть даже и интенсивную) не только в рамках имеющихся условий (традиций, обычаев, норм, ценностей), но и развить преобразующую деятельность по изменению сложившихся условий и отношений в коллективе, группе или даже в обществе в целом.

Не следует, естественно, рассматривать человека абстрактно (подобно знаменитому немецкому философу-материалисту), отрывать личность от того или иного типа общества. Классификация возможна, как известно по разным основаниям. Для социально-философского анализа социализации определённое значение, как представляется, имеет "различение двух типов обществ (коллективистского и индивидуалистического)" [318, с. 181]. Н.М. Чуринов обосновывает данное разделение, приводит целый ряд существенных доводов. Трудно также не согласиться со следующим тезисом философа. "И как бы не порочили друг друга идеологи коллективизма и индивидуализма, два типа общества (коллективистский и индивидуалистический) исторически доказали свою жизнеспособность, и с этим фактом необходимо считаться. Однако каждый тип общества может находиться в том или ином из числа основных состояний (состояние нормы, пассионарное и вырожденное состояния) в зависимости от особенностей исторической эпохи" [318. с. 182]. Таким образом, сами наименования данных типов обществ указывают в каком русле проходит социализация личности в каждом из них.

Специфика механизма социализации

Социализация невозможна без проявления активности обеих участвующих в этом процессе сторон. В данном случае мы, естественно, не имеем в виду стихийную сторону социализации. Анализ категории "активность" необходим для нашего исследования для раскрытия механизма процесса социализации.

Сознание, как полагают учёные, представляет собой активную форму отражения действительности. А.Н. Леонтьев в своё время подчёркивал: "Чувственный образ (равно как и мыслительный) есть субъективный продукт деятельности человека по отношению к отражаемой им действительности. Для современной психологии это положение в его общем виде является почти банальным: чтобы в сознании возник образ, недостаточно одного воздействия вещи на орган человека, необходимо ещё, чтобы существовал "встречный" и притом активный со стороны субъекта процесс. Попросту говоря, для того, чтобы видеть, нужно смотреть, чтобы слышать, нужно слушать, чтобы возник осязательный образ предмета, нужно осязать его, т.е. всегда так или иначе действовать" [164]. С.Л. Рубинштейн отмечал, что вещи воспринимает "не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприятии...всегда в той или иной мере сказывается весь человек: его отношение к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания, чувства" [246. с. 254].

Говоря о роли активности личности в процессе социализации, следует отметить, что в отечественной науке существует понятие "поисковая активность", имеющее непосредственное отношение к нашей теме. B.C. Ро-тенберг и В.В. Аршанский пишут по этому вопросу следующее: "Если в непрерывно меняющемся мире организм будет только всё время следовать за совершающимися изменениями, стараясь приспособиться к ним, ему грозит опасность проиграть во времени и инициативе. Представьте себе шахматиста, который построит всю свою игру исключительно на противодействии планам противника и нейтрализации его угроз. Потеря инициативы в конечном счёте обязательно приведёт его к проигрышу. По этой же причине и организму, хотя бы во имя самосохранения, необходимо стремиться к нарушению гомеостаза. Это осуществляется за счёт так называемых потребностей роста, развития и самосовершенствования, за счёт конструктивной экспансии" [243. с. 29]. В настоящее время выделяют несколько такого рода самостоятельных "антигомеостатических" потребностей: потребность в новой информации, в новых переживаниях. Авторы (как и В .А. Петровский, исследовавший явление так называемой над ситу а-циативной активности у человека) полагают, что все эти отмеченные потребности могут быть сведены к более общему понятию - поисковой активности. Последнее отражает потребность, нужду организма в поступательном развитии.

Ясно, что если в раннем детстве эта потребность, которую мы называем "поисковая активность", подавляется взрослыми либо гаснет по причине немедленного удовлетворения всех желаний ребёнка, то дальнейшая социализация личности будет затруднена.

Таким образом, потребность в поиске (поисковая активность) является одной из основных потребностей человека для его последующего развития, обуславливающая в известной мере выбор ориентиров, усвоение ценностей, специфику личности в целом.

Латинскому "actualis" в русском языке соответствует эквивалент "деятельный". Тем не менее эти понятия не тождественны друг другу.

В философском смысле деятельность человека - универсальный, необходимый способ его существования и развития. Она включает.материально-практические и интеллектуальные операции, социальное и биологическое взаимодействие с окружающей средой. Деятельность личности обусловлена объективными и субъективными факторами и является тем связующим звеном между индивидом и внешним миром, через которое осуществляется их взаимодействие, социализация личности.

Семья

Потребность в общении с ребенком, потребность последего жить и развиваться в семейной микросреде, созданной родителями, - одна из самых глубоких человеческих потребностей. Семья выступает в социальном аспекте как малая группа. Льюис Г. Морган отмечал: "развиваясь на протяжении долгих веков, семья принимала участие во всех превратностях человеческого опыта и раскрывает теперь, может быть убедительнее, чем всякое другое учреждение, постепенный ход человеческого прогресса из глубины первобытной дикости через варварство к цивилизации. Это подводит нас вплотную к повседневной жизни человечества в различные эпохи его прогрессивного развития; при сравнении в этом плане различных периодов мы можем до известной степени судить о трудах человека, его борьбе и его победах" [191. с. 288]. Ф. Энгельс, характеризуя процесс развития семьи, подчеркивал: "...семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество" [334. с. 70]. В семье отражаются и все достижения общества на пути прогресса, развития человеческой личности.

Функции семьи видоизменялись по мере изменения самого общества. Так, наиболее существенные изменения претерпела экономическая функция. При ведении замкнутого натурального хозяйства роль семьи как производственной единицы была весьма значительной. Семья в основном обеспечивала себя всем необходимым, поставляя товар и на рынок. Машинное производство подорвало такую организацию экономики семьи, вывело ее членов на крупные предприятия.

Неизменным остается личный интимный характер супружеских отношений и функции семьи по рождению и воспитанию детей. К. Маркс и Ф. Энгельс в "Немецкой идеологии" отмечали: "Третье отношение, с самого начала включающееся в ход исторического развития, заключается в том, что люди, ежедневно заново производящие свою собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться: это — отношение между мужем и женой, родителями и детьми, семья" [180. с. 27]. Таким образом, к основным функциям семьи мы относим, исходя из целей нашего исследования, демографическую или репродуктивную и социализирующую.

Наречение именем ребёнка родителями играло огромную роль, оно способствовало адаптации индивида в родовой организации. На последней фазе первобытного общества ребёнок, подросток получал несколько имён в связи с различными его связями в общине. Как отмечает В.Б. Иорданский, "Многочисленные имена одного человека были своего рода координатами, позволяющими точно определить его место в семье, его положение в роде, в частности его связи с предками" [120. с. 242-243]. О малыше заботились кроме родителей старшие братья и сестры, а также и другие родственники, проживающие под одной крышей. Когда ребёнок начинал ходить, как пишет У. Ходж, основываясь на результатах изучения жизни индейских племён юго-запада современных США, его постепенно начинали учить послушанию, внушали, что опасны высота, огонь, нарушение запретов [352. с. 417-418]. М. Харнер, на основании результатов исследования южноамериканского племени хиваро, подчёркивает, что старшие члены семьи с самых ранних лет поощряют ребёнка мыть руки и мыться. Проводится следующая мысль - если не будешь мыть руки перед едой, не будешь расти. Девочкам же специально говорили, что если они не вымоют руки перед приготовлением еды или напитка, пища и питьё получатся плохими [350. с. 87]. Таким образом, интериоризация ребёнком в свой внутренний мир имени, данного ему, уже закладывала определенную основу для экстериоризации (на первых порах — представление о важности, значимости семьи, общины), для ощущения себя членом коллектива.

Похожие диссертации на Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ)