Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ Шевченко Ольга Викторовна

Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ
<
Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевченко Ольга Викторовна. Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : М., 2004 163 c. РГБ ОД, 61:05-9/206

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. Сущность, классификация и функции духовных традиций военнослужащих Российской армии 16

РАЗДЕЛ II. Содержание духовных традиций военнослужащих Российской армии и особенности их проявления в современных условиях

РАЗДЕЛ III. Основные тенденции процесса формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии 99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 153

Введение к работе

Глубокие изменения во всех областях жизнедеятельности российского общества сегодня с особой остротой проявляются в духовной сфере, самым непосредственным образом влияют на духовность военнослужащих, качество выполнения ими воинского долга. Ибо «военное искусство во все времена и у всех народов органически связано с государственно-социальными особенностями данной страны и точно отражает национальных характер народа, его духовные идеалы и культуру. Но ни одно искусство не реагирует так остро на колебания народного духа и не воспринимает так чутко моральное направление цивилизации данной эпохи, как военное искусство»1.

Сложный комплекс социокультурных проблем, связанный с деформацией духовной жизни общества и негативным влиянием на деятельность Вооруженных Сил, настоятельно требует поиска позитивных составляющих воздействия на духовность воинов, среди которых существенная роль отводится воинским духовным традициям. Они выступают детерминантами воинской деятельности с самых ее начал. Кроме того, духовные традиции военнослужащих Российской армии служат той основой, на базе которой формируется готовность военнослужащих к защите своего Отечества. «Создавая собственные Вооруженные Силы, Российская Федерация сохраняет и подтверждает преемственность лучших боевых и героических традиций Российской армии.. ,»2.

Актуальность темы объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, объективно-субъективный процесс общественного обновления всегда ведет к изменению в традициях, видя в них только элемент консерватизма. Разрушение традиций - опасное явление для духовных ценностей, идеалов, жизненно важных ориентиров, т.е. того, что составляет духовный потенциал не только общества и людей, но и является основой существования духовных традиции в сознании вооруженных защитников. 1 Цит. по: Штейфон Б. Душа армии //Российский военный сборник. - М., 1997. - Вып. 13.-С. 320. гЕльщнБ. О создании Вооруженных Сил РФ//Армия. - 1992.-№ 11-12.-С. 1.

Во-вторых, Российская армия является одним из традиционалистских институтов государства и общества, и в ней наиболее ярко аккумулируются, развиваются и подтверждаются на прочность духовные традиции, жизненно-необходимые для Вооруженных Сил. Вследствие этого возникает насущная потребность объективного анализа реального состояния духовных традиций военнослужащих Российской армии как сложного, исторически складывающегося и постоянно развивающегося социального феномена, исследования их содержания и специфики проявления в современный противоречивый период существования российского общества.

В-третьих, необходимостью теоретического осмысления процесса функционирования духовных традиций воинов в новых условиях, что связано, прежде всего, с отказом от прежнего идеологического содержания духовных традиций и отсутствием новых духовных ориентиров. Девальвация привычной системы ценностей военнослужащих отразилась на качественном изменении содержания понятий, являющихся основой духовных традиций военнослужащих. Речь идет о таких понятиях, как Родина, патриотизм, Отечество, долг, честь, достоинство, профессионализм, ответственность и других, которые претерпевают существенную трансформацию.

В-четвертых, продолжающимися радикальными изменениями качества Вооруженных Сил, приводящими к переосмыслению духовной стороны деятельности военнослужащих, в связи с чем увеличивается число сторонников идеи возвращения к духовным традициям Российской и передовым традициям Советской Армии1. Данное обстоятельство указывает на необходимость развития духовных традиций военнослужащих на основе преемственности прошлого опыта нашей армии и применения его в воспитательной деятельности. 1 Армия, Вооруженные Силы, армия и флот - понятия, которые в диссертации употребляются как синонимы. Они отражают особый объект - институт государства, предназначенный для решения проблем обеспечения обороны и национальной безопасности страны с применением вооруженного насилия или угрозы ее применения. По субъектной характеристике — это военнослужащие, объединенные в специальные формирования (рота, батальон, полк, дивизия и т.д.). Поэтому в работе под армией будут пониматься военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации.

В-пятых, необходимостью социально-философского осмысления и исследования сущности, особенностей функционирования духовных традиций военнослужащих Российской армии как позитивных основ духовной жизни воинов, которые формируют социальные качества, необходимые для успешного выполнения задач в мирное и военное время.

Таким образом, актуальность исследования духовных традиций военнослужащих Российской армии обусловлена потребностями развития общества и его военной организации на современном этапе, а также необходимостью выработки направлений дальнейшего совершенствования духовного потенциала в боевой мощи Вооруженных Сил и, в целом, укрепления обороноспособности России.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема духовных традиций привлекала и привлекает пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей - философов, педагогов, психологов, культурологов, социологов и др. Наиболее активно проблема традиций исследовалась отечественными учеными в советский период. В работах данного периода основное внимание уделялось социальному функционированию традиций, что весьма основательно представлено в трудах таких ученых, как В.Б.Власова, О.Г.Дробницкий, Н.С.Злобин, Ю.А. Левада, Э.С.Маркарян, В.Д.Плахов, А.Г.Спиркин1. В этом периоде следует выделить работы, в которых традиция рассматривается не только как социальный механизм передачи общественных ценностей от поколения к поколению, но осмысливается роль традиции в формировании социально-психологических качеств, необходимых для жизнедеятельности субъектов конкретного общества. Такой подход просматривается в работах А.Х.Байматова, Л.П.Буевой, А.И.Лучанкина, И.В.Суханова и др . 1 См.: Власова В.Б. Традиция в мире духовных ценностей. - М., 1983; Дробнщкий ОТ. Понятие морали. - М., 1974; Злобин КС. Культура и общественный прогресс. - М., 1980; Левада Ю.А. Традиция //Философская энциклопедия. - М., 1970; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции //Советская этнография. - 1981. - № 2; Плохое В.Д. Традиции и общество. - М, 1982; Спиркин А.Г. Человек, культура, традиции //Традиции в истории культуры. - М, 1979. 2См.; Байматов А.Х. Традиция как механизм духовного развития субъекта исторического процесса: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - М., 1987; Буева Л.П. Человеческий фак-

Вместе с тем в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых последних лет отмечается повышенный интерес к стабилизирующим факторам общественного развития, в частности, к проблеме традиции. Анализ имеющейся социально-философской литературы позволяет выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе рассматривали и разрабатывали проблему духовных традиций военнослужащих Российской армии.

Первую группу составляют работы отечественных ученых, в которых исследуются социально-философские проблемы духовной жизни общества и духовно-практического освоения действительности. Так, в работах М.А.Акопова, А.И.Арнольдова, В.С.Библера, В.Э.Бойкова, В.В.Журавлева, А.Б. Лебедева, А.К.Уледова, С.Л.Франка, А.И.Яковлева и многих других обстоятельно проанализированы вопросы сущности и структуры духовной жизни общества, закономерности ее функционирования и развития, а также духовные образования, характеризующие общество как целостную, относительно самостоятельную систему1.

Анализ изложенных в указанных работах идей и положений показывает, что они заметно обогащают современные представления о духовной жизни тор: новое мышление и новое действие (философские заметки). — М., 1988; Лучанкин А.И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры //Философские науки. - 1986. — № 6; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976 и др. 1 См., например: Акопов М.А. Духовный мир советского человека. - Киев, 1985; Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. - М., 1992; БиблерВ.С. Нравственность. Культура. Современность. - М., 1990; Бойков В.Э., Иванов В.Н., Тощенко Ж.Т. Общественное сознание и перестройка. — М., 1990; Духовные аспекты бытия: Сб. науч. тр. /Под ред. П.Е.Матвеева. — Владимир, 2000; Духовная жизнь общества и структура общественного сознания: Сб. науч. тр. /Сост. и отв. ред. Е.В .Шевцов. - М., 1988; Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления /Редкол.: В.М.Утенков (отв. ред.) и др. - М., 1992; Духовное обустройство России: Сб. ст. /Науч. ред. Б.Н.Королев. - Курск, 1996; Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. - М., 1980; Земляной С.Н. Духовный прогресс советского общества и формирование нового человека. - М., 1986; Кондакова Н.И, Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945 тт. - М., 1995; Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование: социально-философский аспект. - Казань, 1991; Уледов А.К. Духовное обновление общества. - М., 1990; Франк С.Л. Духовные основы общества //Введение в социальную философию. - М., 1992; Человек и духовно-культурные основы возрождения России /Под ред. Г.П.Выжлецова и др. - СПб., 1996; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. — Томск, 2000; Яковлев А.И. Государственная идеология. — Калуга, 2001 и др.

7 личности и общества, ее смысле и предназначении и были использованы в диссертации в качестве методологических основ социально-философского анализа.

Вторую группу составили работы, посвященные изучению общетеорети ческих проблем формирования и функционирования традиций, их влиянию на развитие личности и социальных групп. Такие подходы обозначены в работах В.Ю.Быстрова, М.И.Долгушина, М.Г.Завьялова, М.В.Захарченко,

В.А.Кутырева, В.Е.Морихина, Н.Ю.Никольской, Ж.К.Хайрушина,

Л.Р.Хасанова, Р.Н.Юсупова и др., в которых обстоятельно исследуются и раскрываются сущность, структура, содержание и значение традиций в социокультурной динамике общества1.

Положительно оценивая научные результаты предшествующих исследований по проблеме традиций, необходимо отметить, что в плане раскрытия темы диссертационного исследования они имеют, прежде всего, общетеоретическое и методологическое значение. Существенное приращение научного знания по данной проблеме во многом связано с тем, что после распада Советского Союза достаточно острой становится проблема социально-философского осмысления современного содержания духовных традиций личности, путей их совершенствования.

Третью группу составляют работы военных ученых, содержащие фило-софско-методологические подходы к исследованию различных аспектов функ- 1 См.: Быстрое В.Ю. Традиция как социокультурный феномен: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Великий Новгород, 2001. Долгушин МИ. Традиция как феномен социокультурного наследия (философское обоснование): Автореф. дис. ...канд. филос. наук. — Пермь, 2000; Завьялов М.Г. Традиция как способ самоидентификации общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1997; Захарченко М.В. Типологическая интерпретация понятия традиции: Автореф. дис. ...д-ра филос. наук. - СПб, 1998; Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. — М., 2001; Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса. Научно-историческое исследование. - М., 2003; Никольская Н.Ю. Традиция и современное значение учения о перевоплощении: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. — Нижний Новгород, 1995; Традиции Российской армии /под ред. Золотарева В.А, — М., 2002; Хайрушин Ж. К. Традиция в социокультурной динамике: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - М,, 1993; Ха-санова Л.Р. Социальная память нации (социально-философский анализ традиций башкирского народа): Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - Барнаул, 2000; Шахов М.Н. Гражданский контроль над духовно-идеологической сферой жизни Вооруженных Сил: военно-патриотическая составляющая //Армия и общество, 1999. - № 2; Юсупов Р.К Православные духовные традиции как социокультурный феномен: истоки, философские интерпретации и место в диалоге культур: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - Екатеринбург, 2000 и др.

8 ционирования духовных традиций военнослужащих в тех или иных сферах жизнедеятельности общества и армии, а также связи духовных традиций армии и флота с вооруженной защитой государства. Общеметодологические подходы в исследовании данных проблем наиболее полно определены в работах Л.А.Бублика, В.И.Гидиринского, А.И.Горячева, А.И.Дырина, Б.И.Каверина, С.В.Клягина, В.Н.Ксенофонтова, Ю.Г.Носкова, П.В.Петрия, Л.В.Рощина, Н.В.Солнцева, А.Г.Цветкова, М.Н.Шахова, Ю.А.Чернавина, П.И.Чижика, В.М.Чугунова и др1. Содержащийся в них анализ законов войны и вооруженной борьбы, оборонной мощи государства и военного строительства имеет важное методологическое значение для более детального изучения в дальнейшем проблемы духовных традиций воинов и их взаимосвязи с духовностью российского общества.

Определенный вклад в разработку проблем духовных традиций военнослужащих российской армии внесли военные ученые, исследующие вопросы патриотизма и военно-патриотического воспитания2, ценностных ори-

См.; Бублик Л.Л. Воспитание советских воинов на революционных и боевых традициях. - М., 1968; Гидиринский В.И. Русская идея и армия. - М., 1997; Горячев А.И. Духовные основы правоохранительной деятельности. - М., 2000. - С.37-47. Каверин Б.И., Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. - М., 2000; Клягин СВ. Пути к духовности //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. - М., 2000; Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: Характер и тенденции развития //Профессиональная этика военнослужащего: Матер, межд. науч. конф. - М, 1995; Носков ЮТ. Религиозный фактор и духовная безопасность. - М., 2000; Петрий П. В, Духовные ценности российского общества и армия. - М., 2001; Рощин Л.В. Методологические вопросы формирования и развития традиций Советских Вооруженных Сил: Автореф. дис ...канд. филос. наук. — М., 1970; Солнцев Н.В. Роль прогрессивных традиций в коммунистическом воспитании. - Новосибирск, 1977; Цветков А.Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицеров Вооруженных Сил: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - М., 1992; Чернавт Ю.А. Социальный статус военнослужащего. -М., 1997; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. — М., 2000; Чугуное В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства. - Монино, 1998 и др. 2 См,: Гидиринский ВЖ К вопросу о методологии духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях //Армия и общество. - 1999. - № 1; Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд). - М., 1999; Крупник А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - М., 1995; Лутовиное В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). — М., 1997; Мельниченко И. И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философско-

9 ентаций военнослужащих , а также места и роли нравственных сил и морального духа армии, морально-психологической подготовки личного состава армии и флота в обеспечении обороноспособности страны .

Вместе с тем необходимо отметить, что в последнее десятилетие специальных исследований, посвященных изучению духовных традиций военнослужащих современной Российской армии, практически нет, несмотря на актуальность и важность данного феномена в жизнедеятельности воинского коллектива.

Анализ литературы по проблеме духовных традиций позволяет отметить, что, с одной стороны, в процессе исследования духовной жизни личности и общества все более осознается необходимость разработки направлений развития духовных традиций военнослужащих Российской армии, условий и тенденций процесса их формирования в современных условиях, а, с другой, — позволяет очертить круг менее исследованных, либо не исследованных вопросов, определить те из них, которые требуют своего решения. политологический анализ): Автореф. дис. ...канд. филос. наук. — М., 1996; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии /Под ред. С.Л.Рыкова. - М., 1997; Плонин В.И, Этика как практическая философия. - М., 2003. - С. 63-81; Погорелый А.П. Патриотизм как ценность российского общества: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - Мм 2004; Рунаев Ю.В. Военно-патриотические традиции казачества: история и современность: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. -М., 1994 и др. 1 См., например: Петрий П.В. Духовные ценности Великой Победы и их роль в формировании духовности российских воинов /Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. - М., 2002; Протасов А. А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...канд. филос. наук. — М., 1995; Ткаченко А.Г. Ценностные ориентиры в деятельности сотрудников силовых органов государства в современных условиях // Ценностно-нормативные основания деятельности силовых органов правового государства: Матер, межвузовской науч. конф. - Голицыно, 1999; Усынин Ю.К. Социодинамика ценностных ориентации офицеров Российской армии: Автореф. дис. ...д-ра социол. наук. - Саратов, 1999 и др.

См., например: Кулъгачев И.П. Морально-психологический потенциал военной мощи государства: сущность, содержание и формирование (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...канд. филос, наук. - М., 2000; Логинов И.П. Морально-психологический потенциал военно-профессиональной деятельности. - М., 1997; Медведев В.Н. Роль общественной психологии в формировании морального духа советских воинов: Автореф. дис ...канд. филос. наук. - М., 1988, Рахимов О.Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...д-ра филос. наук. - М., 1995; Щеголев КМ. Моральный дух Российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дис ...канд. филос. наук. — М., 1999 и др.

Во-первых, в обстоятельном социально-философском анализе нуждается современная духовная ситуация в армии в условиях противоречивых процессов развития общества и Вооруженных Сил.

Во-вторых, назрела необходимость осмысления и обоснования применения в воспитательном работе с военнослужащими армии и флота ценного в духовном наследии прошлого нашей страны и ее военной организации.

Таким образом, выбор настоящей темы в качестве предмета исследования обусловлен ее теоретической и практической значимостью для жизнедеятельности военнослужащих Российской армии в современных условиях.

Объектом исследования являются духовные традиции военнослужащих Российской армии как феномен социокультурной жизни.

Предметом - сущность, содержание и основные тенденции процесса формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии в современных условиях.

Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа духовных традиций военнослужащих Российской армии и рассмотрении специфики их проявления в духовной жизни российских воинов.

Для достижения этой цели, исходя из степени разработки проблемы в философской литературе, предлагается решение следующих доминирующих задач: уточнить сущность категории «духовные традиции военнослужащих Российской армии» в современных условиях развития Вооруженных сил; представить развернутую классификацию духовных традиций военнослужащих армии и флота; выявить условия проявления духовных традиций военнослужащих на современном этапе их функционирования; обосновать основные тенденции процесса формирования духовных традиций военнослужащих современной Российской армии.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и положения философского наследия по вопросам сущности и социальной роли духовных традиций, особенностей их функционирования в духовной жизни общества и личности; методы социальной философии (восхождение от абстрактного к конкретному, метод социальных аналогий, метод единства исторического и логического и др.), функционально-деятельностный метод, а также общие и частные научные методы исследований, используемые при анализе духовных явлений.

В работе широко представлены итоги осмысления материалов ряда международных, российских и межвузовских научных и научно-практических конференций и семинаров, диссертаций и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации.

Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа положений основных руководящих документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов по обеспечению духовной безопасности Российской Федерации; результаты и выводы опросов и социологических исследований, проведенных Социологическим центром Вооруженных Сил России; Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Ассоциацией военных социологов по рассматриваемой проблеме; контент-анализ материалов периодической печати по проблемам духовности и духовной безопасности личности, общества и государства; результаты и выводы КНИР «Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития» (шифр «Душа»), в которых соискатель является соисполнителем, а также конкретных социологических и военно-социологических исследований, выполненных по специальным программам в целом ряде диссертационных исследований.

Диссертант опирался на личный опыт практической работы в войсках Министерства обороны России.

Научная новизна исследования заключается в постановке и социально-философском анализе актуальной научной задачи, которая на данном этапе развития общества оставалась недостаточно исследованной.

Более конкретно новизна исследования выражается в достижении теоретических результатов, выработке рекомендаций и предложений по развитию духовных традиций военнослужащих Российской армии. К этим результатам можно отнести следующие: уточнена сущность категории «духовные традиции военнослужащих Российской армии» в современных условиях развития Вооруженных Сил; представлена развернутая классификация духовных традиций военнослужащих армии и флота; выявлены условия проявления духовных традиций военнослужащих на современном этапе их функционирования; обоснованы основные тенденции процесса формирования духовных традиций военнослужащих современной Российской армии.

На защиту выносятся следующие положения:

Духовные традиции военнослужащих Российской армии есть исторически сложившиеся, повторяемые и передаваемые из поколения в поколение общественно признанные, государственно-значимые и жизненно необходимые для воинов ценности, идеалы, ориентиры, установки, этические нормы и правила, регулирующие их жизнедеятельность в мирное и военное время.

Классификация духовных традиции военнослужащих Российской армии отражает сложность и многогранность их проявления, а также рельефно представляет взаимосвязь и взаимообусловленность духовных традиций в зависимости от исторического времени, степени общности, направленности и формы общественного сознания.

Духовные традиции современной Российской армии проявляются в следующих условиях: отсутствия понятной и надежной системы идеологических ориентиров формирования защитника Отечества; затяжного характера реформирования Вооруженных Сил и устойчивого падения престижа военной ІЗ службы; усугубляющегося духовно-нравственного кризиса в обществе; непоследовательной политики, проводимой государством в области военного строительства и др.

4. Основными тенденциями процесса формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии в современных условиях выступают: функционирование духовных традиций военнослужащих в условиях отсутствия общезначимых и признанных духовных ориентиров развития личности и общества; частично сохранившаяся преемственность духовных традиций воинов в процессе исполнения воинского долга; совершенствование духовных традиций военнослужащих в условиях отсутствия государственных идейных и моральных стимулов и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании, механизме формирования и основных тенденций развития духовных традиций военнослужащих в процессе функционирования Вооруженных Сил в современных условиях. Результаты, полученные в результате исследования, обобщенные в социально-философскую концепцию, могут рассматриваться как основания социально-философского анализа духовной жизни военнослужащих армии и флота. Выводы работы могут быть использованы в интересах дальнейшего совершенствования методологии и методики социального познания в конкретных социально-философских, психологических, педагогических и социологических исследований проблем, связанных с функционированием духовных традиций в жизни военнослужащих.

Практическая значимость исследования заключается в формулировке и обосновании ряда рекомендаций, которые касаются дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы, и рекомендациями непосредственно организационно-практического характера.

Содержание диссертации, сделанные в ней выводы, создают определенную теоретическую основу для более глубокого уяснения сущности духовных традиций военнослужащих Российской армии и путей их дальнейшего культи-

14 вирования. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании философии, психологии, политологии, социологии и др. дисциплин в вузах, при проведении занятий по общественно-государственной подготовке в войсках, а также в работе по обучению и воспитанию личного состава Вооруженных Сил и других силовых структур РФ.

Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации апробированы в процессе обсуждения основных положений исследования на кафедре философии и религиоведения Военного университета, на заседаниях Философского клуба Ассоциации офицеров запаса Сухопутных войск «Мегапир», в тезисах выступления на Международной научно-практической конференции «Глобализация: плюсы и минусы для стран СНГ, региональных и муниципальных образований» (п. Голицино, 25-26 мая 2004 года), методических семинарах «Философия Великой Победы» (2004 г.), «Личность, общество и государство в современной России» (2004 г.) а также в ходе проведения занятий по философии с курсантами Военного университета.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях:

1. Духовные традиции военнослужащих Российской армии: сущность и содержание //Сборник научных статей. - М.: ВУ, 2004. - № 12. - Ч. 2. — 1,0 п.л.

2. Духовные традиции как основа жизнедеятельности военнослужащих Российской армии //Личность, общество и государство в современной России: Материалы заседания философского клуба (коллективная монография). - М.: «Мегапир», 2004. - 1,0 п.л.

Актуальные вопросы формирования у воинов Вооруженных Сил РФ патриотизма и высоких моральных качеств: Учебное пособие. - М.: ВУ, 2003 (в соавторстве). -1,0 п.л.

О проблеме преемственности и развития духовных традиций военнослужащих Российской армии //Политическая стабильность общества: состояние и особенности: Материалы научной конференции МЧС России //Сборник научных трудов академии. — Новогорск, 2002.. - Вып. 9. — 0,3 п.л.

Общий объем публикаций по теме исследования составил 3,3 печатных листа.

Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Она состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы. Объем диссертации 163 страницы.

Сущность, классификация и функции духовных традиций военнослужащих Российской армии

Необходимым условием социально-философского анализа духовных традиций военнослужащих Российской армии является уяснение методологических принципов и подходов, выступающих научными ориентирами в изучении этого сложного духовного феномена. На фоне вопросов о социуме, имеющих методологический характер, главное внимание в разделе уделяется исследованию сущности духовных традиций, выявлению и определению их места и роли в общественном развитии и бытии Российской армии.

Философские размышления на тему традиции начинают формироваться еще в античное время. В древнегреческой философии представления о традиции воплощаются в понятии «этос» - нрав, обычай, которое трактуется в двух значениях, во-первых, как привычка и, во-вторых, как нрав человека. Именно с философских представлений античных мыслителей берет начало подход к трактовке традиции как идеальному образованию, который впоследствии будет характерен для многих философов, живших до возникновения капитализма .

В эпоху Нового времени, с развитием научных знаний в области таких дисциплин как этнография, антропология и археология возникла необходимость в сравнительном анализе традиций и обрядов различных народов, что послужило началом философского исследования понятия «традиция». С этого времени традиция начинает трактоваться как социально-психологическое явление, под которым понимают коллективные, стереотипные действия, присущие какому-либо конкретному сообществу людей.

В ХГХ — XX веке рождаются многочисленные научные споры о природе и сущности традиций не только среди специалистов отдельных наук; философов, этнологов, социологов, лингвистов, психологов, искусствоведов, но и среди различных философских направлений. Так, в буржуазной позитивистской социологии (Э.Дюркгейм, М.Мосс) традиции рассматривали как коллективные привычки, которые свойственны групповым формам поведения и трактовались они как механизм воспроизводства связей и отношений, принятых в обществе. В дальнейшем философия позитивизма стремится рационализировать понимание традиции, т.е. сделать осознанно управляемым сам механизм функционирования традиций.

В социальном детерминизме (Г. Спенсер) традиции и обычаи зависимы от инстинктивно-биологической формы поведения людей.

Г.Гадамер, представитель герменевтического направления в философии, ввел понятие «языковой традиции», содержащей «рече-мыслительный» опыт наших предков, объективирующийся и транслирующийся посредством выражения человеком мыслей с помощью родного ему языка.

Обращался к традиции в системе психоанализа и К.Юнг. В частности, выдвинутое им понятие «архетипа» представлено как трансцендентальная структура, в которой запечатлен жизненный опыт общества, который находит воплощение в сказках, мифах. Юнг считал культуру, утратившую присущие ей архетипы, обреченной на гибель, так как именно им, по его мнению, принадлежит заслуга возвращения человека и общества в изначальные времена и события, которые не только придают смысл настоящему, но и выступают критерием соотнесения прошлого и настоящего1.

Понятие «традиция» вошло в сознание научного сообщества как особая социально-историческая категория в XX веке, благодаря исследованиям Чикагской школы социологии, работам Р.Арона, А.Тойнби и др.

В России проблема традиции наиболее активно стала рассматриваться в научных исследованиях в 60-70-х годах XX века. Основное внимание в работах ученых уделялось проблеме функционирования традиций в социуме, характеристике их как социокультурного явления. Известными представителями социально-философского подхода к изучению традиций выступают Э.А.Баллер, ЛА.Бублик, В.Б.Власова, О.Г.Дробницкий, Н.С.Злобин, Ю. А. Левада, В.Я.Малинин, Э.С.Маркарян, В.Д.Плахов, А.Г.Спиркин. Так, В.Д.Плахов пишет о том, что традиция является специфическим объектом социологической науки и ее можно интерпретировать как особый общесоциологический закон1.

Наряду с данным подходом в исследовании традиций выделяются также работы, в которых традиция рассматривается не только как социальный механизм передачи общественных идеалов и ценностей от поколения к поколению, но начинает осмысливаться её роль в формировании социально-психологических качеств, необходимых для жизнедеятельности субъектов конкретного общества или коллективистического сообщества (например, армия). Такой подход просматривается в работах А.Х.Байматова, Л.П.Буевой, А.И.Лучанкина, А.С.Миловидова, Л.В.Рощина, Н.В.Солнцева, И.В.Суханова, Н.Д.Табунова. В частности, Л.В.Рощин, анализирует воинские традиции, определяя их как специфическую разновидность традиций, связанных с общественно-психологическим сознанием воинских коллективов, развивающихся на основе определенных производственных отношений под воздействием идеологии господствующего класса .

Немало работ посвящены изучению традиций, проявляющихся в конкретной сфере групповой деятельности, например, в воинском коллективе. Например, Э.П. Утлик исследует социально-психологические аспекты традиций воинского коллектива . Другой исследователь В.В.Трубников раскрывает педагогические основы воспитания курсантского коллектива на традициях Вооруженных Сил4.

Необходимо отметить также наличие научных работ, содержащих общеметодологические философские подходы к исследованию духовности и духовных традиций в диалектике с военной деятельностью. Это весьма убедительно прослеживается в трудах В.И.Гидиринского, Б.И.Каверина, С.В.Клягина, В.Н.Ксенофонтова, А.С.Миловидова, Ю.Г.Носкова, ПВ.Петрия, П.И.Чижика, В.М.Чугунова, М.Н.Шахова, и других авторов. В работах авторов данного направления духовный мир военнослужащих рассматривается важным и действенным средством укрепления духовного потенциала военной безопасности России, основой формирования и развития духовных традиций социальной группы и личности воина. Так, например, В.И.Гидиринский актуализирует проблему духовности воина и пишет, что «безыдейными и бездуховными могут быть только наемники, т.е. профессиональные убийцы»1 и предлагает направления духовно-нравственного воспитания военнослужащих.

Анализ научных работ по обозначенной проблеме позволяет сделать вывод о повышении интереса в современных исследованиях к стабилизирующим факторам общественного развития, в частности, к проблеме традиции, что является вполне закономерным при нынешней ситуации общественной дезорганизации.

Содержание духовных традиций военнослужащих Российской армии и особенности их проявления в современных условиях

Духовные традиции военнослужащих Российской армии, как уже отмечалось ранее, влияют на содержание военно-профессиональной деятельности и в свою очередь именно в ней они проявляются, закрепляются и воспроизводятся. Диалектическая взаимозависимость духовных традиций военнослужащих Российской армии и воинской деятельности выражается в том, что духовные традиции развиваются и функционируют в процессе осуществления воинской деятельности, влияя на качество ее исполнения. Вследствие этого есть необходимость подробнее остановиться на рассмотрении содержания и особенностей воинской деятельности, которая является основой существования духовных традиций военнослужащих Российской армии.

Воинскую деятельность можно определить как особый специфический вид социальной деятельности, связанный с обеспечением безопасности государства и общества. Она выступает не только сферой военно-профессиональной реализации военнослужащего, но и сферой его морально-психологического и ценностно-мотивационного развития.

Воинская деятельность детерминирована необходимостью защиты своего Отечества. Ее исполнение регламентируется определенными требованиями, заложенными в воинских уставах и руководящих документах. Она накладывает существенный отпечаток на субъекта воинской деятельности - военнослужащего, формируя у него определенные личностные качества, необходимые ему для ее реализации.

Главной особенностью воинской деятельности является то, что в процессе ее осуществления не производятся какие-либо материальные продукты. Данное обстоятельство позволяет отдельным представителям российского общества говорить о «паразитическом» образе жизни армии, что приводит к девальвации главного предназначения Вооруженных Сил - защиты своего Отечества.

Воинский труд не имеет предметно-производственного характера, но он является полезным, значимым и общественно-необходимым, а при условии военной опасности еще и жизненно-важным для сохранения независимости и целостности государства. «Деятельность солдата, - отмечал К.Маркс, - производит защиту, но не хлеб»1. В процессе исполнения воинской деятельности вырабатываются духовные «продукты», которые приобретают ценностный для воина смысл. Данные духовные ценности воинского служения закрепляются и транслируются посредством духовных традиций военнослужащих Российской армии.

К особенностям воинской деятельности следует отнести:

а) детальная регламентация воинского труда и быта;

б) выполнение воинского долга в сложной обстановке, нередко связанной с риском для жизни военнослужащего;

в) строгое распределение бюджета времени, продиктованное интересами постоянной боевой готовности;

г) специфическая организационная структура армии и флота;

д) ограничение прав и свобод военнослужащих;

е) обязательное соблюдение воинской дисциплины и другие.

В целом, специфика воинской деятельности накладывает определенный отпечаток на духовные традиции военнослужащих Российской армии, которые отражают ценностные ориентации воинов.

Необходимо отметить, что духовные ценности военнослужащих, являющиеся содержательным ядром духовных традиций, связаны с духовными ценностями общества, которые проявляются как особенное в духовных ценностях военнослужащих Российской армии, потому что преломляются через специфику воинской службы. «Армия по своей природе и назначению представляет собой крайне специфическую организацию. Военнослужащие, с одной стороны, тесно связаны с обществом, а с другой - они ведут свой строго регламентированный образ жизни. Все, что происходит в духовной жизни общества, проникает в армию посредством разнообразных форм общения и передачи информации. Но природа армии такова, что она нуждается в четких, устойчивых официально принятых нормах и духовных ценностях. Духовная неопределенность общества подрывает единство армии, размывает чувство патриотизма, снижает морально-психологическое состояние Вооруженных Сил. И потому армия кровно заинтересована в духовной определенности и сориентированности в отношении дальнейшего развития общества»1- Это еще раз доказывает, что духовные ориентиры воинской деятельности во многом определяются ценностными установками общества, что также находит отражение в содержании духовных традиций.

Для дальнейшего анализа следует выделить источники, которые существенным образом накладывают свой отпечаток на ценностно-содержательный аспект духовных традиций воинов. К ним относятся: духовные ценности и ориентиры российского общества, воинская деятельность, ценности воинского служения.

Содержание духовных традиций следует рассматривать с определенных методологических оснований:

- во-первых, следует определить стержневые, основополагающие духовные традиции, которые служат матрицей для формирования других;

- во-вторых, необходимо прослеживать исторические изменения в содержании духовных традиций с учетом господствовавшей в данный исторический период развития общества государственной идеологии;

- в-третьих, целесообразно учитывать общественные настроения, вкусы и взгляды, т.е. то, что включает в себя понятие «общественная психология», и что непосредственно влияет на отношение общества к исполнению воинской службы, армии и ее духовным традициям;

- в четвертых, важно анализировать содержание духовных традиций в совокупности их современного состояния и прогнозирования дальнейшего развития.

Классификация духовных традиций, произведенная ранее, позволяет предметно рассмотреть основные элементы содержания данных традиций, их свойств и роли в формировании мировоззрения, социальных и духовных качеств военнослужащих.

Рассмотрение всех духовных традиций военнослужащих Российской армии в рамках данного диссертационного исследования вследствие их многочисленности не представляется возможным. Поэтому ограничимся рассмотрением содержания тех духовных традиций, которые, как представляется, играют существенную роль в функционировании духовного мира воинов.

Основные тенденции процесса формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии

Практическое значение произведенного содержательного анализа духовных традиций военнослужащих Российской армии наиболее рельефно можно представить через основные тенденции процесса формирования.

Процесс формирования духовных традиций военнослужащих является одной из составных частей процесса развития духовной жизни общества и его армии.

Само понятие «формирование» обычно употребляется для обозначения порождения, придания каким-либо явлениям определённой формы, законченности2. Данное слово общенаучно, а в применении к изучению социальных явлений оно отражает процесс их объективного развития во времени и социальном пространстве.

Важность рассмотрения процесса формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, после распада СССР и образования обособленного Российского государства стало актуальным изучение духовных традиций военнослужащих с учетом изменения их содержания в новых исторических реалиях. Проявилась необходимость анализа изменившегося содержания духовных традиций военнослужащих в конкретной исторической ситуации, а также выявления направлений и тенденций развития общественно- признанных, государственно-значимых и жизненно-необходимых элементов духовных традиций, которые становятся ценностными ориентирами для их носителей - военнослужащих современной Российской армии.

Во-вторых, в условиях государственной реформации российского общества происходит отвержение духовных ценностей, которые составляли ядро духовных традиций прежней эпохи. Вместе с духовными ценностями советского времени зачастую уничтожаются и духовные ценности, жизненно значимые для современного российского общества. В частности, к ним можно отнести такие ценности как патриотизм, социальная справедливость, коллективизм. Девальвация советского патриотизма и его неопределенный социальный статус в настоящей российской действительности негативно проявляется в процессе формирования духовных традиций. В связи с этим возникает проблема поиска способов преодоления такого одностороннего подхода к оценке значимых духовных ценностей современного российского периода.

В-третьих, реализация некоторых положений новой военной доктрины, проведение организационно-штатных мероприятий в Вооруженных Силах, внесение изменений в способы комплектования Российской армии ведут к существенным изменениям в сознании военнослужащих. Для того чтобы эти изменения носили положительный характер и обогащали содержание имеющихся духовных традиций воинов, необходимо применение новых форм и средств воспитательного воздействия с учетом возникающих новаций в обществе и армейской среде. «... Качественно новые подходы нужны нам и в организации воспитательной работы. Было бы нелепо рассчитывать, что старые, порой сугубо формальные методы воспитания солдат и офицеров, дадут в сегодняшних сильно изменившихся условиях необходимый эффект»1.

Таким образом, эти и другие обстоятельства сегодня настоятельно требуют тщательного анализа всех аспектов формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии с целью эффективного их использования в совершенствовании духовного мира личности воина.

Анализ процесса формирования духовных традиций, необходимо начинать с уяснения процесса их образования. В этой связи интересен социально-философский подход к трактовке генезиса традиций, данный В.Д,Плаховым2. В частности, он исходил из того, что процесс образования традиций сопряжен с деятельностью субъекта:

1. Образование традиции обусловлено способностями субъекта и является результатом его намерений;

2. Образование традиции является косвенным, незапланированным результатом деятельности субъекта.

Важно отметить, что субъективная деятельность, с которой мы в данном случае имеем дело, - это не просто деятельность субъекта, а деятельность особого субъекта - в нашем случае прежде всего государства и других субъектов, выражающих общую волю, - и не просто субъективная деятельность, а деятельность особым образом организованная — политически, научно, технически и т.д., а главное — это деятельность субъекта, качество которого исторически преображается, и вместе с тем преображается вся структура взаимодействия с объектом1.

Иллюстрацией данного утверждения может служить деятельность российского государства и органов военного управления, которые наряду с сохранением и поддержанием общественно-признанных, государственно-значимых и жизненно-необходимых для Вооруженных Сил духовных традиций, таких, как патриотизм, преданность народу, идейная стойкость, самоотверженность, внедряют новые: преданность президенту, служение под руководством гражданского Министра Обороны и др. Кроме этого добавляются новые виды служения, как альтернативная служба. Переход на контрактную основу комплектования войск неизбежно приведет к содержательному преобразованию существующих и образованию новых духовных традиций.

Исследователь В.Д.Плахов показывает также формы отношения субъекта к традиции, которые выражаются в актуализации традиции или неактуализации, пассивном или нейтральном к ней отношении. Данные отношения к традиции значимы в том смысле, что ведут к количественным и качественным изменениям в содержании традиций2, и тем самым влияют на процесс формирования традиций.

В целом, генезис традиций в одном случае обусловлен целенаправленной, волевой деятельностью субъекта, а в другом - их возникновение является косвенным продуктом деятельности субъекта. Например, в процессе осуществления воинской деятельности, в результате сознательной деятельности субъекта, в разные исторические периоды изменялись формы такой духовной традиции, как принятие воинской присяги, о чем уже упоминалось ранее. Также имеются примеры появления духовных традиций военнослужащих, которые рождались в результате определенной системы воспитания воинов: духовные традиции, которые выделял А.В. Суворов, такие, как «жизнь положить за други своя» и др., где субъектом внедрения выступал конкретный военный начальник, и духовные традиции воинов становились результатом его деятельности.

Исследование процесса формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии необходимо осуществлять с выявления источников их формирования. Такими важнейшими источниками выступают: духовные традиции регулярной русской армии, революционные и боевые традиции народа и духовные традиции советских воинов.

Процесс формирования духовных традиций регулярной русской армии берет свое начало с эпохи Петра I, далее, в связи с образованием молодого советского государства, многие духовные традиции пересматриваются субъектом (в данном случае диктатуры пролетариата) и некоторые им отвергаются (например, офицерство, царские награды), другие же наполняются новым содержанием, в котором отражается главная идея нового строя - строительство коммунистического общества, основанного на социальной справедливости и братстве народов.

Похожие диссертации на Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях :Социально-философский анализ