Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Модели пути жизни человека Мезина, Людмила Геннадьевна

Модели пути жизни человека
<
Модели пути жизни человека Модели пути жизни человека Модели пути жизни человека Модели пути жизни человека Модели пути жизни человека
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мезина, Людмила Геннадьевна. Модели пути жизни человека : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Мезина Людмила Геннадьевна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2011.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/33

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современность наряду с благами цивилизации принесла человеку усложнение индивидуального пути жизни. При общем возросшем объеме межличностных взаимодействий их продолжительность сократилась. При этом количество случайных встреч, эпизодических контактов резко возросло. Можно сказать, что ритм жизни современного человека стал более интенсивным. Человеку нужно больше успеть сделать в меньший отрезок времени. Стремясь успеть везде и во всем, он буквально на ходу решает десятки различных проблем, не находя возможности остановиться, он скользит по поверхности жизни, подчас упуская самое ценное из того, что есть в ней. В этой связи представляется важным понять, как складывается путь жизни человека, в чем проявляется его своеобразие, что оказывает на него влияние. Эти вопросы, входящие в круг проблем философской антропологии, выдвигаются на одно из первых мест в научных исследованиях.

Вместе с тем негативные тенденции в социальной жизни России на фоне эмоционально-психологической неготовности человека достойным образом реагировать на происходящие изменения привели к эскалации деструктивного поведения. «Каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. убегают из дома. Ежегодно 5 тыс. женщин гибнет от побоев, нанесенных мужьями. 12% подростков употребляют наркотики. Более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России. Около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посещают школу» . В этой ситуации возникают вопросы, как сохранить ценности личной и семейной жизни, приобретенные за многовековую историю, как достойно прожить жизнь? Эти вопросы еще более актуализируют проблематику жизненного пути, особенно молодого человека, живущего в России в XXI веке.

В контексте современной ситуации становится все более актуальным обращение к проблемам вариативности пути жизни человека. Очевидно, что жизнь каждого человека складывается по своему сценарию. Помимо

Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственность в современной России // Социологический журнал. -2009. -№ 1.-С. 71-72.

социальных факторов, серьезное влияние на путь жизни человека оказывают духовные ценности, которыми руководствуется человек, желания, устремления, интересы самой личности. Словом, роль субъективного фактора значительна в выборе жизненного пути. Между тем сколь бы ни была многообразной жизнь людей, в ней всегда есть общие, повторяющиеся моменты. В этой связи важно на философском уровне вычленить наиболее общие аспекты человеческого бытия, которые бы характеризовали собой существующие разновидности пути жизни людей и тем самым помогали им в построении своей жизни.

Перечисленные выше обстоятельства и определяют актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема вариативности пути жизни человека не является темой новой для философии. Она относится к традиционным философским вопросам. Первые попытки понять существующее многообразие жизни были предприняты уже в древнеиндийской философии. Так, в частности, в упанишадах получило свое развитие учение о двух путях: «пути богов» и «пути предков». Многое в этом направлении было сделано Буддой, который развил учение о благородном восьмеричном пути, ведущем к освобождению от страданий. Свою лепту в разработку учения о пути жизни внесли древнекитайские мыслители: Лаоцзы, развивавший идею дао, и Конфуций, создавший учение о гармонизации жизни человека. Античная философия также уделила достаточное внимание вопросу о жизненном пути человека. Этой проблемы касались Платон, Аристотель, Сенека и др. Созданное ими столь значительно, что по сей день мыслители обращаются к их наследию.

Существенный вклад в изучение многообразия жизненного пути человека внесла святоотеческая традиция. Стараниями отцов церкви - Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. - было развито учение о «широком» и «узком» путях жизни человека. По нашему мнению, его гуманистический потенциал важен для философского осмысления проблемы и помогает понять многое из того, что происходит с человеком в его жизни.

Новое «прочтение» гуманистических начал в жизни человека принесло Возрождение. Ярким представителем эпохи Возрождения был Ми-

шель Монтень. В трактате «Опыты» он высказал ряд интересных идей, проливающих свет на своеобразие человеческого бытия.

В эпоху нового времени квинтэссенцией человековедческой проблематики стала философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Важно отметить, что субъективный фактор в формировании жизненного пути человека рассматривался ими как важнейший, заслуживающий самого пристального к себе внимания.

В зарубежной философии начала XX века проблемам жизни человека было уделено большое внимание. Прежде всего стоит назвать труды М. Хайдеггера, X. Ортеги-и-Гассета, Ж.П. Сартра. В них были высказаны идеи, важные для понимания своеобразия человеческой жизни.

В русской традиции любомудрия заметный след в разработке вопросов жизни человека оставили: Нил Сорский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и др. Среди отечественных философов, много сделавших для понимания специфики пути жизни человека, выделяются: Вл. Соловьев, Л.Н. Толстой, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, В.В. Розанов и др.

Немалый вклад в обсуждение общеметодологических вопросов, связанных с особенностями человеческого бытия, внесли Л.П. Буева, Л.В. Жаров, Э.Ф.Звездкина, Л.А. Зеленов, Л.Н. Коган, И.С. Кон, О.Л. Краева, В.А. Кутырев, М.К.Мамардашвили, М.А. Мануильский, Б.В. Марков, А.Т. Москаленко, В.М. Розин, В.Ф. Сержантов, Е.П.Савруцкая, И.В. Суханов, С.А. Ушакин, Л.Е. Шапошников, Б.Г. Юдин и др.

Для понимания особенностей жизни человека многое сделали зарубежные психологи: Э. Берн, У. Джемс, Г. Крайг, В. Франки, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др. Существенный вклад внесли отечественные психологи - Г.С. Абрамова, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Ю.М. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, А.В. Толстых, -которые не только рассмотрели психологические основы формирования личности, но и раскрыли психологические особенности возрастных этапов развития человека, его пути жизни.

Однако при всей глубине и оригинальности высказанных идей тема вариативности жизненного пути человека все еще нуждается в своем дальнейшем изучении. Это обусловлено целым рядом моментов.

Прежде всего в исследованиях, по сути дела, лишь заявляется, что существует множество жизненных путей человека. Мало работ, в которых предпринята попытка систематизации реально существующего многообразия жизненных путей. Между тем это - достаточно важная научная и жизненная проблема, поскольку без понимания того, что может происходить в жизни человека, сложно осознанно подходить к созиданию своего пути жизни. В этой связи представляется необходимым через обращение к моделям человеческого бытия взглянуть на существующий спектр жизненных сценариев, чтобы иметь представление о том, что может ожидать человека в его жизни.

Кроме того, проблема вариативности пути жизни человека предполагает рассмотрение вопроса о жизненных путях женщины и мужчины. Очевидно, что эти пути имеют свою специфику. Важно понять, чем обусловлена эта специфика, какие сценарии жизненного пути женщины и мужчины возможны, что привносит современность в этот вопрос?

Необходимость обращения к вопросу о моделях пути жизни человека продиктована еще и тем обстоятельством, что он имеет важное практическое значение. Действительно, тема пути жизни касается каждого человека вне зависимости от его социального и материального положения, возраста и половой принадлежности. Именно человек выстраивает свой путь жизни. Поэтому человек должен иметь представление о своих возможностях в решении данного вопроса. Предпринятое исследование -один из шагов в этом направлении.

Объект исследования. Объектом исследования является индивидуальный путь жизни человека.

Предмет исследования. Предметом исследования выступает вариативность и моделирование индивидуального пути жизни человека.

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение вариативности индивидуального пути жизни человека и построение моделей его жизненного пути.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Рассмотреть проблему пути жизни человека в философской тради
ции, обратив внимание на вариативность жизненных сценариев.

  1. Раскрыть содержание понятия "модель" и показать значимость модели для постижения пути жизни человека в рамках философской антропологии.

  2. Показать роль половой дифференциации в формировании пути жизни человека.

  1. Выявить специфику жизненного пути современной женщины.

  1. Представить своеобразие жизненного пути современного мужчины.

  2. Наметить дальнейшие перспективы исследования пути жизни человека в философской антропологии.

Методологическая и источниковедческая база исследования. Методологической базой исследования является комплексный подход, опирающийся на принципы диалектики, историзма, системности. Диалектический метод познания, предполагая рассмотрение предмета в развитии, диалектическом отрицании (с удержанием всего положительного), позволяет совершить восхождение от абстрактного к конкретному, обеспечивая единство исторического и логического, анализа и синтеза.

Вместе с тем диалектика как общий метод исследования не исключает конкретных методов, позволяющих эффективно решать те или иные исследовательские задачи. Так, для изучения истории вопроса целесообразно использовать историко-генетический метод, предполагающий рассмотрение вопроса в его исторической перспективе. В свою очередь, данный метод с необходимостью должен быть дополнен сравнительно-историческим. Кроме того, для исследования проблем жизненного пути человека чрезвычайно продуктивен метод аналогии. В диссертации он дополняется методом экстраполяции, позволяющим распространить выводы, полученные из одной части исторического материала, на другую его часть. По нашему мнению, широкое использование различных методов позволяет обогатить исследование пути жизни человека и решить поставленные в диссертации задачи.

На направление исследовательских интересов диссертанта, формирование его взглядов оказали влияние работы классиков философской мысли: Н.. Бердяева, X. Ортеги-и-Гассета, B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого, С.Л. Франка, Э. Фромма, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра. Среди современных исследователей автору близки идеи Л.П. Буевой, С.А. Ермакова, Л.А. Зеленова, Л.Н. Когана, И.С. Кона, О.Л. Краевой, В.А. Кутыре-ва, М.К. Мамардашвили, Б.В. Маркова, А.Т. Москаленко, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Савруцкой, В.Ф. Сержантова, И.В. Суханова, Л.Е. Шапошникова.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

  1. Проведен анализ основных подходов, сложившихся в историко-философской мысли, к постижению причин вариативности жизни человека.

  2. Уточняется понятие «модель» применительно к исследованию пути жизни человека, раскрывается роль модели в решении проблем дифференциации человеческого бытия.

  3. Основные модели пути жизни человека - естественная, социальная, духовная, - рассмотрены сквозь призму половой дифференциации.

  4. На основе проведенного исследования в диссертации даны рекомендации по корректировке жизненного пути женщины и мужчины.

  5. Обосновывается идея «цикличности» пути жизни человека, включающей в себя четыре основные фазы - возникновение, развитие, упадок, исчезновение.

  6. В диссертации намечены направления перспективных исследований, связанных с постижением вариативности жизненного пути человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обосновывается положение о том, что в истории философии сложилось несколько подходов к пониманию причин вариативности жизни человека. Они связывались с духовно-нравственными исканиями человека, его социальными характеристиками, половозрастной дифференциацией, персональными особенностями индивида, наличным бытием человека. В свете этого подчеркивается мысль о том, что обращение к истории философии позволяет не только актуализировать историко-философскую про-

блематику, но и раскрыть теоретическую и практическую значимость выдвинутых идей в постижении вариативности жизненного пути человека.

  1. Доказывается положение о том, что модель жизненного пути человека есть достаточно сложное образование, которое включает в себя совокупность последовательно сменяющих друг друга фаз - возникновение, развитие, упадок, исчезновение. В зависимости от того, на какой фазе своего развития находятся события, можно говорить либо о возникновении, развитии, либо упадке и исчезновении конкретного образа жизни человека («pattern of life»).

  2. Формулируется и обосновывается концептуально важное положение о том, что цикличность пути жизни человека раскрывает своеобразие человеческого бытия. Путь жизни человека не есть неуклонное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному, он есть последовательное прохождение фаз жизни. Человек не только имеет возможность вернуться к когда-то оставленному образу жизни, но и постоянно реализует эту возможность. При этом каждый этап жизни человека характеризуется завершенностью - «исчезновением» чего-либо. «Завершенность» в этом случае не есть нечто свершившееся раз и навсегда. Она предполагает возвращение «на круги своя», правда, в другое время. Это возвращение может осуществиться как в позитивном, так и негативном плане. Но у человека всегда есть шанс попытаться изменить свой путь жизни.

  3. Аргументируется положение о целесообразности рассмотрения базовых моделей пути жизни человека через призму половой дифференциации: позитивная естественная и негативная естественная модели жизни мужчины, позитивная социальная и негативная социальная модели жизни мужчины, позитивная духовная и негативная духовная модели жизни мужчины; позитивная естественная и негативная естественная модели жизни женщины, позитивная социальная и негативная социальная модели жизни женщины, позитивная духовная и негативная духовная модели жизни женщины. Такая градация, по мнению автора, содействует вычленению специфики пути жизни женщины и мужчины. Вместе с тем она позволяет наряду с «особенным» еще более рельефно обозначить то «общее», что существует в пути жизни женщины и мужчины.

  1. Выдвигается положение о том, что в современной жизни главенствующая роль мужчины сменяется доминированием социально значимого человека. Им может быть не только мужчина, но и женщина. Женщина может взять на себя ответственность за свою жизнь, жизнь своих детей, своего мужчину. Для этого она должна быть не только профессионально активной, но и социально деятельной. Она может сделать первой шаг навстречу своему избраннику, начать или разорвать межличностные отношения. При этом женщина не должна уподобляться мужчине в решении возникших проблем. Она должна предложить свои, женские, способы решения вопросов, основанные на человеколюбии и уважении. В этом видится одна из важнейших задач в корректировке жизненного пути женщины.

  2. Проводится мысль о том, что имеет место сближение вариантов жизни женщин и мужчин. В этой связи обозначается проблема сохранения их дифференциации в качестве естественно-культурных образований при сближении полоролевых функций. Ее решение связывается с пониманием того, что женщина и мужчина - самоценные индивидуальности, две противоположности, которые должны быть вместе, чтобы максимально полно реализовать себя.

Теоретическая и практическая значимость работы. Предложенная автором трактовка моделей пути жизни человека позволяет во многом по-новому взглянуть на проблему формирования образа жизни людей, открывает возможности новых исследований с учетом понимания особенностей жизни человека в информационном обществе. Эти исследования, прежде всего, связаны с выяснением роли позитивных и негативных аспектов в пути жизни женщины и мужчины, что позволяет не только представить реально существующую вариативность жизненных сценариев, но и акцентировать внимание на тех общих и различных моментах, которые раскрывают своеобразие женского и мужского образа жизни в современных условиях.

Результаты диссертационной работы также нацеливают на дальнейшее изучение проблем, связанных с постижением возрастных особенностей пути жизни человека в рамках философской антропологии, включая тендерные исследования.

Вместе с тем проведенное исследование позволило сформулировать ряд положений, имеющих важное практическое значение. В частности, оно будет содействовать пониманию основных моделей пути жизни человека в качестве довольно сложных образований, имеющих определенные фазы в своем развитии. Взгляд человека на свою жизнь через призму предложенных фаз позволяет на «инструментальном» уровне подойти к анализу своего пути жизни, его корректировке в желательном направлении.

Авторская трактовка вариативности пути жизни человека была реализована в педагогической практике. Значительная часть материалов диссертации была использована при прочтении курса «Основы философии» и вошла в методические разработки, подготовленные кафедрой социально-политических наук ФГБОУ ВПО «Нижегородский коммерческий институт».

Апробация работы.

Основные результаты исследования изложены автором в статьях, опубликованных в журналах, научных сборниках, отражены в выступлениях на научных конференциях.

Основополагающие идеи диссертационного исследования прошли апробацию в журнале «Дискуссия» (2011, № 7).

Наиболее важные материалы диссертационного исследования были опубликованы в сборниках научных трудов: Вестник Нижегородского коммерческого института (2008, Вып. 14; 2011, Вып. 17).

Некоторые положения работы были апробированы на: Международной научно-практической конференции «Человек и общество в противоречиях и согласии» (Н.Новгород, 2009); XV Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2010); Международной научно-практической конференции «Становление и укрепление современной российской государственности: проблемы настоящего и контуры будущего» (Москва, 2010); Международной научно-практической конференции «Современные тенденции общественных наук: политология, социология, философия» (Новосибирск, 2011); Международной научно-практической конференции «Духовная сфера жизни общества: проблемы теории и практики» (Ставрополь, 2011); VIII

Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2011).

По теме диссертации опубликовано 15 работ общим объемом 5,4 п.л.

Объем диссертации составляет 174 печатных страницы. Список литературы включает 181 наименование.

Диссертация обсуждалась на кафедре социально-политических наук ФГБОУ ВПО «Нижегородский коммерческий институт» в сентябре 2011 года и рекомендована к защите.

Похожие диссертации на Модели пути жизни человека