Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека Алексеева Анна Владимировна

Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека
<
Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Алексеева Анна Владимировна. Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека : Дис. ...канд. филос. наук : 09.00.11 Таганрог, 2002 177 с. РГБ ОД, 61:02-9/259-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 15

1.1. Специфика виртуальной реальности 15

1.2. Биопсихические аспекты виртуальной реальности 44

1.3. Роль виртуальной реальности в познании мира 64

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ЕГО РОЛЬ В МАСС-МЕДИА 85

2.1. Характер искусства как виртуальной реальности и виртуализация общественного бытия 85

2.2.Современное искусство и виртуальные технологии масс-медиа 113

2.3. Оптимум взаимоотношения психики человека и компьютерного искусства 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

ЛИТЕРАТУРА 167

Введение к работе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В XXI столетии человечество продолжит свое дальнейшее развитие благодаря развертывающейся сейчас революции в области виртуальных технологий. Глубокие социальные изменения, происходящие в мире на рубеже 20-21 веков, заставляют по-иному взглянуть на современное общество и выявить его виртуальный характер. Прогнозы в искусстве и науке показывают лидирующую роль в новом веке компьютеризации, которая в условиях глобализации и быстрого распространения виртуальных технологий будет способствовать дальнейшему развитию масс-медиа, охватывающей практически все области общественной жизни. Таким образом, развивающееся сегодня современное общество, в постиндустриальной фазе своего развития, характеризуется следующими параметрами:

  1. широкое распространение новейших виртуальных технологий и современного программного обеспечения, кардинально изменяющих процесс творчества современного индивида;

  2. массовое использование компьютерных технологий;

  3. превращение виртуальных технологий в важный фактор развития творческих способностей личности.

Необходимость в данном исследовании назрела потому, что в период становления постиндустриального общества значительно возрастет степень влияния компьютерного искусства на творчество человека, и следовательно, последствия влияния виртуальных технологий могут быть совершенно непредсказуемыми. Одновременно с открывающимися возможностями дальнейшего развития современных виртуальных технологий значительно возрастет угроза информационно-психического воздействия со стороны других государств и цивилизаций и необходимость обеспечения информационно-

психологической безопасности личности. Активное воздействие электронных СМИ на внутренний мир человека приводит к значительной актуализации проблемы правильного использования компьютерных технологий. Однако последнее реально только при создании современного и хорошо продуманного программного обеспечения. Особенно актуальным является развитие компьютерного искусства.

При этом на первый план выходит следующее: «Возможности ВР-разработок могут использоваться во многих областях: в управлении организационными и техническими системами, проектировании изделий, медицинских исследованиях, градостроительстве, обучении эксплуатации различных устройств и т.д.».

Сформировавшиеся тенденции развития сложно организованного современного общества, связанные с совершенствованием систем виртуальной реальности, позволяют перейти к новому этапу развития человеко-машинных систем, вторгающихся в область культуры: виртуальное кино, виртуальные игры и т.д.

Становящееся постиндустриальное общество, чьи основные параметры детерминированы компьютерной техникой, функционирует на основе информационных технологий. Актуальной становится проблема функционирования современных масс-медиа, для решения которой неправомерно ограничиваться чисто техническим подходом к проблеме виртуальной реальности, необходимо принять во внимание искусство вообще и рассмотреть творческую деятельность человека.

Актуальность темы исследования определяется также и тем, что использование виртуальных технологий носит двойственный характер. Благодаря виртуальным технологиям человек оказывается в некоторой виртуальной реальности, генерируемой активностью его психики.

Сейчас функционирование масс-медиа набирает новые силы, строит свой мир, и в этом процессе основную роль играет компьютерное искусство.

: АГиаркин Е.К.. Жданов К).Л.. Кураев Г А . Памімои H.R. Виртуальная реальность - технология иллюшГг // Научит мысль Кавказа. 1997. Ха4.С5.

Таким образом, актуальность анализа социальных функций искусства как виртуальной реальности в жизни человека не вызывает сомнений.

Состояние научной разработанности проблемы. Данное исследование предполагает выявление виртуального характера современного искусства на основе анализа виртуальной реальности. В отечественной и зарубежной естественно-научной, культурологической, философской, социологической и художественной литературе в последнее время немалое внимание уделяется проблемам виртуальной реальности, компьютерного искусства и информационной культуре.

Значительный вклад в разработку перечисленного спектра проблем, связанных с виртуальной реальностью и виртуальными технологиями в различных сферах общества, культуры, искусства и науки, внесли работы таких ученых и исследователей, как Е.Е. Айдаркин, Ю.А. Жданов, Г.А. Кураев, Н.Б. Пахомов, А.Е. Семенов, В.М. Розин, Л.Б. Борисов, Д.Д. Рубанский, СВ. Соломенцева, Е.Н. Кузнецова, Н. Форман, П. Вильсон, Н.А. Носов, СЮ. Желтов, А.А. Лихачев, А.А. Степанов, Е.В. Вучетич, Г.П. Меньчиков, И.Г. Корсунцев, О.Р. Маслов, Е.Е. Пронина, Г.К. Конык, Ю.Г. Конык, М.С. Ильин, СС. Хоружий, Д.В. Иванов и др.2

Одной из существенных методологических проблем виртуальной реальности является обоснование ее специфики. В философско-социологической, научной и др. специальной литературе имеется достаточное количество дефиниций, различных интерпретаций виртуальной реальности: «Виртуальная реальность - это искусственное пространство, возникающее как бы внутри объективного физического пространства, но эта искусственность часто вы-

1 См.: Айдаркин Е К., Жданов Ю.А., Кураев Г.Я,, Пахомов Н,В. Виртуальная реальность - технология иллюзий // Научная мысль Кавказа. 1997 №4; Семенов А.Е., Розин В.М., Борисов Л.Б., Рабунский Д.Д., СоломенцеваС.В., Кузнецова Е.Н. Технология виртуальных реальностей. Проблемы...// Аномалия. 1995. №1; Форман Н., Вильсон И. Использование виртуальных реальностей в психологических исследованиях // Психологический журиал 1996. Т. 17. №2; Носов Н.А. Виртуальная психология. М. 2000; Носов Н.А. Реальные нереальности // Человек. 1993. №1; Желтов С.Ю., Лихачев А.А,, Степанов А.А. Виртуальная реальность - новая информационная технология // Аномалия.. 1995. №2. Вучетич Е.В. Виртуальная реальность и некоторые аспекты психологических виртуальных состояний // Пользовательский интерфейс: исследование, проектирование, применение // Философские науки. 1998. №3-4; Корсунцев И.Г. Компьютерные технологии н виртуальные реальности // Информационно-аналитический бюллетень. Спец. выпуск. М. 1998 т.; Маслов О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности// Прикладная психология. М. 1998. №6; Конык Г.К., Конык Ю.Г. Феномен виртуальной реальности: опыт категориального анализа // Феномен природы и экология человека. Сб. докл III Междунар. Симпозиума. Казань. 1997: Ильин М.С. Переход к виртуальным сетевым технологиям // Мир ПК, 1996. №7; Хоружий СС Род или недород? Заметки к онтологии виртуалистики // Вопросы философии. 1997. №6; Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Со ци ал -исследования. 1999. №1.

ступает для человека не менее реальной, чем объективность» (Е.В. Вучетич), «Это особая сфера психических моделей реальности разного уровня и разной сложности и есть виртуальная реальность в широком смысле» (О.Р. Маслов, Е.Е. Пронина), «Виртуальная реальность - это один из видов реальностей (их можно отнести к классу символических реальностей), но это такой специфический вид символических реальностей, который создается на основе компьютерной и некомпьютерной техники, а также реализует принципы обратной связи, позволяющие человеку достаточно эффективно действовать в мире виртуальной реальности» (В.М. Розин). И наконец наиболее полное для данного исследования определение: «Понятие В.р. имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле В.р. - это те игровые или необходимые с технической точки зрения искусственные реальности, которые возникают благодаря воздействию компьютера на сознание, когда, например, на человека надевают электронные очки и электронные перчатки. В широком смысле В.р. - это любые измененные состояния сознания: психотический или шизофренический паранойяльный бред (см. психоз, шизофрения, сновидение), наркотическое или алкогольное опьянение, гипнотическое состояние, изменение восприятия ми-ра под действием наркоза» (В.П. Руднев) .

Все это свидетельствует о том, что понятие виртуальной реальности является многозначным, что многообразие его толкований отображает весьма сложный характер мира виртуальных технологий, затрудняя выявление социальных функций искусства как виртуальной реальности в жизни человека. В настоящее время значительное внимание уделяется процессу внедрения компьютерной техники во все области жизнедеятельности общества и в частности в художественное творчество. Все это фиксируется в таких новых терминах, как «интерактивное искусство», «электронное пространство», «коммуникативная среда», «гипермедиа», «кибернетическое общество» и др.

См.: Вучетич Е.В. Виртуальная реальность и некоторые аспекты психологических виртуальных состояний // Пользовательский интерфейс' исследование, проектирование, применение // Философские науки. 1998. ХаЗ-4; Маслов О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности !! Виртуальные реальности: природа и область применения, 1997. Хаб; Розин В.М. Виртуальные реальности: природа и область применения // Социально политический ж>ркая 1997. Х»6 Руднев В.П.. Словарь культуры XX века. М., 1997. С.53.

Сегодня наблюдается становление широкого круга подходов, систем, структур и стратегий, включающих чувственный опыт, интеллект и эмоции, в создании комплексов мультимедиа с богатыми смысловыми и практическими возможностями. На базе технологически многослойных гипермедиа и телекоммуникационных сетей создается сложное пространство и, взаимодействуя с ним, индивид может вносить изменения в главные направления медиа, управлять пространством данных для получения новой информации и нового знания. Вместе с тем следует подчеркнуть, что определение целей и задач информатизации общества требует наличия развитой теории виртуальной реальности, основанной на изучении внедрения в жизнь общества виртуальной реальности и ее влияния на индивида.

В свою очередь, сделать это невозможно без четкого представления о фундаментальном содержании происходящих процессов виртуализации общественного бытия. Одни исследователи считают, что «виртуальная реальность - это философский вопрос сложного отношения по меньшей мере трех миров: мыслимого человеком мира, видимого человеком мира и объективного мира вне его»,4 Другие, исходя из психической сферы человека считают: «Следовательно, виртуальная реальность это не реальность бытия, а реальность переживания человека, мир его чувств, образующий основу его психики».5Третьи отмечают свойственные наступлению эры информационного общества анонимность, безличность, виртуальность (феномен АБВ): «Феномен АБВ на индивидуальном уровне - это имя и авторство, измененные состояния сознания и погружение в виртуальный мир компьютерных игр и Интернета»6.

Кроме того, центр виртуалистики под руководством Н.А. Носова занимается исследованием виртуальных реальностей в их философском, техническом, естественнонаучном и гуманитарном аспектах. В центре виртуалистики разработана теория психологических виртуальных реальностей, а также экс-

1 Мепьчиков Г.П. Виртуальная реальность: понятие, новации, применение. Философские науки. .ЧаЗ-4. 1998, С. 171. ЧораянО.Г. Психофизиологические аспекты виртуалистики //Научная мысль Кавказа. 1959. Xs2, С. 15,

'' Еыченков В. Анонимность, безличность, виртуальность// Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М С.68.

периментальные процедуры и способы практического применения знаний о психологических виртуальных реальностях, что в целом и позволяет говорить о новом научном направлении - виртуалистике.

Также следует отметить, что одним из направлений центра является проблематика компьютерных виртуальных реальностей и их философского смысла. Активная научная и социальная деятельность центра находит свое выражение в большом объеме публикаций.7

Новое измерение современным общественным процессам в творчестве придает разворачивающийся как в мире, так и в России рост компьютерного искусства, имеющий, несомненно, большое значение для развития современного общества вообще.

Проблематика компьютерного искусства находится в фокусе исследования философии, культурологии, художественного творчества, техники, что обусловливает разброс в концептах и использовании методов компьютерного моделирования, область определения которых обнаруживает сейчас новые назначения.

Таким образом, связанный с понятием виртуальной реальности круг вопросов до сих пор недостаточно четко определен и характеризуется широким кругом подходов к этой проблеме.

Все изложенное выше показывает, что проблема виртуальной реальности требует своего дальнейшего анализа. Это предполагает рассмотрение целого круга таких мало исследованных вопросов как методологические проблемы функционирования виртуальной реальности - в частности классификация типов виртуальной реальности, а также подробное исследование функций искусства как виртуальной реальности в жизни человека.

Цель исследования - анализ социальных функций искусства как виртуальной реальности в жизни человека.

Данная цель обусловила постановку и решение следующих исследовательских задач:

' Информация о Центре виртуалистики. Институт человека. Центр ви рту ал нсті і кн. Волхонка 14, 119842. М.

определить классификацию типов виртуальной реальности;

раскрыть биопсихические аспекты виртуальной реальности;

выявить роль виртуальной реальности в познании мира;

рассмотреть характер искусства как виртуальной реальности и проблему виртуализации общественного бытия;

исследовать искусство, создаваемое виртуальными технологиями;

проанализировать оптимум взаимоотношения психики человека и компьютерного искусства.

Объектом диссертационного исследования выступает виртуальная реальность в жизни человека.

Предметом диссертационного исследования выступают социальные функции искусства как виртуальной реальности.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные положения теории познания, природы художественного творчества, а также роли искусства в познании мира. Анализ социальных функций искусства как виртуальной реальности в жизни человека обусловил необходимость использования в работе антропологического, исторического и компаративного методов, а также метода аналогии. Антропологический метод исследования был использован при анализе биопсихических аспектов виртуальной реальности. Компаративный метод нашел применение при сопоставлении особенностей состояния человека в системах виртуальной реальности различного типа. Метод аналогии позволил рассмотреть виртуальный характер различных типов искусства. Исходной идеей работы являются особенности функций искусства в жизни человека, а также характеристики виртуальной реальности, перечисленные в методологических исследованиях современности.

Теоретическую базу диссертации составили работы отечественных и зарубежных специалистов в области социальной философии, культурологии, нейрофизиологии, психологии, социологии, информационных технологий.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

определена классификация типов виртуальной реальности;

раскрыты биопсихические аспекты виртуальной реальности;

автором рассмотрена роль виртуальной реальности в познании мира как средство манипулирования информацией в виде образов виртуальной реальности;

исследован характер искусства как виртуальной реальности и виртуальный характер психики человека;

охарактеризован характер искусства, создаваемого виртуальными технологиями;

проанализирована сущность искусства как виртуальной реальности в качестве средства защиты психики человека от информационно-психологического воздействия со стороны других государств и цивилизаций;

выявлен оптимум взаимоотношения психики человека и компьютерного искусства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика виртуальной реальности заключается в том, что она являет
ся сконструированным реально-иллюзорным миром, образующимся в созна
нии человека различными способами: программой компьютера, шамана, гип
нолога, а также воздействием произведения искусства. Основной параметр
виртуальной реальности заключается в том, что она существует только во
взаимодействии человека и объекта, существует только «здесь» и «теперь».
Парадоксальный характер виртуальной реальности заключается в том, что
она существует и не существует одновременно. Все эти особенности дают
возможность предложить классификацию виртуальной реальности по сле
дующим типам; мифология, гипноз, сон, компьютерные виртуальные реаль
ности, виртуализация общества, искусство.

2. Исходным основным положением анализа виртуального характера ис
кусства является принцип, согласно которому в основе биопсихического ас-

пекта виртуальной реальности находится то, что в памяти фиксируется не сам образ ситуации, а реакция на ситуацию. Механизмы запоминания можно использовать в искусственной системе, В основе биопсихических аспектов виртуальной реальности лежит анализ мыслительных процессов сознания и памяти человека, так как субстратом человеческой психики является физиология. Функционирование человека как творческого индивида невозможно без памяти и воображения, а реакция на образ заключается в тех или иных ощущениях памяти.

  1. В основе роли виртуальной реальности в познании мира лежит существование двух способов фиксации знания в памяти человека: в форме понятий (семантическая память) и в виде образов (эйдетическая память). Эти два вида знания репрезентируются в мозгу человека благодаря деятельности левого и правого полушария. Левая гемисфера позволяет при помощи категорий семантики постигать мир абстрактным путем. Правая гемисфера дает возможность образного представления действительности, что присуще, прежде всего, искусству. Системы виртуальной реальности позволят манипулировать информацией в виде образов виртуальной реальности посредством соединения взаимодополняющих способов познания мира - абстрактного (научного) и образного (художественного), что значительно повысит потенциал познания.

  2. Виртуальная реальность возникает при воздействии произведений искусства на зрителя. Индивид, созерцая произведение искусства, преобразует наблюдаемые представления, создавая в сознании свои - виртуальные образы. Художник помогает реципиенту создавать новые формы - воображаемую реальность. Реципиент, воспринимая художественный образ, вкладывает в него свои переживания, которые в его сознании преобразуются в виртуальные объекты, находящиеся на границе воображения и реального мира. Психика человека обладает виртуальным характером - это его эмоции в искусстве, чувства и воображение, творческая фантазия. Созданная реципиентом,

уже новая действительность является виртуальной, характеризующаяся его воображением и фантазией.

5. Электронно-вычислительная техника находится на этапе развития, кото
рый характеризуется ее воздействием на сознание человека посредством тех
нических средств. Виртуальные технологии вторглись в сферу искусства, что
изменяет и само искусство, приводя к стиранию границ между произведе-

ниями искусства и действительностью. Компьютерное искусство является интерактивным. В нем художественный образ обретает иной характер, выступает в новом качестве в отличие от традиционного искусства. Художник может показать с помощью компьютера свой проект, сделанный в двухмерных чертежах, в трехмерном пространстве с различных ракурсов. В этом случае объект является виртуальным, то есть он выглядит как настоящий, но обладает вымышленными свойствами, фантастичность которых ограничена лишь воображением сидящего за компьютером человека. Программы виртуальной реальности и художественные эффекты эстетически воздействуют на человека и способны координально изменить наши устоявшиеся представления о мире.

6. Искусство как виртуальная реальность может быть применено для за
щиты психики человека от информационно-психологического воздействия со
стороны других государств и цивилизаций. Сегодня перед нами стоит проб
лема информационной экспансии Запада во все страны мира. Стратегия на
циональной безопасности невозможна без информационно-психологической
безопасности личности. Виртуальная реальность - это определенный конст
руктивный метод, формирующий у личности на основе функционирования
левой и правой гемисфер мозга индивидуальную модель мира, которая по
зволит блокировать информационно-психологическое воздействие со сторо
ны «врага». Воображаемая модель может разрушить то, что создал агрессор,
Таким образом, возможна защита внутреннего мира человека посредством
искусства как виртуальной реальности от негативных воздействий СМИ.

7. В век информационных технологий проблема личности наиболее актуальна. Компьютерное искусство и виртуальные технологии создают для индивида иллюзию реальности. Формируется тип личности, погруженный в гипертехничность и среду обитания, «населенную» виртуальными образами, лишенными личностного начала, так как характер виртуальных героев задается зрителем. Виртуальная реальность оказывает определенное влияние на разные типы личности: художественный, мыслительный и другие. В состоянии относительного покоя мозг творческих людей более активирован, то есть людям с высокими творческими задатками не нужна дополнительная активация мозговых структур. Людям с низкой творческой потенцией нужны большие усилия для творчества. Им необходима помощь в раскрепощении образного мышления. Такой помощью может явиться сеанс виртуальной реальности.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы в преподавании курсов философии, социологии, культурологии, спецкурсов (на кафедре И и Ф ТРТУ преподается спецкурс «Человек в виртуальных мирах») в высших и средних специальных учебных заведениях. Они представляют интерес для социальных институтов и спецслужб, занимающихся разработкой национальной безопасности нашей страны; имеют значение для работников средств массовой информации и специалистов, чья деятельность связана с информационными технологиями.

Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной научно-методической конференции «Наукоемкие технологии образования» (Таганрог, 1999 г.), Всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Компьютерные технологии в инженерной и управленческой деятельности» (Таганрог, 19-21 мая, 1999 г.), Всероссийской научной конференции молодых ученых и аспирантов «Новые информационные технологии. Разработка и аспекты применения» (Таганрог, 15-16 ноября, 2000 г.), на методических семинарах и заседании кафедры истории и философии Таганрогского радиотех-

нического университета в 2000 и 2001 гг. Основные положения диссертации отражены в 11 научных публикациях автора общим объемом 1,3 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится по три параграфа, заключения, списка использованной литературы, имеющего 171 источник. Общий объем работы составляет 177 страниц.

Специфика виртуальной реальности

Для лучшего понимания специфики виртуальной реальности, следует рассмотреть типы реальности и, прежде всего, обратиться к проблеме бытия, так как материальное и духовное, отдельные индивиды и общество существуют в различных формах, что существенно для данного исследования. Известно, что «Бытие» как философское понятие возникло в период самоопределения философии и мысль о бытии расценивалась как искомая точка совпадения мышления и бытия.

«Понятие бытия играет в философии роль, сходную с ролью философии в системе наук: любое содержание, попадающее в поле понятия бытия, обнаруживает в себе границу с внетеоретическои реальностью, но соответствует и роли глагола «быть» в языке и открывает пространство, в котором можно достраивать содержание, правда лишь теоретически, до полноты его смысла».й

Истолковывая эту реальность, философы разделились на несколько течений. Известно, что одни утверждали, что «бытие» открывает подлинный мир сущностей, другие считали, что «бытие» - это фиктивное, пустое понятие.

Понятие бытия получило развитие в философии досократиков и софистов. На мой взгляд, существенно обращение к философии Гераклита. Энгельс писал о его творчестве : «Этот первоначальный, наивный, но по сути дела правильный взгляд на мир был присущ древнегреческой философии и впервые ясно выражен Гераклитом: все существует и в то же время не существу ет, т.к. все течет, все постоянно изменяется, все находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения».

Далее следует перейти к рассмотрению следующих моментов. Платоновская эпоха онтологии характеризуется обоснованием необходимой связи бытия с инобытием, а следовательно, с миром явлений и с человеческим мышлением. Философия Платона: «Природу Платон называл «миром чувственных вещей» и считал ее производной от неизменного, вечного и неподвижного мира духовных сущностей - идей, названных им «истинным бытием». Согласно этой идеалистической теории, чувственные вещи - это смесь бытия (идей) и небытия (материи), это бледные отпечатки сверхчувственных идей, идеальных образов (прототипов) в пассивном «восприемнике» идей -материи, небытии».10

В классической западно-европейской философии также наблюдается обращение к проблеме «бытия» и «небытия». «Абстрактное отрицание небытия, считает Платон, приводит и элеатов и софистов к одинаковому результату: исчезает критерий различия истины и лжи»11.

В ходе данного исследования следует обратиться к философии древнего Востока и посмотреть, каким же образов подходили к рассмотрению этих двух понятий в ней. «Бытие» и «небытие» - две основные категории в философии Лао-цзы, и дао в его понимании возникло на основе этих категорий. «Следует отметить, что в понимании Лао-цзы отношений между «бытием» и «небытием» имеются определенные диалектические идеи, однако он не смог провести их от начала до конца, в результате чего преувеличивал роль «небытия»..,.».12 Весьма интересно следующее: «Становится очевидным, что Дао Лао-цзы - это абсолютная «пустота», лишенная материальности, и эта «пустота» может быть только продуктом деятельности ума». Кроме того, идеи диалектики Лао-цзы выражены в представлении о взаимном превращений противоречий: «Лао-цзы считал, что обе стороны этих противоречивых понятий противостоят друг другу (фань), но в то же время сосуществуют -И взаимно переходят друг в друга».14

К проблеме бытия в западно-европейской философии обращались Аристотель, Плотин (завершивший эволюцию понятия бытия в античности); эту категорию рассматривали философы средневековья и Нового времени, а также И.Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель. Далее для данного исследования существенным является учение о чистом бытии Гегеля. «Если ничто, согласно Гегелю, тождественно чистому бытию, то это значит, что ни то, ни другое не существует раздельно, поэтому вполне естественен переход от чистого бытия к ничто и наоборот. Следовательно, должно быть нечто третье, возникающее в результате их взаимного сочетания, в результате перехода их одно в другое. Это третье, более конкретное, есть становление (daswerden). Истиной бытия и ничто, по Гегелю, является становление, их взаимопереход, движение, исчезновение их друг в друге».15

Биопсихические аспекты виртуальной реальности

Сегодня наука начинает исследовать проблему природы виртуальной реальности и, в частности, ее биологические и психофизиологичекие основания. Как будет показано в ходе дальнейшего исследования, очень хорошо исследует эту проблему биолог О.Г, Чораян. Теперь существует много подходов к исследованию виртуальной реальности, но их уже недостаточно для ее глубокого понимания, здесь требуется биопсихический подход, Имеющиеся сегодня исследования, дают причину, которая позволяет исследовать этот подход.

Для лучшего понимания биопсихических основ виртуальной реальности следует, прежде всего, обратиться к проблеме познания для того, чтобы лучше показать причину, позволяющую выяснить биопсихические аспекты виртуальной реальности. К проблеме познания на протяжении веков обращались очень многие философы. У Канта есть высказывание; «Наше знание возникает из двух основных источников души: первый из них есть способность получать представления (восприимчивость к впечатлениям), а второй -способность познавать через эти представления предмет (спонтанность понятий)». У Канта мы читаем: «А для того чтобы познать что-то в пространстве, например линию, я должен провести ее, стало быть, синтетически осуществить определенную связь данного многообразного, так что единство этого действия есть вместе с тем единство сознания (в понятии линии), и только

благодаря этому познается объект (определенное пространство)». Далее Кант пишет о познании; «Таким образом, всякое человеческое познание начинается с созерцаний, переходит от них к понятиям и заканчивается идеями».85 И далее; «Философское познание есть познание разумом посредством понятий, а математическое знание есть познание посредством конструирования понятий. Но конструировать понятие - значит, показать, a priori соответ ствующее ему созерцание». Я обращаюсь к учению о познании Канта, так как он говорит о познании посредством конструирования понятий, что важно для дальнейших рассуждений.

Известно, что Спиноза различал три рода познания. Первым родом он считал чувственное познание, в основе второго, лежат общие понятия, являющиеся самоочевидными истинами - этот тип познания является рассудочным познанием. Третий род познания - интуитивный.

Известно, что материалистическая теория познания Бруно признавала ощущения предпосылкой разного познания. «Бруно еще совершенно неясно представляет себе взаимоотношение ощущений и теоретического мышле ния». Философы эпохи ранних буржуазных революций ставят проблему соотношения чувственного и рационального в познании, ставят вопрос о сравнительной оценке познавательного значения ощущений и мышления, о связи между ними. Известно, что марксистская философия в центре вопроса о познании поставила практику.

Известно, что диалектика учит; познание проходит несколько естественных этапов и первым среди них является эмоциональный период. Процесс познания составляет когнитивную сферу деятельности человека. «Познавательные способности - это, прежде всего, чувственно-сенситивная, состоящая из способностей к ощущениям, восприятием и представлениям, и абстрактно-мыслительная, рациональная, складывающаяся из способностей к формированию понятий. На основе этих способностей, а также интуиции, корни которой лежат в бессознательном, создаются чувственные и понятийные (гносеологические) образы, образующие предметно-содержательную основу мышления».

Характер искусства как виртуальной реальности и виртуализация общественного бытия

Искусство - это неотъемлемая часть нашей жизни. «Искусство понимается как реальность особого рода, противостоящая действительности, которая имеет иллюзорный статус в отношении мира и выражает духовность человека» . Произведения искусства воспринимаются сознанием и оказывают большое эмоциональное воздействие на личность в целом, пробуждая эстетические потребности. Искусство является источником интуиции и воображения. О главной функции искусства Гегель пишет: «Искусство имеет своей задачей раскрыть истину в чувственной форме, в художественном оформлении... носит свою конечную цель в самом себе, в самом этом изображении и

раскрытии». Для лучшего понимания характера искусства как виртуальной реальности следует сначала обратиться к теории Гегеля, так как он пишет о разных формах искусства. Гегель говорит о природе этих форм. «Когда идея выражается в произведениях искусства абстрактно и в силу этого она еще не находит в последних своего адекватного облика, то возникает символическое искусство».198 Известно, что к символическому искусству Гегель относил древневосточное. «Во второй форме искусства, которую Гегель называет классической, идея получает адекватное внешнее изображение в произведе нии искусства, форма и содержание здесь находятся в соответствии». К этой форме Гегель отнес античное искусство. «Полное воплощение истинная идея обретет в романтической форме искусства. Дух здесь свободен, побеждает материю, природу»,200 К нему Гегель относит средневековое искусство, а также творчество Шекспира, Рембрандта и др. Далее необходимо обратиться к Ленинской теории отражения сознания. В. И. Ленин201 подчеркивал, что источником самых фантастических и абстрактных образов является объективная реальность, которую они в той или иной форме отражают. Об отражении В.И. Ленин пишет: «...мы в то же время приобретаем знание нашей познавательной способности, а именно: что последняя не есть какой-либо сверхъестественный источник истины, а зеркалоподобный инструмент, отражающий вещи мира, или природу...».202 Кроме того, существенно следующее высказывание В. И. Ленина: «Образование (абстрактных) понятий и операций с ними уже включают в себя представление, убеждение, сознание закономерности объективной связи мира».203 И далее: «Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (=понятие) с нее не есть простой, непосредственный, зеркально - мертвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность превращения (и притом незаметного, не сознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (inletzter Instanz = бога)».204 Интересна Ленинская интерпретация литературного творчества Л.Н. Толстого. В.И. Ленин называл великого писателя зеркалом русской революции и подчеркивал, что «изучая художественные произведения Льва Толстого, русский рабочий класс узнает лучше своих вра гов...».

В искусстве отображением мира является художественный образ. Определенная яркость или значимость художественного образа может вызвать у реципиента ту или иную эмоциональную реакцию. Например, не просто морской пейзаж, а особенное для наблюдателя картины освещение морских волн. «Созерцатель картины с самого начала как бы соучаствует, включаясь в нее, и произведение искусства существует только для этого устойчивого момента субъекта». В данном исследовании необходимо рассмотреть психику человека в искусстве. Творческая природа искусства основывается на комбинации различных ощущений и переживаний. Когда художник пишет картину, он создает преображенный вариант действительности, внося в объект отображения свое отношение к жизни и к искусству. Художественные образы возникают в результате определенного переживания и не отделимы от эмоционального фактора, присутствующего на протяжении творческого процесса. Произведение искусства, отображая действительность, воздействует на наблюдателя. Художник помогает реципиенту создавать новые формы -воображаемую реальность. Кроме того, созерцательные художники Востока «становились поглощенными в самих себя или в водопаде, или в ландшафте, человеческом лице в зависимости от того, что они хотели изобразить, пока не отождествлялись со своим объектом, и тогда они творили его изнутри, не заботясь ни о каких внешних формах. Внутренняя собранность казалась этим художникам более важной, чем внешняя тренировка и, разумеется, полностью «обращенный внутрь» индивидуум стоит выше рассудка, ибо его зако-ны живут внутри его ума...». Тибетское религиозное искусство заключается в том, что от зрителя ожидается, что он воссоздает видение художника в своем уме и наполняет его жизнью, пока оно не обретет самостоятельную реальность. Реципиент, воспринимающий произведение искусства, приписывает пустотам определенный смысл, который не вкладывался в них художником. «Мы знаем только две действительности, - отмечает Р. Гюйо, - эту вокруг нас и ту в нас самих. Первая действительность есть Вселенная, другая -психическая жизнь.

Похожие диссертации на Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека