Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Смысл жизни человека как социокультурный феномен Емалетдинов Булат Маратович

Смысл жизни человека как социокультурный феномен
<
Смысл жизни человека как социокультурный феномен Смысл жизни человека как социокультурный феномен Смысл жизни человека как социокультурный феномен Смысл жизни человека как социокультурный феномен Смысл жизни человека как социокультурный феномен
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Емалетдинов Булат Маратович. Смысл жизни человека как социокультурный феномен : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Емалетдинов Булат Маратович; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2008.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/264

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Первый аспект актуальности связан с тем, что вопрос о смысле и цели жизни находится в центре социального и индивидуального сознания здравомыслящих людей на протяжении многих веков. Потребность искать, находить, понимать и переживать смысл своего бытия в ряду себе подобных и других существ является основой духовного бытия человека. При этом важно, что проблема не ограничена обретением смысла жизни, человек еще должен его осуществить: общество требует осуществления идеала нравственности от каждого своего члена, мало заботясь о том, насколько трудно это дается.

Еще один аспект актуальности темы связан с чередой катастроф, происшедших в ХХ в. и продолжающихся поныне. Это – антропогенные (войны, политические перевороты, аварии на атомных электростанциях, воздушном, водном, железнодорожном и автомобильном транспорте) и естественные (землетрясения, пожары, извержения вулканов, ураганы, наводнения) катастрофы. Они привели к переосмыслению ценности жизни, смене оптимизма пессимизмом в разрешении глобальных проблем, неуверенности в самоопределении, утрате взаимопонимания поколений и смысла жизни. Иногда возникает идея о том, что человечество подошло к порогу гибели (пророчества о «конце света»). У людей современной России снижены доверие к государственным структурам, мотивация труда и деторождаемости, повысилась частота проявлений духа эгоизма, морального равнодушия к другим людям, число легкомысленных браков и разводов, нежеланных и брошенных детей, преступлений против собственности, жизни и здоровья. Возросло и число людей, для которых цель жизни свелась к достижению любыми способами вершин славы и успеха в профессии, должностного повышения, материального благополучия. Тоталитарные секты имитируют религиозные вероучения, формируя ложный смысл жизни у потерявших или не нашедших его в культуре общества. Часть молодежи попадает во власть потребительства, воспринимая идеи, поведение и образ жизни криминальных субкультур. В условиях кризиса ценностей и крушения кумиров встала задача перестройки мировоззрения – переосмысления ценности жизни, наполнения ее новым смыслом.

Третий аспект актуальности темы в том, что исследование смысла жизни человека важно для понимания задач воспитания, которое не может сформировать заранее все будущие особенности поведения человека, а создает только основополагающие мотивы, которые движут, руководят поведением человека. При этом опасны крайности: смысл жизни человека бесполезен или вреден для общества; или общество навязывает человеку смысл, коверкающий его жизнь. Исследование проблемы смысла жизни и смерти человека, их интеграции в систему знаний способствует и построению единой теории личности.

Наконец, противоречия между смыслом жизни и знанием о нем (как сущностью и явлением), между потребностью в смысле жизни и объектами, условиями ее удовлетворения, трудности их поиска в период социальной трансформации также актуализируют данную проблему. Смысл и цель человеческой жизни, поиск и утверждение высших истин и ценностей жизни – главное сосредоточие философских проблем.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема смысла жизни исторически возникла в ходе самопознания и связана с пониманием природы человека и его жизни как части биосоциосистемы. Смысл жизни человека по-разному истолковывался в разные исторические эпохи и в различных учениях, школах и направлениях философии.

В древней философии, направленной на постижение гармонии космоса, человек рассматривался как часть этого целого (в качестве которого выступали общество, разум, атман-Брахман и др.). Так, смысл жизни определяли как приобщение индивида к миру духовной культуры – познание и достижение добродетели согласно социальной справедливости (Сократ и Платон), как добродетельная эвдемония, или блаженство, вызываемое познавательной деятельностью ради знания, практической деятельности, творчества (Аристотель), разумный выбор удовольствии и средств их достижения (Эпикур). Смысл жизни в древности усматривался: 1) в наслаждении или удовольствии (гедонизм и эпикурейзм), 2) в счастье (эвдемонизм), 3) в добродетели (стоицизм).

Средневековая философия (Августин Аврелий, Фома Аквинский и др.) рассматривала человека как «образ и подобие Божие». Она видела смысл его жизни в служении Богу и подготовке к вечной, посмертной жизни, хотя средства его реализации различались.

Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) – А.Данте, Ф. Петрарка, Н.Кузанский, М.Монтень, П.Помпонацци, Т.Мор и др. – объявили человека высшей смыслообразующей ценностью, поставили его в центр мироздания. Познание смысла жизни стало происходить через призму личности (внутреннего мира) человека, предпринимаются попытки связать ее формирование с реальными, земными условиями бытия. В немецкой классической философии культу личных наслаждений были противопоставлены требования долга, моральные законы (И.Кант, Г.В.Г.Гегель, Л.Фейербах и др.).

Европейский рационализм, от философии Афин до ее вершины – Гегеля, видел смысл жизни в построении жизни людей на основе веры в разум (понятийное мышление), очищенном от заблуждений и требующем критического подхода к жизни. Человек здесь выступал как гносеологический субъект и как элемент социально-статистического множества. Абсолютный идеализм и рационализм Гегеля игнорировал существование индивидуального человека, его чувства и эмоции.

В немецком философском романтизме (Ф.Шлегель, Ф.Шлейермахер и др.) смысл жизни трактуется как идеал жизни, который постигается не логическим мышлением (рационально), а посредством ощущений, чувств и воображения, к чему более способны поэты и художники, а не ученые и философы. Истины внешнего мира отодвинулись на периферию ценностей человека, центральными стали истины, значимые только для конкретного, данного человека, ибо «истина есть субъективность». Главная из них – неизбежность смерти, что порождало страх и трепет. Единичное выше, «истиннее» всеобщего – полагал С. Кьеркегор. Познание не объективного мира, а самого себя в подлинном существовании (экзистенции) – своей личности, – составляет, по С. Кьеркегору, смысл жизни человека. «Личность» – это свобода выбора (определения позиции) по отношению к действительности и ответственность за свою деятельность, независимо от природных связей, общественных влияний и отношений к другим людям.

В историческом материализме К.Маркса и Ф.Энгельса «смысл жизни человека» – высшая форма социального и индивидуального бытия идеального как механизма трансляции культуры человечества, социокультурного кодирования его деятельности, пронизывающем его отношение к природе и другим людям. Он заключается: 1) в трудовой деятельности – участии в производстве материальных благ (развитии производительных сил общества как отношения к природе) и подчиненном этому общении (взаимоотношении людей), 2) в развитии способностей, не востребованных на производстве, 3) в изменении производственных отношений, если они тормозят развитие производительных сил, вследствие чего возникли крайние формы «отчуждения труда».

В Новейшее время проблема смысла жизни стала объектом внимания иррационалистических направлений философии. Это – экзистенциализм (С.Кьеркегор, А.Камю, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Л.Шестов, В.Франкл и др.), философская антропология (М.Бу6ер, М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.), персонализм (Г.Меллер, Э.Мунье и др.) и психоанализ (З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни, Э.Эриксон и др.).

В философии постмодерна смысл жизни, как и другие смыслы и события, принадлежат автономной «поверхности» (резома), не сводимой к глубинным субстанциям и высоким идеям (Ж.Делез). Реальны смыслы лишь индивидуальной, единичной жизни, а общее понятие «смысл жизни» – творение ума, и любая, установленная разумом картина мира – неточная репрезентация мира, ибо истина зависит от культуры, социума, языка. Жизнь, ее события и их смыслы противодействуют насильственному преображению из «неразумного» состояния в «разумное» и не умещаются в теоретические схемы, опережают их (Ж.Бодрийар). Знание о смысле жизни следует искать не в глубинах и высотах метафизики, а в сфере обыденного мышления и общения (Р.Барт). Опыт мысли (в т. ч. о смысле жизни) – это испытание, переживание в настоящем, но «живого настоящего» не существует: прошлое накладывает на него свои следы, а будущее – наброски своих очертаний. У событий и жизни в целом нет имманентного смысла, который можно расшифровать и принять (Ж.Деррида).

В российской философии проблему смысла жизни исследовали дореволюционные философы Л.Н.Толстой, Е.Н.Трубецкой, С.Л.Франк, М.М.Рубинштейн, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, В.В. Розанов и др.

В советскую эпоху к этой проблеме обращались А.И.Введенский, В.И.Тугаринов, С.Л. Рубинштейн, С.Ф.Анисимов, Г.А.Гурев, Г.Т.Ершов, Л.Н.Коган, И.Т.Фролов, В.Н.Садовников, В.Ф.Сержантов и др.

Проблема смысла жизни затрагивалась в трудах современных российских философов П.С.Гуревича, Д.М.Азаматова, Б.Г.Акчурина, Б.С.Галимова, С.М.Поздяевой, А.Ф.Кудряшева, В.Н.Финогентова, У.С.Вильданова, А.В.Лукьянова, С.А.Мухамедьянова, П.А.Сухоплюева, А.Я.Фаткуллиной, З.Я.Рахматуллиной, Г.А.Хасанова, Е.В.Грунта и др. С позиции гуманитарной психологии эту проблему исследовали также Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев, А.А.Бодалев, В.Э.Чудновский, Г.А.Вайзер и др.

Несмотря на обилие исследований проблемы смысла жизни, не раскрыто влияние познавательной деятельности субъекта на смысложизненные установки индивида в обыденном и научно-теоретическом познании. Неясно также, как «смысл жизни» отражается на социализации человека.

Объект исследования – жизнь человека в обществе.

Предмет исследования – смысл жизни человека в обществе

Цель исследования – социально-философский анализ смысла жизни человека как социокультурного феномена.

Достижению этой цели служит решение следующих задач:

рассмотреть эволюцию представлений о «смысле» жизни;

проанализировать концепции «смысла жизни» человека;

проследить изменения смысла жизни в индивидуальном развитии;

исследовать проблему обретения смысла жизни в ходе социализации.

Методологическую основу исследования составил системный (структурно-функциональный анализ) и деятельностный подходы. Индивидуальная жизнь человека рассматривается как подсистема социальной жизни людей, динамическая система деятельностей, которая и порождает смысл его жизни – главную духовную потребность. В исследовании использованы объяснительные принципы – детерминизма и развития, а также общенаучные методы – анализ и синтез, сравнение, конкретизация и абстракция, классификация, моделирование, дедукция, индукция и аналогия.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обосновано, что смысл жизни человека есть его глубинная потребность, компонент мировоззрения, возникающий вследствие осознания своей смертности, начиная с подросткового возраста. Эта потребность может находить удовлетворение разными способами. Их неадекватность образует расстройство «духовного» (личностно-смыслового) уровня здоровья человека, проявляющееся в разных типах девиантного поведения.

2. Обнаружено, что объективный аспект смысла жизни человека заключен в контексте природного и социального мира, а субъективная его сторона заключена в иерархии мотивов, ценностных ориентациях, потребности в осмыслении жизни и самореализации, и возникает в раннем возрасте, становясь в подростковом возрасте функцией самосознания.

3. Выявлено, что смысл жизни человека – продукт избирательной интериоризации социальных ценностей в процессе его социализации. Роли родителей, воспитателей и учителей, их отношение к ребенку, степень заботы о нем – факторы формирования его концепции смысла жизни.

4. Установлено, что асоциальная и антисоциальная направленности (установки) личности основаны на искажении просоциальной системы ценностей. Социальное бытие, как и бытие личности, отчасти дисгармоничны и иррациональны, имеют тенденцию к отклонениям. Способ взаимодействия личности (Я) человека с социальной реальностью – результат формирования его смысловых установок в семье, и их последующей трансформации в учебной, трудовой и общественной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что его результаты расширяют наши представления о содержательных и процессуальных аспектах феномена «смысла жизни» человека, его свойствах и функциях, факторах и механизмах формирования. Конкретизация содержания понятия «смысл жизни человека» позволяет определить его место в системе философских и научных категорий.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации найдут свое применение в процессе преподавания социальной философии, философской антропологии, социологии и культурологии. Для профилактики смысложизненных девиации подростков результаты исследования применимы в просвещении учителей, служб социального и психологического консультирования.

Апробация работы. Идеи исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях: «Практическая психология республики на защите психического здоровья гражданина нового Башкортостана» (Уфа, 1999), «Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия» (Уфа, 1999), «Башкортостан в стратегии Великой Отечественной войны: взгляд через 60 лет. Современные требования к образованию и патриотическому воспитанию подрастающего поколения» (Уфа, 2004), «Психологическая служба: направления, содержание, тенденции развития» (Уфа, 2004), «Исторический опыт, современное состояние и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана», посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства (Уфа, 2006), «Образование как институт социально-психологической защиты детства» (Москва, 2006), а также в 10 публикациях автора общим объемом 14,25 печ. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 209 наименований. Общий объем диссертации – 170 стр.

Похожие диссертации на Смысл жизни человека как социокультурный феномен