Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вера в постижении пути жизни человека Платонова, Юлия Андреевна

Вера в постижении пути жизни человека
<
Вера в постижении пути жизни человека Вера в постижении пути жизни человека Вера в постижении пути жизни человека Вера в постижении пути жизни человека Вера в постижении пути жизни человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Платонова, Юлия Андреевна. Вера в постижении пути жизни человека : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Платонова Юлия Андреевна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2010.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/69

Содержание к диссертации

Введение

1. Вера в истории теоретической мысли 13

1.1. Вера в философских трудах 16

1.2. Вера в Новом Завете 34

2. Вера и ее проявления в человеке 53

2.1. Человек верящий (Homo credens) 56

2.2. Человек верующий (Homo fidens) 73

3. Вера в формировании пути жизни человека 97

3.1. Вера в формировании пути жизни Homo credens 102

3.2. Вера в формировании пути жизни Homo fidens 121

Заключение 144

Список литературы 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Современное развитие общества характеризуется процессами информатизации, появлением и внедрением новых технологий, что способствует развитию множества источников информации, значительному ускорению ее передачи, росту объема сведений, получаемых человеком в единицу времени. Значимость, актуальность информации в современной жизни слишком быстро утрачивается по причине постоянных изменений в социальной сфере, вызванных обозначенными выше тенденциями. Человек в условиях ускорения темпа жизни постоянно следит за новостями, стремится быть в курсе ключевых событий, чтобы занять определенное социальное положение или не лишиться его. Повышая свою квалификацию, осваивая новые направления деятельности, он вынужден доверять источникам информации, воспринимать полученные сведения на веру, поскольку не имеет ни времени, ни возможности убедиться в их достоверности. Роль веры в жизни человека начинает возрастать.

Кроме того, в круговороте жизни, в условиях постоянных изменений -поступления в очередное учебное заведение, продвижения по карьерной лестнице, смены места учебы, работы или места жительства и т.д., - отношения людей становятся все более краткосрочными, поверхностными. Человек вынужден адаптироваться к членству во множестве контактных групп - не имея времени, возможности узнать партнера, ему приходится доверять другому, выстраивать свои отношения на основе доверия.

Доверительность при взаимодействии людей обеспечивает не только скорость принятия решений, быстрое достижение целей, но также психологический комфорт участников отношений. Последнее особенно важно в современных условиях постоянного стресса, загруженности работой, недостатка свободного времени, в которых оказался человек. Поэтому сохранение веры в успех, в собственные силы, в возможность наступления благоприятных событий, может помочь человеку сохранить душевное равновесие и спокойствие, стать мотивирующим фактором к постановке новых целей и их достижению.

Таким образом, вера превращается в важное средство решения жизненных проблем человека, способом достижения внутреннего комфорта. В этой связи большое значение приобретают философские исследования, нацеленные на постижение особенностей восприятия, интерпретации и оценки человеком информации, выстраивания им на основе полученных сведений суждений, выработку стремлений, ценностей, являющихся прямым руководством к действованию. Именно в этом контексте особенно актуально изучение феномена нерелигиозной веры как способа восприятия действительности, имманентной человеку.

Еще одной важной тенденцией современного общества является глобализация, сопровождаемая интеграцией культур, смешением традиций. Интерес к отечественной истории, культуре, традиционной религии, возрождение значимости духовных основ жизни, нравственности свидетельствует об общественном настроении поиска некогда утраченных ценностей, смысла общественного и индивидуального бытия. В этом контексте важно отметить, что религиозная вера является важнейшей составляющей духовной жизни общества. Аксиологический аспект религиозной веры объективирует значимость традиций, основанных на религиозных обрядах, созидает национальную идеологию и культуру, в основе которых - принципы духовности и праведности бытия.

Для человека, запутавшегося во множестве идеологических, метафизических течений современности, религиозная вера может оказаться проводником в обретении личного опыта добродетельной жизни. Такой опыт способствует развитию духовных качеств верующего, позволяет по-новому взглянуть на свое место в мире, на взаимоотношения с ближними, на вопросы нравственности, любви, милосердия. Осмысление индивидуального бытия, обретение мировоззрения и, самое главное, открытие Бога в себе, получение возможности измениться к лучшему - таковы плоды восприятия действительности сквозь призму религиозной веры.

В свете сказанного представляется актуальным исследование религиозной веры. Значимым является изучение таких проявлений религиозной веры, как покаяние человека, воздействие веры на человека, его качества и социальную активность, на формирование пути его жизни.

Путь жизни человека чреват различными сложностями. Человек никогда не может знать, что с ним произойдет через месяц, год, десятилетие. Но он может уповать на Бога, верить в доброе, светлое, лучшее. Изучая влияние нерелигиозной и религиозной веры на выбор жизненного пути, можно понять некоторые закономерности человеческого бытия. Для современного человека это особенно важно. Оказавшись в «цепях» массовой культуры, он подчас теряет вектор праведного пути. Истина, добро, красота уступают место вседозволенности, косности. В этом плане вера может вернуть человека в лоно благодатной жизни. Вера, формируя облик человека, определяет систему его ценностей, что, в свою очередь, находит проявление в модели его поведения, в формировании целей и постановке жизненных задач. Поэтому изучение веры в связи с постижением пути жизни приобретает особое значение.

Степень разработанности проблемы

Проблемам веры было уделено особое внимание в философской науке. Так, в античной философии наиболее глубокие рассуждения о вере находим у Платона, Прокла, рассматривающих когнитивную ее функцию. Среди представителей Средневековой философии для нас особо интересны Фома Аквинский, Ансельм

Кентерберийский, Пьер Абеляр, Тертуллиан, Моисей Маймонид, рассуждавшие о вопросах взаимодействия веры и знания и пытавшиеся определить роль знания и веры в процессе познания. На этот счет у Альберта Великого находим мысль, разграничивающую познание имманентного человеку путем эмпирическим и познание трансцендентного ему путем теологическим.

Западноевропейская философская мысль XVII-XVIII вв. касается вопросов веры в трудах Д. Юма, Дж. Локка, Б. Паскаля, И. Канта, впервые вынесших на обсуждение категорию нерелигиозной веры, проблему зависимости нравственности от исповедуемой веры. XIX век подарил миру идеи представителя философии прагматизма Ч. Пирса, в том числе о верованиях и способах их закрепления. Среди представителей русской философии о значении веры в XIX веке рассуждали В. Соловьев, А.С. Хомяков, Д.А. Хомяков, И.В. Киреевский и др.; мыслители полагали религиозную веру в основу восприятия действительности, формирования представления об окружающем мире, определяли ее как ключевой элемент национального сознания, развития общества, укрепления государственности.

В XX веке тема веры многократно затрагивалась в трудах как отечественных, так и зарубежных мыслителей: Л.Н. Толстого, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, А.И. Введенского, М. Бубера, А. Швейцера, Ж. Маритена, К.Г. Юнга. Именно с этого периода взгляд мыслителей сосредоточился на изучении феномена веры сквозь призму ее проявления в человеке, а также на рассмотрении веры как многоаспектного понятия во взаимодействии с категориями свободы, богообщения, любви, нравственности, внешнего проявления религиозных убеждений.

Современная философия также не обошла вниманием проблемы веры и ее значения в жизни человека. Среди исследователей, плодотворно работающих в этом направлении, следует назвать: Альберта Гёрреса, Поля Рикерта, Д.М. Угриновича, С.С. Хоружего, А. Меня, В. Смагина, В.И. Гараджи, А. Кураєва, А.И. Осипова В.И. Шердакова, В.М. Розина, М.Т. Андрющенко, Е.А. Фейнберга, В.Л. Гинзбурга, А.И. Дырина, Л.А. Микешину, С.Н. Пушкина, Н.А. Калюжную, Л.Е. Шапошникова, и др.

Путь жизни человека как объект исследования также не является новой для философии темой. Она, скорее, относится к традиционным философским вопросам. Так, в древнеиндийской философии, представленной прежде всего ведами и упанишадами, получило свое развитие учение о двух путях - «пути богов» и «пути предков». Следующий шаг в этом направлении был сделан Буддой, который развил учение о благородном восьмеричном пути, ведущем к освобождению от страстей. Свою лепту в разработку учения о пути жизни внесла древнекитайская мысль, которая обогатила мировую философию идеями «дао» (Лаодзы) и гармонизации жизни человека (Конфуций). Античная философия также не прошла мимо вопроса

о жизненном пути человека. Этой проблемы касались Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и другие. Патриотическая философия, опираясь на Библию, поднимает вопрос пути жизни человека в творениях святоотеческих мыслителей и религиозных философов, богословов, исследующих труды последних.

Среди философов, уделявших значительное внимание проблемам жизни человека, выделяются: А. Бергсон, Г. Зиммель, А. Камю, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Г. Риккерт, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр, К. Ясперс и др. Заметный след в разработке указанного вопроса оставили представители отечественной философии: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк и др. Немалый вклад в обсуждение указанной темы внесли подвижники веры православной - Игнатий Брянчанинов, Нил Сорский, Паисий Величковский, Стефан Яворский, Феофан Затворник, - отечественные богословы - С. Зарин, В. Зеньковский, Иоанн Мейендорф, Киприан (Керн), Макарий (Булгаков), Филарет (Гумилевский), Г. Флоровский и др. Опираясь на идеи представителей святоотеческой традиции, они затронули и осветили вопросы, связанные с постижением пути жизни человека. В этом плане представляют интерес и труды современных отечественных ученых, специалистов в области изучения патристики (С.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, Г.Г. Майорова, С.С. Хоружего), истории русской философии (Н.А. Бенедиктова, А.Ф. Замалеева, М.А. Маслина, Л.Е. Шапошникова), человеческого бытия (Л.П. Буевой, С.А. Ермакова, Э.Ф. Звездкиной, Л.А. Зеленова, Л.Н. Когана, И.С. Кона, О.Л. Краевой, М.К. Мамардашвили, Б.В. Маркова, А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантова, И.Т. Фролова, Е.П. Савруцкой, И.В. Суханова и др.).

Для понимания особенностей жизни человека многое сделали зарубежные психологи: А. Адлер, Э. Берн, У. Джемс, А. Кемпински, Г. Крайг, Ж. Пиаже, В. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др. Современная наука обогатилась понятием "life span developmental psychology" (психологическое развитие человека в течение жизни). Существенный вклад внесли отечественные психологи - Г.С. Абрамова, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ю.М. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, А.В. Толстых, Д.Б. Эльконин, - которые не только рассмотрели психологические основы формирования личности, но и раскрыли психологические особенности возрастных этапов развития человека, его пути жизни.

Современная социология тоже не обошла вниманием проблемы жизненного пути человека. Среди исследователей, плодотворно работающих в этом направлении, следует назвать: О. Брима-младшего, М. Джонсона, М. Райли, Ю. Резник, Ж. Тощенко, А. Фонер, Л. Шеррод и др.

Однако при всей глубине и оригинальности высказанных идей тема веры и в особенности вопрос ее влияния на формирование жизненного пути человека нуждается в своем дальнейшем изучении. Это обусловлено целым рядом моментов.

Во-первых, категория веры рассматривалась преимущественно в религиозном своем качестве и лишь с XIX века изучению активно подвергается нерелигиозная вера, в частности, психологические ее свойства. Тем не менее, до сих пор не существует сравнительного исследования двух названных типов веры. Нет монографического исследования, посвященного сущности веры: особенностям проявления разных типов веры в жизни человека, влияния веры на характер индивида, его социальный портрет, духовный облик, следовательно, на формирование пути его жизни.

Кроме того, над темой все еще тяготеет традиция ее рассмотрения исключительно лишь в плоскости изучения проблемы взаимодействия веры и знания. Безусловно, это важный, но далеко не единственный аспект, позволяющий судить о свойствах веры и ее значении применительно к жизни человека. Особого внимания требует именно выявление зависимости формирования тех или иных качеств личности, ее жизненных ценностей и ориентиров от типа и интенсивности исповедуемой веры.

Необходимость обращения к теме веры продиктована и тем, что данная проблема имеет важное практическое значение. Действительно, раскрывая смысл веры, ее внешнего, а главное, внутреннего проявления, невозможно не коснуться вопроса отличительных признаков человека верящего и человека верующего, влияния этих признаков на восприятие, интерпретацию и оценку индивидом тех или иных жизненных событий. Ибо лишь имея представление о том, какие человеческие характеристики формирует исповедание той или иной веры, какого психо-эмоционального, духовного состояния можно достичь в рамках практического следования принципам вероучения, индивид может придти к осознанному выбору объекта верования.

При этом следует иметь в виду, что философский анализ сущности веры, в отличие от психологического, предполагает исследование с позиции общего. Лишь философия, изучая наиболее общие законы развития материального и духовного мира, может раскрыть основные закономерности влияния веры на формирование жизненного пути человека.

Объект и предмет исследования

Объект исследования - вера как философская и религиоведческая категория, феномен бытия человека.

Предмет исследования - вера нерелигиозного и религиозного характера в рамках формирования личностных характеристик человека и построения пути его жизни.

Цель и основные задачи исследования

Целью диссертационного исследования является определение и обоснование влияния веры «человека верящего» и веры «человека верующего» на формирование личностных характеристик и построения пути его жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Определить методологические основания, необходимые для определения
значения веры в формировании пути жизни человека, обратив внимание на
необходимость сочетания различных методов в исследовании данного вопроса.

2. Раскрыть содержание категорий «вера», «нерелигиозная вера»,
«религиозная вера» и, соответственно, понятий, введенных автором: «человек
верящий» (Homo credens) и «человек верующий» (Homo fidens); показать их
значимость для религиоведения и философии.

3. Проанализировать аспекты нерелигиозной веры: гносеологический,
аксиологический, на основании изучения трудов мыслителей выявить
разновидности веры Homo credens.

  1. Рассмотреть тексты Нового Завета, творения Отцов Церкви и философов-религиоведов как источники, наиболее ярко демонстрирующие смысл религиозной веры, особенности ее проявления верующим человеком, принципы, на основании которых выстраивается путь к Богу - жизненный путь Homo fidens.

  2. Провести компаративный анализ портрета человека верящего и человека верующего с целью определения свойств и качеств веры религиозного и философского содержания, находящих свое проявление в личностных характеристиках индивида. Выявить общие и отличительные черты проявления веры Homo credens и Homo fidens.

  3. Осуществить философский анализ понятия жизненного пути, стадий пути жизни человека, раскрыв их специфику, и показать значимость каждой стадии для понимания человеческого бытия.

  1. Провести компаративный анализ вариантов влияния нерелигиозной и религиозной веры на формирование жизненного пути человека верящего и человека верующего на различных этапах индивидуального бытия.

  2. Дать философское обоснование и выявить зависимость пути жизни человека от исповедуемой им веры на каждом из этапов индивидуального бытия.

  3. Наметить дальнейшие перспективы исследования влияния веры на формирование пути жизни человека.

Методологическая и источниковедческая база исследования

Синтетический характер исследования требует использования целого

комплекса методологических приемов. В силу этого методологической базой

исследования является комплексный подход, опирающийся на принципы

диалектики, историзма, системности. Диалектический метод познания, предполагая

рассмотрение предмета в развитии, диалектическом отрицании (с удержанием всего положительного), позволяет совершить восхождение от абстрактного к конкретному, обеспечивая единство исторического и логического, анализа и синтеза.

Вместе с тем диалектика как общий метод исследования не исключает конкретных методов, позволяющих эффективно решать те или иные исследовательские задачи. Так, для изучения истории вопроса целесообразно использовать историко-генетический метод, предполагающий рассмотрение вопроса в его исторической перспективе. В свою очередь, данный метод с необходимостью должен быть дополнен сравнительно-историческим и системным анализом. Для исследования проблем жизненного пути человека чрезвычайно продуктивен метод аналогии. В диссертации он дополняется методом экстраполяции, позволяющим распространить выводы, полученные из одной части исторического материала, на другую его часть. По нашему мнению, широкое использование различных методов позволяет обогатить исследование сущности веры, ее влияния на формирование пути жизни человека и решить поставленные в диссертации задачи.

Источниковую базу исследования составили тексты Нового Завета, а также сочинения Платона, Прокла, Ж.А. Кондорсе, Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, Тертуллиана, Августина Блаженного, которые переведены на русский язык специалистами в области философии Античности и патристики.

На направление исследовательских интересов диссертанта, формирование его взглядов оказали влияние работы классиков философской мысли: Дж. Локка, Ч. Пирса, Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, А.С. Хомякова, Д.А. Хомякова, И.В. Киреевского, Л.Н. Толстого, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, А.И. Введенского, В.В. Розанова, М. Бубера, А. Швейцера, Ж. Маритена, К.Г. Юнга, Э. Фромма.

Среди современных исследователей автору близки идеи С.С. Аверинцева, Н.А. Калюжной, В.И. Шердакова, Антония Сурожского, А.И. Осипова, С.С. Хоружего, А. Кураєва, В. Лодаренко, М.Т. Андрющенко, В.И. Гараджа, А. Герреса, А.И. Дырина, Е.А. Фейнберг, Л.А. Микешиной, С.Н. Пушкина, О.Л. Краевой, С.А. Рубинштейна, Л.Е. Шапошникова.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

1. Впервые в отечественной философии проведен достаточно полный философско-методологический анализ сущности веры: зависимости ее проявлений от биологических, социальных, духовных факторов развития человека, с одной стороны, и влияния исповедуемой веры, ее гносеологического, аксиологического аспектов на формирование психологического, социального портрета человека, развитие его душевности и духовности - с другой стороны. Таким образом, даны

основания рассмотрения веры как феномена, влияющего на формирование жизненного пути человека.

2. В качестве ключевого способа изучения сущности веры, философского и
религиозного содержания, выбрано рассмотрение ее проявлений в человеке:
верящем (Homo credens) и верующем (Homo fidens).

  1. Выделены разновидности веры Homo credens: доверие, суждение, стремление, идеология. Критериями послужили содержание в восприятии действительности эмоциональных, рассудочных, волевых качеств человека, а также его готовности к самопожертвованию во имя исповедуемой идеи.

  2. Определены отличительные черты человека верующего - свойства религиозной веры, влияющие на формирование отношения к действительности, жизненных ценностей Homo fidens, в свою очередь определяющих характер интерпретации жизненных событий и принятие решений.

  1. Проведен компаративный анализ ключевых характеристик Homo credens и Homo fidens. Сравнение представлено по следующим признакам: значение веры для человека, зависимость формирования и проявления веры от психических свойств, от социального окружения и от духовной основы человека, социальная активность, нравственные качества, способность и потребность любить, определяемые верой, возможность познания объекта веры, сомнение в истинности исповедуемой веры, ключевой метод закрепления верования.

  2. Впервые в социально-философской литературе приведена сравнительная характеристика значения веры Homo credens и Homo fidens на каждом из этапов бытия: преджизни, жизни и постжизни, - и ее влияния на формирование жизненного пути человека.

7. В диссертации намечены направления перспективных исследований в
области изучения проблем сущности веры, включающие теоретические и
практические вопросы, связанные с постижением влияния веры на формирование
социального, духовного облика человека и пути его жизни.

Положения, выносимые на защиту

  1. Доказывается положение о том, что религиозная сущность веры является не одним из аспектов восприятия человеком неочевидного, но характеристикой особой разновидности отношения человека к действительности - религиозной веры. Вера религиозного и нерелигиозного типа, имея общий базис является элементом сознания человека, способствует построению его субъективной реальности, проявляется в человеке по-разному.

  2. Формулируется и обосновывается концептуально важное положение о том, что отношение человека к действительности находится в прямой зависимости от того, во что он верит и насколько устойчива его вера. Характер отношения к окружающим, желание и способность любить во многом определяются особенностями объекта веры.

  1. Раскрываются свойства нерелигиозной и религиозной веры, находящие свое проявление в человеке верящем (Homo credens) и верующем (Homo fidens). При этом подчеркивается, что вера нерелигиозная в зависимости от степени влияния на нее эмоциональной, рассудочной, волевой составляющей человеческого сознания, а также готовности жертвовать текущими интересами во имя принципов, диктуемых верой, может существовать в форме доверия, суждения, стремления и идеологии.

  2. По результатам компаративного анализа формируются положения о том, что общими чертами Homo credens и Homo fidens являются: зависимость проявления веры от особенностей психотипа личности, формирование верования под воздействием микро- и макросреды, стремление индивида к отстаиванию своего верования путем поиска обоснования своей веры. Основными свойствами веры, отличающими Homo fidens от Homo credens, являются способность первого к «познанию» Бога в личном религиозном опыте, ощущение потребности в Боге и необходимости стремления к Нему, развитие в нем нравственности, основанной на любви к ближнему и служении ему, восприятие духовной жизни в качестве основного способа сохранения и укрепления веры.

5. Раскрываются возможности влияния веры нерелигиозного и веры
религиозного типа на формирование жизненного пути человека на каждом из его
этапов (преджизни, жизни и постжизни). Выявляются общие свойства веры,
определяющие развитие жизненного пути: формирование у индивида
представлений о действительности, отношения к тем или иным событиям, цели и
смысла бытия. Ключевые отличия воздействия веры на формирование жизненного
пути заключаются в том, что вера нерелигиозного типа влияет на восприятие
человеком реальности в течение всей его жизни с момента осознания им себя. Вера
в Бога, в свою очередь, приобретает значимость, как только сердце человека
«загорелось» ощущением поиска божественного.

Теоретическая значимость работы

Предложенная автором сравнительная характеристика качеств человека верящего и человека верующего позволяет во многом по-новому взглянуть на значение веры в рамках формирования социального и духовного облика человека, осознать важность выбора объекта верования и необходимости деятельного проявления постулатов веры. Представленные выводы о влиянии веры на формирование жизненного пути человека дают возможность оценить значение веры в обретении устойчивости, спокойствия сознания, в постановке целей и их достижении, в осмыслении жизни, понимании назначения индивидуального бытия.

Практическая значимость работы

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд положений, имеющих практическое значение. Выбор объекта веры, способа закрепления верования и поиска ответов на возникающие вопросы, выходящие за пределы

рационального обоснования, уяснение нравственной составляющей проявления веры - все это может помочь изменить свою жизнь к лучшему. Другими словами, проделанная работа расширяет спектр средств, обеспечивающих построение жизни человека.

Сделанные автором выводы могут быть использованы в педагогической практике, в процессе воспитания подрастающего поколения. В частности, автором разрабатывается образовательный курс-тренинг, значительная часть которого посвящена теме веры на различных этапах предпринимательской активности человека (доверие партнеру, вера в перспективность бизнес-идеи, в собственные силы, вера в возможность самореализации в бизнесе и т.д.).

Апробация работы

Основные результаты исследования изложены автором в статьях, опубликованных в журналах, в том числе рекомендованных ВАК РФ, научных сборниках, отражены в выступлениях на Межрегиональной научно-практической конференции «Антропологический потенциал культурогенеза» (Н. Новгород, 2006); V Региональной научной конференции «Институциональные проблемы современной России», (Н. Новгород, 2006); XV Рождественских православно-философских чтениях "Православие и гуманитарное знание" (Н. Новгород, 2006); VI Научно-практической конференции «Человек и общество в противоречиях и согласии» (Н. Новгород, 22 ноября 2007); XVI Рождественских православно-философских чтениях «Русское православие как основа сохранения национальной идентичности» (Н. Новгород, 2007); XVII Рождественских православно-философских чтениях «Православный взгляд на семью и демографические проблемы» (Н. Новгород, 2008).

По теме диссертации опубликовано 12 работ общим объемом 4,3 п.л.

Объем диссертации составляет 160 печатных страниц. Список литературы включает 190 наименований.

Диссертация обсуждалась на кафедре социально-политических наук ГОУ ВПО «Нижегородский коммерческий институт» в октябре 2010 года и рекомендована к защите.

Вера в философских трудах

На каждом историческом этапе развития философии: от Античности до современности, - понятие веры становилось объектом новых направлений исследования, обрастало новыми свойствами и смыслами. Так, в классической греческой философии вера рассматривалась преимущественно в контексте олимпийской религии, подвергавшейся критике со стороны наиболее образованной, мыслящей части эллинского общества. Отсюда восприятие веры как низшей ступени познания действительности, господствовавшее в Античности. Так, для Платона вера стоит ниже разума и рассудка и относится к области мнения, области недостоверного и в познавательном смысле недостаточного.

В отличие от Платона для неоплатоника Прокла вера есть высшее познание. Рассуждая о вере и знании, в основу сопоставления понятий он полагает стремление к благу как единственно обоснованную цель человеческой жизни. «Благо отнюдь не следует изыскивать познавательными способами, которые не ведают своего завершения»2, - пишет он, единственно правильным считая, «вверив себя божественному свету... утвердиться в непознаваемой и таинственной генаде сущего»3. Другими словами, Прокл не останавливается на рассмотрении приоритетов между знанием и верой в процессе познания действительности, для него важно окунуться в непознаваемое для человека благо - нечто божественное, дарующее устойчивость и непоколебимость мысли: «Те, кто стремится соприкоснуться с благом, в первую очередь испытывают нужду отнюдь не в знании и не в действии, - указывает он, - а в местоположении, устойчивом состоянии и спокойствии»4. Знание же как таковое ценно для философа лишь как посвящение в высшие тайны бытия, достижение единения с трансцендентным, основу которого составляет вера. Прокл пишет: «Стало быть, для всего сущего надежна лишь одна гавань, и таково в первую очередь то, что внушает ему доверие. Разумеется, именно по этой причине соприкосновение и единство с ним названо теологами верой»5. Система Прокла - это единый живой организм со своей сложной внутренней организацией, в которой между знанием и верой нет конфликта. Более того, вера Прокла не только является основой познания, но и обеспечивает его целостность и полноту. Философом уделено рассмотрению гносеологического и аксиологического аспектов веры. Можно заметить некоторое стремление к постижению божественного через веру, которую все еще нельзя назвать религиозной, ибо ключевым смыслом веры для мыслителя является не богообщение, а устойчивость мысли.

Философия периода Античности, утвердившись как «царица наук», представляла собой проводник знаний в мир. При такой когнитивной направленности философской мысли вера, являясь для представителя античной эпохи основой мифологического восприятия бытия, остается за пределами научных интересов. Развитие методологии научного познания (от диалектических споров Сократа до аналитики Аристотеля) демонстрируют стремление к рациональности, логичности суждений и высказываний. Недаром именно в Античности свое зарождение получили софистика, искусство философской дискуссии, Неудивительно, что вера не рассматривалась философами эпохи Платона и Аристотеля как основа богообщения и добродетели - плодов единения человека и Бога. Отношение к олимпийским богам не способствовало формированию особого статуса веры как единственно возможного способа богообщения, как формы выражения стремления к познанию непознаваемого силами лишь человеческого разума, как спутницы добродетели и высшей формы отношения одного человека к другому - любви. Лишь с распространением христианства вера заняла почетное место в умах мыслителей.

В период Средневековья она стала ключевым элементом, формирующим отношение к реальности. Рассуждая о вере этого периода, необходимо особо подчеркнуть роль религиозного восприятия действительности, которому были подчинены не только нормы, регулирующие общественную жизнь, но даже научные изыскания и выводы. Кроме того, такая разновидность веры как доверие авторитетному источнику являлась характерной особенностью познания до конца XVI века. Как отметил Кондорсе: «В Средневековье речь шла не об исследовании сущности какого-либо принципа, но о толковании, обсуждении, отрицании или подтверждении другими текстами тех, на которые он опирался. Положение принималось не потому, что оно было истинным, но потому, что оно было написано в такой-то книге и было принято в такой-то стране и с такого-то века. Авторитет людей заменял всюду авторитет разума. Книги изучались гораздо более природы и воззрения древних лучше, чем явления Вселенной»1.

Таким образом, категория веры в период Средних веков подвергалась рассмотрению преимущественно в контексте теории познания. Возникновение схоластики как стремления к гармонизации веры с разумом - яркое тому подтверждение. У Фомы Аквинского находим попытку подчеркнуть рационалистическое содержание божественной деятельности. Вера, по его мнению, предполагает знание объекта: "Должно, чтобы цель была заранее известна людям, для того, чтобы они соотносили с ней свои усилия и действия"2.

Философия Средневековья преподносит нам богатый пласт рассуждений на тему взаимодействия веры и знания, сопоставимости научного и религиозного мировоззрения. Именно в Средневековье зародилось четыре основных мнения относительно приоритетов веры или разума в процессе познания. Первое из них заключается в том, что постулаты веры предшествуют любому знанию и являются основой рациональных рассуждений. Ансельм Кентерберийский в «Прослопюне» взывает к Богу: "Я не ищу, Господи, быть посвященным в Твои тайны, ибо мой ум несоразмерен с Твоим, но хочу я понять ничтожную толику Твоей правды, которую сердце мое любит и в которую верит. Я ищу понять Тебя не затем, чтобы верить, но верю, чтобы смочь Тебя понять"1. «Не имея ясного разума, бессильные найти истину, мы нуждаемся в авторитете Священного Писания; я стал верить, что Ты не придал бы этому Писанию такого повсеместного исключительного значения, если бы не желал, чтобы с его помощью приходили к вере в Тебя и с его помощью искали Тебя»2, - читаем в «Исповеди» Августина Блаженного, наиболее авторитетного представителя теории приоритетности веры в процессе постижения реальности.

Второе мнение по данному вопросу - знание должно предшествовать вере и использоваться для ее обоснования. Пьер Абеляр провозглашал, что вера, «не просветленная разумом, недостойна человека», что «не механической привычкой, з не слепым доверием, а личным усилием человек должен завоевать свою веру» . Несмотря на то, что в идеях Абеляра распространение и применение разума во всех сферах практики не означало умаления авторитета Писания, «он (Абеляр. - Ю.П.) полагал, что между разумом человеческим и божественным Логосом есть место для критического рацио».4 Усиление позиций разума и формирование научного мировоззрения, не приемлющего религиозные догмы, превращалось в характерную для эпохи тенденцию.

Менее распространена мысль Тертуллиана о знании и религиозной вере как несовместимых понятиях. Рациональное обоснование догматов веры признавалось философом невозможным. В "Плоти Христовой" он пишет: "Сын Божий был распят, нет во мне стыда, ибо это постыдно. Божий Сын мертв: это правдоподобно, ибо нелепо. И был он погребен и восстал из гроба: это определенно, ибо невероятно"5. Так родилась формула, выражающая идею Тертуллиана: «верую, потому что абсурдно».

Человек верящий (Homo credens)

Вера Homo credens может по-разному проявляться в зависимости от объекта, в существование которого человек верит, от степени убежденности в реальности этого объекта. Так, по мнению С.Л. Франка, возможна вера в осуществление абсолютного добра на земле. Такой «исторический оптимизм» развивался в конце XVIII - XIX вв. в оппозиции к религии, его сторонники считали себя «неверующими». Вера в человека, в его великое назначение на земле, в его разум -еще более ранняя разновидность нерелигиозной веры - лежала в основе идеи прогресса, но с развитием гуманизма в эпоху Ренессанса отделилась от последней и развивалась также вне веры религиозной, противопоставляя себя ей. В конце XIX века на основе идей Ницше возникла вера в «сверхчеловека». По Франку, положительным было то, что Ницше напомнил человеку о его высшем предназначении на земле, однако богоборческое ницшеанство обернулось в прославление «сверхчеловека» «как животного высшей породы или расы, причем мерилом высоты породы оказывается момент власти, жестокости, высокомерного аморализма»1. С.Л. Франк выделяет и такую разновидность убеждений как «циническое неверие», возникающее в результате крушения безосновательной веры в исторический прогресс, в силы человека и выражается в отрицании существования святыни, объекта, достойного поклонения. В современном мире довольно распространено умонастроение, которое философ именует «скорбным неверием». Данная «вера» характеризуется сохранением почитания святыни, служения ей, но под гнетом осознания фактической власти зла в мире, неверия в силу добра и справедливости. Несмотря на то, что это неверие, Франк подчеркивает сходство данного умонастроения с верой на основе критерия желания добра, почитания высшего.

Рассуждения в отношении нерелигиозной веры жизни находим также у И.А. Ильина. Большинство людей, по мнению мыслителя, верят в наслаждения земные, спокойствие и счастье, считая достижение последнего главным в жизни. Подобных людей автор именует гедонистами. Маммонисты стремятся к получению богатств и власти; для социалистов цель жизни - достижение равноправия для всеобщей возможности наслаждаться земными благами; агностики считают невозможным в принципе существование достоверного знания и определенного объекта стремлений. Нетрудно найти и таких, которые сами не знают, ради чего живут, от чего загорается их душа. Но это вовсе не значит, что в этих людях нет веры. «Жизненные наблюдения заставляют нас установить, что такие люди, такие безразличные, «проблематические» натуры являются обычно людьми с дремлющею верою»1, - читаем у философа. Вера дремлет, пока жизнь протекает равномерно и спокойно; но неминуемые нарушения такого равновесия потребует «пробуждения ото сна». В такие моменты несложно определить, что оформление веры в человеке не переставало быть, но происходило незаметно для чьих-либо глаз. «Вера всегда остается первичной силой человеческой жизни, - совершенно независимо от того, понимают люди это или нет»2, - пишет И.А. Ильин.

Подчеркивая важность предмета нашего исследования, Э. Фромм писал: «Вера - главная установка личности, черта характера, пронизывающая жизнь человека... Возможна ли жизнь человека без веры? Может ли грудной младенец не «верить материнской груди»? Можем ли мы не верить в своих близких, в тех, кто нам дорог, кого мы любим, как любим себя? Можем ли мы жить без веры в правильность норм нашей жизни? Нет, без веры человек делается бесплодным, беспомощным. Без веры человека охватывает ужас и панический страх»3. Человек вынужден многое воспринимать на веру, проникаться доверием к объекту своей веры, поскольку «никогда ничего полностью не воспринимает и никогда ничего полностью не понимает, - пишет Юнг. - Пользуясь научной аппаратурой, человек может частично компенсировать недостатки своих органов чувств... в некоторой точке все равно наступает предел уверенности, за который осознанное знание переступить не может»4.

Таким образом, человек верящий рождается таковым, что обусловлено отсутствием у него каких-либо знаний и опыта, которыми следует руководствоваться в жизни. Так, будучи ребенком, человек верит всему, что говорят родители, верит в их способность ответить на любой вопрос, верит по причине того, что в силу возраста и ограниченности возможностей просто не может знать. Даже повзрослев, он склонен верить близкому человеку, не подвергая сомнению сказанное им. Человеку приходится верить источникам информации, поскольку эмпирическая проверка новостных данных не всегда представляется возможной и целесообразной. При этом он все-таки склонен выбирать те из них, которые кажутся наиболее достоверными. Такая вера является доверием. Вера-доверие может быть поколеблена обнаружением несоответствия действительности того, чему приходилось верить. В качестве примера приведем ситуацию командной работы над выполнением единого задания. Участники команды, разделяя обязанности, вынуждены верить друг другу в целях достижения результата, поскольку иного варианта выполнить задание просто нет. Однако вера-доверие сменяется недоверием, подозрительностью при нарушении одним из участников своих обязательств.

На основании собственных предпочтений, сведений, полученных из источников, которым человек доверяет, формируется свое личное мнение, суждение, которое, не подвергаясь какой-либо проверке, также является верованием. Наиболее ярким примером веры-суждения являются сложившиеся воззрения на жизнь, предубеждения, приметы. Вера-суждение - это не просто восприятие на веру. Она формируется на основе наблюдений, жизненного опыта, что свидетельствует о том, что восприятие действительности подобного рода сопровождается анализом, критической оценкой ситуации. В связи с этим вера-суждение зачастую неустойчива, она меняется под воздействием настроений, мыслей человека, уровня его образованности, обстоятельств его жизни. Вера-доверие и вера-суждение менее всего подвержены влиянию волевой составляющей человеческого сознания, в большинстве случаев возникают неосознанно. Примером веры-суждения может быть названо личное убеждение девушки, что замуж нужно выходить не раньше 25 лет, сформированное на основе наблюдения, анализа опыта своих подруг. Однако, полюбив, она легко может изменить своей вере-суждению.

В качестве другого типа нерелигиозной веры можно выделить отношение к действительности, сопряженное с конкретной целью, будь то получение образования, обретение определенного социального статуса, создание и развитие своего бизнеса и т.д. Такая вера: в успех, в себя, в эффективность используемых средств достижения цели, - представляется более устойчивой, чем просто мнение о происходящем, поскольку подкреплена волей верящего и связана с его устремленностью к достижению конкретного результата. Данный тип веры может быть назван стремлением, поскольку он сопряжен с эмоциональной и волевой окраской желания человека достигнуть поставленной цели. Крепость такой веры напрямую зависит от яркости ощущения потребности: чем ярче потребность, переживание недостатка в чем-либо наряду со стремлением обретения желаемого, тем крепче вера, убежденность в будущем успехе. Так, например, вера врача в то, что исход операции будет удачным, может быть ничем иным, как желанием помочь пациенту или получить высшую квалификацию.

Вера-стремление напрямую связана с целеполаганием, она есть состояние целеустремленного человека, его отношение к процессу достижения цели, к себе в этом процессе и к обстоятельствам, сопутствующим успеху или мешающим ему. Тем не менее, вера-стремление может поколебаться при возникновении сложностей на пути к желаемому. В данном отношении определяющим началом является психологический фактор: от темперамента человека во многом зависит его стойкость в «осуществлении ожидаемого». Так, сангвиник, обладающий устойчивой нервной системой и целеустремленностью в достижении того, что вызывает интерес, также как и флегматик, проявляющий упорство и настойчивость в стремлении к цели, скорее всего, являются более уверенными в осуществимости желаемого, чем холерики и меланхолики, склонные к перепадам настроения, тяжелому переживанию неудач. Другими словами, Homo credens может обладать большей или меньшей стойкостью веры-стремления в зависимости от его психологического типа, что не может не сказаться на достижении целей, а значит, и на формировании жизненного пути.

Еще одной разновидностью нерелигиозной веры является восприятие реальности в рамках принятой за истину научной, философской доктрины, объясняющей устройство мира и общества. Подобного типа вера представляет собой высшую степень убеждения, под влиянием которого совершались революции, развязывались войны, отстаивались научные гипотезы даже ценой жизни верящего. Вера-идеология представляет собой отношение к целой системе ценностей. Примерами могут послужить приводимые выше на основании идей философов вера в осуществление абсолютного добра на земле, в «сверхчеловека», в наслаждения земные и т.д.

Человек верующий (Homo fidens)

Вера религиозного типа является отношением к божественному, стремлением к осмыслению своей жизни путем приобщения к Богу, «это сознание торжества последних глубин бытия с абсолютным совершенством, благостью и блаженством есть то последнее проникновение в тайну бытия, которое спасет нас от ужаса жизни»1. «То, что нам нужно для обретения подлинно существенного смысла жизни, есть, как мы знаем, во-первых, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательства их торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможность для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщиться к Богу и заполнить свою жизнь Им» , - читаем о вере Homo fidens у С.Л. Франка.

Иначе говоря, вера религиозного характера выполняет не только роль способа восприятия трансцендентного, но и функцию смыслообразования, целеполагания. В этом ее сходство с верой-идеологией Homo credens, рассмотренной нами в предыдущем параграфе. Становление религиозной веры, как и веры-идеологии происходит в процессе социализации и зависит от воли и желания самого человека. Однако, согласно христианской точке зрения, вера в Бога и стремление к постижению божественного является потенциальным свойством любого человека как творения Божьего. То есть ключевым отличием Homo fidens и Homo credens - представителя определенного идеологического течения - является то, что верующим каждый является изначально, но лишь потенциально и только с течением времени может реализовать себя как Homo fidens, идеология же приобретается человеком исключительно по причине собственных стремлений, возникших в процессе социализации. Так, например, ребенок уже в раннем детстве может проявить заинтересованность в постижении того, Кто есть Бог, стремление же стать последователем определенного идеологического течения возникает, как правило, в период индивидуализации человека.

Ранее мы определили, что вера Homo credens в зависимости от того, на что она направлена, может представлять собой доверие, суждение, стремление или идеологию. Вера же Homo fidens, напротив, не поддается классификации, поскольку направлена лишь на восприятие божественного. Она является сущностью религии и основой религиозности человека. Однако, при внешнем следовании религиозным нормам и канонам, человек может и не иметь веры в Бога и потребности в Нем. Такое состояние может быть названо псевдорелигиозностью.

Рассуждения по психологии религии в отношении признаков псевдорелигиозности находим у Э. Фромма. «Некоторые люди, - пишет мыслитель, - склонны решение всех проблем искать в религии. Они обращаются к ней не потому, что верят в бога, а для того, чтобы избежать мучительных сомнений. Они принимают такое решение не потому, что набожны, а в поисках некоей защиты. Исследователи современной жизни, имеющие дело не с проблемами церкви, а с человеческой душой, рассматривают такой шаг как один из симптомов нервного заболевания»1.

Действительно, нередки подобные примеры псевдорелигиозности, которая характеризуется скорее верой, названной С.Л. Франком «скорбным неверием», чем верой религиозной - искренним стремлением к Богу, творением дел Бога в своей земной жизни. Однако, существуют и другой тип человека верующего, который, по мнению Фромма, в совей религиозности «должен развивать способности своего разума, чтобы понять самого себя, свое отношение к своим собратьям и свое место в мире. Он должен знать правду о своей ограниченности и о своих возможностях. Он должен развивать свои способности любви к ближним и самому себе и чувство солидарности со всеми живыми существами. Он должен иметь определенные принципы и руководствоваться определенными нормами на пути к этой цели. Религиозное переживание в такого рода религии есть переживание единства со Всем сущим, основанное на родственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви» . Такой человек не является рабом религиозных догматов, безучастным невротиком, ищущим в религии лишь утешения. Он свободен в принятии принципов веры и активен в своем стремлении к их постижению.

Таким образом, согласно христианству, верующим может и призван стать каждый. Однако, в своем стремлении к вере, человек обретает различные черты религиозности, либо же псевдорелигиозности. Рассмотрим, каким образом биологический аспект бытия человека влияет на формирование религиозного восприятия действительности. Для этого сопоставим различные психологические типы религиозной личности с целью описания портрета Homo fidens. Подобную классификацию приводит И.А. Калюжная, говоря о современных тенденциях понимания веры. Она выделяет пять типов религиозной личности: экзистенциальный, устойчивый, харизматический, простой и метафизический. Рассмотрим, что представляет собой каждый из них.

Человек экзистенциального типа, по мнению Калюжной, находится в дисгармонии с окружающим миром, он одинок, чувствует свою обособленность, переживает собственное бытие как неповторимое. Для него свойственен постоянный поиск Бога и сомнение в достижении результата. Его религиозность может быть внеконфессиональна. Такому человеку свойственно «желание уединения с целью углубления в себя, свойственно острое переживание за судьбы мира, стремление спасти его от зла и распада»1. Переживание сомнения в существовании Бога - еще одна черта верующего экзистенциального типа. В качестве примера такой личности автор приводит персонаж Льва Толстого - отца Сергия.

Человек устойчивого типа, напротив, не сомневается ни в существовании и могуществе Бога, ни в собственной способности верить. Его сомнения преодолимы, так как вера превосходит логику, а сам человек ощущает присутствие Бога. Верующему устойчивого типа свойственно чувство морального равенства всех людей и единства человеческого рода. Калюжная полагает, что такую устойчивость в вере может обрести верующий экзистенциального типа, либо она может быть дана человеку от рождения. В качестве примера последнего автор приводит религиозный тип Серафима Саровского. «Главной особенностью личности устойчивого типа является состояние покоя, причиной которого является не бездействие или неведение, а мудрость, которая возвышает человека над противоречивыми ситуациями, и он разрешает их, сохраняя автономность и веру» .

Верующий харизматического типа подвержен психологическому влиянию со стороны других людей. Он не видит смысла в процессе культуры, равнодушен к ценностям цивилизации, верит, что встретил своего Спасителя в личном опыте. Такие люди порой становятся сектантами, иногда отшельниками, либо приобщаются к жизни общины. Из такой веры, по мнению Калюжной, рождается фанатизм.

«Простой человек» не нуждается в понимании своей веры, религиозных традиций, Священного Писания, к изучению которого он даже не стремится. Для него не характерно сомнение в существовании Бога, в своей вере. Такой человек может верить по привычке или традиции, но не испытывает религиозного чувства, хотя способен к моральному и эстетическому переживанию.

Человеку метафизического типа свойственно переживание единства с космосом, миром природы и общества. Такой человек «верит в существование незыблемых законов бытия, определяющих положение вещей в мире, в осмысление своей жизни через возможность творчества и любви. Религия для него - обращение к основе мира в символической форме вероучения»1.

Итак, данная классификация значительно упрощает для нас представление портрета Homo fidens. Причем отметим, что тип религиозной личности во многом определяется психологическим типом человека, его темпераментом биопсихической основой, данной от рождения. Так, верующий экзистенциального типа наверняка меланхолик - он неустойчив в проявлении эмоций, склонен к необоснованным страхам и беспокойствам, легко поддается влиянию со стороны других, что объясняет повторяющиеся сомнения в существовании Объекта своей веры при постоянном стремлении к Нему, ощущении потребности в Нем. Верующий устойчивого типа напоминает флегматика либо сангвиника - это человек, наделенный устойчивой нервной системой, что находит выражение в свойственных ему умиротворенности и проявлении позитивных эмоций. Харизматический тип верующего, скорее всего, сопряжен с качествами холерика -эмоции человека яркие, но неустойчивые. Он способен легко зажечь окружающих и повести за собой. Однако, его религиозное чувство может не иметь под собой божественного основания, являться лишь выражением желаемого, проявлением болезненной возбудимости. Отсюда фанатизм, как выражение псевдорелигиозности, свойственен именно данному типу личности. Что касается такого типа, как «простой человек», по нашему мнению, им может быть индивид любого темперамента, который еще не обнаружил в себе стремления к божественному. Восприимчивость божественного, яркость религиозных переживаний есть дар, который изливается Богом в ответ на поиск встречи с Ним в акте веры, и крайне редко дается человеку от рождения. Человек метафизического типа, по нашему мнению, является не верующим, но верящим - Homo credens -поскольку не участвует в акте богообщения и не стремится к нему. Его вера представляет собой пример внерелигиозной философской идеологии и ничего общего не имеет с религией.

Вера в формировании пути жизни Homo fidens

Homo fidens - это Homo credens, который не просто смотрит па жизнь сквозь призму веры, но принял веру в Бога за основу своего восприятия реальности. В этом случае вера не только прямо или косвенно влияет на формирование пути жизни верующего, но становится своего рода вектором, направлением, основой этого пути. Особо подчеркнем, что рассмотрению подлежит именно концепция христианского пути.

В христианстве Иисус Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»1. Как понимать эти слова? Обратимся к толкованию. «Итак, когда ты идешь деятельностью, тогда Христос бывает для тебя путем, а когда упражняешься в созерцании, Он бывает для тебя истиною. Но как многие, шествуя деятельностью и занимаясь созерцанием, все-таки не получили жизни, или потому, что, совершая добродетель из тщеславия, здесь получили награду, или потому, что в догматических мнениях уклонились от правого пути; то к пути и истине, то есть к деятельности и созерцанию присоединена жизнь. Посему и нам должно шествовать и богословствовать, стремясь к живущей вовек, а не к гибнущей славе - от людей»2, - пишет Феофилакт Болгарский.

Согласно христианскому учению, Христос вочеловечился, пришел в мир, чтобы открыть для человека путь спасения: пострадать, умереть за человечество и воскреснуть, тем самым открыв путь к жизни вечной. Он учил, как жить верой, любовью и добродетелью, проповедуя истины спасения - что нужно делать, чтобы жить вечно. Христос через воскресение даровал возможность соприкоснуться с благодатью Святого Духа - возможность обретения личного духовного опыта, достижения созерцания, соприкосновения с божественным. Отсюда, Он - великий Учитель спасения, принесший людям не только учение, но и пример личной веры и жизни, «путь, истина и жизнь».

С христианской точки зрения, каждый верующий проходит в своей жизни путь Христа в той или иной форме: он, как и вочеловечившийся Господь, призван испытать искание Бога, обретение Его в сердце своем, ощущение поддержки Бога. При всем при этом он должен сохранить и приумножить веру и верность выбранному пути. Годами и веками последователями Иисуса вырабатывалось учение о том, как устроить свою жизнь так, чтобы достичь благодатной встречи с Богом, приблизиться к Нему, распознать Его волю о себе и следовать в соответствии с ней к блаженному окончанию жизненного пути, ведущего в жизнь вечную.

В книгах Нового Завета путь Христа характеризуется как:

- «Путь жизни» (Деян. 2:28) - потому, что лишь следование Христу, согласно учению христиан, есть жизнь, содержащая смысл, поскольку она не имеет своего окончания, а венчается встречей с Богом в Его Небесном Царстве;

- «Путь правды» (2Пет. 2:21) - потому, что там, где Христос, нет места лжи, лицемерию, пороку, греху;

- «Путь мира» (Лк. 1:79, Рим. 3:17) - потому, что там, где Христос, нет места вражде и злобе, там господствует бесстрастие, добродетель, а значит, мир душевный и мир между людьми;

- «Путь истины» (2Пет. 2:2) - потому, что Сам Христос есть истина, единственно достойная стремления, ответ на все вечные вопросы бытия о смысле жизни;

- «Прямой путь» (2Пет. 2:15) - потому, что Бог Отец через Своего Сына-Слово показал, как достичь Царствия Небесного, не петляя в поисках нужных троп, а выбрав единственное направление любви к Богу и любви к ближнему;

- «Узкий путь, ведущий в жизнь вечную» (Мф. 22:14) - потому, что путь Христа есть путь «избранных»: лишь тех, кто сознательно отказался от «пространного пути, ведущего в погибель» (Мф. 22:13), характеризующегося вседозволенностью, неразборчивостью, беспринципностью, в пользу пути любви. Любовь же требует чистоты сердца, а значит, уклонения от всего, несущего зло -целенаправленного добровольного сужения для себя спектра возможностей пользоваться соблазнами жизни.

Вся жизнь христианина преобразуется в служение Богу. «Святой Ефрем Сирин в одном из своих произведений говорит, что, когда Бог творит человека, Он вкладывает в сердцевину его существа все Царство Божие, и задача жизни заключается в том, чтобы копать, копать, пока не дойдешь до той глубины, где находится этот клад»1. «Цель человека указана - в общении с Богом - и путь к ней изображен: это вера с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией. Приложить бы только слово: вот путь! - Иди. - пишет Феофан Затворник и тут же задается вопросом: - Легко сказать: вот путь, иди! Но как это сделать?» . Действительно, путь веры Homo fidens предполагает заведомо известную цель, единую для всех верующих - Бог. Однако, определение цели еще не есть ее достижение. Самое сложное, пожалуй, начинается после осознания желания следовать по стопам Христа. Здесь важно задействовать волевые качества, чтобы уметь противостоять эмоциональным порывам. Тем не менее, желания и воли человека тоже недостаточно, ведь новоначальный подвизающийся в вере может запутаться в своих переживаниях, сбиться с пути. Отсюда, великую ценность имеют «руководительные в христианской жизни правила, которыми должно быть определено: как дойти до спасительного желания богообщения и ревности, пребывать в нем и безбедно пройти к Богу среди всех распутий» . То есть, путь жизни Homo fidens, с одной стороны, универсален, поскольку предполагает одну и ту же цель п способы ее достижения. С другой стороны, каждый верующий, исходя из особенностей и условий преджизни, жизни и постжизни выстраивает путь, основанный на вере, по-разному.

Преджизыь. Человек неродившийся, тот, который еще только планируется потенциальными родителями или находится в утробе матери, безусловно, не может быть назван верующим, поскольку он еще не готов к активному восприятию окружающего его мира. В связи с этим преджизнь Homo fidens овеяна верой будущих мамы и папы. Выделим особенности восприятия беременности и рождения детей человеком верующим.

Так, согласно христианству, семья создается для укрепления взаимной любви мужа и жены, рождения детей и их воспитания в духе христианства. По словам митрополита Филарета, «брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» . Такое восприятие семейной жизни предполагает, что жених и невеста, муж и жена заведомо готовы к обретению нового статуса родителей, чтобы свою любовь разделить и с будущими детьми, воспитать их для Бога. В таких отношениях не может быть места эгоизму, желанию повременить с рождением детей, чтобы успеть пожить для себя. Мысли о планировании беременности и возможных абортах противоречат самому духу христианства, ведь ребенок есть дар Божий.

Итак, вера мужа и жены в Бога и Богу лежит в основе создания семейных отношений и рождения детей. В одной из статей православного журнала «Фома» читаем: «Беременность — это чудо. Особенно остро это чувствуешь, после того как врачи говорят, что для этого "придется лечиться", поскольку "с такими анализами это маловероятно". Возможно, с физиологической точки зрения они и правы. Но есть и иное "измерение" беременности - зарождение новой жизни совершается еще и в вечности. Помня об этом, обращаешься к Богу, к Его святым, и... оказывается, что самое главное лекарство - молитва и твое собственное сердце. Надо открыть его для принятия воли Божией, довериться Ему и ожидать то, что будет послано. То есть, чтобы стать родителями, нужно для начала почувствовать себя детьми Бога, Его творениями, обратиться к Нему как к Отцу и со смирением и любовью принять Его волю»3. Действительно, человек верующий ничего не воспринимает как случайность, но как проявление Божией воли. Поэтому в его жизни любому делу предшествует молитва. Тем более если речь идет о стремлении к рождению детей. В Церковной практике известно множество случаев исцеления от бесплодия по молитве у мощей святых, у чудотворных икон.

Похожие диссертации на Вера в постижении пути жизни человека