Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Право как феномен культуры в учении Г.Д. Гурвича Беляков Григорий Борисович

Право как феномен культуры в учении Г.Д. Гурвича
<
Право как феномен культуры в учении Г.Д. Гурвича Право как феномен культуры в учении Г.Д. Гурвича Право как феномен культуры в учении Г.Д. Гурвича Право как феномен культуры в учении Г.Д. Гурвича Право как феномен культуры в учении Г.Д. Гурвича
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беляков Григорий Борисович. Право как феномен культуры в учении Г.Д. Гурвича : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Беляков Григорий Борисович; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Тула, 2008.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/121

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Формирование в России современного правового государства, гражданского общества, социально-ориентированной рыночной экономики предполагает существенное философское переосмысление роли права в развитии общества. В настоящее время в отечественной философии и теории права идет сложный процесс поиска нового типа правопонимания, отвечающего современным социокультурным реалиям и учитывающего как собственный исторический опыт, так и мировые достижения в исследовании правовых начал общественной жизни. «Пока же отсутствие в нашей юриспруденции достаточно авторитетной и общепризнанной позиции в этом фундаментальном для нее вопросе, - отмечает известный отечественный юрист В. В. Лаптева, -влечет за собой и отсутствие полноценной правовой доктрины, что негативно сказывается на состоянии правовой практики» '.

Формирование правовой доктрины российского общества, дальнейшее развитие его правовой культуры предполагает философское осмысление феномена права с целью выработки принципиальных положений нового правопонимания, которое позволило бы адекватно выразить требования времени. Необходимой составляющей такого осмысления является исследование отечественной философско-правовой традиции, представленной той ее частью, которую называют «русским зарубежьем». Несмотря на то, что процесс реинтеграции научного наследия «русского зарубежья» в отечественную научную традицию стал привычным для нас, однако остается еще много имен, получивших широкую известность за рубежом, но практически забытых на Родине. К их числу относится и имя Георгия Давидовича Гурвича (1894-1965), чьи труды стали классикой мировой философии и социологии, а философско-правовые взгляды - одной из важнейших составляющих неклассической правовой мысли. Несмотря на то, что Г. Д. Гурвич родился и вырос в России, здесь получил базовое образование и сформировался в целом как ученый, его творчество до настоящего времени не получило должного освещения в российской науке. Работы Г. Д. Гурвича получили широкое признание как во Франции, где он преимущественно жил и работал, так и за ее пределами.

Несмотря на то, что Г. Д. Гурвич писал свои работы преимущественно на французском языке, став классиком западноевропейской философско-

Лагггсва В. В. Российская юриспруденция в поисках нового типа правопонимания // Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В. С. Нерсесянца. М., 2006. С. 36.

правовой и социологической мысли, он всегда стремился давать ответы на проблемные вопросы общественной практики, учитывая многовековой духовный опыт российского народа, сконцентрированный в его нравственных ценностях и правосознании. Решая вопрос о роли права в общественной жизни, о соотношении права с другими сферами культуры, Г. Д. Гурвич стремился преодолеть те односторонние трактовки права, .которые благодаря либерализму, марксизму и позитивизму фактически разорвали связь права и культуры, абсолютизировав некоторые социальные и правовые реалии европейского общества XIX в.

Актуальность философского осмысления правовой концепции Г. Д. Гурвича заключается в том, что формирование современной правовой культуры российского общества требует серьезных усилий со стороны всего общества. Стремление преодолеть позитивистское и сциентистское понимание права, приводящее к его вульгаризации и лишению мировоззренческого и экзистенциального смысла, попытка освободить праволонимание от догматико-юридической и авторитарно-политической ограниченности, согласовать право с глубинными тенденциями развития самого общества, выявить зависимость права от состояния духовной культуры общества - таковы основные философские задачи, которые ставил перед собой Г. Д. Гурвич, и которые не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Научное наследие Г. Д. Гурвича, посвященное проблемам философии и социологии права, представляется, несомненно, значимым и актуальным предметом современных философско-правовых, этических и культурологических исследований. Г. Д. Гурвич стремился создать учение, которое, по его мнению, должно стать основой для понимания правовой реальности как таковой и, в частности, для понимания тех тенденций развития права, которые отражают изменения современного социума. Это учение представляет собой определенный синтез идей русской философской и юридической мысли и идей западной философии, прежде всего феноменологии и философии жизни. Г. Д Гурвич стремился создать концепцию, сочетающую идеи поиска нравственного смысла человеческого существования и согласования их с пониманием справедливости, с реалистической доктриной правопонимания, которая могла бы претендовать на институционализацию в действующем правопорядке.

Степень разработанности проблемы. В отечественной философской и юридической литературе представлено крайне незначительное количество научных исследований, посвященных анализу идей Г. Д. Гурвича. Единственной монографической работой о творчестве Г. Д. Гурвича на

русском языке является работа болгарского ученого П. Н. Попова2. Содержащая определенный ценный материал, однако написанная в критическом и идеологизированном ключе, данная работа все же не может претендовать на полноту и объективность со стороны автора, который видел свою главную цель в классовом анализе воззрений Г. Д. Гурвича.

В 90-е гг. XX в. начинается процесс возрождения интереса к ндея,м Г. Д. Гурвича в философской, социологической и теоретико-правовой литературе в связи с разработкой проблем методологии юридической науки, поиском новой парадигмы правопонимания. Следует отметить работы М.В.Антонова, И. А. Голосенко и Р. Е. Гергилова,,. Н. В. Варламовой, А. В. Полякова, Е. А. Прибытковой, Е. В. Тимошиной и др., в которых дается определенная реконструкция и анализ отдельных, философско-правовых и социологических взглядов Г. Д. Гурвича, преимущественно в контексте дискуссий по проблеме правопонимания в современной философии права и юриспруденции. Следует также, отметить работы В. Н, Назарова, в котором дан достаточно глубокий анализ отдельных идей Г. Д. Гурвича в контексте рассмотрения развития российской этической мысли.

Несмотря на то, что философский, социологический и теоретико-правовой интерес к работам Г. Д. Гурвича в настоящее время растет, специальные философские исследования его взглядов, соответствующие современным теоретическим и методологическим представлениям, в отечественной литературе в настоящее время практически отсутствуют.

Таким образом, отдельные идеи Г. Д. Гурвича получили самое общее освещение в отечественной юридической и философской литературе. Вместе с тем, следует признать, что его культурологическая и философская концепция права, объединяющая филоеофско-методологические, этические и юридические идеи, остается практически неисследованной в современной российской философской науке.

Объект и предмет исследования: философско-правовое учение Г. Д. Гурвича.

Предметом исследования является право как ..феномен культуры в интегративной философско-правовой концепции Г. Д. Гурвича

Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является,. системный культурно-философский анализ учения Г. Д. Гурвича, который служит основой для рассмотрения, и решения методологических, теоретических и практических вопросов философии, социологии и юридических наук и дает основание для целостного понимания его

* Попов П Н. Критика «диалектического гиперэмпиризма»- микросоциология школы Жоржа Гурвича - философские основы, концепции, классовая сущность (пер. сболг.). М, 1981.'

концепции права в рамках отечественной и зарубежной философско-правовой традиции.

Реализация указанной цели потребовала постановки и решения ряда исследовательских задач:

  1. выявление социокультурных, мировоззренческих и методологических предпосылок философско-правовой концепции Г. Д. Гурвича;

  2. определение философско-методологических оснований концептуализации правовых феноменов в философии Г. Д. Гурвича;

  1. анализ философских оснований трансперсонализма Г. Д. Гурвича и выявление значения этой концепции для решения проблемы соотношения права и нравственности;

  2. раскрытие философских оснований утверждения Г. Д. Гурвичем положения о духовной природе права, решения им проблемы соотношения духовного и чувственного в праве;

' 5)" систематизация основных направлений критики Г. Д. Гурвичем западноевропейских и российских философско-правовых и теоретико-правовых концепций соотношения права;

  1. реконструкция философского идеал-реалистического обоснования права как феномена культуры Г. Д. Гурвичем;

  2. раскрытие мировоззренческого и методологического значения, сформулированного Г. Д. Гурвичем, теоретического понятия социального права;

8) выявление методологических принципов построения культурологического
учения о праве в соответствии с основными положениями философии права
Г. Д. Гурвича;

  1. определение понятий свободы и справедливости как основных категорий философии права и интегральной юриспруденции Г. Д. Гурвича и соотнесение этих понятий с этической, философско-правовой и теоретико-правовой традициями;

  2. определение значения философско-правового учения Г. Д. Гурвича для развития мировой и отечественной философской культуры.

Теоретические источники исследования. Исследование проводилось на основе анализа и реконструкции оригинальных трудов Г. Д. Гурвича, в которых раскрывается сущность его философско-правовой концепции, выявляется специфика соотношения права и культуры, рассматриваются методологические и практические следствия предложенного решения.

Методология исследования. Теоретической базой диссертационного исследования являются философские и философско-правовые работы отечественных и зарубежных авторов. Были использованы работы по философии права Г. В. Мальцева, М. Н. Марченко, В. С. Нерсесянца, Э. А. Позднякова, А. В. Полякова, Ю. В. Тихонравова и др. Разработанные ими представления о сущности, специфике и функциях права дают

принципиальную возможность постановки и решения проблемы понимания права как феномена человеческой культуры в рамках философско-правовой концепции Г. Д. Гурвича. Большое значение для решения данной проблемы имеет разработка в отечественной философии системного подхода к праву.

В диссертационном исследовании использовались следующие методы: метод сравнительно-исторического анализа правовых концепций; метод философского анализа; культурологический подход, позволяющий выявить ценностное содержание философско-правового учения Г. Д. Гурвича, а также обосновать место его правового учения в системе культурных ценностей; метод системного категориального анализа, метод рациональной реконструкции и герменевтический метод.

Научная новизна исследования заключается в целостном философском исследовании концепции права Г. Д. Гурвича, основу которого составляет понимание права как сложного феномена культуры, что дает возможность рассматривать право как своеобразную форму общественной регуляции, неразрывно связанную с ценностной сферой человеческой культуры.

Основные положення, выносимые на защиту:

1. В диссертации доказывается, что методологические основания
философско-правовой концепции и культурологии права Г. Д. Гурвича
представлены «гиперэмпирической» диалектической концепцией, согласно '
которой единственным источником знания считается интегральный опыт,
понятие которого имеет широкое значение (интеллектуальный, религиозно-
мистический, психологический опыт и т. д.). Данная методологическая
позиция отмечает близость философии Г. Д. Гурвича к установкам
прагматизма и «философии жизни», а его критическое отношение как

к эмпиристской, так и к рационалистической традициям европейской философии. В методологическом отношении концепция Г. Д. Гурвича направлена против методологических принципов позитивизма и юридического индивидуализма, господствовавших в российской и зарубежной юриспруденции и философии права XIX - начала XX вв.

2. В работе обосновывается, что правовая действительность для
Г. Д. Гурвича представляет собой сложный культурный феномен, доступный
опытному познанию. Именно это принципиальное положение позволяет
ученому преодолеть редукционизм и конструктивизм стандартных
теоретико-правовых подходов, суть которых заключается в сведении
специфической действительности права к действительности иного порядка
(нормативного, понятийного, психологического, социологического,
нравственного). По убеждению Г. Д. Гурвича, правовая действительность
не может быть реконструирована во всей своей специфике, она может быть
лишь схвачена в опытном восприятии, в котором она ощущается
и воспринимается непосредственно. Соответственно и право может

рассматриваться как специфический феномен культуры, а не как вторичная конструкция.

  1. В работе доказывается, что познание права, по Г. Д. Гурвичу, возможно только посредством интегрального учения о юридическом опыте. Это учение объединяет философию права, социологию права и теорию (догму) права. Существенным аспектом понимания Г. Д. Гурвичем природы социологии права является культурологический аспект этой науки, поскольку она представляет собой социологию человеческого духа. Духовность права рассматривается мыслителем как особый предмет философии, занимающейся изучением ценностей, идей и действий, которые воплощают ценности с точки зрения их объективной действенности и истинности.

  2. В диссертации обосновывается, что взаимозависимость социология права и философия права определяется тем, что обе дисциплины, по утверждению Г. Д. Гурвича, изучают один и тот же объект -непосредственный юридический опыт. Понятие юридического опыта, в свою очередь, зависит от понятия интегрального опыта как опыта идеи, ценностей, духовности, множественности, единичности и т. д. Интегральный непосредственный опыт, представляет собой помещенную во временную перспективу интуицию, которой сообщена бесконечная изменчивость; такой опыт является опытом как духовного, так и чувственного порядка.

  3. В диссертационном исследовании доказывается, что, основной смысл обращения Г. Д. Гурвича к разработке концепции непосредственного юридического опыта в целях познания специфической правовой действительности определяется необходимостью критического преодоления метафизической абсолютизации традиционных юридических понятий и схватывания спонтанного, динамичного развития живого права. Эта цель определяет специфику методологии Г. Д. Гурвича как диалектической методологии.

  4. В диссертации обосновывается, что специфика юридического опыта как феномена культуры связывается Г. Д. Гурвичем с взаимопроникновением морального и логического опыта, с одной стороны, духовного и чувственного опыта - с другой. Это взаимопроникновение конкретизируется в специфических актах интуитивного признания, а юридический опыт формируется посредством системы коллективных актов признания «нормативных фактов» и воплощенных в них ценностей.

  5. В работе аргументировано доказывается, что Г. Д. Гурвич обозначает первичную, непосредственно переживаемую реальность права как «нормативный факт», пытаясь тем самым диалектически реконструировать взаимопроникновение идеального и чувственного, ценности и бытия, автономии и гетерономии, которые непосредственно воспринимаются в юридическом опыте и предшествуют любому суждению. Соответственно,

и справедливость он характеризует как предварительное и нестабильное примирение конфликтующих нравственных ценностей на основе их логизации, а также как идею, требующую чувственно воспринимаемого существования «нормативных фактов». Юридический опыт отличзется крайне антиномичным характером.

8. В диссертации доказывается, что радикальный юридический
эмпиризм Г. Д. Гурвича с необходимостью приводит его к плюралистической
правовой концепции, предполагающей, с одной стороны, множественность
духовных данных юридического опыта, разнообразие правовых ценностей,
а, с другой стороны, множественность правопорядков, утверждающих себя
как равнозначные друг другу, -

9. В работе утверждается, что Г. Д. Гурвич является последовательным
критиком индивидуалистического правопонимания, поскольку, согласно его
представлениям, право получает свою общеобязательность не от произвола
индивидов или социальных групп, а непосредственно из социального Целого,
таким образом, право и социальная действительность неразрывно связаны
и не могут мыслиться самостоятельно - это основная идея интегрального
правопонимания.

10. В диссертации обосновывается, что, опираясь на традицию
философско-правового спиритуализма (Гроций, Лейбниц, Вольф, Фихте и др.)
Г. Д. Гурвич сформулировал концепцию философского трансперсонализма,
который представляет собой особую этическую концепцию, синтезирующую
в себе противопоставление индивидуализма и универсализма в идее
сверхсознательного потока чистого созидания (Дух).

  1. В работе впервые доказывается, что трансперсонализм получает свое юридическое выражение через идею социального права, представляющее собой автономное право всеединства. Посредством социального права происходит самоинтеграция всякой активной социальной целостности, таким образом, социальное право является правом интеграции.

  2. В диссертации доказывается, что для Г. Д. Гурвича понятие права с необходимостью связано с идеей справедливости. Соответственно и все характеристики права должны определяться, исходя из понятия справедливости- в противном случае такие характеристики не являются существенными и необходимыми признаками права. Справедливость является необходимым этапом становления морального идеала, однако, существенно отличается от этого идеала в силу своей внутренней структуры.

13 В работе впервые показывается, что в трансперсомалисгской перспективе Г. Д. Гурвича не может ставиться вопрос ни о полном отделении справедливости от морального идеала, ни об их отождествлении. Моральный идеал, синтезируя индивидуализм и универсализм, предполагает совершенную гармонию персональных (личностных) и трансперсональных ценностей,

но, не их воплощение в реальной жизни. Однако именно неизбежное
расхождение между гармонией морального идеала и дисгармонией
действительной жизни ставит проблему справедливости. Справедливость
призвана предварительно сглаживать конфликты трансперсональных
и персональных ценностей, признаваемых в качестве равнозначных.
Справедливость представляет собой определенную стадию рационализации
морального идеала, сведение его к количественному аспекту, причем сам
этот идеал является иррациональным (алогичным). . >

  1. В диссертации обосновывается, что трактовка права как феномена культуры осуществляется Г. Д. Гурвичем на основе идеал-реалистической концепции нормативных фактов, преодолевающей противопоставление «социологизма» и «нормативизма» в трактовке феномена права. В основе концепции нормативных фактов лежит идея существования таких общностей, которые одним и тем же действием и порождают право, и основывают на нем свое существование, которые творят свое бытие путем создания феномена права, служащего им в качестве основания. Те общности, в рамках которых процессы конституирования посредством права и создания права совпадают, являются нормативными фактами в точном значении этого термина.

  1. В работе делается вывод, что теория нормативных фактов как первичных источников позитивности права имеет антипозитивистскую направленность, поскольку рассматривает формальные источники лишь как технические приемы констатации существования нормативных фактов. Любая попытка гипостазировать до абсолютного статуса формальные источники права (например, «фетишизация закона», издаваемого государством) терпит неудачу, когда в поиске основания обязывающей силы позитивного права исследование доходит до обнаружения нормативных фактов. Таким образом, правовая концепция Г. Д. Гурвича преодолевает характерное для юридического позитивизма отождествление права и закона.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации, использованные в ней подходы и полученные результаты, позволяют выявить характерные особенности трактовки права как феномена культуры в философской и культурологической концепции Г. Д. Гурвича. Право представляет собой многогранный феномен, определяющий различные стороны, как индивидуальной жизнедеятельности человека, так и развития общества и культуры в целом.

Выявление сущности, характера особенностей права позволяет применять полученные результаты в целях социальной диагностики, корректировки социального развития. Это необходимо для повышения эффективности всех аспектов .социальной деятельности, активизации ее ценностных аспектов, актуализации ее духовного смысла.

Результаты диссертационного исследования также способствуют разработке проблемно-теоретической основы для возможных подходов к изучению разнообразных аспектов взаимодействия философии, этики и юридических наук. Они могут применяться в лекционных курсах по философии и социологии права, теории права, истории русской философии, истории русской социологии. Изучение наследия русской философии и социологии права чрезвычайно актуально, оно способствует повышению теоретического уровня современных исследований, как в области философии, так и в сфере юриспруденции, интенсификации их мировоззренческой, ценностной составляющей. Выводы данной работы также могут использоваться в психологии и педагогике, в теории социального управления при решении проблем формирования мировоззренческих установок личности, способствующих преодолению правового и нравственного нигилизма.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были апробированы при чтении курсов по философии и культурологи для студентов Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Основные положения исследования докладывались на научных конференциях «XX век: эпоха российских революций» (Тула, 2007), «Проблематизация человеческого бытия в современном мире» (Курск, 2008), «Хомяковские чтения» (Тула, 200S).

Работа выполнена на кафедре прикладной этики, теологии и религиоведения им. А. С. Хомякова Тульского государственного педагогическою университета им. Л. Н. Толстого,

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Право как феномен культуры в учении Г.Д. Гурвича