Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Субъект самосознания в метафизическом персонализме П.Е. Астафьева Сальникова Ольга Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сальникова Ольга Николаевна. Субъект самосознания в метафизическом персонализме П.Е. Астафьева: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Сальникова Ольга Николаевна;[Место защиты: Белгородский государственный национальный исследовательский университет].- Белгород, 2011.- 23 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные тенденции развития российского общества дают отчётливое представление о духовном состоянии, которое можно охарактеризовать как переходное и неустойчивое. В этих условиях возникают проблемы осмысления самосознания личности, нации и человечества в их взаимоотношениях. Конец XX - начало XXI вв. в общих чертах воспроизводит социокультурную ситуацию, которая возникла в России столетие назад. Речь идет об определении носителей, т.е. субъектах национального самосознания и путях их дальнейшего развития.

Важнейшей предпосылкой преодоления духовного кризиса в современной России является формирование национального сознания на основе традиционных ценностей русской культуры и с учетом современных реалий. Поэтому, рассуждая о вопросах экологии российского общества, член-корреспондент РАН В.В. Аристов справедливо пишет о том, что наше спасение в реконструкции русского национального самосознания, в приобретении иммунитета к деструктивному влиянию чуждых идей.

Для решения данной проблемы необходимо обратиться к классической русской философии, в частности, к творчеству П.Е. Астафьева. Это тем более необходимо, что в истории русской философии он одним из первых выразил прямую связь русской философии и русского национального самосознания. Он поставил вопрос о сохранении и развитии особенностей национального самосознания в поле русской культуры посредством философской мысли и предложил свое решение этой неоднозначной проблемы.

Важное значение приобретает сегодня выяснение особенностей субъекта самосознания и его структурных характеристик в различных культурно-исторических условиях. При этом спецификой современных исследований русского национального самосознания является то, что необходимо понимание самосознания личности как субъекта через

выяснение соотношения личного, национального и общечеловеческого в структуре субъекта самосознания. И здесь философско-антропологическое обоснование проблемы самосознания субъекта и определение путей ее решения на примере метафизического персонализма П.Е. Астафьева становится весьма актуальным и перспективным.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема субъекта русского самосознания была поставлена с философско-антропологических позиций родоначальниками славянофильства А. С. Хомяковым и И.В. Киреевским. В дальнейшем она активно обсуждалась славянофилами и западниками, которые предложили диаметрально противоположные решения вопроса о путях развития России и соотношении национального и общечеловеческого в историческом процессе.

К комплексу проблем, связанных с самосознанием субъекта обращались русские философы второй половины XIX в. Идеи К.Н. Леонтьева, Л.М. Лопатина, Н.Н. Страхова, Л.А. Тихомирова и др. имеют особое значение как для философии в целом, так и для современной российской действительности. Работы мыслителей «русского зарубежья», написанные в эмиграции в 20-50-е гг. XX в., позволяют воссоздать образ русской духовности в прошлые периоды её развития, выделить особенности субъекта самосознания, представить направления решения проблемы культурной сущности русской нации.

В связи с происходящим антропологическим поворотом в современной культуре отдельные аспекты проблемы субъекта самосознания начинают разрабатываться в рамках философской антропологии. Философское наследие П.Е. Астафьева изучается в различных аспектах. Так, например, Л.Е. Шапошников, P.P. Улитин, В.Е. Фомин исследуют его историософские взгляды, раскрывая ценностные ориентации, духовно-нравственные аспекты и национальную тематику его творчества. Работы А.В. Белова, О.В. Самылова, В.В. Швецова посвящены анализу социально-политических взглядов мыслителя.

В исследованиях Н.П. Ильина, Г.С. Рыжковой, Ю.Ю. Федоровой и других рассматривается метафизический персонализм как самостоятельное и оригинальное направление в отечественной философской традиции и определяется место и роль в ней философских воззрений П.Е. Астафьева. В работах русского мыслителя М.А. Прасолов и В.Е. Фомин и др. выделяют и подробно анализируют концепции внутреннего опыта и «национального духа», являющиеся основой понимания национального самосознания.

Проблема субъекта в русском метафизическом персонализме в качестве одной из центральных проблем метафизики осмысливается в работах Н.К. Гаврюшина, И.В. Гребешева, М.А. Прасолова, А.А. Смирновой, и др. Метафизические, онтологические, гносеологические взгляды П.Е. Астафьева о субъекте и его самосознании исследуют Н.К. Гаврюшин, Н.П. Ильин, А.В. Посадский и СВ. Посадский и др. Важной теоретико-методологической предпосылкой для реконструкции концепции субъекта русского самосознания П.Е. Астафьева являются работы А.Н. Ильина, В.Ю. Инговатова, Н.С. Плотникова, А.И. Субботина и др., посвященные рассмотрению субъекта самосознания в контексте мировой и отечественной философии.

Субъектность человека в русском православном мировоззрении рассматривается в исследованиях С.А. Калугиной, Л.С. Перевозчиковой, Д.В. Платоновой и др. Можно выделить также работы В.В. Аксючица, Е.А. Антонова, А.Ю. Бендина, СМ. Сергеева, И.Ф. Худушиной и др., в которых субъект самосознания рассматривается с учетом его сословных особенностей.

В работах СТ. Давлиеровой, А.Ф. Пестрецова, В.И. Пономаренко, П.В. Кузнецова, О.В. Парилова, Н.П. Золотовой, Т.Н. Федоровой и др. рассматривается национальное самосознание как объект социально-философского анализа. При описании особенностей русского самосознания полезными были труды таких авторов, как В.П. Балуев, М.Н. Громов, М.М. Громыко, С.А. Гулыга, В.В. Кожинов, М.А. Маслин, О.А. Михневич, С.А. Никольский, З.В. Сикевич, П.А. Сорокин и др.

Проблема соотношения личностного и национального, а также национального и общечеловеческого в метафизическом персонализме П.Е. Астафьева рассматривается в работах Ю.Ю. Булычева, Л.А. Виликотской, СВ. Гриневой, А.В. Крыжановской, С.С. Лабанова, В.Е. Фомина, В.П. Цаплина, В.В. Швецова и др.

Особое внимание в философии П.Е. Астафьева уделяется раскрытию особенностей самосознания женщины и отличию мужского и женского самосознания, на что в наше время обращается внимание в работах Г.А. Ельниковой, О.В. Рябова, К.В. Шабалкиной. Мифологема женственности в отечественной философии и культуре XIX в., проблемы пола и любви рассматриваются в трудах Е.В. Ануфриевой, Е.А. Бобровник, Л.А. Гулюк, СМ. Климовой, А.М. Страхова, Т.В. Сыдеевой и др.

Следует признать, что осмысление проблемы субъекта самосознания в творчестве П.Е. Астафьева с философско-антропологических позиций находится в начальной стадии и созданная им концепция до сих пор не имеет системного и целостного рассмотрения. Это связано с тем, что слабо осмыслены не только проблема субъекта самосознания, но и все творчество мыслителя в целом. Между тем обращение к творческому наследию русского мыслителя позволило бы, на наш взгляд, глубже проникнуть в его творческую лабораторию и раскрыть роль и значимость высказанных им идей для решения проблем русского национального самосознания в современном социокультурном пространстве.

Объектом диссертационного исследования является философия П.Е. Астафьева как важная составляющая русского метафизического персонализма.

Предметом исследования выступает субъект самосознания П.Е. Астафьева в философско-антропологическом измерении.

Целью диссертационной работы является философско-антропологическая реконструкция субъекта самосознания в метафизическом персонализме П.Е. Астафьева.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

выяснить эволюцию представлений о субъекте самосознания в русле отечественной философской славянофильской традиции второй половины XIX века;

выявить и охарактеризовать концепцию субъекта самосознания, разработанную П.Е. Астафьевым с позиций метафизического персонализма;

определить специфику соотношения личностного и национального самосознания в метафизическом персонализме П.Е. Астафьева;

раскрыть особенности рассмотрения П.Е. Астафьевым соотношения национального и общечеловеческого в контексте отечественной философии и культуры второй половины XIX века;

- охарактеризовать понимание П.Е. Астафьевым самосознания
женщины как субъекта самосознания в контексте разработки тендерной
традиции в России.

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве базового метода выступает диалектика, представленная как движение от абстрактного к конкретному и открывающая новые возможности целостного рассмотрения идей П.Е. Астафьева о субъекте самосознания.

При использовании системного подхода учитывается, во-первых, что концепция субъекта самосознания П.Е. Астафьева имеет антропологический, гносеологический, социально-философский и духовно-нравственный аспекты; во-вторых, личностное и национальное самосознание рассматриваются как такие сложные духовные образования, которые имеют свою структуру, а ее компоненты образуют единую систему.

Метод философско-антропологической реконструкции, дающий возможность достижения заявленной цели, позволяет рассмотреть взгляды на субъект самосознания в метафизическом персонализме П.Е. Астафьева как концептуальную целостность.

Для анализа и оценки личности самого мыслителя как субъекта самосознания автор использовал биографический метод. Герменевтический

инструментарий применялся при анализе трудов П.Е. Астафьева и других отечественных философов преимущественно второй половины XIX века. Метод сравнительно-исторического анализа использовался при выявлении общего, особенного и единичного применительно к субъектам самосознания в философии П.Е. Астафьева и других русских мыслителей второй половины XIX века.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

раскрыта эволюция представлений о таких субъектах русского самосознания как народ, народность, нация в русле отечественной философской славянофильской традиции второй половины XIX века;

выявлена и охарактеризована концепция субъекта самосознания, разработанная П.Е. Астафьевым с позиций метафизического персонализма;

определена специфика соотношения личностного и национального самосознания в метафизическом персонализме П.Е. Астафьева;

- раскрыты особенности рассмотрения П.Е. Астафьевым
национального и общечеловеческого в контексте отечественной философии
и культуры второй половины XIX века;

- охарактеризованы особенности понимания П.Е. Астафьевым
самосознания женщины как субъекта самосознания в контексте разработки
тендерной традиции в России.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. В эволюции представлений о субъекте национального самосознания в отечественной философско-антропологической мысли второй половины XIX века можно выделить два основных этапа: 1) славянофильский (И.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Н. Самарин, А.С. Хомяков), когда обсуждаются в качестве субъекта русского самосознания такие его составляющие как народ, народность и нация; 2) почвеннический, (А.А.Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов), представители которого субъект русского самосознания рассматривают в неразрывной связи с национальной почвой.

2. Специфика концепции субъекта самосознания, предложенная
П.Е. Астафьевым, состоит, во-первых, в определении критериев выделения
субъекта русского самосознания и, во-вторых, в рассмотрении
психофизиологических, биологических, метафизических, социальных и
тендерных аспектов проблемы субъекта. При этом связь антропологии,
теории познания, социальной философии и психологии является
сущностной характеристикой философско-антропологического
исследования П.Е. Астафьева. Определена двухчастная структура субъекта
самосознания, разработанная П.Е. Астафьевым, которая включает два
компонента: 1) разум, волю и чувства в самосознании субъекта и
2) основные сословия российского общества второй половины XIX века:
духовенство, дворянство, крестьянство, служивые, разночинцы.

  1. В философии П.Е. Астафьева исследуется не только само понятие и сущность самосознания, но и его виды, условия развития и структура. При определении содержания личного, национального, общечеловеческого и женского самосознания он исходит из понимания природы человека. Исходя из дифференцированного подхода к субъекту самосознания, П.Е. Астафьев определяет зависимость структуры самосознания от его субъекта. Если в структуре самосознания личности как субъекта выявлены три компонента: воля, чувство и интеллект, то в структуре самосознания народа как субъекта выделены идеалы, ценности и традиции.

  2. Общечеловеческое и национальное самосознание рассматриваются П.Е. Астафьевым в тесной взаимосвязи друг с другом. При этом общечеловеческое и национальное начало не абсолютизируются и не противопоставляются друг другу, а характеризуются как взаимодополняющие друг друга. Главная особенность их соотношения состоит в том, что общечеловеческое начало органически входит в национальное самосознание, получая в нем своё предметное выражение, а национальное в свою очередь вырабатывает черты общечеловеческого.

  3. Женское самосознание, по П.Е. Астафьеву, не противопоставляется мужскому, а его особенности представлены как самостоятельная ценность,

обусловленная природой женщины и потому выступающая как органическое дополнение к мужскому началу. Специфику рассмотрения женского самосознания мыслителем определяет та последовательность, с которой исследуется самосознание: начиная с коренных физиологических особенностей, он далее связывает их с психической жизнью женщины, постепенно раскрывая отличия женской воли, чувств и мышления. На этом основании он делает вывод об особой роли и предназначении женщины как субъекта самосознания в ходе исторического развития человечества, от выполнения или невыполнения которых зависит нравственная и семейная сферы жизни общества.

Теоретическая и научно-практическая значимость. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам духовно-нравственного воспитания, формирования самосознания как личного, так и национального у россиян, изучения общекультурных процессов в условиях глобализации. Материалы диссертации могут быть востребованы в процессе преподавания курсов философии, философской антропологии, культурологии, истории, предметов по выбору по проблемам теории и истории русской культуры.

Диссертационное исследование имеет практическую направленность в реализации значимых социокультурных проектов, в экспертной деятельности по анализу и оценке этнокультурных проблем современности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы на научных и научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней: «Психология XXI века: актуальные проблемы и тенденции развития» (Пенза, 2007г.), «Социально-философские и экономические аспекты развития современного общества» (Саратов, 2008), «Социально-экономическое развитие России в XXI веке» (Пенза, 2008), «Н.Н. Страхов и русская культура XIX-XX вв.: к 180-летию со дня рождения» (Белгород, 2008), «Вопросы современной филологии в контексте взаимодействия

языков и культур» (Елабуга, 2009), «Мировая экономика и социум: от кризиса до кризиса» (Саратов, 2009), «Традиции русской словесности и современность» (Тамбов, 2010), «Булгаковские чтения - IV» (Орел, 2010), «Теория и практика тендерных исследований в мировой науке» (Пенза, 2010); «Шестые страховские чтения: философские проблемы понимания в культуре и науке» (Белгород, 2010); «Булгаковские чтения - V» (Орел, 2011). Имеются две публикации в журналах, рекомендованных решением Президиума ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка.