Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта Голубова Яна Витальевна

Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта
<
Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голубова Яна Витальевна. Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Сочи, 2004 144 c. РГБ ОД, 61:05-19/154

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ОБРАЗ МИРА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА 10

1.1 Понятие образа мира 10

1.2 Психологическое содержание образа мира субъекта 28

1.3 Структура образа мира субъекта 44

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ 59

2.1 Самосознание как психологический феномен 59

2.2 Национальное самосознание: содержание и структура 73

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ОБРАЗА МИРА И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СУБЪЕКТА

3.1 Экспериментальное исследование образа мира субъекта 88

3.2 Экспериментальное исследование национального самосознания 100

3.3 Экспериментальное исследование соотношения образа мира и 107

национального самосознания субъекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 129

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные народы цивилизацией сближены, культурами различены и в этом, с одной стороны -возможность взаимопонимания, а с другой - красота разнообразия. В обстановке все растущих международных контактов люди, даже придерживающиеся одной идеологии наталкиваются на какой-то предел понимания. Произносятся те же слова, формулы, а мыслится под ними весьма разное - и главная беда в том, что об этом часто и не подозревают. Чтобы мнимое взаимопонимание максимально приближалось к действительному, надо делать поправку на национально-историческую систему понятий и ценностей, т. е. учитывать, что представитель другого народа может видеть мир несколько иначе, чем я. Разработка проблемы национальных образов мира могла бы иметь прямо практическое значение для взаимопонимания народов.

Проблема изучения национального самосознания, образа мира
субъекта и их соотношения для современного общества и России в целом
имеет особое значение. Россия является поликультурной страной, в которой
многочисленные этнические группы, проживающие на её территории, имеют
длительный исторический опыт мирного сосуществования,

обуславливающий их культурную близость и сходство ценностей. Современный человек ощущает острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других людей.

Возрастающий интерес к человеческой индивидуальности привлекает внимание людей к особенностям личности и к закономерным проявлениям внутреннего мира окружающих. В наши дни мир с внешней стороны становится всё более единым — образ жизни, одежда, нравы делаются сходными у разных народов и в различных регионах земного шара. Однако национальные воззрения, культурные традиции, типы самосознания не только не угасают, но углубляются, усложняются. Возрождение национального самосознания тесно связано с проблематикой гуманизации

всех сфер жизни общества и, прежде всего, с гуманизацией межличностных отношений в среде молодежи. Национальное сознание, национальное самосознание, культура межнационального взаимодействия - сегодня вряд ли кто-нибудь усомнится в актуальности этих понятий. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений - печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях - национальное воспитание, сориентированное на межнациональное общение.

Этнические процессы как одна из разновидностей социальных процессов приобрели во второй половине прошлого столетия едва ли не приоритетное значение для современного общества. Пробуждающееся национальное самосознание представителей этносов во многом обусловливает рост социальной, политической активности людей, радикальный перелом в массовом сознании различных этнических групп. Важность исследования национального сознания объясняется тем, что нет ни одного политического, общественного и социального вопроса, который можно было бы разработать без учета общечеловеческих ценностей. В русле гуманистических теорий личности потребность в понимании и осмыслении окружающего мира, в соответствии с индивидуальным образом мира, рассматривается как одна из базовых человеческих потребностей.

Экономические, социально-политические, культурологические, демографические и другие процессы, происходящие в настоящее время в нашем полиэтническом обществе, во многом объясняются подъемом национального самосознания всех народов, населяющих Россию. Возрастающая роль национального сознания и самосознания в современном мире делает в высшей степени актуальной задачу их всестороннего изучения, условий сохранения и развития.

Сочи представляет собой не часто встречающийся на территории РФ столь многонациональный город, в котором взаимодействуют в основном культуры русского, армянского, грузинского, украинского, греческого и

белорусского народов. Важнейшими условиями прочности, как государства, так и отдельных его регионов становится формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики. Поэтому изучение этнического самосознания и отношения к другим нациям молодежи является актуальной проблемой для нашего региона.

Отечественные учёные отмечают, что среди основных процессов, свойственных массовому сознанию в ситуации нестабильности, изменение в системе ценностей вызывает необходимость особо тщательного социально-психологического анализа. Одна из проблем - имеют ли исследуемые качества одинаковое значение в разных культурах (в данном случае: русской, армянской и грузинской) и ее изучение является немаловажным, так как национальное самосознание рассматривается как основа мотивов, которыми люди руководствуются в своей жизни, строят свое поведение в обществе.

Проблемы национальных особенностей, национального характера, разные аспекты самосознания изучались в философской и психологической литературе (ВяткинБ.А., Зинченко В.П., Крупник Е.П., Лебедева Н.М., Леонтьев А.Н., Мамардашвили М.Н., Столин В.В., Сухарев А.В., ХотинецВ.Ю. и др.).

Рассматривая национальное самосознание как одну из форм общественного сознания, в которой находит отражение жизнь общества, следует отметить, что национальное самосознание можно рассматривать и как составную часть целостности (этноса) и одновременно - как относительно автономное самостоятельное образование, которое чаще всего проявляет себя как определенная совокупность психологических (эмоционально-чувственных) образований (Бердяев Н.А., Вернадский Г.В., Волков И.П., Дробижева Л.М., Ильин И.А., Караковский В.А., и др.).

В то же время, практически отсутствуют исследования, посвященные влиянию национального самосознания студентов на их представление о других людях, о самих себе, о будущей жизни, т.е. на образ мира. Это и

определило выбор темы нашего исследования: «Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта».

Цель исследования: определить взаимосвязь между образом мира и национальным самосознанием субъекта.

Объект исследования: национальное самосознание и образ мира субъекта.

Предмет исследования: соотношение национального самосознания и образа мира субъекта.

Гипотеза: образ мира субъекта дифференцировано определяет национальное самосознание личности.

Теоретическую и методологическую базу исследования

составляют: концептуальные представления об образе мира субъекта (Берулава Г.А., Леонтьев А.Н., Смирнов С.Д.), личностно-ориентированный подход к исследованию национального самосознания (Бехтерев В.М., Блонский П.П., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.).

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать и обобщить исследования, посвященные изучению образа мира личности, его психологического содержания и психологической структуры;

  2. осуществить теоретический анализ работ, посвященных исследованию национального самосознания;

  3. выявить доминирующие профили образа Я, определяющие структуру национального самосознания у различных этнических групп;

  4. выявить доминирующие профили образа других людей, образа окружающего мира, образа собственной жизни у представителей разных национальностей;

  1. выявить значимое различие между национальностями по профилям образа Я, образа других людей, образа окружающего мира, образа собственной жизни;

  2. выявить соотношение национального самосознания и образа мира личности.

Методы исследования: в работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ психологической, философской и педагогической литературы по проблеме образа мира и национального самосознания, тест диагностики образа мира субъекта Берулава Г.А, наблюдение, беседа, метод семантического дифференциала, самооценка; количественный и качественный анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что выполнен детальный сравнительный анализ образа мира и национального самосознания представителей трёх национальностей: русской, армянской и грузинской, выявлены доминирующие профили образа Я, образа других людей, образа окружающего мира, образа собственной жизни у представителей разных национальностей, выявлено значимое различие между нациями по данным профилям.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные данные позволяют уточнить роль образа мира в национальном самосознании личности. Результаты являются значимыми для развития психологии личности.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для формирования позитивных межнациональных отношений в среде молодежи, в воспитательных целях при работе со школьниками старших классов и студентами для развития у них гуманистического образа мира.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается
непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, их
обоснованностью, многоаспектным рассмотрением проблемы,

экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; корректным использованием методов сбора и проверки материала; системностью обработки экспериментальных данных, включающей качественные и количественные оценки.

Экспериментальная база исследования: исследование, в котором приняли участие 360 человек, проводилось на базе Черноморской гуманитарной академии (г. Сочи).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Образ мира субъекта дифференцировано определяет национальное самосознание личности.

  2. Значимая разница по типам образа Я между студентами русской, армянской и грузинской национальностей существует по профилям ИИП, ЭИП и ЭДА; по типам образа других по профилям ИИП, ЭИП; по типам образа окружающего мира по профилям ИИП, ЭИП; по типам образа собственной жизни по профилям ИИП, ИИА, ЭИП.

  3. Доминирующими профилями образа Я у студентов русской национальности являются типы ЭИП, ИИП, ИДП; у представителей армянской национальности - типы ИДП, ЭИП, ЭДП; у респондентов грузинской национальности - типы ИДП, ИИА, ЭДА. Данные соотношения характеризуют особенности национального самосознания указанных этнических групп.

  4. Доминирующими профилями образа других людей у студентов русской

национальности являются типы ИИП, ЭИП, ИДП; у респондентов

армянской национальности - типы ИИП, ИДП, ИИА; у молодежи

грузинской национальности - типы ИИП, ИДП, ЭИП. Доминирующими

профилями образа окружающего мира у молодежи русской

национальности являются типы ЭИП, ИИП, ЭДП; у респондентов

армянской национальности - профили ИИП, ЭИП, ИДП; у лиц грузинской национальности - профили ИИП, ЭДП, ИДА. Доминирующими профилями образа собственной жизни у респондентов русской национальности являются типы ЭИП, ИИП, ИДА; у студентов армянской национальности - типы ИИП, ЭИП, ИДП; у респондентов грузинской национальности - типы ЭИП, ИИП, ИИА.

Апробация результатов исследования: материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии личности при Научно-образовательном центре Российской академии образования в г. Сочи; на заседаниях кафедры психологии Черноморской гуманитарной академии (г. Сочи); на региональной научно-практической конференции «Современные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в вузе» (Сочи, 2002), на XXII психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона» (Сочи, 2003), на конференции «Ментальное самосознание и поведение молодежи Северного Кавказа» (г. Астрахань, 2004), на Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования» (г. Сочи, 2004)

Публикации: по материалам исследования имеется 5 публикаций.

Структура диссертации: выполненное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Понятие образа мира

Образ, как психологическое понятие, имеет более чем двадцатипятивековую историю. При всей широте спектра различных подходов к пониманию образа, его роли и места в ряду других психологических явлений в качестве основополагающих для психологии выступают два момента: вторичность образа по отношению к объективной реальности и активность субъекта в процессе построения образа (С.Д.Смирнов, 1981).

В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой, особенно когда речь идет о психологическом обеспечении процессов обучения человека, проектировании его деятельности с характеристиками и возможностями человека.

Образ - это феномен психического отражения. Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах И.М. Сеченова.

С позиций, разработанных в отечественной психологии, образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Особое значение для понимания сущности образа имеют следующие положения теории отражения:

1. ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний;

2. ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания;

3. ощущение выступает как субъективный образ.

Образ, регулирующий сознательную целенаправленную деятельность человека, включает уровни психического отражения. Чтобы у человека сформировался такой образ, который обеспечил бы ему возможность эффективно действовать в различных ситуациях, находить в каждом конкретном случае адекватное решение, недостаточно только чувственных данных, т.е. сенсорно-перцептивной информации. Необходимо раскрыть значение этих данных, выявить существенное, общее, закономерное. Иначе говоря, с точки зрения требований деятельности образ становится только тогда, когда его «чувственная ткань» (А.Н. Леонтьев, 1986) органически объединяется со значением, т.е. когда чувственное и рациональное образует единый сплав. Образ, отражающий только то, что в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, не мог бы обеспечить целенаправленности действий; в этом случае окружающая среда полностью управляла бы поведением субъекта.

Но и образ, имеющий обедненную чувственную основу, также не может обеспечить эффективную регуляцию действий, особенно в сложных условиях. Это значит, что при обучении человека какому-либо виду деятельности необходима определенная мера сочетания методов, формирующих чувственные и логические компоненты образа, его «чувственную ткань» и его «семантику». Эффективность образа - в плане его регулирующей функции по отношению к деятельности субъекта — существенно определяется тем, насколько он обеспечивает антиципацию, т.е. опережающее отражение (по П.К. Анохину).

Благодаря многоуровневости образа отражаемый в нем предмет (объект) презентируется человеку в многообразии своих свойств и отношений.

Самосознание как психологический феномен

Проблема сознания, являясь важнейшей психологической проблемой, неизменно привлекала к себе внимание исследователей на всех этапах развития психологической науки. Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этому. Поэтому проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии, это предмет конкретно-научного психологического исследования. Начало психологическому изучению сознания было положено представителями интроспективной психологии В. Вундтом, Э. Титченером, У. Джемсом, Ф. Брентано и др. В рамках этого направления были выделены и описаны различные характеристики сознания, к которым, прежде всего, следует отнести следующие: в сознании человеку представлена объективная и субъективная реальность; благодаря сознанию человек воспринимает образы, мысли, чувства как принадлежащие лично ему, отделяет «Я» от «не-Я»; сознание целостно и непрерывно; оно наполнено определенным содержанием, которое может перемещаться с периферии сознания в его фокус и наоборот.

Проблема развития национального самосознания связана с определением понятия самосознание и сознание. В работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А.Е. Шерозия и др. сформировалось понимание сознания как специфической формы отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от сознания. В сознании проявляется единство субъективного и объективного. Сознание проявляется не только по отношению к предметному миру, но и по отношению к общественному сознанию. Осознанность или неосознанность любого факта действительности существенно определяется тем, что именно в нем осознается. Сознательное проявляется тогда, когда то или иное положение усвоено сознательно в системе тех связей, которые делают его обоснованным.

Сознание включает в себя не только знание и отображение, но и практическое отношение к нему человека. При этом определяющим является практическое отношение, которое включает в себя и теоретическую деятельность сознания. Сознание - это не только содержание, отражение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание и отвержение, утверждение и отрицание и т.д.

Сознание человека - это свидетельство и производный компонент его реальной жизни (С.Л. Рубинштейн, Г.Г. Шпет, В. Вундт). Сознание, исходя из этого, определяется как «свойственный человеку способ». Способ отношения всегда имеет регулятивную основу, поэтому человеческое сознание рассматривается одновременно и как специфическая форма регуляции взаимодействия человека с действительностью. Данное понятие имеет различные историко-философские толкования, в зависимости от того, как ученые воспроизводят характерную для определенной эпохи структуру человеческой духовности и реальное место сознания в ней, изменяющееся с мировоззрением того или иного периода общественного развития.

С сознанием в широком смысле связано и представление о самосознании. Если посредством сознания человек познает, воспринимает окружающий мир и определенным образом ориентируется в нем, то самосознание направлено, главным образом, на познание самого себя. Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической деятельности, иными словами, осознание своего нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения.

Под влиянием общесоциальных и культурных факторов складывалось национальное сознание, которое в свою очередь воздействовало на социальную среду посредством системы этнообусловленных ценностных ориентации. Субъективированной формой проявления национальности можно назвать национальное самосознание, которое в общем виде можно определить как «чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающиеся в национальном самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к определенной национальной группе». В отличие от самосознания, национальное сознание - это то, что приводит нацию к ее отличительному пониманию, т.е. это тот социокультурный инструментарий, с помощью которого и формируется самосознание.

Экспериментальное исследование образа мира субъекта

Данная глава посвящена исследованию соотношения национального самосознания с содержательными и процессуальными составляющими образа мира субъекта.

Проводимое экспериментальное исследование взаимосвязи образа мира и национального самосознания личности опирается на теоретическую концепцию гуманистических парадигмальных оснований современной психологии, разрабатываемую Берулава Г.А. В этой концепции индивидуальность человека рассматривается как динамическая функциональная система психических свойств, обеспечивающая удовлетворение базовых человеческих потребностей (потребности в социальных контактах, в самоактуализации, в понимании). В рамках такого рассмотрения индивидуальности образ мира выступает как интегративный конструкт взаимоотношений человека с объективной действительностью, а постановка корреляционного исследования, посвященного взаимосвязи образа мира и национального самосознания личности является методологически и теоретически оправданной.

Цель проведенного нами экспериментального исследования состояла в установлении взаимосвязи между образом мира и национальным самосознанием личности. В исследовании выявлялось соотношение образа мира и национального самосознания молодежи русской, армянской и грузинской национальностей.

При разработке программы экспериментальной части исследования мы исходили из того, что образ мира должен характеризоваться с помощью интегративных характеристик, а не рядоположенных качеств, поскольку он представляет собой высокоинтеграционный феномен, который может рассматриваться только как определенная целостность и в этом состоит его психологическая уникальность.

Для изучения формальных (процессуальных) и содержательных характеристик образа мира испытуемых использовался вербальный критериально-ориентированный проективный тест диагностики образа мира субъекта (ВТОМ), разработанный доктором психологических наук, профессором Берулава Г.А., включающий в себя следующую систему заданий:

1. Опишите, как Вы представляете себя

2. Опишите, как Вы представляете других людей

3. Опишите, как Вы представляете окружающий мир

4. Опишите, как Вы представляете собственную жизнь

Данный тест также может быть представлен в невербальном виде (НТОМ). Содержание теста при этом представляет собой задание испытуемому изобразить с помощью любых графических средств себя, окружающих людей, окружающий объективный мир и свою собственную жизнь. Все эти структурные составляющие в целом интегрируются в отношении восприятии человеком образа своей собственной жизни.

С позиций содержательного анализа образ мира дифференцировался нами как эмпирический, позитивистский и гуманистический.

Эмпирический образ мира характеризуется нравственно индифферентным, экспериментальным отношением к окружающему миру, без апелляции к нормативно-ценностным категориям долженствования.

Позитивистский образ мира характеризуется наличием в вербализуемых личностных смыслах субъекта определенных нравственных догматов и правил отношения к своим личностным свойствам, к личностным свойствам других людей, а также к окружающему миру. В то же время в этом отношении заложена ориентация на удовлетворение только индивидуально обусловленных потребностей.

Похожие диссертации на Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта