Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв. Старостина Айталина Анисимовна

Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв.
<
Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв. Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв. Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв. Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв. Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Старостина Айталина Анисимовна. Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв. : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01.- Новосибирск, 2002.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-18/13-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Природно-климатические особенности и их влияние на расселение народа саха

1.1. Ландшафт исследуемой территории. 14 стр.

1.2. Ареал проживания якутов и основные территориальные образования 23 стр.

1.3. Формирование духовной культуры саха. Особенности ритуально-мемориальных сооружений 41 стр

Выводы по первой главе. 54 стр.

Глава II Возникновение и формирование культуры и зодчества народа саха с XV до середины XVII вв

2.1. Основные этапы расселения якутов. 56 стр

2.1.1. Типы ведения хозяйства 56 стр.

2.1.2. Расселение якутов, типы поселений. Особенности планировки усадьбы 68 стр.

2.2. Жилища саха и хозяйственные постройки 78 стр.

2.3. Архитектурно-планировочные особенности жилища и его интерьера 90 стр.

2.4. Декоративно-прикладное искусство Якутии . 96 стр.

Выводы по второй главе 104 стр.

Глава III Эволюция зодчества саха с середины XVII до начала XX века

3.1 Влияние русской культуры и архитектуры на зодчество народа саха, планировку поселений 106 стр.

3.2. Архитектурно-пространственное решение жилища и хозяйственных построек 114 стр.

3.3 Сакральные сооружения и их типы 120 стр.

Выводы по третьей главе 124 стр.

Заключение 125 стр.

Библиография 129 стр.

Якутско-русский словарь 133 стр.

Ареал проживания якутов и основные территориальные образования

По утверждению исследований в XIX - XX в., на нынешней территории Якутии, был умеренный климат, и даже произрастали лиственные деревья. Из животного мира здесь были мамонты, носороги, дикие лошади, быки, олени, бизоны, тигры и песцы, некоторые виды до сих пор сохранились. Постепенно климат меняется, становится более холодным. Появление первобытного человека связано с охотой, погоня за добычей привело их к этой территории. А отсутствие леса - тундре, привело этих людей к уникальной идее. Для постройки примитивного жилища использовали кости животных. Особенно кости мамонта и носорога, их использовали как подпорки, на которых опиралась крыша. Крышу, возможно, обкладывали оленьими рогами. Об этом говорят находки ученых в поселениях Бурети [42]. Так как здесь на место бывшего жилища нашли много оленьих рогов, которых собирали после выпадения. Они хорошо сплетались друг с другом и имели легкий вес, возможно, поэтому служили каркасом крыши жилища первобытного человека в этой местности. С исчезновением мамонтов и носорогов здесь меняется хозяйственный уклад жизни. Жилища становятся более легкими, как шатер, чум или даже как полуземлянка.

Схема движения человека на север в конце палеолита такова: со стороны запада двигается на восток небольшая группа европеоидных пришельцев. Они у берегов Ангары и Лены встретились с более многочисленными восточными племенами и были почти поглощены. Получилось более лапопоидные населения, где преобладают монголоидные племена.

Прошло много времени, пока первобытные охотники, в погоне за добычей, постепенно продвинулись к северу. Далее жизнь человека на территории Якутии протекает уже в лесу. Но все-таки, основным видом жилища, служили легкие наземные постройки, в виде шалаша-чума из жердей, покрытые древесной корой или шкурами. Они были почти прямыми снизу, а верх плавно закруглялся, как показано на рисунке скал «Суруктаах хайа» (из книги А. П. Окладникова «История Якутской АССР») [42]. Такие жилища, где использовано меньшее количество дерева, зависят от бродячей жизни охотника. Наскальные рисунки этого времени посвящались различным обрядам и праздникам, которые были обращены культу лося. В начале рисунки эти имели более простые сюжеты, позднее усложнялись, до целого рассказа. Люди, живущие в этом суровом крае, в основном занимались охотой, отсюда и культ лося. Кроме того, занимались собирательством и рыбной ловлей.

Но все-таки они не жили совсем оторвано от материка. У них были связи со своими соседями. Об этом говорят предметы домашнего обихода, найденные на Вилюе учеными исследователями, и которые, возможно, завезены из Китая, например, бронзовый сосуд эпохи «чжоу» [42].

До XV века, согласно имеющимся исследованиям, население Якутии было полиэтническим. Этническое разнообразие поддерживалось постоянными миграционными процессами общества, и здесь в основном жили следующие народы:

- у морского побережья, в северной части этой территории, жили охотники на морского зверя: эскимосы, чукчи и коряки;

- с северо-запада появляются оленеводы, это: эвенки, ненцы и нгацаны.

- центральную территорию Якутию занимали предки юкагиров, до появления народа саха на этой территории юкагиры жили в большом количестве.

- южнее, жили тунгусы, ламуты и эвены.

С появлением новых южных пришельцев эта этническая карта меняется. Этот южный полукочевой народ в основном сразу располагается в центральной части территории. Наступает новое время, с появлением саха в этой стране, как для коренных жителей, так и для самих якутов. Коренных жителей саха поражали своим бытом и культурой, так как, они были более развитыми. Якутов пугала суровость климата, но и в то же время богатство и нетронутость природы поражали.

На протяжении нескольких веков, начиная с XV века, происходило значительное передвижение якутов и распространение их по обширной территории современной Якутии, что, возможно, проследить на основе имеющихся архивных, исторических, литературных материалов.

В энциклопедическом словаре Эфрона и Брокгауза [13] расселение народа саха описывался следующим образом: «Якуты - племя, составляющее ныне значительную часть населения Якутской области. Принадлежат к числу тюрко-татарских племен. Численность их определяется приблизительно в 200 - 250 тысяч душ обоего пола. Территория, по которой они кочуют, занимает большую часть среднего и значительную часть нижнего бассейна реки Лены с примыкающим к ее устью прибрежьем Арктического океана, а также берега реки Яны, Индигирки, и Колымы, то есть вдвое превышает Францию. Сверх того, якуты живут мелкими группами среди других инородцев Сибири вдали от Якутской области - в Туруханском округе на реке Енисее, в бассейне Амура. Относительно причин передвижения якутов на Север преобладает мнение, что во время великого передвижения народов в Средней Сибири, потесненные ими буряты в свою очередь оттеснили якутов, двинувшихся на Север. Их долго сдерживали тунгусы».

Распространение саха по современной территории Якутии имеет свои характерные черты, и зависит от природных условий этого региона. В XV веке существовали следующие зоны расселения: южная, центральная и северная, сформировавшиеся на основе родоплеменных отношений, по мере миграции. В южной зоне жили - олекминские якуты, а в центральной зоне проживала основная масса населении, отмечается начало переселения их в северную часть Якутии. Таким образом, в Якутии в этот период образовались следующие основные ареалы расселения саха: Центральный, Вилюйский, Олекминский, Верхоянский, Колымский. Якуты, проживавшие на этих территориях, имели некоторые отличия в быту, культуре, ритуально-мемориальных захоронениях и пр.

Саха центрального района лучше других изучены современными исследователями. Эта группа составляла основную массу народа саха. Она расселена довольно компактно на сравнительно небольшой территории. В центральной части данной территории живет большое количество саха, основное занятие которых скотоводство и коневодство, а также охота, рыболовство. Здесь были следующие волости: Кангаласская, Намекая, Чериктейская, Бетюнская, Ботулинская, Хатылинская, Мегинская, Борогонская, Баягантайская, Игидейская., Ботурусская, Мальжагарская, Сылансанская и другие более мелкие, всего 32 волости числилась к семнадцатому веку.

Более подробное описание, по расселению якутов, дал В. Л. Серошевский [57]: центральные якуты «...заселяют часть южного плоскогорья, заключенную между Леной, нижним течение Алдана и левым его притоком Амгой.

Амга, река довольно большая: она берет начало в тех же горах, что и Алдан и течет почти посередине между ним и Леной, параллельно обеим рекам. В Алдан она впадает немного ниже того места, где он, круто изменив свое северо-восточное направление, поворачивает на запад почти под прямым углом, чтобы впасть в Лену. Таким образом, течение и слияние этих трех рек образует как бы трапецию, очень близкую к прямоугольнику. Если за южную границу этой трапеции принять правый приток Лены, речку Таммы, протекающую по Хантайскому, 1-му и2-му Нахарским наслегам Кангаласского улуса. А дальше на восток реку Хамжи (Хамджи), впадающую в Амгу вблизи Амгинской слободы, то площадь, почти в 40000 квад. верст, включенная в пределы этой трапеции, будет представлять густо населенный участок края. В южной части этого отрезка плотность населения самая большая: определить ее очень трудно, так как распределение ее весьма неравномерно: местами она не уступает густонаселенным местностям России, но тут же, бок о бок, лежат громадные площади глухой, никем даже не посещаемой тайги. К северу плотность населения постепенно слабеет и резко обрывается у реки Алдан.

Придерживаясь исключительно речной долины, поселения якутов по Амге доходят на юге до речки Тайдах. По речке Батоме, правому притоку Лены, они поднимаются верст около 300 на юг вверх от устья.

Расселение якутов, типы поселений. Особенности планировки усадьбы

Переселившиеся в XV веке якуты были в основном скотоводами. Это и повлияло на полукочевой образ жизни этого народа. Летом рогатый скот содержался на пастбищах, а для зимнего периода заготавливается сено. Поэтому, якуты кочевали между летником и зимником. Лошади круглый год находились на подножном корму. Жили якуты небольшими поселениями, как диктовала природа, узкие речные долины и маленькие алаасы посреди тайги не могли вместить много народа

С переходом к рогатому скоту якуты, прежде всего, стали оседлыми. Вначале этот переход был вызван недостатком свободных пастбищ и кочевье. Но он закрепил якутов к оседлости. Потому что лошадь требует более обширных пастбищ. Она ест гораздо больше, чем корова.

На новой территории передвижения якутов было сильно стеснено запасами собранного сена, потребностью в обширных хлевах для рогатого скота, в изгородях, в водопое, а также сведения кочевания к двум, самое большее к трем переездам в год. Зиму они проводят в усадьбах, в так называемых «зимниках», «кысынгы джье», лето - в летниках, «сайылык» или «сайынгы джье». Зимники устраиваются обыкновенно среди лугов недалеко от запасов сена; летники - в горных падях, над речками или в «алаасах», на расстоянии нескольких верст, не больше, впрочем, 10 и 15 от зимников.

Кочует все население одновременно. Уже в половине апреля жители начинают наведываться в свои летники, сгребают с крыш и со двора снег, подчищают и поправляют дома и: молочные погреба, подвозят, пользуясь последним санным путем, сено, нужное для стельных коров, и более грузные вещи домашнего обихода. С исчезновением снега, приблизительно в конце апреля, а на севере в конце мая, по проселочным дорогам, ведущим с долин рек в глубь тайги, начинается оживленное движение. Идут гурты скота, за ними едут люди верхом на быках, на санях, а где позволяет местность - на скрипучих телегах везут - сундуки, столы, стулья, платье, утварь и пустые кожаные бочки - «симиир» под молочные скопы. Наконец также везут, маленьких детей в люльках и телят сосунков, увязанных в выстланных сеном корзинках, не хуже любого младенца [57].

В целом же, выработка технологии содержания крупного рогатого скота в условиях Якутии привела к переоценке приоритетов в скотоводстве. Содержание крупного рогатого скота было выгодным, прежде всего потому, что на его прокорм требовалось меньше территории, чем на содержание такого же количества лошадей.

Повышение роли крупного рогатого скота в хозяйстве якутов привело к тому, что ЇЄ, кто имел скот, практически перешли к оседлому образу жизни.

Этнографические данные, касающиеся вопроса поселений якутов, весьма скупы. Причиной тому отчасти служит неопределенность пределов отдельных поселений, нечеткость границ, отделяющих «кыстык» одного названия от другого. И, как отмечалось еще сравнительно недавно, «на одном большом земельном участке, известном под одним наименованием, могут быть расположены десятки хозяйств в отдельных юртах, разбросанных по пунктам, имеющим различные наименования того или иного земельного участка, местности или озера, на которых расположены жилое помещение».

«Кыстыки», как правило, носили названия той местности, где находились. Названия аласов, озер, речных долин, травянистых речек не всегда объяснимы с точки зрения топонимики. Часть этих географических объектов носит название трав, какие представляются характерными для данной местности. Например, Бэттиэмэлээх (от слова бэттиэмэ - ковыль), Хомустаах (от слова хомус - камыш) и т. д. Эти названия связаны с эксплуатацией покосов и косвенно указывает на качество и ценность трав, растущих на них. Хозяйственные признаки носят названия следующей группы: Хатынг кюрюе (Березовая изгородь); Кур кюрюе (Прошлогодняя изгородь) и т. д. Большая группа «кыстыков» в свое название включила наименование построек, которые там существуют или существовали: «Сэргэлээх» (от слова сэргэ -коновязь), «Урасалаах» (от слова ураса) и т. д. Наиболее интересны названия, содержащие имена бывших владельцев. Например: «Эмээхсин алааса» (алаас старухи), «Бюетюр алааса» (алаас Петра) или «Бырыыкап алааса» (алаас Бырыкова) и т. д. В последней группе названий отчетливо видна принадлежность тех или иных местностей с сенокосными угодьями определенному хозяину.

Переезд с «кыстыка» на «сайылык» (зимник - летник) происходило в конце мая или в начале июня, а обратно на зимник - в конце августа или в первой половине сентября. Только у северных якутов-скотоводов переселение на летник происходило примерно на полмесяца позже, а обратно на зимник - раньше на целый месяц.

Переезд на летник приурочивалось к появлению первой зелени на покосах и пастбищах. Усиленная забота скотовода об оберегании своих покосов начиналось с этого периода. Производилась очистка территории после предшествовавшего пала, то есть выжигания прошлогодней травы, для предотвращения потравы покосов скотом, собственным и чужим, тщательно ремонтировалась и закрывалась изгородь. Это обстоятельство обусловливало одновременное переселение хозяйств, чьи сенокосные угодья располагались по соседству.

Под «сайылыки» летом занимались местности, удобные для летней пастьбы скота, алаасы, непригодные для сенокоса, долины травянистых незаливаемых речек. В отличие от «кыстыков», в «сайылыках» почти не велись работы по облагораживанию пастбищ. «Сайылык» летом был заселенным, чем зимник. Источники утверждают, что в «сайылыках» в прошлом жили родственные семьи, хотя в некоторых случаях эти родственные связи могли быть и весьма отдаленными.

На «сайылыке» якутская семья проживала 3-3,5 месяца. По окончании сеноуборки она возвращалась на «кысгык». Вся хозяйственная деятельность скотовода в летний период сводилась к тому, чтоб лучше подготовиться к предстоящей зиме: в достатке запастись продуктами скотоводства - маслом и кислым молоком, обеспечить максимальный нагул для скота и больше заготовить доброкачественного сена.

В. Л. Серошевский отмечал, что «два сенокосных месяца - время самой напряженной и горячей работы якутов». В это время мужчины, свободные от ухода за скотом, ночевали на «кыстыке», то есть прямо на месте сенокосных работ. Таким образом, проживание на кыстыке не прекращалось полностью и летом. С этой точки зрения переселение на сайылыки можно расценивать как необходимость, вызванную уходом за скотом, выведенным за пределы сенокосного угодья на период заготовки сена.

На территории Якутии до середины XVII века практически не было больших поселений, следует отметить дисперсность расселения якутов по огромной территории. Расстояние между поселениями отдельных якутских хозяйств были различными: некоторые находились друг от друга в нескольких километрах, реже на расстоянии многих десятков километров (50 -100 км). На территории Якутии до прихода русских практически не было поселков.

Небезынтересно сравнить данные о поселениях и сезонных пастбищах якутов и других скотоводческих народов Сибири и сопредельных территорий.

Существующие якутские поселения, состоящие из одного, двух или трех семей, были разбросаны по многочисленным «алаасам» и речным долинам, пригодным для ведения скотоводческого хозяйства. Любое постоянное поселение независимо от размеров и места расположения называлось «ыал» это слово включало такие понятия, как «жилой дом», «отдельная семья», «двор», «хозяйство», «сосед» и др. Сходные с якутским названием «ыал» населенные пункты имели тувинцы, у которых они назывались «аал». Характерной их чертой было то, что тувинцы ставили свои юрты в различное время года в разных местах, в зависимости от места выпаса скота. Местопребывание тувинского «аала» менялось в соответствии со временем года. С появлением первых признаков весны, когда уже ясно обозначались проталины, «аал» откочевывал с последней зимней стоянки на весенние пастбища. По мере таяния снега и появления зелени «аал» устремлялся к местам, где объединяемые им семьи сеяли хлеб. По окончании сева «аал» откочевывал на первую весеннюю стоянку, где уже успевала подрасти трава, а с весенней стоянки - на летовку, подальше от своих посевов, в тайгу. Хозяйственные основные работы были направлены на сохранение скота, особенно молодняка, на его максимальную откормку и на заготовку впрок молочных продуктов. С наступлением холодных ночей в конце лета «аал» начинал продвигаться ближе к посевам, находившимся в долине и в низовьях впадающих в него рек. В конце августа и начале сентября приступали к уборке урожая. Затем «аал» перекочевывал на осенние пастбища, находящиеся вблизи убранных полей. Вскоре после молотьбы происходила перекочевка «аала» на зимние пастбища. На первую зимнюю стоянку старались попасть еще до выпадения снега, особенно если перекочевывали в таежные районы. Аал перекочевывал по несколько раз в сезон - по мере поедания скотом травы на пастбище.

Декоративно-прикладное искусство Якутии

Особое место в культуре народов Саха занимает декоративно-прикладное искусство. Особенно велика роль орнамента.

Орнамент - один из древнейших видов искусства. Уже на заре развития общества человек стремился к украшению вещей, которыми он пользовался в повседневной жизни. Орнамент свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем собраны глубина мысли народа, его творческая фантазия и художественное мастерство. Являясь частью декоративно - прикладного искусства, орнамент, как и все другие виды этого искусства, дополняет красоту природы, новой познанной и созданной человеком красотой. Выражая определенный строй мыслей и чувств, он осуществляет эмоциональное и идейное воздействие на психику людей, т.е. воспитывает их в определенном направлении. Кроме того, он является и организующим началом, так как выявляет архитектонику и конструкцию предметов. Орнамент, подчеркивая форму вещи, делает ее более заметной, законченной, обогащает ее цветовое звучание, украшает ее.

Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, «сэргэ», атрибуты летнего праздника «ысыах», домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду.

Изобразительные средства якутов очень разнообразны, их мотивы зависят от того, для каких изделий они предназначены и отсюда их виды.

Знакомство с орнаментами других северных народов, (эскимосов, чукчей и эвенов) показывает, что их искусство во многом обнаруживает черты сходства друг с другом. Некоторые детали этого искусства, присутствуют в орнаментике якутов, как и орнаментика южных народов (бурят, монголов и пр.).

В основном, в орнаментах этих северных народов [43] существует комплекс орнаментальных мотивов строго геометрического характера. В него входят четыре типа мотивов:

-полосы, квадраты, прямоугольники, параллельные линии - первый;

-точки, круги, овалы, розетки, звездчатые розетки, полукруги - второй;

-прямая-косая сетки из квадратов и ромбов - третий;

-группа простейших геометрических узоров. [43]

В многоцветных орнаментальных мотивах наглядно отразилось духовное богатство, творческая фантазия, художественные давние традиции народа, как, например, у бурят, монголов и др.

Так, в основу орнамента бурятского народа положены самые разнообразные мотивы растительного и зооморфного характера, общие для всех кочевых и охотничьих народов: «бараний рог», «два барана», «прыжки», «скачки», «оленьи рога», «полет птицы» и т. д. Отдельные мотивы связаны с культом орла, оленя, рыбы и др. животных. Встречающиеся различной формы завитки означают голубую волну, зеркальную поверхность с контрастными сочетаниями цветов и т. п. [11].

Племена, которые жили в условиях, первобытно - общинного строя умело украшали свой быт растительным и геометрическим орнаментами.

Характерно, что имеющиеся в нашем распоряжении материалы указывают на общность художественной культуры племен, населявших в то время Западную Сибирь, с культурой племен Алтая и других.

Техника и мотивы орнаментального искусства продолжают традиции, основы которых были заложены первоначально в условиях кочевого быта. Народ и его мастера сохраняют свою уникальность и самобытность развития, которое происходило примерно в течение 1500 лет.

Орнамент как изобразительное искусство в монументально-декоративном искусстве в этот период почти не находит выражения, а применяется в основном для украшений предметов быта и тем самым в них сохраняет свои основы.

Развитие орнаментального искусства, как и всякого другого, связано с историей народа. Поэтому в настоящей работе дается исторический обзор развития орнаментального искусства вообще и архитектурного орнамента в частности на фоне развития общественных отношений и культуры.

Декоративное искусство, как народное искусство, не прекращало своего развития на протяжении XV - XIX веков. Постепенно орнаментация архитектуры главным образом перешла на предметы быта, (одежду, утварь и внутреннее пространство юрты и т. д.). Наибольшей пышности декоративно-прикладное искусство достигло в оформлении юрт богатых якутов.

Одним из видов жилища якутов., сохранившегося и получившего на протяжении веков наиболее полное развитие форм и декоративного убранства оформления своих элементов, является «ураса». «Ураса» играла роль аккумулятора архитектурного декора в отдельные исторические периоды, особенно в период застоя или некоторого упадка монументальной архитектуры в результате нашествия и разрушительных действий других племен. С тех пор, когда етап известен этот тип жилья, прошло более 2500 лет. Первые юрты строились как простые переносные шатры, и постепенно совершенствуясь, этот тип жилья дошел до нас в известном ныне виде. Элементы декора в «урасе» и юрте-балагане были одинаковы, но в «урасе» обильнее декорировались стены. Самым важным элементом в интерьере жилища была спальня незамужней девушки или невесты. Ее украшали берестяным орнаментированным покрывалом. Одним из значимых элементов интерьера является место для почетных гостей и хозяина.

Для правильного установления исторического развития архитектурного орнамента и компактности работы рассмотрим, главным образом, декоративное оформление некоторых памятников лишь с особенно характерным для народов Сибири декором. При этом наряду, с орнаментом памятников архитектуры, мы одновременно считаем, возможным включить, в наши исследования материалы из декора жилища кочевника и бытовых предметов.

На основе изучения этнографических материалов, визуального анализа предлагается классификация орнаментальных мотивов и форм, установление основных свойств элементов в композиции.

Как следует из сказанного выше, мотивы орнаментики народов Сибири складывались уже в далеком прошлом, и в процессе развития, в соответствии с общественным и политическим строем происходила дальнейшая стилизация исходных элементов орнамента. С древнейших времен на территории современной Якутии сложились следующие мотивы и формы архитектурной и бытовой орнаментики:

1) геометрический мотив (в виде черточек - резьбе по дереву, или лоскутков коры - «сарбынньах», завитков - «эрбэлдьин», линий -«быа, дьураа», и др.);

Происхождение геометрического орнамента остается пока не установленным. Можно лишь предполагать, что первоначально этот вид орнамента возник как изображение орудий труда, магических знаков, затем в эпоху пастушества добавляется изображение загонов для домашних и диких животных. Также зооморфные и растительные элементы в зависимости от техники и материалов могут быть превращены в геометрический орнамент или включены в геометрические фигуры - оправу и т. д.

Элементы зооморфного орнамента более разнообразны, но основным являются бараньи рога (на якутском языке - бараан муоііа, казахском -кошкар-муиз), орнамент в виде коровы (ынах ойуу), и лировидный или рисунок s-образным элементом, символизирующий коневодство (когер ойуу).

Из числа приведенных элементов зооморфного мотива подавляющее большинство представляет собой сложные соединения с включением как геометрических, так и растительных элементов. Поэтому зооморфный мотив орнамента следует считать весьма условным.

Орнамент в виде бараньих рогов давно известен для тюркоязычных народов, он имеет древние корни и богатое содержание. Якутские мастера по дереву широко применяли их в своих изделиях. На предметах домашнего обихода из бересты и на деревянных изделиях распространялся стилизованный орнамент в виде коровы.

Некоторые из них, как, например, «бараньи рога», сохранились с древнейших времен до настоящего времени, другие возникли как названия стилизованных изображений зооморфного характера в следующие периоды общественного развития, третьи названия сложились под влиянием изменившихся религиозных воззрений, как, например грифоны - крючки.

Архитектурно-пространственное решение жилища и хозяйственных построек

На протяжении десятков лет конструктивное решение юрты постоянно совершенствовалось при неизменности общего пирамидального объема. В постройках второй половины XVII века жилье отделяется от хлева полностью, потом у зажиточных домов настилается пол, далее оконные проемы закрывают слюдой, и усовершенствуется угол дома, в некоторых юртах были двойные стены для лучшей теплоизоляции. В народном зодчестве плодотворно осваивались и видоизменялись конструктивные приемы и архитектурные формы русского деревянного зодчества.

Во второй половине XIX века юрта - балаган постепенно стала вытесняться летником, это та же зимняя постройка, то есть это сооружение, но в более легком варианте. Ураса, если и ставилась, то по соседству с другими жилыми постройками. Богатые - писал Приклонский В. А.,- в нескольких шагах от юрты ... ставили урасу ... (Приклонский В. А. Указ. Соч., вып. I).

В XVIII - XIX вв. в центральных улусах сохранилось именно такие сооружения. Ставили их во время больших праздников, в основном в летнее время. Если ставили несколько таких жилищ, то это говорило о том, что у тойона (господина) племени много жен. Кроме этого, много «урасы» ставили во время свадьбы, когда приглашали родственников невесты («ийэ ууса»).

Влияние русских срубных построек проявились и в следующем развитии формы юрты - балагана. Так, подъем средней части кровли, для стока по нему воды, делается не подбором разных по высоте вертикальных бревен, то есть не путем изменения линии стены, которую обычно повторяет кровля. А путем укладки на одинаковую по высоте поверхность четырех стен юрты, на 3-4 венца сруба понижающего к краям. На последнем этапе, наряду с решением угла, коренным образом изменилось и устройство верха, в результате чего пирамидальной оставалось лишь нижняя часть, а верхняя часть представляла собой нечто иное, как часть русского сруба, три - четыре венца, соединенное в углах «в лапу».

Влияние русских в зодчестве якутов, отмечал В. Л. Серошевский [57], прежде всего в подъеме крыши и большей отвесности стен. С одного торца, для того чтобы достичь большего наклона, кладут несколько бревен верхней части дома, далее крепят их по середине бревнами матицы. Под матицами появились подушки. Приближаясь от глухих мест к какому-нибудь из русских центров, писал он, я всегда замечал в постройках постепенное нарастание их высоты, большую покатость их крыш и увеличивающиеся размеры окон. Также, окна покрывали разными материалами, о которых упоминалось выше. Лишь в конце XIX века в окна ставили рамы, состоящие из кусков стекла, вшитых конским волосом в берестяные переплеты. Под матицами появились подушки, а меньший наклон стен лишал юрту темных углов, делал ее светлой и уютной. Пол в юртах стали делать дощатым; стены не из круглых бревен, а из широких гладких плах. Вместо угловых столбов появились срубные углы, обращенные во внутрь юрты. Следует, особо обратить внимание на этот элемент якутского балагана. Его решение было самым сложным во всей конструкции, так как вертикальный опорный столб в углу не примыкал к стенам, и оставалось пространство в виде двух треугольников. Щели надо было закрывать дополнительными средствами. Найденное решение очень интересное: начиная снизу, выступы бревен сруба укорачивались, следуя наклону стен юрты, которые теперь примыкали к треугольным стенкам срубного угла вплотную. Среди якутов до сих пор остается неизвестным, откуда они заимствовали этот элемент, называемый ими почему-то немецким углом. Слово «немецкий», следует понимать как «угол наоборот», так как в интерьере он действительно выглядит таким образом» Здесь другой пример решения угла, где варьируется именно высота бревен, для прочной заделки угловых стыков. Такой угол называется немецким. Почему? Может потому что он не русский.

«Подбор леса, толщина столбов и балок, крутизна углов падения, откошенность высоты, длины и ширины - все это сливалось в такой юрте в одно художественное целое, в котором поправить или изменить было нечего. Небольшое уклонение, в ту или другую сторону чего-либо, портило бы впечатление, и якуты сейчас же указывали на такие недостатки», восторженно писал В. Л. Серошевский. [57]

Одним из последних изобретений в конструкциях юрты - балагана становится стена. В юрте с внутренней стороны стены делают из гладких толстых плах, а снаружи обыкновенные круглые бревна, получается двухслойная стена.

Серошевский [57] пишет в своих исследованиях: «Предложение, что употреблять для построек бревна в отвесном положении заставило якутов плохое качество северного леса, что форма юрты есть результат естественных свойств ее материала, малоубедительно. Почему в таком случае долгане и якуты, живущие на границе леса по Хатанге, Боганиде, Анабаре, предпочитают для постоянных жилищ употреблять горизонтальную кладку бревен в русском стиле? Им знакомы и урасы, крытые то землей, то ровдугой, и ничем не крытые охотничьи ютяни, а между тем, из-за недостатка хорошего материала, строят свои жилища по образцу славянских изб, подражая им вплоть до формы битых из глины, лежачих печей. Вероятнее предположить, что устройство более обширных, постоянных домов было якутам до прихода в Якутскую область неизвестно или находилось у них в зачаточном состоянии. Когда явилась в них настоятельная потребность, они усвоили: на западе - идею русского сруба; на востоке же, на Амгинско - Ленском плоскогорье, где потребность эта явилась, по всей вероятности, немного раньше появления русских, они приняли от неизвестных соседей, аборигенов, идею торцовой постройки».

Уже, во - второй половине XIX века стали появляться юрты, которые стояли отдельно от хлева. Полное отделение жилище от хлева наблюдается только к концу 30-х годов XX века.

Многие части юрты - балагана современного происхождения. Нары -«ороны», устроенные наподобие ящика с крышкой для того, чтобы положить некоторые вещи, зовутся «русскими» нарами. Пол называется «муоста», от русского помост. А забор кругом завалинки - «сабараанньа» (собрание, то есть собирать). Наконец, якутский камелек происхождения также, несомненно, русского. Наверное, поэтому иногда встречается расположение камелька слева от входа, а не справа, как пишут в некоторых источниках, так как в старину очаг в урасе был посередине жилья. Бетлинг предполагал даже в происхождение камелек смешанное польско-русско-инородческое. И далее пишет, якутское название осок, несомненно, испорченное русское «очаг», для его фундамента удержано русское «сесток» (шесток).

В начале XVIII века четырехугольный срубный дом (ампаар джие) у якутов получил распространение в качестве летнего жилища. По внутреннему устройству такое жилище сходно с балаганом. Вдоль стен также располагались нары. Иногда к дому пристраивали юрту-балаган или амбар, в передней - входной части сооружали навес (кююлэ). Такие дома в основном строили с земляной крышей и без дощатого пола, как в юрте-балагане. Эти нововведения были не только в постройках, но и жилища обставляли мебелью русского образца. Столы, стулья, шкафы для посуды делали якутские мастера, которые вносили национальный стиль в отделку деталей.

Таким образом, в начале XX века у якутов остается два вида жилья:

а) усовершенствованная, во многом видоизмененная и более комфортная, юрта-балаган - «туруору балаган»;

б) срубный дом «сытыары балаган», заимствованный у русского зодчества.

Мельницы. Среди большого разнообразия хозяйственных построек особое место занимают мельницы. Эти сооружения получили большое распространение со второй половины XIX века, когда саха стали активно заниматься земледелием и выращивать хлеб. С появлением земледелия, у якутов развивается хлебопашество, которое требует такую разработку, как мукомолье. Вследствие этого появляется это уникальное сооружение.

Эти мельницы не ветряные и не водяные. Мельница была возовой, работала при помощи рабочего скота. Основной двигатель мельницы -топчанки лошадь или вол. Большое распространение имели ручные мельницы.

Одним из первых, мельницу построил тойон Пономарев. Это сооружение результат русских и якутских мастеров, их совместное творчество. Практически все детали мельницы деревянные, кроме каменного жернова и металлического стержня, на которой он посажен.

Похожие диссертации на Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв.